Образовательные программы

Тюркология в КазУМОиМЯ

Данные актуальны на ноябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B02202 Тюркология в КазУМОиМЯ

Цель образовательной программы состоит в подготовке специалистов, обладающих высокой квалификацией и профессиональными навыками в области тюркологии. Они должны уметь применять полученные знания по проблемам тюркского языкознания и литературоведения. Также, они должны быть способны анализировать современные концептуальные проблемы на основе основных принципов тюркологии и объективно оценивать межкультурные отношения, этнические, исторические, политические и социально-экономические процессы тюркских народов.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  • Основы персонального развития. Целью курса является исследование вопросов формирования необходимых персональных качеств у студентов. В данной программе предусмотрено обеспечение условий личностного роста и выработка у обучающихся особо важных компетенций в области экономики и права, познания основ антикоррупционной культуры. Курс раскрывает особенности сохранения экологии и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также готовит к рискам в предпринимательстве, определяет необходимость лидерства, и использование методов научно-инновационного исследования и подхода, что способствует постоянству развития студентов в будущем, в различных измерениях человеческой действительности, включая научную и трудовую деятельность

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Базовый восточный язык А1(турецкий). Цель дисциплины: сформировать у студентов основные представления о фонетической и грамматической структуре турецкого языка и обучить правилам артикуляции, интонации. Развитие навыков общения в четырех основных формах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо). Дисциплина направлена на обучение основам грамматики турецкого языка, владение значительным объемом лексического запаса и приобретение студентами первоначальных практических навыков общения на уровне А1.
  2. Базовый восточный язык А2 (турецкий). Дисциплина направлена на освоение теоретических и практических основ грамматики турецкого языка, которые предусматривают все виды речной деятельности и предполагают адекватное общение на уровне А2.
  3. Базовый восточный язык В1 (турецкий). Цель дисциплины: сформировать у студентов знания о грамматической структуре турецкого языка, обучить грамматическим правилам, развить навыки выполнения письменных заданий. Расширить активный и пассивный словарный запас студентов. Дисциплина направлена на изучение формирования сложных предложений на турецком языке; освоение турецкого языка с использованием сложных текстов на различные темы; понимание устной речи на слух, развитие общения без предварительной подготовки на турецком языке, оценка грамматико-лексического материала на уровне В1.
  4. Базовый восточный язык В2 (турецкий). Дисциплина направлена на решение коммуникативных задач в различных сферах бытовой и культурной деятельности, развивает навыки письменной и устной речи, адекватную реакцию В2, которая требует написание эссе и сочинений, подготовку выступлений и диалогов по конкретным вопросам и темам.
  5. Восточный язык для специальных целей (С1) 1. Цель курса формирование у студентов профессионально значимых знаний и умений в рамках специально-профессиональной сферы общения и речевой тематики, дальнейшее формирование аргументационнно-полемических умений студентов для ведения дискуссий, интервью, бесед в контексте будущей профессии с уместным использованием идиоматичных выражений. Дисциплина направлена на подготовку студентов к научной работе, совершенствование навыков чтения научных текстов, академического письма, аудита и конспектирования лекций; достижение соответствия общеобразовательного, научного и профессионального уровня знаний турецкого языка.
  6. Восточный язык для специальных целей (С1) 2. Цель курса формирование у студентов практических навыков владения основами устного и письменного общения в соответствии со сферой и ситуацией общения, умение понимать носителя языка в разговоре на абстрактные и сложные специальные темы, иметь представление о композиционно-речевых типах различных речевых произведений (реферат, аннотация, отзыв, доклад, эссе). Дисциплина обучает развернуто и доказательно аргументировать свою точку зрения в беседе или дискуссии по проблемам, связанным с будущей профессией и на общекультурные темы
  7. Делопроизводство и деловое общение на государственном языке. Дисциплина направлена на изучение делопроизводства, делового общения на государственном языке, позволяющем реализовывать различные коммуникативные аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов. Курс направлен на достижение следующих целей: дать знания об основах делового общения, сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации, и необходимом уровне знаний в области делопроизводства.
  8. История тюркской письменности. Цель дисциплины: рассмотрение петроглифов, символов, образцов письма на ареале тюркских народов с учетом этапов развития письма. Анализ истории, происхождения и периодов использования письменности тюрков. Древнетюркская письменность как исконная письменность тюрков, ее место в мировой культуре. Введение в историю открытия и изучения древнетюркской письменности, изучение рунических знаков и их фонетических особенностей: системы гласных и согласных знаков

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Введение в специальность. Содержание курса направлено на рассмотрение взаимосвязи мировоззрения и культуры, языка и литературы, традиций и обычаев тюркских народов с их историей и этническим составом в аспекте интегративной тюркологии. На базе китайских династийных хроник, древнетюркских письменных памятников VI — X вв., арабо-персидских источников IX- X вв., средневековых памятников XI-XV вв., исследований русских, отечественных и зарубежных ученых XVII- XX вв. раскрывается формирование и развитие тюркологической науки.
  2. Второй иностранный язык (английский). Дисциплина рассматривает содержание лингвокультурологических и страноведческих тем в различных отношениях и содержит необходимые лексические и грамматические материалы для решения рабочих и профессиональных задач.
  3. История изучаемой страны в древности и средневековье (тюркские народы). Дисциплина рассматривает характерные особенности развития тюркских государств в древности и средневековье, их внутреннюю и внешнюю политику, становление и развитие дипломатии тюркских государств. Курс формирует у студентов целостное представление о месте и роли тюркских народов и государств во всемирно-историческом процессе
  4. История изучаемой страны в новое и новейшее время (Турция). Содержание курса направлена на рассмотрение основных этапов развития истории Турции в новое и новейшее время. Особое внимание уделяется тенденциям и закономерностям развития Турции с учетом внутренних и внешних факторов; специфике исторически сложившихся социально-экономической, политической правовой систем государства в новое и новейшее время.
  5. Классическое и современное востоковедение. Дисциплина предусматривает изучение структур, основных компонентов востоковедения как академической и прикладной науки, рассмотрение теорий классического и современного востоковедения. Особое внимание уделяется истории становления и развития востоковедческой науки в мире и Казахстане.
  6. Литература стран Востока (тюркских народов). В данном курсе общая история, язык, обычаи и традиции тюркских народов рассматриваются в связи друг с другом. Определены пути формирования и взаимодействия художественной литературы тюркоязычных народов. Изучаются родственные связи, экстралингвистические факторы и причины возникновения разных видов письма у тюрков. Анализируются научные исследования и произведения, которые легли в основу формирования тюркской литературной письменности. Дисциплина рассматривает основные направления общетюркской литературы, его хронологию, взаимосвязь фольклора и литературы, а также процессы проникновения западной литературы в тюркскую культурную среду.
  7. Межэтническая и межкультурная коммуникация. Курс призван ориентировать студентов на формирование в своем сознании концептуальных понятий теории коммуникации, разрабатываемой как зарубежными, так и отечественными учеными. Особую роль в данном курсе приобретает задача обучить студентов сопоставлять данные лингвистики, психологии, психолингвистики, этнолингвистики, философии языка и других наук для осознания ими междисциплинарной парадигмы теории межкультурной коммуникации, базирующейся на теории деятельности.
  8. Общественно-политическая мысль тюркоязычных стран. Цель дисциплины — последовательное и всестороннее изучение истоков и эволюции общественно-политической мысли тюркоязычных стран на длительном этапе его исторического развития на материалах их богатейшей духовной культуры, политического наследия наиболее его выдающихся представителей. Курс рассматривает труды современных ученых, занимающихся проблемами истории политических учений тюркоязычных государств.
  9. Основы теории иностранного языка (турецкий). Дисциплина рассматривает вопросы развития и современного состояния различных аспектов турецкого языка, которые включают в себя теоретические основы лексической и контекстной систем, основные направления теоретической грамматики, функционально-стилистические особенности изучаемого.
  10. Политическая и экономическая география тюркоязычных государств. Цель курса дать знания о политическом и географическом положении тюркоязычных государств, об особенностях взаимодействия тюркских государств на мировой политической арене, о возможных и существующих конфликтах, а также вероятных путей их разрешения. Дисциплина рассматривает проблемы политического, социального, экономического развития тюркоязычных стран, место в системе международного географического разделения труда, экономические связи, перспективы интеграции.
  11. Профситуационно-коммуникативно-иноязычный практикум. Дисциплина направлена на изучение социальных, профессиональных и коммуникативных разговоров на турецком языке, как устно, так и письменно; предусматривает работу с источниками информации на изучаемом языке (пресса, радио и телевидение, документы, специальная и справочная литература).
  12. Этнические и культурные традиции изучаемого региона (Центральная Азия и Ближний Восток). Цель дисциплины: сформировать способности анализировать материальное и духовное культурное наследие, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах профессиональной деятельности, связанной с изучением тюркских народов. Дисциплина охватывает изучение культурного наследия тюркских народов Центральной Азии и Ближнего Востока, путем применения сопоставительных теорий и современных методов исследования.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Алтайская семья языков в аспекте генеалогической и морфологической классификации. Курс представляет собой область исследований, посвященных группам языков, которые находятся в отношениях родства и могут быть возведены к одному и тому же генетическому источнику (языку-основе) и образуют семьи. Курс ставит своей целью изложить основы методики сравнительно-исторического языкознания, продемонстрировать студентам результаты и проблемы сравнительно-исторического изучения языков; построение генеалогической, морфологической классификации. Цель дисциплины: сформировать способности анализировать структуру алтайских языков, интерпретировать развитие алтайских языков на широком сравнительно-историческом фоне.
  2. Геополитика тюркского мира. Курс направлен на рассмотрение геополитики тюркского мира в контексте мировых исторических процессов. Формирует знания о географическом, историческом, политическом, экономическом развитии тюркских государств, об основных этапах развития дипломатии тюркоязычных стран, их роль в мировых геополитических отношениях.
  3. Общественно политическая лексика восточного языка. Дисциплина рассматривает наиболее актуальные аспекты общественно-политической терминологии турецкого языка, предусматривает придание необходимого запаса лексики для работы с исходно оригинальной прессой на турецком языке, отражающими общественно – политическую жизнь изучаемой страны.
  4. Современные тенденции тюркских исследований. Цель дисциплины: формировать знания об этнической идентификации тюркских народов в условиях глобализации и этнического нивелирования народов, изучать проблемы общетюркского языка и классификации современных тюркских языков. Ознакомление с современной парадигмой антропоцентристских и структурных исследований в тюркском языкознании. Научить студентов объяснять научный понятийный и терминологический аппарат основных научных парадигм языкознания; изучать принципы, постулаты языкознания и основные идеи разных течений, направлений и школ.

Компоненты по выбору

  1. Бизнес-модели и деловая культура изучаемого региона. Цель дисциплины: изучение теоретических основ деловой коммуникации стран Центральной Азии и Ближнего Востока, освоение коммуникативного категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм коммуникации, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста; освоение навыков правильного общения и взаимодействия; понимание возможностей практического приложения деловой коммуникации, ее взаимосвязи с жизненной средой и речевым поведением.
  2. Восточный язык для специальных целей (С 2). Цель дисциплины: формирование навыков владения аутентичным иностранным языком в прямой речи и звукозаписи на основе изучаемого языкового материала. А также научить работать со сложными текстами, фразеологизмами, включая основные грамматические особенности языка, дать сведения о пунктуации и устойчивых выражениях турецкого языка
  3. Древнетюркская цивилизация. Даны сведения о различных государствах, государственных и военных структурах, оказавших влияние на древнетюркскую цивилизацию. Определены ремесла кочевого и полуоседлого населения, пути развития поселений и городов, этапы формирования письменности. Подробно рассматривается история становления и развития тюркской цивилизации. Изучаются тюркологические труды, государственно-правовые, военно-технические достижения, письменное наследие, искусство древнетюркской цивилизации. Формируются знания о религиозных верованиях тюркских народов и об исторических факторах, повлиявших на тюркскую культуру.
  4. Основы академического письма. Курс направлен на массовую межкультурную коммуникацию, на углубление академической направленности коммуникации по общепрофессиональной и межкультурной направленности обучения. Цель дисциплины – приблизить студентов к международно-стандартному общенаучному и научно-профессиональному уровню качества с учетом международных социально-значимых задач.
  5. Парадигмы современной лингвистической тюркологии. Ознакомление с современной парадигмой антропоцентристских и структурных исследований в тюркском языкознании. Научить студентов объяснять научный понятийный и терминологический аппарат основных научных парадигм языкознания; изучать принципы, постулаты языкознания и основные идеи разных течений, направлений и школ. Комплексный анализ и характеристика экспансионизма, антропоцентризма, функционализма и объяснительной природы современного языкознания на основе лингвистических направлений и школ.
  6. Семиотика культуры тюркских народов. Курс является комплексной элективной дисциплиной, отражающей основы культурного кода тюркских народов. Здесь, рассматривается проблема изучения вопросов культуры народов с тюркскими корнями посредством семиотических исследований. Поскольку данный курс является комплексной дисциплиной, в нем рассматриваются не только культура и ее отдельные отрасли, но и основные теории современной семиотики и ее роль в изучении всех аспектов жизни тюркских народов.
  7. Тюркская медиевистика. Цель дисциплины: обучить студентов навыкам анализа текстов в тюркской литературе; выявить особенности литературных текстов как вида коммуникативного общения. Литературная ценность произведения иллюстрируется анализом идеологии периода письма, структуры и темы текста, повествовательного стиля и художественного характера персонажей, концепций пространства и времени. В результате изучения дисциплины студенты освоят художественное произведение и его содержание, работу и творческую биографию писателя, а также художественную и социальную значимость литературы. Студенты изучают язык письменных памятников и определяют место кыпчакского языка в современных тюркских языках
  8. Тюркская ономастика. Цель курса 2013 дать студентам представление об актуальных проблемах ономастики в тюркских языках, разъяснить практическую сторону. Топонимика, антропонимика, этнонимика, космонимия, зоонимия и др. Ономастика изучается в тесном единстве с лингвистикой, географией, этнографией, историческими науками. Древние топонимы. Знание теории и методологии ономастики; освоение границ ономастического пространства тюркских народов.
  9. Цифровизация профессиональной деятельности. Цель дисциплины: изучение и использование в своей профессиональной деятельности цифровые технологии для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде. Курс рассматривает тюркологию в контексте проектной деятельности, цифровизации (искусственного интеллекта, машинного обучения), геймификации и когнитивных технологий.