Образовательные программы

Автоматизация и управление в МТГУ

Описание образовательной программы 6B07101 Автоматизация и управление в МТГУ

Создание условий для сохранения и расширения традиций в области автоматизации и инженерного образования, даже при возникновении изменений на производстве; формирование интеллектуального потенциала Республики Казахстан путем развития креативной и гармонично развитой личности.

Язык обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Основы научных исследований. Дисциплина формирует общие представлений о теоретико-методологических основах научно-исследовательской деятельности, правилах выполнения научно-исследовательской деятельности, приобретение навыка владения методами оформления и порядком представления результатов различных исследовательских работ и использование этих навыков в написании курсовой работы и дипломного исследования, а также для будущей профессиональной деятельности.
  2. Основы право и антикоррупционной культуры. Дисциплина представляет собой междисциплинарную систему знаний, объединяющую основные отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.), а также формирование системы знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явлению, которая дает понятие о роли определенных правовых норм и рассматриваются конкретные юридические вопросы и проблемы.
  3. Основы экономики и предпринимательства. Дисциплина формирует у будущих специалистов основы экономики и ведения предпринимательского дела в рыночных условиях. Предметом изучения дисциплины является применение методов предпринимательского дела, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, организационных и финансовых основ бизнеса, государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики.
  4. Рухани жаңғыру. Дисциплина включает в себя проблемы национальной культуры, традиции и обычаев в общеисторическом контексте, раскрытие студентам историчности и содержания духовного мира казахского народа, закономерностей и тендений в культурном развитии казахского народа, вызваны объективно назревшими потребностями совершенствования университетской системы преподавания истории в направлении междисциплинарной интеграции, гуманизации.
  5. Экология и безопасность жизнедеятельности. Дисциплина изучает основные подходы к решению экологических проблем, источники и виды загрязнения окружающей среды предприятиями транспорта, методы снижения вредного воздействия на окружающую среду. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их причины способы профилактики и защиты. Проведение спасательных и других неотложных работ, правила поведения людей при чрезвычайных ситуациях

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Автоматика и телемеханика на перегонах. Дисциплина направлена на изучение особенностей систем интервального регулирования движения поездов, эксплуатируемых на сети железных дорог. Излагаются основные сведения и принципы действия систем автоблокировки, рассматриваются алгоритмы их работы по типовым схемным решениям.
  2. Волоконно-оптические линии связи. Дисциплина направлена на изучение теории направляющих систем, конструкции и свойства линий связи (кабельные, волоконно — оптические линии и структурированные кабельные системы), взаимные и внешние влияния линий связи, проектирования и технического обслуживания линий связи.
  3. Высшая математика I. Дисциплина формирует основные понятия высшей математики, как универсального языка науки и мощного инструмента для решения инженерных задач. Задачи:обучение основным математическим понятиям и методам, необходимым для анализа и моделирования экономическим проблем при поиске рациональных решений в сложных условиях; развитие аналитических способностей, необходимых для решения научных и практических задач; формирование личности студентов, развитие их интеллекта и способностей к логическому и алгоритмическому мышлению. Охватывает следующие разделы: элементы линейной алгебры и аналитической геометрии; введение в математический анализ; дифференциальные исчисление функций одной переменной
  4. Высшая математика II. Дисциплина формирует основные понятия высшей математики, как универсального языка науки и мощного инструмента для решения инженерных задач. Охватывает следующие разделы: интегральное исчисление функций одной переменной, функции многих переменных, числовые и функциональные ряды
  5. Метрология и измерения. Дисциплина направлена на формирование системы теоретических знаний в области измерительных технологий, объединяющих совокупность методов, подходов, программного и логического обеспечения к организации измерений; понимание состояния и тенденций развития метрологии, измерительных средств и основных методов измерения, выработка и развитие умений и навыков применения полученных знаний в практической деятельности.
  6. Надежность устройств автоматики, телемеханики и связи. Дисциплина направлена на изучение основных методов обеспечения надежного функционирования устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, вопросов обеспечения безопасности движения поездов, с учетом внедрения современных компьютерных систем.
  7. Путевые датчики. Дисциплина направлена на изучение основных сведений о путевых датчиках, основных типов рельсовых цепей и их техническое обслуживание. Излагаются основные знания по рельсовым цепям применяемых на сети железных дорог, их режимы работы, принципы построения расчетов режимов работы.
  8. Системы связи. Дисциплина направлена на изучение электромагнитных процессов в системах связи, конструкции и характеристики, электрических параметров аппаратуры систем связи, изучение новейших технологий и перспективы развития телекоммуникационных систем, физической сущности процессов в системах связи, умения анализировать процессы, происходящие в телекоммуникационных системах, проводить технические расчеты с использованием методов математического моделирования и современных средств вычислительной и микропроцессорной техники.
  9. Теоретические основы электрической связи. Дисциплина относится к числу фундаментальных дисциплин подготовки инженеров, владеющих современными методами анализа и синтеза систем и устройств связи различного назначения, и имеет цель сформировать знания основ теорий передачи и кодирования сообщений, методов передачи и приема дискретных и непрерывных сообщений, цифровых методов передачи сообщений, принципов построения многоканальных систем передачи и методов повышения эффективности систем электросвязи, а также умений использовать методы анализа систем электрической связи для количественной оценки их эффективности.
  10. Теоретические основы электротехники. Дисциплина изучает электрические цепи постоянного, переменного и трехфазного токов, принцип действия и назначение трансформатора и электрических машин, методы измерения электрических величин, применение и общие правила эксплуатации применяемых полупроводниковых приборов и схем, установившиеся и переходные процессы в электрических и магнитных цепях, теорию электромагнитного поля, инженерные методы их расчета, анализа и синтеза.
  11. Технология программирования. Дисциплина направлена в освоении основных положений технологии разработки программного обеспечения (ПО), формулировка практических рекомендаций по организации работы коллективов программистов, руководства такими коллективами, формировании знаний у обучающихся по дисциплине, связанных с процессом разработки ПО, включая связи с предметной областью, реализацию, организацию производства, контроль сроков исполнения и качества, ознакомлении с техническими программными и технологическими решениями, используемыми при разработке ПО, а также в приобретении практических навыков работы в коллективе программистов, умения находить правильные технологические решения по выбору средств разработки и структуры программных проектов, методов тестирования и контроля исполнения использование современных инструментальных и методологических средств ПО.
  12. Физика I. Дисциплина изучает простейшие, также наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Курс отражает кинематику, основные уравнения динамики, уравнения движения, границы применимости классической механики, устойчивое время, момент времени и энергии, статическую физику и термодинамику, электричество и магнетизм.
  13. Физика II. Дисциплина дает упор на термодинамику, электричество, магнетизм и оптику. В рамках дисциплины обучающиеся изучат: кинетическую теорию газов, термодинамические процессы, волны, электрические поля, поток и силу, электричество, цепи, магнетизм, электромагнитные взаимодействия, индуцированные токи, линзы и зеркала. Обучающиеся смогут применять физические законы и принципы к практическим задачам, относящимся к нескольким научным областям. Кроме того учащийся поймет, как наблюдение и эксперименты создают проверяемые научные теории и, таким образом, предлагают прочную основу для стратегий решений проблем
  14. Электроника. Дисциплина направлена на изучение устройств электронных приборов, их характеристик и параметров, физических процессов, в них протекающих, принципов построения и основ технологии изготовления электронной техники, а также влияния условий эксплуатации на работу дискретных и интегральных элементов железнодорожной автоматики и телемеханики.
  15. Электропитание устройств и систем АТС. Дисциплина направлена на изучение научных основ организации эксплуатации и электропитания устройств автоматики и телемеханики на транспорте, методов повышения эффективности и качества использования аккумуляторных батарей, изучение и принцип работы выпрямителей, инверторов, стабилизаторов.
  16. Элементы и устройства автоматики. Дисциплина направлена на изучение назначения, классификации и принципа действия элементов в устройствах и системах железнодорожной автоматики, и телемеханики, излагаются основные характеристики и порядок технического обслуживания элементов устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки.
  17. Tеория линейных электрических цепей. Дисциплина направлена на изучение основных понятий, законов и методов расчета электрических цепей постоянного тока, электрических цепей в режиме гармонических воздействий в линейных и трехфазных цепях, электрических фильтров, электрических сопротивлений, индуктивностей и емкостей на участках которые не зависят от значений и направлений токов и напряжений в электрических цепей.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Автоматизация типовых технологических процессов и производств. Дисциплина направлена на изучение многоуровневых систем автоматизации технологических процессов, методов моделирования и анализа состояния сложного технологического оборудования с автоматизированным электроприводом, критерии оптимальности автоматических систем управление технологическими процессами, синтеза алгоритмов оптимального и адаптивного управления, программных сред визуализации, управления и регулирования, элементной базы и вариантов технической реализации программно-аппаратных автоматизированных систем, конструктивных решений, надежности и резервирования узлов и системы в целом.
  2. Дисциплина 1. Согласно по каталогу дополнительной образовательной программы (Minor)
  3. Дисциплина 2. Согласно по каталогу дополнительной образовательной программы
  4. Информационные технологии на транспорте. Дисциплина направлена на получение сведений о современных информационных системах и технологиях, которые могут использоваться для автоматизации процессов управления работой транспорта, изучение принципов построения и эксплуатации автоматических систем управления железнодорожной автоматики и телемеханики, освоение методов использования современных достижений автоматической идентификации, мониторинга и навигации для повышения эффективности управления транспортом в режиме реального времени.
  5. Прикладная теория информации. Дисциплина представляет собой сжатое, но достаточно полное изложение наиболее важных аспектов теории информации и теории кодирования; состоит из основных тем-разделов, посвященных основам теории информации, теоретическим основам построения каналов связи; эффективному кодированию (сжатию информационных сообщений) и помехоустойчивому кодированию (защите информационных сообщений от помех при передаче по каналам связи).
  6. Системы автоматики и телемеханики. Дисциплина направлена на изучение основных показателей эксплуатационной работы железных дорог, принципов действия устройств автоматики и телемеханики на перегонах, станциях и сортировочных горках, вопросов обеспечения безопасности движения на переездах и организации движения поездов с использованием удаленного управления.
  7. Стрелки, стрелочные переводы и сигналы. Дисциплина представляет собой теоретические и практические аспекты, изучение теоретических основ и современных прогрессивных устройств применения железнодорожных стрелок, стрелочных переводов и сигнализации дополняется лабораторными и практическими занятиями, где рассматриваются методики расчета режимов их работы, функциональные возможности и проводятся исследования алгоритмов работы принципиальных схем этих устройств автоматики и телемеханики при различных поездных ситуациях.
  8. Теория дискретных устройств. Дисциплина направлена на изложение основ теории анализа и синтеза дискретных устройств, применяемых при автоматизации технологических процессов железнодорожного транспорта, и объяснение принципов построения безопасных дискретных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.
  9. Технология цифровой связи. Дисциплина изучает применение эффективного (статистического) кодирования для сжатия данных, алгоритмы сжатия без потерь, алгебраические коды, классификация корректирующих кодов, линейные блоковые коды, методы декодирования корректирующих кодов. Определение понятий: поэлементная синхронизация, групповая и цикловая синхронизация, устройств и принципов работы поэлементной синхронизации, архитектура связи, методы коммутации, службы связи.
  10. Цифровые устройства и микропроцессорная техника. Дисциплина изучает современную аппаратуру цифровой техники и микропроцессорной техники в автоматике и телемеханике, применение аппаратуры на цифровой основе с использованием микропроцессорных систем, рассматриваются основные принципы функционирования аппаратной структуры и программного управления.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Линейные системы автоматического регулирования. Дисциплина направлена на изучение анализа и синтеза систем автоматического регулирования, определения частотных и временных характеристик типовых динамических звеньев и расчета устойчивости непрерывных систем с помощью алгебраических и частотных критериев.
  2. Микропроцессорные комплексы в системах управления. Дисциплина направлена на изучение основных элементов микропроцессорных систем, освоение структурного построения микропроцессорных контроллеров и особенностей современной микропроцессорной техники, изучение основ программирования и принципов построения программно-технических комплексов микропроцессорных систем.
  3. Моделирование и идентификация объектов управления. Дисциплина направлена на освоение методов моделирования и идентификации объектов управления, изучение основ структурной и параметрической идентификации, программных средств моделирования и идентификации объектов управления в области железнодорожной автоматики и телемеханики.
  4. Нелинейные системы автоматического регулирования. Дисциплина направлена на изучение основных характеристик типовых нелинейностей, фазовых портретов и устойчивости нелинейных систем автоматического регулирования. Излагаются основные знания по теории автоматического регулирования, изучаются назначение, особенности и классификация типовых нелинейных звеньев, их характеристики во всех применяемых цепях.
  5. Организация производства предприятия. Дисциплина направлена на изучение теоретических основ организации производства, формирование научно-прикладных знаний дисциплины, ее основные категории, методологические особенности и базовые принципы, условия повышения эффективности организации производства с учетом факторов внешней и внутренней среды.
  6. Охрана интеллектуальной собственности и патентоведение. Дисциплина формирует у обучающих базовые знания о методах и средствах защиты интеллектуальной собственности, а также способность квалифицированно вступать в общественные отношения, в области защиты прав авторов и патентного права. Задачи: приобретение обучающимися знаний о формах интеллектуальной собственности и ее защиты, основных понятий авторского и патентного права; расширение мировоззрения студентов в области защиты интеллектуальной собственности и знаний патентоприобретения.
  7. Охрана труда. Дисциплина предназначена для изучения основных сведений по охране труда, представление об основных источниках опасных и вредных факторов производственной среды, характере их воздействия на человека и предельно допустимых уровнях этого воздействия, методы и средства защиты человека, создания комфортных условий в рабочей зоне, основные причины травмирования на производстве, организационные, законодательные и экономические методы управления охраной труда.
  8. Правила технической эксплуатации железных дорог. Дисциплина направлена на изучение правил технической эксплуатации железных дорог Республики Казахстан, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе, устава о дисциплине работников железнодорожного транспорта.
  9. Централизованная система автоблокировки. Дисциплина направлена на изучение основы проектирования устройств автоматической централизованной автоблокировки; дается описание основных конструкций автоблокировки, рельсовых цепей, схем путевой автоблокировки в увязке со станционными устройствами СЦБ, диспетчерской централизацией, автоматической локомотивной сигнализацией, диспетчерским контролем, устройствами переездной сигнализации; освещаются вопросы электропитания устройств централизованной автоблокировки и расчета кабельных сетей.
  10. Экономика предприятия. Дисциплина изучает деловые и предпринимательские навыки и опыт которые влияют на склонность обучающихся становиться предпринимателями с вероятностью их успеха. Рассматриваются проблемы деловых и предпринимательских навыков и компетенций тесно связанных с более широкими вопросами, квалифицированной рабочей силы, миграцией и отношением к предпринимательству. Дисциплина помогает развить предпринимательское мышление, и обучение студентов предпринимательским навыкам и критическому мышлению способствующему к принятию инновационных решении.

Компоненты по выбору

  1. Диспетчерская централизация на железнодорожном транспорте. Дисциплина направлена на изучение систем диспетчерской централизации, микропроцессорных систем диспетчерской централизации. Излагаются основы диспетчерского управления и контроля, принцип работы сигналов телеуправление и телесигнализации, принцип действия современных систем диспетчерской централизации.
  2. Станционные кодовые системы. Дисциплина направлена на изучение устройств и систем для удаленного управления на крупных и средних станциях, основных систем станционной кодовой централизации, ее аппаратуры, видов безопасного кодирования и линий для обеспечения надежной работы кодовых систем.