Образовательные программы

Международные отношения в МТГУ

Описание образовательной программы 6B03101 Международные отношения в МТГУ

Цель образовательной программы заключается в подготовке студентов, специализирующихся на международных отношениях и дипломатической службе, чтобы они могли стать конкурентоспособными и способными анализировать внешнеполитическую деятельность государства.

Язык обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Основы научных исследований. Дисциплина формирует общие представления о теоретико-методологических основах научно-исследовательской деятельности, правилах выполнения научно-исследовательской деятельности, приобретение навыка владения методами оформления и порядком представления результатов различных исследовательских работ и использование этих навыков в написании самостоятельной работы и дипломного исследования, а также для будущей профессиональной деятельности.
  2. Основы права и антикоррупционной культуры. Дисциплина представляет собой междисциплинарную систему знаний, объединяющую основные отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.), а также формирование системы знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явлению, которая дает понятие о роли определенных правовых норм и рассматриваются конкретные юридические вопросы и проблемы.
  3. Основы экономики и предпринимательства. Дисциплина формирует у будущих специалистов знания по экономике и ведения предпринимательского дела в рыночных условиях. Предметом изучения дисциплины является применение методов предпринимательского дела, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, организационных и финансовых основ бизнеса, государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики.
  4. Рухани жаңғыру. Дисциплина включает в себя проблемы национальной культуры, традиции и обычаев в общеисторическом контексте, раскрытие студентам историчности и содержания духовного мира казахского народа, закономерностей и тендений в культурном развитии казахского народа, вызваны объективно назревшими потребностями совершенствования университетской системы преподавания истории в направлении междисциплинарной интеграции, гуманизации.
  5. Экология и безопасность жизнедеятельности. Дисциплина изучает основные подходы к решению экологических проблем, источники и виды загрязнения окружающей среды предприятиями транспорта, методы снижения вредного воздействия на окружающую среду. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их причины способы профилактики и защиты. Проведение спасательных и других неотложных работ, правила поведения людей при чрезвычайных ситуациях

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Введение в международные отношения. Дисциплина знакомит студентов с фундаментальными теоретическими знаниями и практическими навыками анализа международных отношений, что поможет студентам реализовать свою практику в сфере международных отношений, в частности: успешно устанавливать контакты с коллегами, эффективно организовывать общение и применять полученные знания и навыки в профессиональной деятельности при анализе внешней политики государств
  2. Внешняя политика Республики Казахстан. Дисциплина рассматривает и изучает роль внешней политики в строительстве и укреплении государственности нашей республики. Дисциплина предусматривает анализ внешней политики, рассмотрение приоритетов на протяжении суверенного развития, взаимоотношения с соседними странами и мировым сообществом
  3. Деловое общение и делопроизводство. Дисциплина повышает уровень коммуникативной компетентности обучающихся и приобретение ими представления об особенностях формирования и развития систем делового общения и делопроизводства на государственном языке, которые являются важной частью ведения дел предприятия, организации, фирмы. Задачами дисциплины являются: повышение эффективности труда путем налаживания деловых и творческих контактов среди различных групп персонала, деловыми партнерами; получения знаний, позволяющих каждому обучающемуся сориентироваться в сложных вопросах протокола, этикета и технологии делового общения; развитие умения строить речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи в профессиональной сфере; представления о содержании, формах и межкультурных особенностях в области деловой коммуникации; понимание устных и письменных стратегий делового общения; выработать практические навыки для оформления организационно-распорядительных документов.
  4. Дипломатическая и консульская служба. Дисциплина формирует у будущих специалистов-международников представления о дипломатии как особом виде государственной деятельности, раскрывает специфику профессии дипломата, знакомит с функциональным назначением дипломатической и консульской службами Республики Казахстан и иностранных государств
  5. Дипломатический протокол и этикет. В ходе изучения дисциплины «Дипломатический протокол и этикет» студенты ознакомятся с основными принципами практики государственного протокола и современной казахстанской протокольной службой с учетом традиций и современных тенденций в дипломатических протоколах и этикете
  6. История международных отношений в новое время и новейшее время. Дисциплина формирует системное представление о развитии международных отношений в новое и новейшее время. В ходе проблемных лекций, дискуссий студенты вырабатывают навыки исторического анализа различных периодов истории международных отношений, применяя современные методы и средства создания и обработки информации в интернете с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, работы с историческими источниками
  7. Международное право. Дисциплина имеет целью формирование основ правовой культуры студентов путем изучения теории международного права, способов и практики его применения в профессиональной, общественной и личной жизни на основе широкого использования последних достижений правовой науки и практики в решении задач правового регулирования общественных отношений
  8. Международные организации. Дисциплина знакомит обучающихся с основными международно-правовыми понятиями, классификацией, принципами деятельности, тенденциями развития международных организаций, научными взглядами на их роль в мировых и региональных процессах, экономической интеграции и сотрудничества в области безопасности
  9. Мировой политический процесс. Дисциплина, используя общие методы обучения, лекции-визуализации, проблемные лекции, мультимедийные технологии, рассматривает основы мирового политического процесса, акторов мировой политики, тенденции мирового политического развития конца ХХ — начала ХХI века, развивает практические навыки студентов критически оценивать характер и направленность воздействия мировых политических процессов на внутреннюю и внешнюю политику Республики Казахстан
  10. Основы геополитики. Дисциплина формирует устойчивые представления о закономерностях взаимодействия геополитических факторов, внутренней и внешней политики государства, также навыков анализа геостратегии, акторов международных отношений. Дает навыки грамотно ориентироваться в сложных вопросах современного общемирового развития и внутригосударственного устройства, самостоятельного анализа международных событий, необходимых для работы в различных государственных и негосударственных организациях международного профиля
  11. Процессы мировой интеграции. Дисциплина изучает основные закономерности, тенденции и специфику процессов интеграции, основные теоретические подходы к анализу процессов интеграции, особенности протекания интеграционных и дезинтеграционных процессов в государствах того или иного региона. Дает навыки будущим специалистам в области международных отношений адекватно ориентироваться в выборе стратегии сотрудничества, приемлемой для нашей страны и региона в целом
  12. Современные конфликты и методы их регулирования. Дисциплина рассматривает особенности конфликтов конца ХХ –начала ХХI вв; представления о современных научных и практических подходах к конфликтам и проблемам их урегулирования, а также роли государств, правительственных и неправительственных организаций в этом процессе. Учит понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых методов. Используются мультимедийные технологии
  13. Трудовое право. Дисциплина рассматривает такие общественные отношения, которые складываются в процессе использования наемного труда работников, а также ряд других отношений, тесно связанных с трудовыми. Целью дисциплины является получение обучающимися знаний в области трудового законодательства Республики Казахстан; овладение навыками работы с законодательством, в области регулирования труда, умение ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих на практике, владеть навыками применения полученных знаний.
  14. Центрально-азиатский регион в системе международных отношений. Дисциплина изучает политические и экономические проблемы региона, стратегии ведущих стран в регионе, влияния глобализации на ЦА, определение места и роли региона в системе международных отношений. Дает навыки прогнозирования политического, социально-экономического развития Центральной Азии. Современные методы и средства создания и обработки информации в интернете с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов
  15. Экономическая теория. Дисциплина изучает этапы развития экономической мысли, формирование спроса на товар или услугу, практическое применение законов спроса и предложения, исследует особенности поведения фирм и потребителей на различных видах рынка, практическое применение показателей эластичности спроса и предложения по цене и доходу, рассматривает законы Госсена, Маршалла, Энгеля и др., а также их использование в деятельности компаний.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. НАТО (Организация Североатлантического договора) в системе международных отношений. Дисциплина формирует целостное представление о роли блока НАТО, являющегося одним из наиболее крупных военно-политических объединений, оказывающих влияние на многие процессы, происходящие в современной системе международных отношений. Способствует выработке у студентов навыков анализа деятельности по поиску наиболее эффективного механизма взаимодействия с данной крупной международной организацией, ставшей неотъемлемой частью системы международной безопасности
  2. ООН (Организация Объединенных Наций) в ситеме международных отношений. Дисциплина формирует целостное представление о роли Организация Объединенных Наций в системе институтов глобального политического и экономического управления на современном этапе. Предмет способствует выработке у студентов навыков анализа деятельности по противодействию глобальным и региональным вызовам безопасности, показывает взаимовлияние внешнеполитической деятельности факторов международных отношений друг на друга, возможности и ограничения в процессе реализации внешней политики
  3. Политические системы и общества в Центральной Азии. Дисциплина знакомит студентов с важнейшими механизмами развития и функционирования политических систем в странах ЦА, дает базовые знания по истории формирования основных институтов государственного управления в регионе. Формирует навыки анализа потенциалов и роли государств в региональных и глобальной системах международных отношений; приемов политологического анализа и прогнозирования перспектив государств в глобальной политике
  4. Практический иностранный язык ІІ (английский язык). Дисциплина является продолжением дисциплины «Практический иностранный язык I (английский язык)», и дальше продолжает развивать навыки и умения практического владения английским языком, включая устную и письменную речь, и способствует использованию английского языка для расширения лингвистических знаний и общего кругозора. Она также направлена на формирование коммуникативной компетенции студентов, чтобы они могли успешно общаться в различных ситуациях, решая коммуникативные задачи с помощью соответствующих речевых действий
  5. Практический иностранный язык I (английский язык). Дисциплина помогает студентам развивать уровень владения иностранным языком, достигнутый на предыдущей ступени образования, а также улучшать их коммуникативную компетенцию — способность использовать язык для решения различных задач в различных сферах, таких как бытовая, культурная, профессиональная и научная деятельность, взаимодействуя с носителями языка и продолжая самообразование
  6. Практический иностранный язык I (китайский язык). Дисциплина Практический иностранный язык I (китайский язык) имеет практико-ориентированный характер. В вводно-фонетическом курсе изучаются фонетический строй китайского языка, звуки, слоги, тоны, интонации предложений различных типов. Отработка навыков нормативного произношения на уровне слогов. Дисциплина представляет базовый элемент в общей системе поэтапной подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации на иностранном языке.
  7. Практический иностранный язык II (китайский язык). Дисциплина «Практический иностранный язык II (китайский язык) направлена на дальнейшее изучение иероглифики, грамматики, орфографии китайского языка, выполнение и лексико-грамматических упражнений, выполнение устных и письменных переводов с русского языка на китайский язык и наоборот по соответствующей тематике, изучение вопросов с утвердительно-отрицательной формой сказуемого «是», предложения с несколькими глаголами в составе сказуемого, наречия «也» и «都
  8. Практический иностранный язык III (английский язык). Дисциплина является продолжением дисциплины «Практический иностранный язык II (английский язык)», далее направлена на углубление грамматических знаний английского языка, расширение словарного запаса и развитие коммуникативной компетенции в различных областях. Студенты осваивают навыки построения монологических и диалогических коммуникативных единиц, учатся учитывать дискурсивные особенности, а также развивают устную и письменную речь на основе автоматизированных речевых навыков
  9. Практический иностранный язык III (китайский язык). Дисциплина ориентирована на дальнейшее раскрытие навыков коммуницирования, письменной речи. На этом этапе обучающиеся смогут описывать свой распорядок дня, рассказывать небольшие рассказы о своей специальности, университете, родном городе, хобби с использованием грамматических конструкций среднего уровня, уметь выражать свои мысли. Дисциплина изучается сочетание числительных со счетными словами в функции определения, предложения наличия с глаголом «有», предложные конструкции с предлогами «在», «给». Обучающиеся закрепляют звуки, произносительные навыки, выполняют грамматические и лексические упражнения, дискутировать на соответствующие темы по рабочему плану
  10. Практический иностранный язык IV (английский язык). Дисциплина является продолжением дисциплины «Практический иностранный язык III (английский язык)», и продолжает развивать у студентов необходимых умений понимания речи на английском языке и умения вести беседу на различные темы, а также на формирование навыков монологической и диалогической речи и социокультурной компетенции. Социокультурная компетенция проявляется в умении учитывать культурные особенности иностранной среды при общении на английском языке и передаче содержания прочитанного текста
  11. Практический иностранный язык IV (китайский язык). Дисциплина ориентирована на дальнейшее закрепление лексики и грамматики, закрепление системы тональности в трехсложных и четырехсложных словах, составления глоссария, развитие навыков написания эссе, обсуждения тем на соответствующие темы по учебному плану, ведения дискуссий, пересказа текстов на китайском языке. Также обучающимися проводятся деловые игры на соответствующие темы
  12. Теория и практика международных отношений. Дисциплина формирует у студентов навыки анализа международных отношений и процессов с использованием теоретических знаний по курсу, дает основные понятия, концептуальные и методологические подходы, отражающие содержание дисциплины «международные отношения» в систематизированном виде; знакомит студентов с теориями международных отношений, раскрывает их понятийный аппарат, изучает круг затрагиваемых ими вопросов и рамки применимости
  13. Теория международных отношений. Дисциплина дает совокупное теоретическое знание о международных отношениях, может рассматриваться в качестве методологии анализа мировой политики, дипломатии, международных ситуаций и процессов. Формирует аналитические умения вырабатывать целостный взгляд на проблемы международной среды; практических владений в области прикладного анализа международных отношений, нахождения нестандартных интерпретаций международной информации, составления на этой основе дипломатической документации
  14. Центральная Азия: власть, общество, идеология. Дисциплина рассматривает трансформацию традиционного общества народов Центральной Азии с началом процесса модернизации. Изучается сущность, содержание, структура, социальные функции, основные формы современной власти, общества и идеологии Центральной Азии. Прививаются навыки корректно оценивать политические реалии стран Центральной Азии, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям. Применяется индивидуальная и коллективная работа на лекциях и семинарах

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Казахстан в системе региональных отношений. Дисциплина изучает место и вклад Казахстана в формирование и реализацию глобальной и региональной повестки дня в области безопасности, сотрудничества и развития, как надежного партнера в глобальных и региональных делах. Разъясняет задачу упрочения лидирующих позиций и продвижение долгосрочных интересов Казахстана в регионе Центральной Азии и других регионах мира
  2. Межкультурные коммуникации в современном мире. Дисциплина формирует у обучающихся четкое представление об особенностях речевого и коммуникативного поведения представителей разных культур, о трудностях взаимопонимания и способах их преодоления; воспитывает чувство толерантности, уважения к иным национальным культурам
  3. Многосторонняя дипломатия. Дисциплина дает совокупное теоретическое знание о международных отношениях. Этот курс дает студентам возможность освоить исходные понятия, принципы и направления в изучении международных отношений, получить навыки самостоятельного анализа международных событий, необходимые для работы в различных государственных и негосударственных организациях международного профиля. Используются мультимедийные технологии и общие методы обучения
  4. Национальная и международная безопасность. Дисциплина предполагает изучение характера двусторонних и многосторонних отношений, а также причин и типов имеющих здесь место внешнеполитических конфликтов, угроз и вызовов, их влияния на развитие внутрирегиональных и мировых процессов в контексте современной политической обстановки.
  5. Охрана интеллектуальной собственности и патентоведение. Дисциплина формирует у обучающих базовые знания о методах и средствах защиты интеллектуальной собственности, а также способность квалифицированно вступать в общественные отношения, в области защиты прав авторов и патентного права. Задачи: приобретение обучающимися знаний о формах интеллектуальной собственности и ее защиты, основных понятий авторского и патентного права; расширение мировоззрения студентов в области защиты интеллектуальной собственности и знаний патентоприобретения.
  6. Современные проблемы международных отношений. Дисциплина формирует целостное представление о современных международных отношениях и проблемах, методах вмешательства мирового сообщества и региональных организаций в этнополитические конфликты с применением военных, политических, дипломатических и иных средств. Курс изучает закономерности международных отношений, процессы, происходящие в современных международных отношениях. Формирует представление о научных концепциях мировой и казахстанской науки в рассматриваемой области
  7. Техника ведения дипломатических переговоров. Дисциплина направлена на формирование знания основных подходов к ведению переговоров и приемов ведения дискуссии, базовых навыков по подготовке и проведению переговоров как индивидуально, так и в команде, грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения
  8. Фактор личности в мировой политике. Дисциплина рассматривает международные проблемы, решение которых на определенном этапе зависит от отдельно взятой личности. Основная задача — владение понятийно-категориальным аппаратом международных отношений, изучение фактора личности, которое оказывает ключевое влияние на ход истории в формировании современных международных отношений. Курс призван развить навыки сбора и обобщения данных, выявления влияния личностей на международные процессы

Компоненты по выбору

  1. Информационная деятельность в международных организациях. Дисциплина рассматривает информационные и коммуникационные технологии на международном уровне, что сегодня трактуется в первую очередь как проблема нового вида бедности — цифрового неравенства. Анализируется ряд международных организаций, занимающихся вопросами информационного общества и использования информационно-коммуникационные технологии
  2. Информационные аспекты международных отношений. Дисциплина дает целостное представление о роли информации в современных международных отношениях. Рассматриваются основные виды информации, существующие в международных отношениях по разным основаниям
  3. Миграция и процессы глобализации. Дисциплина изучает миграционные процессы, как актуальный тренд международных отношений, анализ глобальной миграционной ситуации и механизмов контроля над миграционными потоками на универсальном, региональном и национальном уровнях. Студенты изучают и дополняют статистической информацией миграционные профили стран, на основе анализа профилей выявляют факторы взаимовлияния между миграцией и экономическим и социальным развитием стран.
  4. Мультикультурализм и процессы глобализации. Дисиплина рассматривает процессы глобализации и политику мультикультурализма, их взаимодействие, а также объясняет место политики, экономики и технологий в этих процессах. Дисциплина призвана сформировать у международников понимание в вопросе, какие факторы и в каких процессах укрепляют мультикультурализм в глобализирующемся мире. Рассматривается предположение, что технологии, политика и экономика в противоречивых процессах укрепляют мультикультурализм.
  5. Сетевая дипломатия в современных условиях. Дисциплина раскрывает содержание современной сетевой дипломатии, определяемой, как использование социальных медиа средств для дипломатических целей. Объясняет ее значение, как инструмента ведения всеохватывающей дипломатической деятельности современными средствами для достижения целей внешней политики государства. Помогает освоить будущим специалистам навыки в освоении нового дипломатического инструментария. Используются мультимедийные технологии и общие методы обучения
  6. Экономическая дипломатия. Дисциплина дает систему знаний об экономической дипломатии как особой части науки о дипломатии, изучает новые подходы и перспектив использования инновационных экономических методов в дипломатической сфере. Формирует понимание у будущих специалистов важности экономического направления в деятельности диппредставительств. В рамках курса используются мультимедийные технологии и общие методы обучения