Образовательные программы

Культурно-досуговая работа в МТГУ

Описание образовательной программы 6B11115 Культурно-досуговая работа в МТГУ

Подготовка квалифицированных специалистов в области культурно-досуговой деятельности, которые обладают умением заинтересовывать людей в сферу культуры, развивают их индивидуальность и помогают оценить культурное наследие.

Язык обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

  • Основы научных исследований. Дисциплина формирует общие представлений о теоретико-методологических основах научно-исследовательской деятельности, правилах выполнения научно-исследовательской деятельности, приобретение навыка владения методами оформления и порядком представления результатов различных исследовательских работ и использование этих навыков в написании курсовой работы и дипломного исследования, а также для будущей профессиональной деятельности.
  • Основы право и антикоррупционной культуры. Дисциплина представляет собой междисциплинарную систему знаний, объединяющую основные отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.), а также формирование системы знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явлению, которая дает понятие о роли определенных правовых норм и рассматриваются конкретные юридические вопросы и проблемы.
  • Основы экономики и предпринимательства. Дисциплина формирует у будущих специалистов основы экономики и ведения предпринимательского дела в рыночных условиях. Предметом изучения дисциплины является применение методов предпринимательского дела, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, организационных и финансовых основ бизнеса, государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики.
  • Рухани жаңғыру. Дисциплина включает в себя проблемы национальной культуры, традиции и обычаев в общеисторическом контексте, раскрытие студентам историчности и содержания духовного мира казахского народа, закономерностей и тендений в культурном развитии казахского народа, вызваны объективно назревшими потребностями совершенствования университетской системы преподавания истории в направлении междисциплинарной интеграции, гуманизации.
  • Экология и безопасность жизнедеятельности. Дисциплина изучает основные подходы к решению экологических проблем, источники и виды загрязнения окружающей среды предприятиями транспорта, методы снижения вредного воздействия на окружающую среду. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их причины способы профилактики и защиты. Проведение спасательных и других неотложных работ, правила поведения людей при чрезвычайных ситуациях

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Анализ фильма, пьесы и спектакля. Дисциплина развивает взаимодействие и связь между различными видами искусства, особенности. Прививает навыки работы с информацией из разных источников с целью обработки ее для использования в творческом процессе создания кинопроизведения, пьесы и спектакля. Развивает умение анализировать и давать аргументированную оценку процессам, происходящим в современных видах искусства, в том числе в мировом кинематографе; оценивать достижения искусства и художественной культуры на основе знаний исторического контекста; составлять рецензию на просмотренные киноматериалы.
  2. Деловое общение и делопроизводство. Дисциплина повышает уровень коммуникативной компетентности студентов и приобретение ими представления об особенностях формирования и развития систем делового общения и делопроизводства на государственном языке, которые являются важной частью ведения дел предприятия, организации, фирмы. Задачами дисциплины являются: повышение эффективности труда путем налаживания деловых и творческих контактов среди различных групп персонала, деловыми партнерами; получения знаний, позволяющих каждому обучающемуся сориентироваться в сложных вопросах протокола, этикета и технологии делового общения; развитие умения строить речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи в профессиональной сфере; представления о содержании, формах и межкультурных особенностях в области деловой коммуникации; понимание устных и письменных стратегий делового общения; выработать практические навыки для оформления организационно-распорядительных документов;
  3. История мирового кино и театра I. Дисциплина освещает основные пути развития мирового театра. Выявляются ведущие тенденции в функционировании театрального искусства: идеи, язык, жанры, стили, персоналии, принципы актерской игры, отношение общества. Проводятся параллели с художественно-стилевыми явлениями музыкального и изобразительного искусства. На этой основе происходит культурологическое осмысление театрально-исторического процесса, восприятие его в целостности.
  4. История мирового кино и театра II. Дисциплина дает возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала.
  5. История, теория культурно-досуговой деятельности. Дисциплина дает понятие о культурно-досуговой деятельности, как одну из важных составляющих функционирования социума, обладает силой смыслового и эмоционального воздействия. Разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства. Культурно-досуговая деятельность обусловлена потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.
  6. Мастерство речи I. Дисциплина предполагает знакомство с основами ораторского искусства, включающими сведения об истории его развития, судебном красноречии, риторическом идеале, речевой деятельности, типах речевых действий и типах дискуссий, о речевом поведении, особенностях судебного ораторского искусства, а также обучение правильному речевому поведению, овладение навыками беседы, спора, дискуссии в разных аудиториях, овладение мастерством публичного выступления, выработка собственного речевого стиля.
  7. Мастерство речи II. В процессе изучения данной дисциплины, осуществляется совершенствование речевого искусства. Подготовка, которая предлагается в данном курсе, должна вооружить навыками, необходимыми в профессиональной работе. Задачи: усвоение структуры и основных функций техники речи; демонстрация способов постановки голоса; развитие фонационного дыхания; воспитание правильного голосообразования; выработка навыков самостоятельной систематической работы по голосообразованию; формирование простейших навыков профессионального общения.
  8. Менеджмент. Дисциплина изучает основные принципы и методы организации и управления предприятием, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях хозяйствования, процессами принятия решений в области менеджмента, поскольку формирование рыночных экономических отношений требует подготовки квалифицированных специалистов, вооруженных новыми знаниями и умениями, владеющими современным аппаратом для решения принципиально новых задач.
  9. Основы режиссуры. Дисциплина дает целостное представление о сущности и эволюции режиссерской и актерской работы. Задачи: дать фундаментальные знания по теории и истории режиссуры; сформировать представление о целях, средствах и принципах режиссерской деятельности; научить студентов основам режиссерского видения постановки; подготовить к изучению и познанию современных театральных культурных форм и процессов.
  10. Работа актера в спектакле. Дисциплина изучает освоить профессиональных компетенций обучающийся должен получить комплекс знаний и умений в объеме, необходимом для профессиональной деятельности в соответствии с получаемыми квалификациями; ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества; анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью; владеть специальной терминологией и лексикой театра.
  11. Современное киноискусство I. Дисциплина с помощью кино, способна формировать мировоззрение человека, менять его отношение к тем или иным вещам, помогать составить ему мнение о том или ином процессе или явлении. Фильмы способны оказывать непосредственное влияние и на психику человека. Так, просмотр киноленты может вызвать целую гамму разнообразных по своей силе эмоций и чувств: от страха до чувства радости.
  12. Современное киноискусство II. Дисциплине кино, как явление массовой культуры, представляется одной из наиболее важных, новых ее форм с точки зрения выражения видимого, воображаемого, виртуального. Массовая культура, вопреки распространенному представлению о ней как результате стандартизированного производства, являет собой не только противоположность культуре саморазвития, но и ее неожиданное выражение и следствие.
  13. Технология методического руководства культурно-досуговой деятельности. Дисциплина рассматривает умение свободно ориентироваться в методологических проблемах культурно-досуговой работы, имея глубокие знания по культурно-досуговому делу Казахстана. Владение технологией творческой и педагогической работой. Умение и навыки аналитического подхода к рассмотрению практической деятельности культурно-воспитательных учреждений, составление методических разработок массовых мероприятий.
  14. Трудовое право. Дисциплина регулирует такие общественные отношения, которые складываются в процессе использования наемного труда работников, а также ряд других отношений, тесно связанных с трудовыми. Целью дисциплины является получение студентами знаний в области трудового законодательства Республики Казахстан; овладение навыками работы с законодательством, в области регулирования труда, умение ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих на практике, владеть навыками применения полученных знаний.
  15. Художественно-массовая организция досуга. Дисциплина рассматривает умение проектировать и организовать культурно массовую работу. Владение навыками изучения эмоциональной, художественно познавательной и поведенческой результативности групповых и массовых форм культурно-досуговых мероприятий. В процессе создания различных театрализованных и праздничных форм применять разнообразные средства художественной выразительности и методы режиссерского анализа художественных произведений.
  16. Экономическая теория. Дисциплина изучает этапы развития экономической мысли, формирование спроса на товар или услугу, практическое применение законов спроса и предложения, исследует особенности поведения фирм и потребителей на различных видах рынка, практическое применение показателей эластичности спроса и предложения по цене и доходу, рассматривает законы Госсена, Маршалла, Энгеля и др., а также их использование в деятельности компаний.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Вокал. Дисциплина нацелена на пробуждение у обучающихся интереса к классической вокальной музыке и желанию научиться грамотно её исполнять на основе единства с общим музыкально – художественным развитием. Развитие музыкально-творческих способностей, на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области сольного исполнительства.
  2. Дисциплина 1. Согласно по каталогу дополнительной образовательной программы (Minor)
  3. Драматургия. Дисциплина раскрывает теорию и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчиво.
  4. История искусства. Дисциплина рассматривает комплекс знаний в области истории художественной культуры и искусства, формирование систематизированных знаний в области теории и истории искусств, формирование представления о сущности и особенностях различных видов искусства, художественных процессов развития искусства, художественных стилей, школ, направлений.
  5. История казахского кино. Дисциплина ведет к истокам возникновения казахского кино. Начало казахского кинематографа принято считать с фильма «Амангельды», вышедшего на экраны в 1938 году. «Амангельды» стал огромным событием в культурной жизни КазССР – зрители, выходя из зрительного зала, вновь становились в очередь за билетами на следующий сеанс. Однако дальнейшее развитие казахстанского кинематографа замедлилось из-за Второй мировой войны.
  6. Межкультурные коммуникации. Дисциплина представляет собой особый раздел общей теории коммуникации, исследующий — в теоретическом и практическом отношении — коммуникативное взаимодействие представителей разных культур. Профессиональный коммуникант должен уметь управлять коммуникацией, создавая у собеседника нужные в данный конкретный момент ощущения, впечатления, должен уметь преодолевать различные коммуникативные барьеры — препятствия, затрудняющие процесс общения или направляющие его ход не так, как это нужно коммуниканту.
  7. Основы сценарного мастерства. Дисцилина ставит цели – обеспечить качественную подготовку студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных, профессиональных функций сценариста. Задачи освоения дисциплины состоят в формировании у студентов комплексного представления о специфике работы сценариста и закреплении навыков самостоятельного творчества, включающих написание сценариев.
  8. Работа актера над ролью I. Дисциплина знакомит с произведениями драматургии разных стран и эпох; знакомит с различным драматическим материалом разных стран и эпох; дает понимание творческого языка авторов различных стран; учит планировать, организовывать и проводить различные мероприятия с учетом межнациональной команды, основываясь на специфике инклюзивного подхода; учитывать риски в работе в интерактивных действах и перформансах.
  9. Работа актера над ролью II. Дисциплина прививает навыки свободно владеть собой в условиях сценического действия; разбирать роль, искать сквозное действие, находить зерно роли; постепенно вырабатывать свой метод работы над образом; обладать способностью быть органичным и убедительным; теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы –драматургии, прозы, поэзии на сцене.
  10. Сценическая деятельность. Дисциплина направляет на изучение основ сценического действия через освоение механизма человеческого поведения; освоение элементов актерского мастерства, законов внутренней и внешней техники актера; изучение приемов и методов создания режиссерского замысла и постановочного плана спектакля; овладение методом действенного анализа роли для создания сценического образа с его сквозным действием, ведущим к сверхзадаче; обучение навыкам выражения конкретных человеческих эмоций через условные пластические движения; формирование мотивации поиска собственных решений создания художественного образа, т.е. развитие самостоятельно мыслящей творческой личности.
  11. Театр малых форм. Дисциплина нацелена дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.
  12. Театр эстрадных миниатюр I. Дисциплина дает возможность участвовать в публичных показах; работать с режиссером, автором, композитором; создать сценический образ актерскими средствами в соответствии и на основе замысла режиссёра и в рамках, определяемых визуальным и музыкальным решением спектакля; создать художественно цельный образ актерскими средств.
  13. Театр эстрадных миниатюр II. Дисциплина объединяет искусство танца, вокала, сценической пластики в достаточной мере для воплощения задач, поставленных в процессе создания спектакля. Развивает творческую фантазию и способность наблюдения и ассоциации в художественный образ; предполагает работу с образным мышлением.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Актерское мастерство. Дисциплина ориентирована на умение работать с актером, на умение через актера воплотить свой замысел и базируется на знаниях, полученных при изучении основ актерского мастерства, что является важнейшей стороной профессии режиссера. Целью дисциплины являются изучение и практическое освоение студентами основ профессии актера, законов актерского творчества.
  2. Драматургия современного фильма. Дисциплина дает возможность сформировать представление о законах драматургии и их применении при написании сценария фильма, сформировать навыки композиции, выбора выразительных средств языка и стиля, умения выполнять все виды авторской литературной работы при подготовке материала. Способствовать формированию навыков написания литературного сценария, в том числе владению формами и методами создания литературной сценарной основы.
  3. Драматургия эстрадных представлений. Дисциплина раскрывает жанровые разновидности сценарной драматургии как художественно-эстетического явления, определяющего качество процессов зрительского восприятия; современные коммуникативные технологии при создании сценарной драматургии театрализованных представлений и праздников, других форм праздничной культуры; анализ явления истории, действительности при создании композиционной основы сценарной драматургии на основе современных коммуникативных технологий.
  4. Мастерство продюсера кино и телевидения. Дисциплина раскрывает теорию и практику продюсирования кино и телевидения, современное состояние аудиовизуальной сферы, ее жанровое и тематическое наполнение и художественные особенности составляющих ее областей; основные направления развития и функционирования телевидения и кино; основные элементы построения систем кинематографии и телевидения; организацию производства аудиовизуальной продукции; технику, технологию и организацию создания кино-, теле- и видеопродукции; творческие и производственно-технологические особенности специальных видов съемок.
  5. Продюсерская деятельность. Дисциплине раскрывается специфика продюсирования культурно-досуговых программ. Раскрывается содержание понятия «продюсерская деятельность», «режиссура», «досуг», «культурно-досуговая программа». Рассматривается вопрос о художественно-образном начале в деятельности продюсера. Целью освоения учебной дисциплины «Продюсерская деятельность» является знакомство с основными научными подходами, проблематикой и фактами, посвященными деятельности продюсера культурно-досуговых программ.
  6. Режиссерская задача и решение І. Дисциплина раскрывает творческое наследие мастеров классической режиссуры и актерского мастерства и режиссуры массового театра; исторические и современные театральные жанры; специфические особенности режиссуры театрализованных представлений; характерные черты театрализации как творческого метода в режиссуре театрализованных представлений; знакомит с технологиями работы с творческим коллективом в пределах единого художественного замысла для совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности.
  7. Режиссерская задача и решение ІІ. Дисциплина раскрывает основные положения теории и практики режиссуры, профессиональную терминологию, сложившуюся в современном театральном искусстве; принципы репетиционной работы при подготовке театрализованных представлений; развивает навыки осуществлять режиссёрско-постановочную деятельность в общем репетиционном процессе, и в индивидуальной работе при подготовке театрализованных представлений; прививает навыки работы с творческими коллективами авторов и исполнителей в пределах единого художественного замысла для совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности.
  8. Режиссура театрализованных представлений и праздников I. Дисциплина раскрывает готовность к работе в творческом коллективе (постановочной группе) в целях совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности, к организации творческих проектов (театрализованных представлений, праздников, концертов, художественно-спортивных представлений, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий и других форм праздничной культуры), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования, творческих организациях и объединениях, к организации и проведению спортивных соревнований, подвижных игр.
  9. Режиссура театрализованных представлений и праздников II. Дисциплина раскрывает теорию режиссуры театрализованных представлений и праздников, понимание природы конфликта — главного двигателя сценического действия; творческое наследие мастеров режиссуры массового театра, синтетическую природу праздничных действ, включающую разнообразные виды и жанры ху­дожественного творчества; основные принципы «театрализации», как творческого метода перевода жиз­ненного документального материала в художественно-образную сцениче­скую форму; специфические особенности режиссуры номера, эпизода, театрализованного представления, массового праздника различных жанров и форм; принципы и приёмы режиссуры театрализованных представлений и праздников на закрытых, открытых и нетрадиционных сценических площадках.
  10. Технология и организация шоу-программ. Дисциплина направлена на ознакомление студентов театральных специальностей и направлений с основами организации театрального (концертного) дела в той мере, в которой это необходимо для участия в коллективном творческом процессе. В процессе изучения дисциплины дается представление о принципах менеджмента в этой сфере, что помогает осознать место сценического искусства в современной социально-культурной ситуации, изучить основы производственной деятельности театра, государственного регулирования культурной деятельности, основные элементы законодательства об авторских и смежных правах, трудового законодательства, особенности его применения в сфере искусства.

Компоненты по выбору

  1. Дисциплина 2. Согласно по каталогу дополнительной образовательной программы
  2. Основы сценического движения. Дисциплина учит использовать, при подготовке и исполнения ролей, свой развитый телесный аппарат, владеть приемами работы с предметами, свободно выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия.
  3. Практикум по актерскому мастерству. Дисциплина рассматривает воспитание и формирование личности актера, владеющего внутренней и внешней техникой, методом работы над собой и ролью, соблюдающего этические принципы коллективного творчества, театра ансамбля, соответствующего современным требованиям, предъявляемым к актерскому творчеству, способного силой своего искусства влиять на духовный мир зрителя.
  4. Практикум по режиссуре в культурно-досуговой работе. Дисциплина изучает организацию зрелищной стороны культурно-досуговой программы путем специального, продуманного использования средств художественной выразительности, направленного на раскрытие авторского замысла, а также на активное, идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию. Более того, в первую очередь, это режиссура аудитории.
  5. Режиссура короткометражных фильмов. Дисциплина знакомит слушателей с основами режиссёрского мастерства в игровом кино, следует дать практический навык работы в команде над созданием фильма. Задачи программы: — раскрыть сущность процессов, необходимых для создания короткометражного фильма (рекламы / клипа — по выбору студентов) — дать учащимся представление о специфике работы режиссёра снять короткометражный фильм.