Образовательные программы

Цифровая журналистика в МУИТ

Описание образовательной программы 6B03202 Цифровая журналистика в МУИТ

Подготовка специалиста, который может производить высококачественный мультимедийный контент для медиа и обладает навыками работы с цифровыми мобильными технологиями, связанными с сбором, обработкой и передачей информации.
Образовательная программа двудипломная, вуз-партнёр Университет имени Адама Мицкевича, Польша.
Язык обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Экономика. Курс охватывает все ключевые элементы дисциплины «Экономика». В нем будут кратко освещены объект и предмет изучения, проблемы собственности и экономических отношений, типы экономических систем, деньги и денежные системы, механизмы рынка, конкуренции и монополии, капитала и стоимости, воспроизводства капитала фирмы, заработная плата, прибыль и доход, макроэкономический анализ экономики, экономический рост, национальная экономика в мировой экономической системе. И, наконец, в этом курсе будут обсуждаться различные возникающие тенденции в экономической теории на примерах из реальной жизни и тематических исследованиях. К концу курса студенты будут знать основные экономические проблемы, то, как предприятия принимают решения, как люди вкладывают деньги, чтобы откладывать на будущее, и как экономическая политика влияет на человека или государство.
  2. Анализ больших данных. Цель дисциплины — формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно понимать современные проблемы прикладной математики и информатики, проблемы обработки и анализа информации,
  3. Введение в изучение государства и права. Основной целью дисциплины «Введение в изучение государства и права» является разработка научно-методических указаний, помогающих студентам глубже разобраться в вопросах, касающихся возникновения государства и права, истории развития и функционирования правовых и государственных институтов, соотношение государства, права и других сфер общественной деятельности, основные направления развития современных правовых и политических институтов и систем. Знание политико-правовых учений, исторических процессов государственно-правового развития, подходов к сравнительному анализу правовых и политических институтов способствует воспитанию будущих специалистов, как высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные и уникальные общественные задачи.
  4. Введение в коммуникативные исследования. «В процессе изучения курса студент учится распознавать информационные потребности аудитории и работать с ней, владеть технологиями связей с общественностью, коммуникационными стратегиями, В результате изучения курса студенты и должны: -знать основы коммуникации – деятельности; — уметь применять правовые и этические регуляторы в коммуникации на практике; -иметь навыки бесконфликтного решения проблемных ситуаций.»
  5. Дата журналистика. В основе дисциплины «Журналистика данных» лежит обработка данных и представление полученной информации в виде текстовой истории или инфографики. В процессе изучения дисциплины обучающийся освоит разнообразие форм и методов работы журналиста с большими массивами данных, научиться извлекать и анализировать информацию, визуализировать ее, познакомится с технологическими основами журналистики данных. Также целью курса является освоение этических нормативов при работе с открытыми данными, обработка персональных данных, освоение правовой базы процессов работы с данными .В результате изучения курса студент приобретает знания по работе с базами открытых данных, умеет использовать технологии цифровой журналистики при создании медиапродукта, а также владеет технологиями дата -аналитики.
  6. Делопроизводство на государственном языке. Делопроизводство на государственном языке является очень важным предметом для студентов, т.к. данная дисциплина учит составлению, оформлению документов на государственном языке, формирует практические навыки и умения самостоятельно составлять, переводить на казахский язык документы.
  7. Дизайн и вебдизайн. Дисциплина направлена на изучение теоретических и практических основ дизайна сайтов. В процессе изучения дисциплины студент умеет создавать дизайн сайтов и удобные тексты для сетевых изданий, оптимизировать тексты для поисковых систем, писать SEO-тексты, использовать рабочие ссылки и работать в различных системах управления.
  8. Дизайн и оформление изданий. Цель курса — дать полное представление об оформлении и моделировании прессы , ознакомиться с функциями дизайна прессы, ресурсами и средствами дизайна, способами их объединения в гармоничную композицию, изучить факторы, влияющие на дизайн издания, особенности оформления изданий различных типологических групп, освоить инструментарий современного дизайнера прессы в теоретическом и прикладном аспекте, научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической профессиональной деятельности.В результате изучения курса студент приобретает знания по графическому оформлению изданий, медиаресурсов, умет работать с цветом и композицией, а также умеет применять технологии компьютерной графики.
  9. Жанровые формы и функции журналистики. Дисциплина направлена на изучение форм и жанров журналистики. Дисциплина предназначена раскрыть значение жанров и их функций в средствах массовой информации, типы жанров, главные особенности аналитических, информационных, художественно-публицистических жанров и показать их возможности и роль в творческой профессиональной деятельности журналистов и редакторов. В результате изучения курса студент владеет навыками использования всей палитры жанров журналистики при создании медиапродукта и умеет применять их на практике.
  10. Журналистика газет и журналов. Современные тенденции развития масс-медиа направлены в область конвергентной журналистики, объединяющей все традиционные виды СМИ на одной интернет-платформе (в рамках одного news-room`а). В то же время газеты и журналы пока еще не исчезли окончательно и будут продолжать существовать в обозримом будущем. В результате изучения курса студент имеет представление о процессе производства печатной медиапродукции и специфических отличиях в профессиональной деятельности журналистов газет и журналов.
  11. Иностранный язык (профессиональный). Курс обучения предполагает формирование лингвистической, дискурсивной и социокультурной компетенции обучающихся, приобщение к культуре стран изучаемого языка, приобретение навыков профессиональной речи на иностранном языке, развитие навыков перевода текстов по специальности. Обзор грамматики, методики чтения и подготовки к письменной работе, написание эссе, методики аудирования и говорения.
  12. Инструменты искусственного интеллекта в медиасфере. В медиасфере выделяют три сферы применения Искусственного интеллекта в журналистике: сбор данных, создание контента, распространение информации. Один из самых очевидных способов применения искусственного интеллекта для создании контента — перевод иноязычных источников и расшифровка интервью. в результате изучения курса студенты освоят приложения Искусственного интеллекта в сборе информации и создании текстов, распозновании иностранной речи , для персонализации контента, овладеют программами искусственного интеллекта для индивидуализации аудитории.
  13. История казахской журналистики. Дисциплина знакомит студентов с историей отечественной журналистики. В результате освоения дисциплины студент имеет представление об истории казахской журналистики, основоположниках отечественной публицистики, развитии журналистики в разные исторические периоды.
  14. Мобилография. Дисциплина обучает навыкам мобильной съемки, которая является необходимым навыком на современном этапе развития цифровых медиатехнологий. Изучаются особенности мобильной сьемки, технический и технологический инструментарий. Студент учится создавать разный контент с помощью мобильной сьемки, размещать материал в СМИ. Дисциплина рассматривает методы привлечения внимания аудитории с помошью мобилографии
  15. Навыки создания аналитических материалов. Дисциплина учит применению всех видов анализа при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики. Также рассматривается концепция современной аналитической журналистики как вида творческой деятельности. Определяются особенности аналитического способа отображения актуальных явлений действительности в журналистике. Характеризуются предмет, цели, методы, основные виды анализа в прессе, излагается его технология. В полном контексте рассматриваются современные жанры аналитической журналистики. Изучаются необходимые программы, применяемые в работе с визуализацией текста.
  16. Основы конвергентной журналистики. Вниманию обучающихся предлагаются сведения о сущности и особенностях журнализма как специфической профессии, о путях формирования знаний и умений. Рассматриваются общие закономерности функционирования журналистики как социального института, формируются применительно к журналистике суверенного государства фундаментальные теоретические основы.
  17. Политика и журналистика, вопросы информационной безопасности в интернет-пространстве. Цель дисциплины — предоставление студентам знаний основных типов и способов информационной безопасности; приобретение студентами умения готовить журналистский материал на политическую тематику; овладение современными знаниями по работе с политической информацией; знание основных направлений глобальной политики современного мира
  18. Правовые основы журналистики и медиаэтика. В результате изучения курса студент приобретает углубленные знания в области массово- информационного права, интеллектуального права, международного гуманитарного права, умеет применять данный объем знаний на практике. Целями изучения дисциплины являются подготовка юридически грамотного специалиста, способного осуществлять свою работу в соответствии с действующими в этой сфере правовыми нормами.Цель курса •сформировать у будущих журналистов представление о природе профессиональной морали и характере профессионально-нравственных отношений в журналистике; раскрыть содержание основных профессионально-этических представлений, рассматриваемых мировым журналистским сообществом в качестве стандартов профессионального поведения, ориентация на которые обеспечивает оптимальное взаимодействие журналистики и общества.
  19. Современные мировые масс-медиа. Курс знакомит студентов с тенденциями развития современных мировых СМИ, методологией создания новых СМИ, управленческими технологиями и спецификой создания текста для международных изданий.
  20. Современные технологии ПР. Технологии связей с общественностью включают в себя совокупность последовательных процедур, различных приемов и видов деятельности, которые направлены на оптимальное и максимально эффективное выполнение целей и задач организации в данное время в данном месте. Объектом технологий связей с общественностью можно считать поведение, сознание и подсознание людей, которыми управляют посредством специально направленных коммуникаций.Дисциплина направлена на изучение инструментами ПР, технологиями связей с общественностью, методикой создания имиджа компании или продукта, управление репутацией компании.
  21. Телерадиожурналистика. Дисциплина Телерадиожурналистика направлена на изучение основ телевизионной и радиожурналистики. В процессе обучения студент будет создавать новостные теле и радио сюжеты, аналитические передачи, обучиться мастерству теле и радиоведущего. Также в процессе обучения будут рассмотрены тенденции развития мировой телевизионной и радиожурналистики, изучены лучшие практики мировой теле и радиожурналистики.В результате изучения курса студент приобретает знания по технологии отбора информации и ее текстовому оформлению, навыки создания новостного контента, узнает специфику телевизионной и радиожурналистики.
  22. Теория и критика СМИ. Этот курс будет посвящен социокультурной теории медиа и коммуникаций. Мы сосредоточимся на анализе популярных СМИ и их влиянии на наше восприятие, понимание и реальные события.
  23. Цифровая фотография. Фотография является неотъемлемой составляющей как традиционных печатных СМИ, так и интернет-изданий. Правильное использование потенциальных возможностей современной аппаратуры и программного обеспечения для постфотографической обработки (например, Photoshop или Lightroom) позволяет добиться ярких, красочных и выразительных изображений. В ходе данной дисциплины студенты приобретают практический опыт подготовки фоторепортажей на примере студенческой жизни университета.с
  24. Экологическая журналистика. Дисциплина обучает студентов отражать в средствах массовой информации , в социальных сетях мировые экологические проблемы . Студент учится видеть проблемы, проводить расследование, делать аналитику и доносить до общества проблемы экологии. В процессе изучения курса студент создает информационные и ананлитические статьи, затрагивающие экологические темы.
  25. Язык СМИ : культура и техника речи. Основная цель изучения дисциплины — научить студентов создавать тексты, аудио — и видеоматериалы на государственном и других языках, грамотно и аргументированно строить устную и письменную речь, владеть языком на уровне, позволяющем работать в межкультурной среде. Предметом учебной дисциплины являются нормы языка СМИ, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также специфика техники речи для различных средств массовой информации — телевидения, радио, газет и журналов, интернет СМИ. Главной целью курса является формирование высокообразованного журналиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Авторские программы. Традиционные телевизионные авторские передачи в современных условиях активно осваивают интернет пространство, в частности популярные видеоплатформы, такие как Youtube. В свою очередь качество авторских тематических видеоблогов стремительно растет. Таким образом расширяются возможности охвата аудитории, а современные гаджеты становятся все более доступными, что значительно упрощает возможности создания видео-контента. Данная дисциплина носит практический характер и нацелена на то, чтобы студенты попытались создать собственные авторские проекты.
  2. Веб-дизайн, юзабилити и SEO- продвижение. Студент учится освоить цифровые мобильные технологии для сбора, обработки и передачи информации, создавать различные форматы информации, использовать удобные для интернет-изданий тексты, работать с различными текстовыми редакторами, оптимизировать тексты для поисковых систем, знать технологии SEO-оптимизации.
  3. Визуализация данных. В рамках курса студент обучается работе с базовыми данными и диаграммами, инструментами интерактивных визуализаций D3.is, знает принципы инфодизайна и визуального сторителлинга, умеет создавать инфографику в условиях ограниченных ресурсов.
  4. Компьютерная графика. Дисциплина «Компьютерная графика» направлена на создание новых и обработку существующих изображений. Студенты изучат компьютерное зрение и распознавание изображений, обработку изображений, генерацию и формирование изображений . В результате изучения курса студент владеет основами компьютерной графики, умеет пользоваться векторными и растровыми графическими редакторами, а также системами трехмерного моделирования.
  5. Майнор 1. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
  6. Майнор 2. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
  7. Майнор 3. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
  8. Мультимедийная. журналистика Студент учится владеть цифровыми мобильными технологиями сбора, обработки и передачи информации, создавать информацию в различных форматах, удобные тексты для сетевых изданий, работать с различными типами текстовых редакторов, оптимизировать тексты для поисковых систем, знать технологии SEO-оптимизации.
  9. Подготовка радиопередач. Цель дисциплины — дать навыки создания радиопередач в различных жанрах и форматах. в процессе обучения студент научиться создавать радиопрограммы различной тематики и работать в прямом эфире, научиться разбираеться в жанрах и формах радиопрограмм, узнает специфику онлайн- вещания. Изучение курса поддерживается расширенным лабораторным практикумом.
  10. Польский язык. в результате изучения дисциплины студент сможет грамматически правильно общаться на польском языке, уверенно, четко и доступно излагать свои мысли, выучить более 2000 распространенных слов и фраз на польском языке, часть из которых являются устойчивыми выражениями, идиомами, фразеологизмами. На занятиях будут проводиться дискуссии на самые разные темы, например: о политике, науке, о религии и культуре мира, о шопинге и рекламе, о правах человека и многом другом. Студент научится профессионально писать деловые документы, поддерживать беседу с собеседником, понимать польскую речь и доносить свои мысли до слушателя.
  11. Продвижение и поддержка веб-сайтов. Журналисты знакомятся со стандартами и условиями оформления сайтов, обработки иллюстраций для сайтов и методов подготовки графического материала для интернета
  12. Расследовательская журналистика. Цель дисциплины — обучить основам расследовательской журналистики, методам сбора и анализа информации. В процессе изучения дисциплины студент владеет навыками журналиста -расследователя, умеет применять специальные технологии по сбору информации и работе с конфиденциальными источниками, имеет навыки работы с базами открытых данных, знает основы фактчекинга.
  13. Mass media writing. Курс формирует навыки подготовки текстов на иностранном языке для средств массовой информации. Студент приобретет навыки профессиональной речи на иностранном языке

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Имиджмейкерство. Дисциплина учит создавать имидж личности, компании, продукта и др. С понятием «имидж» связывают изображение или образ объекта, устойчиво живущий в сознании. Студенты освоят технологии и инструментарий создания имиджа компании, личности. Репутационный имидж — составляющая курса. Политический имиджмейкер — человек, создающий политический образ.
  2. Инфографика, 3D технологии, анимации. В процессе изучения дисциплины «Инфографика, 3D технологии, анимации» студент обучается основам оформления сайтов с помощью инфографики, анимации. Анимация является ключевым фактором создания видеорекламы. Освоение данного направления дает студентам возможность создавать пользующийся успехом у зрителей медиаконтент. В результате изучения курса студент умеет создавать интерактивный контент, владеет интерактивной инфографикой и интерактивной хронологией, основами монтажа, программами анимации, имеет навыки оформления видео и создания видеоэффектов.
  3. История зарубежной журналистики. Цель дисциплины — проанализировать становление зарубежной журналистики, изучить лучшие практики мировой журналистики. В результате изучения курса студент приобретает знания об истории зарождения журналистики как социального института, этапах развития зарубежных средств массовой информации, специфике функциональных особенностей современных зарубежных масс-медиа.
  4. Массовые коммуникации и международные отношения: информационная безопасность. Курс направлен на обеспечение всестороннего охвата всех ключевых элементов глобальной политики и информационной безопасности. В нем кратко будут освещены экономические и политические проблемы демократии и авторитаризма, политические и информационные механизмы, глобальные и национальные конфликты, выживание. национализм, сепаратизм и терроризм, политическое и информационное развитие, национальная политика и безопасность. Наконец, в этом курсе будут обсуждаться различные новые тенденции в глобальной политике и информационной безопасности с реальными примерами и тематическими исследованиями.
  5. Международная интеллектуальная собственность. Цель учебной дисциплины «Международная интеллектуальная собственность» состоит в формировании системного и комплексного представления о правилах охраны, управления и защиты произведений, изобретений, товарных знаков, географических указаний и других объектов интеллектуальной собственности в ходе осуществления международного бизнеса.
  6. Организация и Менеджмент. Дисциплина «Организация и Менеджмент» изучает общие задачи менеджмента куда входят такие разделы как структура организаций, мотивация, контроль, лидерство, процесс принятия решений. Курс ознакомит студентов с основными элементами менеджмента в организации, такими как роль менеджера, структура организаций, бюрократический и проектный аппарат, стратегическое планирование, анализ SWOT, функции и типы контроля, лидерство и власть, мотивация в процессе принятия решений, коммуникации. Курс также развивает аналитические способности у студентов при изучении учебных кейсов.
  7. Освещение вопросов экономики в СМИ. Цель дисциплины — формирование у студентов представления о развитии экономики в Казахстане и мире, о специфике использования профессиональных методов в деятельности журналиста, пишущего об экономических проблемах. В задачи курса входит изучение специфики экономической журналистики, методов подачи информации на темы экономики, процесса работы журналиста над экологической темой, навыков работы с разнообразными источниками экономической информации.
  8. Техники новых медиа, сторителлинг, лонгрид. Дисциплина учит создавать сложноорганизованные журналистские материалы значительного объема, объединяемых термином «лонгрид», а также формирует навыки сбора, анализа, структурирования информации и монтажа текста на специальной платформе для создания мультимедийного медиапродукта.
  9. Фактчеккинг и троллинг. Целями освоения дисциплины являются знакомство с особенностями журналистской деятельности в сфере фактчекинга, получение представления о фактчекинге и троллинге внутри профессиональной деятельности, формирование практических навыков работы с информацией, изучение основных принципов работы с этими явлениями.
  10. Цели устойчивого развития: журналистский аспект. В процессе изучения дисциплины студент згакомится с 17 целями устойчивого развития, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия и понимает роль средств массовой информации как инструмента для достижения целей Программы устойчивого развития. Курс дает студентам основы экологических знаний.
  11. Цифровой маркетинг и реклама. Цель дисциплины «Цифровой маркетинг и реклама» заключается в овладении навыком анализа интернет пространства, маркетинговыми технологиями продвижения товара и услуг. Студент изучит основы СЕО продвижение, таргет рекламы и других цифровых технологий продвижения в интернет пространстве. К урс формирует у студентов необходимые знания о рекламной и маркетинговой деятельности, проведении рекламных компаний, создании эффективных рекламных материалов, продвижения медиапродуктов в Интернете.
  12. Motion дизайн телеэфира. Визуальное оформление движущихся предметов для телевидения , социальных сетей, сайтов является основным предметом изучения курса. Motion дизайн создаётся при применении компьютерных технологий. В процессе изучения курса студент создаст работы с использованием классических, комбинированных, анимационных приёмов съёмок на видео. Студент приобретает навыки создания видеоклипов, оформления телевизионного эфира, заставок телепередач, титров в кино, создает рекламные ролики, использует моушн-дизайн в контент-маркетинге и рекламе. В результате студент обучится делать высококачественное фирменное видео и анимационный графический контент.
  13. TV новости: практикум. Изучение принципов работы новостного отдела телеканала. Научить студентов создавать новостные телевизионные сюжеты, обрабатывать телематериал, готовить подборку новостей.Курс ориентирован на то, чтобы помочь студентам освоить общие закономерности подготовки, монтажа и эфира новостных материалов. Носит прикладной, практический характер.