Статьи

Инклюзивное образование в Казахстане

Данные актуальны на октябрь 2024 г.

Инклюзивное образование в Казахстане представляет собой процесс интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную систему. Это направление образования направлено на создание условий, которые обеспечат равные возможности для всех детей, независимо от их физических или ментальных особенностей.

Правовая основа и законодательные изменения

В Казахстане развитие инклюзивного образования получило значительный импульс благодаря изменениям в законодательстве, направленным на создание более доступной и равноправной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые изменения в законодательстве

  1. Законодательные поправки 2021 года: Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам инклюзивного образования. Эти изменения касаются четырех основных законов: «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «Об образовании», «О правах ребенка» и «О социальной защите инвалидов» в Республике Казахстан.
  2. Ответственность образовательных организаций: Законодательство теперь предусматривает ответственность руководителей школ за создание условий для обучения детей с особыми потребностями. Это включает адаптацию образовательных программ в соответствии с индивидуальными особенностями развития обучающихся.
  3. Создание безбарьерной среды: В рамках изменений предусмотрено создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях, что включает материально-техническое оснащение, коррекционные и реабилитационные мероприятия.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение: Введены нормы для создания службы психолого-педагогического сопровождения, а также внедрение государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку.
  5. Расширение подготовки кадров: Для решения проблемы нехватки квалифицированных специалистов, работающих с детьми с особыми потребностями, расширена география обучения специалистов-дефектологов. Сейчас их готовят в 17 вузах страны. В Алматы 2 вуза.

Эти изменения направлены на обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, независимо от их физических или ментальных особенностей, и способствуют интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учреждения.

Особенности реализации

Ключевые аспекты инклюзивного образования в Казахстане включают:

  • Создание условий для обучения: Государство обязуется создавать условия для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями, учитывая их индивидуальные особенности.
  • Специальные программы и поддержка: Разрабатываются специальные учебные программы, а также оказывается психолого-педагогическая и методическая помощь учителям и родителям.
  • Подготовка кадров: Для работы с детьми с особыми потребностями расширяется подготовка специалистов-дефектологов, которые обучаются в 17 вузах страны.

Текущие достижения и проблемы

На сегодняшний день более 160 тысяч детей нуждаются в инклюзивном образовании, однако только около 23% из них участвуют в таком образовательном процессе. Основные проблемы включают нехватку квалифицированных педагогов и недостаточную материально-техническую базу.

Перспективы развития

Согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы, к 2025 году планируется создать условия для инклюзивного образования во всех школах и детских садах страны. Это включает создание безбарьерной среды и обеспечение доступа к образованию для всех детей. Важной целью является также формирование толерантного отношения к детям с особыми потребностями как внутри школ, так и за их пределами.


Какие обязанности предъявляются к руководителям школ по инклюзивному образованию

В Казахстане руководители школ несут важные обязанности по обеспечению инклюзивного образования, что закреплено в законодательстве и направлено на создание равных возможностей для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями. Основные обязанности руководителей школ включают:

  1. Создание условий для инклюзивного образования: Руководители обязаны создавать безбарьерную среду и адаптировать образовательные программы в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями обучающихся с особыми потребностями.
  2. Организация психолого-педагогического сопровождения: Обеспечение поддержки детей и родителей через службы психолого-педагогического сопровождения является одной из ключевых обязанностей. Это включает консультирование, помощь в адаптации и развитие необходимых компетенций у педагогов.
  3. Ответственность за прием детей: Руководители школ несут ответственность за прием всех детей, проживающих на территории обслуживания школы, включая детей с особыми образовательными потребностями. Это требует обеспечения доступности и равноправного подхода при приеме в учебные заведения.
  4. Подготовка и повышение квалификации педагогов: Руководители должны организовывать повышение квалификации педагогического состава для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также внедрять инновационные методики обучения.

Эти обязанности направлены на интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду, что способствует их социализации и полноценному участию в обществе.


Доплата учителям за инклюзивное образование

В Казахстане предусмотрены доплаты педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, в рамках системы инклюзивного образования. Эти доплаты установлены для компенсации особых условий труда и стимулирования учителей, занимающихся такой работой.

Размер и условия доплат

  • Размер доплаты: Доплата составляет 40% от базовой должностной оклада (БДО) педагога. Это касается учителей и воспитателей, работающих с детьми с ограниченными возможностями как в физическом, так и в умственном развитии.
  • Условия начисления: Доплата производится с учетом фактической педагогической нагрузки. Это означает, что она начисляется непосредственно за часы работы в классе, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями. В одном классе допускается обучение не более двух таких детей.

Особенности для специалистов

Вопрос о доплатах также касается специалистов, таких как логопеды и дефектологи, которые могут работать с большим количеством детей с особыми потребностями. Независимо от количества детей, доплата остается фиксированной на уровне 40% от БДО. Это правило распространяется на всех специалистов, независимо от числа детей, с которыми они работают.Эти меры направлены на поддержку педагогов и специалистов, работающих в условиях инклюзивного образования, и способствуют повышению качества обучения детей с особыми образовательными потребностями в стране.

Инклюзивное образование в Казахстане находится на стадии активного развития. Несмотря на существующие проблемы, государство предпринимает значительные усилия для их решения, включая законодательные изменения и развитие инфраструктуры. Внедрение инклюзивного образования является важным шагом к созданию справедливого общества, где каждый ребенок имеет возможность реализовать свой потенциал.