Образовательные программы

Экономика и менеджмент (по отраслям) в АЛиТ

Описание образовательной программы 6B04142 Экономика и менеджмент (по отраслям) в Академии логистики и транспорта

Цель образовательной программы подготовка компетентных специалистов в области экономики и менеджмента, обладающих аналитическими и управленческими навыками, способных принимать эффективные решения, работать в команде и быть конкурентоспособными на рынке труда.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. 1 Методы научных исследований Получение студентами теоретических и прикладных знаний по методам научного исследования проблем в изучаемой области, подготовка специалистов, имеющих навыки познавательной деятельности в сфере науки, формирование глубоких представлений о содержании научной деятельности, её методах и формах знания.
  2. 2 Основы права и антикоррупционной культуры Повышение общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры студентов, а также формирование системы знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явлению. В результате изучения курса обучающиеся должны освоить фундаментальные понятия права, конституционное устройство государственной власти Республики Казахстан, права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, механизм и защиту законных интересов человека в случае их нарушения.
  3. 3 Основы экономики и предпринимательства Формирование навыков аналитического мышления по экономическим вопросам, уметь самостоятельно делать выводы на основе изучаемого материала, ориентироваться в любых экономических ситуациях, применять теоретические экономические знания в практической деятельности, реализовывать свои способности, как в личном, так и в профессиональном направлении.
  4. 4 Экология и безопасность жизнедеятельности Изучение основных экологических понятий, экологических проблем и подходов к их решению, источников и видов загрязнения окружающей среды предприятиями, принципов нормирования качества атмосферного воздуха и воды, основных положений законодательств в различных областях, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их причин, способов профилактики и защиты.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. 5 Макроэкономика Изучает поведение национальной экономики, как единого целого с точки зрения ее устойчивого развития, оптимального сочетания занятых ресурсов с целью их рационального использования, исследование эффективных механизмов по регулированию уровня инфляции, приобретение практических навыков анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы на макроуровне, понимание подходов государственного регулирования экономики. Активные методы обучения: игровое проектирование, кейс-задачи.
  2. 6 Математика для бизнеса и экономики Изучается природа математической экономики, экономические модели, типы моделей (визуальные модели, математические модели, эмпирические модели и имитационные модели), статические и динамические модели, анализ равновесия в экономике с использованием различных математических моделей и их оптимизация, правило Крамера, дифференцирования и их применение в сравнительной статики, ряд Тейлора, экспоненциальные и логарифмические функции. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа.
  3. 7 Микроэкономика Направлена на изучение теоретических и практических основ анализа экономических явлений и процессов на микроуровне, формирование экономического образа мышления тесно увязанным с эффективным использованием ограниченных ресурсов, принятия решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. В процессе изучения используется программа Excel для расчета, анализа, прогнозирования спроса и предложения на продукцию, построение диаграмм, таблиц, решения задач. Активные методы обучения: игровое проектирование, кейс-задачи
  4. 8 Основы компьютерного моделирования Изучаются основные понятия теории компьютерного моделирования, использование математического и логистического аппарата для проектирования моделей в маркетинге, работа современных систем моделирования в маркетинговой деятельности. В процессе изучения используются инструментальные средства моделирования: электронные таблицы Excel, и их использование в процессе проведения маркетинговых исследований и анализа рынка, система имитационного моделирования GPSS World, система планирования корпоративных ресурсов SAP ERP и др.
  5. 9 Охрана труда Подготовка специалистов по вопросам теоретических и практических основ безопасности, безвредности и облегчения условий труда при его максимальной производительности, по вопросам законодательной и нормативно правовой базы в области охраны труда.
  6. 10 Практикум по предпринимательству Формирование у обучающегося аналитического и творческого мышления на основе изучения процесса развития бизнеса, выявления рыночных возможностей, анализа конкурентной среды и выявление возможностей успеха предпринимательских проектов. Научить организации процесса поиска, оценки и выбора бизнес-идеи на основе результатов маркетинговых исследований; составление бизнес-модели; составление финансовой модели. Предусмотрены гостевые лекции успешных бизнесменов, участие в конкурсах по реализации научных проектов
  7. 11 Финансы Исследуются теорию сущности финансов и кредита в экономической системе, необходимость и роль денег в хозяйственном обороте, роль и принципы построения финансовой системы на уровне предприятия, так и на уровне государства. Анализируется структура бюджетной системы РК, особенности налогообложения в Казахстане, тенденции развития страховой рынок Казахстана. В программе предусмотрены гостевые лекции с представителями банковской и страховой сферы.
  8. 12 Экономическая география транспорта Дать представление о географических особенностях и логистических системах, которые помогут понять маркетологу какие маршруты используются для доставки товаров, как они охватывают географические объекты различных регионов. Рассматриваются вопросы распределения товаров и выбора наиболее эффективных путей доставки, на основе анализа выявлять различные географические границы и определять, где есть потенциал для развития бизнеса. В процессе изучения используются активные формы обучения: деловые игры, решение транспортных задач с использование Excel программы.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. 13 Бренд-менеджмент Понимание роли брендинга в бизнес-модели компании на современном этапе, типы брендов и их различные роли в марочном портфеле компании, теории и инструменты брендинга, система индентичности бренда, разрабатывать стратегическую политику по брендингу или ребрендингу. Активные методы обучения: разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры.
  2. 14 Введение в бизнес Рассматриваются и изучаются вопросы сущности бизнеса, основные виды деятельности в сфере бизнеса, практические навыки в области организации собственного бизнеса. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, вопросы реорганизация и ликвидация юридического лица, инфраструктура современного бизнеса, построение бизнес-процессов. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа.
  3. 15 Количественные методы в экономике Изучает методы решения экономических задач с помощью количественных методов, на основе классического математического анализа, математического программирования, теории игр, теории вероятностей, математической статистики, теории случайных процессов и нечетких множеств, проверки статистических гипотез; формирует навыки работы с модулями статистических пакетов Excel и STATA для проведения экономических исследований. Активные методы обучения: игровое проектирование, кейс-задачи.
  4. 16 Маркетинг Рассматривает сферу маркетинга и его роль в современной экономике, особенности, исследует роль демографического фактора в формировании спроса на продукцию (товаров и услуг), специфические особенности деятельности предприятий, работающих на рынке, модель Д.Ратмела, А.Эйглие и Е.Лангеарда и др. Активные методы обучения: деловые и ролевые игры, мозговой штурм, метод проектов.
  5. 17 Менеджмент Рассматривает вопросы теории и практики современного менеджмента, применение основных инструментов и методов менеджмента в управлении предприятием. Исследует системы научных знаний о рациональной организации и управлении предприятием, применения принципов менеджмента для достижения цели и задач предприятия, принципы построения организационной структуры предприятием, методы управления конфликтами, изменениями, навыки разработки мотивационной политики персонала. В процессе обучения применяются кейсы, решение ситуационных задач.
  6. 18 Нейромаркетинг Состоит из поиска способов объективного определения предпочтений потребителя без использования субъективных методов получения информации о них, а также формирование рекламных сообщений таким образом, чтобы склонить потребителя к покупке до того, как он их осознал и выработал свою позицию. Активные методы обучения: деловые и ролевые игры, мозговой штурм, метод проектов.
  7. 19 Основы аудита Изучает основные понятия аудита в комплексной увязке с другими понятиями рыночной экономики. Термины и определения, раскрывающие теорию, организацию, технологию и методику проведения, порядок оформления и рассмотрения материалов исходя из общепринятой международной системы учета, стандартов и норм аудита. Активные методы обучения: разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры.
  8. 20 Основы бухгалтерского учета Направлена на освоение навыков правильного и своевременного ведения бухгалтерского, налогового учета, умения правильно составлять бухгалтерские балансы и вести обобщенный хозяйственно-экономический учет в современной организации с помощью компьютерной программы 1С, а также технику и практические навыки компьютеризированного ведения учета.
  9. 21 Предпринимательство и start-up Направлена на исследование особенности создания и развития стартапов, параметры бизнес-модели, внешнее финансирование стартапа, типовое распределение инвестиционных затрат. Изучает концепцию «подрывных инновации» К.Кристенсена, оптимизацию расходов на команду и персонал, технику разработки календарного плана работ стартап проекта с использованием MS Project, умение применять традиционные и современные приёмы риторики для выступлений, презентаций и защиты проекта. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа.
  10. 22 Финансовые исследования для бизнеса Направлена на развитие практических навыков бизнес-исследований и аналитики, анализа жизненного цикла с точки зрения финансового состояния компании, организацию и проведение исследований на основе использования современных аналитических инструментах, поиска использования результатов исследований для принятия эффективных финансовых решений, таких как привлечение заемных средств для бизнеса, оптимизировать налоговую нагрузку, оптимизировать финансовые ресурсы. Активные методы обучения: разбор конкретных ситуаций, деловые и
    ролевые игры.
  11. 23 Финансовый менеджмент Рассматривается система принципов, форм и методов для регулирования финансовой деятельности предприятия, проводится оценка его финансового состояния, выявление неэффективных статей расходов, учитывать риски и возможности для привлечения инвестиций, увеличить прибыль, предотвращать убытки в случае экономического кризиса и банкротства, проводить анализ финансовой отчетности, выявлять факторы, влияющие на бизнес, прогнозировать его деятельность. Активные методы обучения: разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры.
  12. 24 Эконометрика Направлена на изучение методологических основ эконометрического моделирования, построение парных и множественных линейных и нелинейных регрессионных моделей, построение классических модельных предположений с использованием программы Excel для прогнозирования экономических процессов как в масштабах экономики в целом, так и на отраслевом уровне или отдельного предприятия. Активные методы обучения: игровое проектирование, кейс-задачи.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. 25 Корпоративный менеджмент Изучает принципы корпоративного менеджмент и мировой опыт их практического применения, исследует интегрированные корпоративные структуры, методологию и методы корпоративного менеджмента, формирует навыки использования принципов и инструментов «бережливого производства» для снижения затрат и повышения эффективности функционирования компании, использование аутсорсинга в управлении бизнес-процессами компании, построение команды и умение работать в ней, разрабатывать стратегии развития компании, как генеральные, так и функциональные. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа.
  2. 26 Международный бизнес Направлена на изучение общей характеристики международного бизнеса, правовые, технологические и политические аспекты введения международного бизнеса, международную деловую среду, особенности функционирования валютной системы и финансовых рынков, рассматривает управление международным бизнесом и влияние на него международных стратегических альянсов и др. Активные методы обучения: игровое проектирование, кейс-задачи.
  3. 27 Практикум по менеджменту Практикум формирует навыки использования менеджмента в практической деятельности, решение деловых ситуаций из современной практики управления различными отечественными и зарубежными компаниями, проводить анализ конкретных ситуаций, организовывать командную работы, использовать различные модели мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач, способы разрешения конфликтных ситуаций, методы принятия решений и оценки условий и последствий принимаемых управленческих решений. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа.
  4. 28 Региональная экономика и управление Исследуются особенности региональной экономики и приинципы управления, особенности государственного управления регионами и развитием социально-экономических процессов, анализ реализации государственных программ по экономическому развитию регионов, экономической политики, специфику реализации инновационной, инвестиционной и кластерной политики регионов. На основе программы Excel проводится анализ и обработка экономических показателей.
  5. 29 Ценообразование и тарифная политика в отрасли Основная цель изучение различных зависимостей, влияющих на процесс ценообразования и тарифной политики, таких как потенциальное производство, конкурентная ситуация на рынке, спрос и предложение, законодательные и регулирующие ограничения, а также психологические аспекты потребительского поведения. Исследуются стратегии ценообразования. В процессе обучения проводится практический анализ рынка (транспортная отрасль) и оценивается влияние различных факторов на ценообразование для принятия обоснованных решений по вопросам разработки тарифной политики.
  6. 30 Экономика отрасли Изучает отраслевую структуру экономики страны, динамику ее изменения и факторы, влияющие на ее изменение, анализирует состояние основного капитала и факторы, влияющие на его изменение, форму организации производства, исследует ресурсы национальной экономики и промышленных предприятий, разрабатывать программы по снижению затрат на предприятиях отрасли и решению управленческих задач по реализации инвестиционных проектов. Предусмотрены гостевые лекции с представителями компаний, работающих в различных отраслях экономики.

Компоненты по выбору

  1. 31 1С Бухгалтерия (Минор ) Формирует практические навыки использования программного обеспечения 1С Бухгалтерия для бухгалтерского, налогового учета на предприятии, организацию учета в соответствии с МСФО, знать принципы, приемы и методы работы с программой 1С Бухгалтерия 8.3, создавать информационную базу в программе, проводить настройку параметров учета, формировать стандартные отчеты и производить выгрузку информационной базы. Процесс обучения проходит на компьютерах с установленной программой 1С Бухгалтерия 8.3, а также возможностью получить профессиональный сертификат
  2. 32 Анализ хозяйственной деятельности предприятий Направлена на развитие аналитических навыков работы с большими данными для оценки основных показателей деятельности предприятия, решать прикладные и исследовательские задачи и использовать различные способы обработки экономической информации, выявление основные факторов, влияющие на основные экономические показатели деятельности предприятия. На основе программы Excel проведится анализ и обработка экономических показателей.
  3. 33 Бухгалтерский учет и аудит (Минор ) Основная цель изучить основные принципы и методы ведения бухгалтерского учета и аудита на предприятии и их применение в решении управленческих задач, сформировать навыки по формированию экономической информации о деятельности предприятия, понимать роль бухгалтерского учета в системе управления предприятия, способы оценки объектов учета, составлять бухгалтерскую отчетность, правила и проведение аудита и его значимость. Процесс обучения проходит с использование автоматизированных программ в компьютерных классах
  4. 34 Организация нормирование и оплата труда (Минор) Формируются навыки применение хронометража и фотографии рабочего процесса для нормирования труда в отраслях транспортной сферы, раскрываются различные системы оплаты труда и особенности их применения на предприятии. Рассматриваются методы государственного регулирования заработной платы, ее начисления исходя из форм оплаты труда, исследуются нормативно-правовые акты, регулирующие систему взаимоотношений работодателя и работника. Активные методы обучения: разбор конкретных ситуаций, решение практических задач.
  5. 35 Основы компьютеризации бухгалтерского учета (Mинор ) Изучение основы компьютеризации бухгалтерского учета поможет маркетологу понимать как использовать компьютерные программы и инструменты для автоматизации бухгалтерских процессов. Использовать знания для обеспечения учета и анализа данных, автоматизации рутинных процессов и сокращения времени, затрачиваемого на выполнение задач, при планировании финансовых потоков, бюджетировании и анализе финансовых результатов. Процесс обучения проходит в компьютерных классах.
  6. 36 Планирование и бюджетирование компаний Направлена на изучение видов планирования на предприятии, использование различных методов планирования, разработки системы плановых норм и нормативов, особенности планирования производственной программы и производственной мощности предприятия, системы бюджетного управления, развитие навыков организации процесса бюджетирования на предприятии, классификации бюджетов, организации контроля и анализа и др. Активные методы обучения: разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры.
  7. 37 Стратегический менеджмент в сфере услуг Рассматриваются характеристика стратегического управления в сфере услуг, стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятий сферы услуг. Изучаются базовые модели стратегического планирования: модель гарвардской школы бизнеса, модель И.Ансоффа, Г.Стейнера, базовые модели стратегического управления: Дэвида, Томпсона, Ефремова. Активные методы обучения: разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры.
  8. 38 Трудовое право (Минор) Изучает социальную сторону организации труда, т.е. отношения между работником и работодателем, отношения надзорных и контрольных органов и другие отношения. Рассматривает особенности и элементы трудовых правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения, правовые основы социального партнерства в сфере труда и порядок заключения коллективных договоров и соглашений, правовое регулирование занятости и трудоустройства, виды, порядок заключения, изменения и прекращения трудовых договоров. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа.
  9. 39 Управление человеческими ресурсами Рассматривает место человеческих ресурсов в управлении предприятием, выбор стратегии управления человеческими ресурсами, разработка механизма подбора персонала, создание коллектива, эффективную политику мотивации сотрудников компании, функцию контроля как элемент стратегии управления человеческими ресурсами, карьерный рост, психологический климат коллектива. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа. Форма контроля: выполнение комплексного практического задания
  10. 40 Финансовое планирование на транспорте Изучает особенности финансового управления, принципы организации финансовых отношений в транспортных компаний. Рассматривает принципы формирования тарифной политики при реализации грузовых и пассажирских перевозок, основные положения государственного регулирования тарифов, порядок регулирования тарифов на перевозки грузов, перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа. Активные методы обучения: разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры.
  11. 41 Экономика рынка труда Знакомит студентов с базовыми понятиями экономики труда, основами управления производительностью труда, механизмом функционирования рынка труда, изучает особенности формирования спроса и предложения на рынке труда, направления повышения производительности труда, рассмотреть практические аспекты анализа и решения основных проблем в области экономики труда. Активные методы обучения: игровое проектирование, кейс-задачи.
  12. 42 HR – менеджмент (Минор) Рассматривает теорию иерархии потребностей Маслоу, двухфакторную теорию Герцберга, теорию ожидания, теорию равенства. Исследует мотивационную систему организации и мотивационные мероприятия, HR-брендинг в мире и Казахстане. Показывает тенденции в практиках лучших работодателей. Форма контроля: бизнес-проект