Образовательные программы

Психологические особенности развития личности в UIB

Данные актуальны на ноябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B03106 Психологические особенности развития личности в UIB

Образовательная программа направлена на подготовку экспертов-психологов, способных активно влиять на формирование и развитие не только индивидуальной, но и корпоративной культуры. Через проведение глубоких психологических исследований и тренингов, специалисты будут оснащены необходимыми навыками и знаниями для консультации и помощи в развитии личностей и корпоративных команд.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Основы права и антикоррупционной культуры. Дисциплина «Основы права и антикоррупционной культуры» является целостной междисциплинарной системой знаний для всех специальностей и направлений бакалавра, рассматривает вопросы основных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного и т. д.), которые дают общее представление о роли тех или других правовых норм, представляют необходимые знания для того, чтобы ориентироваться в решении правовых проблем. Цель дисциплины состоит в формировании начального фундамента правовой культуры, развитии навыков и умения для последующей ориентации в государственно-правовых вопросах.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Введение в методы научных исследований. Дисциплина изучает: основной категориальный аппарат; методологию научных исследований; принципы, методы, этапы проведения научных исследований. Рассматривается методическая база научных исследований, классификация научных методов, их характеристика, в т.ч. особое внимание уделяется экономическим методам исследований
  2. История психологии. Изучение процесса исторического развития психологических знаний в различных странах в их специфике и вместе с тем в единстве, в связи с общественно-историческими условиями и состоянием духовной жизни и культуры, ситуацией в философии, естествознании и других областях науки. Реальная включенность психологических знаний в широкий социокультурный контекст раскрывает действенную роль психологии в решении социально значимых проблем в различных областях общественной жизни. Тем самым освоение прошлого способствует воспитанию у студентов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности.
  3. Казахский (русский) язык 3. Дисциплина базируется на предусмотренной университетской программе по казахскому (русскому) языку согласно объема языковой и речевой компетенции, а также на требованиях работодателей к знанию современной технической терминологии к уровню коммуникативно-речевой подготовки молодых специалистов. В процессе обучения студенты узнают использование казахского (русского) языка как профессионального инструмента. Профессиональный словарный запас, накопленный в ходе обучения курса, способствует дальнейшему формированию языковых навыков устной и письменной формах речи в профессиональной деятельности.
  4. Казахский (русский) язык 4. Дисциплина предназначена для овладения студентами профессиональным казахским/русским языком на уровнях LSP — язык для специальных целей. Дисциплина направлена на развитие коммуникативных способностей в профессиональном общении. В процессе освоения дисциплины у студентов формируются, необходимые будущему специалисту коммуникативные и языковые компетенции на основе языка специальности.
  5. Лидерство. Дисциплина предусматривает освоение теоретических и практических аспектов эффективного управления, лидерства, моделей эффективной коммуникации, приемы работы в команде. Студенты обучаются анализу управленческих ситуаций, навыкам целенаправленного влияния на людей, выбора и реализации управленческих и переговорных стратегий, согласование личных и командных целей
  6. Методы математической обработки в психологии. Курс «Методы математической обработки в психологии» формирует у обучающихся знания и умения, необходимые для понимания современных эмпирических работ в различных областях психологии, а также для самостоятельного проведения сложных эмпирических исследований. Кроме того, курс закладывает основы для самостоятельной разработки исследовательских программ, направленных на исследование масштабных фундаментальных и прикладных проблем путем комбинации отдельных исследований, использующих различную методологию. Курс дает необходимую подготовку для оценки адекватности применения методов многомерной обработки в опубликованных исследованиях и правомерности сделанных на основе применения этих методов выводов.
  7. Мозг и психика. Изучение учебной дисциплины «Мозг и психика способствует пониманию нейронных, физиологических механизмов психических процессов и состояний. Появилась на стыке психологии и физиологии. Является одной из базовых дисциплин, объясняющая мозговую локализацию высших психических процессов (память, мышление и речь, внимание, восприятие, сознание, эмоций, сон, стресс и др.). Студенты знакомятся с современными методами психофизиологического исследования, анализируют психофизиологические механизмы различных психических процессов, состояний, свойств и приемов использования психофизиологических подходов к психотерапии и психокоррекции.
  8. Общая психология. Развитие психологического мышления студентов на основе усвоения знаний по курсу. Знание основных школ и направлений психологии, характеристику психических процессов. Умение анализировать психологические явления и обобщать результаты исследований. Овладение навыками профессионального общения, а также умения проведения психологического наблюдения, умения разрабатывать и осуществлять экспериментальные схемы исследования, применять на практике разнообразные дополнительные методы психологического исследования (тестирование, интервью, анкетирование и т.д.).
  9. Педагогическая психология. «Цель преподавания дисциплины: развитие психологического мышления студентов на основе изучения ими знаний из курса педагогическая психология, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений.»
  10. Психоаналитическая психология. Применение психоаналитических теорий в индивидуальном и групповом психологическом консультировании, современные психоаналитические методы диагностики и в структуре тренинга — таковы методологическое решения кейсов для достижения результатов изучения предмета.
  11. Психодиагностика. Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений (диагнозов), с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к констатации этих психологических «переменных».
  12. Психология развития. Цель и задачи дисциплины: освоение теоретических знаний и практических навыков для проведения научно-исследовательских работ в области психологии развития, а также практической работы психолога, связанной с обследованием, диагностикой, коррекцией развития ребенка, детско – родительских отношений, девиантных форм детского поведения. Задачи дисциплины: — закономерности психического развития человека в онтогенезе; принципы психологии развития. — непрерывность и стадийность психического развития; генетические и средовые детерминантны психического развития. — особенности когнитивного развития в разные возрастные этапы; — эмоциональное развитие. — развитие индивидуальности человека и его детерминанты. — проблемы критических и сензитивных периодов развития. — основы диагностики психического развития и его отклонений. — депривация психического развития и возможности ее компенсации. — психология семьи и детско- родительских отношений.
  13. Психофизиология. Дисциплина направлена на изучение психофизиологии функциональных состояний и эмоционально – потребностной сферы. Она позволяет сформировать умение использовать современные методы при анализе состояний человека, знать системные принципы и механизмы психической деятельности, использовать совокупность полученных знаний при решении психодиагностических и терапевтических задач. Цели освоения дисциплины ознакомить студентов с соответствующими современному уровню развития науки представлениями о физиологических механизмах, коррелятах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и сформировать у них умение использовать эти знания при анализе физиологических и психофизиологических данных
  14. Социальная психология. Дисциплина имеет своей целью повышение общей и психологической культуры, формирование целостного представления о социально-психологических особенностях межличностного и группового общения. Основными задачами дисциплины являются формирование понимания закономерностей функционирования человека в различных группах и представления о социально-психологических особенностях различных видов социальных групп; а также дать основы знаний социально-психологических закономерностей поведения, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности
  15. Foreign language 3. Курс нацелен на развитие у студентов четырех языковых навыков (чтение, письмо, говорение и слушание) в бизнес контексте, а также навыков критического и аналитического мышления. С этой целью курс предоставляет возможность читать простые бизнес статьи, эффективно слушать несложные бизнес беседы, презентации, также критически мыслить, вести основную деловую коммуникацию и переписку с международными партнерами, с особым упором на соответствующее использование самой необходимой языковой структуры и лексики. По окончанию курса студенты осваивают первую часть одного уровня соответствующий Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.
  16. Foreign language 4. Деловой английский направлен на формирование и развитие у студентов умении слушать, говорить, читать и писать по английскии по темам связанным с логистикой. С этой целью курс предоставляет возможность самостоятельно читать бизнес статьи повышенной сложности, эффективно слушать бизнес повышенного уровня презентации и лекции, также критически мыслить, вести профессиональную деловую коммуникацию и переписку с международными партнерами, с упором на использование более сложной языковой структуры и лексики.
  17. Foreign language 5. Foreign Language 5 — профессиональный курс английского языка, предлагаемого студентам 3-го курса УМБ, включает в себя основные навыки слушание, говорение, чтение и письмо по темам профессионального интереса учащихся. Курс разработан для основания профессиональной языковой осведомленности студентов, улучшения их речевых навыков и коммуникативных знаний в рамках профессионального английского языка по их специальности. Задания курса дают возможность развить способности критического мышления, также, как и успешно развить навыки академического письма. Обучение языку осуществляется по коммуникативному, интерактивному, студенто-ориентированному, результативному подходам и в большой степени базируется на самостоятельной работе студентов. По окончанию курса студенты осваивают первую часть изучаемого уровня соответствующий Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.
  18. Foreign language 6. Профессиональный курс английского языка, предлагаемого студентам 3-го курса УМБ, нацелен на дальнейшее развитие навыков слушания, говорения, чтения и письма согласно специфике организации. Курс разработан для повышения профессиональной языковой компетенции студентов, улучшения их речевых навыков и коммуникативных знаний в рамках профессионального английского языка по их специальности. Задания курса дают возможность дальше развить способности критического мышления, также, как и успешно реализовать навыки академического письма согласно специфике организации. Обучение языку осуществляется по коммуникативному, интерактивному, студенто-ориентированному, результативному подходам и в большой степени базируется на самостоятельной работе студентов

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Психология кризиса и кризисных состоянии. психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, т.е. привычного образа Я, «Я-концепции») и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта.
  2. Экзистенциально-гуманистическая психология. Цели освоения программы данной дисциплины направлена на озна-комление с теоретическими и практическими основами экзистенци-альной и гуманистической терапии, а также на развитие навыков кон-сультирования/психотерапии;



Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Медицинская психология. Целями освоения дисциплины «Медицинская психология» являются: овладение студентами знаниями о психических расстройствах и нарушениях, факторах их возникновения, психолого-педагогических воздействиях, направленных на оптимизацию развития, имеющих их детей и подростков. Задачи освоения дисциплины «Медицинская психология»: — сформировать представление о медицинской психологии как прикладной отрасли, ее предмете, задачах, структуре, методах исследования, этапах развития; — сформировать представление об основных категориях медицинской психологии: норме, расстройстве, патологии; здоровье, болезни; — сформировать представление об основных видах психических расстройств и нарушений познавательных процессов, личности психической деятельности, — сформировать представление об отношении человека к болезни и факторах его формирования, — сформировать представление об организации деятельности психолога с детьми и подростками, имеющими нарушения и расстройства психики в образовательных, социальных, медицинских учреждениях.
  2. Психология семьи и брака. Целями освоения учебной дисциплины являются формирование компетенций в области знаний психологических основ семейной жизни, о динамике семейных отношений в современном обществе, закономерностях супружеских и детско-родительских взаимоотношений, причин их дестабилизации, оказания социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.
  3. Психология управления человеческими ресурсами. Курс посвящен социально-психологическим методам и технологиям управления персоналом. Особое внимание уделяется специфике управления персоналом на разных этапах жизненного цикла организации. Отдельно отрабатываются следующие технологии: технология кадрового консультирования, технология внутрифирменного обучения, технология управления знаниями, технология конкурса и центров оценки, а также технология кадровой психодиагностики. Цели учебной дисциплины • познакомить студентов с культурными и социальными образцами управления людьми в организации • пробудить интерес к основным методам и технологиям управления персоналом в организации • научить анализировать особенности функционирования и развития социальных групп в организации. Задачи учебной дисциплины • добиться комплексного понимания предмета психологии управления персоналом, социально-психологических методов и технологий управления персоналом организации. • познакомить студентов с культурными и социальными образцами управления людьми в организации.

Компоненты по выбору

  1. Гештальт психология. Изучения дисциплины «Гештальт психология» необходимо для теоретико-практической подготовки студентов в работе с детьми и взрослыми. Дисциплина включает в себя знакомство студентов с одним из направлений немедецинской психотерапии – гештальт-терапия. Целью дисциплины «гештальт-психология» является усвоение студентами сущности и принципов гештальт-терапии как гуманистически ориентированного направления немедицинской психотерапии. Задачами дисциплины являются: – ознакомление студентов с основами гештальт-терапия как одного из современных гуманистических направлений немедицинской психотерапии; – усвоение студентами сущности и методологических принципов гештальт-терапии и диалога как центрального ее понятия; – формирование умений осуществлять эффективное коррекционное и психотерапевтическое влияние с различными категориями клиентов на принципах гуманизма и диалога.
  2. Кросс-культурная и этническая психология. Систематизация знаний на основе изучения концепций современной этнопсихологии позволит студентам изучить применение кросс- культурных методов этнопсихологического исследования, позволит изучить этнические особенности психики людей, закономерности формирования и функции национального самосознания. Практически позволит проводить экспериментальные исследования, умение формулировать, обосновывать практические рекомендации, способствующие снижению межэтнической напряженности и конфликтов.
  3. Психология стресса и стресс-менеджмента. Дисциплина позволит студентам знать подходы и теории стресса; уметь различать формы его проявления, и особенности развития стресса и стресс как фактор развития личности. Студенты обучатся применять на практике концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса, применять на практике методы оценки и оптимизации уровня стресса, объективные и субъективные методы оценки этого уровня, использовать на практике способы нейтрализации стресса при помощи психотерапии.
  4. Психотерапевтические технологии в работе психолога. Цель курса — овладение представлениями об основных методах и критериях работы практического психолога в различных сферах деятельности: образовании, управлении и бизнесе. ознакомление с основными психотехническими приемами, обсуждение практических задач, стоящих перед психологами, использующими в своей профессиональной деятельности различные психотерапевтические приемы, а также создание условий для роста профессионального самосознания.
  5. Психотехнологии тренинга и коучинга. Дисциплина предполагает развитие способности и готовности выпускника к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду и группе психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
  6. Психотехнологии урегулирования конфликтов. Цели освоения дисциплины — ознакомление с основными методами работы с конфликтом как многоаспектным явлением и обеспечение профессиональной подготовки студентов в области формирования соответствующих представлений; — содействие более полному ознакомлению студентов с традициями регулирования конфликтных ситуаций; — усвоение студентами теоретических и методических основ организации конфликтологической работы в сфере регулирования конфликтов, а также соответствующего понятийного аппарата; — овладение методами разработки, интерпретации и операционализации конфликтов, анализа уровней и стадий конфликтных ситуаций. — приобретение студентами практических навыков в осуществлении консультирования и медиации. Задачи курса: познакомить с методами и средствами урегулирования конфликтов, знать структуру переговорного процесса, создающего новые возможности для развития, уметь осуществлять прогнозирование и профилактику конфликтов
  7. Юридическая психология. При прохождении курса студенты осваивают психологические теории и концепции, объясняющие поведение и деятельность участников юридического процесса, природу криминогенных факторов. Предмет позволит сформировать умение применять на практике психологические приемы для быстрой оценки сложившейся ситуации, имея знание о психических и эмоционально-волевых процессах в юридической практике, применять на практике и далее развивать методики, необходимые для судебно-психологической экспертизы