Образовательные программы

Информационные системы в АЛиТ

Описание образовательной программы 6B06116 Информационные системы в АЛиТ

Целью образовательной программы является подготовка квалифицированных специалистов для разработки, внедрения и сопровождения информационных систем, хранения и обработки больших данных, технологий и сетей с применением алгоритмов искусственного интеллекта для транспортной отрасли

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 3 или 4 года.

Профессиональный стандарт:

  1. Разработчики программного обеспечения и специалисты по тестированию WEB и мультимедийных приложений
  2. Тестирование программного обеспечения
  3. Управление проектами
  4. Тестирование мультимедийных приложений (включая компьютерные игры)
  5. Разработка IoT систем
  6. Разработки по облачным технологиям
  7. Разработка программного обеспечения
  8. Разработка приложений искусственного интеллекта
  9. Обеспечение сопровождения программного обеспечения
  10. Информационная безопасность
  11. Тестирование Web и мультимедийных приложений

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Методы научных исследований. В дисциплине даются знания и представления о содержании научной деятельности, её методах и формах знания. Полученные студентами теоретические и прикладные знания по методам научного исследования проблем в изучаемой области, прививает будущим специалистам навыки познавательной деятельности в сфере науки. Методы активного обучения — групповая, научная дискуссия, диспут, метод проектов.
  2. Основы права и антикоррупционной культуры. В дисциплине излагаются фундаментальные понятия права, конституционные устройство государственной власти Республики Казахстан, права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, механизм и защиты законных интересов человека в случае их нарушения. Дисциплина формирует у студентов повышение общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры, а также систему знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явления. Методы активного обучения — разбор конкретных ситуаций, мозговой штурм.
  3. Экология и безопасность жизнедеятельности. В дисциплине даются знания и представления о экологических проблех и подходах к их решению, источниках и видах загрязнения окружающей среды предприятиями, принципах нормирования качества атмосферного воздуха и воды, основные положения законодательств в различных областях, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их причинах, способах профилактики и защиты. Методы обучения — анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии.
  4. Экономика и предпринимательская деятельность. Изучает деятельность предприятий на различных типах рынка, модель равновесия и функционирования рынка, государственное регулирование цен и тарифов. Рассматривает понятие предпринимательства и пределы его правового регулирования, условия развития предпринимательства, организационно-правовые формы ведения бизнеса, бизнес-планирование, предпринимательская тайна, социальную ответственность предпринимательства.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Инженерная математика 1. Дисциплина изучает основные понятия высшей математики и её приложений. Целью курса является освоение математического аппарата для решения теоретических и прикладных задач конкретного профиля, получение представления о математическом моделировании и интерпретации полученных решений. В разделы курса входят элементы линейной алгебры и аналитической геометрии, введение в математический анализ, дифференциальное исчисление функции одной и нескольких переменных
  2. Инженерная математика 2. Формирование у обучающихся математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных естественно-научных дисциплин, дисциплин профессионального цикла и навыков математического моделирования и исследований в профессиональной деятельности. В разделы курса входят интегральное исчисление функции одной и нескольких переменных, обыкновенные дифференциальные уравнения, теория рядов. Особое внимание уделяется вопросам применения математических методов для решения инженерных задач.
  3. Кибербезопасность. Сформировать понимание технологий достижения информационной безопасности во всех сферах деятельности и освоить системный подход для решения поставленных задач в области кибербезопасности. Включены вопросы о видах инструментов, используемых для борьбы с киберугрозами, обеспечение кибербезопасности, а также по видам вредоносных программ, видам атак, системам защиты, средствам контроля для достижения целей обеспечения информационной безопасности. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, «мозговой штурм».
  4. Компьютерное и инженерное моделирование. Изучение дисциплины дает возможность освоить основные изображения пространственных форм на плоскости и научить работать в современных системах моделирования с целью разработки инновационных компьютерных моделей, а также способствует развитию пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления на основе графических моделей пространственных форм и практических навыков в построении компьютерных моделей, применении их при решении реальных задач.
  5. Основы алгоритмизации и программирования. В результате изучения дисциплины студент будет способен: формировать методы разработки алгоритмов и обработки данных на языке программирования С++, описать методы создания алгоритмов и их полное использование, классифицировать методы сортировки, обработки массивов, написать код на языке программирования, создать приложение в среде программирования. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — кейс-задания, «мозговой штурм».
  6. Основы информационных систем. Изучение структуры, технических и программных средств информационных систем, структуры информационного процесса, методов системного анализа при постановке и алгоритмизации задач информационной системы, построения концептуальной модели информационных систем, их применения и средств разработки в процессе решения ситуационных задач систем. В рамках дисциплины применяются программы: язык SQL. Методы активного обучения — компьютерное моделирование и практический анализ результатов, «мозговой штурм».
  7. Охрана труда. В дисциплине рассматриваются основные опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников автомобильного и железнодорожного транспорта, в процессе эксплуатации и ремонта подвижного состава, передовые методы и технические решения по снижению производственного травматизма, улучшению условий труда и организации безопасности рабочих мест, способы организации и управления охраной труда, пожарную и электрическую безопасность, основные мероприятия при организации рабочих мест. Методы обучения — анализ конкретных ситуаций , групповые дискуссии.
  8. Прикладная физика 1. Дисциплина изучает простейшие, также наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Курс отражает кинематику, основные уравнения динамики, уравнения движения, границы применимости классической механики, устойчивое время, момент времени и энергии, статическую физику и термодинамику, электричество и магнетизм.
  9. Прикладная физика 2. Дисциплина изучает явления электромагнитной индукции, электромагнитные колебания и волны, законы оптики, основные принципы квантовой механики, физики и элементы физики атомного ядра. Строение атомных ядер. Ядерные силы. Закономерности альфа-бета и гамма-излучения. Курс отражает настоящее состояние современной физики и совмещает макроскопический и микроскопический подходы.
  10. Теория электрических цепей. Теоретическая и практическая подготовка студентов в области теории электрических цепей в такой степени, чтобы они могли выбирать необходимые электротехнические, электронные, электроизмерительные устройства, уметь их правильно эксплуатировать и составлять совместно со специалистами технические задания на разработку электрических частей различных установок и оборудования в своей профессиональной деятельности. В рамках дисциплины используются интерактивные методы обучения, расчетно-аналитический метод, метод кейс-заданий, игровые методы.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Методы оптимизации. Изучение теоретических основ современных концепций и моделей оптимизации и математического моделирования, применения алгоритмов численных методов и основных инструментальных средств в области методов оптимизации для решения актуальных инженерных и экономических задач. Используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, «мозговой штурм».
  2. Объектно-ориентированное программирование. Изучение основ классической теории объектно-ориентированного программирования, в том числе: пути эволюции технологий программирования от алгоритмического к ООП, основных принципов объектно-ориентированного построения программных систем (Абстракция, Инкапсуляция, Иерархия, Модульность,Типизация, Параллелизм, Сохраняемость), понятий классов, объектов, взаимоотношений между ними, а также многоуровневой модели OMG. изучение средств объектно-ориентированного и обобщенного программирования языка С++, средств стандартной библиотеки STL. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — презентации на основе современных мультимедийных средств, метод работы в малых группах.
  3. Операционные системы Linux. Формирования у будущих студентов способности работать со структурами и механизмами различных операционных систем, а также в операционной системе Linux. В рамках дисциплины рассматриваются следующие аспекты Linux: функции и архитектурные требования к ОС, общие принципы управления ресурсами, архитектура файловых систем, управление памятью, управление вводом, система управления данными. В практических занятиях используется ОС Linux (Ubuntu). В рамках дисциплины используются методы активного обучения — «мозговой штурм», тематическая дискуссия.
  4. Основы компьютерных сетей и телекоммуникаций (Cisco+Huawei). Освоение студентами принципов построения и функционирования локальных, региональных, глобальных компьютерных сетей и мобильных телекоммуникаций, а также получение практических навыков в работе с их информационными ресурсами, работа с сетями Cisco и Huawei, SD-WAN и SDN. Методы активного обучения — «тренажерные» методы обучения, т.е. направленные на формирование специальных знаний, умений, навыков: ситуационные задачи, метод выявления ошибок, метод проектов, кейс-метод, открытые и закрытые тесты.
  5. Основы облачной инфраструктуры. Освоение технологии создания облачного сервиса, работы с существующими облачными сервисами, студенты научатся использовать облачные вычисления и будут готовы к применению технологии облачных вычислений при решении задач оптимизации ИТ-процессов. В рамках дисциплины используются интерактивные методы обучения, расчетно-аналитический метод, метод кейс-заданий, игровые методы.
  6. Системы управления роботами. Освоение основ робототехники, конструирования роботов на базе комплекса Arduino и программирования в среде разработки Arduino IDE. Методами обучения являются: решение задач, проведение тематических коллоквиумов, семинаров «мозговой штурм».
  7. Схемотехника. Формирование у обучающихся знаний и умений в области построения и функционирования, протекающих физических процессов, методов анализа простейших электронных устройств, а также синтез более сложных устройств на их базе.
  8. Теория графов. Изучение структур и моделей обработки данных представимых графовыми структурами автоматов, подготовка к осознанному использованию, как построению моделей графов, так и методов их реализации и использованию. Используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, «мозговой штурм».
  9. Тестирование программного обеспечения. Формирование знаний и навыков по вопросам контроля качества программного обеспечения — верификации и тестирования программных продуктов. Активные методы обучения: кейс-методы; деловые ролевые игры, групповая работа.
  10. Цифровая обработка сигналов. Выяснение роли и значения цифровой обработки сигналов в приеме и передаче информации, особенностей и преимуществ цифрового представления сигналов, изучение алгоритмов цифровых преобразований, реализация цифровой обработки в телекоммуникационных, информационно-измерительных и радиофизических системах и ее применение в различных областях науки, техники и производства.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Базы данных. Формирование навыков и знаний в области создания и применения баз данных в системах управления, приобретение необходимых компетенций по проектированию логической структуры базы данных, выбору СУБД, организации интерфейсов работыс базой данных и подготовке отчетных форм. Применяются ПО: СУБД: MSAccess, Oracle, MSSQL и др. При изучении дисциплины используются интерактивные методы обучение кейс-обучения, дискуссия. В рамках дисциплины предусмотрены выездные занятия в филиал кафедры и гостевые лекции топ-менеджеров.
  2. ИТ инфраструктура. Обучение теории, методам и технологиям в области развития и управления IT-инфраструктуры, управление и развитие IT-инфраструктуры различного профиля и масштаба, а также формирование практических навыков эффективного построения и модернизации IT-инфраструктуры. Применяются платформа управления Tivoli, архитектура компьютерных систем, распространенных на примере SOA, CORBASOA, CORBA и т.д. Методы активного обучения: интерактивные лекциия, разбор конкретных ситуаций, мозговой штурм.
  3. Минорная программа 1. Первая из трех дисциплин, позволяющая сформировать дополнительные профессиональные компетенции в различных предметных областях.
  4. Минорная программа 2. Вторая из трех дисциплин, позволяющая сформировать дополнительные профессиональные компетенции в различных предметных областях.
  5. Минорная программа 3. Третья из трех дисциплин, позволяющая сформировать дополнительные профессиональные компетенции в различных предметных областях.
  6. Теория принятия решений. Изучение математического аппарата формализованных задач принятия решений и алгоритмов их решения, рассмотрение возможностей и путей использования методов оптимизации при решении задач принятия решений. В лабораторных занятиях применяются: GNU Octave, Python, MS Excel. Методы активного обучения: кейс-обучения, дебаты, мозговой штурм.
  7. Технологии искусственного интеллекта. Изучение дисциплины «Технологии ИИ» состоит в формирование у студентов, основ теоретических знаний и практических навыков работы в области основных стратегий искусственного интеллекта, а также получение навыков проектирования систем искусственного интеллекта и работы с инструментальными средствами реализации принципов искусственного интеллекта. В рамках дисциплины рассматриваются теоретические основы в области ИИ, развитие навыков решения прикладных задач в области ИИ, формирование способностей для самостоятельной разработки алгоритмов решения задач и их анализа.
  8. Управление проектами ИС. Сформировать профессиональные компетенции эффективного управления ИТ- проектами, в том числе с использованием информационных систем управления проектами. Применяется в лабораторных занятиях Microsoft Project. Методы активного обучения: метод проектов, мазговой штурм.
  9. WEB-программирование. Сформировать у студентов знаний о понимании принципов работы интернет-страниц, основы форматирования с использованием HTML, о понимание инструментальных средств по дизайну, знание основ верстки, CMS-систем для организации управления веб-сайтами и методы разработки, анализа и проектирования сайта, мультимедийные и FLASH-технологии. При изучении дисциплины используются интерактивные методы обучение кейс-обучения, дискуссия. В рамках дисциплины предусмотрены выездные занятия в филиал кафедры и гостевые лекции топ-менеджеров.

Компоненты по выбору

  1. Критическое мышление. В дисциплине изучаются формы и приемы рационального познания, создание общего представления о логических методах и подходах, используемых в области профессиональной деятельности, формирование практических навыков рационального и эффективного мышления.
  2. Надежность информационных систем. Формирование у студентов знаний по современным методам и средствам оценки надежности информационных систем для их использования в решении задач повышения эффективности и безопасности функционирования. Методы активного обучения — метод работы в малых группах, лабораторные опыты.
  3. Основы финансовой грамотности. Формирование общей функциональной экономической и финансовой грамотности, овладение методами и инструментами экономических и финансовых расчетов для решения практических задач
  4. Программирование в 1С. Формирование у студентов о программировании на базе «1С:Предприятие», общих понятий об основных объектах, входящих в состав прикладных решений, и приобретение ими начальных практических навыков работы в различных вариантах и режимах системы. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, лабораторные опыты. «
  5. Программирование на языке Java. Формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов на языке Java, основанные на использовании объектно-ориентированной методологии. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — презентации на основе современных мультимедийных средств, метод работы в малых группах, практический анализ результатов. «
  6. Программирование на языке Python. Формирование у студентов создавать современные кроссплатформенные приложения на языке Python с использованием универсиальной графической платформы PyQt5, взаимодействия с Интернетом, офисными документами, базами данных, графикой, мультимедиа и печатью. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — лабораторные опыты, метод работы в малых группах, «мозговой штурм».
  7. Смарт-технологии и автоматизация. Формирование знаний и умений по созданию, накоплению и обработке информации в распределенной системе с комплексным применением smart-технологий и его применение в автоматизации сервиса для регулирования показателей в режиме реального времени. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. обсудить Интернет вещей Iot; 2. анализировать применение smart-технологий в автоматизации для регулирования показателей в режиме реального времени; — оценить эффективность практического применения smart-технологий в различных сферах жизни. Методы активного обучения — метод работы в малых группах, лабораторные опыты.
  8. Тайм-менеджмент. Дисциплина изучает систему методов, инструментов и подходов, которые направлены на эффективное управление временем с целью достижения поставленных задач. Курс предназначен для повышения навыков организации и оптимизации использования рабочего времени, повышения продуктивности работы, снижения стресса, планирования, делегирования, использования инструментов и технологий, а также знать свои временные и энергетические ритмы с целью эффективного использования своего времени.
  9. Управленческая экономика. Формирование понятийного аппарата и развития навыков экономического анализа с использованием современных моделей и закономерностей экономической науки, рассмотрения экономических проблем и задач, стоящих перед руководителем фирмы. Изучение данной дисциплины позволит студентам получить и развить знания в области аналитических исследований экономических, технологических и технических параметров предприятия, а также позволит овладеть навыками применения специальных методов экономического обоснования управленческих решений и оценки их последствий.
  10. Хранение и обработка больших данных. Обеспечение студентов необходимыми знаниями и навыками по работе с большими данными на основе реляционных и нереляционных баз данных. Изучение основных понятий, связанных с большими данными, их хранении и обработки, основные принципы работы с реляционными базами данных и построении архитектуры БД, овладение основными знаниями по языку запросов SQL и визуализации данных, изучение основных видов обработки данных, введение в современные языки обработки больших данных. Для освоения дисциплины применяется ПО: Windows, Microsoft Office, AnacondaNavigator, Dbeaver, Superset, доступ в Интернет. В рамках дисциплины используются методы активного обучения — метод работы в малых группах, лабораторные опыты.