Образовательные программы

Энергоаудит и энергоменеджмент в АУЭС

Данные актуальны на ноябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B07113 Энергоаудит и энергоменеджмент в АУЭС

Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов в области энергоаудита и внедрения системы энергоменеджмента. Они должны обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками для определения показателей энергоэффективности, составления энергетических балансов, нормирования потребления энергоресурсов, а также для разработки мероприятий по энергосбережению с использованием инновационных и цифровых технологий.

Язык обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Модуль вузовского компонента ООД (Основы этики и антикоррупционной культуры, экология и безопасность жизнедеятельности). Учебный курс, позволяющий помочь студенту получить знания о государственных мерах противодействия коррупции, дает возможность понимания сущности современных мировоззренческих проблем, их источников и теоретических вариантов решения, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Изучает воздействие технологических процессов на состояние окружающей среды, виды и источники загрязнений, способы и методы очистки, категорирование экологической опасности производства и санитарно-защитных зон, а также параметры и характеристики чрезвычайных ситуаций различного характера, прогнозирование их последствий, методику определения количества и структуры потерь. Освоение концепции современной экономики, перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития. Организация предпринимательской деятельности по производству и реализации востребованной конкурентоспособной продукции. Изучение основных теорий мотивации, лидерства для решения управленческих задач. Владение современными технологиями управления персоналом. Изучение основных моделей инновационного развития, методов реализации инноваций; взаимосвязей инновационной активности и конкурентоспособного развития предприятий.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Дифференциальное и интегральное исчисление I. Курс дает знания и навыки работы с пределами и непрерывными функциями; вводит студента в дифференциальное и интегральное исчисление функций одной переменной, как использовать аппарат производных для исследования свойств функций, а также применений производной и интеграла для решения практических задач.
  2. Дифференциальное и интегральное исчисление II. Курс предоставляет знания и навыки использования основ последовательностей и рядов;дифференциального и интегрального исчисления многих переменных и их применений в задачах оптимизации и естественных науках
  3. Дифференциальные уравнения. Курс предназначен изучение базовых понятий теории дифференциальных уравнений и освоение основных приемов решения практических задач по темам дисциплины.
  4. Линейная алгебра. Цель курса дать элементарное ведение в основные темы линейной алгебры: матричное исчисление систем линейных уравнений, векторные пространства и линейные отображения, собственные значения и вектора и т.д
  5. Механика Основные положения статики, определение опорных реакций. Кинематика точки, кинематика твердого тела. Динамика материальной точки, твердого тела и механической системы
  6. Механика жидкости и газа. Дисциплина направлена на получение знаний физических свойств жидкости, механики жидкости и газов, законов гидравлики, режимов течения жидкостей в трубопроводах, которые станут базой для изучения таких разделов теплоэнергетики, как топочные процессы, процессы генерации пара в котле, работа турбины и насосов, передача пара и воды по трубопроводам, работа газовоздушного тракта электростанций.
  7. Основы научного исследования и академическое письмо. Дисциплина представляет собой комплекс теоретического материала и практических примеров, необходимых для освоения принципов и способов представления данных в академическом письме. Уделено особое внимание на алгоритм действий для написания научных статей и научно-исследовательских работ. Отрабатываются такие навыки, как постановка целей и задач, описание методик исследования, описание статистической информации, графиков и диаграмм, формулирование выводов исследования, реферирование научной литературы, оформление ссылок на источники и другие.
  8. Спецглавы математики (Методы моделирования и оптимизации для теплоэнергетиков). В дисциплине изучаются модели и виды моделирования, принципы построения математических моделей, математическое моделирование процессов тепло – массопереноса в теплоэнергетике, математическое моделирование и оптимизация тепло- массообменных аппаратов, оптимизационные задачи в основном оборудовании ТЭС, формируются умения и навыки применения методов моделирования и оптимизации теплоэнергетических процессов, установок и систем тепловых электрических станций и промышленных предприятий
  9. Спецглавы математики (уравнения математической физики для теплоэнергетиков). В дисциплине изучаются основные понятий теории уравнений математической физики (УМФ), математический аппарат УМФ для исследований теплоэнергетических процессов и решения краевых задач теплопередачи, использование современных компьютерных технологий при решении теоретических и практических задач, связанных с математическим моделированием явлений, описываемых УМФ, проведение вычислительных экспериментов с использованием цифровых технологий в процессах теплопередачи
  10. Спецглавы математики (численные методы для теплоэнергетиков). В дисциплине изучаются элементы численных методов, приемы алгоритмизации, проведение вычислительного эксперимента для исследования и моделирования процессов гидро- и аэродинамики, тепло — и массопереноса, установок и систем теплоэнергетики, готовые пакеты прикладных программ для выполнения теплоэнергетических расчетов, формируются знания, умения, навыки применения компьютерных технологий для расчета, математического моделирования объектов теплоэнергетики и теплотехнологий
  11. Тепломассообмен. Предмет и задачи теории теплообмена. Значение теории теплообмена при конструировании теплосиловых установок. Элементарные и сложные виды теплообмена: классификация. Основные понятия и определения Теплопроводность при стационарном режиме. Нестационарный процесс теплопроводности. Конвективный теплообмен. Теплоотдача при свободном и вынужденном движении жидкости. Теплообмен излучением. Теплопередача при переменных температурах. Теплообменные аппараты
  12. Техническая термодинамика. Анализируются основные термодинамические процессы идеальных и реальных газов, рассматриваются особенности термодинамического рассмотрения закономерностей в потоке вещества. На основе полученных соотношений изучается эффективность получения и использования энергии в теплоэнергетических установках различного назначения
  13. Физика 1. Дисциплина является базовой и создает основу профессиональной деятельности бакалавров в области теплоэнергетики. В курсе изучаются разделы: механика, статистическая физика и термодинамика, электростатика и постоянный ток, магнетизм, формируются умения и навыки использования фундаментальных законов, а также методов физического исследования для решения теоретических и экспериментальных задач из различных областей физики, анализа результатов физического эксперимента.
  14. Физика 2. Дисциплина создает основу профессиональной деятельности бакалавров в области теплоэнергетики. В курсе изучаются разделы: электродинамика, колебания и волны, основы квантовой механики, строение атома, формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения экспериментальных научных исследований физических явлений, помогающих в дальнейшем решать конкретные задачи в профессиональной деятельности, моделирования физических ситуаций с использованием компьютера, работы с измерительными приборами
  15. Химия 1. Дисциплина направлена на изучение основных законов химии, основ квантовой механики атомов и молекул, основных закономерностей химических процессов, химической термодинамики и кинетики, развитие умений применять теоретические знания в области химии в профессиональной деятельности.
  16. Химия 2. В дисциплине изучаются свойства и структура материалов, основы теории сплавов, железо и его сплавы, композитные и неметаллические конструкционные материалы, изоляционные материалы для теплоэнергетического оборудования.
  17. Экономика отрасли, предпринимательство, лидерство и инновации. Освоение концепции современной экономики, перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития. Организация предпринимательской деятельности по производству и реализации востребованной конкурентоспособной продукции. Изучение основных теорий мотивации, лидерства для решения управленческих задач. Владение современными технологиями управления персоналом. Изучение основных моделей инновационного развития, методов реализации инноваций; взаимосвязей инновационной активности и конкурентоспособного развития предприятий.
  18. Электротехника и электроника. В дисциплине изучают особенности и режимы работы электрических цепей постоянного и переменного тока, принципы работы и свойства электротехнических устройств, их характеристики и практическое использование, основы электроники и микропроцессорной техники. Дисциплина формирует навыки расчета и анализа электрических цепей, выбора электротехнических устройств и определения их характеристик, анализа характеристик электротехнических устройств для решения технологических задач

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Метрология стандартизация и управление качеством в теплоэнергетике. Дисциплина направлена на формирование комплекса знаний позволяющих обеспечить надежность, безотказность работы оборудования объектов теплоэнергетики, контроль его работы и повышение точности учета всех видов энергии. Изучается теоретически и практически статистическая обработка результатов измерений, средства измерения теплотехнических величин и их погрешности, государственная система стандартизации, сертификация и управление качеством, метрологическое обеспечение объектов теплоэнергетики.
  2. Природоохранные технологии на ТЭС. Дисциплина направлена на приобретение знаний и навыков для применения их в дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с экологической безопасностью, совершенствованием процессов сжигания топлива, систем очистки дымовых газов на ТЭС, проектированием, эксплуатацией и наладкой природоохранного оборудования на ТЭС, формирует навыки использования программ для расчетов выбросов оборудования ТЭС, решения экологических проблем, математической обработки результатов экспериментов
  3. Свободный выбор 1. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить.
  4. Свободный выбор 2. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить
  5. Свободный выбор 3. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить
  6. Свободный выбор 4. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить
  7. Теплотехнические измерения и контроль. Дисциплина формирует комплекс знаний в области теплотехнических измерений (температура, давление, разность давлений и уровень, расход жидкостей, газов и пара), современных методов и средств измерений и контроля теплотехнических величин, практических навыков организации и проведения измерения, обработки результатов измерений, с применением компьютерных технологий, для обеспечения надежной работы оборудования, повышения качества продукции и экономичности производства
  8. Учет, контроль и регулирование энергоресурсов. В дисциплине рассматриваются вопросы измерения и учета энергоресурсов. Освещаются аспекты автоматизированных систем учета и контроля энергоресурсов, правовых основ метрологической службы, формируются знания и умения по современным методам, приборам и системам учета, контроля и регулирования энергоресурсов при их производстве, распределении, передаче и потреблении, оценке технико-экономической эффективности их применения

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Альтернативная и возобновляемая теплоэнергетика. В дисциплине изучаются альтернативные виды возобновляемых источников энергии (ВИЭ); использование ВИЭ в качестве источника тепла автономных систем теплоснабжения промышленных предприятий; системы солнечного и геотермального теплоснабжения; классификация систем солнечного и геотермального теплоснабжения; использование биотоплива; биоэнергетические установки; использование низкотемпературных носителей энергии; тепловые насосы, теплонасосные технологии в системах теплоснабжения.
  2. Котельные установки. В дисциплине изучаются конструкции, характеристики и принцип работы паровых котлов, вспомогательных механизмов, методика конструкторского и поверочного теплового расчета парового котла, формируются навыки анализа технического состояния котельной установки, ее отдельных элементов, разработки мероприятий по повышению экономичности и надежности котельной установки, проведения тепловых расчетов элементов котельных установок и котельного агрегата в целом.
  3. Нагнетатели и тепловые двигатели. В дисциплине изучаются основы теории и конструкций нагнетателей и тепловых двигателей, применяемых в технологических цепочках тепловых электрических станций и промышленных предприятий, формируются навыки поверочных и конструктивных расчетов двигателей и нагнетателей, их выбора в зависимости от их назначения, оценки экономичности и надежности нагнетателей и тепловых двигателей
  4. Основы современной энергетики. В дисциплине изучаются исторические, социальные и экологические аспекты энергетики, современные тенденции развития энергетики, электрогенерирующие станции, устройство и функционирование современных ТЭС, работающих на органическом топливе, возобновляемые источники энергии, принципы функционирования тепло- и электрогенерирующего оборудования, производства, передачи и распределения тепловой и электрической энергии
  5. Основы энергоменеджмента и энергоаудита. Дисциплина направлена на формирование знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности, связанной с энергосбережением и энергоэффективностью, проведением энергоаудитов, разработкой программ энергосбережения.В дисциплине рассматриваются вопросы законодательной базы энергоаудита, правил проведения энергоаудита, разработки мероприятий по энергосбережению, затрагиваются вопросы инструментальной базы энергоаудита. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины закрепляются на производственной практике. Рассматриваются теоретические аспекты энергоменеджмента, ключевые задачи энергоменеджмента, рассматриваются преимущества системы энергоменеджмента, необходимость ее внедрения в условиях рыночной экономики.
  6. Физико-химические методы подготовки воды. Дисциплина направлена на приобретение знаний о методах подготовки воды и средств организации водно-химического режима, о методах очистки воды, о технологических схемах водоподготовительных установок применяемых на тепловых электростанциях и принципах контроля их работы, их аппаратурном оформлении, формирования навыков определения технологических параметров воды, выбора и расчета водоподготовительных установок.
  7. Энергосбережение в системах производства тепла и электроэнергии. В дисциплине рассматривается актуальность энергосбережения в Казахстане и мире, изучается нормативно-правовая и нормативно-техническая база энергосбережения и повышения энергоэффективности, основные направления энергосбережения в ТЭК, энергосберегающие мероприятия в технологии производства электрической и тепловой энергии. Дисциплина формирует навыки оценки эффективности энергоиспользования и энергосбережения, использования методов предельного энергосбережения.

Компоненты по выбору

  1. Инженерные системы промпредприятий. Дисциплина направлена на изучение инженерных систем и сетей, которые объединяют под собой различные системы, предназначением которых является обеспечение жизнедеятельности потребителей (населения, коммунально-бытовых служб, организаций социального назначения, средних и малых предприятий бизнеса и крупных промышленных предприятий). Рассматриваются системы электроснабжения, теплоснабжения, водо и газоснабжения, эффективность их работы.
  2. Оценка рисков при внедрении энергосберегающих проектов. Риск как экономическая категория и его сущность. Понятие неопределенности и риска. Классификация рисков. Факторы риска. Характеристика основных элементов системы управления рисками предприятия. Методы управления рисками: принципы управления, алгоритм управления. Статистические показатели риска: среднее значение, выборочная средняя, математическое ожидание, стандартное отклонение, дисперсия, доверительный интервал, коэффициент вариации. Оценка рисков при внедрении энергосберегающих проектов
  3. Паровые и газовые турбины. Дисциплина направлена на освоение принципа работы, устройства и эксплуатации паровых и газовых турбин, относящихся к основному оборудованию тепловых и атомных электростанций, изучаются конструктивное выполнение турбин, потери энергии и пути повышения эффективности работы турбин, рабочий процесс в многоступенчатой турбине, формируются навыки теплового, прочностного расчета паровых и газовых турбин, исследования элементов турбин
  4. Проектный подход в энергоменеджменте и обоснование энергосберегающих проектов. Дисциплина направлена на понимание роли проектного подхода в системе энергоменеджмента, основных положений современной концепции управления проектами, на освоение студентами методик расчетов оценки экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия. В результате изучения дисциплины студенты получат представление о цели, организационной и иерархической структуре проекта и работ; принципах оценки экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия, изучат критерии экономической эффективности энергосберегающих мероприятий, рассмотрят примеры оценки экономической эффективности при внедрении различных технических решений
  5. Разработка и анализ энергобалансов. В дисциплине рассматриваются виды энергобалансов предприятий, методы их разработки, анализ и практическое применение. В результате изучения дисциплины студенты овладеют методами определения и расчета синтетических и аналитических энергобалансов предприятий и их анализа, овладеют методами расчета и анализа показателей эффективности использования энергии на предприятиях на основе энергобалансов при проектировании, модернизации и реконструкции предприятий, эксплуатации и их обследовании.
  6. Системы производства и распределения энергоносителей промышленных предприятий. В дисциплине изучаются структура, обобщенные показатели, характеристики и режимы работы систем производства и распределения энергоносителей: сжатого воздуха, органического топлива, продуктов разделения воздуха, технической воды, искусственного холода промышленных предприятий; масштабы потребления энергоносителей промышленными предприятиями; системы воздухоснабжения, системы топливоснабжения, системы хладоснабжения промышленных предприятий; системы обеспечения промышленных предприятий продуктами разделения воздуха; системы технического водоснабжения промышленных предприятий.
  7. Современные проблемы и методы стимулирования энергосбережения. В курсе рассматриваются проблемы проведения активной политики энергосбережения, методы государственного регулирования и рыночные механизмы, которые позволяют сократить совокупные затраты на обеспечение надёжного энергоснабжения благодаря внедрению энергосберегающих технологических процессов и оборудования, а также проведению организационно-технических мероприятий. Рассмотрены внеэкономические и экономические методы стимулирования энергосбережения.
  8. Теория и практика энергоаудита. В дисциплине рассматриваются теоретические аспекты энергоаудита (нормы в области энергоаудита, методики и правила проведения энергоаудита), практические аспекты (инструментальное обследование, энергетический анализ, оценка потенциала энергосбережения и разработка мероприятий по энергосбережению), прививаются навыки проведения энергоаудитов, выполнения расчетов энергоэффективности, составления заключения, проведения анализа энергоэффективности.
  9. Теория и практика энергоменеджмента. В дисциплине рассматриваются теоретические и практические аспекты системы энергоменеджмента. Система энергоменеджмента рассматривается как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (организационных мероприятий, технических средств и программно-методического обеспечения), направленных на формирование энергетической политики, постановку целей и разработку мероприятий по их достижению. Направлена на формирование практических навыком организации системы энергоменеджмента
  10. Теплоэнергетические системы и энергоиспользование. В дисциплине изучаются структура энергетики страны, характеристика энергоносителей, системы производства и потребления тепловой и электрической энергии, энергоиспользование в промышленном и теплотехнологическом производстве, процессы и аппараты теплотехнологии, теплоэнергетические системы промышленных предприятий, формируются навыки расчета теплотехнических характеристик основных теплотехнологических установок, систем производства и потребления тепловой и электрической энергии.
  11. Технико-экономическое обоснование мероприятий по энергосбережению. Дисциплина направлена на освоение студентами методик расчетов оценки экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия. В результате изучения дисциплины студенты получат представление о принципах оценки экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия, изучат критерии экономической эффективности энергосберегающих мероприятий, рассмотрят примеры оценки экономической эффективности при внедрении различных технических решений.
  12. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в области энергосбережения. В дисциплине рассматривается уровень и динамика потребления топливно-энергетических ресурсов в производстве, связь финансирования производства и энергоэффективности, инновационная стратегия энергосбережения предприятия включающая три основных блока: технологический, организационно-экономический и аналитический. Рассматриваются энергетические и неэнергетические эффекты (рост конкурентоспособности и качества продукции, производительности труда, экономия трудовых затрат и затрат на технологическое обслуживание оборудования, повышение имиджа предприятия и т.д.)
  13. Электроснабжение предприятий и электрооборудование. В дисциплине рассматриваются особенности электроснабжения промышленных предприятий, электрические нагрузки и их графики, внутризаводские сети, технико-экономические расчеты сетей, электрооборудование, вопросы компенсации реактивной мощности, повышение эффективности потребителей электроэнергии, дисциплина формирует представление о системах электроснабжения и электрооборудовании и возможности по повышению их энергоэффективности.
  14. Энергетическое планирование. В рамках курса будут освещены вопросы энергетического планирования как части системы энергоменеджмента, рассмотрены механизмы перехода к низкоуглеродным вариантам энергетики, методологические подходы к энергетическому планированию, модели и инструменты для анализа спроса и предложения.