Образовательные программы

Экономика в METU

Описание образовательной программы 6B04101 Экономика в METU

Основная цель данной бакалаврской программы заключается в подготовке высококвалифицированных экономистов-аналитиков с навыками управленческой деятельности для компаний из различных секторов экономики, включая финансовые, реальные и государственные. Успешные выпускники программы смогут заниматься такими видами профессиональной деятельности, как расчетно-экономическая, аналитическая, проектная и организационно-управленческая работа.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

  • Основы антикоррупционной культуры. сущность коррупции и причины её происхождения,меру морально-нравственной и правовой ответственности за коорупционные правонарушения, действующее законодательство в области противодействия коррупции. Психологические особенности природы коррупционного поведения. Формирование антикоррупционной культуры. Особенности формирования антикоррупционной культуры молодежи.
  • Экология и безопасность жизнедеятельности. Основные экологические понятия и закономерности функционирования природных систем, с задачами экологии как науки, с ее основными разделами, с выводами экологии, которые находят применение в различных областях практической деятельности. Понятие опасности и безопасности. Теоретические, организационные и правовые основы безопасность жизнедеятельности. Составляющие безопасность жизнедеятельности. Основные понятия и термины. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Понятие эргономической системы. Основные формы деятельности человека в эргатической системе. Физиологические и психологические нагрузки на человека в экосистеме.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Введение в специальность. Целью дисциплины является формирование у обучающихся базового представления в области профессиональной деятельности по выбранной образовательной программе, развить интерес обучающихся к профессии, дать студентам системное представление о современном состоянии и тенденции развития отрасли, в том числе востребованных профессиях, новых технологиях. В результате изучения дисциплины студент получит теоретические и практические навыки по организации реализации порученного задания, а также ставить и решать высокой мотивацией нестандартные профессиональные задачи, проблемы, соблюдать этику профессиональной деятельности. Полученные знания студент может использовать в дальнейшем при изучении профильных дисциплин, практической деятельности и выполнения научных исследований.
  2. Инновационный бизнес. Курс раскрывает основы организации инновационного малого бизнеса, с современными методами исследования, реформирования и создания инновационных организаций, в том числе в условиях международной глобализации. Любое образование в сфере бизнеса не может считаться полноценным, если специалист не знаком с современными методами управления коллективом. В инновационном бизнесе требуется эффективная командная организация, что обеспечивается системой специальных навыков.
  3. Институциональная экономика. Расширение и углубление знаний в области институциональной экономики, овладение понятийным аппаратом современной институциональной науки, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики и общества, прогнозировать социально-экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.
  4. Математика в экономике. Функции нескольких переменных. Основные понятия и определения. Предел и непрерывность функции нескольких переменных. Частные производные , полный дифференциал. Теорема о смешанных производных. Производная по направлению, градиент функкции. Экстремум функции нескольких переменных.
  5. Математика I. Без современной математики с ее развитым аналитическим и численным аппаратом не возможен прогресс в различных областях человеческой деятельности. Технические науки широко используют математику. Математические методы стали составной частью любой технической дисциплины. Всё это приводит к необходимости усиления прикладной направленности курса математики и повышения уровня фундаментальной математической подготовки. Целью дисциплины является овладение основными понятиями, законами и теориями разделов высшей математики, включенных в теоретический материал данной дисциплины, умение использовать изученные приемы и методы для решения конкретных практических задач реальных процессов. Теоретический курс дисциплины «Математика-1» предназначен для изучения основных понятий высшей математики и их приложений в рамках этой дисциплины. Курс нацелен на изучение фундаментальных понятий, законов и теории классической математики в технических ВУЗах. Способствует развитию математической интуиции и логики, повышению математической культуры, умению использовать изученные приемы и методы для решения конкретных задач, в конечном итоге – формирования научного мировоззрения и логического мышления.
  6. Микроэкономика. Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических единиц, в частности потребителей и фирм, и не рассматривает такие агрегатные показатели, как безработица, уровень цен, национальный доход, которые являются предметом макроэкономики. Дисциплина формирует систему базовых представлений о содержании, специфике, принципах и инструментах профессиональной управленческой деятельности, а также развивает основные практические умения в сфере управления.
  7. Основы экономической теории. Основные принципы и законы функционирования рыночной экономики, изучение рыночных процессов, происходящих как на уровне отдельных экономических субъектов — фирм, предприятий, предпринимателей, так и на уровне всей национальной экономики; раскрытие экономической сущности, содержание базовых терминов и понятий.
  8. Профессиональный английский язык. В области говорения студенты овладевают подготовленной диалогической и монологической речью. В области аудирования основной целью является глобальное и детальное понимание прослушанного текста.В области письменной речи студенты овладевают навыками и умениями, писать тексты заданного композиционного типа печи, синтезируя и оценивая информацию.
  9. Региональная экономика. Целью изучения дисциплины является исследование студентами социально-экономического, производственного и демографического развития государства через призму отдельных регионов. В задачи изучения дисциплины входит рассмотрение методологических основ исследования социально-экономических процессов в регионах, закономерностей развития регионального хозяйственного комплекса, путей наиболее полного и рационального использования природного, производственного, интеллектуального потенциалов каждого региона, определять стратегию экономического развития регионов.
  10. Устойчивое развитие. Освоение учебной дисциплины «Устойчивое развитие» нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о Концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Аудит. Аудит подтверждает достоверность исходной информации для проведения анализа финансового состояния, для определения и оценки уровня эффективности производства и т.д. сторонними наблюдениями. Дисциплина «Аудит» одновременно предусматривает освоение методики проведения аудита отдельных этапов производственного процесса как: аудит цикла закупок, производства, формирования финансовых результатов и цикла реализации и т.д.
  2. Банковское дело. Цель курса подготовка студентов, обладающих знаниями в области банковской деятельности, обладающих компетенцией для работы в аналитических, экономических, отделах банка, способных генерировать инновационные идеи, внедрять их в банковскую практику, выполнять научно-исследовательскую работу на основе приобретения фундаментальных знаний, развить способность стратегического мышления применительно к условиям рыночной экономики, научить уметь эффективно применять на практике знания, полученные при изучении дисциплины
  3. Государственное регулирование экономики. Раскрыть сущность, виды государственного регулирования экономики; изучить меры вмешательства государства в проводимые социально-экономические процессы; рассмотреть теоретико-методологическую и организационную основу ГРЭ и инструменты государственного регулирования экономики.
  4. Конкурентоспособность фирмы. В условиях конкуренции важнейшим свойством является конкурентоспособность фирмы, и именно на ее обеспечение направлены усилия маркетинга. Конкурентоспособность фирмы — это способность конкурировать за определенный объект, ограниченный ресурс и добиваться успеха в конкуренции с другими фирмами.
  5. Корпоративные финансы. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов аналитического мышления, умение владеть специальными методами и приемами экономического анализа для решения задач по управлению и улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и оценивать результаты производственной деятельности и выявлять резервы повышения эффективности производства.
  6. Макроэкономика. Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.
  7. менеджмент. Дисциплина формирует систему базовых представлений о содержании, специфике, принципах и инструментах профессиональной управленческой деятельности, а также развивает основные практические умения в сфере управления.
  8. Мировая экономика и международные экономические отношения. Курс «Мировая экономика и международные экономические отношения» направлен на расширение основ фундаментального экономического образования студентов, позволяя сформировать понимание механизма современной мировой экономики, проблем развития международных экономических отношений, возможности овладения навыками их самостоятельного анализа. Полученные знания являются основой для прохождения других общепрофессиональных и специальных дисциплин бакалавров профиля «Региональная экономика»
  9. Налоги и налогообложение. Дисциплина «Налоги и налогообложение» способствует формированию знаний студентов в области налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей с учетом особенностей разных сфер деятельности, обучает методике расчета налогов применительно к разным ситуациям производственной деятельности организаций (разные формы заключения сделок, наличие филиалов и структурных подразделений и т.д.).
  10. Организация налоговой службы в РК. Налоговая система Республики Казахстан включает в себя органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин. Под налогами, сборами и пошлинами в Республике Казахстан понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в бюджетную систему Республики Казахстан в определенных законом размерах и сроках, а также за оказание государством платных услуг.
  11. Планирование деятельности предприятия. При изучении данного курса рассматриваются инновационные и современные методы планирования и прогнозирования, также ставится акцент на основных системах планирования деятельности предприятия, применяемых как в нашей стране так и за рубежом. В качестве результата предлагаются концептуальные основы планирования, адаптированного к современным рыночным условиям. В курсе рассматриваются вопросы, касающиеся стратегического планирования и методики разработки среднесрочных и текущих планов предприятия.
  12. Промежуточный финансовый учет. Консолидированная финансовая отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельности предприятия. В зарубежной практике применяется система показателей, характеризующих финансовое состояние корпораций: коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент структуры долгосрочных вложений, коэффициент соотношения собственного и привлеченного капитала.
  13. Региональная экономика и управление. Региональная экономика и управление состоит в знакомстве с особенностями социально-экономических процессов и управления ими на региональном уровне. комплексном изучении возможных путей формирования экономического механизма функционирования хозяйственного комплекса страны на региональном уровне. В методологическом плане дисциплина «Региональная экономика и управление» в целом представляет собой применение общих микро- и макроэкономических принципов в сфере экономических взаимоотношений между регионами государства.
  14. Страхование. В рыночной экономике страхование выступает, с одной стороны, как средство защиты населения бизнеса и благосостояния людей, а с другой, — видом деятельности, приносящим доход. Страхование – важный фактор стимулирования производственной активности и обеспечения здорового образа жизни – создает новые стимулы роста производительности труда в соответствии с личным вкладом в производство и обеспечения собственного благополучия.
  15. Теория и практика менеджмента. Дисциплина формирует систему базовых представлений о содержании, специфике, принципах и инструментах профессиональной управленческой деятельности, а также развивает основные практические умения в сфере управления.
  16. Управление денежными потоками. Стратегическое управление денежными потоками представляет собой процесс, цель которого состоит в максимизации стоимости фирмы на бесконечном временном промежутке. Финансовые специалисты фирмы решают эту задачу путем выбора экономически выгодных инвестиционных проектов, системы их финансирования и оптимизации структуры капитала компании.
  17. Управление рисками. Цель изучения дисциплины Целью учебной дисциплины «Управление рисками» является обеспечение фундаментальной и практической профессиональной подготовки, в области теории и практики управления рисками, а также освоения методов оценки результативности системы управления рисками. Дисциплина призвана обеспечить формирование системы знаний о современной концепции управления рисками в организациях, сформированных на корпоративных правах и бюджетной основе.
  18. Управленческий анализ. Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, направленной на выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности предприятия, стратегических проблем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ предприятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка
  19. Управленческий учет 1. Упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей). Основной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, в каком состоянии находится организация, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.
  20. Финансирование и кредитование инвестиций. Данный курс имеет целевую теоретическую и практическую направленность для получения будущими специалистами профессиональных знаний в сфере организации и осуществления инвестиционного процесса, его финансового обслуживания. Содержание курса предусматривает формирование и развитие аналитического мышления при решении различного рода финансово-экономических задач, проведении анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов.
  21. Финансовый учет 1. В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию для принятия управленческих реш ений, позволяющую измерять и оценивать результ ат ы деятельности организаций, планировать и контролировать текущую деятельность организаций, оптимально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы организации.
  22. Финансовый учет в соответствии с МСФО. Целью преподавания дисциплины «Финансовый учет в соответствии с МСФО» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по методологии и организации финансового учета деятельности организаций различных форм собственности, использованию финансовой информации, соответствующей требованиям международных стандартов для принятия управленческих решений.
  23. Эконометрика. Эконометрика – это самостоятельная научная дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, приемов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе: экономической теории, экономической статистики и экономических измерений, математико-статистического инструментария придавать конкретное количественное выражение общим (качественным) закономерностям, обусловленным экономической теорией.
  24. Экономика и организация малого и среднего бизнеса. В ряде европейских государств сформировался особый тип экономики, в котором доминирует малый бизнес. Стратегическим направлением социально-экономического развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, увеличение эффективности производства и достижение на этой основе высокого уровня и качества жизни населения.
  25. Экономика предприятия. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика предприятия» предназначена для подготовки выпускников по направлению «Экономика» На современном этапе экономической реформы происходят существенные изменения в экономике как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне: складывается современная система рыночной экономики; изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий в рамках этой системы.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Бизнес – планирование по отраслям. Дисциплина является общепрофессиональной и требует от студентов наличия определенных знаний, умений и навыков, полученных ими ранее при изучении социально-экономических, общественных, математических и гуманитарных дисциплин, т.к. на входе студент должен иметь понятия основных функций и методов управления предприятием, уметь проводить анализ рынка, при этом использовать базовый экономический инструмент с целью анализа внешней/внутренней среды предприятия. В ходе изучения дисциплины студент получает теоретические основы составления бизнес-планов и проектов на различные периоды производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом специфики различных отраслей экономики. Дисциплина формирует у студентов практические умения и навыки разрабатывать бизнес-планы, создания и развития новых организаций, либо направлений деятельности и/или продуктов и услуг в разрезе отраслей.
  2. Государственный сектор экономики. Целями освоения дисциплины являются формирование у выпускников способностей к выполнению определенных видов деятельности, призванных дать студентам фундаментальные знания концепций и категорий экономической политики, закономерностей функционирования рыночной экономики и поведения ее субъектов, целей и задач, направлений и методов государственного регулирования экономики, взаимосвязи и динамики объемов национального производства, инфляции, занятости и других макроэкономических агрегатов.
  3. Предпринимательство. В результате изучения дисциплины студент знакомится с содержанием и сущностью предпринимательской деятельности, ее видами и формами, узнает основы формирования культуры предпринимательства, а также принципы делового этического поведения предпринимателя. В процессе изучаемого курса студент получает теоретические и практические навыки осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства в фокусе системы экономических, финансовых, организационных и правовых отношений предпринимательских структур. Данная дисциплина формирует у студентов навыки формулирования предпринимательских идей, составления бизнес-плана, создания предпринимательской структуры и организации ее хозяйственной и управленческой деятельности. Студент должен владеть специальной терминологией, основными формами сотрудничества в профильной сфере на местном и международном уровнях, принципами и методами оценки эффективности предпринимательской деятельности.
  4. Промышленная безопасность. Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» от 11 апреля 2014 г. № 188-V, нормативно-технических документов, правил и положений, регламентирующих предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Ознакомление с основными опасными и вредными факторами, возникающими в процессе производственной деятельности человека, изучение основных мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и безопасности работников, создание наиболее оптимальных и комфортных условий работы, повышение производительности труда, предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах.
  5. Управление проектами. В процессе изучения дисциплины рассматриваются вопросы управления проектами во взаимосвязи с другими курсами по образовательной программе, пути повышения эффективности привлекаемых инвестиций в инновационные проекты, ознакомление с разработкой бизнес-планов, сетевых графиков и стратегических планов. Процесс подготовки специалистов предполагает получение ими теоретических знаний в области изучения видов эффективности инвестиционных проектов, методов анализа и оценки их коммерческой эффективности, исследование особенностей оценки эффективности проектов с учетом различных факторов риска и неопределенности. Данная дисциплина формирует у студентов комплекс прикладных знаний по вопросам проектного менеджмента на различных этапах разработки и реализации конкретных проектов, а так же оценки, управления рисками и применение современных информационных коммуникационных технологий в проектном менеджменте.
  6. Экономика рынка труда. Основная цель курса — сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят ему в будущей деятельности адекватно и с выгодой для своей организации реагировать на изменения ситуации в сфере занятости, строить систему управления персоналом фирмы, во-первых, в соответствии с обстановкой как на рынке труда в целом, так и в его конкретных сегментах, и, во-вторых, с учетом особенностей механизма функционирования внешнего и внутреннего рынков труда.

Компоненты по выбору

  1. Введение в финансы. Целями освоения дисциплины являются: — обеспечение системы теоретических знаний о теории и современных тенденциях организации финансирования и кредитования инновационной деятельности, — получение практических навыков и умений использовать методы управления финансами в инновационных процессах.
  2. Компьютеризация бухгалтерского учета (1С). Рыночная экономика требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрений достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предпринимательства. Важная роль в реализации этой задачи отводится компьютеризации бухгалтерского учета. На основании информации, сформированной в процессе использования программы «1С: Бухгалтерия», вырабатывается стратегия и тактика организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников.
  3. Контроллинг. Дисциплина базируется на знаниях, умениях и компетенциях, сформированных у студентов при изучении следующих дисциплин: основы менеджмента, теория менеджмента, стратегический менеджмент, планирование и прогнозирование на предприятии природопользования, маркетинг. Знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины Контроллинг» могут быть использованы при обучении студентов по следующей дисциплине профессионального цикла: инвестиционный анализ.
  4. Маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования позволяют выбрать оптимальный рынок сбыта, осуществить планирование, т.е. обоснованное, согласно результатам маркетинговых исследований, предвидение, прогноз развития рыночной ситуации и разработку соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности предпринимательской и маркетинговой деятельности фирмы и реализации стратегических направлений предпринимательства.
  5. Международная экономика. Знания по курсу международной экономики позволяют будущим специалистам профессионально грамотно анализировать события, процессы и явления, происходящие в современной международной экономической жизни. Необходимость изучения международной экономики диктуется тем, что после окончания вуза выпускники работают на отечественных и иностранных предприятиях, участвующих в международной торговле и использующих, либо осуществляющих зарубежные инвестиции.
  6. Организация производства. Система мер, направленных на ра­ционализацию сочетания в пространстве и времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства. Под организацией производственного процесса понимают методы подбора и сочетания его элементов в пространстве и времени в це­лях достижения эффективного конечного результата.
  7. Основы бухгалтерского учета. Данная дисциплина изучает и рассматривает теоретические и практические основы бухгалтерского учета применительно к условиям функционирования современных организаций. Целью преподавания дисциплины является: усвоение студентами основ бухгалтерского учет, получение навыков и техники его ведения в организациях в соответствии с действующими стандартами, принципами бухгалтерского учета, нормативно-правовыми документами.
  8. Рынок ценных бумаг. Сущность и особенности ценных бумаг. Законодательство на рынке ценных бумаг. Акции. Облигации. Производные ценные бумаги. Государственные ценные бумаги. Посредническая деятельность на рынке ценных бумаг. KASE и доступ к информации. Фондовые индексы. Народное IPO, результаты, перспективы и оценка. Международные фондовые рынки.
  9. Экономический анализ. Целью учебной дисциплины «Экономический анализ» является: формирование аналитического, творческого мышления путем получения целостного представления об экономическом анализе как важнейшей функции управления организациями, осмысления и понимания основных методов экономического анализа и их применения на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений, получения практических навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации.