Образовательные программы

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды в METU

Данные актуальны на декабрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B11201 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды в METU

Основной целью образовательной программы является формирование высококвалифицированных экспертов в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, способных эффективно и профессионально решать современные научные и практические задачи на промышленных предприятиях и в научных исследованиях.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Методы научных исследований. Целью дисциплины является получение обучающимся теоретических и прикладных знаний по методам научного исследования проблем в профессиональной сфере. В результате обучающийся освоит понятийно-терминологический аппарат, теоретические и эмпирические основы науки, основы методологии, ключевые функции современной науки, этапы проведения научного исследования, что позволит выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями.
  2. Основы антикоррупционной культуры. Целью дисциплины является выявление в студенческой среде понятия государственной антикоррупционной политики и основных понятий, определяющих особенности данного термина. В результате полученных знаний о правовой системе РК, правовых отношений и ответственность субъектов позволят студентам выявлять нарушения, а система знаний антикоррупционной культуры приведет к морально-нравственной и правовой ответственности во избежание коррупционных правонарушений.
  3. Экология и безопасность жизнедеятельности. Целью дисциплины является формирование у обучающихся представления об экологии как научной дисциплины и ее роли в поддержании устойчивого развития природы и общества. В результате обучения обучающийся научится разрабатывать и реализовывать методы и программы в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, стратегии устойчивого развития экосистем и общества, экологизация производства и охрана окружающей среды.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Автоматизация технологических процессов и производств. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся основ знаний и умений по автоматизации технологических процессов и производств, овладение ими методами построения функциональных устройств и систем контроля, регулирования и управления технологическими объектами и системами, приобретение студентами навыков по инженерным методам исследования объектов, управляющим алгоритмам и программам, проверке их работоспособности на ЭВМ. В результате изучения дисциплины обучающиеся получат навыки практического применения комплекса технических средств интегрированных и распределенных систем технологическими процессами.
  2. Введение в специальность. Целью дисциплины является сформирование у студентов базового представления о развитии техники и технологии, научных достижений в соответствии с выбранной образовательной программой. Дисциплина дает студентам системное представление о текущем состоянии и тенденциях развития пищевой, перерабатывающей, промышленности, аграрно-промышленного комплекса, включая возможности новых информационно-коммуникационных технологий. Изучение основного понятия в области стандартизации и сертификации, законы РК о техническом регулировании, стандартизации, систем менеджмента, новые методы и практика СМК. В результате изучения дисциплины студент получит теоретические и практические навыки по организации выполнения поставленной задачи, а также постановке и решению высокомотивированных нестандартных профессиональных задач, проблем и соблюдению этики профессиональной деятельности.
  3. Инженерная и компьютерная графика. Целью дисциплины является формирование у обучающегося навыков по созданию и редактированию растровых и векторных изображений с помощью прикладных программ, учитывая современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологии в своей профессиональной деятельности. Изучение чертежей, схем, текстовых технических документов, отвечающих требованиям стандартов. Теоретическая основа построения технических чертежей, графические модели конкретных инженерных изделий. В результате обучения студент будет способным выполнять инженерные проекты применяя элементами начертательной геометрии, инженерной графики, применять современные программные средства выполнения и редактирования графических, чертежных материалов.
  4. Математика I. Целью дисциплины является формирование у обучающихся знаний о математическом аппарате, помогающего моделировать, анализировать и решать практические задачи с приложениями. Дисциплина формирует у обучающихся представление о современной математике и навыки применения основных закономерностей математики. В результате обучения обучающийся освоит основы математической логики, способности расширить область применения законов математической логики в социальной общенаучной сфере.
  5. Математика II. Целью дисциплины является формирование у студента основных понятий законов и теорий разделов высшей математики, а также практические навыки использовать изученные приемы и методы для решения конкретных практических задач реальных процессов.
  6. Неорганическая, органическая и аналитическая химия. Целью дисциплины является формирование у обучающегося знаний о современных основах неорганической, органической и аналитической химии с целью применения полученных знаний в технологическом процессе, а также прививка основ качественного и количественного анализа химических соединений.
  7. Профессионально-ориентированный иностранный язык. Целью дисциплины является формирование у обучающихся коммуникативных и профессиональных компетенций на лингвистической основе. Курс конкретизируется во всех видах иностранной речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письма связанных с профессиональной деятельностью студента. В результате обучающийся на практике сможет применить обретенные знания и навыки иностранного языка в профессиональной деятельности.
  8. Стандартизация и технические измерения. Целью дисциплины является изучение развития стандартизации, метрологии, их роли в повышении качества продукции, контроля качества, а также формирование у студентов понимания роли стандартизации, и технического измерения в обеспечения безопасности и качества технологического процесса и продукции.
  9. Техническое регулирование промышленной безопасности. Цель освоения дисциплины технический регламент ознакомление с требованиями, предъявляемыми к регулированию промышленной безопасности и ее проведению. Дисциплина предназначена для изучения стабильности, новизны, изменения и дополнения действующих технических регламентов, системы обеспечения соблюдения технического регламента, современных средств контроля в области технического регулирования.
  10. Физика I. Целью дисциплины является применение полученных теоретических и практических навыков по основным законам и теориям, принципам физики, физическим методам исследований, а также умение проводить эксперименты, работать с измерительными приборами, обрабатывать полученные результаты.
  11. Физика II. Целью дисциплины является формирование у студентов знаний по механике, электричеству и магнетизму, колебаниям и волнам, квантовой и ядерной физике, статистической физике и термодинамике. Изучение основ термодинамики, электричества и магнетизма, электростатики, постоянного тока, магнитного поля, магнитных свойств вещества, основ теории Максвелла, оптических приборов и использования их в технологических производствах, атомной и ядерной физики. При изучении дисциплины акцент делается на наиболее универсальные методы, законы и модели современной физики, демонстрируется специфика рационального метода познания окружающего мира, сосредоточены усилия на формировании у студентов ключевых и предметных компетенций, а также общего физического мировоззрения и развитии физического мышления.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Гигиена труда. Целью освоения дисциплины является овладение основами физиологии и психологии труда, гигиеническими основами производственного микроклимата, низкого и высокого давления воздуха, аэроионизации производственных помещений и производственной вентиляции и освещения. Курс направлен на научного обоснования рекомендаций по созданию безопасных условий труда, снижению уровней профессиональной и общей заболеваемости, разработке гигиенических нормативов и санитарного законодательства.
  2. Инженерные системы, сети и оборудование. Дисциплина формирует у студентов представление о территориях городов и населенных пунктов, классификации инженерных сетей, их назначении, видах и основных элементах. В результате обучения студент сможет освоить общие правила устройства подземных и надземных инженерных сетей, управлять качеством строительства подземных инженерных сетей.
  3. Информационные системы по безопасности труда и жизнедеятельности. Целью дисциплины является формирование у студентов знаний умений и навыков по проведению занятий по безопасности жизнедеятельности с применением информационно-компьютерных технологий обучения. При изучении дисциплины у обучающихся формируется представление о составе и изучении математических моделей, об основах информационно-коммуникационных технологий как отрасли науки, индустрии и инфраструктуры, алгоритмизации и структуре данных, теории информационных систем по труду и безопасности жизнедеятельности.
  4. Комплексное использование природных и вторичных ресурсов. Целью дисциплины является изучение природного сырья, состава руд и методов их изучения, генетических проявлений минералогии, классификации руд, минералов и вторичных ресурсов, разработки оптимальных решений для ликвидации последствий загрязнения окружающей среды при комплексном использовании природных и вторичных ресурсов. В результате обучения студент будет способным применять методы приобрести навыки по созданию и реализации рациональных технологий по переработке природных вторичных ресурсов.
  5. Методы и средства контроля и измерений. Целью дисциплины является формирование научных знаний в области метрологии, стандартизации и методов измерений. Изучение Закона РК “Об обеспечении единства измерении”, МВИ, схемы. Изучение физических величин и средств измерения, основные и дополнительные единицы и др, методов и средств измерений. Устройства контрольно-измерительных инструментов и приборов составляющие погрешности измерения. методы определения погрешностей измерений и т.п. сигналы, измерительная информация. Методы и средства измерений электрических величин, виды и средства контроля. В результате изучения дисциплины студент будет способным анализировать общие характеристики методов и средств измерений, применять практические навыки по получению пробного анализа средствами измерений и контроля.
  6. Мониторинг окружающей среды. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представлений о концепциях, принципах организации и функционирования современных систем мониторинга как комплексных информационных систем, затрагивающих все сложные взаимосвязи и все компоненты окружающей среды. В результате обучения студент будет способным применять полученные знания для разработки программ мониторинга различного уровня
  7. Нормативные и правовые аспекты БЖД и экологии. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся основ знаний Конституции РК , правовых основ, управления безопасностью жизнедеятельности, законов и подзаконных актов, управления охраной окружающей природной среды и атмосферного воздуха.
  8. Основы научной организации труда и нормативно — правовые аспекты охраны труда. В ходе изучения дисциплины обучающийся изучает основные правила безопасности труда, изложенные в Трудовом кодексе РК, а также знакомится с другими законодательными актами, нормативно-техническими документами об охране труда РК, стандартами, правилами, нормами по охране труда, системой стандартов безопасности труда.
  9. Основы утилизации, обезвреживания и захоронение промышленных отходов. Целью дисциплины является обучение студентов экологически безопасным способом утилизации промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, подготовка в области современных практических знаний о технологиях переработки, а также их повторного использования в народном хозяйстве. А также, осваивает формирование, переработку и утилизацию твердых промышленных отходов.
  10. Основы химической и биологической безопасности. Целью дисциплины является формирование у студентов мышления по приоритетам безопасности при решении инженерных задач; изучение основных аспектов обеспечения химической и биологической безопасности человека в населенных пунктах и рабочих зонах.
  11. Охрана труда. Организационно-правовые основы охраны труда. Основные положения Конституции Республики Казахстан в области охраны труда. Трудовой кодекс. Принципы государственной политики в области охраны труда. Надзор и контроль за охраной труда. Нормативные акты по охране труда. Стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы. Правила и инструкции по охране труда отраслевого и межотраслевого значения. Организация охраны труда на производстве. Основы управления
  12. Оценка надежности и безопасности технических систем. Цель дисциплины формирует у обучающихся представление об основных понятиях теории надежности, физических основах надежности, методах расчета показателей надежности, методах повышения надежности технических систем, оценке надежности технических систем, разработке и реализации мероприятий по ее повышению, изучении основ теории надежности машин, оборудования и технических систем и правил проведения испытаний надежности машин. В результате обучения студент будет способным производить оценку и анализ рисков технологических процессов и производств, а также других видов деятельности.
  13. Потенциально-опасные технологии и производства. Цель изучения дисциплины «Потенциально опасные технологии и производства» заключается в формировании у студентов-специалистов по обеспечению безопасности труда, основополагающих знаний попотенциально опасным технологиям основных отраслей промышленности (горной, металлургической, машиностроительный, нефтяной, химической и т. д.) и умений принимать решения при возникновении неблагоприятных факторов и опасных ситуаций.
  14. Природные стихийные явления. Цель дисциплины: формирование у обучающихся твердых знаний о природных стихийных явлениях, методах их прогнозирования и моделирования их последствий, определение превентивных защитных мероприятий и способов защиты.
  15. Производственная санитария. Основные понятия и определения по промсанитарии. Человек и производственная среда. Физиология труда и комфортные условия труда. Воздействие негативных факторов на человека и производственную среду. Санитарно-эпидемиологическое Законодательство и нормативные документы в части производственной санитарии. Вредные производственные факторы. Принципы нормирования и защиты. Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны. Промышленная токсикология. Профессиональные заболевания.
  16. Промышленная экология. Целью освоения дисциплины является изучение санитарно-гигиенических требований к воздушно-тепловому режиму помещения, представление о классе опасности вредных веществ, предельно допустимых концентрациях в рабочей зоне, общей схеме вентиляции, основной схеме локализованной вентиляции и ее преимуществах.
  17. Радиационная обстановка, оценка, методы ее выявления и защита от радиации. Целью дисциплины является формирование представления у обучающегося об явлении радиации, способах измерения радиации, обучение методам измерения радиации в бытовых и промышленных условиях; обучение основным принципам защиты от радиации, оказание первичной помощи пострадавшим от воздействия радиации, владение превентивными мерами при радиационном заражении.
  18. Творческий проект. Целью курса является развитие мотивации и подготовка к научно-исследовательской, проектной деятельности обучающегося. В ходе прохождения курса студенты осваивают методологию научного познания, методы научных исследований, искусство презентации, основные подходы к работе в научной группе. Особое внимание уделяется совместной работе обучающегося и научного руководителя, самостоятельной работе студентов в процессе обучения. В результате обучения обучающийся будет способным разрабатывать и реализовывать на практике собственные творческие проекты, работать в команде при выполнении комплексной задачи.
  19. Творческий проект. Целью курса является развитие мотивации и подготовка к научно-исследовательской, проектной деятельности обучающегося. В ходе прохождения курса студенты осваивают методологию научного познания, методы научных исследований, искусство презентации, основные подходы к работе в научной группе. Особое внимание уделяется совместной работе обучающегося и научного руководителя, самостоятельной работе студентов в процессе обучения. В результате обучения обучающийся будет способным разрабатывать и реализовывать на практике собственные творческие проекты, работать в команде при выполнении комплексной задачи.
  20. Теоретические основы теплотехники. Целью дисциплины является изучение применения законов идеального газа, определение коэффициентов теплопроводности и теплопередачи, расчет гидростатического давления жидкости на различных поверхностях и расчет гидравлических параметров и проведение тепловых расчетов с использованием графиков и диаграмм термодинамических свойств воды и водяного пара.
  21. Теоретические основы электротехники. Целью дисциплины является изучение устойчивых процессов в линейных электрических цепях и освоение методов анализа цепей постоянного, синусоидального и несинусоидального тока, формирование фундаментальных знаний в области теории линейных и нелинейных электрических и магнитных цепей, а также теории электромагнитного поля, практических навыков по применению методов анализа и моделирования электромагнитных цепей и полей. В результате изучения дисциплины обучающийся будет способен моделировать линейные и нелинейные цепи постоянного и переменного тока, рассчитывать параметры переходных процессов в электрических цепях постоянного и переменного тока, экспериментально определять напряжения, токи, мощности на участках электрической цепи.
  22. Технологические системы очистки и использования отходящих газов. Целью дисциплины является ознакомление обучающегося с понятием методики проведения инвентаризации отходящих газов, внешних факторов воздействия на состояние выбросов, необходимости учета перспектив развития предприятия, режима работы оборудования и других производственных условий, схем очистки отходящих газов и химической очистки газов. Изучение курса ориентировано на формирование у студентов навыков по расчету объемов загрязняющих веществ выбора методов улавливания и утилизации отходящих газов.
  23. Эколого-аналитический контроль окружающей среды. Целью дисциплины является освоение теоретических основ этой научной дисциплины, овладение современными методами анализа, необходимых для проведения экоаналитического мониторинга. Предметом дисциплины является изучение свойств основных химических загрязнителей, их поведения в окружающей среде и методов химического, физико-химического и биологического контроля их в производственных выбросах, объектах окружающей среды, пищевых продуктах.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Бизнес – планирование по отраслям. Курс направлен на изучение сущности бизнес-планирования по отраслям с использованием прикладных программных средств, в том числе структур и функции бизнес-планов; требования инвесторов к разработке бизнес-планов; методики бизнес – планирования. В результате освоения курса обучающиеся будут разрабатывать бизнес-план и другие внутрифирменные планы, рас-считывать, анализировать и интерпретировать основные экономические показатели предприятия
  2. Предпринимательство. Целью изучения дисциплины является формирование системы знаний у обучающихся о роли предпринимательской деятельности с учетом лидерских качеств на определенном рынке бизнес-среды на основе изучения теоретических и практических основ ведения предпринимательства. В результате обучения, обучающийся освоит теорию и практику ведения предпринимательской деятельности, основы государственного регулирования предпринимательской деятельности и его объектов.
  3. Промышленная безопасность. Целью изучения дисциплины является получение теоретических и практических знаний обучающимися в обеспечении промышленных производств, принятии инженерных решений по улучшению условий труда и организации безопасной работы. В результате обучения обучающийся получит теоретические и практические знания в обеспечении производств, инженерные решения по улучшению условий труда, организации безопасной работы с технологическим и механическим оборудованием на основе законодательства РК.
  4. Управление качеством в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся представлений об обеспечении национальной безопасности, качестве продукции, услуг, требованиях к безопасности и особенностях разработки, принятия и внедрения контроля качества, вызванного чрезвычайными ситуациями.
  5. Управление проектами. Курс направлен на формирование у обучающихся знаний о методологии управления проектами в различных сферах деятельности и созданию условий для внедрения новых информационных технологий в сферу выполнения проектов. В результате изучения дисциплины, обучающиеся овладеют методами управления проектами, практическими подходами к решению управленческих проблем на различных этапах жизненного цикла согласно международным стандартам в области управления проектами

Компоненты по выбору

  1. Анализ профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. Целью изучения дисциплины является изучение производственной санитарии и гигиены труда в промышленности, основ пожарной профилактики, основ законодательства по охране труда, основ техники безопасности, вопросов пожарной безопасности и техники безопасности в горно-металлургической, химической, нефтехимической и энергетической отраслях. В результате обучения студент будет способным изучать производственные опасности и профессиональные вредности и разработать методы их предотвращения или ослабления с устранения производственных несчастных профессиональных заболеваний работающих, аварий и пожаров.
  2. Безопасность техники и технологии. Дисциплина формирует у обучающегося представление о безопасности технологических процессов при обработке конструкционных материалов , безопасности технологических процессов при производстве и переработке угля, газа, нефти и нефтепродуктов, методах оценки безопасности технологического оборудования, изучении средств защиты, действующих при эксплуатации производственного оборудования.
  3. Основные направления развития охраны труда и ООС. Целью освоения дисциплины является ознакомление с основными опасными и вредными факторами, возникающими в процессе производственной деятельности человека. Дисциплина ориентирована на изучение основных мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и безопасности работников, создание наиболее оптимальных и комфортных условий работы, повышение производительности труда.
  4. Основы научных исследований и проектирования. Дисциплина направлена на формирование основных компонентов научного потенциала, роли в обеспечении научного познания современного мира, материально-технической фазы, методов научных исследований и применения в решении социально-экономических проблем страны, определение направления научных изысканий для решения технологического цикла на производстве, разработку результатов научных исследований. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций по организации и планированию научной работы, приобретение обучающимися опыта проведения научного эксперимента и обработки результатов научно-практических исследований.
  5. Основы технологии очистки природных и сточных вод. Цель дисциплины изучение состава сточных вод, нерастворимых, коллоидных и растворенных веществ в сточных водах, осадка сточных вод и его количественных и качественных характеристик. В результате студент имеет представление о важности очистки сточных вод, аэробных и анаэробных процессов и определения концентрации загрязнения сточных вод.
  6. Производственный травматизм и средства индивидуальной защиты. Целью изучения дисциплины является формирование у обучающегося представления о методах анализа производственного травматизма на основе анализа традиционных и новых и инженерных решений, разработка коллективных защитных мероприятий и выбор средств индивидуальной защиты в условиях неэффективности и обучение о порядке расследования несчастного случая, оформлении и видах компенсаций, порядке оформления заявлений на средства индивидуальной защиты. В результате обучения студент сможет принять правильное решение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
  7. Рациональное использование природных ресурсов. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся основ знаний и умений по природопользование в системе взаимодействия общества и природы, эколого-географические основы природопользования, природная среда человеческого общества и ее естественный потенциал. В дисциплине основное внимание уделяется изучению по природопользование в основных отраслях хозяйственной деятельности, антропогенное воздействие и показатели природоемкостиели природоемкости и экологичности производства.
  8. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и их прогнозируемые последствия. Целью дисциплины является предварительная подготовка обучающихся к мероприятиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций, поддержание их в готовности, подготовка к эвакуации и размещению, обучение комплексности подготовки мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций и основным методам защиты населения от чрезвычайных ситуаций.