Образовательные программы

Государственное управление в Нархозе

Данные актуальны на ноябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B04125 Государственное управление в Нархозе

Цель образовательной программы заключается в обучении студентов, чтобы они приобрели достаточные навыки и знания для эффективного решения задач регулирования экономики и социально-политических процессов в государственном управлении и стали квалифицированными бакалаврами в этой области.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа
Компоненты по выбору

  • Введение в экономику. Курс направлен на формирование экономического мышления у обучающихся, дает общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Содержание курса включает изучение экономических категорий, экономических законов и механизма хозяйствования, регулирующих отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении на различных структурных уровнях экономической системы. Студенты в ходе изучения курса смогут приобрести практические навыки анализа ситуаций на рынках товаров и ресурсов, а также научатся выявлять проблемные ситуации на микро-макроэкономическом уровне.
  • Лидерство и инновации. Данный курс охватывает основные теории лидерства и инноваций и способствует развитию глобальных навыков, которые ищут работодатели. Курс также ознакомит с новейшими инструментами для стимулирования инноваций в организации, в том числе с методами проведения исследований и применением исследований для выработки инноваций. Мероприятия (такие как мозговой штурм, командные задания и др.) обеспечат контекст для проведения и представления мини-исследовательского проекта, чтобы предложить способ решения инновационной задачи и способы использования лидерских навыков для ее воплощения в жизнь.
  • Экология и устойчивое развитие. Студенты овладеют основными понятиями экологии, техногенного воздействия и принципами устойчивого развития. Выполняя практические задания студенты описывают признаки основных веществ биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества. Работая в группах, студенты составляют характеристику глобального, государственного, регионального и локального уровней устойчивого развития, опираясь на статистические материалы международных организаций.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Государственная служба и антикоррупционная политика. Будут даны: оценка различных подходов к формированию современной госслужбы и механизма ее реализации, качества оказания госуслуг на основе изучения стандартов их исполнения. Студенты проведут сравнительный анализ эффективности антикоррупционной политики. Предусмотрены: гостевые лекции сотрудников Департамента Агентства РК по делам государственной службы по г. Алматы; пробное онлайн тестирование по законам, необходимым для участия в конкурсе при поступлении на госслужбу; ознакомительный выезд в госорганы
  2. Государственное регулирование экономики. Курс представлен анализом основных тенденций госрегулирования национальной экономики на основе стратегических документов, инструментов госрегулирования экономики. Решение ситуационных задач используя основные методы и механизм госрегулирования экономики, нормативной и иной базы, позволит студентам интерпретировать и оценить современную государственную экономическую политику и подготовить интеллект-карту стратегических, региональных и отраслевых программ в выбранной студентом сфере экономики/регионе. Предусмотрено приглашение государственных деятелей и экономистов для проведения гостевых лекций.
  3. Государственные финансы. Цель дисциплины заключается в усвоении основных категорий государственных финансов, их значение и место в социально – экономических процессах. В рамках курса будут рассмотрены основы бюджетной системы, денежно-кредитной системы, характеристика государственных финансов, проблемы государственного кредита и государственного долга, государственный финансовый контроль, основы налоговой системы государства, система государственных закупок и контрактов. Будут рассмотрены институт закупок на базе платформе goszakup.gov.kz, механизм реализации закупок, особенности проведения закупок способами аукциона, ценового предложения и конкурса. В рамках изучения дисциплины студенты приобретут умения и навыки в осуществлении планирования показателей бюджета, расчета основных налогов, анализа показателей государственного кредита и долга и их влияние на ВВП.
  4. Конституционное и административное право. Студенты изучат нормы конституционного и административного права, проанализируют правовое положение личности, взаимоотношения гражданского общества и государства, правовой статус субъектов административного права, форм и методов реализации исполнительной власти, ответственности в госуправлении, приемы осуществления процессуальных действий. В ходе занятий будут толковать конституционные и административные нормы, проведут их сравнительный анализ, критически проанализируют правовое положение человека и гражданина, аргументированно выразят свое мнение в форме эссе и проектов закона.
  5. Методы исследования в управлении. Курс нацелен на формирование представления о проведении эмпирического исследования, приобретение навыков использования методов сбора и анализа информации, а также практических навыков проведения исследований. Студенты будут проводить критический анализ оригинальных авторских текстов, оценку социально-экономических показателей развития отрасли по направлению подготовки на основе количественного (статистические, нормативные) и качественного (дискуссии, наблюдение) методов анализа.
  6. Основы прикладной математики. Включает основы математической логики и математического моделирования, статистики, теории вероятностей, финансовой математики, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением математических моделей и применением программного обеспечения и смарт технологий. Основное внимание уделяется работе с программными продуктами для решения задач из всех сфер жизнедеятельности.
  7. Основы финансовой грамотности. Целью изучения курса является приобретение базовых финансовых знаний для принятия финансовых решений. В рамках курса будут изучены основные финансовые институты, финансовые продукты, финансовые риски, личное финансовое планирование, страхование, инвестирование, защита прав граждан в финансовой сфере. По окончании курса студенты приобретут навыки анализировать, интерпретировать и систематизировать финансовую информацию для принятия финансовых решений.
  8. Предпринимательство. Дисциплина включает изучение: понятие кто такие предприниматели; инструменты для поиска бизнес идей, формы малого бизнеса, планирование и управление малым бизнесом, поиск финансирования, развитие стратегии согласно возможностям внутренней и внешней среды, базовое финансовое планирование, а также написание бизнес плана для представления потенциальным инвесторам. Студенты смогут критически оценить свои бизнес идеи, и в команде развить стратегию в функционирующий бизнес через выполнение проектной работы
  9. Теория государственного управления. Целью курса является изучение ключевых концептов, теоретических разработок в функциональных областях менеджмента, позволяющие применять различные инструменты управления для осуществления профессиональных функций в сфере государственного и местного администрирования. Оценка основных тенденций современной государственной экономической политики позволит студентам провести сравнительный анализ классической и современной школы госуправления, принципов и методов его организации в республике и за рубежом.
  10. Цифровое правительство. Будут изучены основные методы, способы и средства цифровых технологий в республике и за рубежом. Выезд в территориальный центр обслуживания населения и знакомство с программами услуг электронного правительства позволит получить студентам электронную цифровую подпись и принять участие в организации консультационных часов для потребителей электронных услуг. Курс завершится проведением панельной сессии по возможностям цифрового госуправления и повышения его эффективности.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Административная реформа. Цель курса — изучение трендов и тенденций реформирования государственного управления в РК и других странах, понимание проблем, вызовов, особенностей, умение моделирования развития государственного управления. В рамках курса студенты ознакомятся с теоретическими и методологическими основами управленческой деятельности государства, изучат принципы и ключевые инструменты административной реформы, в том числе апробированные в зарубежных странах. Решение кейсов и дискуссии позволят студентам не только понять сущность административной реформы, но и выявить проблемы ее реализации и современные тенденции.
  2. Государственная политика обеспечения национальной безопасности. В ходе изучения дисциплины студенты дадут оценку роли Казахстана в ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ОИК, ТЮРКСОЙ, СВМДА; ШОС; НАТО; ОДКБ, проекте «Пояс и путь»; эффективности мер обеспечения нацбезопасности на основе применения знаний о ее видах, деятельности госорганов и международных организаций в разработке оптимальных параметров продовольственной, информационной и др. видов безопасности. Студенты проведут дебаты по анализу стратегии и концепции безопасности страны в условиях геополитических и экономических изменений
  3. Иностранный язык (английский В1). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой половины материала уровня B1 — базовой достаточности академической подготовки по языку. Задачами курса являются: подготовка студентов к обучению на английском в академической среде. Курс развивает языковые навыки – с помощью чтения академических текстов, академического письма, прослушивания лекций, – а также общеучебные навыки, критическое мышление, умение работать с первоисточниками, анализировать и обобщать информацию, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  4. Иностранный язык (английский В2). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой части материала уровня B2 — базовой стандартности академической подготовки по языку. Курс дает обзор современных исследований в области английского языка для академических целей, предлагает практические задания для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности. Задачами курса являются совершенствование необходимых навыков и академический язык для учащихся, которые готовятся учится на английском языке. Курс содержит: аутентичный материал, интегрированные навыки и академический язык, прогрессивный охват всех 4 навыков в академическом контексте.
  5. Иностранный язык (Введение в мир бизнеса). Курс направлен на развитие языковых навыков на уровне В2 и выше эффективной международной коммуникации современного конкурентоспособного специалиста. Целью курса является формирование устойчивых навыков, применяемых в будущей профессиональной деятельности в условиях современного мирового рынка, а также овладение необходимыми языковыми компетенциями для общения на уровне делового языка, и умение правильно строить общение в соответствии с ожиданиями коллег по бизнесу, партнеров и по отношению к членам сообщества.Курс способствует развитию критического мышления, навыков анализа и коммуникации в различных нестандартных деловых ситуациях.Содержание курса включает в себя работу над практическими заданиями по деловой письменной переписке, прагма-профессиональными и типичными ситуациями в бизнес сфере.
  6. Иностранный язык (Ораторское искусство и навыки проведения презентаций). Курс помогает овладеть навыками эффективного публичного выступления, а также формирует культуру составления презентаций. Студенты развивают собственный стиль общения с разнообразными типами аудитории, проявляя лидерские способности, аналитическое мышление и умение работать в команде. Курс ориентирован на использование языковых навыков убеждения собеседника и ведения результативных переговоров в профессиональной сфере на уровне В2 и выше. Основной целью курса является обеспечение условий, при которых студенты смогут преодолеть страх публичных выступлений, а также освоить основные приемы ораторского искусства. Курс предлагает живую языковую модель, вызывающую у них искренний интерес благодаря уникальности и реалистичности идей. Особое внимание при этом уделяется активизации навыков устной публичной речи.
  7. Иностранный язык (Социально-культурные проблемы). Курс для усовершенствования навыков свободного выражения мнения на английском языке на уровне В2 и выше, по различным темам современных социальных, культурных проблем и устойчивого развития, посредством выполнения письменных заданий и участия в устном обсуждения, исходя из пройденного материала и личного опыта студентов, где за основу берется содержание аутентичных текстов различных форм (публицистических и художественных) и подкастов. Предполагается, что студенты будут проводить содержательные тематические исследования; критически анализировать и интерпретировать содержание изучаемого материала, предоставлять и получать развернутый отзыв от слушателей и преподавателя, выполняющего роль посредника; выполнять различные типы письменных работ.
  8. Иностранный язык (IELTS Foundation). Курс направлен на формирование знаний и практических навыков, необходимых для прохождения академического вида международного теста IELTS. Курс предлагает комплексное введение в текст и охватывает все четыре основных навыка: разговорная речь, аудирование, чтение и письмо на уровне В2 и выше. Каждый раздел этого курса включает в себя мультимедийные презентации, в которых рассматриваются ключевые навыки, стратегии и методы прохождения теста. В каждом разделе студентам будет предоставлена информация о формате теста, а также рекомендации и советы о методах и стратегиях, которые будут полезны при прохождении теста.
  9. Коммуникации в государственном управлении. Курс содержит методологические и практические основы осуществления консультативной поддержки субъекта властных полномочий в вопросах коммуникации с гражданами. В ходе групповой работы студенты разработают коммуникационную стратегию для органов государственной власти или местного самоуправления. Решая кейсы студенты будут использовать открытые реестры данных; создадут публичный нарратив для политических субъектов. Курс также формирует умение определять основные элементы коммуникационной стратегии, в том числе, осуществлять подбор соответствующих сообщений и каналов для своих ключевых аудиторий
  10. Кризис-менеджмент в государственном управлении. Целью курса является освоение форм и методов кризис-менеджмента, умение решать кросс-секторальные задачи в рамках диагностики и возникновения кризисных ситуаций. Студенты ознакомятся с методами риск- ориентированного управления; стандартами COSO ERM, GAO Risk Management Framework, ISO 31000. Групповая работа студентов по имитационному моделированию рисков направлена на закрепление навыков оценки рисков, обоснование направлений стратегического управления внутренними и внешними рисками госорганов и прогнозирования их деятельности в условиях неопределенности. Предусмотрено выполнение индивидуальных заданий по решению ситуационных задач.
  11. Налогообложение и налоговое администрирование. Целью изучения курса является формирование знаний и приобретение практических навыков по исчислению налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также приобретение знаний по основам налогового администрирования. В рамках курса будут рассмотрены понятие налоговой системы и ее принципы, виды налогов по законодательству РК, налоговое обязательство, понятие налогового администрирования, порядок проведения налоговых проверок, налоговый мониторинг и порядок регистрационного учета. По окончании курса студенты приобретут навыки расчета налоговых обязательств и применения форм налогового администрирования.
  12. Некоммерческие и квазигосударственные организации. Цель курса изучение форм и видов некоммерческих и квазигосударственных организаций, национальных компаний в РК, а также особенности их взаимодействия с государственными структурами. Курс исследует проблемы и специфику управления некоммерческими и организациями квазигосударственного сектора, развитие данных секторов, ключевые функции управления. По окончании курса студенты приобретут навыки владения формами и проблемами менеджмента в данных организациях.
  13. Партнерство и коллаборации. Целью курса является изучение взаимодействия государства с ключевыми заинтересованными сторонами в виде общественных и коммерческих организаций, вызовами вовлечения гражданского общества. Будут изучены классификация и роль общественных институтов, формы и проблемы их взаимоотношений с властью на различных этапах развития государственности. Самостоятельно и в составе группы студенты будут давать оценку эффективности системы взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества, выявлять проблемы формирования гражданской позиции. Предполагается участие студентов в воркшопе и разработка справочного материала по взаимодействию различных институтов гражданского общества и власти. В результате обучения студенты освоят формы и пути построения отношений и диалога с различными организациями для решения государственных задач.
  14. Права человека и государственное управление. Курс включает изучение философских, правовых и социальных основ прав человека, включая разные поколения прав и региональные подходы к их применению. Дисциплина предполагает анализ различных процессов, касающихся прав человека, в которых участвуют государственные органы, гражданское общество, международные организации. Способствует подготовке специалистов, которые имеют знания и понимание исторических предпосылок и современной системы защиты прав человека, развивает практические навыки формирования политик с учетом международных стандартов и норм в этой сфере. Студенты смогут давать социально-правовую оценку процессов, связанных с правами человека и принимать организационно-управленческие решения с учетом стандартов защиты прав и свобод.
  15. Профессиональное развитие госслужащих. Курс содержит задачи, методы и условия профессионального развития, подходы к определению места государственной службы в системе государственного управления, и организационно-функциональная модель управления профессиональным развитием государственного служащего. Решая кейсы студенты продемонстрируют системный и компетентностный подходы применительно к социальной защите и обоснуют потребность в усилении инновационного содержания и прикладной направленности профессионального образования государственных кадров, а также построят проекты личных профессиональных траекторий, определяя потребности в профессиональном развитии.
  16. Психология управления. В результате обучения студенты смогут моделировать решения на основе психологического анализа актуальных проблем в сфере управления различными организациями, применяя методики психологического исследования в сфере управленческой деятельности и индивидуальной управленческой концепции руководителя. Технологии обучения: кейсы, практические задания, тренинг
  17. Стратегический менеджмент. Дисциплина включает: взаимоотношение функций управления для построения стратегического видения компании, составление миссии, ценообразование, сбор и анализ данных о внутренней и внешней среде, процессный и системный подходы формирования стратегии, виды корпоративной, конкурентной и функциональной стратегий с учетом корпоративной социальной ответственности. Применяя моделирование процессов организаций, через задачи и кейс стади, студенты получат возможность практики разработки стратегии организации.
  18. Управление государственной собственностью. Курс содержит основы системных знаний в области теории и практики управления объектами государственной собственности, систему основных экономических методов для принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных активов экономики. Практические задания нацелены на разработку основных направлений повышения эффективности управления государственным имуществом путем разбора кейсов из отечественной и зарубежной практики.
  19. Управление изменениями и конфликтами в государственной службе. Будет дана оценка различным подходам по формированию современной госслужбы и механизма реализации управления изменениями и конфликтами в ней, а также качества оказания госуслуг на основе стандартов их исполнения. Студенты проведут сравнительный анализ эффективности управления изменениями и конфликтами в государственной службе. Предусмотрены гостевые лекции сотрудников Департамента Агентства РК по делам государственной службы по г.Алматы, ознакомительный выезд в госорганы
  20. Управление процессами урбанизации. Будут рассмотрены вопросы: что такое урбанизация, почему население концентрируется в городах и агломерациях, особенности современной пространственной трансформации, влияние на социально-экономическое положение населения, проблемы управления урбанизационными процессами. Студенты освоят методику анализа мер по урбанизации в Казахстане и практические рекомендации с учетом специфических особенностей города, ориентируясь на цели устойчивого развития и применяя теорию урбанизации, барьеров для трансформации городов.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Антимонопольная политика государства. Будут рассмотрены вопросы регулирования монополистических процессов, механизм антимонопольного регулирования. Курс включает решение ситуационных задач по анализу состояния конкурентной среды; контролю государства над деятельностью субъектов; полномочий государственных и местных органов исполнительной власти. Курс завершится презентацией студентами анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках (расчет экономических показателей) с определением необходимых мер государственного регулирования
  2. Государственно-частное партнерство и инвестиции. Курс направлен на обоснование выбора формы участия государственных органов, субъектов предпринимательства и квазигосударственного сектора в проектах ГЧП, а также оценку эффективности и степени риска инвестиционных проектов для выбора наиболее выгодного инвестиционного предложения. Решение ситуационных задач и кейсов позволит студентам составить бизнес-план инвестиционных проектов и дать аргументированную оценку состояния инвестиционной деятельности субъектов различного уровня, а также оценить проекты ГЧП.
  3. Местное государственное управление и самоуправление. Будет изучена история развития, зарубежного опыта, особенностей и возможностей местного госуправления и самоуправления. Будут даны ситуационные задачи по вопросам развития института государственного местного управления и самоуправления с целью выявления проблем взаимодействия госструктур, бизнеса и неправительственных организаций. Обучение завершится подготовкой проектов решения ситуационной задачи, разработанной самими студентами и их апробацией в группе.
  4. Проектный менеджмент в государственных органах. Изучение дисциплины позволит ознакомиться с жизненным циклом и системой управления проектом/продуктом. В ходе изучения дисциплины студенты разработают и защитят проект на примере деятельности государственных органов/процессов для решения внутренних задач для получения опыта проектного управления и влияния на действия и поведение лиц, принимающих решения и иных участников реализации проекта. Предусмотрено проведение для студентов мастер-класса сертифицированных PMI тренеров
  5. Разработка, реализация и оценка национальных проектов и программ. Цель курса — изучение процедур разработки, реализации и оценки национальных проектов и программ. В рамках курса студенты изучат процедуры инициирования, анализа текущей ситуации, сбора информации, определение и оценка результатов, проведения различных видов анализа и выработки программных документов, освоение форм мониторинга, освоение методов проектного менеджмента, освоение ключевых методов оценки программных документов. после завершения курса студенты должны продемонстрировать способности анализировать, составлять и представлять проекты, а также проводить их оценку.
  6. Социальная политика государства. Будут даны сравнительный анализ и оценка современного состояния социальной сферы для выработки стратегии развития объектов социальной политики в республике. Решение ситуационных задач и кейсов позволит приобрести навыки организации и управления механизмом социальной политики/мероприятий и реализации социальных программ. Студенты представят аргументированное решение проблем в области организации управленческого труда и оценке механизма ее функционирования, основных направлений и приоритетов
  7. Управление ресурсами региона. Курс предполагает анализ и оценку состояния ресурсной базы региона, определение механизма регулирования ресурсов в различных сферах экономики для рационального их использования. Решение ситуационных задач и кейсов позволит студентам определить оптимальные методы управления ресурсами, рассчитать эффективность их использования.
  8. Экономический анализ в государственном управлении. Целью курса является развитие у студентов навыков применения основных методов и инструментов экономисечкого анализа для принятия управленческих решений. В рамках курса будут изучены основные методов анализа и прогнозирования экономических процессов, методы и инструменты проведения оценки эффективности, основы планирования социально-экономических процессов. Студенты на основе собранных данных проанализирует экономическое положение страны/региона/отрасли и разработают прогноз социально экономического развития. Участие в деловой игре по планированию и прогнозированию экономического роста РК продемонстрирует обоснованность принятия организационно-управленческих решений.

Компоненты по выбору

  1. Статистика. Дисциплина содержит методологию исследования и обработки статистических данных, таких как методы группировок, средних величин, индексов, показателей вариации и другие методы анализа данных, характеризующих экономическое и социальное развитие общества. Студенты проведут сбор и анализ фактических статистических данных, представляя в виде проектов, на основе проведенных индивидуальных либо групповых исследований, формулируя результаты с целью дальнейшего принятия решений
  2. Финансовый учет 1. Освоение курса направлено на изучение основ финансового учета как языка бизнеса. В рамках курса обучающиеся узнают о функциях финансового учета, учетном цикле, формировании основных финансовых отчетностей, таких как отчет о финансовом положении, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в собственном капитале и отчет о денежных потоках. Освоение курса завершится письменным экзаменом.