Образовательные программы

Социальная работа в Нархозе

Данные актуальны на ноябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6В11401 Социальная работа в Нархозе

Цель данной образовательной программы заключается в формировании высококвалифицированных специалистов в области социальной работы, которые специализируются на управлении социальными процессами и осуществлении социально-психологической деятельности с уязвимыми группами населения.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа
Компоненты по выбору

  1. Введение в экономику. Курс направлен на формирование экономического мышления у обучающихся, дает общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Содержание курса включает изучение экономических категорий, экономических законов и механизма хозяйствования, регулирующих отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении на различных структурных уровнях экономической системы. Студенты в ходе изучения курса смогут приобрести практические навыки анализа ситуаций на рынках товаров и ресурсов, а также научатся выявлять проблемные ситуации на микро-макроэкономическом уровне.
  2. Основы права и антикоррупционного законодательства. Курс направлен на формирование у обучающихся знания основ права и законодательства, в том числе антикоррупционного, системы источников права, понятия, элементов и содержания правовых отношений, сущности юридической ответственности, а также основ отраслевого законодательства (административного, уголовного, гражданского и т.п.). Студенты путем анализа различных практических ситуаций и решения правовых кейсов приобретут навыки оперирования правовыми категориями, составления обращений и заявлений, направленных на обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и организаций, применения норм законодательства. По результатам изучения курса студенты смогут ориентироваться в основных тенденциях политики государства по предупреждению и противодействию коррупции, применять нормы антикоррупционного законодательства в борьбе с коррупционными правонарушениями.
  3. Экология и устойчивое развитие. Студенты овладеют основными понятиями экологии, техногенного воздействия и принципами устойчивого развития. Выполняя практические задания студенты описывают признаки основных веществ биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества. Работая в группах, студенты составляют характеристику глобального, государственного, регионального и локального уровней устойчивого развития, опираясь на статистические материалы международных организаций.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Академические исследования в социальных науках. Изучение курса направлено на развитие и совершенствование базовых компетенций в проведении научных исследований социальной, социологической и психологической направленности. Также студенты приобретут навыки работы и создания научного текста, научатся работать с литературными источниками, осуществлять поиск статей с высоким индексом цитируемости и ознакомятся со специфичными методами исследования социальных наук. По итогу курса студенты должны предоставить самостоятельную исследовательскую работу с применением методов, характерных для социальных исследований.
  2. История и теория социальной работы. Дисциплина содержит исторические аспекты развития социальной работы с древних времен по настоящее время, также содержит системные основы социальной политики, ее принципы и закономерности. В ходе обучения студенты будут выполнять регулярные задания, предполагающие развитие аналитических, презентационных навыков. Студенты проведут работу с первоисточниками, на базе которых они выстроят критико-аналитические суждения в форме эссе, докладов, выступлений.
  3. Основы прикладной математики. Включает основы математической логики и математического моделирования, статистики, теории вероятностей, финансовой математики, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением математических моделей и применением программного обеспечения и смарт технологий. Основное внимание уделяется работе с программными продуктами для решения задач из всех сфер жизнедеятельности.
  4. Основы социальной политики государства. При изучении курса студенты ознакомятся с базой и составляющими компонентами социальной политики государства, как из числа стран с успешной практикой реализации социальной политики, так и национальной системы политики социального обеспечения. Ознакомятся с инструментами социальной политики, задачами и способами их решения. Занятия предполагают привлечение гостевых лекторов- экспертов в сфере формирования и реализации социальной политики государства.
  5. Предпринимательство. Дисциплина включает изучение: понятие кто такие предприниматели; инструменты для поиска бизнес идей, формы малого бизнеса, планирование и управление малым бизнесом, поиск финансирования, развитие стратегии согласно возможностям внутренней и внешней среды, базовое финансовое планирование, а также написание бизнес плана для представления потенциальным инвесторам. Студенты смогут критически оценить свои бизнес идеи, и в команде развить стратегию в функционирующий бизнес через выполнение проектной работы
  6. Технологии социальной работы. В рамках дисциплины студенты ознакомятся с видами, содержанием актуальных социальных технологий. Посредством решения реальных ситуационных задач из казахстанской практики, студенты определят и применят необходимый комплекс социальных технологий. Освоение предмета осуществляется в формате деловых игр и привлечения гостевых лекторов центра занятости г. Алматы и сотрудников НПО, которые в процессе моделирования реальных, актуальных социальных ситуаций оценят решения студентов.
  7. Иностранный язык (английский А2). Курс развивает 4 основных навыка: Говорение, Аудирование, Чтение и Письмо на достаточном уровне владения английским языком А2. Курс рассчитан на повторение и закрепление знаний уровня А1. На данном уровне словарный запас расширится до 1500 слов и выше, и включает в себя такие темы как: еда, друзья, развлечения, семья, хобби, путешествия, новости, животные и т.д. Эти знания станут своеобразной лексической платформой для запоминание более сложных слов, тем для работы, бизнеса. На ряду с коммуникативным применяются интерактивные методы как Case Study, Role-playing, Project work.
  8. Иностранный язык (английский В1). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой половины материала уровня B1 — базовой достаточности академической подготовки по языку. Задачами курса являются: подготовка студентов к обучению на английском в академической среде. Курс развивает языковые навыки – с помощью чтения академических текстов, академического письма, прослушивания лекций, – а также общеучебные навыки, критическое мышление, умение работать с первоисточниками, анализировать и обобщать информацию, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  9. Иностранный язык (английский В2). Курс английского для академических целей предназначен для изучения второй части материала уровня B2 — базовой стандартности академической подготовки по языку. Курс дает обзор современных исследований в области английского языка для академических целей, предлагает практические задания для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности. Задачами курса являются совершенствование необходимых навыков и академический язык для учащихся, которые готовятся учится на английском языке. Курс содержит: аутентичный материал, интегрированные навыки и академический язык, прогрессивный охват всех 4 навыков в академическом контексте.
  10. Конфликтология и девиантология. Дисциплина дает системные основы конфликтологии и девиантного поведения. В ходе практических занятий, студенты освоят навыки избегания, выхода из, модерации и управления конфликтными ситуациями, а также методы определения девиантов и предупреждения девиантного поведения через деловые игры и анализ кейсов. В рамках изучения предмета предусмотрено привлечение независимых медиаторов из казахстанских организаций и специализированных центров.
  11. Общая психология. Данный курс является фундаментальным и содержит концепции и теории общей психологии о психических процессах и свойствах личности. Студенты выяснят закономерности развития и функционирования психики, особенности когнитивных процессов, свойства личности, изучат методы психологии, механизмы общения и взаимодействия людей. Освоение курса будет происходить посредством использования ситуационных психологических задач, локальных кейсов, деловых игр и написания эссе.
  12. Организация, управление и администрирование в социальной работе. При изучении дисциплины студенты ознакомятся с принципами, технологиями и методами управления и администрирования в социальной организации. Решая реальные рабочие кейсы, проводя деловые игры, студенты продемонстрируют овладение управленческим инструментарием — организационно-распорядительными, социально-психологическими, экономическими методами управления. Предусмотрены мастер-классы с участием управленческого персонала из городских социальных организаций государственного и частного характера.
  13. Основы социальной медицины. В ходе изучения дисциплины студенты освоят методы диагностирования социального здоровья и не здоровья, обретут базовые навыки организации оказания медицинской помощи. Освоение идёт через посещение социальных и медицинских организаций, через привлечение специализированного медицинского персонала к проведению ряда мастер-классов по оказанию первичной медицинской помощи
  14. Оценка социальных программ. В результате изучения дисциплины студенты приобретут навыки формирования критериев социальных проектов, их оценивания, анализа, обоснования в контексте зарубежной и казахстанской практики. Для этого студенты проведут экспертную оценку реальных социальных программ из местной и международной практики. Результатом обучения будет защита группового либо индивидуального проектов, включающих создание и оценку жизнеспособных социальных программ
  15. Правовое обеспечение социальной работы. Изучая дисциплины студенты освоят базовые нормы социального, административного права, применят специальные знания к профессиональным ситуациям, опираясь на законодательство. Они научатся готовить проекты для решения профессиональных задач, апеллируя к правовым нормам, соответствующим сфере деятельности. Курс предполагает использование ситуационных задач, деловых игр, привлечение юристов с опытом работы в социальных организациях города Алматы, юриста приюта жертв бытового насилия Араша
  16. Психодиагностика и психокоррекция. Изучив курс, студенты углубят навыки и умения проведения психодиагностической, психокоррекционной работы с клиентом. Студенты освоят методы психодиагностики когнитивных процессов: методы исследования памяти, внимания, мышления; навыки применения психодиагностических методов эмоциональной сферы; применения проективных методик: метафорические ассоциативные карты, научатся интерпретировать рисунки. Студенты применят классические психодиагностические методики и составят коррекционные программы
  17. Психология деловых коммуникаций. Целью курса является формирование необходимых навыков ведения деловых переговоров, выстраивания эффективных межличностных отношений с деловыми партнерами. Курс направлен на ознакомление студентов с основами психологических теорий деловых коммуникаций, включая психологические теории лидерства и руководства, психологические основы коммуникации в организации; психологию менеджера; психологические аспекты построения деловых коммуникаций. Изучив курс, студенты приобретут навыки работы с разными категориями населения, а также смогут овладеть эффективными навыками и методами делового общения. Студенты освоят техники активного слушания, манипулятивные технологии в общении, вербальные и невербальные техники и приемы воздействия в деловом общении. Успешное освоение предмета планируется через применение реальных и современных кейсов из зарубежной и местной практики, деловых игр, и тренингов с участием практикующих психологов.
  18. Психология социальной работы и психология личности. Изучая дисциплину, студенты приобретут навыки применения психологических знаний в своей будущей профессиональной деятельности. Студенты освоят методы оптимизации психических состояний: аутотренинг, релаксация, визуализация, арттерапия, саморегуляция и др. Студенты организуют и проведут тренинг по профилактике профессионального выгорания социальных работников. Студенты примут участие в социально-психологических тренингах, решении ситуационных задач, семинаров с участием практикующих психологов г.Алматы
  19. Этика и профессиональные международные компетенции в социальной работе. В ходе изучения дисциплины студенты приобретут знания и профессиональные компетенции, как локального, так и международного плана с фокусом на индивидуальной работе с клиентом с учетом его этнической, религиозной и культурной специфики. Данный подход с привлечением в качестве гостевых лекторов международных социальных партнеров университета позволит студентам применять этические нормы в не только в локальной, но и международной профессиональной деятельности в перспективе.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Социальная оценка на уровне индивида, семьи и организации. В рамках данной дисциплины студенты приобретут навыки и умения социально-психологической диагностики и классификации стандартных и нестандартных проблем, формирования алгоритмов решения задач, социального картирования с опорой на государственные и неправительственные организации. Проведение занятий предполагает проведение тренингов на базе организаций- партнеров ОП.
  2. Социальная работа с семьей и с детьми. Изучив дисциплину, студенты смогут диагностировать проблемные семейные ситуации, определять формат необходимой социальной помощи, будут применять конкретные методы и приемы, навыки социально- психологического консультирования в работе с семьей и детьми. Студенты примут участие в деловых играх, в тренингах и семинарах с участием гостевых лекторов и партнеров программы.

Компоненты по выбору

  1. Адвокация лиц с инвалидностью на уровне общин. Студенты будут изучать методы, технологии, диагностику общин и семей, члены которых смогут при обучении их соцработниками выступать в качестве профессиональных помощников и протекторов правовых, социальных, экономических интересов своих родных, имеющих ограничения здоровья. Занятия включают цикл мастер-классов от Альянса Профессиональных соцработников, задействованных в международном проекте ОФ Каритас по направлению — Реабилитация на уровне общин.
  2. Введение в организацию супервизии. При изучении дисциплины студенты приобретут навыки и умения основы профессионального контроля за адекватным оказанием и организацией социальной помощи уязвимым слоям населения. Также приобретут навыки оказания самопомощи и социально-психологической помощи коллегам в целях предотвращения эмоционального и профессионального самовыгорания. Занятия будут проводиться с участием профессиональных супервизоров от Альянса Профессиональных соцработников РК в качестве приглашенных лекторов.
  3. Ведение документооборота в социальной сфере. При изучении дисциплины студенты приобретут умения по формированию деловой документации, эффективному управлению специализированным документооборотом. Освоение предмета идёт через критический разбор, оценку и симуляцию реальных и распространенных кейсов из практики делопроизводства центров социальной защиты города Алматы, районных акиматов города и неправительственных социальных организаций, которые проходят с привлечением гостевых лекторов
  4. Возрастная и дифференциальная психология. В рамках дисциплины студенты приобретут систему знаний о возрастных и индивидуально-психологических особенностях развития и типологии личности, изучат теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона, З. Фрейда. Путём участия в психологических тренингах и мастер-классах приглашенных ученых-психологов г.Алматы, а также при помощи подготовки критического эссе, студенты овладеют основными подходами и теориями дифференциальной психологии
  5. Государственные закупки. В рамках изучения дисциплины студенты приобретут умения и навыки в классификации, осуществлении процедур государственных закупок, инструментов, электронных торговых площадок и правовых норм сопровождающих процесс закупок с момента подготовки к участию до момента сдачи акта оказания услуг закупщику. Также студенты будут готовы к формированию технической спецификации государственных заказов, с учетом финансовой и социальной специфики государственного заказа для уязвимых слове населения. В рамках дисциплины предполагается привлечение экспертов государственных и квазигосударственных социальных организаций, являющимися основными субъектами государственного заказа и эксперты НПО, имеющие весомый опыт участия в государственных и международных тендерах и конкурсах.
  6. Основы специальной психологии и педагогики. В результате освоения курса, студенты смогут применят подходы и методы оказания социально-психологической помощи в адаптации лиц с ограниченными возможностями, на практике ознакомятся с социально-психологическими услугами, оказываемых в реабилитационных центрах и обслуживании на дому. Предусмотрено проведение гостевых лекций с участием представителей различных центров и проведение практических занятий на базе реабилитационных центров.
  7. Переговоры и медиация. Цель курса — освоение теории и практики эффективной медиативной деятельности и ведения переговоров. Курс фокусируется как на теории, так и на практике ведения переговоров и медиации в отношении конфликтов. Обучающиеся проанализируют широкий круг вопросов, касающихся переговоров, включая различные теории переговоров, процессы переговоров, психологическую динамику, влияющую на переговоры, и оценят эффективные коммуникационные стратегии, роль языка, культуры и власти в переговорах, а также роль третьих лиц на переговорах. Важная часть занятий будет посвящена освоению навыков ведения переговоров и медиации. С этой целью обучающиеся проведут симуляции переговоров и ролевые игры, связанные с различными кейсами и видами переговоров.
  8. Практикум по психо-социальному консультированию. В ходе изучения дисциплины студенты приобретут знания по основным теориям психологического консультирования, разовьют умения и навыки проведения социально-психологического консультирования с применением методов практической психологии. Используя материалы реальных кейсов, участвуя в психологических тренингах, гостевых онлайн и офлайн мастер-классах практикующих психологов, студенты отработают процедуры и овладеют технологиями консультативного процесса в сфере социальной работы.
  9. Социальная работа с уязвимыми слоями населения. Студенты ознакомятся с методами социального диагностирования ситуаций и самих субъектов социальной помощи. Приобретут умения в определении и подборе социальных технологий необходимых в работе с нуждающимися. В ходе занятий студенты будут решать реальные ситуационные задачи, обосновывать подходы, рекомендации и формат социальной помощи населению. Предполагается участие гостевых лекторов из школы Третий возраст для пожилых людей, районных отделов социальных программ г.Алматы.
  10. Социально-экономическая статистика и программные продукты для социальных работников. Студенты при изучении дисциплины будут применять основные принципы разработки систем статистических показателей, формировать первичные навыки определения необходимых статданных для конкретных социальных исследований и работы с официальными и альтернативными источниками данных, а также их первичной обработки. Будут применять программные статпродукты для социальной сферы — SPSS, профессиональное использование Excel и др. Освоение идет через использование реальных кейсов, деловых игр и задач
  11. Социальное обеспечение и социальные стандарты услуг. В рамках данной дисциплины студенты овладеют базовыми понятиями, категориями и стандартами социального обеспечения. Смогут анализировать и обосновывать изменения, корректирование социальных стандартов в перспективе. Посредством ситуационного моделирования будут различать, применять и обосновывать стандарты в социальной практике. При освоении дисциплины будут привлечены специалисты городской соцальной службы и местных НПО
  12. Социальное предпринимательство и проектирование. Изучив курс, студенты освоят и будут свободно оперировать категориями, понятиями и направлениями социального предпринимательства, смогут разрабатывать и реализовывать жизнеспособные социальные проекты. Курс завершится защитой группового либо индивидуального проекта, предусматривается апробация проекта на базе партнеров программы.
  13. Управление кейс-технологиями в социальной сфере и методы принятия решений. В рамках изучения дисциплины студенты используют управленческий инструментарий для решения кейсов, отработают методы принятия решений: экспертный/ неэкспертный методы, метод Дельфи, аналогии, мозгового штурма, интеллект-карт и других. Освоение проходит путём решения реальных локальных кейсов, ситуационных задач с участием гостевых лекторов-управленцев городского управления занятости и социальных программ г.Алматы
  14. Управленческие навыки в социальной сфере. При прохождении данного интегрированного курса студенты освоят необходимые методы управления для разных профессиональных ситуаций, и методики прогнозирования их эффекта. Практическая часть будет проходить на базе районных центров занятости и социальных программ города Алматы, социального жилого дома для одиноких пенсионеров и частного детского дома Солнышко. Курс завершится защитой индивидуального или командного проекта