Цифровая журналистика в МУИТ
Данные актуальны на декабрь 2024 г.
Описание образовательной программы 6B03202 Цифровая журналистика в МУИТ
Подготовка специалиста, который может производить высококачественный мультимедийный контент для медиа и обладает навыками работы с цифровыми мобильными технологиями, связанными с сбором, обработкой и передачей информации.
Образовательная программа двудипломная, вуз-партнёр Университет имени Адама Мицкевича, Польша.
Язык обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.
Базовые дисциплины
Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.
- Экономика. Курс охватывает все ключевые элементы дисциплины «Экономика». В нем будут кратко освещены объект и предмет изучения, проблемы собственности и экономических отношений, типы экономических систем, деньги и денежные системы, механизмы рынка, конкуренции и монополии, капитала и стоимости, воспроизводства капитала фирмы, заработная плата, прибыль и доход, макроэкономический анализ экономики, экономический рост, национальная экономика в мировой экономической системе. И, наконец, в этом курсе будут обсуждаться различные возникающие тенденции в экономической теории на примерах из реальной жизни и тематических исследованиях. К концу курса студенты будут знать основные экономические проблемы, то, как предприятия принимают решения, как люди вкладывают деньги, чтобы откладывать на будущее, и как экономическая политика влияет на человека или государство.
- Анализ больших данных. Цель дисциплины — формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно понимать современные проблемы прикладной математики и информатики, проблемы обработки и анализа информации,
- Введение в изучение государства и права. Основной целью дисциплины «Введение в изучение государства и права» является разработка научно-методических указаний, помогающих студентам глубже разобраться в вопросах, касающихся возникновения государства и права, истории развития и функционирования правовых и государственных институтов, соотношение государства, права и других сфер общественной деятельности, основные направления развития современных правовых и политических институтов и систем. Знание политико-правовых учений, исторических процессов государственно-правового развития, подходов к сравнительному анализу правовых и политических институтов способствует воспитанию будущих специалистов, как высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные и уникальные общественные задачи.
- Введение в коммуникативные исследования. «В процессе изучения курса студент учится распознавать информационные потребности аудитории и работать с ней, владеть технологиями связей с общественностью, коммуникационными стратегиями, В результате изучения курса студенты и должны: -знать основы коммуникации – деятельности; — уметь применять правовые и этические регуляторы в коммуникации на практике; -иметь навыки бесконфликтного решения проблемных ситуаций.»
- Дата журналистика. В основе дисциплины «Журналистика данных» лежит обработка данных и представление полученной информации в виде текстовой истории или инфографики. В процессе изучения дисциплины обучающийся освоит разнообразие форм и методов работы журналиста с большими массивами данных, научиться извлекать и анализировать информацию, визуализировать ее, познакомится с технологическими основами журналистики данных. Также целью курса является освоение этических нормативов при работе с открытыми данными, обработка персональных данных, освоение правовой базы процессов работы с данными .В результате изучения курса студент приобретает знания по работе с базами открытых данных, умеет использовать технологии цифровой журналистики при создании медиапродукта, а также владеет технологиями дата -аналитики.
- Делопроизводство на государственном языке. Делопроизводство на государственном языке является очень важным предметом для студентов, т.к. данная дисциплина учит составлению, оформлению документов на государственном языке, формирует практические навыки и умения самостоятельно составлять, переводить на казахский язык документы.
- Дизайн и вебдизайн. Дисциплина направлена на изучение теоретических и практических основ дизайна сайтов. В процессе изучения дисциплины студент умеет создавать дизайн сайтов и удобные тексты для сетевых изданий, оптимизировать тексты для поисковых систем, писать SEO-тексты, использовать рабочие ссылки и работать в различных системах управления.
- Дизайн и оформление изданий. Цель курса — дать полное представление об оформлении и моделировании прессы , ознакомиться с функциями дизайна прессы, ресурсами и средствами дизайна, способами их объединения в гармоничную композицию, изучить факторы, влияющие на дизайн издания, особенности оформления изданий различных типологических групп, освоить инструментарий современного дизайнера прессы в теоретическом и прикладном аспекте, научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической профессиональной деятельности.В результате изучения курса студент приобретает знания по графическому оформлению изданий, медиаресурсов, умет работать с цветом и композицией, а также умеет применять технологии компьютерной графики.
- Жанровые формы и функции журналистики. Дисциплина направлена на изучение форм и жанров журналистики. Дисциплина предназначена раскрыть значение жанров и их функций в средствах массовой информации, типы жанров, главные особенности аналитических, информационных, художественно-публицистических жанров и показать их возможности и роль в творческой профессиональной деятельности журналистов и редакторов. В результате изучения курса студент владеет навыками использования всей палитры жанров журналистики при создании медиапродукта и умеет применять их на практике.
- Журналистика газет и журналов. Современные тенденции развития масс-медиа направлены в область конвергентной журналистики, объединяющей все традиционные виды СМИ на одной интернет-платформе (в рамках одного news-room`а). В то же время газеты и журналы пока еще не исчезли окончательно и будут продолжать существовать в обозримом будущем. В результате изучения курса студент имеет представление о процессе производства печатной медиапродукции и специфических отличиях в профессиональной деятельности журналистов газет и журналов.
- Иностранный язык (профессиональный). Курс обучения предполагает формирование лингвистической, дискурсивной и социокультурной компетенции обучающихся, приобщение к культуре стран изучаемого языка, приобретение навыков профессиональной речи на иностранном языке, развитие навыков перевода текстов по специальности. Обзор грамматики, методики чтения и подготовки к письменной работе, написание эссе, методики аудирования и говорения.
- Инструменты искусственного интеллекта в медиасфере. В медиасфере выделяют три сферы применения Искусственного интеллекта в журналистике: сбор данных, создание контента, распространение информации. Один из самых очевидных способов применения искусственного интеллекта для создании контента — перевод иноязычных источников и расшифровка интервью. в результате изучения курса студенты освоят приложения Искусственного интеллекта в сборе информации и создании текстов, распозновании иностранной речи , для персонализации контента, овладеют программами искусственного интеллекта для индивидуализации аудитории.
- История казахской журналистики. Дисциплина знакомит студентов с историей отечественной журналистики. В результате освоения дисциплины студент имеет представление об истории казахской журналистики, основоположниках отечественной публицистики, развитии журналистики в разные исторические периоды.
- Мобилография. Дисциплина обучает навыкам мобильной съемки, которая является необходимым навыком на современном этапе развития цифровых медиатехнологий. Изучаются особенности мобильной сьемки, технический и технологический инструментарий. Студент учится создавать разный контент с помощью мобильной сьемки, размещать материал в СМИ. Дисциплина рассматривает методы привлечения внимания аудитории с помошью мобилографии
- Навыки создания аналитических материалов. Дисциплина учит применению всех видов анализа при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики. Также рассматривается концепция современной аналитической журналистики как вида творческой деятельности. Определяются особенности аналитического способа отображения актуальных явлений действительности в журналистике. Характеризуются предмет, цели, методы, основные виды анализа в прессе, излагается его технология. В полном контексте рассматриваются современные жанры аналитической журналистики. Изучаются необходимые программы, применяемые в работе с визуализацией текста.
- Основы конвергентной журналистики. Вниманию обучающихся предлагаются сведения о сущности и особенностях журнализма как специфической профессии, о путях формирования знаний и умений. Рассматриваются общие закономерности функционирования журналистики как социального института, формируются применительно к журналистике суверенного государства фундаментальные теоретические основы.
- Политика и журналистика, вопросы информационной безопасности в интернет-пространстве. Цель дисциплины — предоставление студентам знаний основных типов и способов информационной безопасности; приобретение студентами умения готовить журналистский материал на политическую тематику; овладение современными знаниями по работе с политической информацией; знание основных направлений глобальной политики современного мира
- Правовые основы журналистики и медиаэтика. В результате изучения курса студент приобретает углубленные знания в области массово- информационного права, интеллектуального права, международного гуманитарного права, умеет применять данный объем знаний на практике. Целями изучения дисциплины являются подготовка юридически грамотного специалиста, способного осуществлять свою работу в соответствии с действующими в этой сфере правовыми нормами.Цель курса •сформировать у будущих журналистов представление о природе профессиональной морали и характере профессионально-нравственных отношений в журналистике; раскрыть содержание основных профессионально-этических представлений, рассматриваемых мировым журналистским сообществом в качестве стандартов профессионального поведения, ориентация на которые обеспечивает оптимальное взаимодействие журналистики и общества.
- Современные мировые масс-медиа. Курс знакомит студентов с тенденциями развития современных мировых СМИ, методологией создания новых СМИ, управленческими технологиями и спецификой создания текста для международных изданий.
- Современные технологии ПР. Технологии связей с общественностью включают в себя совокупность последовательных процедур, различных приемов и видов деятельности, которые направлены на оптимальное и максимально эффективное выполнение целей и задач организации в данное время в данном месте. Объектом технологий связей с общественностью можно считать поведение, сознание и подсознание людей, которыми управляют посредством специально направленных коммуникаций.Дисциплина направлена на изучение инструментами ПР, технологиями связей с общественностью, методикой создания имиджа компании или продукта, управление репутацией компании.
- Телерадиожурналистика. Дисциплина Телерадиожурналистика направлена на изучение основ телевизионной и радиожурналистики. В процессе обучения студент будет создавать новостные теле и радио сюжеты, аналитические передачи, обучиться мастерству теле и радиоведущего. Также в процессе обучения будут рассмотрены тенденции развития мировой телевизионной и радиожурналистики, изучены лучшие практики мировой теле и радиожурналистики.В результате изучения курса студент приобретает знания по технологии отбора информации и ее текстовому оформлению, навыки создания новостного контента, узнает специфику телевизионной и радиожурналистики.
- Теория и критика СМИ. Этот курс будет посвящен социокультурной теории медиа и коммуникаций. Мы сосредоточимся на анализе популярных СМИ и их влиянии на наше восприятие, понимание и реальные события.
- Цифровая фотография. Фотография является неотъемлемой составляющей как традиционных печатных СМИ, так и интернет-изданий. Правильное использование потенциальных возможностей современной аппаратуры и программного обеспечения для постфотографической обработки (например, Photoshop или Lightroom) позволяет добиться ярких, красочных и выразительных изображений. В ходе данной дисциплины студенты приобретают практический опыт подготовки фоторепортажей на примере студенческой жизни университета.с
- Экологическая журналистика. Дисциплина обучает студентов отражать в средствах массовой информации , в социальных сетях мировые экологические проблемы . Студент учится видеть проблемы, проводить расследование, делать аналитику и доносить до общества проблемы экологии. В процессе изучения курса студент создает информационные и ананлитические статьи, затрагивающие экологические темы.
- Язык СМИ : культура и техника речи. Основная цель изучения дисциплины — научить студентов создавать тексты, аудио — и видеоматериалы на государственном и других языках, грамотно и аргументированно строить устную и письменную речь, владеть языком на уровне, позволяющем работать в межкультурной среде. Предметом учебной дисциплины являются нормы языка СМИ, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также специфика техники речи для различных средств массовой информации — телевидения, радио, газет и журналов, интернет СМИ. Главной целью курса является формирование высокообразованного журналиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
- Авторские программы. Традиционные телевизионные авторские передачи в современных условиях активно осваивают интернет пространство, в частности популярные видеоплатформы, такие как Youtube. В свою очередь качество авторских тематических видеоблогов стремительно растет. Таким образом расширяются возможности охвата аудитории, а современные гаджеты становятся все более доступными, что значительно упрощает возможности создания видео-контента. Данная дисциплина носит практический характер и нацелена на то, чтобы студенты попытались создать собственные авторские проекты.
- Веб-дизайн, юзабилити и SEO- продвижение. Студент учится освоить цифровые мобильные технологии для сбора, обработки и передачи информации, создавать различные форматы информации, использовать удобные для интернет-изданий тексты, работать с различными текстовыми редакторами, оптимизировать тексты для поисковых систем, знать технологии SEO-оптимизации.
- Визуализация данных. В рамках курса студент обучается работе с базовыми данными и диаграммами, инструментами интерактивных визуализаций D3.is, знает принципы инфодизайна и визуального сторителлинга, умеет создавать инфографику в условиях ограниченных ресурсов.
- Компьютерная графика. Дисциплина «Компьютерная графика» направлена на создание новых и обработку существующих изображений. Студенты изучат компьютерное зрение и распознавание изображений, обработку изображений, генерацию и формирование изображений . В результате изучения курса студент владеет основами компьютерной графики, умеет пользоваться векторными и растровыми графическими редакторами, а также системами трехмерного моделирования.
- Майнор 1. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
- Майнор 2. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
- Майнор 3. Курс предназначен для освоения компетенций, отличных от профилирующих
- Мультимедийная. журналистика Студент учится владеть цифровыми мобильными технологиями сбора, обработки и передачи информации, создавать информацию в различных форматах, удобные тексты для сетевых изданий, работать с различными типами текстовых редакторов, оптимизировать тексты для поисковых систем, знать технологии SEO-оптимизации.
- Подготовка радиопередач. Цель дисциплины — дать навыки создания радиопередач в различных жанрах и форматах. в процессе обучения студент научиться создавать радиопрограммы различной тематики и работать в прямом эфире, научиться разбираеться в жанрах и формах радиопрограмм, узнает специфику онлайн- вещания. Изучение курса поддерживается расширенным лабораторным практикумом.
- Польский язык. в результате изучения дисциплины студент сможет грамматически правильно общаться на польском языке, уверенно, четко и доступно излагать свои мысли, выучить более 2000 распространенных слов и фраз на польском языке, часть из которых являются устойчивыми выражениями, идиомами, фразеологизмами. На занятиях будут проводиться дискуссии на самые разные темы, например: о политике, науке, о религии и культуре мира, о шопинге и рекламе, о правах человека и многом другом. Студент научится профессионально писать деловые документы, поддерживать беседу с собеседником, понимать польскую речь и доносить свои мысли до слушателя.
- Продвижение и поддержка веб-сайтов. Журналисты знакомятся со стандартами и условиями оформления сайтов, обработки иллюстраций для сайтов и методов подготовки графического материала для интернета
- Расследовательская журналистика. Цель дисциплины — обучить основам расследовательской журналистики, методам сбора и анализа информации. В процессе изучения дисциплины студент владеет навыками журналиста -расследователя, умеет применять специальные технологии по сбору информации и работе с конфиденциальными источниками, имеет навыки работы с базами открытых данных, знает основы фактчекинга.
- Mass media writing. Курс формирует навыки подготовки текстов на иностранном языке для средств массовой информации. Студент приобретет навыки профессиональной речи на иностранном языке
Дисциплины по профилю
Вузовские компоненты
- Имиджмейкерство. Дисциплина учит создавать имидж личности, компании, продукта и др. С понятием «имидж» связывают изображение или образ объекта, устойчиво живущий в сознании. Студенты освоят технологии и инструментарий создания имиджа компании, личности. Репутационный имидж — составляющая курса. Политический имиджмейкер — человек, создающий политический образ.
- Инфографика, 3D технологии, анимации. В процессе изучения дисциплины «Инфографика, 3D технологии, анимации» студент обучается основам оформления сайтов с помощью инфографики, анимации. Анимация является ключевым фактором создания видеорекламы. Освоение данного направления дает студентам возможность создавать пользующийся успехом у зрителей медиаконтент. В результате изучения курса студент умеет создавать интерактивный контент, владеет интерактивной инфографикой и интерактивной хронологией, основами монтажа, программами анимации, имеет навыки оформления видео и создания видеоэффектов.
- История зарубежной журналистики. Цель дисциплины — проанализировать становление зарубежной журналистики, изучить лучшие практики мировой журналистики. В результате изучения курса студент приобретает знания об истории зарождения журналистики как социального института, этапах развития зарубежных средств массовой информации, специфике функциональных особенностей современных зарубежных масс-медиа.
- Массовые коммуникации и международные отношения: информационная безопасность. Курс направлен на обеспечение всестороннего охвата всех ключевых элементов глобальной политики и информационной безопасности. В нем кратко будут освещены экономические и политические проблемы демократии и авторитаризма, политические и информационные механизмы, глобальные и национальные конфликты, выживание. национализм, сепаратизм и терроризм, политическое и информационное развитие, национальная политика и безопасность. Наконец, в этом курсе будут обсуждаться различные новые тенденции в глобальной политике и информационной безопасности с реальными примерами и тематическими исследованиями.
- Международная интеллектуальная собственность. Цель учебной дисциплины «Международная интеллектуальная собственность» состоит в формировании системного и комплексного представления о правилах охраны, управления и защиты произведений, изобретений, товарных знаков, географических указаний и других объектов интеллектуальной собственности в ходе осуществления международного бизнеса.
- Организация и Менеджмент. Дисциплина «Организация и Менеджмент» изучает общие задачи менеджмента куда входят такие разделы как структура организаций, мотивация, контроль, лидерство, процесс принятия решений. Курс ознакомит студентов с основными элементами менеджмента в организации, такими как роль менеджера, структура организаций, бюрократический и проектный аппарат, стратегическое планирование, анализ SWOT, функции и типы контроля, лидерство и власть, мотивация в процессе принятия решений, коммуникации. Курс также развивает аналитические способности у студентов при изучении учебных кейсов.
- Освещение вопросов экономики в СМИ. Цель дисциплины — формирование у студентов представления о развитии экономики в Казахстане и мире, о специфике использования профессиональных методов в деятельности журналиста, пишущего об экономических проблемах. В задачи курса входит изучение специфики экономической журналистики, методов подачи информации на темы экономики, процесса работы журналиста над экологической темой, навыков работы с разнообразными источниками экономической информации.
- Техники новых медиа, сторителлинг, лонгрид. Дисциплина учит создавать сложноорганизованные журналистские материалы значительного объема, объединяемых термином «лонгрид», а также формирует навыки сбора, анализа, структурирования информации и монтажа текста на специальной платформе для создания мультимедийного медиапродукта.
- Фактчеккинг и троллинг. Целями освоения дисциплины являются знакомство с особенностями журналистской деятельности в сфере фактчекинга, получение представления о фактчекинге и троллинге внутри профессиональной деятельности, формирование практических навыков работы с информацией, изучение основных принципов работы с этими явлениями.
- Цели устойчивого развития: журналистский аспект. В процессе изучения дисциплины студент згакомится с 17 целями устойчивого развития, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия и понимает роль средств массовой информации как инструмента для достижения целей Программы устойчивого развития. Курс дает студентам основы экологических знаний.
- Цифровой маркетинг и реклама. Цель дисциплины «Цифровой маркетинг и реклама» заключается в овладении навыком анализа интернет пространства, маркетинговыми технологиями продвижения товара и услуг. Студент изучит основы СЕО продвижение, таргет рекламы и других цифровых технологий продвижения в интернет пространстве. К урс формирует у студентов необходимые знания о рекламной и маркетинговой деятельности, проведении рекламных компаний, создании эффективных рекламных материалов, продвижения медиапродуктов в Интернете.
- Motion дизайн телеэфира. Визуальное оформление движущихся предметов для телевидения , социальных сетей, сайтов является основным предметом изучения курса. Motion дизайн создаётся при применении компьютерных технологий. В процессе изучения курса студент создаст работы с использованием классических, комбинированных, анимационных приёмов съёмок на видео. Студент приобретает навыки создания видеоклипов, оформления телевизионного эфира, заставок телепередач, титров в кино, создает рекламные ролики, использует моушн-дизайн в контент-маркетинге и рекламе. В результате студент обучится делать высококачественное фирменное видео и анимационный графический контент.
- TV новости: практикум. Изучение принципов работы новостного отдела телеканала. Научить студентов создавать новостные телевизионные сюжеты, обрабатывать телематериал, готовить подборку новостей.Курс ориентирован на то, чтобы помочь студентам освоить общие закономерности подготовки, монтажа и эфира новостных материалов. Носит прикладной, практический характер.