Образовательные программы

Атомные электрические станции и установки в АУЭС

Описание образовательной программы 6B07106 Атомные электрические станции и установки в АУЭС

Цель данной образовательной программы заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов в области атомной энергетики, которые обладают не только теоретическими и практическими знаниями, но и умениями и навыками, необходимыми для успешной работы в данной сфере. Они должны быть готовы к эффективной деятельности как на отечественном, так и на мировом рынке интеллектуального труда, и быть способными качественно развивать атомную энергетику.

Язык обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Модуль вузовского компонента ООД (Основы этики и антикоррупционной культуры, экология и безопасность жизнедеятельности). Учебный курс, позволяющий помочь студенту получить знания о государственных мерах противодействия коррупции, дает возможность понимания сущности современных мировоззренческих проблем, их источников и теоретических вариантов решения, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Изучает воздействие технологических процессов на состояние окружающей среды, виды и источники загрязнений, способы и методы очистки, категорирование экологической опасности производства и санитарно-защитных зон, а также параметры и характеристики чрезвычайных ситуаций различного характера, прогнозирование их последствий, методику определения количества и структуры потерь.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Дифференциальное и интегральное исчисление I. Курс дает знания и навыки работы с пределами и непрерывными функциями; вводит студента в дифференциальное и интегральное исчисление функций одной переменной, как использовать аппарат производных для исследования свойств функций, а также применений производной и интеграла для решения практических задач.
  2. Дифференциальное и интегральное исчисление II. Курс предоставляет знания и навыки использования основ последовательностей и рядов;дифференциального и интегрального исчисления многих переменных и их применений в задачах оптимизации и естественных науках.
  3. Дифференциальные уравнения. Курс предназначен изучение базовых понятий теории дифференциальных уравнений и освоение основных приемов решения практических задач по темам дисциплины.
  4. Линейная алгебра. Цель курса дать элементарное ведение в основные темы линейной алгебры: матричное исчисление систем линейных уравнений, векторные пространства и линейные отображения, собственные значения и вектора и т.д.
  5. Механика. Основные положения статики, определение опорных реакций. Кинематика точки, кинематика твердого тела. Динамика материальной точки, твердого тела и механической системы
  6. Механика жидкости и газа. Дисциплина направлена на получение знаний физических свойств жидкости, механики жидкости и газов, законов гидравлики, режимов течения жидкостей в трубопроводах, которые станут базой для изучения таких разделов теплоэнергетики, как топочные процессы, процессы генерации пара в котле, работа турбины и насосов, передача пара и воды по трубопроводам, работа газовоздушного тракта электростанций.
  7. Основы научного исследования и академическое письмо. Дисциплина представляет собой комплекс теоретического материала и практических примеров, необходимых для освоения принципов и способов представления данных в академическом письме. Уделено особое внимание на алгоритм действий для написания научных статей и научно-исследовательских работ. Отрабатываются такие навыки, как постановка целей и задач, описание методик исследования, описание статистической информации, графиков и диаграмм, формулирование выводов исследования, реферирование научной литературы, оформление ссылок на источники и другие.
  8. Спецглавы математики (Методы моделирования и оптимизации для теплоэнергетиков). В дисциплине изучаются модели и виды моделирования, принципы построения математических моделей, математическое моделирование процессов тепло – массопереноса в теплоэнергетике, математическое моделирование и оптимизация тепло- массообменных аппаратов, оптимизационные задачи в основном оборудовании ТЭС, формируются умения и навыки применения методов моделирования и оптимизации теплоэнергетических процессов, установок и систем тепловых электрических станций и промышленных предприятий
  9. Спецглавы математики (уравнения математической физики для теплоэнергетиков). В дисциплине изучаются основные понятий теории уравнений математической физики (УМФ), математический аппарат УМФ для исследований теплоэнергетических процессов и решения краевых задач теплопередачи, использование современных компьютерных технологий при решении теоретических и практических задач, связанных с математическим моделированием явлений, описываемых УМФ, проведение вычислительных экспериментов с использованием цифровых технологий в процессах теплопередачи
  10. Спецглавы математики (численные методы для теплоэнергетиков). В дисциплине изучаются элементы численных методов, приемы алгоритмизации, проведение вычислительного эксперимента для исследования и моделирования процессов гидро- и аэродинамики, тепло — и массопереноса, установок и систем теплоэнергетики, готовые пакеты прикладных программ для выполнения теплоэнергетических расчетов, формируются знания, умения, навыки применения компьютерных технологий для расчета, математического моделирования объектов теплоэнергетики и теплотехнологий
  11. Тепломассообмен. Предмет и задачи теории теплообмена. Значение теории теплообмена при конструировании теплосиловых установок. Элементарные и сложные виды теплообмена: классификация. Основные понятия и определения Теплопроводность при стационарном режиме. Нестационарный процесс теплопроводности. Конвективный теплообмен. Теплоотдача при свободном и вынужденном движении жидкости. Теплообмен излучением. Теплопередача при переменных температурах. Теплообменные аппараты
  12. Техническая термодинамика. Анализируются основные термодинамические процессы идеальных и реальных газов, рассматриваются особенности термодинамического рассмотрения закономерностей в потоке вещества. На основе полученных соотношений изучается эффективность получения и использования энергии в теплоэнергетических установках различного назначения
  13. Физика 1. Дисциплина является базовой и создает основу профессиональной деятельности бакалавров в области теплоэнергетики. В курсе изучаются разделы: механика, статистическая физика и термодинамика, электростатика и постоянный ток, магнетизм, формируются умения и навыки использования фундаментальных законов, а также методов физического исследования для решения теоретических и экспериментальных задач из различных областей физики, анализа результатов физического эксперимента.
  14. Физика 2. Дисциплина создает основу профессиональной деятельности бакалавров в области теплоэнергетики. В курсе изучаются разделы: электродинамика, колебания и волны, основы квантовой механики, строение атома, формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения экспериментальных научных исследований физических явлений, помогающих в дальнейшем решать конкретные задачи в профессиональной деятельности, моделирования физических ситуаций с использованием компьютера, работы с измерительными приборами
  15. Химия. В дисциплине изучаются свойства и структура материалов, основы теории сплавов, железо и его сплавы, композитные и неметаллические конструкционные материалы, изоляционные материалы для теплоэнергетического оборудования.
  16. Химия 1. Дисциплина направлена на изучение основных законов химии, основ квантовой механики атомов и молекул, основных закономерностей химических процессов, химической термодинамики и кинетики, развитие умений применять теоретические знания в области химии в профессиональной деятельности.
  17. Экономика отрасли, предпринимательство, лидерство и инновации. Освоение концепции современной экономики, перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития. Организация предпринимательской деятельности по производству и реализации востребованной конкурентоспособной продукции. Изучение основных теорий мотивации, лидерства для решения управленческих задач. Владение современными технологиями управления персоналом. Изучение основных моделей инновационного развития, методов реализации инноваций; взаимосвязей инновационной активности и конкурентоспособного развития предприятий.
  18. Электротехника и электроника. В дисциплине изучают особенности и режимы работы электрических цепей постоянного и переменного тока, принципы работы и свойства электротехнических устройств, их характеристики и практическое использование, основы электроники и микропроцессорной техники. Дисциплина формирует навыки расчета и анализа электрических цепей, выбора электротехнических устройств и определения их характеристик, анализа характеристик электротехнических устройств для решения технологических задач

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Метрология стандартизация и управление качеством в теплоэнергетике. Дисциплина направлена на формирование комплекса знаний позволяющих обеспечить надежность, безотказность работы оборудования объектов теплоэнергетики, контроль его работы и повышение точности учета всех видов энергии. Изучается теоретически и практически статистическая обработка результатов измерений, средства измерения теплотехнических величин и их погрешности, государственная система стандартизации, сертификация и управление качеством, метрологическое обеспечение объектов теплоэнергетики.
  2. Основы ремонта теплоэнергетического оборудования. Дисциплина направлена на формирование знаний, умений и навыков работы по планированию и проведению ремонта основного и вспомогательного теплоэнергетического оборудования. В курсе изучаются принципы и методы обнаружения дефектов оборудования, рассматриваются технологические проекты выполнения ремонта оборудования, методы и приемы используемые при проведении ремонтов оборудования
  3. Природоохранные технологии на ТЭС. Дисциплина направлена на приобретение знаний и навыков для применения их в дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с экологической безопасностью, совершенствованием процессов сжигания топлива, систем очистки дымовых газов на ТЭС, проектированием, эксплуатацией и наладкой природоохранного оборудования на ТЭС, формирует навыки использования программ для расчетов выбросов оборудования ТЭС, решения экологических проблем, математической обработки результатов экспериментов
  4. Свободный выбор 1. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить.
  5. Свободный выбор 2. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить
  6. Свободный выбор 3. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить
  7. Свободный выбор 4. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить
  8. Теплотехнические измерения и контроль. Дисциплина формирует комплекс знаний в области теплотехнических измерений (температура, давление, разность давлений и уровень, расход жидкостей, газов и пара), современных методов и средств измерений и контроля теплотехнических величин, практических навыков организации и проведения измерения, обработки результатов измерений, с применением компьютерных технологий, для обеспечения надежной работы оборудования, повышения качества продукции и экономичности производства

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Атомные электрические станции. Изучаются основы исследования и проектирования технологической схемы АЭС применительно к ее основному технологическому процессу. Рассматривается работа АЭС в энергосистеме, виды и параметры графиков электрической нагрузки. требования к экономичности блоков АЭС, капиталовложения и эксплуатационные затраты, классификация АЭС, термодинамические циклы АЭС с паротурбинными установками на перегретом и насыщенном паре, требования к вероятности тяжелых аварий, особенности АЭС с точки зрения охраны окружающей среды. Формируются навыки оценки эффективности работы АЭС, применять нормы и правила промышленной и экологической безопасности, проводить расчеты тепловых схем.
  2. Защита от ионизирующих излучений. Обучение студентов практическим навыкам регистрации ионизирующих излучений, изучение биологического воздействия ионизирующих излучений и действующих норм радиационной безопасности.
  3. Нагнетатели и тепловые двигатели. В дисциплине изучаются основы теории и конструкций нагнетателей и тепловых двигателей, применяемых в технологических цепочках тепловых электрических станций и промышленных предприятий, формируются навыки поверочных и конструктивных расчетов двигателей и нагнетателей, их выбора в зависимости от их назначения, оценки экономичности и надежности нагнетателей и тепловых двигателей
  4. Основы современной энергетики. В дисциплине изучаются исторические, социальные и экологические аспекты энергетики, современные тенденции развития энергетики, электрогенерирующие станции, устройство и функционирование современных ТЭС, работающих на органическом топливе, возобновляемые источники энергии, принципы функционирования тепло- и электрогенерирующего оборудования, производства, передачи и распределения тепловой и электрической энергии
  5. Парогенераторы АЭС. Понятие парогенератора. Место парогенератора в схеме АЭС. Основные характеристики ПГ. Классификация ПГ. Конструктивные особенности ПГ АЭС в зависимости от типа РУ. Реакторные установки кипящего типа. Водо-водяные реакторы некипящего типа. Особенности конструкционных схем ПГ с водой под давлением. Особенности конструкционных схем ПГ обогреваемых жидкими металлами. Основные требования к ПГ. Способы передачи тепла. Виды теплоносителей: высокотемпературные, среднетемпературные, низкотемпературные. Газовые и жидкометаллические теплоносители. Особенности конструктивных схем. Особенности теплообмена в ПГ.
  6. Теория переноса нейтронов. Изучается теория перемещения нейтронов в различных реакторных средах, замедлители нейтронов, диффузия нейтронов в среде, закон рассеяния, замедление на водороде без поглощения и с поглощением. Вероятность избежать поглощения при замедлении, замедление на тяжелых рассеивателях без поглощения и с поглощением, уравнение замедления в возрастном приближении.
  7. Турбомашины АЭС. Дисциплина направлена на освоение принципа работы, устройства и эксплуатации паровых и газовых турбин, относящихся к основному оборудованию тепловых и атомных электростанций, изучаются конструктивное выполнение турбин, потери энергии и пути повышения эффективности работы турбин, рабочий процесс в многоступенчатой турбине, формируются навыки теплового, прочностного расчета паровых и газовых турбин, исследования элементов турбин.
  8. Физико-химические методы подготовки воды. Дисциплина направлена на приобретение знаний о методах подготовки воды и средств организации водно-химического режима, о методах очистки воды, о технологических схемах водоподготовительных установок применяемых на тепловых электростанциях и принципах контроля их работы, их аппаратурном оформлении, формирования навыков определения технологических параметров воды, выбора и расчета водоподготовительных установок.
  9. Эксплуатация энергетического оборудования АЭС. Рассматривается основной технологический процесс на АЭС, структурные и числовые управляемые параметры тепловой схемы, система технического водоснабжения – виды, основные характеристики охлаждающих устройств, основные требования к установке циркуляционных насосов, основные особенности процессов в конденсаторе, вспомогательные системы нормальной эксплуатации конденсационной установки, формируются навыки эксплуатации энергетического оборудования АЭС.
  10. Энергосбережение в системах производства тепла и электроэнергии. В дисциплине рассматривается актуальность энергосбережения в Казахстане и мире, изучается нормативно-правовая и нормативно-техническая база энергосбережения и повышения энергоэффективности, основные направления энергосбережения в ТЭК, энергосберегающие мероприятия в технологии производства электрической и тепловой энергии. Дисциплина формирует навыки оценки эффективности энергоиспользования и энергосбережения, использования методов предельного энергосбережения.
  11. Ядерная и нейтронная физика. В дисциплине рассматриваются плотность потока нейтронов, основные характеристики и конструктивные особенности источников нейтронов, получение нейтронов с помощью ускорителей, основные закономерности взаимодействия нейтронов с ядрами в различных энергетических областях, осуществляется изучение ядерных и нейтронно-физических процессов применительно к ядерным реакторам и приобретение навыков решения задач для различных процессов.
  12. Ядерные энергетические реакторы 1. В дисциплине изучаются принципы работы ядерного реактора, состав и принципы компоновки ядерного энергетического реактора, классификация ядерных энергетических реакторов, основные типы энергетических реакторов, водо- водяные энергетические реакторы (ВВЭР), конструкции реакторов с графитовым замедлителем, Реакторы на быстрых нейтронах, формируются навыки выполнения тепло- гидравлического расчёта энергетических реакторов различных типов.
  13. Ядерные энергетические реакторы 2. В дисциплине изучаются принципы работы и принципы конструирования современных ядерных энергетических реакторов, осваиваются методики выполнения тепло- гидравлического расчёта энергетических реакторов различных типов, изучаются принципиальной схемы управления реактором и средств локализации аварий. Рассматриваются проблемы безопасной эксплуатации энергетических ядерных реакторов. Анализ аварийных ситуаций и аварий, сопутствующих эксплуатации реакторов.

Компоненты по выбору

  1. Альтернативная и возобновляемая теплоэнергетика. В дисциплине изучаются альтернативные виды возобновляемых источников энергии (ВИЭ); использование ВИЭ в качестве источника тепла автономных систем теплоснабжения промышленных предприятий; системы солнечного и геотермального теплоснабжения; классификация систем солнечного и геотермального теплоснабжения; использование биотоплива; биоэнергетические установки; использование низкотемпературных носителей энергии; тепловые насосы, теплонасосные технологии в системах теплоснабжения.
  2. Свободный выбор 4. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить