Образовательные программы

Обеспечение авиационной безопасности в АГА

Данные актуальны на октябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B07110 Обеспечение авиационной безопасности в АГА

Цель образовательной программы заключается в формировании кадров высокого уровня квалификации, специализирующихся в области организации и обеспечения авиационной безопасности, а также безопасности полетов в сфере гражданской авиации.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Безопасность жизнедеятельности и экология. Дисциплина раскрывает теоретические и практические навыки защиты самого себя и населении и объектов хозяйствования и территории от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера изысканиях, конструкторских проектах, организации производства и управления.
  • Основы антикоррупционной культуры. Дисциплина дает комплексные знания о сущности, особенностях и факторах коррупции, ее различных проявлениях. Развивает правовую культуру личности, способствующую противодействию коррупции. Вырабатывает навыки и умение критического анализа коррупционных явлений а также вооружает знаниями, умениями и навыками по противодействию коррупции
  • Основы предпринимательства. Рассматривает понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности, их особенностей, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики, ознакомление с инструментальной поддержкой предпринимательства и государственного регулирования предпринимательской деятельности.
  • Охрана и безопасность труда на предприятиях ГА. Дисциплина изучает теоретические и практические знания по выбору наиболее надежных способов по защите от природных и техногенных опасных факторов при выборе любого решения в научных проблемах

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Безопасность полетов. Стандарты и рекомендуемые практики ИКАО и РК по обеспечению авиационной безопасности гражданской авиации. Ознакомление основными понятиями, определениями и создание теоретической базы для последующего развития профессиональных качеств.
  2. Бортовое аварийно-спасательное оборудование. Дисциплина нацелена на подготовку студентов к проектно-конструкторской деятельности в области создания и внедрения средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, на подготовку обучающихся к организационно-управленческой деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятия в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Высшая математика. Дисциплина дает основные понятия и общие принципы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач. Изучение дисциплины позволит студентам самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе, связанной со специальностью.
  4. Конструкция летательных аппаратов. Данная дисциплина предусматривает изучение основ систем конструкции; Системы опознавания зон и радиостанций; Электрическое соединение; Положение о защите от разрядов молнии.
  5. Надежность авиационной техники. Изучение алгоритмов распознавания состояний объектов авиационной техники по комплексу проявляемых признаков. Представление об организации деятельности и процессах диагностирования авиационной техники в подразделениях гражданской авиации в условиях применяемых стратегий технического обслуживания и ремонта.
  6. Наземное обслуживание авиаперевозок. Изучает основные процедуры и услуги, базирующие на рекомендациях ИКАО, ИАТА и других организаций в области гражданской авиации. Раскрывает основные принципы создания компании наземного обслуживания, перронов и перронное обслуживание, а также знание опасных зон на перроне и основные процедуры наземного обслуживания на перроне.
  7. Организация безопасной перевозки опасных грузов на воздушном транспорте. Дисциплина изучает требование нормативных документов РК, ИКАО и ИАТА по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху; Изучить ограничения при перевозке ОГ на воздушных судах ГА, классификацию опасных грузов, знаки опасности и маркировку, правила хранения и погрузки, правила составления документов для уведомления пилотов и личного состава о перевозке ОГ и отчетов о происшествиях и инцидентах, связанных с ОГ, положения перевозок ОГ для пассажиров и экипажа и порядок действий в аварийной обстановке.
  8. Организация обеспечения авиационной безопасности 1. дает знания в области обучение студентов основным принципам обеспечения авиационной безопасности в ГА, норм, правил, процедур для осуществления превентивных и ответных мер для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, обучить студентов знаниям и навыкам, которые необходимы для разработки и выполнения обоснованных действий в кризисной ситуации, а также обучить студентов умению применять соответствующие превентивные меры по обеспечению безопасности в соответствии с утвержденными программами по авиационной безопасности.
  9. Основы авиационной безопасности. Изучение основ организации авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний; — формирование навыков работы в системах обеспечения авиационной безопасности. Дисциплина «Основы авиационной безопасности» обеспечивает подготовку студента в области авиационной безопасности, методы и процедуры обеспечения авиационной безопасности, законодательство и нормативные правовые акты Республики Казахстан в области использования воздушного пространства и деятельности авиации, требования международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации по обеспечению авиационной безопасности, факторы, влияющие на безопасность, терминологию, основные определения и формулировки, используемые при характеристике авиационной безопасности. Дисциплина обеспечивает подготовку студента к эксплуатационно-технологической и сервисной деятельности
  10. Основы научно-исследовательской деятельности. Дисциплина предназначена для обучения студентов основным нормам производства научно-исследовательских работ с учетом основных этапов, элементов и ключевых методов производства исследований в данной отрасли.
  11. Основы экономической теории. Изучение дисциплины направлено на формирование экономического мышления, на основе понимания явлений, процессов и отношений в экономической системе общества, определяющих факторов, средств и способов решения экономических проблем, также на получение знаний о рыночной экономике, об особенностях ее становления и функционирования с учетом взглядов и концепций различных школ и направлений мировой экономической науки.
  12. Профайлинг. Изучает способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и социальным группам
  13. Профессиональный английский язык. повышение предыдущего уровня владения профессиональным английским языком, и овладения студентами уровнем С1 для решения социально-коммуникативных и профессиональных задач по специальности «Организация перевозок на воздушном транспорте», при общении с зарубежными партнерами, при подготовке научных работ, а также для дальнейшего самообразования. — формирование социокультурной компетенции и поведенческих стереотипов, необходимых для успешной адаптации выпускников на рынке труда — содействие становлению профессиональной компетентности специалиста, определяющей его способность решать профессиональные задачи.
  14. Средства, используемые при совершении. Актов незаконного вмешательства Изучение дисциплины предусматривает приобретение знаний принципам обеспечения авиационной безопасности в ГА, норм, правил, процедур для осуществления превентивных и ответных мер для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, обучить студентов знаниям и навыкам, которые необходимы для разработки и выполнения обоснованных действий в кризисной ситуации, а также обучить студентов умению применять соответствующие превентивные меры по обеспечению безопасности в соответствии с утвержденными программами по авиационной безопасности.
  15. Физика. Дисциплина предусматривает представления о физических явлениях, как обобщении наблюдений практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне, об основных методах наблюдения, измерения и экспериментирования в физике, о применении физических явлений и законов в современной технике.
  16. Человеческий фактор в гражданской авиации. Дисциплина знакомит с основами мировых стандартов и требований, явлений и процессов, происходящих в области авиации по обеспечению авиационной безопасности гражданской авиации. Ознакомление с основами человеческого фактора: его основными понятиями, определениями и создание теоретической базы для последующего развития профессиональных качеств

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Авиационное законодательство. Дисциплина изучает основы правовой системы и законодательства; — организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; основные требования воздушного законодательства и нормативные документы в области безопасности полетов; — основы трудового законодательства;
  2. Авиационный менеджмент. Способствует формированию знаний в области менеджмента с учетом особенностей авиатранспортного производства; знаний о производственных отношениях в хозяйственном процессе, технологии управления производственной деятельностью авиапредприятия, как хозяйствующего субъекта.
  3. Автоматизированная система бронирования. Дисциплина охватывает понятие автоматизированных систем бронирования, историю возникновения и развития; технологию работы агента с автоматизированной системой бронирования; Поясняет алгоритм создания брони в автоматизированных системах бронирования; Выявляет особенности создания обязательных элементов брони и модификация обязательных элементов пассажиров и грузов.
  4. Аэропорты и авиакомпании. Дисциплина формирует знания по функционированию аэропортов и авиакомпаний как сложной комплексной системы обеспечения полетов и осуществления перевозок на воздушном транспорте. Изучение технико –экономических показателей основных производственных комплексов аэропортов и авиакомпаний.
  5. Аэропорты и воздушные линии. Формирование знаний по функционированию аэропортов и аэродромов как сложной комплексной системы обеспечения полетов и осуществления перевозок на воздушном транспорте. Изучение технико –экономических показателей основных производственных комплексов аэропортов и аэродромов
  6. Введение в специальность. Дисциплина описывает основы аэродинамики, динамики полета, движение центра масс летательного аппарата, конструкции ЛА. Рассматривается авиационно-транспортная система и ее составляющие.
  7. Гендерная психология. дисциплина изучает специфики психологического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов развития, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
  8. Грузовые авиаперевозки. Изучение дисциплины предусматривает приобретение знаний о специальных грузах перевозимым на воздушный транспорт. Рассматривает основную цепочку технологического процесса с момента отправления и прибытия груза и правила заполнения перевозочных документов.
  9. Кибер психология. Дисциплина является формирование целостного представления о психологии как науке, о закономерностях и механизмах личностного и профессионального (субъектного) развития человека, о сущностях и закономерностях развития индивидуальности человека. Курс должен заложить основы психологической компетентности в решении широкого круга проблем.
  10. Нормативно-правовая база в авиационной отрасли. Дисциплина изучает нормативно правовое регламентирование деятельности гражданской авиации
  11. Организация и технология грузовых ВП. Изучение дисциплины предусматривает приобретение знаний о специальных грузах перевозимым воздушным транспортом с момента вылета и прибытия груза воздушным судном. Изучение правил заполнения перевозочных документов согласно требованиям ИКАО и ИАТА.
  12. Организация и технология пассажирских воздушных перевозок. Изучение дисциплины предусматривает приобретение студентами знаний теории и практики организации и технологии обслуживания пассажирских перевозок на воздушном транспорте. Ознакомление с рациональным взаимодействием основных структур аэропорта и авиаперевозчика при выполнении авиаперевозок пассажиров, багажа.
  13. Организация обслуживания воздушных судов в аэропорту. Дисциплина рассматривает знания об основных требованиях к наземному оборудованию в аэропорту. Процедуры наземного обслуживания ВС. Уборку и экипировку ВС. Знания теоретических положений курса для грамотного подхода к оптимальной и безопасной организации обслуживания воздушных судов в аэропорту , при обеспечении безопасности на перроне.
  14. Организация пассажирских перевозок. Изучение технологических схем обслуживания различных категорий пассажиров и оформления багажа в аэропорту . Изучение правил перевозки различных категорий багажа, изучение правил маркировки багажа и ручной клади, организация технологического процесса обработки багажа.
  15. Органическая химия. Дисциплина изучает особенности строения и характерные свойства основных классов органических соединений, методы их идентификации; стереохимические особенности органических соединений и влияние этих особенностей на биологические свойства грузов.
  16. Основы организации авиаперевозок. Дисциплина изучает основные элементы перевозочного процесса, требования к участникам перевозочного процесса, бизнес модели организации перевозок на воздушном транспорте. Рассматриваются последовательные этапы выполнения перевозок пассажиров, багажа, грузов на воздушном транспорте. Изучается исторический аспект выполнения перевозок на воздушном транспорте в Республики Казахстан и за рубежом.
  17. Профессиональный казахский (русский) язык. При изучении предмета «Профессиональный казахский (русский) язык» студенты формируют необходимые знания в области профессиональных и методических вопросов; Профессиональные языковые навыки на всех уровнях казахского языка, моделей и типов речи, усваивает правильный ответ, используя имеющиеся словарные ресурсы по заданным вопросам, при изучении дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» научит формировать речевые навыки; и выучат авиационные термины на профессиональном казахском языке.
  18. Психология девиатного поведения. Способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностноориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам .
  19. Психология семейных отношений. Повышение профессиональной компетентности студентов в прикладном направлении психологии – психологии семейных взаимоотношений и формирования навыков анализа психических закономерностей в сфере взаимодействия людей в системе семейных отношений, осмысление сущности деятельности людей по формированию и регулированию семейных отношений.
  20. Регламентация в авиации. Дисциплина предусматривает приобретение знаний об основных международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов, регламентирующие деятельность предприятий воздушного транспорта;
  21. Сервисное обслуживание пассажиров. В ходе изучения дисциплины рассматривается следующее: Сервисное обслуживание пассажиров на транспорте. Предоставление сервисных услуг пассажирам в пунктах посадки, высадки и в пути следования. Справочно-информационное обслуживание пассажиров. Организация и технология работы сервис-центров по обслуживанию пассажиров на транспорте
  22. Тарифы. Дисциплина изучает методы расчетов за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя: платы, взыскиваемые за перевозку грузов; сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;правила исчисления плат и сборов.
  23. Технология механизации погрузочно-разгрузочных работ в аэропорту. Изучение дисциплины необходимо для получения знаний в области процесса технологии по погрузке и разгрузке грузов различными видами транспорта. Изучение современной погрузочно-разгрузочной техники, грузозахватных приспособлений используемой в аэропорту
  24. Технология механизации погрузочно-разгрузочных работ на транспорте. Изучение дисциплины предусматривает приобретение знаний по формированию умений и навыков в процессе освоения непосредственного выполнения операций по погрузке и выгрузке, разгрузке и размещению грузов на территории склада и транспортных средств.
  25. Химия. Дисциплина дает знание физико-химических свойств опасных грузов неорганического и органического происхождения Изучение методов контроля качества, безопасности хранения, транспортировки опасных веществ, используемых в авиационной отрасли Обеспечение максимальной живучести системы приема, хранения, выдачи опасных грузов и исключение опасности возникновения пожара
  26. Экономика гражданской авиации. Дисциплина дает представления о особенностях воздушного транспорта как отрасли производства и способов их использования в практической деятельности, исследование специфики организационной структуры воздушного транспорта, взаимодействия с другими видами транспорта и отраслями экономики страны; Специфика планирования, организации труда, формирования транспортных издержек; выработка у студентов экономического мышления на основе изучения механизма функционирования предприятий транспорта в условиях рынка.
  27. Эксплуатация и обслуживание транспортных средств. Дисциплина дает знания об обеспечение и выполнение задаваемых эксплуатационной документацией требований, технических условий и гарантий безопасного использования авиационной техники по назначению.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Английский язык в сфере профессиональной коммуникации. Дисциплина формирует умения самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения; — поддержание ранее приобретённых навыков и умений профессионального иноязычного общения и их использование как базы для развития коммуникативной компетенции в сфере профессиональной и научной деятельности, расширение словарного запаса, необходимого для осуществления профессиональной и научной деятельности в соответствии с их специализацией; — развитие профессионально значимых умений и опыта иноязычного общения во всех видах речевой деятельности в условиях профессионального и научного контекста
  2. Информационная безопасность. Дисциплина организовывает практику предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Раскрывает методы защиты конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразности применения и без какого-либо ущерба производительности организации.
  3. Концептуальные основы системы защиты объектов. освоение дисциплинарных компетенций, связанных с раскрытием базовых и расширенных технологий обеспечения информационной безопасности сложных технических объектов и систем. Способность самостоятельно осваивать и адаптировать к защищаемым объектам современные методы обеспечения информационной безопасности, вновь вводимые отечественные и международные стандарты.
  4. Организация контроля обеспечения авиационной безопасности. Изучает систему контроля обеспечения авиационной безопасности в отрасли гражданской авиации, вырабатывает навыки у студентов по подготовке и проведению всех видов проверок субьектов гражданской авиации по линии обеспечения авиационной безопасности
  5. Организация обеспечения авиационной безопасности 2. Дисциплина дает знания по получению студентами основных принципов обеспечения авиационной безопасности в ГА, норм, правил, процедур для осуществления превентивных и ответных мер для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, обучить студентов знаниям и навыкам, которые необходимы для разработки и выполнения обоснованных действий в кризисной ситуации, а также обучить студентов умению применять соответствующие превентивные меры по обеспечению безопасности в соответствии с утвержденными программами по авиационной безопасности;
  6. Основы проектирования систем безопасности. Изучение дисциплины предусматривает приобретение знаний методики расчета и проектирования систем обеспечения безопасности. В процессе изучения данной дисциплины студент осваивает следующие компетенции: — способность выполнять сложные инженерно-технические разработки в области безопасности; — способность идентифицировать процессы и разрабатывать их рабочие модели. интерпретировать математические модели в нематематическое содержание, определять допущения и границы применимости модели, математически описывать экспериментальные данные и определять их физическую сущность, делать качественные выводы из количественных данных, осуществлять машинное моделирование изучаемых процессов; — способность разрабатывать рекомендации по повышению уровня безопасности объекта.
  7. Радиотехническое оборудование аэродромов. организация, выполнение, обеспечение и обслуживание полетов воздушных судов; организация и обслуживание воздушного движения; организация, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ; обеспечение безопасности полетов воздушных судов и безопасности использования воздушного пространства; организация и обеспечение безопасности технологических процессов и производств на воздушном транспорте; формирование у студентов систематического знания о роли и возможностях радиотехнических устройств и систем связи, навигации, посадки и наблюдения в вопросах достижения высокой эффективности авиаперевозок и обеспечении требуемого уровня безопасности полетов; привитие студентам навыки инженерного мышления, основанного на знании основных понятий и определений из предметной области выбранной специализации и понимании сущности процессов, происходящих в радиоэлектронных системах гражданской авиации, и принципов их построения и функционирования.
  8. Технические системы и средства обеспечения авиационной безопасности. Изучение являются формирование у студентов комплекса знаний, умений и практических навыков для осуществления системного подхода в обеспечении защиты аэропортов и авиакомпаний от актов незаконного вмешательства. Задачи дисциплины: — изучение основ организации авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний; — формирование навыков работы в системах обеспечения авиационной безопасности. Дисциплина «Основы авиационной безопасности» обеспечивает подготовку студента в области авиационной безопасности, методы и процедуры обеспечения авиационной безопасности, законодательство и нормативные правовые акты Республики Казахстан в области использования воздушного пространства и деятельности авиации, требования международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации по обеспечению авиационной безопасности, факторы, влияющие на безопасность, терминологию, основные определения и формулировки, используемые при характеристике авиационной безопасности. Дисциплина обеспечивает подготовку студента к эксплуатационно-технологической и сервисной деятельности.
  9. Технический английский язык. Дисциплина формирует коммуникативные компетенции, позволяющие свободно общаться на профессионально-ориентированном английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения; -готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование в профессиональной области с использованием профессионально-ориентированного английского языка.