Образовательные программы

Экология в Нархозе

Описание образовательной программы 6B05201 Экология в Нархозе

Цель подготовки специалистов-экологов состоит в обеспечении управления природопользованием во всех стадиях производства и во всех секторах экономики, с учетом перехода от сырьевой экономики к «зеленой экономике» и разработки мер по сокращению уже причиненного и возможного вреда окружающей среде.

Язык обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения:4 года.

Общеобразовательная программа
Компоненты по выбору

  1. Введение в экономику. Курс направлен на формирование экономического мышления у обучающихся, дает общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Содержание курса включает изучение экономических категорий, экономических законов и механизма хозяйствования, регулирующих отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении на различных структурных уровнях экономической системы. Студенты в ходе изучения курса смогут приобрести практические навыки анализа ситуаций на рынках товаров и ресурсов, а также научатся выявлять проблемные ситуации на микро-макроэкономическом уровне.
  2. Лидерство и инновации. Данный курс охватывает основные теории лидерства и инноваций и способствует развитию глобальных навыков, которые ищут работодатели. Курс также ознакомит с новейшими инструментами для стимулирования инноваций в организации, в том числе с методами проведения исследований и применением исследований для выработки инноваций. Мероприятия (такие как мозговой штурм, командные задания и др.) обеспечат контекст для проведения и представления мини-исследовательского проекта, чтобы предложить способ решения инновационной задачи и способы использования лидерских навыков для ее воплощения в жизнь.
  3. Основы права и антикоррупционного законодательства. Курс направлен на формирование у обучающихся знания основ права и законодательства, в том числе антикоррупционного, системы источников права, понятия, элементов и содержания правовых отношений, сущности юридической ответственности, а также основ отраслевого законодательства (административного, уголовного, гражданского и т.п.). Студенты путем анализа различных практических ситуаций и решения правовых кейсов приобретут навыки оперирования правовыми категориями, составления обращений и заявлений, направленных на обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и организаций, применения норм законодательства. По результатам изучения курса студенты смогут ориентироваться в основных тенденциях политики государства по предупреждению и противодействию коррупции, применять нормы антикоррупционного законодательства в борьбе с коррупционными правонарушениями.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Академические исследования в естественных науках. Изучение дисциплины позволит студентам рассмотреть понятийный аппарат исследования и поможет определиться с выбором объекта, темой исследования, правильно и детально составить дневник исследования. Во время практических занятии студенты овладеют навыками работы с научными базами данных и подбора необходимых библиографических публикаций по теме исследования. Студенты ознакомятся с конструкцией научного рассуждения: доказательством, опровержением, объяснением, интерпретацией, возражением, подтверждением, сравнением.
  2. Бизнес английский язык. Курс направлен на развитие языковых навыков и эффективной международной коммуникации современного конкурентоспособного специалиста. Целью курса является формирование устойчивых навыков, применяемых в будущей профессиональной деятельности в условиях современного мирового рынка, а также овладение необходимыми языковыми компетенциями для общения на уровне делового языка, и умение правильно строить общение в соответствии с ожиданиями коллег по бизнесу, партнеров и по отношению к членам сообщества. Курс способствует развитию критического мышления, навыков анализа и коммуникации в различных нестандартных деловых ситуациях. Содержание курса включает в себя работу над практическими заданиями по деловой письменной переписке, прагма-профессиональными и типичными ситуациями в бизнес сфере
  3. Основы прикладной математики. Включает основы математической логики и математического моделирования, статистики, теории вероятностей, финансовой математики, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением математических моделей и применением программного обеспечения и смарт технологий. Основное внимание уделяется работе с программными продуктами для решения задач из всех сфер жизнедеятельности.
  4. Предпринимательство. Дисциплина включает изучение: понятие кто такие предприниматели; инструменты для поиска бизнес идей, формы малого бизнеса, планирование и управление малым бизнесом, поиск финансирования, развитие стратегии согласно возможностям внутренней и внешней среды, базовое финансовое планирование, а также написание бизнес плана для представления потенциальным инвесторам. Студенты смогут критически оценить свои бизнес идеи, и в команде развить стратегию в функционирующий бизнес через выполнение проектной работы
  5. Статистика. Дисциплина содержит методологию исследования и обработки статистических данных, таких как методы группировок, средних величин, индексов, показателей вариации и другие методы анализа данных, характеризующих экономическое и социальное развитие общества. Студенты проведут сбор и анализ фактических статистических данных, представляя в виде проектов, на основе проведенных индивидуальных либо групповых исследований, формулируя результаты с целью дальнейшего принятия решений
  6. Статистический анализ рисков. Дисциплина содержит методологию статистического анализа рисков на основе решений в риск-менеджменте. Студент сможет оценить уровни рисков, выявить риски в разных ситуациях, и оценить воздействие принятых решений на снижение рисков. На практических занятиях студенты оценят вероятность появления неблагоприятных событий, выявят связь между внешними и внутренними факторами среды, проведут прогнозирование будущих рисков на основе качественных и количественных методов.
  7. Экологические аспекты естествознания. В ходе дисциплины студенты продолжат формировать представление о техногенных воздействиях на окружающую среду: физических (шум, вибрация, электромагнитные поля, тепловое, ультрафиолетовое, лазерное, ионизирующее излучения), а также химических и биологических загрязнениях. Решая ситуационные задачи, студенты проводят мозговой штурм и участвуют в аргументированных дискуссиях о трёх основных формах антропогенного воздействия на природу и способах ликвидации их последствий.
  8. Экология и устойчивое развитие. Студенты овладеют основными понятиями экологии, техногенного воздействия и принципами устойчивого развития. Выполняя практические задания студенты описывают признаки основных веществ биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества. Работая в группах, студенты составляют характеристику глобального, государственного, регионального и локального уровней устойчивого развития, опираясь на статистические материалы международных организаций.
  9. Экология человека. Дисциплина нацелена на развитие знаний и навыков анализа социально-экологических событий и изучение взаимодействия окружающей среды и человека. Студенты проводят обработку, визуализацию статистической информации, анализ научных работ с последующим написанием эссе, которое оценивает степень влияния социо-экологических событий (например, изменение климатических параметров) на процессы, происходящие в обществе. В рамках группового проекта рассматривают систему взаимодействия природы, общества и человека, а также виды социально-экологических проблем.
  10. Экоменеджмент. Дисциплина содержит принципы управления природопользованием, поддерживающие стандарты ISO 14000 и 9001 на предприятии, в соответствии с парадигмой устойчивого развития. Студенты изучат инструменты внедрения и организации экоменеджмента, экологическую политику предприятия, систему управления качеством окружающей среды, экологические аспекты деятельности предприятия, решат реальные кейсы по проведению экоаудита. Предусмотрены гостевые лекции экспертов по проведению экоаудита и стандарту ISO 19011

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Агроэкология. Данный курс нацелен на формирование системы знаний по основным разделам сельскохозяйственной экологии таких как: основные законы и принципы агроэкологии, факторы среды, влияющих на продуктивность, структуру и динамику сообщества растений, обитающих на сельскохозяйственных полях (фитоценозы) и влиянию компонентов агробиоценозов на жизнедеятельность культивируемых растений. После освоения курса студенты овладеют необходимыми компетенциями использования методов «зеленых» технологии и органического сельского хозяйства. Во время лабораторных работ исследуют и приготовят органическую подкормку для растений, выстроят систему картирования урожайности и дифференцированного внесения удобрений.
  2. Изменение климата и техногенные риски. Дисциплина содержит теории, представляющие систему климатических процессов, их связь с глобальными процессами, методы изучения и прогнозирования их влияния на окружающую среду и природопользование. Студенты проведут SWOT, PESTEL и другие виды анализа экологической и управленческой информации, выявят экологические опасности и техногенные риски в условиях изменения климата, построят климатические сценарии, используя статистический анализ данных.
  3. Иностранный язык (английский А2). Курс развивает 4 основных навыка: Говорение, Аудирование, Чтение и Письмо на достаточном уровне владения английским языком А2. Курс рассчитан на повторение и закрепление знаний уровня А1. На данном уровне словарный запас расширится до 1500 слов и выше, и включает в себя такие темы как: еда, друзья, развлечения, семья, хобби, путешествия, новости, животные и т.д. Эти знания станут своеобразной лексической платформой для запоминание более сложных слов, тем для работы, бизнеса. На ряду с коммуникативным применяются интерактивные методы как Case Study, Role-playing, Project work.
  4. Иностранный язык (английский В1). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой половины материала уровня B1 — базовой достаточности академической подготовки по языку. Задачами курса являются: подготовка студентов к обучению на английском в академической среде. Курс развивает языковые навыки – с помощью чтения академических текстов, академического письма, прослушивания лекций, – а также общеучебные навыки, критическое мышление, умение работать с первоисточниками, анализировать и обобщать информацию, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  5. Иностранный язык (английский В2). Курс английского для академических целей предназначен для изучения второй части материала уровня B2 — базовой стандартности академической подготовки по языку. Курс дает обзор современных исследований в области английского языка для академических целей, предлагает практические задания для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности. Задачами курса являются совершенствование необходимых навыков и академический язык для учащихся, которые готовятся учится на английском языке. Курс содержит: аутентичный материал, интегрированные навыки и академический язык, прогрессивный охват всех 4 навыков в академическом контексте.
  6. Основы менеджмента. Основной целью курса является знакомство студентов с современными понятиями менеджмента, формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в сфере менеджмента организации. В ходе изучения курса студенты освоят: необходимость и природу управления; уровни управления и виды разделения труда; требования к профессиональной компетенции менеджеров в свете направлений развития современного бизнеса и предпринимательства; основные функции, их взаимосвязь и значимость для достижения целей организации; различные виды организационных структур; связующие процессы менеджмента и основные понятия связанные с управлением человеческими ресурсами. Смогут определять цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; применять навыки принятия управленческих решений. В ходе обучения студенты приобретут навыки по основным аспектам менеджмента посредством решения кейс-стади, дискуссий, обсуждений, групповых и индивидуальных работ, составлением презентаций.
  7. Прикладная климатология. Студенты продолжат изучать концепции, освоенные в курсе «Изменение климата и техногенные риски», проведут наблюдения, обработают и проанализируют метеорологические и климатические величины. На практических занятиях прочитают картографический материал, рассчитают биоклиматические индексы рекреационной пригодности территории, а также произведут расчет экологической обеспеченности климатическими показателями. Курс завершится защитой командных проектов, оценивающих использование климатических величин в градостроительных целях, сельском хозяйстве, рекреации и туризме.
  8. Управление проектами. Дисциплина включает: знания и практические навыки на основе процессного и ситуационного подхода в области управления проектами. Студент сможет участвовать в работе проектов через использование цифровых технологий (MSProject), интерпретировать и представлять управленческую информацию по проекту, выявлять оптимальное использование проектных ресурсов и соблюдение временных рамок для эффективной реализации проектов. Студенты освоят эти виды деятельности через создание группового проекта, приближенного к практике
  9. Экобезопасность и генетически модифицированные организмы. Курс охватывает представление о сущности генной инженерии и основных принципах создания генно-модифицированных организмов. Студенты научатся выявлять потребительские свойства генетически модифицированных продуктов, посредством выполнения поиска информации и обсуждения в группах. Студенты оценят качество и безопасность генетически модифицированных продуктов, определяя основные показатели в лабораторных условиях.
  10. Экологическая биогеография. Курс посвящен закономерностям географического распространения и размещения сообществ растений, животных и других организмов. Студенты объясняют причины современного распространения организмов и их сообществ по поверхности Земли, причины изменений в видовом составе сообществ. На практических занятиях составляют кадастрово-справочные карты ареалов и выявляют возможные места обитания живых организмов по их внешним признакам.
  11. Экологический мониторинг. Содержание курса: организация и структура экологического мониторинга, и его виды. Студенты участвуют в практических полевых исследованиях, проводят измерения загрязненности атмосферного воздуха, почвы, воды, с последующей химической обработкой образцов в экологических лабораториях. Используя шаблоны, применяемые на реальных промышленных объектах, составляют различные виды отчетности по экологическим показателям, опираясь на результаты проведенного мониторинга и нормативы качества окружающей среды.
  12. Экология животных и растений. Дисциплина рассматривает целостное представление о многообразии живых организмов, их строении, биологии и эволюции. Студенты освоят законы и механизмы многообразия живого мира, решая практические задания и проводя лабораторные исследования. Во время практических и лабораторных занятий студенты самостоятельно проведут классификацию и идентификацию организмов по их морфологическим и систематическим признакам, освоят методики изготовления лабораторных препаратов.
  13. Экорынок и продовольственная безопасность. Дисциплина изучает и систематизирует внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности, ее особенности и сегменты экорынка, современные возможности экологического бизнеса. Студенты разработают экологические продукты и бизнес-проекты, анализируя информацию в целях управления спросом и предложением на рынке экологических услуг для внутренних и внешних заинтересованных сторон.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Безотходные и малоотходные технологии. Дисциплина рассматривает: механизм управления отходами, основные принципы безотходного производства, инновационную технологию в сфере обращения с отходами. Студенты оценят состояние инфраструктуры; проанализируют и предложат решение проблемы управления отходами; разработают экологические проекты для реабилитации отходов; составят отчетность. Предусмотрено участие в экологических акциях по управлению отходами, в гостевых лекциях и выездных занятиях.
  2. Интегрированное управление водными ресурсами. Курс изучает интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР), подходы к их рациональному использованию и оценке эффективности. Студенты оценят полноту реализации принципов ИУВР в регионе, критически проанализируют состояние водных ресурсов, водопользования в РК и водного законодательства стран ШОС. В разрезе бассейнов трансграничных рек оценят динамику политических, экономических, институциональных и технологических показателей ИУВР.
  3. Проектное исследование. Курс обеспечит знания структуры научно-исследовательского проекта, поможет развить умения выбирать методы решения научных проблем и разрабатывать план реализации проектов, будет также способствовать формированию аргументированно представлять результаты научно-исследовательской деятельности на студенческих конференциях любого уровня. На практических занятиях студенты научатся умению проектировать индивидуальные и групповые проекты по теме исследования.
  4. Экологическая экспертиза и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Содержание: правовая и нормативно-методическая основа экологической экспертизы и экологического обоснования намечаемой деятельности. Студенты составят номенклатуру НПА РК, международных соглашений и стандартов, относящихся к ОВОС; проведут сравнительный анализ, выявляя общеобязательные нормативы. Реальные кейсы, содержащие виды документации предприятий, предоставляемых в соответствующие надзорные органы в ходе экспертиз по экологической безопасности, послужат основой для составления портфолио.
  5. Эколого-экономические аспекты. Центрально-Азиатского региона Курс охватывает проблемы региональной экологической безопасности, гласность информации об охране окружающей среды, возмещение ущерба здоровью или имуществу в результате экологических правонарушений. Студенты примут участие в полевых исследованиях и экспедициях (Арал, Байконур, Ферганская долина), а также в мастер-классах экспертов реальных проектов. Проведут анализ экономических, экологических, демографических и социальных показателей и определят возможные пути для устойчивого развития региона.
  6. Экономика окружающей среды. В ходе курса студенты изучат принципы эколого-экономического анализа и применят методы экономико-математического моделирования для решения практических кейсов. В том числе, оценят стоимость экологических благ и природных ресурсов, рассчитают риски неустойчивости финансового рынка, падение цен на сырье и т.д. Выполняя групповой проект, студенты предложат конкретные механизмы эколого-экономического регулирования и представят доклады в формате круглого стола.

Компоненты по выбору

  1. Альтернативные источники энергии. Предмет охватывает нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, технологии и их использования, расчёты рентабельности, а также принципы управления «зеленой» экономикой. Студенты проведут расчеты параметров различных альтернативных установок (гидротурбин, ветровых установок, солнечных коллекторов), их экономического эффекта, выявят риски. В формате командной работы определят и оценят эколого-экономические критерии целесообразности реальных проектов по использованию альтернативной энергии
  2. Биогеохимия и экотоксикология. Дисциплина рассматривает процессы миграции и массообмена химических элементов между живыми организмами и окружающей средой. Студенты объяснят законы и механизмы взаимодействия экотоксикантов с окружающей средой и человеком, посредством обсуждений в группе и выполнения письменных и устных заданий. Во время практических занятий студенты определят и сравнят экотоксиканты, ксенобиотики, выявят пути их поступления в окружающую среду и живые организмы.
  3. Геоэкология. Предмет рассматривает геоэкологические особенности функционирования, динамики и эволюции географической среды и ее компонентов, происходящих в ходе естественных и антропогенных воздействий. Студенты анализируют и оценивают степень антропогенной измененности геоэкологических комплексов в различных регионах посредством полевых и экспериментальных геоэкологических исследований, включающих в себя картирование (геоэкологическую съемку) и геоэкологический мониторинг.
  4. Компьютерные технологии в экологии. В ходе дисциплины студенты изучают методики проведения эколого-экономических расчетов загрязнения с применением компьютерной программы ЭРА. Студенты с помощью компьютерной обработки оценивают результаты расчетного наблюдения за состоянием воздушного бассейна города, почвенных и водных ресурсов. На основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами) дают оценку воздействия на окружающую среду, которую представляют в форме индивидуального или группового отчёта.
  5. Ландшафтоведение. Дисциплина охватывает ландшафтную дифференциацию земной поверхности, ее типологию, структуру, функционирование, динамику и развитие ландшафтов. Студенты определят природно- территориальные комплексы, природно-хозяйственные комплексы и их соподчиненность посредством выполнения письменных заданий, проведут типологию и классификацию ландшафта, читая ландшафтные карты и анализируя ландшафтный профиль.
  6. Почвоведение. Содержание дисциплины: факторы и основные процессы почвообразования, строение, состав и свойства почв. Студенты объяснят и дадут оценку современному состоянию почвенного покрова. На практических и лабораторных занятиях студенты определят различные свойства почв, проведут их анализ на выявления разнообразных загрязнителей, пользуясь лабораторным оборудованием, измерительными приборами, химической посудой и реактивами, применяемыми в аналитической практике при исследовании почвенных образцов.
  7. Природоохранная деятельность и экотуризм в Казахстане. Содержание курса: принципы сохранения биоразнообразия, правовые и организационные аспекты работы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и основы экотуризма.Проведя индивидуальную или командную исследовательскую работу в заповедных территориях РК, студенты проанализируют и опишут приоритеты и механизмы функционирования ООПТ, определят допустимые нормы рекреационной нагрузки, проведут зонирование территорий, и предложат мероприятия по обустройству туристских троп и объектов
  8. Промышленная экология. Дисциплина рассматривает экологическую сущность процессов и использование основных экологических принципов в производственно-технологической деятельности. Студенты проанализируют влияние технических параметров процессов на условия образования вредных выбросов, посредством владения расчётом ПДК и максимальных приземных концентраций вредных веществ в окружающей среде в экологических лабораториях. Курс завершится защитой командных проектов, оценивающих экологический ущерб от отраслей промышленности.
  9. Развитие карьеры. Дисциплина направлена на ориентацию обучающихся в рамках выбранной программы. Обучающиеся приобретут навыки составления резюме; путем освоения специфики работы и анализа поисковых платформ смогут проводить исследование рынка труда, сформировать и подать заявку на интересующую позицию; посредством тайм менеджмента и техник личностного развития, сформируют навык подготовки к собеседованию и самопрезентации, а также усилят навыки делового общения.
  10. Урбоэкология. Дисциплина представляет концептуальные основы экологической составляющей города как особой искусственной системы со сложными закономерностями развития во взаимосвязи с окружающей природной средой. Участвуя в лекциях приглашённых практиков, воркшопах Центра развития города Алматы, студенты изучают инструменты управления урбоэкологией, анализируют и оценивают факторы, влияющие на экологию жилища городского человека и тенденции мирового процесса урбанизации. Итоговая работа курса – защита группового проекта.
  11. Экологическое право. Целью преподавания дисциплины является изучение системы правовых норм, регулирующих экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования природной среды и ресурсов для настоящего и будущих поколений, обеспечения благоприятного качества окружающей среды и организации рационального природопользования, снижения загрязнения окружающей среды и техногенного воздействия для биосферы и человека, правовой охраны окружающей среды и естественного биологического механизма регулирования состояния окружающей среды. Решая задачи по экологическому праву, выполняя творческие задания по проблемам экологического права, в том числе путем подготовки презентаций, студент приобретет навыки по защите субъектов предпринимательства, в том числе путем оценки правовых последствий решений принятых по вопросам требований безопасности, представлению аргументов и проведению исследований.
  12. Экологическое ресурсоведение. Дисциплина посвящена глобальным проблемам использования природных ресурсов (истощению природных ресурсов и их загрязнению), причинам данных проблем, их основным негативным последствиям. Студенты, работая в команде, решат задачи по выявлению возможностей ресурсосбережения и энергосбережения, проанализируют состояние природно-ресурсного потенциала и экологические последствия размещения отдельных видов природных ресурсов.
  13. Энергетическое право. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о правовом регулированиив в топливно-энергетическом комплексе хозяйственных (предпринимательских) отношений, изучение отношений вещных прав и права собственности, государственного регулирования, особенностей правового статуса хозяйствующих субъектов, особенностей договорных отношений, источников, регламентирующих предпринимательские отношения в топливно-энергетическом комплексе РК и законодательство зарубежных стран. Решая правовые кейсы по энергетическому праву студенты приобретут компетенции по юридическому сопровождению предпринимательской деятельности субъектов энергетической отрасли, представлению и защите их интересов в судах и государственных органов, в том числе путем проработки законных вариантов решений с учетом возможных рисков.