Образовательные программы

Международная журналистика и интернет-безопасность в МУИТ

Данные актуальны на декабрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B03203 Международная журналистика и интернет-безопасность в МУИТ

Подготовка специалистов, которые могут использовать возможности современных масс-медиа, для создания положительного образа Казахстана. Эти специалисты должны обладать навыками работы с цифровыми мобильными технологиями для сбора, обработки и передачи информации. Они также должны уметь создавать мультимедийный контент для внутренних, международных и зарубежных масс-медиа. Целью их работы является обеспечение геополитической стабильности и информационной безопасности Казахстана.
Образовательная программа двудипломная, вуз-партнёр Университет имени Адама Мицкевича, Польша.
Язык обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Экономика. Курс охватывает все ключевые элементы дисциплины «Экономика». В нем будут кратко освещены объект и предмет изучения, проблемы собственности и экономических отношений, типы экономических систем, деньги и денежные системы, механизмы рынка, конкуренции и монополии, капитала и стоимости, воспроизводства капитала фирмы, заработная плата, прибыль и доход, макроэкономический анализ экономики, экономический рост, национальная экономика в мировой экономической системе. И, наконец, в этом курсе будут обсуждаться различные возникающие тенденции в экономической теории на примерах из реальной жизни и тематических исследованиях. К концу курса студенты будут знать основные экономические проблемы, то, как предприятия принимают решения, как люди вкладывают деньги, чтобы откладывать на будущее, и как экономическая политика влияет на человека или государство.
  2. Анализ больших данных. Цель дисциплины — формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно понимать современные проблемы прикладной математики и информатики, проблемы обработки и анализа информации.
  3. Введение в изучение государства и права. Основной целью дисциплины «Введение в изучение государства и права» является разработка научно-методических указаний, помогающих студентам глубже разобраться в вопросах, касающихся возникновения государства и права, истории развития и функционирования правовых и государственных институтов, соотношение государства, права и других сфер общественной деятельности, основные направления развития современных правовых и политических институтов и систем. Знание политико-правовых учений, исторических процессов государственно-правового развития, подходов к сравнительному анализу правовых и политических институтов способствует воспитанию будущих специалистов, как высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные и уникальные общественные задачи.
  4. Введение в коммуникативные исследования. «В процессе изучения курса студент учится распознавать информационные потребности аудитории и работать с ней, владеть технологиями связей с общественностью, коммуникационными стратегиями, В результате изучения курса студенты и должны: -знать основы коммуникации – деятельности; — уметь применять правовые и этические регуляторы в коммуникации на практике; -иметь навыки бесконфликтного решения проблемных ситуаций.»
  5. Дата журналистика. В основе дисциплины «Журналистика данных» лежит обработка данных и представление полученной информации в виде текстовой истории или инфографики. В процессе изучения дисциплины обучающийся освоит разнообразие форм и методов работы журналиста с большими массивами данных, научиться извлекать и анализировать информацию, визуализировать ее, познакомится с технологическими основами журналистики данных. Также целью курса является освоение этических нормативов при работе с открытыми данными, обработка персональных данных, освоение правовой базы процессов работы с данными .В результате изучения курса студент приобретает знания по работе с базами открытых данных, умеет использовать технологии цифровой журналистики при создании медиапродукта, а также владеет технологиями дата -аналитики.
  6. Делопроизводство на государственном языке. Делопроизводство на государственном языке является очень важным предметом для студентов, т.к. данная дисциплина учит составлению, оформлению документов на государственном языке, формирует практические навыки и умения самостоятельно составлять, переводить на казахский язык документы.
  7. Дизайн и оформление изданий. Цель курса — дать полное представление об оформлении и моделировании прессы , ознакомиться с функциями дизайна прессы, ресурсами и средствами дизайна, способами их объединения в гармоничную композицию, изучить факторы, влияющие на дизайн издания, особенности оформления изданий различных типологических групп, освоить инструментарий современного дизайнера прессы в теоретическом и прикладном аспекте, научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической профессиональной деятельности.В результате изучения курса студент приобретает знания по графическому оформлению изданий, медиаресурсов, умет работать с цветом и композицией, а также умеет применять технологии компьютерной графики.
  8. Жанровые формы и функции журналистики. Дисциплина направлена на изучение форм и жанров журналистики. Дисциплина предназначена раскрыть значение жанров и их функций в средствах массовой информации, типы жанров, главные особенности аналитических, информационных, художественно-публицистических жанров и показать их возможности и роль в творческой профессиональной деятельности журналистов и редакторов. В результате изучения курса студент владеет навыками использования всей палитры жанров журналистики при создании медиапродукта и умеет применять их на практике.
  9. Журналистика газет и журналов. Современные тенденции развития масс-медиа направлены в область конвергентной журналистики, объединяющей все традиционные виды СМИ на одной интернет-платформе (в рамках одного news-room`а). В то же время газеты и журналы пока еще не исчезли окончательно и будут продолжать существовать в обозримом будущем. В результате изучения курса студент имеет представление о процессе производства печатной медиапродукции и специфических отличиях в профессиональной деятельности журналистов газет и журналов.
  10. История казахской журналистики. Дисциплина знакомит студентов с историей отечественной журналистики. В результате освоения дисциплины студент имеет представление об истории казахской журналистики, основоположниках отечественной публицистики, развитии журналистики в разные исторические периоды.
  11. Межкультурные коммуникации и стереотипы. Цель 1: представить сущность стереотипа как межкультурного феномена. Цель 2: определить и охарактеризовать наиболее влиятельные теории стереотипов в межкультурных коммуникациях. Цель 3: обсудить важные аспекты функционирования стереотипов в межкультурных коммуникациях. Цель 4: изучить способы выявления и преодоления предрассудков и суеверий в межкультурных коммуникациях.
  12. Навыки создания аналитических материалов. Дисциплина учит применению всех видов анализа при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики. Также рассматривается концепция современной аналитической журналистики как вида творческой деятельности. Определяются особенности аналитического способа отображения актуальных явлений действительности в журналистике. Характеризуются предмет, цели, методы, основные виды анализа в прессе, излагается его технология. В полном контексте рассматриваются современные жанры аналитической журналистики. Изучаются необходимые программы, применяемые в работе с визуализацией текста.
  13. Организация и Менеджмент. Дисциплина «Организация и Менеджмент» изучает общие задачи менеджмента куда входят такие разделы как структура организаций, мотивация, контроль, лидерство, процесс принятия решений. Курс ознакомит студентов с основными элементами менеджмента в организации, такими как роль менеджера, структура организаций, бюрократический и проектный аппарат, стратегическое планирование, анализ SWOT, функции и типы контроля, лидерство и власть, мотивация в процессе принятия решений, коммуникации. Курс также развивает аналитические способности у студентов при изучении учебных кейсов.
  14. Основы конвергентной журналистики. Вниманию обучающихся предлагаются сведения о сущности и особенностях журнализма как специфической профессии, о путях формирования знаний и умений. Рассматриваются общие закономерности функционирования журналистики как социального института, формируются применительно к журналистике суверенного государства фундаментальные теоретические основы.
  15. Политика и журналистика, вопросы информационной безопасности в интернет-пространстве. Цель дисциплины — предоставление студентам знаний основных типов и способов информационной безопасности; приобретение студентами умения готовить журналистский материал на политическую тематику; овладение современными знаниями по работе с политической информацией; знание основных направлений глобальной политики современного мира
  16. Правовые основы журналистики и медиаэтика. В результате изучения курса студент приобретает углубленные знания в области массово- информационного права, интеллектуального права, международного гуманитарного права, умеет применять данный объем знаний на практике. Целями изучения дисциплины являются подготовка юридически грамотного специалиста, способного осуществлять свою работу в соответствии с действующими в этой сфере правовыми нормами.Цель курса •сформировать у будущих журналистов представление о природе профессиональной морали и характере профессионально-нравственных отношений в журналистике; раскрыть содержание основных профессионально-этических представлений, рассматриваемых мировым журналистским сообществом в качестве стандартов профессионального поведения, ориентация на которые обеспечивает оптимальное взаимодействие журналистики и общества.
  17. Современные мировые масс-медиа. Курс знакомит студентов с тенденциями развития современных мировых СМИ, методологией создания новых СМИ, управленческими технологиями и спецификой создания текста для международных изданий.
  18. Современные технологии ПР. Технологии связей с общественностью включают в себя совокупность последовательных процедур, различных приемов и видов деятельности, которые направлены на оптимальное и максимально эффективное выполнение целей и задач организации в данное время в данном месте. Объектом технологий связей с общественностью можно считать поведение, сознание и подсознание людей, которыми управляют посредством специально направленных коммуникаций.Дисциплина направлена на изучение инструментами ПР, технологиями связей с общественностью, методикой создания имиджа компании или продукта, управление репутацией компании.
  19. Создание видеопродукции на английском языке. Цель дисциплины — обучить студентов навыкам создания видеоматериалов, знаниям теории и практики видеопроизводства на профессиональном уровне на английском языке и с учетом интересов англоязычной аудитории.
  20. Телерадиожурналистика. Дисциплина Телерадиожурналистика направлена на изучение основ телевизионной и радиожурналистики. В процессе обучения студент будет создавать новостные теле и радио сюжеты, аналитические передачи, обучиться мастерству теле и радиоведущего. Также в процессе обучения будут рассмотрены тенденции развития мировой телевизионной и радиожурналистики, изучены лучшие практики мировой теле и радиожурналистики.В результате изучения курса студент приобретает знания по технологии отбора информации и ее текстовому оформлению, навыки создания новостного контента, узнает специфику телевизионной и радиожурналистики.
  21. Теория и критика СМИ. Этот курс будет посвящен социокультурной теории медиа и коммуникаций. Мы сосредоточимся на анализе популярных СМИ и их влиянии на наше восприятие, понимание и реальные события.
  22. Цифровая фотография. Фотография является неотъемлемой составляющей как традиционных печатных СМИ, так и интернет-изданий. Правильное использование потенциальных возможностей современной аппаратуры и программного обеспечения для постфотографической обработки (например, Photoshop или Lightroom) позволяет добиться ярких, красочных и выразительных изображений. В ходе данной дисциплины студенты приобретают практический опыт подготовки фоторепортажей на примере студенческой жизни университета.с
  23. Экологическая журналистика. Дисциплина обучает студентов отражать в средствах массовой информации , в социальных сетях мировые экологические проблемы . Студент учится видеть проблемы, проводить расследование, делать аналитику и доносить до общества проблемы экологии. В процессе изучения курса студент создает информационные и ананлитические статьи, затрагивающие экологические темы.
  24. Язык СМИ : культура и техника речи. Основная цель изучения дисциплины — научить студентов создавать тексты, аудио — и видеоматериалы на государственном и других языках, грамотно и аргументированно строить устную и письменную речь, владеть языком на уровне, позволяющем работать в межкультурной среде. Предметом учебной дисциплины являются нормы языка СМИ, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также специфика техники речи для различных средств массовой информации — телевидения, радио, газет и журналов, интернет СМИ. Главной целью курса является формирование высокообразованного журналиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Авторские программы. Традиционные телевизионные авторские передачи в современных условиях активно осваивают интернет пространство, в частности популярные видеоплатформы, такие как Youtube. В свою очередь качество авторских тематических видеоблогов стремительно растет. Таким образом расширяются возможности охвата аудитории, а современные гаджеты становятся все более доступными, что значительно упрощает возможности создания видео-контента. Данная дисциплина носит практический характер и нацелена на то, чтобы студенты попытались создать собственные авторские проекты.
  2. Блогинг и создание PR текстов. Дисциплина изучает как теоретические , так и практические аспекты блогинга как технологии PR. Блогинг использует уникальные возможности глобальной сети Интернет, ставшие инновационными в сфере предоставления информации. Это стало причиной использования PR специалистов блогов в качестве инструмента PR. В процессе курса студент приобретает практические навыки создания текстов для интернет пространства.
  3. Коммуникация в политических кампаниях. Цель 1: представить эволюцию коммуникации в политических кампаниях как социальный и культурный феномен. Цель 2: определить и охарактеризовать наиболее влиятельные концепции и теории, используемые для понимания и объяснения развития коммуникации в политических кампаниях Цель 3: углубленно проанализировать основные каналы распространения информации в политических кампаниях. Цель 4: предоставить эффективные методы анализа аспектов аргументации, убеждения и манипулятивной коммуникации в политических кампаниях
  4. Майнор 1. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
  5. Майнор 2. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
  6. Майнор 3. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
  7. Международные отношения и устойчивое развитие. Система международных отношений базируется и реализуется в первую очередь в политической, экономической и юридической сферах. Студенты знакомятся с фундаментальными юридическими понятиями в области международных отношений и ролью ООН в процессе достижения устойчивого развития.
  8. Мониторинг, обзор и контент-анализ иностранной прессы. Информационная безопасность страны зависит не только от внутренней экономической и политической стабильности, развитых институтов гражданского общества, свободы слова в купе с разумным контролем над коммуникационным процессом со стороны государства, но также и от того, какой имидж у страны формируется за ее пределами, какие угрозы и вызовы существуют в мире и как на эти вызовы реагирует государство. В рамках данной дисциплины студенты изучают иноперссу и делают аналитические обзоры и контент-анализы.
  9. Подготовка радиопередач. Цель дисциплины — дать навыки создания радиопередач в различных жанрах и форматах. в процессе обучения студент научиться создавать радиопрограммы различной тематики и работать в прямом эфире, научиться разбираеться в жанрах и формах радиопрограмм, узнает специфику онлайн- вещания. Изучение курса поддерживается расширенным лабораторным практикумом.
  10. Польский язык. В процессе изучения дисциплины студент обучается грамматически правильно общаться на польском языке, уверенно, четко и доступно излагать свои мысли. Цель — выучить более 2000 распространенных слов и фраз на польском языке, часть из которых являются устойчивыми выражениями, идиомами, фразеологизмами. На занятиях будут проводиться дискуссии на самые разные темы, например: о политике, науке, о религии и культуре мира, о шопинге и рекламе, о правах человека и многом другом. Студент научится профессионально писать деловые документы, поддерживать беседу с собеседником, понимать польскую речь и доносить свои мысли до слушателя.
  11. Проблемы безопасности Центральной Азии. Целью этого курса является изучение некоторых основных концепций, теорий и накопленных знаний в области международной и региональной безопасности, а также приобретение опыта применения этих знаний в эмпирических случаях. Выбор в этом курсе состоит в том, чтобы сосредоточиться на более глубоком обсуждении глубокого академического опыта реальных источников и угроз региональной стабильности. Студенты, успешно окончившие курс, будут обладать знаниями в области: • формирование теоретико-методологической базы исторического знания, стратегических политических целей укрепления суверенного государства Казахстан и национальной безопасности на региональной арене. • создание идейно-духовного фундамента для консолидации многонационального и многоконфессионального казахстанского общества и подача его в пример региональному сообществу. • создание научно обоснованных концепций регионального дела, основанных на объективном освещении региональных проблем. • повысить осведомленность и взаимосвязь между региональной безопасностью и безопасностью Казахстана.
  12. Пропаганда, троллинг, дезинформация и визульная демонизация в сми и социальных медиа. В последнее время в виду обострившегося противостояния на международном уровне в СМИ все чаще звучат такие слова как: пропоганда, троллинг, фактчекинг, дезинформация, демонизация и т.д. Цель данной дисциплины ознакомится с теоретическими и практическими возможностями противодействия пропагандистскому влиянию и научиться фактчекингу.
  13. Региональная стабильность и страновой брендинг Казахстана. В процессе изучения дисциплины студент анализирует роль стабильности на региональном уровне. Студент будет осваивать методику создания и сохранения стабильности с помощью медиаресурсов. Стабильность является своего рода залогом безопасности страны, так как агрессивная геополитическая ситуация может нести целый ряд дестабилизационных факторов и всевозможных рисков, в первую очередь таких как: терроризм, религиозный экстремизм и т.д. Дисциплина рассматривает анализ СМИ, которые на информационном уровне способны с одинаковым успехом как сохранять и укреплять эту стабильность, так и наоборот разрушать ее.
  14. Телепроизводство : практикум. Дисциплина направлена на освоение навыков подготовки качественных телепередач в различных жанрах и форматах. В процессе изучения дисциплины студент научиться создавать телевизионный сценарий, работать над текстом видеосюжетов, освоит азы режиссуры, операторского мастерства. В результате изучения курса студент приобретает практические навыки подготовки телепередач различной сложности.
  15. Формирование общественного мнения и его замеры. В процессе изучения курса студент осваивает методы проведения опросов общественного мнения во всей полноте. Опросы общественного мнения стали признанным способом определения подлинных настроений обществ.Студент в процессе изучения курса научится замерять общественное мнение и формировать его в соответствии с поставленной задачей, узнает не только за счет чего и как формируется общественное мнение, какие у него есть характеристики, но также и то, как правильно измерять вектор направленности общественных настроений.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Избирательные технологии и мировые масс медиа. Выборные процедуры напрямую связаны с деятельностью масс-медиа и PR-индустрии. В предвыборный период политтехнологи разрабатывают стратегии, в рамках которых помимо разного рода «полит-ивентов», немалое место отводится работе средств массовой информации, которая может носить как позитивный, так и деструктивный характер. Будущим журналистам важно знать, к каким последствиям может привести их деятельность, а также то, что манипулировать можно не только общественным мнением, но и журналистами.
  2. Иностранный язык (профессиональный). Курс обучения предполагает формирование лингвистической, дискурсивной и социокультурной компетенции обучающихся, приобщение к культуре стран изучаемого языка, приобретение навыков профессиональной речи на иностранном языке, развитие навыков перевода текстов по специальности. Обзор грамматики, методики чтения и подготовки к письменной работе, написание эссе, методики аудирования и говорения.
  3. История зарубежной журналистики. Цель дисциплины — проанализировать становление зарубежной журналистики, изучить лучшие практики мировой журналистики. В результате изучения курса студент приобретает знания об истории зарождения журналистики как социального института, этапах развития зарубежных средств массовой информации, специфике функциональных особенностей современных зарубежных масс-медиа.
  4. Источники и риски международного терроризма. В курсе рассматриваются риски и угрозы международного терроризма и практика антитеррористической политики государств ЕС, США, Израиля, Казахстана, России и других стран СНГ, особое место отводится изучению причин распространения религиозного экстремизма и терроризм в Центральной Азии и Казахстане, а также возможные сценарии его развития и противодействия им. В нем будут кратко освещены объект и предмет исследования, политическая конкуренция и власть, национализм, глобализация, сепаратизм и терроризм. Студенты, успешно завершившие курс, смогут: • анализировать, как и почему международные террористические группы или организации принимают решения; • описать, как современный международный терроризм влияет на человека, общество, государство и мир. • сопоставить основные политические проблемы, с которыми сталкивается взаимодействие цивилизаций в мире;
  5. Массовые коммуникации и международные отношения: информационная безопасность. Курс направлен на обеспечение всестороннего охвата всех ключевых элементов глобальной политики и информационной безопасности. В нем кратко будут освещены экономические и политические проблемы демократии и авторитаризма, политические и информационные механизмы, глобальные и национальные конфликты, выживание. национализм, сепаратизм и терроризм, политическое и информационное развитие, национальная политика и безопасность. Наконец, в этом курсе будут обсуждаться различные новые тенденции в глобальной политике и информационной безопасности с реальными примерами и тематическими исследованиями.
  6. Международная интеллектуальная собственность. Цель учебной дисциплины «Международная интеллектуальная собственность» состоит в формировании системного и комплексного представления о правилах охраны, управления и защиты произведений, изобретений, товарных знаков, географических указаний и других объектов интеллектуальной собственности в ходе осуществления международного бизнеса.
  7. Освещение вопросов экономики в СМИ. Цель дисциплины — формирование у студентов представления о развитии экономики в Казахстане и мире, о специфике использования профессиональных методов в деятельности журналиста, пишущего об экономических проблемах. В задачи курса входит изучение специфики экономической журналистики, методов подачи информации на темы экономики, процесса работы журналиста над экологической темой, навыков работы с разнообразными источниками экономической информации.
  8. Политическая имиджелогия. Одна из основных целей дисциплины — раскрыть роль средств масовой информации в формировании политического миджа, понять, что современному политическому лидеру необходима легитимация — признание и доверие со стороны народа через избирательный процесс. Без политической легитимности любая современная политическая власть, будь то премьер-министр или президент, не будет эффективной. Поэтому у каждого кандидата на политическую власть должен быть политический имидж, который в основном создается средствами массовой информации. . Студенты изучат роль всех современных средств массовой коммуникации, особенно в избирательном процессе, где создание политического имиджа является основной частью предвыборной агитации. Студенты, успешно завершившие курс, смогут: • научиться владеть аналитическими инструментами освещения политических тем, • увидеть, как современные информационные технологии влияют на избирательные процессы и формирование политического имиджа, • изучить основные этапы и формы создания политического имиджа
  9. Техники новых медиа, сторителлинг, лонгрид. Дисциплина учит создавать сложноорганизованные журналистские материалы значительного объема, объединяемых термином «лонгрид», а также формирует навыки сбора, анализа, структурирования информации и монтажа текста на специальной платформе для создания мультимедийного медиапродукта.
  10. Фактчеккинг и троллинг. Целями освоения дисциплины являются знакомство с особенностями журналистской деятельности в сфере фактчекинга, получение представления о фактчекинге и троллинге внутри профессиональной деятельности, формирование практических навыков работы с информацией, изучение основных принципов работы с этими явлениями.
  11. Цели устойчивого развития: журналистский аспект. В процессе изучения дисциплины студент згакомится с 17 целями устойчивого развития, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия и понимает роль средств массовой информации как инструмента для достижения целей Программы устойчивого развития. Курс дает студентам основы экологических знаний.
  12. Цифровой маркетинг и реклама. Цель дисциплины «Цифровой маркетинг и реклама» заключается в овладении навыком анализа интернет пространства, маркетинговыми технологиями продвижения товара и услуг. Студент изучит основы СЕО продвижение, таргет рекламы и других цифровых технологий продвижения в интернет пространстве. К урс формирует у студентов необходимые знания о рекламной и маркетинговой деятельности, проведении рекламных компаний, создании эффективных рекламных материалов, продвижения медиапродуктов в Интернете.
  13. TV новости: практикум. Дисциплина направлена на изучение принципов работы новостного отдела телеканала. Основная задача дисциплины — научить студентов создавать новостные телевизионные сюжеты, обрабатывать телематериал, готовить подборку новостей. Курс ориентирован на то, чтобы помочь студентам освоить общие закономерности подготовки новостных телевизионных сюжетов . Дисциплина носит прикладной, практический характер.
  14. Создание аналитических бизнес-программ. Дисциплина позволяет изучить технологии и методы создания бизнес-программ на различных коммуникационных каналах на основе знаний о деятельности организаций в виде систем бизнес – процессов, интересов целевой аудитории и специального журналистского инструментария.