Конвергентная журналистика в UIB
Данные актуальны на ноябрь 2024 г.
Описание образовательной программы 6B03202 Конвергентная журналистика в UIB
Целью образовательной программы является подготовка специалиста, который сможет эффективно работать в цифровой среде различных учреждений — коммерческих компаниях, государственных организациях, культурной индустрии, науки и образования. Главной задачей программы является обеспечение студентов основными мировыми тенденциями в развитии СМИ, процессом конвергенции и инновационными практиками в области масс-медиа.
Двудипломная ОП, вуз-партнёр: Wyższa Szkoła Biznesu — National Louis University
Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.
Общеобразовательная программа
Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.
- Основы права и антикоррупционной культуры. В курсе представлены основы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного, финансового права РК, основы международного права. В самостоятельном разделе рассмотрены понятие, причины возникновения коррупции её виды и вопросы правового регулирования антикоррупционных процессов в РК, а также современный отечественный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией.
Базовые дисциплины
Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.
- Введение в журналистику. Курс системно рассматривает теоретический и эмпирический материал о функционировании СМИ и творческой работе журналиста. Рассматриваются основные понятия журналистики, ее эволюция как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, основные элементы квалификации журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика функционирования журналистики и ее эффективность. Цель курса — освоение студентами общих закономерностей журналистики, овладение принципами функционирования системы СМИ, приобретение комплекса базовых знаний, позволяющих стать высокопрофессиональными cпециалистами. Курс позволит добиться у студентов понимания роли СМИ в демократическом обществе, ориентироваться в особенностях массовой информации; определить собственное место в информационной деятельности; сосредоточиться на новых идеях и подходах, направленных на совершенствование содержания отечественных СМИ в интересах казахстанского общества.
- Введение в методы научных исследований. Дисциплина изучает: основной категориальный аппарат; методологию научных исследований; принципы, методы, этапы проведения научных исследований. Рассматривается методическая база научных исследований, классификация научных методов, их характеристика, в т.ч. особое внимание уделяется экономическим методам исследований
- Интернет – журналистика и новые медиаресурсы. Курс генерирует в себе новейшие знания в области интернет-журналистики. Современная журналистика как форма коммуникативной практики, развивающаяся в русле глобального проекта информационного общества, приобретает ряд качественно новых свойств. В частности, имеет место возникновение в медиапространстве сектора интернет-журналистики, обладающей свойствами гипертекстовости и интерактивности.
- История казахской журналистики. Программа дисциплины нацелена дать объективную оценку истории казахской журналистики со второй половины ХІХ века и до наших дней. Рассматривает возникновение и становление казахской периодической печати в контексте развития казахстанского общества. Цель — получение студентами глубоких теоретических знаний по важнейшим этапам становления, генезиса и формирования казахской национальной прессы, радио и телевидения; изучить революционную прессу начала ХХ века, прессу периода репрессий, фронтовую журналистику времен Великой Отечественной войны, прессу советского периода, эпохи перестройки и периода независимости Казахстана через призму творчества видных журналистов и публицистов Казахстана.
- Казахский (русский) язык 3. Дисциплина базируется на предусмотренной университетской программе по казахскому (русскому) языку согласно объема языковой и речевой компетенции, а также на требованиях работодателей к знанию современной технической терминологии к уровню коммуникативно-речевой подготовки молодых специалистов. В процессе обучения студенты узнают использование казахского (русского) языка как профессионального инструмента. Профессиональный словарный запас, накопленный в ходе обучения курса, способствует дальнейшему формированию языковых навыков устной и письменной формах речи в профессиональной деятельности.
- Казахский (русский) язык 4. Дисциплина предназначена для овладения студентами профессиональным казахским/русским языком на уровнях LSP — язык для специальных целей. Дисциплина направлена на развитие коммуникативных способностей в профессиональном общении. В процессе освоения дисциплины у студентов формируются, необходимые будущему специалисту коммуникативные и языковые компетенции на основе языка специальности.
- Лидерство. Курс охватывает основной круг вопросов, связанных с проблемами лидерства. Лидерство представлено как сложное психологическое явление; показаны закономерности и механизмы лидерской активности, а также условия и факторы, обеспечивающие развитие лидерства или препятствующие этому процессу. Наряду с традиционными темами (власть, общение, мотивация, стиль деятельности лидеров и т.п.) рассматриваются ценностно-смысловые аспекты лидерской активности, имеющие существенное значение для понимания лидерства как явления.
- Правовое и этическое регулирование СМИ. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Понятие медиаправа. Свобода мысли и слова как неотъемлемое право человека. Источники медиаправа: Конституция, международные договоры, законы, указы Президента и постановления Правительства. Цель: сформировать понимание роли права в демократическом обществе. Дать представление об основах законодательства в области массовой информации, правовых нормах и принципах, на которых базируются массово-информационные отношения в РК, основах права на свободу выражения мнений, правах и обязанностях журналиста в редакционной работе Сформировать понимание этики и профессиональной этики в современном медийном пространстве.
- Управление бизнес-информацией. Целью изучения курса является изучение теоретических основ развития управления бизнес-информации и бизнес-процессов, методологии проектирования и разработки автоматизированных информационных систем с помощью пакета финансовых, логических, математических и статистических функций в электронных таблицах.
- Язык и стиль СМК. Курс посвящен особенностям функционирования языка в СМИ, анализу лингво-форматных признаков основных типов медиатекстов и их стилистическим особенностям. Все три функции творческой деятельности журналиста: организаторская (в общении с автором), организационная (понимание того, какое место должна занять публикация при формировании номера, полосы, ведении сквозной темы) и, наконец, собственно создание журналистского произведения, совершенствование его формы – находят свое преломление в работе над текстом. Цели: формирование профессиональной культуры речи журналиста, работающего с печатным и электронным текстом. Дать студентам целостное представление о стилистике как инструменте умения писать материалы в СМИ. Развить практические знания студентов по редактированию различных материалов в СМИ.
- Foreign language 3. Курс нацелен на развитие у студентов четырех языковых навыков (чтение, письмо, говорение и слушание) в бизнес контексте, а также навыков критического и аналитического мышления. С этой целью курс предоставляет возможность читать простые бизнес статьи, эффективно слушать несложные бизнес беседы, презентации, также критически мыслить, вести основную деловую коммуникацию и переписку с международными партнерами, с особым упором на соответствующее использование самой необходимой языковой структуры и лексики. По окончанию курса студенты осваивают первую часть одного уровня соответствующий Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.
- Foreign language 4. Деловой английский направлен на формирование и развитие у студентов умении слушать, говорить, читать и писать по английскии по темам связанным с логистикой. С этой целью курс предоставляет возможность самостоятельно читать бизнес статьи повышенной сложности, эффективно слушать бизнес повышенного уровня презентации и лекции, также критически мыслить, вести профессиональную деловую коммуникацию и переписку с международными партнерами, с упором на использование более сложной языковой структуры и лексики.
- Foreign language 5. Foreign Language 5 — профессиональный курс английского языка, предлагаемого студентам 3-го курса УМБ, включает в себя основные навыки слушание, говорение, чтение и письмо по темам профессионального интереса учащихся. Курс разработан для основания профессиональной языковой осведомленности студентов, улучшения их речевых навыков и коммуникативных знаний в рамках профессионального английского языка по их специальности. Задания курса дают возможность развить способности критического мышления, также, как и успешно развить навыки академического письма. Обучение языку осуществляется по коммуникативному, интерактивному, студенто-ориентированному, результативному подходам и в большой степени базируется на самостоятельной работе студентов. По окончанию курса студенты осваивают первую часть изучаемого уровня соответствующий Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.
- Foreign language 6. Профессиональный курс английского языка, предлагаемого студентам 3-го курса УМБ, нацелен на дальнейшее развитие навыков слушания, говорения, чтения и письма согласно специфике организации. Курс разработан для повышения профессиональной языковой компетенции студентов, улучшения их речевых навыков и коммуникативных знаний в рамках профессионального английского языка по их специальности. Задания курса дают возможность дальше развить способности критического мышления, также, как и успешно реализовать навыки академического письма согласно специфике организации. Обучение языку осуществляется по коммуникативному, интерактивному, студенто-ориентированному, результативному подходам и в большой степени базируется на самостоятельной работе студентов
Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
- Ораторское мастерство и техника речи. Цель дисциплины: овладение студентами знаниями в области современного риторического мастерства. развитие коммуникативных умений в практике публичных выступлений, привитие студентам речевой культуры, раскрытие особенностей и овладение способами правильного и логичного говорения. закрепить и усовершенствовать навыки владения нормами русского литературного языка; сформировать выбор адекватного слова для выражения понятия, правильной синтаксической конструкции для выражения мысли; обучить профессиональному общению в связях с общественностью; развить голосоречевое мастерство, изучить законы риторики и приемы ораторского мастерства.
- Подкасты. Курс направлен на изучение подкастов как сегмента медиарынка. Предполагается вместе со студентами рассмотреть теоретические основы производства и продвижения подкастов, планируется изучать как казахстанские, так и зарубежные подкасты. В ходе курса будут рассмотрены основные форматы подкастов: интервью, авторский комментарий, панельная дискуссия, документальный сторителлинг. Особое внимание будет уделено практическим занятиям, в рамках которых студенты будут составлять планы подкастов, записывать и монтировать подкасты.
- Режиссура. Программа помогает овладеть основными тонкостями режиссуры документального фильма, приобрести творческие и технические навыки в создании цифровых медийных проектов, использовать богатый арсенал кинообразности неигрового кино и разнообразные инструменты цифрового повествования, а также дает уникальную возможность быть в курсе самых последних трендов и технологий.
- Спортивная журналистика. Дисциплина направлена на расширение и углубление профессиональных и общекультурных компетенций будущих журналистов, на формирование их профессиональной эрудиции. Целью курса является ознакомление студентов с основными представлениями о социальной роли спортивной журналистики в современном Казахстане, формирование знаний о способах функционирования спортивных СМИ и основных тенденциях отражения в них вопросов развития спорта, высших достижений и массового физического воспитания, изучение методов работы спортивного журналиста в газете, на радио, телевидении и Интернете
- Телерадиожурналистика. Цель дисциплины — получить представление об истории ТВ, основных этапах и тенденциях развития отечественного ТВ, специфике и отличительных качествах ТВ как средства массовой информации, жанровых формах и принципах работы современного тележурналиста, особенностях деятельности в условиях мультимедийной среды, конвергентной журналистики, новейших цифровых технологий.
- Фото и операторское искусство. освоение теоретических и практических основ операторского мастерства; углубленное знание композиционных, пространственных и других особенностей построения кадра;
Дисциплины по профилю
Вузовские компоненты
- Деловые масс-медиа. Дисциплина рассматривает деловую журналистику в системе средств массовой информации, ее общественно-политическое и гуманитарное значение. Курс уделяет внимание аналитической составляющей в деловой журналистике как важнейшему профессиональному приоритету. Делается акцент на особенности современных деловых СМИ в сети Интернет. В рамках данного курса рассматриваются общие закономерности функционирования бизнес-журналистики. Новизна обусловлена постоянно меняющимся контентом массмедиа и перманентным совершенствованием как технологий передачи информации деловой информации, так и методами формирования деловыми СМИ повестки дня различных социумов. В рамках курса рассматриваются общие закономерности функционирования бизнес-журналистики.
- Дизайн печатных СМИ. В процессе изучения данного предмета студенты освоят навыки дизайнера и бильд-редактора. Предмет предполагает изучение техники печати периодических изданий, функции и задачи оформления газет и журналов, ознакомятся с рекламными разработками, азами анимационной графики, контрастами, спецэффектами, с особенностями дизайна и терминологией, помимо технологии.
- Журналист-международник. Цель курса — обеспечение знаниями по теории международной журналистики, навыками формирования успешных международных контактов, способностью осуществлять информационную поддержку политического статуса Казахстана за рубежом, освещать глобальные проблемы мирового сектора, обеспечивать интеграцию медиа Казахстана в мировое информационное пространство. Иметь представление: об основных объектах, методах и принципах, используемых как в сфере международной журналистики, так и в смежных коммуникационных отраслях; о современном состоянии и тенденциях развития международной журналистики; о требованиях, предъявляемых к специалистам, освещающих международную проблематику.
- Основы SMM. Цели освоения дисциплины (модуля): формирование навыков использования современных информационных технологий и средств, позволяющих ориентироваться в вопросах получения, обработки и визуального оформления информации в сфере PR и рекламной деятельности. Формирование комплекса базовых знаний и навыков использования социальных сетей и социальных медиа в профессиональных коммуникациях. Формирование у студентов знаний, навыков и компетенций по использованию сетевых сервисов (Web) в коммуникационной деятельности.
- Права и свобода журналиста. Курс нацелен на цели — сформировать у студентов знания о правах журналистов, нормах профессиональной этики, этических кодексах, основанных на принципах непредвзятости и свободе доступа к информации, морально-нравственных нормах межличностного общения и ответственности, способствовать изучению практических аспектов этических, формированию навыков эффективной деловой коммуникации, выработке культуры общения и разрешения конфликтных ситуаций, умению постоять за свои профессиональные права и свободы.
- Рерайтинг и редактирование. Предмет изучает вопрос функционирования стилей языка, знакомит с изобразительно-выразительными средствами языка (тропы и фигуры). В данном курсе рассматривается вопрос связи стилистики с литературоведением. Основной же задачей редактирования является совершенствование содержания и формы текста. Курс призван для решения проблемы выбора языковых средств. Целью курса является создание у студента представления о возможностях использования языковых средств для удовлетворения коммуникативных потребностей журналиста в качестве автора и формирование у студента системного представления о закономерностях создания и обработки журналистского текста, овладение методикой редактирования журналистского произведения.
- Творческая лаборатория журналиста: жанры и методы. Дисциплина позволяет осмыслить функциональную сторону журналистки как процесса творческой деятельности с учетом особенностей развития современной общественно-экономической формации, специфики канала передачи информации, влияющей на конечный продукт журналистской деятельности, в котором должны органично сочетаться форма и содержание, для того чтобы достичь максимально эффективного результата на адресата информации. Освоение функций журналистики – умение определять основы деятельности СМИ с учетом социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различных общественно-политических ориентаций. В функциональные задачи журналистики на современном этапе входят социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации. Цели: сформировать и закрепить у студентов знания о функциях журналистики, жанровом многообразии конечного продукта журналистской деятельности с учетом канала передачи и интересов и потребностей аудитории.
Компоненты по выбору
- Арт-критика. Целью курса является формирование навыков и представлений о направлениях, жанрах, классах художественной критики как специфической формы бытия художественных явлений; показать специфику труда критика-журналиста, выработать навыки профессионального анализа и рецензии критических материалов любого вида; практического включения в художественно-критическую деятельность анализа и толкования литературного художественного. Курс рассчитан на последовательное овладение умениями и навыками комплексного и многоаспектного анализа художественного текста, а именно его семантической, структурной и коммуникативной составляющих.
- Журналистика сферы досуга. Курс посвящен вопросам инфотейнмента: возникновение, функции, способы воздействия. Переход к рыночной экономике, коммерциализация СМИ способствовали тому, что информация развлекательного характера активно завоевывать место на страницах газет и журналов, в теле- и радиоэфире. Нередко это приводило к снижению качества отдельных изданий, вытеснению из них «серьезной» информации, что уже неоднократно отмечалось исследователями
- Медиапсихология. В рамках данной программы подготовки предполагается изучение медиапсихологических феноменов и анализ медиапсихологического контента массовых коммуникаций, формирование навыков проведения медиапсихологических экспертиз и методик преодоления психологических последствий массовых информационных травм.
- Практикум по компьютерной графике и дизайну. Цель освоения дисциплины — всестороннее освоение компетенций (навыков, знаний умений), формирование у обучающихся структурных подходов к дизайну, накопление опыта учебных проектных разработок Практически ориентированная дисциплина, связанная с развитием навыков работы с современными программными продуктами и их применением в журналистской деятельности, включая издательское дело, газетно-журнальную верстку, медиа-контент в программах телевидения и т.д. Развитие у обучающихся проектной культуры компьютерного дизайна; практическое освоение ведущих методов проектирования в графическом дизайне; формирование проектного мышления как фундамента успеха и эффективности в профессии, формирование знаний в области креативного мышления.
- Расследовательская журналистика фактчекинг. Курс знакомит студентов с основами расследовательской журналистики. В условиях информационного общества вероятны многочисленные риски и опасности при доступности большого объема информации, все сложнее становится ориентироваться, получать и перерабатывать действительно достоверные сведения. Потенциал информационного общества может быть использован как для просвещения, так и для манипулирования сознанием и поведением человека. Эволюция методов и источников передачи и приема информации привели к появлению таких терминов как «fake news», «клиповое мышление» и «постправда», которые являются своего рода побочными эффектами современных возможностей медиа и значительных изменений в восприятии информации заинтересованными сторонами.
- СМИ и цели устойчивого развития. Цель дисциплины — формирование у студентов знаний и мировоззрения, позволяющих осознать необходимость перехода от традиционных моделей экономического развития к устойчивому типу, учитывать роль социальных и экологических факторов при руководстве коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, способности понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации с позиции устойчивого развития и их освещение в СМИ.
- Экологическая журналистика. Целью курса является повышение уровня освещения экологических проблем в СМИ и профессиональная подготовка журналиста-эколога. Дается понятие экологической журналистики, ее отличительных черт и особенностей, как готовиться и проводить интервью, где искать идеи для экологических статей, как осуществлять поиск источников для интервью, работать с экспертами, упростить техническую/научную информацию, освещать экологические темы в других жанрах.
- Social media. Целями освоения дисциплины «Social media» являются формирование знаний, принципов функционирования социальных медиа, развитие умений и навыков эффективного использования возможностей социальных медиа в профессиональной деятельности. Социальные медиа — новая и быстро растущая сфера, построенная на общении, ставшая результатом развития сети Интернет. Задачи курса: формирование базовых знаний о специфике социальных медиа как нового типа средств массовой информации и коммуникации; формирование основ практических умений организации работы с социальными медиа; формирование навыков самообразования и профессионального совершенствования в ходе изучения новых социальных сервисов и работы с ними; реализация коммуникативных, технических и эвристических способностей бакалавров в ходе работы с социальными сервисами.