Образовательные программы

Экономика в Нархозе

Данные актуальны на декабрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B04107 Экономика в Нархозе

Цель образовательной программы — развить у студентов экономическую экспертизу и творческое мышление, чтобы они могли применять свои навыки и знания в различных областях национального, международного и глобального масштаба, совмещая теоретические знания с практическим опытом.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

  • Введение в экономику. Курс направлен на формирование экономического мышления у обучающихся, дает общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Содержание курса включает изучение экономических категорий, экономических законов и механизма хозяйствования, регулирующих отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении на различных структурных уровнях экономической системы. Студенты в ходе изучения курса смогут приобрести практические навыки анализа ситуаций на рынках товаров и ресурсов, а также научатся выявлять проблемные ситуации на микро-макроэкономическом уровне.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Академические исследования. Изучение курса направлено на развитие и совершенствование компетенций в проведении научных исследований, а также в письменной научной коммуникации, необходимой для эффективного общения в академической среде. Студенты приобретут навыки структурирования научного текста, научатся работать с аутентичными источниками, искать статьи с высоким индексом цитируемости в электронных ресурсах, и в итоге приобретут навыки самостоятельного создания научных статей, аннотаций, абстракта в научных статьях, рецензий и эссе, а также смогут публично представлять и обсуждать научные работы
  2. Бизнес этика. Дисциплина рассматривает представление о принципах честного ведения бизнеса, основанного на самоуважении и уважении контрагентов, изучению вопросов морального права в контексте деловой практики, как организации могут создавать и поощрять этическую культуру при осуществлении контроля за соблюдением требований, описывать основные этические рамки, используемые при разработке деловой этики. Так же, навыки о корректном ведении переговоров, заключении и составлении договоров, социальной ответственности бизнеса
  3. Введение в финансовый учет. В курсе изучаются основные принципы, концепции, положения финансового учета, регистрация экономических транзакций для отдельных бизнес-субъектов и толкование финансовой отчетности. Решая ситуационные задачи индивидуально и в группах, студенты будут составлять основное бухгалтерское уравнение, а также научатся отражать бизнес- транзакций в первичной документации и регистрах бухгалтерского учета; формировать отчеты о финансовом положении и результатах деятельности субъектов. Данный курс гармонизирован с АССА.
  4. Высшая математика и теория вероятностей. Дисциплина рассчитана на формирование ключевых навыков использования математического аппарата в процессе решения студентами экономических задач — как теоретических, так и прикладных. Студенты повысят математическую подготовку к освоению сложных специальных дисциплин. Данный курс включает разделы, активно используемые в экономике, такие как, аналитическая геометрия, элементы линейной алгебры, дифференциальное и интегральное исчисления, теория вероятностей и элементы математической статистики. Курс завершает комплексный итоговый экзамен, проводимый в письменной форме.
  5. Корпоративное бизнес право. Курс «Корпоративное бизнес право» организован для развития знаний и навыков понимания общей правовой базы и специализированных правовых областей, связанных с бизнесом, с осознанием необходимости обращения за дополнительной юридической консультацией в случае необходимости. Корпоративное бизнес право: начинается с введения в общую правовую систему, такую как судебная система и источники законодательства, затем переходит в область обязательственного права, включая договорное и деликтное право, которые лежат в основе деловых операций в целом, охватывает ряд специализированных юридических областей относящиеся к различным аспектам бизнеса, которые больше всего волнуют профессионалов в области финансов. Последний раздел посвящен корпоративному мошенничеству и преступному поведению. Студенты научатся описывать и объяснять, как компании управляются, администрируются и регулируются в соответствии с правовой базой.
  6. Макроэкономика. Студенты изучат современные макроэкономические теории и модели, научатся анализировать основные показатели, характеризующие социально-экономические процессы и явления на макроуровне. На практических занятиях студенты проведут сравнительный анализ макроэкономических показателей с использованием методов синтеза и анализа, на основе аналитических данных будут решать кейсы и задачи с использованием графических материалов.
  7. Организационное поведение. Дисциплина содержит: анализ поведения индивидов и групп в организациях, основы выработки лидерских навыков с целью корректировки трудового поведения работников в соответствии с этическими и моральными нормами; определения культуры организации, на основе системного, процессного и ситуационного подходов, знание поведенческой, социокультурной и институциональной природы организации. Студенты изучат данные аспекты посредством групповых обсуждений, тестов по самооценке, кейс стади и ситуационных задач
  8. Основы маркетинга. В рамках курса изучаются основы формирования желаний потребителей, маркетинговая среда и ее компоненты, потребительский и бизнес рынки, прогнозирование, сегментирование, таргетинг и позиционирование, формирование 4Р (Product Price Place Promotion) основы брендинга, персональные продажи, маркетинговая конкуренция и стратегический маркетинг. Студенты разработают маркетинговые планы в различных сферах, на основе изучения и критического анализа ключевых концепций маркетинга и кейсов, таких организаций как Самсунг, Додо пицца.
  9. Основы менеджмента. Основной целью курса является знакомство студентов с современными понятиями менеджмента, формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в сфере менеджмента организации. В ходе изучения курса студенты освоят: необходимость и природу управления; уровни управления и виды разделения труда; требования к профессиональной компетенции менеджеров в свете направлений развития современного бизнеса и предпринимательства; основные функции, их взаимосвязь и значимость для достижения целей организации; различные виды организационных структур; связующие процессы менеджмента и основные понятия связанные с управлением человеческими ресурсами. Смогут определять цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; применять навыки принятия управленческих решений. В ходе обучения студенты приобретут навыки по основным аспектам менеджмента посредством решения кейс-стади, дискуссий, обсуждений, групповых и индивидуальных работ, составлением презентаций.
  10. Производственная практика. Производственная практика направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и освоение передового опыта. Цель практики заключается в подтверждении достигнутых результатов обучения при непосредственном осуществлении профессиональной деятельности посредством демонстрации приобретенных навыков и сформированных компетенций. Практика проходит в учреждении/организации, предлагаемом (-ой) вузом либо выбранном (-ой) по инициативе студента и соответствующей профилю образовательной программы. По завершению практики студенты сдают и защищают отчет, демонстрируя достижение запланированных результатов обучения.
  11. Управленческая экономика. Курс направлен на формирование у студентов экономического видения по управлению бизнес-единицами или целой компании в разных отраслях. Дисциплина включает вопросы, связанные с разработкой инструментов для принятия эффективных деловых решений, изучением спроса, затрат, производства, прибыли, конкуренции, структуры и производительности рынка. Студенты будут самостоятельно и в составе группы устно и письменно высказывать и аргументированно отстаивать собственные мнения по решению проблем управления экономикой, используя казахстанские кейсы.
  12. Учебная практика. Учебная практика направлена на приобретение первичных профессиональных компетенций, включающих закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения через работу на предприятиях, в организациях или на базе кафедры. В процессе прохождения учебной практики студенты знакомятся с видами функций и задачами будущей профессиональной деятельности, с организационно-правовой формой, структурой организации и принимают участие в организационных процессах, ведут деловую корреспонденцию и отчетность, а также приобретают навыки работы в трудовом коллективе. В ходе прохождения практики студенты анализируют и формируют информационную базу для написания отчета, который студенты сдают и защищают по результатам прохождения практики
  13. Экономика рынка труда. Дисциплина изучает новые концепции и процессы на рынке труда. Изучаются вопросы трудового законодательства, организации и оплаты труда, нормирования труда, оценки эффективности труда. На практических занятиях анализируются показатели занятости и безработицы, размер заработной платы, системы премирования. Освоение курса предполагает решение актуальных кейсов баз данных KASE и Bloomberg, аргументированную презентацию результатов решений.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Дизайн и технология производства. Курс направлен на формирование навыков применения современных методов организации и управления технологическими процессами фирмы, что позволяет создавать благоприятные условия для эффективной работы персонала предприятия, производства продукции высокого качества при оптимальном использовании ресурсного потенциала компании. Обучающиеся будут способны обосновывать и проводить технологическое обновление производства, осуществлять комплексный анализ производства и контроль реализации эффективных управленческих решений в условиях развития информационно-коммуникационных технологий и Industry 4.0.
  2. Иностранный язык (английский A2). Курс развивает 4 основных навыка: Говорение, Аудирование, Чтение и Письмо на достаточном уровне владения английским языком А2. Курс рассчитан на повторение и закрепление знаний полученных на уровне А1. На данном уровне словарный запас расширится до 1500 слов и выше, и включает в себя различные темы. Эти знания станут своеобразной лексической платформой для запоминание более сложных слов, специализированных тем для работы, бизнеса. На ряду с коммуникативным применяются такие интерактивные методы как Case Study, Role-playing, Project work.
  3. Иностранный язык (английский B1-1). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой половины материала уровня B1 — базовой достаточности академической подготовки по языку. Задачами курса являются: подготовка студентов к обучению на английском в академической среде. Курс развивает языковые навыки — с помощью чтения академических текстов, академического письма, прослушивания лекций, — а также общеучебные навыки, критическое мышление, умение работать с первоисточниками, анализировать и обобщать информацию, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  4. Иностранный язык (английский B1-2). Курс английского для академических целей предназначен для изучения второй части материала уровня B1 — базовой достаточности академической подготовки по языку. Курс направлен подготовку студентов к обучению на английском в академической среде. Курс развивает языковые навыки — с помощью чтения академических текстов, академического письма, прослушивания лекций, — а также общеучебные навыки, критическое мышление, умение работать с первоисточниками, анализировать и обобщать информацию, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  5. Иностранный язык (английский B2-1). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой части материала уровня B2 — базовой стандартности академической подготовки по языку. Курс дает обзор современных исследований в области английского языка для академических целей, предлагает практические задания для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности. Задачами курса являются совершенствование необходимых навыков и академический язык для учащихся, которые готовятся учится на английском языке. Курс содержит: аутентичный материал, интегрированные навыки и академический язык, прогрессивный охват всех 4 навыков в академическом контексте.
  6. Иностранный язык (английский B2-2). Курс английского для академических целей предназначен для изучения второй части материала уровня B2 — базовой стандартности академической подготовки по языку. Курс дает обзор современных исследований в области английского языка для академических целей, предлагает практические задания для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности. Задачами курса являются совершенствование необходимых навыков и академический язык для учащихся, которые готовятся учится на английском языке. Курс содержит: аутентичный материал, интегрированные навыки и академический язык, прогрессивный охват всех 4 навыков в академическом контексте.
  7. Международная экономика. Дисциплина формирует знания теорий международной торговли, её географической и товарной структуры. Студенты изучат принципы внешнеторговой политики, правила международного взаимодействия финансов. С помощью методов международных сравнений, статистического и эконометрического анализа, студенты смогут оценить модели и правила международной торговли и движения финансов, решат кейсы. На основе проведенных исследований дадут свои предложения по решению проблем торговли между странами. Освоение курса идет через решение актуальных кейсов баз данных Bloomberg.
  8. Мировая продовольственная безопасность. Дисциплина дает теоретические знания и практические навыки для анализа производства сельскохозяйственного производства в целях сохранения продовольственной безопасности. Студенты, работая в группах, сформируют стратегию по продовольственной безопасности определенного региона. С помощью метода корреляционно-регрессионного анализа выявят взаимосвязь производства и потребления, смогут защищать свои точки зрения, смогут проанализировать и интерпретировать данные по производству и потреблению. Освоение курса идет через решение актуальных кейсов баз данных KASE и Bloomberg.
  9. Продовольственное снабжение и логистика. Курс дает представление о вопросах обеспечения продовольствием населения, основных процедурах логистики, а также о вопросах сбалансированности производства и потребления пищевых продуктов в Казахстане. Кроме того, дисциплина освещает вопросы и проблемы экспорта и доставки готовой продовольственной продукции в регионы страны и в страны ближнего и дальнего зарубежья. Студенты используя методы маркетингового и экономического анализа научатся составлять баланс продовольственных ресурсов, решат задачи и кейсы, проведут статистический анализ.
  10. Статистика. Дисциплина содержит методологию исследования и обработки статистических данных, таких как методы группировок, средних величин, индексов, показателей вариации и другие методы анализа данных, характеризующих экономическое и социальное развитие общества. Студенты проведут сбор и анализ фактических статистических данных, представляя в виде проектов, на основе проведенных индивидуальных либо групповых исследований, формулируя результаты с целью дальнейшего принятия решений.
  11. Учет для принятия решений. Курс направлен на подготовку студентов к принятию решений. Темы: классификация затрат, анализ и прогноз затрат, анализ накладных расходов, методы полного поглощения и по переменных издержкам, стандарт костинг, основы бюджетирования, подготовка счетов и отчетов для менеджмента, риски и вероятности, кратко- и долгосрочные решения. Студенты в группе и индивидуально будут решать управленческие задачи для любого управленческого уровня (уровня менеджмента). Освоение курса завершится письменным экзаменом. Гостевые лекторы — специалисты управленческого учета из разных секторов экономики. Данный курс гармонизирован с программой АССА и CIMA ВА2
  12. Эконометрика. В рамках освоения дисциплины студенты формируют навыки количественного и качественного анализа статистической информации, а также навыки построения моделей, описывающих финансовые, организационно-управленческие и экономические процессы. В ходе курса студенты приобретут опыт эффективного практического применения инструментов и приемов математической статистики, а также современных информационных технологий, в области своей будущей профессиональной деятельности. В финале курса студенты выполнят проектную работу, в рамках которой самостоятельно построят эконометрическую модель на основе анализа собранных ими статистических данных, используемых в сфере их специализации.
  13. Экономика бизнеса. Курс изучает экономические закономерности и принципы организации и функционирования бизнеса на различных стадиях жизненного цикла. Кроме традиционных факторов производства, влияющих на достижение целей субъектов бизнеса, особая роль отводится изучению современного экономического механизма осуществления бизнес-процессов, новых трендов в экономике, рассмотрению стратегий и тактик ведения бизнеса в условиях его цифровой трансформации, влияния технологий Индустрии 4,0, позволяющих занимать конкурентные позиции, быть клиентоориентированными, способными оперативно реагировать на изменения в бизнес-среде.
  14. Экономика технологий и инноваций. Дисциплина дает знания и представления об инновационной деятельности предприятия. Студенты изучат в целом этапы и процесс внедрения новых технологий или инноваций, смогут проанализировать показатели внедрения и использования новых технологий, смогут определить и оценить инвестиционно-инновационную привлекательность предприятия, используя современные методы оценки. Освоение курса идет через решение актуальных кейсов баз данных KASE и Bloomberg.
  15. Экономический анализ социальных проблем. Курс рассматривает социальные проблемы в Казахстане и за рубежом, причины их возникновения и возможные пути их решения. На основе различных методов студенты проанализируют социальные проблемы по регионам и отраслям Казахстана, а также решат кейсы, с использованием баз данных KASE и Bloomberg. В ходе обучения будут применятся такие интерактивные методы как, технология перевернутого класса, командная работа.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Количественные методы в бизнесе. В основе курса лежат количественные методы анализа данных на основе программы R и известных результатов теории вероятностей и математической статистики. Курс предназначен также для развития критического и самостоятельного мышления студентов. Курс состоит из 2-х частей: обучение студентов методам статистического программирования на языке R и математическим методам, применяемых для анализа данных. Содержание курса включает знания и навыки, необходимые для овладения современными программными средствами, позволяющими эффективно использовать методы количественного анализа деловой информации, широко используемые в настоящее время в бизнес-среде
  2. Микроэкономика. Дисциплина раскрывает действия рыночных законов и правил между экономическими агентами, формирует общее представление о рынках, об основных рыночных показателях. Изучая данную дисциплину, студент получает навыки анализа текущей рыночной ситуации, а также учатся принимать решения отдельного рыночного агента по рациональному использованию экономических ресурсов. Студенты на практике будут решать практические кейсы баз данных KASE и Bloomberg, будут проводить мини групповые дискуссии, данные кейсы будут помогать студенту принимать оптимальные решения
  3. Основы финансов. Курс направлен на изучение денежных потоков с учетом фактора времени и принятия финансовых решений по управлению личных сбережений, обеспечению финансовой выгоды, создания успешной деятельности в будущем. Изучаются такие темы как финансовые аспекты организации бизнеса, функционирование долевого и долгового рынка, оценка акций и облигаций, структуры и стоимости капитала, а также временная стоимость денег, оценка денежного потока на основе анализа финансовой отчетности, риска и несостоятельности собственников фирмы. Актуальными темами в рамках глобального финансового управления выступают квази, социальные, зеленые финансы. Студенты получают необходимые прикладные компетенции и формируют собственное мышление по оценке поведения инвесторов на рынке финансов, рассчитывают эффективность капитальных активов, инвестиций, денежных потоков и сопутствующих им рисков, решают и интерпретируют ситуации и кейсы по денежным потокам на основе данных Bloomberg, Eikon. Предусмотрены гостевые лекции с приглашением бизнес практиков финансового сектора, представителей фискальных органов и управления финансами.
  4. Преддипломная практика. Преддипломная практика направлена на подготовку и написание дипломной работы (проекта). В период преддипломной практики обучающийся ознакомится с деятельностью предприятия и отчетностью в контексте задач исследования; осуществляет сбор финансово-экономического и практического материала по теме исследования, изучает основные вопросы/проблемы компании в рамках своей темы. Практика завершается сдачей и защитой отчета, а результаты практики будут использоваться для написания дипломного работы (проекта).
  5. Стратегический менеджмент. Дисциплина включает: взаимоотношение функций управления для построения стратегического видения компании, составление миссии, целеобразование, сбор и анализ данных о внутренней и внешней среде, процессный и системный подходы формирования стратегии, виды корпоративной, конкурентной и функциональной стратегий с учетом корпоративной социальной ответственности. Применяя моделирование процессов организаций, через задачи и кейс стади, студенты получат возможность практики разработки стратегии организации
  6. Стратегическое планирование. Курс предусматривает изучение теоретических и практических основ стратегического планирования в современных условиях с акцентом на потребности рынка. Планирование создает основу для устойчивой и эффективной работы предприятия. Обучающиеся сформируют системное представление о методологии планирования, приобретут навыки разработки производственной программы, функциональных и операционных планов, стратегических, тактических и бизнес-планов предприятия, а также управленческих решений на основе экономического обоснования различных планов.
  7. Экономический анализ. По данной дисциплине на основе бухгалтерской и финансовой отчетности студенты научатся анализировать текущее состояние предприятия. Студенты изучат существующие методологии экономического анализа и на основе этого будут анализировать экономические, производственные, финансовые показатели деятельности компаний. Студенты также научатся давать оценку их финансового состояния. Методы обучения предполагают использование баз данных KASE и Bloomberg, что позволяет анализировать актуальную информацию о состоянии экономики и отдельных предприятий

Компоненты по выбору

  1. Анализ банкротств. Дисциплина предполагает изучение и проведение анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов на предмет выявления вероятности банкротства и связанного с этим возможного риска. Курс содержит методологические подходы к анализу и прогнозированию вероятности банкротства, построен на использовании системы абсолютных и относительных показателей и моделей множественного дискриминантного анализа. Освоение дисциплины носит практико-ориентированный характер, осуществляется на основе всестороннего и комплексного исследования и анализа финансовой и статистической отчетности предприятий с целью выявления, предотвращения их банкротства и приобретения навыков выработки управленческих рекомендаций.
  2. Анализ инвестиционных проектов. Дисциплина предполагает изучение и проведение анализа обоснований целесообразности (или нецелесообразности) эффективности осуществления одного или нескольких инвестиционных проектов. Курс содержит методологические подходы анализа инвестиционных проектов как инструментария, позволяющего эффективно реализовать краткосрочные и долгосрочные планы функционирования и развития предприятия. Освоение идет через разработку инвестиционных проектов с использованием соответствующего методического инструментария.
  3. Гендерная экономика. В данном курсе студенты будут изучать вопросы гендерной идентичности, феминности, экономики семьи, зависимости экономического роста от гендерного равенства в стране в сферах занятости, заработной платы и предпринимательской деятельности. Студентам будут предложены кейсы, практические задания по гендерным проблемам в экономике Республики Казахстан и за рубежом.
  4. Конкурентоспособность экономики. Казахстана Студенты изучат теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности экономических систем и на основе этого проанализируют основополагающие факторы конкурентоспособности национальной экономики. На основе баз данных KASE и Bloomberg, работая в команде и используя современные методы оценки конкурентоспособности, студенты научатся оценивать уровень конкурентоспособности, выявят эффективные рынки сбыта для обеспечения конкурентоспособности субъектов национальной экономики
  5. Управление затратами. Дисциплина дает комплекс знаний и практических навыков в формировании затрат на производство и реализацию продукции, анализ и регулирование затрат с целью повышения эффективности деятельности предприятия. Студенты будут ­изучать принципы и механизм функционирования системы управления затратами на предприятиях, смогут ­оценивать показатели производственных затрат, используя аналитические методы, казахстанские кейсы, которые обоснуют оптимальность управленческих решений.
  6. Экономика инвестиций. Дисциплина дает комплексное представление о содержании процессов управления инвестиционной деятельностью организаций в современных условиях. Студенты изучат современные инвестиционные технологии и инструменты, практикуемые в отечественной и зарубежной хозяйственной практике, основные направления оценки эффективности инвестиций, показатели эффективности инвестиций и особенности их расчета. Студенты в рамках групповой и индивидуальной работы разработают инвестиционный проект, используя современный инструментарий.
  7. Экономика общественного сектора. Дисциплина направлена на формирование целостного представления об основных теоретических концепциях и прикладных аспектах функционирования общественного сектора. В ходе изучения дисциплины будут рассматриваться причины вмешательства государства в экономику, проблемы внешних эффектов и общественных благ. На основе активных методов обучения студенты познакомятся с экономическими и организационными аспектами общественного сектора.
  8. Экономика отраслевых рынков. Курс представляет собой изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с анализом экономики и организации различных отраслевых рынков современной экономики, а также с оценкой процессов отраслевого развития, определяемых формированием рыночной среды. В рамках данного курса исследуются закономерности формирования и функционирования отраслевых рынков; основные принципы поведения фирм на разных рынках; необходимость и возможности государственного регулирования отраслевых рынков. Освоение курса предполагает решение актуальных кейсов баз данных KASE и Bloomberg.
  9. Экономика регионального развития. Данный курс формирует теоретические знания по экономике регионов. Студенты будут анализировать экономические, социальные и экологические проблемы и различия регионов, а также научатся планировать и принимать решения по оптимальному использованию ресурсов каждого региона. Изучение курса предполагает использование методов интерактивного обучения, таких как метод «перевернутого класса», что позволяет провести обсуждение и «мозговой штурм» по решению кейсов.
  10. Экономика устойчивого развития. Курс рассматривает различные подходы к изучению вопросов устойчивого развития как части национальной безопасности. Студенты будут анализировать взаимосвязь между экономическими, политическими, научными и технологическими факторами, которые влияют на устойчивое развитие экономики Казахстана. В своих презентациях будут анализировать экономику выбранного региона и дадут рекомендации по решению экономических и экологических проблем, учитывая интересы различных агентов. Освоение курса предполагает проведение эмпирического исследования по вопросам устойчивого развития на основе существующих кейсов, ситуаций.