Образовательные программы

Конвергентная журналистика в UIB

Описание образовательной программы 6B03202 Конвергентная журналистика в UIB

Целью образовательной программы является подготовка специалиста, который сможет эффективно работать в цифровой среде различных учреждений — коммерческих компаниях, государственных организациях, культурной индустрии, науки и образования. Главной задачей программы является обеспечение студентов основными мировыми тенденциями в развитии СМИ, процессом конвергенции и инновационными практиками в области масс-медиа.

Двудипломная ОП, вуз-партнёр: Wyższa Szkoła Biznesu — National Louis University
Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Основы права и антикоррупционной культуры. В курсе представлены основы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного, финансового права РК, основы международного права. В самостоятельном разделе рассмотрены понятие, причины возникновения коррупции её виды и вопросы правового регулирования антикоррупционных процессов в РК, а также современный отечественный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Введение в журналистику. Курс системно рассматривает теоретический и эмпирический материал о функционировании СМИ и творческой работе журналиста. Рассматриваются основные понятия журналистики, ее эволюция как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, основные элементы квалификации журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика функционирования журналистики и ее эффективность. Цель курса — освоение студентами общих закономерностей журналистики, овладение принципами функционирования системы СМИ, приобретение комплекса базовых знаний, позволяющих стать высокопрофессиональными cпециалистами. Курс позволит добиться у студентов понимания роли СМИ в демократическом обществе, ориентироваться в особенностях массовой информации; определить собственное место в информационной деятельности; сосредоточиться на новых идеях и подходах, направленных на совершенствование содержания отечественных СМИ в интересах казахстанского общества.
  2. Введение в методы научных исследований. Дисциплина изучает: основной категориальный аппарат; методологию научных исследований; принципы, методы, этапы проведения научных исследований. Рассматривается методическая база научных исследований, классификация научных методов, их характеристика, в т.ч. особое внимание уделяется экономическим методам исследований
  3. Интернет – журналистика и новые медиаресурсы. Курс генерирует в себе новейшие знания в области интернет-журналистики. Современная журналистика как форма коммуникативной практики, развивающаяся в русле глобального проекта информационного общества, приобретает ряд качественно новых свойств. В частности, имеет место возникновение в медиапространстве сектора интернет-журналистики, обладающей свойствами гипертекстовости и интерактивности.
  4. История казахской журналистики. Программа дисциплины нацелена дать объективную оценку истории казахской журналистики со второй половины ХІХ века и до наших дней. Рассматривает возникновение и становление казахской периодической печати в контексте развития казахстанского общества. Цель — получение студентами глубоких теоретических знаний по важнейшим этапам становления, генезиса и формирования казахской национальной прессы, радио и телевидения; изучить революционную прессу начала ХХ века, прессу периода репрессий, фронтовую журналистику времен Великой Отечественной войны, прессу советского периода, эпохи перестройки и периода независимости Казахстана через призму творчества видных журналистов и публицистов Казахстана.
  5. Казахский (русский) язык 3. Дисциплина базируется на предусмотренной университетской программе по казахскому (русскому) языку согласно объема языковой и речевой компетенции, а также на требованиях работодателей к знанию современной технической терминологии к уровню коммуникативно-речевой подготовки молодых специалистов. В процессе обучения студенты узнают использование казахского (русского) языка как профессионального инструмента. Профессиональный словарный запас, накопленный в ходе обучения курса, способствует дальнейшему формированию языковых навыков устной и письменной формах речи в профессиональной деятельности.
  6. Казахский (русский) язык 4. Дисциплина предназначена для овладения студентами профессиональным казахским/русским языком на уровнях LSP — язык для специальных целей. Дисциплина направлена на развитие коммуникативных способностей в профессиональном общении. В процессе освоения дисциплины у студентов формируются, необходимые будущему специалисту коммуникативные и языковые компетенции на основе языка специальности.
  7. Лидерство. Курс охватывает основной круг вопросов, связанных с проблемами лидерства. Лидерство представлено как сложное психологическое явление; показаны закономерности и механизмы лидерской активности, а также условия и факторы, обеспечивающие развитие лидерства или препятствующие этому процессу. Наряду с традиционными темами (власть, общение, мотивация, стиль деятельности лидеров и т.п.) рассматриваются ценностно-смысловые аспекты лидерской активности, имеющие существенное значение для понимания лидерства как явления.
  8. Правовое и этическое регулирование СМИ. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Понятие медиаправа. Свобода мысли и слова как неотъемлемое право человека. Источники медиаправа: Конституция, международные договоры, законы, указы Президента и постановления Правительства. Цель: сформировать понимание роли права в демократическом обществе. Дать представление об основах законодательства в области массовой информации, правовых нормах и принципах, на которых базируются массово-информационные отношения в РК, основах права на свободу выражения мнений, правах и обязанностях журналиста в редакционной работе Сформировать понимание этики и профессиональной этики в современном медийном пространстве.
  9. Управление бизнес-информацией. Целью изучения курса является изучение теоретических основ развития управления бизнес-информации и бизнес-процессов, методологии проектирования и разработки автоматизированных информационных систем с помощью пакета финансовых, логических, математических и статистических функций в электронных таблицах.
  10. Язык и стиль СМК. Курс посвящен особенностям функционирования языка в СМИ, анализу лингво-форматных признаков основных типов медиатекстов и их стилистическим особенностям. Все три функции творческой деятельности журналиста: организаторская (в общении с автором), организационная (понимание того, какое место должна занять публикация при формировании номера, полосы, ведении сквозной темы) и, наконец, собственно создание журналистского произведения, совершенствование его формы – находят свое преломление в работе над текстом. Цели: формирование профессиональной культуры речи журналиста, работающего с печатным и электронным текстом. Дать студентам целостное представление о стилистике как инструменте умения писать материалы в СМИ. Развить практические знания студентов по редактированию различных материалов в СМИ.
  11. Foreign language 3. Курс нацелен на развитие у студентов четырех языковых навыков (чтение, письмо, говорение и слушание) в бизнес контексте, а также навыков критического и аналитического мышления. С этой целью курс предоставляет возможность читать простые бизнес статьи, эффективно слушать несложные бизнес беседы, презентации, также критически мыслить, вести основную деловую коммуникацию и переписку с международными партнерами, с особым упором на соответствующее использование самой необходимой языковой структуры и лексики. По окончанию курса студенты осваивают первую часть одного уровня соответствующий Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.
  12. Foreign language 4. Деловой английский направлен на формирование и развитие у студентов умении слушать, говорить, читать и писать по английскии по темам связанным с логистикой. С этой целью курс предоставляет возможность самостоятельно читать бизнес статьи повышенной сложности, эффективно слушать бизнес повышенного уровня презентации и лекции, также критически мыслить, вести профессиональную деловую коммуникацию и переписку с международными партнерами, с упором на использование более сложной языковой структуры и лексики.
  13. Foreign language 5. Foreign Language 5 — профессиональный курс английского языка, предлагаемого студентам 3-го курса УМБ, включает в себя основные навыки слушание, говорение, чтение и письмо по темам профессионального интереса учащихся. Курс разработан для основания профессиональной языковой осведомленности студентов, улучшения их речевых навыков и коммуникативных знаний в рамках профессионального английского языка по их специальности. Задания курса дают возможность развить способности критического мышления, также, как и успешно развить навыки академического письма. Обучение языку осуществляется по коммуникативному, интерактивному, студенто-ориентированному, результативному подходам и в большой степени базируется на самостоятельной работе студентов. По окончанию курса студенты осваивают первую часть изучаемого уровня соответствующий Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.
  14. Foreign language 6. Профессиональный курс английского языка, предлагаемого студентам 3-го курса УМБ, нацелен на дальнейшее развитие навыков слушания, говорения, чтения и письма согласно специфике организации. Курс разработан для повышения профессиональной языковой компетенции студентов, улучшения их речевых навыков и коммуникативных знаний в рамках профессионального английского языка по их специальности. Задания курса дают возможность дальше развить способности критического мышления, также, как и успешно реализовать навыки академического письма согласно специфике организации. Обучение языку осуществляется по коммуникативному, интерактивному, студенто-ориентированному, результативному подходам и в большой степени базируется на самостоятельной работе студентов

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Ораторское мастерство и техника речи. Цель дисциплины: овладение студентами знаниями в области современного риторического мастерства. развитие коммуникативных умений в практике публичных выступлений, привитие студентам речевой культуры, раскрытие особенностей и овладение способами правильного и логичного говорения. закрепить и усовершенствовать навыки владения нормами русского литературного языка; сформировать выбор адекватного слова для выражения понятия, правильной синтаксической конструкции для выражения мысли; обучить профессиональному общению в связях с общественностью; развить голосоречевое мастерство, изучить законы риторики и приемы ораторского мастерства.
  2. Подкасты. Курс направлен на изучение подкастов как сегмента медиарынка. Предполагается вместе со студентами рассмотреть теоретические основы производства и продвижения подкастов, планируется изучать как казахстанские, так и зарубежные подкасты. В ходе курса будут рассмотрены основные форматы подкастов: интервью, авторский комментарий, панельная дискуссия, документальный сторителлинг. Особое внимание будет уделено практическим занятиям, в рамках которых студенты будут составлять планы подкастов, записывать и монтировать подкасты.
  3. Режиссура. Программа помогает овладеть основными тонкостями режиссуры документального фильма, приобрести творческие и технические навыки в создании цифровых медийных проектов, использовать богатый арсенал кинообразности неигрового кино и разнообразные инструменты цифрового повествования, а также дает уникальную возможность быть в курсе самых последних трендов и технологий.
  4. Спортивная журналистика. Дисциплина направлена на расширение и углубление профессиональных и общекультурных компетенций будущих журналистов, на формирование их профессиональной эрудиции. Целью курса является ознакомление студентов с основными представлениями о социальной роли спортивной журналистики в современном Казахстане, формирование знаний о способах функционирования спортивных СМИ и основных тенденциях отражения в них вопросов развития спорта, высших достижений и массового физического воспитания, изучение методов работы спортивного журналиста в газете, на радио, телевидении и Интернете
  5. Телерадиожурналистика. Цель дисциплины — получить представление об истории ТВ, основных этапах и тенденциях развития отечественного ТВ, специфике и отличительных качествах ТВ как средства массовой информации, жанровых формах и принципах работы современного тележурналиста, особенностях деятельности в условиях мультимедийной среды, конвергентной журналистики, новейших цифровых технологий.
  6. Фото и операторское искусство. освоение теоретических и практических основ операторского мастерства; углубленное знание композиционных, пространственных и других особенностей построения кадра;

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Деловые масс-медиа. Дисциплина рассматривает деловую журналистику в системе средств массовой информации, ее общественно-политическое и гуманитарное значение. Курс уделяет внимание аналитической составляющей в деловой журналистике как важнейшему профессиональному приоритету. Делается акцент на особенности современных деловых СМИ в сети Интернет. В рамках данного курса рассматриваются общие закономерности функционирования бизнес-журналистики. Новизна обусловлена постоянно меняющимся контентом массмедиа и перманентным совершенствованием как технологий передачи информации деловой информации, так и методами формирования деловыми СМИ повестки дня различных социумов. В рамках курса рассматриваются общие закономерности функционирования бизнес-журналистики.
  2. Дизайн печатных СМИ. В процессе изучения данного предмета студенты освоят навыки дизайнера и бильд-редактора. Предмет предполагает изучение техники печати периодических изданий, функции и задачи оформления газет и журналов, ознакомятся с рекламными разработками, азами анимационной графики, контрастами, спецэффектами, с особенностями дизайна и терминологией, помимо технологии.
  3. Журналист-международник. Цель курса — обеспечение знаниями по теории международной журналистики, навыками формирования успешных международных контактов, способностью осуществлять информационную поддержку политического статуса Казахстана за рубежом, освещать глобальные проблемы мирового сектора, обеспечивать интеграцию медиа Казахстана в мировое информационное пространство. Иметь представление: об основных объектах, методах и принципах, используемых как в сфере международной журналистики, так и в смежных коммуникационных отраслях; о современном состоянии и тенденциях развития международной журналистики; о требованиях, предъявляемых к специалистам, освещающих международную проблематику.
  4. Основы SMM. Цели освоения дисциплины (модуля): формирование навыков использования современных информационных технологий и средств, позволяющих ориентироваться в вопросах получения, обработки и визуального оформления информации в сфере PR и рекламной деятельности. Формирование комплекса базовых знаний и навыков использования социальных сетей и социальных медиа в профессиональных коммуникациях. Формирование у студентов знаний, навыков и компетенций по использованию сетевых сервисов (Web) в коммуникационной деятельности.
  5. Права и свобода журналиста. Курс нацелен на цели — сформировать у студентов знания о правах журналистов, нормах профессиональной этики, этических кодексах, основанных на принципах непредвзятости и свободе доступа к информации, морально-нравственных нормах межличностного общения и ответственности, способствовать изучению практических аспектов этических, формированию навыков эффективной деловой коммуникации, выработке культуры общения и разрешения конфликтных ситуаций, умению постоять за свои профессиональные права и свободы.
  6. Рерайтинг и редактирование. Предмет изучает вопрос функционирования стилей языка, знакомит с изобразительно-выразительными средствами языка (тропы и фигуры). В данном курсе рассматривается вопрос связи стилистики с литературоведением. Основной же задачей редактирования является совершенствование содержания и формы текста. Курс призван для решения проблемы выбора языковых средств. Целью курса является создание у студента представления о возможностях использования языковых средств для удовлетворения коммуникативных потребностей журналиста в качестве автора и формирование у студента системного представления о закономерностях создания и обработки журналистского текста, овладение методикой редактирования журналистского произведения.
  7. Творческая лаборатория журналиста: жанры и методы. Дисциплина позволяет осмыслить функциональную сторону журналистки как процесса творческой деятельности с учетом особенностей развития современной общественно-экономической формации, специфики канала передачи информации, влияющей на конечный продукт журналистской деятельности, в котором должны органично сочетаться форма и содержание, для того чтобы достичь максимально эффективного результата на адресата информации. Освоение функций журналистики – умение определять основы деятельности СМИ с учетом социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различных общественно-политических ориентаций. В функциональные задачи журналистики на современном этапе входят социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации. Цели: сформировать и закрепить у студентов знания о функциях журналистики, жанровом многообразии конечного продукта журналистской деятельности с учетом канала передачи и интересов и потребностей аудитории.

Компоненты по выбору

  1. Арт-критика. Целью курса является формирование навыков и представлений о направлениях, жанрах, классах художественной критики как специфической формы бытия художественных явлений; показать специфику труда критика-журналиста, выработать навыки профессионального анализа и рецензии критических материалов любого вида; практического включения в художественно-критическую деятельность анализа и толкования литературного художественного. Курс рассчитан на последовательное овладение умениями и навыками комплексного и многоаспектного анализа художественного текста, а именно его семантической, структурной и коммуникативной составляющих.
  2. Журналистика сферы досуга. Курс посвящен вопросам инфотейнмента: возникновение, функции, способы воздействия. Переход к рыночной экономике, коммерциализация СМИ способствовали тому, что информация развлекательного характера активно завоевывать место на страницах газет и журналов, в теле- и радиоэфире. Нередко это приводило к снижению качества отдельных изданий, вытеснению из них «серьезной» информации, что уже неоднократно отмечалось исследователями
  3. Медиапсихология. В рамках данной программы подготовки предполагается изучение медиапсихологических феноменов и анализ медиапсихологического контента массовых коммуникаций, формирование навыков проведения медиапсихологических экспертиз и методик преодоления психологических последствий массовых информационных травм.
  4. Практикум по компьютерной графике и дизайну. Цель освоения дисциплины — всестороннее освоение компетенций (навыков, знаний умений), формирование у обучающихся структурных подходов к дизайну, накопление опыта учебных проектных разработок Практически ориентированная дисциплина, связанная с развитием навыков работы с современными программными продуктами и их применением в журналистской деятельности, включая издательское дело, газетно-журнальную верстку, медиа-контент в программах телевидения и т.д. Развитие у обучающихся проектной культуры компьютерного дизайна; практическое освоение ведущих методов проектирования в графическом дизайне; формирование проектного мышления как фундамента успеха и эффективности в профессии, формирование знаний в области креативного мышления.
  5. Расследовательская журналистика фактчекинг. Курс знакомит студентов с основами расследовательской журналистики. В условиях информационного общества вероятны многочисленные риски и опасности при доступности большого объема информации, все сложнее становится ориентироваться, получать и перерабатывать действительно достоверные сведения. Потенциал информационного общества может быть использован как для просвещения, так и для манипулирования сознанием и поведением человека. Эволюция методов и источников передачи и приема информации привели к появлению таких терминов как «fake news», «клиповое мышление» и «постправда», которые являются своего рода побочными эффектами современных возможностей медиа и значительных изменений в восприятии информации заинтересованными сторонами.
  6. СМИ и цели устойчивого развития. Цель дисциплины — формирование у студентов знаний и мировоззрения, позволяющих осознать необходимость перехода от традиционных моделей экономического развития к устойчивому типу, учитывать роль социальных и экологических факторов при руководстве коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, способности понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации с позиции устойчивого развития и их освещение в СМИ.
  7. Экологическая журналистика. Целью курса является повышение уровня освещения экологических проблем в СМИ и профессиональная подготовка журналиста-эколога. Дается понятие экологической журналистики, ее отличительных черт и особенностей, как готовиться и проводить интервью, где искать идеи для экологических статей, как осуществлять поиск источников для интервью, работать с экспертами, упростить техническую/научную информацию, освещать экологические темы в других жанрах.
  8. Social media. Целями освоения дисциплины «Social media» являются формирование знаний, принципов функционирования социальных медиа, развитие умений и навыков эффективного использования возможностей социальных медиа в профессиональной деятельности. Социальные медиа — новая и быстро растущая сфера, построенная на общении, ставшая результатом развития сети Интернет. Задачи курса: формирование базовых знаний о специфике социальных медиа как нового типа средств массовой информации и коммуникации; формирование основ практических умений организации работы с социальными медиа; формирование навыков самообразования и профессионального совершенствования в ходе изучения новых социальных сервисов и работы с ними; реализация коммуникативных, технических и эвристических способностей бакалавров в ходе работы с социальными сервисами.