Образовательные программы

Летная эксплуатация гражданских самолётов (пилот) в АГА

Описание образовательной программы 6B07115 Летная эксплуатация гражданских самолётов (пилот) в АГА

Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных кадров в области гражданской авиации, которые получат свидетельство коммерческого пилота CPL(A) в соответствии с требованиями EASA Part FCL и типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, осуществляющего обеспечение безопасности полетов. Эти специалисты должны обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками в сфере летной эксплуатации самолетов, а также управленческими компетенциями, необходимыми для успешного осуществления своей профессиональной деятельности.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Основы антикоррупционной культуры. Дисциплина дает комплексные знания о сущности, особенностях и факторах коррупции, ее различных проявлениях. Развивает правовую культуру личности, способствующую противодействию коррупции. Вырабатывает навыки и умение критического анализа коррупционных явлений а также вооружает знаниями, умениями и навыками по противодействию коррупции
  • Религиоведение. Дисциплина даёт знание общих черт основных мировых религий, различия в исходных принципах науки и религии, особенности вероучений и культов основных национальных и мировых религий, особенности религиозного взгляда на мир и место человека в нем, нравственные нормы, закрепленные в религиях мира
  • Финансовая грамотность. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся умений и навыков принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Аварийно-спасательная подготовка. Формирование у обучающихся теоретических знаний, умений и практических навыков необходимых для спасания людей при возникновении аварийной обстановки на борту воздушного судна и вне его.
  2. Авиационная безопасность (включая основы информационной безопасности). Дисциплина изучает практику предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Изучаются методы защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразности применения и без какого-либо ущерба производительности организации. Изучаются основополагающие документы ИКАО и инструкции по авиационной безопасности полетов, инструкции экипажу и действиях в особых случаях полета.
  3. Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов. Оценивание метеорологические элементы, явления, погоду, метеоусловия полетов в различных воздушных массах, атмосферных фронтах и барических системах; грамотно использовать международную метеорологическую информацию, консультации синоптиков, бортовую погоду при анализе и оценке метеорологической обстановки.
  4. Авиационная психология (на английском языке). Цель дисциплины: дать студентам знания на современном научно-техническом уровне по особенностям протекания психических процессов в условиях полѐта, а также подготовить их к учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Задачи дисциплины: изучение основ психофизиологии человека и особенностей протекания психических процессов в условиях полѐта; изучение основных принципов воспитания и обучения, формирование у студентов навыков самообразования и самовоспитания; приобретение студентами знаний и компетенций, направленных на повышение уровня авиационных специалистов организаций гражданской авиации в управлении поведением персонала и человеческими ресурсами.
  5. Авиационный английский язык. Часть 1 (ICAO 4). Отражает способы овладения компетенциями, необходимыми для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 4 (Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  6. Авиационный английский язык. Часть 2 (ICAO 4). Содержание курса направлено на понимание общих, конкретных, и связанных с профессиональной деятельностью тем. Адаптация понимания к акцентам собеседников, но нужда в разъяснении некоторых нюансов (если встречаются неизвестные идиомы и другие сложные выражения речи). Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 4 (Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  7. Аэродинамика и динамика полета самолетов. Формирование у обучающихся необходимого комплекса качеств (объема знаний) в области аэродинамики и динамики полета воздушных судов (ВС), умения и навыков использования их положений и расчетных методов в практической деятельности, представлений о современных методах решения задач, об особенностях аэродинамики и динамики полета, перспективах развития гражданских ВС.
  8. Аэродромы, аэропорты и воздушные перевозки. Дисциплины изучает комплекс профессиональных знаний,умений и практических навыков в области эксплуатации объектов аэропортов (аэродромов). Задачами освоения дисциплины являются: изучение теоретических основ эксплуатации аэродромов (взлетнопосадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД), перронов, мест стоянок (МС) воздушных судов (ВС), площадок специального назначения в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания аэродромов, освоение методов диагностики и оценки состояния сооружений аэродромов с использованием современных технических средств и освоение методов назначения и технико-экономического обоснования комплекса работ по ремонту сооружений аэродромов.
  9. Безопасность полетов и расследование авиационных происшествий. Дисциплина формирует у студентов теоретических основ эксплуатационной практики в области безопасности полетов в деле обеспечения безопасного и устойчивого функционирования системы воздушного транспорта и предупреждения факторов опасности составляющие управления опасными факторами и ошибками, опасные факторы, ошибки , нежелательные состояния воздушного судна, потенциальные результаты и меры противодействия. Изучаются основополагающие документы по безопасности полетов, инструкции экипажу в особых случаях полета, документы по расследованию катастроф и инцидентов с ВС
  10. Бортовая цифровая вычислительно-управляющая система ЛА. Цели освоения дисциплины: — изучение и применение общей теории систем, линейного, нелинейного программирования для анализа бортовых информационно-управляющих систем (БИУС) — изучение постановки, структуры, методов декомпозиции задач управления по уровням БИУС и основных методов их решения. — изучение методов построения моделей непрерывных и дискретных процессов с последующим их использованием для решения задач управления в бортовых автоматизированных информационно-управляющих системах.
  11. Введение в специальность (пилот). Цель дисциплины формирование у обучающихся культурных и профессиональных знаний, в частности, гражданской позиции и инженерного мировоззрения на основе знания истории развития гражданской авиации. Задачи дисциплины формирование навыков оформления документации, культуры обучения, самообучения и организации своего труда; знакомство студента с основами профессиональной деятельности. Получение первичных знаний о конструктивно-технологическом членении самолёта; изучение конструкций ВС и авиадвигателей. Приобретение знаний, необходимых для усвоения дисциплин в процессе дальнейшего обучения, прохождения практик на предприятиях авиационной промышленности.
  12. Высшая математика. Дисциплина дает основные понятия и общие принципы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач. Изучение дисциплины позволит студентам самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе, связанной со специальностью.
  13. Инженерная и компьютерная графика. Дисциплина изучает концептуальные основы теории отображения объектов на плоскостях, готовность к использованию теоретических положений и компьютерной техники в профессиональной практике.
  14. Конструкция воздушного судна и авиационные двигатели. Целью дисциплины является дать студентам знания в области конструкции воздушного судна и летной эксплуатации авиационных двигателей в объеме, необходимом для подготовки специалистов, осуществляющих летную эксплуатацию отечественной и зарубежной авиационной техники в гражданской авиации.
  15. Организация летной работы и летная эксплуатация самолетов. Изучает процессы подготовки и выполнения полета экипажами ВС; основные летные ограничения ВС на различных этапах полета; основные требования нормативно-правовых документов; порядок управления летной работой в ГА.
  16. Основы научно-исследовательской деятельности. Дисциплина предназначена для обучения студентов основным нормам производства научно-исследовательских работ с учетом основных этапов, элементов и ключевых методов производства исследований в данной отрасли.
  17. Основы теории принятия решений при выполнении полетов на ВС. Цель дисциплины « Основы теории принятия решений при выполнении полетов на воздушных судах» изучение методы принятия решений, наиболее часто используемые в практике инженерных и научно-технических расчётов, и их теоретическое обоснование, для выбора оптимальных путей для решения поставленных профессиональных задач. Задачи дисциплины обучать студентов навыкам произведение расчетов при принятии решений, анализа ситуаций и управления коллективом для решения поставленных профессиональных задач в полете и на земле.
  18. Правила и производство полетов воздушных судов. Изучение порядка использования воздушного пространства и методов управления полетами, нормативных документов, определяющих обслуживание воздушного движения в Республике Казахстан. Осваивание правил полетов и организации работы диспетчеров различных зон и районов обслуживания согласно требованиям ICAO.
  19. Правила и фразеология радиобмена при выполнении полетов. Дисциплина изучает твердые знания, навыки и умения в области практического применения правил и фразеологии радиообмена при выполнении полетов в стандартных, нестандартных ситуациях в том числе, в особых случаях и условиях полета при сложных метеоусловий. Дисциплина также изучает правила и фразеологию радиообмена, разработанных в соответствии с воздушным законодательством и требованиям, стандартами и рекомендуемой практикой международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  20. Профессиональный казахский (русский) язык. При изучении предмета «Профессиональный казахский (русский) язык» студенты формируют необходимые знания в области профессиональных и методических вопросов; Профессиональные языковые навыки на всех уровнях казахского языка, моделей и типов речи, усваивает правильный ответ, используя имеющиеся словарные ресурсы по заданным вопросам, при изучении дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» научит формировать речевые навыки; и выучат авиационные термины на профессиональном казахском языке.
  21. Силовая и электрустановка ВС. Цель дисциплины формирование у обучающихся способность осуществлять работы по монтажу, эксплуатации и ремонту силовой и электроустановки воздушных судов, а также знать принцип действия, основные схемотехнические решения, характеристики и методы оценки состояния оборудования силовых и электроустановок ВС.
  22. Теоретическая механика. Дисциплина охватывает основные разделы классической и аналитической механики, в том числе кинематику точки и твердого тела, общие теоремы динамики точки, систем точек и тел, статику систем точек и тел, принципы аналитической механики, исследование устойчивости состояния равновесия тел, малые колебания.
  23. Физика. Дисциплина предусматривает представления о физических явлениях, как обобщении наблюдений практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне, об основных методах наблюдения, измерения и экспериментирования в физике, о применении физических явлений и законов в современной технике.
  24. Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
  25. Авиационный менеджмент. Способствует формированию знаний в области менеджмента с учетом особенностей авиатранспортного производства; знаний о производственных отношениях в хозяйственном процессе, технологии управления производственной деятельностью авиапредприятия, как хозяйствующего субъекта.
  26. Антикризисный финансовый менеджмент. Формирование у студентов комплексных знаний в сфере возникновения и развития кризисных ситуаций, явлений и процессов на различных уровнях социально-экономических систем и их элементов, а также профессиональных навыков антикризисного управления в различных формах и видах, включая антикризисное управление организацией в состоянии банкротства (несостоятельности)
  27. Безопасность жизнедеятельности и экология. Дисциплина раскрывает теоретические и практические навыки защиты самого себя и населении и объектов хозяйствования и территории от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера изысканиях, конструкторских проектах, организации производства и управления.
  28. Концепция и технологии CNS/ATM. Знание концепции и внедрения системы CNS/ATM, правовых аспектов и руководящих документов в системе CNS/ATM, авиационную электросвязь в системе СNS/ATM, спутниковых систем навигации, автоматического зависимого наблюдения в системе CNS/ATM.
  29. Микро и макроэкономические основы рыночного ценообразования. Раскрыть зарождение и основные этапы развития экономической теории как науки; предмет экономической теории; методы познания экономических процессов и их классификацию; экономические категории, законы и принципы; функции экономической теории; роль экономической теории как теоретико методологической базы других экономических дисциплин.
  30. Охрана и безопасность труда на предприятиях ГА. Дисциплина изучает теоретические и практические знания по выбору наиболее надежных способов по защите от природных и техногенных опасных факторов при выборе любого решения в научных проблемах
  31. Правовое регулирование оценочной деятельности в РК, стандарты оценки. Дисциплина изучает основным положениям и по оценочной деятельности и оценке стоимости имущества предприятий; изучить законодательную базу оценочной деятельности, а так же вопросы правового регулирования оценочной деятельности; правового обеспечения и правового регулирования обращения собственности; прав собственника и их охрану; освоить методологические основы финансовой оценки и инструментарий оценочной деятельности; основные виды, подходы и методы оценки. Также изучают эволюцию развития теории и практики оценочной деятельности, основные понятия. Стандарты оценочной деятельности. Государственное регулирование оценочной деятельности.
  32. Правовые основы антикризисного управления. Сформировать целостное представление о концепции антикризисного управления в рыночной экономике на основе изучения закономерностей развития экономических систем, теоретических основ антикризисного управления, методологии распознавания, диагностики, принятия и реализации управленческих решений по предотвращению или преодолению кризиса организации.
  33. Психология руководства. Формирование у студентов знаний о психологии управления в области государственного и муниципального управления и умений применять психологические методы в конкретных профессиональных управленческих ситуациях, связанных с человеческими взаимоотношениями.
  34. Психология управлением персонала-HRM. Дисциплина изучает подготовка в области управленческих знаний, позволяющая выпускнику, благодаря предметно – специализированным компетенциям быть социально мобильным, психологически компетентным специалистом и пользоваться устойчивым спросом на рынке труда, формирование социально – личностных качеств студентов, трудолюбия и толерантности, готовности к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач с коллективом и партнерами; способности проявлять высокую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней.
  35. Теория и практика психологического консультирования. Дисциплина изучает : создание условий для постижения сущности процесса психологического консультирования; раскрытие общей логики развития консультативного взаимодействия клиента и консультанта через освоение основных этапов и процедур психологического консультирования; осмысление основных этических принципов профессиональной деятельности психолога-консультанта и требований, предъявляемых к его личностным качествам, теоретическим знаниям, опыту и практическим навыкам; овладение базовыми методами психологического консультирования; знакомство с современными концепциями, видами, формами и моделями психологического консультирования для более успешной ориентации в существующем разнообразии направлений деятельности психолога; формирование умения совершать адекватный выбор инструментария и способов решения различных консультативных задач.
  36. Теория и практика психологического тренинга. Ознакомить студентов с основами ведения социально-психологических тренингов, дать представления о разнообразии тренингов, сферах их применения, затронуть вопросы личности тренера, возможных ролевых позициях тренинга, групповой динамике, стратегии построения тренингов. Изучение и применение студентами социального поведения и возможность комфортной адаптации в условиях многозадачности и стрессовой рабочей обстановки. Сформировать у студентов представления о концептуальных основах и технологиях организации тренинговых программ в образовании, сформировать необходимые навыки работы в тренинге и обеспечить получение опыта участия в тренинге.
  37. Управление авиакомпанией. Дисциплина изучает вопросы коммерческой эксплуатации воздушного транспорта, т.е. вопросов привлечения клиента и продажа ему перевозок. В задачи изучения дисциплины входит получение теоретических знаний по вопросам, определяющим коммерческую работу на авиапредприятиях, государственного инженерно-экономического университета взаимоотношения пассажиров, грузоотправителей грузополучателей перевозчиков а также практические навыки расчета тарифов, экономических показателей пула, оценки чартерного рейса. В процессе обучения необходимо сформировать чувство ответственности специалиста за выполненную работу, принимаемые решения добросовестность при выполнении заданий, определить морально-этические аспекты производственной деятельности.
  38. Communications, Navigation, Surveillance/Air traffic managenent (CNS/ATM). Изучение основных направлений и перспектив развития концепции и технологии CNS/ATM(Communication, Navigation, surveillance/ Air Traffic Management). Дисциплина направлена на подготовку к постепенном внедрению CNS/ATM




Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Воздушное право (PART FCL-10). Цель освоения дисциплины «Воздушное право» является формирование у студентов представлений об основных понятиях воздушного права, познакомить с основными источниками и принципами воздушного права; дать представление о различных правовых режимах воздушных пространств. Задачи дисциплины: изучение проблем воздушного права, процессов глобализации и интеграции стран в воздушном пространстве , а также основных нормативных актов и концепций в области воздушного права.
  2. Возможности и ограничения человека (ATPL (A) PART FCL-40. Цель дисциплины: дать студентам знания на современном научно-техническом уровне по возможностям и ограничениям человека в процессе лѐтной деятельности и проблеме сохранения профессионального долголетия, а также дать студентам, будущим пилотам необходимые знания по влиянию человеческого фактора на безопасность функционирования авиационной транспортной системы и методам повышения уровня надежности и безопасности полетов гражданской авиации за счет снижения негативного влияния человеческого фактора на авиационную аварийность.
  3. Масса и баланс (PART FCL-10). Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков по влиянию массы и центровки воздушного судна на безопасность полетов по правовому регулированию перевозок воздушным транспортом в части касающейся расчета коммерческой загрузки и центровки воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов.
  4. Метеорология (PART FCL-50). Дисциплина предназначена для получения обучаемыми знаний в области метеорологии, необходимого для получения свидетельства линейного пилота (frozen ATPL (A)).
  5. Общая навигация (PART FCL-60). Дисциплина предназначена для получения обучаемыми знаний в области общей (воздушной) навигации, необходимого для получения свидетельства линейного пилота (frozen ATPL (A)).
  6. Общие знания о воздушных судах — Планер и системы, электрика, силовая установка, аварийное оборудование (PART FCL-20). Дисциплина предназначена для изучения слушателями общих знаний о ВС: конструкции, двигателя, систем и аварийного оборудования необходимого для получения свидетельства линейного пилота (frozen ATPL (A)).
  7. Операционные процедуры (PART FCL-70). Дисциплина предназначена для получения слушателями знаний в области стандартных процедур эксплуатации ВС, необходимого для получения свидетельства линейного пилота (frozen ATPL (A)).
  8. Планирование и контроль полета (PART FCL-30). Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний в сфере планирования и контроля полета в авиационных организациях гражданской авиации для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования системы воздушного транспорта и предупреждения факторов опасности. Задачами освоения дисциплины являются: формирование знаний, навыков и умений проведения системного анализа состояния безопасности полетов, вырабатывать управленческие решения по предупреждению инцидентов и факторов опасности.
  9. Приборы (PART FCL-20). Целью освоения дисциплины является: формирование у студентов профессиональных навыков эксплуатации приборного оборудования воздушных судов при выполнении полетов. Задачами освоения дисциплины являются формирование у обучающихся знаний, умений и навыков эксплуатации и систем автоматики и управления воздушных судов.
  10. Принципы полета (PART FCL-80). Дисциплина изучает явления в природе образования аэродинамических сил и принципах полета летательных аппаратов, условиях создания подъемной силы, движение воздушных масс и их воздействие на тела, находящиеся в потоке. Основные понятия, определения, законы Ньютона, уравнение Бернулли, трубка Вентури; статическое, динамическое и полное давление; плотность; IAS и TAS. Также понятие о воздушном потоке, аэродинамические силы, действующие на поверхность, результирующая сила, подъемная сила, лобовое сопротивление, угол атаки.
  11. Производительность (PART FCL-20). Цель дисциплины формирование у обучающихся знаний и навыков в области планирования полетов, необходимого для получения свидетельства линейного пилота. В процессе теоретической подготовки в области человеческого фактора слушатель изучает пять категорий ошибок летного экипажа, которые могут приводить, а могут и не приводить к неблагоприятным результатам: a) Умышленная ошибка в виде отступления от процедур. b) Процедурная ошибка. c) Ошибка обмена информацией. d) Ошибка, связанная с квалификацией. e) Ошибка принятия решения.
  12. Радионавигация (PART FCL-60). Дисциплина изучает основы теории радионавигации, их инженерного расчета и экспериментального исследования, особенностей построения и эксплуатации судовых радионавигационных приборов; подготовка обучающихся к технически грамотному использованию приемной аппаратуры различных средств радионавигации. Также изучения дисциплины «Радионавигационные системы» являются: – привитие умения на основе полученных теоретических знаний и практических навыков самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, возникающие в практике судового специалиста при обслуживании радионавигационных приборов, проверке их технического состояния.
  13. Связь (PART FCL-90). Дисциплина предназначена для получения слушателями знаний в области ведения фразеологии при правилах визуальных и инструментальных полетов, необходимого для получения свидетельства линейного пилота (frozen ATPL (A)).