Информационные системы в ALT UNIVERSITY
Данные актуальны на октябрь 2024 г.
Описание образовательной программы 6B06116 Информационные системы в ALT UNIVERSITY им. Мухаметжана Тынышпаева
Целью образовательной программы является подготовка квалифицированных специалистов для разработки, внедрения и сопровождения информационных систем, хранения и обработки больших данных, технологий и сетей с применением алгоритмов искусственного интеллекта для транспортной отрасли
Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 3 года.
Профессиональный стандарт:
- Разработчики программного обеспечения и специалисты по тестированию WEB и мультимедийных приложений
- Тестирование программного обеспечения
- Управление проектами
- Тестирование мультимедийных приложений (включая компьютерные игры)
- Разработка IoT систем
- Разработки по облачным технологиям
- Разработка программного обеспечения
- Разработка приложений искусственного интеллекта
- Обеспечение сопровождения программного обеспечения
- Информационная безопасность
- Тестирование Web и мультимедийных приложений
Общеобразовательная программа
Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
- Методы научных исследований. В дисциплине даются знания и представления о содержании научной деятельности, её методах и формах знания. Полученные студентами теоретические и прикладные знания по методам научного исследования проблем в изучаемой области, прививает будущим специалистам навыки познавательной деятельности в сфере науки. Методы активного обучения — групповая, научная дискуссия, диспут, метод проектов.
- Основы права и антикоррупционной культуры. В дисциплине излагаются фундаментальные понятия права, конституционные устройство государственной власти Республики Казахстан, права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, механизм и защиты законных интересов человека в случае их нарушения. Дисциплина формирует у студентов повышение общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры, а также систему знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явления. Методы активного обучения — разбор конкретных ситуаций, мозговой штурм.
- Экология и безопасность жизнедеятельности. В дисциплине даются знания и представления о экологических проблех и подходах к их решению, источниках и видах загрязнения окружающей среды предприятиями, принципах нормирования качества атмосферного воздуха и воды, основные положения законодательств в различных областях, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их причинах, способах профилактики и защиты. Методы обучения — анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии.
- Экономика и предпринимательская деятельность. Изучает деятельность предприятий на различных типах рынка, модель равновесия и функционирования рынка, государственное регулирование цен и тарифов. Рассматривает понятие предпринимательства и пределы его правового регулирования, условия развития предпринимательства, организационно-правовые формы ведения бизнеса, бизнес-планирование, предпринимательская тайна, социальную ответственность предпринимательства.
Базовые дисциплины
Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.
- Инженерная математика 1. Дисциплина изучает основные понятия высшей математики и её приложений. Целью курса является освоение математического аппарата для решения теоретических и прикладных задач конкретного профиля, получение представления о математическом моделировании и интерпретации полученных решений. В разделы курса входят элементы линейной алгебры и аналитической геометрии, введение в математический анализ, дифференциальное исчисление функции одной и нескольких переменных
- Инженерная математика 2. Формирование у обучающихся математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных естественно-научных дисциплин, дисциплин профессионального цикла и навыков математического моделирования и исследований в профессиональной деятельности. В разделы курса входят интегральное исчисление функции одной и нескольких переменных, обыкновенные дифференциальные уравнения, теория рядов. Особое внимание уделяется вопросам применения математических методов для решения инженерных задач.
- Кибербезопасность. Сформировать понимание технологий достижения информационной безопасности во всех сферах деятельности и освоить системный подход для решения поставленных задач в области кибербезопасности. Включены вопросы о видах инструментов, используемых для борьбы с киберугрозами, обеспечение кибербезопасности, а также по видам вредоносных программ, видам атак, системам защиты, средствам контроля для достижения целей обеспечения информационной безопасности. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, «мозговой штурм».
- Компьютерное и инженерное моделирование. Изучение дисциплины дает возможность освоить основные изображения пространственных форм на плоскости и научить работать в современных системах моделирования с целью разработки инновационных компьютерных моделей, а также способствует развитию пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления на основе графических моделей пространственных форм и практических навыков в построении компьютерных моделей, применении их при решении реальных задач.
- Основы алгоритмизации и программирования. В результате изучения дисциплины студент будет способен: формировать методы разработки алгоритмов и обработки данных на языке программирования С++, описать методы создания алгоритмов и их полное использование, классифицировать методы сортировки, обработки массивов, написать код на языке программирования, создать приложение в среде программирования. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — кейс-задания, «мозговой штурм».
- Основы информационных систем. Изучение структуры, технических и программных средств информационных систем, структуры информационного процесса, методов системного анализа при постановке и алгоритмизации задач информационной системы, построения концептуальной модели информационных систем, их применения и средств разработки в процессе решения ситуационных задач систем. В рамках дисциплины применяются программы: язык SQL. Методы активного обучения — компьютерное моделирование и практический анализ результатов, «мозговой штурм».
- Охрана труда. В дисциплине рассматриваются основные опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников автомобильного и железнодорожного транспорта, в процессе эксплуатации и ремонта подвижного состава, передовые методы и технические решения по снижению производственного травматизма, улучшению условий труда и организации безопасности рабочих мест, способы организации и управления охраной труда, пожарную и электрическую безопасность, основные мероприятия при организации рабочих мест. Методы обучения — анализ конкретных ситуаций , групповые дискуссии.
- Прикладная физика 1. Дисциплина изучает простейшие, также наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Курс отражает кинематику, основные уравнения динамики, уравнения движения, границы применимости классической механики, устойчивое время, момент времени и энергии, статическую физику и термодинамику, электричество и магнетизм.
- Прикладная физика 2. Дисциплина изучает явления электромагнитной индукции, электромагнитные колебания и волны, законы оптики, основные принципы квантовой механики, физики и элементы физики атомного ядра. Строение атомных ядер. Ядерные силы. Закономерности альфа-бета и гамма-излучения. Курс отражает настоящее состояние современной физики и совмещает макроскопический и микроскопический подходы.
- Теория электрических цепей. Теоретическая и практическая подготовка студентов в области теории электрических цепей в такой степени, чтобы они могли выбирать необходимые электротехнические, электронные, электроизмерительные устройства, уметь их правильно эксплуатировать и составлять совместно со специалистами технические задания на разработку электрических частей различных установок и оборудования в своей профессиональной деятельности. В рамках дисциплины используются интерактивные методы обучения, расчетно-аналитический метод, метод кейс-заданий, игровые методы.
Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
- Методы оптимизации. Изучение теоретических основ современных концепций и моделей оптимизации и математического моделирования, применения алгоритмов численных методов и основных инструментальных средств в области методов оптимизации для решения актуальных инженерных и экономических задач. Используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, «мозговой штурм».
- Объектно-ориентированное программирование. Изучение основ классической теории объектно-ориентированного программирования, в том числе: пути эволюции технологий программирования от алгоритмического к ООП, основных принципов объектно-ориентированного построения программных систем (Абстракция, Инкапсуляция, Иерархия, Модульность,Типизация, Параллелизм, Сохраняемость), понятий классов, объектов, взаимоотношений между ними, а также многоуровневой модели OMG. изучение средств объектно-ориентированного и обобщенного программирования языка С++, средств стандартной библиотеки STL. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — презентации на основе современных мультимедийных средств, метод работы в малых группах.
- Операционные системы Linux. Формирования у будущих студентов способности работать со структурами и механизмами различных операционных систем, а также в операционной системе Linux. В рамках дисциплины рассматриваются следующие аспекты Linux: функции и архитектурные требования к ОС, общие принципы управления ресурсами, архитектура файловых систем, управление памятью, управление вводом, система управления данными. В практических занятиях используется ОС Linux (Ubuntu). В рамках дисциплины используются методы активного обучения — «мозговой штурм», тематическая дискуссия.
- Основы компьютерных сетей и телекоммуникаций (Cisco+Huawei). Освоение студентами принципов построения и функционирования локальных, региональных, глобальных компьютерных сетей и мобильных телекоммуникаций, а также получение практических навыков в работе с их информационными ресурсами, работа с сетями Cisco и Huawei, SD-WAN и SDN. Методы активного обучения — «тренажерные» методы обучения, т.е. направленные на формирование специальных знаний, умений, навыков: ситуационные задачи, метод выявления ошибок, метод проектов, кейс-метод, открытые и закрытые тесты.
- Основы облачной инфраструктуры. Освоение технологии создания облачного сервиса, работы с существующими облачными сервисами, студенты научатся использовать облачные вычисления и будут готовы к применению технологии облачных вычислений при решении задач оптимизации ИТ-процессов. В рамках дисциплины используются интерактивные методы обучения, расчетно-аналитический метод, метод кейс-заданий, игровые методы.
- Системы управления роботами. Освоение основ робототехники, конструирования роботов на базе комплекса Arduino и программирования в среде разработки Arduino IDE. Методами обучения являются: решение задач, проведение тематических коллоквиумов, семинаров «мозговой штурм».
- Схемотехника. Формирование у обучающихся знаний и умений в области построения и функционирования, протекающих физических процессов, методов анализа простейших электронных устройств, а также синтез более сложных устройств на их базе.
- Теория графов. Изучение структур и моделей обработки данных представимых графовыми структурами автоматов, подготовка к осознанному использованию, как построению моделей графов, так и методов их реализации и использованию. Используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, «мозговой штурм».
- Тестирование программного обеспечения. Формирование знаний и навыков по вопросам контроля качества программного обеспечения — верификации и тестирования программных продуктов. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа.
- Цифровая обработка сигналов. Выяснение роли и значения цифровой обработки сигналов в приеме и передаче информации, особенностей и преимуществ цифрового представления сигналов, изучение алгоритмов цифровых преобразований, реализация цифровой обработки в телекоммуникационных, информационно-измерительных и радиофизических системах и ее применение в различных областях науки, техники и производства.
Дисциплины по профилю
Вузовские компоненты
- Базы данных. Формирование навыков и знаний в области создания и применения баз данных в системах управления, приобретение необходимых компетенций по проектированию логической структуры базы данных, выбору СУБД, организации интерфейсов работыс базой данных и подготовке отчетных форм. Применяются ПО: СУБД: MSAccess, Oracle, MSSQL и др. При изучении дисциплины используются интерактивные методы обучение кейс-обучения, дискуссия. В рамках дисциплины предусмотрены выездные занятия в филиал кафедры и гостевые лекции топ-менеджеров.
- ИТ инфраструктура. Обучение теории, методам и технологиям в области развития и управления IT-инфраструктуры, управление и развитие IT-инфраструктуры различного профиля и масштаба, а также формирование практических навыков эффективного построения и модернизации IT-инфраструктуры. Применяются платформа управления Tivoli, архитектура компьютерных систем, распространенных на примере SOA, CORBASOA, CORBA и т.д. Методы активного обучения: интерактивные лекциия, разбор конкретных ситуаций, мозговой штурм.
- Минорная программа 1. Первая из трех дисциплин, позволяющая сформировать дополнительные профессиональные компетенции в различных предметных областях.
- Минорная программа 2. Вторая из трех дисциплин, позволяющая сформировать дополнительные профессиональные компетенции в различных предметных областях.
- Минорная программа 3. Третья из трех дисциплин, позволяющая сформировать дополнительные профессиональные компетенции в различных предметных областях.
- Теория принятия решений. Изучение математического аппарата формализованных задач принятия решений и алгоритмов их решения, рассмотрение возможностей и путей использования методов оптимизации при решении задач принятия решений. В лабораторных занятиях применяются: GNU Octave, Python, MS Excel. Методы активного обучения: кейс-обучения, дебаты, мозговой штурм.
- Технологии искусственного интеллекта. Изучение дисциплины «Технологии ИИ» состоит в формирование у студентов, основ теоретических знаний и практических навыков работы в области основных стратегий искусственного интеллекта, а также получение навыков проектирования систем искусственного интеллекта и работы с инструментальными средствами реализации принципов искусственного интеллекта. В рамках дисциплины рассматриваются теоретические основы в области ИИ, развитие навыков решения прикладных задач в области ИИ, формирование способностей для самостоятельной разработки алгоритмов решения задач и их анализа.
- Управление проектами ИС. Сформировать профессиональные компетенции эффективного управления ИТ- проектами, в том числе с использованием информационных систем управления проектами. Применяется в лабораторных занятиях Microsoft Project. Методы активного обучения: метод проектов, мазговой штурм.
- WEB-программирование. Сформировать у студентов знаний о понимании принципов работы интернет-страниц, основы форматирования с использованием HTML, о понимание инструментальных средств по дизайну, знание основ верстки, CMS-систем для организации управления веб-сайтами и методы разработки, анализа и проектирования сайта, мультимедийные и FLASH-технологии. При изучении дисциплины используются интерактивные методы обучение кейс-обучения, дискуссия. В рамках дисциплины предусмотрены выездные занятия в филиал кафедры и гостевые лекции топ-менеджеров.
Компоненты по выбору
- Критическое мышление. В дисциплине изучаются формы и приемы рационального познания, создание общего представления о логических методах и подходах, используемых в области профессиональной деятельности, формирование практических навыков рационального и эффективного мышления.
- Надежность информационных систем. Формирование у студентов знаний по современным методам и средствам оценки надежности информационных систем для их использования в решении задач повышения эффективности и безопасности функционирования. Методы активного обучения — метод работы в малых группах, лабораторные опыты.
- Основы финансовой грамотности. Формирование общей функциональной экономической и финансовой грамотности, овладение методами и инструментами экономических и финансовых расчетов для решения практических задач
- Программирование в 1С. Формирование у студентов о программировании на базе «1С:Предприятие», общих понятий об основных объектах, входящих в состав прикладных решений, и приобретение ими начальных практических навыков работы в различных вариантах и режимах системы. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, лабораторные опыты. «
- Программирование на языке Java. Формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов на языке Java, основанные на использовании объектно-ориентированной методологии. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — презентации на основе современных мультимедийных средств, метод работы в малых группах, практический анализ результатов. «
- Программирование на языке Python. Формирование у студентов создавать современные кроссплатформенные приложения на языке Python с использованием универсиальной графической платформы PyQt5, взаимодействия с Интернетом, офисными документами, базами данных, графикой, мультимедиа и печатью. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — лабораторные опыты, метод работы в малых группах, «мозговой штурм».
- Смарт-технологии и автоматизация. Формирование знаний и умений по созданию, накоплению и обработке информации в распределенной системе с комплексным применением smart-технологий и его применение в автоматизации сервиса для регулирования показателей в режиме реального времени. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. обсудить Интернет вещей Iot; 2. анализировать применение smart-технологий в автоматизации для регулирования показателей в режиме реального времени; — оценить эффективность практического применения smart-технологий в различных сферах жизни. Методы активного обучения — метод работы в малых группах, лабораторные опыты.
- Тайм-менеджмент. Дисциплина изучает систему методов, инструментов и подходов, которые направлены на эффективное управление временем с целью достижения поставленных задач. Курс предназначен для повышения навыков организации и оптимизации использования рабочего времени, повышения продуктивности работы, снижения стресса, планирования, делегирования, использования инструментов и технологий, а также знать свои временные и энергетические ритмы с целью эффективного использования своего времени.
- Управленческая экономика. Формирование понятийного аппарата и развития навыков экономического анализа с использованием современных моделей и закономерностей экономической науки, рассмотрения экономических проблем и задач, стоящих перед руководителем фирмы. Изучение данной дисциплины позволит студентам получить и развить знания в области аналитических исследований экономических, технологических и технических параметров предприятия, а также позволит овладеть навыками применения специальных методов экономического обоснования управленческих решений и оценки их последствий.
- Хранение и обработка больших данных. Обеспечение студентов необходимыми знаниями и навыками по работе с большими данными на основе реляционных и нереляционных баз данных. Изучение основных понятий, связанных с большими данными, их хранении и обработки, основные принципы работы с реляционными базами данных и построении архитектуры БД, овладение основными знаниями по языку запросов SQL и визуализации данных, изучение основных видов обработки данных, введение в современные языки обработки больших данных. Для освоения дисциплины применяется ПО: Windows, Microsoft Office, AnacondaNavigator, Dbeaver, Superset, доступ в Интернет. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, лабораторные опыты.