Психологические особенности развития личности в UIB
Данные актуальны на ноябрь 2024 г.
Описание образовательной программы 6B03106 Психологические особенности развития личности в UIB
Образовательная программа направлена на подготовку экспертов-психологов, способных активно влиять на формирование и развитие не только индивидуальной, но и корпоративной культуры. Через проведение глубоких психологических исследований и тренингов, специалисты будут оснащены необходимыми навыками и знаниями для консультации и помощи в развитии личностей и корпоративных команд.
Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.
Общеобразовательная программа
Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.
- Основы права и антикоррупционной культуры. Дисциплина «Основы права и антикоррупционной культуры» является целостной междисциплинарной системой знаний для всех специальностей и направлений бакалавра, рассматривает вопросы основных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного и т. д.), которые дают общее представление о роли тех или других правовых норм, представляют необходимые знания для того, чтобы ориентироваться в решении правовых проблем. Цель дисциплины состоит в формировании начального фундамента правовой культуры, развитии навыков и умения для последующей ориентации в государственно-правовых вопросах.
Базовые дисциплины
Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.
- Введение в методы научных исследований. Дисциплина изучает: основной категориальный аппарат; методологию научных исследований; принципы, методы, этапы проведения научных исследований. Рассматривается методическая база научных исследований, классификация научных методов, их характеристика, в т.ч. особое внимание уделяется экономическим методам исследований
- История психологии. Изучение процесса исторического развития психологических знаний в различных странах в их специфике и вместе с тем в единстве, в связи с общественно-историческими условиями и состоянием духовной жизни и культуры, ситуацией в философии, естествознании и других областях науки. Реальная включенность психологических знаний в широкий социокультурный контекст раскрывает действенную роль психологии в решении социально значимых проблем в различных областях общественной жизни. Тем самым освоение прошлого способствует воспитанию у студентов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности.
- Казахский (русский) язык 3. Дисциплина базируется на предусмотренной университетской программе по казахскому (русскому) языку согласно объема языковой и речевой компетенции, а также на требованиях работодателей к знанию современной технической терминологии к уровню коммуникативно-речевой подготовки молодых специалистов. В процессе обучения студенты узнают использование казахского (русского) языка как профессионального инструмента. Профессиональный словарный запас, накопленный в ходе обучения курса, способствует дальнейшему формированию языковых навыков устной и письменной формах речи в профессиональной деятельности.
- Казахский (русский) язык 4. Дисциплина предназначена для овладения студентами профессиональным казахским/русским языком на уровнях LSP — язык для специальных целей. Дисциплина направлена на развитие коммуникативных способностей в профессиональном общении. В процессе освоения дисциплины у студентов формируются, необходимые будущему специалисту коммуникативные и языковые компетенции на основе языка специальности.
- Лидерство. Дисциплина предусматривает освоение теоретических и практических аспектов эффективного управления, лидерства, моделей эффективной коммуникации, приемы работы в команде. Студенты обучаются анализу управленческих ситуаций, навыкам целенаправленного влияния на людей, выбора и реализации управленческих и переговорных стратегий, согласование личных и командных целей
- Методы математической обработки в психологии. Курс «Методы математической обработки в психологии» формирует у обучающихся знания и умения, необходимые для понимания современных эмпирических работ в различных областях психологии, а также для самостоятельного проведения сложных эмпирических исследований. Кроме того, курс закладывает основы для самостоятельной разработки исследовательских программ, направленных на исследование масштабных фундаментальных и прикладных проблем путем комбинации отдельных исследований, использующих различную методологию. Курс дает необходимую подготовку для оценки адекватности применения методов многомерной обработки в опубликованных исследованиях и правомерности сделанных на основе применения этих методов выводов.
- Мозг и психика. Изучение учебной дисциплины «Мозг и психика способствует пониманию нейронных, физиологических механизмов психических процессов и состояний. Появилась на стыке психологии и физиологии. Является одной из базовых дисциплин, объясняющая мозговую локализацию высших психических процессов (память, мышление и речь, внимание, восприятие, сознание, эмоций, сон, стресс и др.). Студенты знакомятся с современными методами психофизиологического исследования, анализируют психофизиологические механизмы различных психических процессов, состояний, свойств и приемов использования психофизиологических подходов к психотерапии и психокоррекции.
- Общая психология. Развитие психологического мышления студентов на основе усвоения знаний по курсу. Знание основных школ и направлений психологии, характеристику психических процессов. Умение анализировать психологические явления и обобщать результаты исследований. Овладение навыками профессионального общения, а также умения проведения психологического наблюдения, умения разрабатывать и осуществлять экспериментальные схемы исследования, применять на практике разнообразные дополнительные методы психологического исследования (тестирование, интервью, анкетирование и т.д.).
- Педагогическая психология. «Цель преподавания дисциплины: развитие психологического мышления студентов на основе изучения ими знаний из курса педагогическая психология, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений.»
- Психоаналитическая психология. Применение психоаналитических теорий в индивидуальном и групповом психологическом консультировании, современные психоаналитические методы диагностики и в структуре тренинга — таковы методологическое решения кейсов для достижения результатов изучения предмета.
- Психодиагностика. Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений (диагнозов), с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к констатации этих психологических «переменных».
- Психология развития. Цель и задачи дисциплины: освоение теоретических знаний и практических навыков для проведения научно-исследовательских работ в области психологии развития, а также практической работы психолога, связанной с обследованием, диагностикой, коррекцией развития ребенка, детско – родительских отношений, девиантных форм детского поведения. Задачи дисциплины: — закономерности психического развития человека в онтогенезе; принципы психологии развития. — непрерывность и стадийность психического развития; генетические и средовые детерминантны психического развития. — особенности когнитивного развития в разные возрастные этапы; — эмоциональное развитие. — развитие индивидуальности человека и его детерминанты. — проблемы критических и сензитивных периодов развития. — основы диагностики психического развития и его отклонений. — депривация психического развития и возможности ее компенсации. — психология семьи и детско- родительских отношений.
- Психофизиология. Дисциплина направлена на изучение психофизиологии функциональных состояний и эмоционально – потребностной сферы. Она позволяет сформировать умение использовать современные методы при анализе состояний человека, знать системные принципы и механизмы психической деятельности, использовать совокупность полученных знаний при решении психодиагностических и терапевтических задач. Цели освоения дисциплины ознакомить студентов с соответствующими современному уровню развития науки представлениями о физиологических механизмах, коррелятах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и сформировать у них умение использовать эти знания при анализе физиологических и психофизиологических данных
- Социальная психология. Дисциплина имеет своей целью повышение общей и психологической культуры, формирование целостного представления о социально-психологических особенностях межличностного и группового общения. Основными задачами дисциплины являются формирование понимания закономерностей функционирования человека в различных группах и представления о социально-психологических особенностях различных видов социальных групп; а также дать основы знаний социально-психологических закономерностей поведения, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности
- Foreign language 3. Курс нацелен на развитие у студентов четырех языковых навыков (чтение, письмо, говорение и слушание) в бизнес контексте, а также навыков критического и аналитического мышления. С этой целью курс предоставляет возможность читать простые бизнес статьи, эффективно слушать несложные бизнес беседы, презентации, также критически мыслить, вести основную деловую коммуникацию и переписку с международными партнерами, с особым упором на соответствующее использование самой необходимой языковой структуры и лексики. По окончанию курса студенты осваивают первую часть одного уровня соответствующий Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.
- Foreign language 4. Деловой английский направлен на формирование и развитие у студентов умении слушать, говорить, читать и писать по английскии по темам связанным с логистикой. С этой целью курс предоставляет возможность самостоятельно читать бизнес статьи повышенной сложности, эффективно слушать бизнес повышенного уровня презентации и лекции, также критически мыслить, вести профессиональную деловую коммуникацию и переписку с международными партнерами, с упором на использование более сложной языковой структуры и лексики.
- Foreign language 5. Foreign Language 5 — профессиональный курс английского языка, предлагаемого студентам 3-го курса УМБ, включает в себя основные навыки слушание, говорение, чтение и письмо по темам профессионального интереса учащихся. Курс разработан для основания профессиональной языковой осведомленности студентов, улучшения их речевых навыков и коммуникативных знаний в рамках профессионального английского языка по их специальности. Задания курса дают возможность развить способности критического мышления, также, как и успешно развить навыки академического письма. Обучение языку осуществляется по коммуникативному, интерактивному, студенто-ориентированному, результативному подходам и в большой степени базируется на самостоятельной работе студентов. По окончанию курса студенты осваивают первую часть изучаемого уровня соответствующий Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.
- Foreign language 6. Профессиональный курс английского языка, предлагаемого студентам 3-го курса УМБ, нацелен на дальнейшее развитие навыков слушания, говорения, чтения и письма согласно специфике организации. Курс разработан для повышения профессиональной языковой компетенции студентов, улучшения их речевых навыков и коммуникативных знаний в рамках профессионального английского языка по их специальности. Задания курса дают возможность дальше развить способности критического мышления, также, как и успешно реализовать навыки академического письма согласно специфике организации. Обучение языку осуществляется по коммуникативному, интерактивному, студенто-ориентированному, результативному подходам и в большой степени базируется на самостоятельной работе студентов
Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
- Психология кризиса и кризисных состоянии. психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, т.е. привычного образа Я, «Я-концепции») и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта.
- Экзистенциально-гуманистическая психология. Цели освоения программы данной дисциплины направлена на озна-комление с теоретическими и практическими основами экзистенци-альной и гуманистической терапии, а также на развитие навыков кон-сультирования/психотерапии;
Дисциплины по профилю
Вузовские компоненты
- Медицинская психология. Целями освоения дисциплины «Медицинская психология» являются: овладение студентами знаниями о психических расстройствах и нарушениях, факторах их возникновения, психолого-педагогических воздействиях, направленных на оптимизацию развития, имеющих их детей и подростков. Задачи освоения дисциплины «Медицинская психология»: — сформировать представление о медицинской психологии как прикладной отрасли, ее предмете, задачах, структуре, методах исследования, этапах развития; — сформировать представление об основных категориях медицинской психологии: норме, расстройстве, патологии; здоровье, болезни; — сформировать представление об основных видах психических расстройств и нарушений познавательных процессов, личности психической деятельности, — сформировать представление об отношении человека к болезни и факторах его формирования, — сформировать представление об организации деятельности психолога с детьми и подростками, имеющими нарушения и расстройства психики в образовательных, социальных, медицинских учреждениях.
- Психология семьи и брака. Целями освоения учебной дисциплины являются формирование компетенций в области знаний психологических основ семейной жизни, о динамике семейных отношений в современном обществе, закономерностях супружеских и детско-родительских взаимоотношений, причин их дестабилизации, оказания социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.
- Психология управления человеческими ресурсами. Курс посвящен социально-психологическим методам и технологиям управления персоналом. Особое внимание уделяется специфике управления персоналом на разных этапах жизненного цикла организации. Отдельно отрабатываются следующие технологии: технология кадрового консультирования, технология внутрифирменного обучения, технология управления знаниями, технология конкурса и центров оценки, а также технология кадровой психодиагностики. Цели учебной дисциплины • познакомить студентов с культурными и социальными образцами управления людьми в организации • пробудить интерес к основным методам и технологиям управления персоналом в организации • научить анализировать особенности функционирования и развития социальных групп в организации. Задачи учебной дисциплины • добиться комплексного понимания предмета психологии управления персоналом, социально-психологических методов и технологий управления персоналом организации. • познакомить студентов с культурными и социальными образцами управления людьми в организации.
Компоненты по выбору
- Гештальт психология. Изучения дисциплины «Гештальт психология» необходимо для теоретико-практической подготовки студентов в работе с детьми и взрослыми. Дисциплина включает в себя знакомство студентов с одним из направлений немедецинской психотерапии – гештальт-терапия. Целью дисциплины «гештальт-психология» является усвоение студентами сущности и принципов гештальт-терапии как гуманистически ориентированного направления немедицинской психотерапии. Задачами дисциплины являются: – ознакомление студентов с основами гештальт-терапия как одного из современных гуманистических направлений немедицинской психотерапии; – усвоение студентами сущности и методологических принципов гештальт-терапии и диалога как центрального ее понятия; – формирование умений осуществлять эффективное коррекционное и психотерапевтическое влияние с различными категориями клиентов на принципах гуманизма и диалога.
- Кросс-культурная и этническая психология. Систематизация знаний на основе изучения концепций современной этнопсихологии позволит студентам изучить применение кросс- культурных методов этнопсихологического исследования, позволит изучить этнические особенности психики людей, закономерности формирования и функции национального самосознания. Практически позволит проводить экспериментальные исследования, умение формулировать, обосновывать практические рекомендации, способствующие снижению межэтнической напряженности и конфликтов.
- Психология стресса и стресс-менеджмента. Дисциплина позволит студентам знать подходы и теории стресса; уметь различать формы его проявления, и особенности развития стресса и стресс как фактор развития личности. Студенты обучатся применять на практике концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса, применять на практике методы оценки и оптимизации уровня стресса, объективные и субъективные методы оценки этого уровня, использовать на практике способы нейтрализации стресса при помощи психотерапии.
- Психотерапевтические технологии в работе психолога. Цель курса — овладение представлениями об основных методах и критериях работы практического психолога в различных сферах деятельности: образовании, управлении и бизнесе. ознакомление с основными психотехническими приемами, обсуждение практических задач, стоящих перед психологами, использующими в своей профессиональной деятельности различные психотерапевтические приемы, а также создание условий для роста профессионального самосознания.
- Психотехнологии тренинга и коучинга. Дисциплина предполагает развитие способности и готовности выпускника к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду и группе психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
- Психотехнологии урегулирования конфликтов. Цели освоения дисциплины — ознакомление с основными методами работы с конфликтом как многоаспектным явлением и обеспечение профессиональной подготовки студентов в области формирования соответствующих представлений; — содействие более полному ознакомлению студентов с традициями регулирования конфликтных ситуаций; — усвоение студентами теоретических и методических основ организации конфликтологической работы в сфере регулирования конфликтов, а также соответствующего понятийного аппарата; — овладение методами разработки, интерпретации и операционализации конфликтов, анализа уровней и стадий конфликтных ситуаций. — приобретение студентами практических навыков в осуществлении консультирования и медиации. Задачи курса: познакомить с методами и средствами урегулирования конфликтов, знать структуру переговорного процесса, создающего новые возможности для развития, уметь осуществлять прогнозирование и профилактику конфликтов
- Юридическая психология. При прохождении курса студенты осваивают психологические теории и концепции, объясняющие поведение и деятельность участников юридического процесса, природу криминогенных факторов. Предмет позволит сформировать умение применять на практике психологические приемы для быстрой оценки сложившейся ситуации, имея знание о психических и эмоционально-волевых процессах в юридической практике, применять на практике и далее развивать методики, необходимые для судебно-психологической экспертизы