Образовательные программы

Обслуживание воздушного движения и аэронавигационное обеспечение полетов в АГА

Данные актуальны на декабрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B07118 Обслуживание воздушного движения и аэронавигационное обеспечение полетов в АГА

Образовательная программа направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных обслуживать воздушное движение. Студенты получают необходимые теоретические знания в области авиации, основанные на регламентирующих документах в сфере авиации. Кроме того, программа обучения включает изучение нормативных документов, регулирующих использование воздушного пространства, а также обеспечивает студентов аэронавигационной информацией. В рамках программы студенты могут специализироваться в области службы аэронавигационной информации, проектирования воздушного пространства и летных процедур, а также в картографии. Наши выпускники получают компетентность в вопросах менеджмента и корпоративной психологии, что является одним из ключевых аспектов успешного обслуживания воздушного движения. Особое внимание также уделяется безопасному обслуживанию воздушного движения, что позволяет нашим специалистам гарантировать беспрепятственное и безопасное перемещение воздушных судов.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Основы антикоррупционной культуры. Дисциплина дает комплексные знания о сущности, особенностях и факторах коррупции, ее различных проявлениях. Развивает правовую культуру личности, способствующую противодействию коррупции. Вырабатывает навыки и умение критического анализа коррупционных явлений а также вооружает знаниями, умениями и навыками по противодействию коррупции
  • Религиоведение. Дисциплина даёт знание общих черт основных мировых религий, различия в исходных принципах науки и религии, особенности вероучений и культов основных национальных и мировых религий, особенности религиозного взгляда на мир и место человека в нем, нравственные нормы, закрепленные в религиях мира
  • Финансовая грамотность. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся умений и навыков принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Авиационная безопасность (включая основы информационной безопасности). Дисциплина изучает практику предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Изучаются методы защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразности применения и без какого-либо ущерба производительности организации. Изучаются основополагающие документы ИКАО и инструкции по авиационной безопасности полетов, инструкции экипажу и действиях в особых случаях полета.
  2. Авиационная метеорология. Часть 1. Дисциплина «Авиационная метеорология» учит бакалавров прикладной гидрометеорологии, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для метеорологического обеспечения полетов. Основная задача курса — изучение вопросов влияния метеорологических условий на деятельность авиации, освоение порядка и приемов обслуживания полетов при принятии метеорологической информации.
  3. Авиационная метеорология. Часть 2. Целью освоения дисциплины «Авиационная метеорология 2 часть» является получение комплекса знаний о влиянии метеорологических условий на деятельность авиации, организации метеорологического обеспечения полетов и методах прогноза метеорологических условий для авиации. Дает знания о влиянии метеорологических факторов на полет воздушных судов, учит использовать метеорологическую информацию при планировании полета для безопасной эксплуатации воздушных судов
  4. Авиационная психология (на английском языке). Цель дисциплины: дать студентам знания на современном научно-техническом уровне по особенностям протекания психических процессов в условиях полѐта, а также подготовить их к учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Задачи дисциплины: изучение основ психофизиологии человека и особенностей протекания психических процессов в условиях полѐта; изучение основных принципов воспитания и обучения, формирование у студентов навыков самообразования и самовоспитания; приобретение студентами знаний и компетенций, направленных на повышение уровня авиационных специалистов организаций гражданской авиации в управлении поведением персонала и человеческими ресурсами.
  5. Авиационный английский язык. Часть 1 (ICAO 4). Отражает способы овладения компетенциями, необходимыми для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 4 (Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  6. Авиационный английский язык. Часть 2 (ICAO 4). Содержание курса направлено на понимание общих, конкретных, и связанных с профессиональной деятельностью тем. Адаптация понимания к акцентам собеседников, но нужда в разъяснении некоторых нюансов (если встречаются неизвестные идиомы и другие сложные выражения речи). Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 4 (Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  7. Базовый авиационный английский язык. Часть 1 (ICAO 3). Изучение курса позволит развить словарный запас, достаточный для общения на общие, конкретные или связанные с работой темы; когда используемый диалект, или акцент, в достаточной мере понятен международному сообществу. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение общим и авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 3 (Pre-Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  8. Базовый авиационный английский язык. Часть 2 (ICAO 3). Включает в себя овладение профессионально-ориентированным английским языком, необходимого для применения в производственной деятельности и проведении научных исследований. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение общим и авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 3 (Pre-Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  9. Безопасность полетов и расследование авиационных происшествий. Дисциплина формирует у студентов теоретических основ эксплуатационной практики в области безопасности полетов в деле обеспечения безопасного и устойчивого функционирования системы воздушного транспорта и предупреждения факторов опасности составляющие управления опасными факторами и ошибками, опасные факторы, ошибки , нежелательные состояния воздушного судна, потенциальные результаты и меры противодействия. Изучаются основополагающие документы по безопасности полетов, инструкции экипажу в особых случаях полета, документы по расследованию катастроф и инцидентов с ВС
  10. Введение в специальность. Дисциплина описывает основы аэродинамики, динамики полета, движение центра масс летательного аппарата, конструкции ЛА. Рассматривается авиационно-транспортная система и ее составляющие.
  11. Воздушная навигация. Изучение общей навигации. Магнетизм и компасы. Карты. Расчетный метод навигации. Навигация в полете. Аэронавигационные документы.
  12. Воздушное законодательство. Дисциплина поясняет основы воздушного права и формирует умение применять правовые акты, регулирующие деятельность гражданской авиации, формирует знания и умения для реализации действующего воздушного законодательства Республики Казахстан в решении задач профессиональной деятельности.
  13. Высшая математика. Дисциплина дает основные понятия и общие принципы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач. Изучение дисциплины позволит студентам самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе, связанной со специальностью.
  14. Инженерная и компьютерная графика. Дисциплина изучает концептуальные основы теории отображения объектов на плоскостях, готовность к использованию теоретических положений и компьютерной техники в профессиональной практике.
  15. Конструкция воздушного судна и авиационные двигатели. Целью дисциплины является дать студентам знания в области конструкции воздушного судна и летной эксплуатации авиационных двигателей в объеме, необходимом для подготовки специалистов, осуществляющих летную эксплуатацию отечественной и зарубежной авиационной техники в гражданской авиации.
  16. Методика профессионального обучения (включая разработку экзаменационных материалов). Дисциплина дает знания и формирование компетенций, необходимых для исследовательской деятельности и преподавания в сфере профессионального образования, подготовка к экзамену.
  17. Организация воздушного движения. Изучение динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения , организации потоков воздушного движения и воздушного пространства , осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом, путём предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.
  18. Основы научно-исследовательской деятельности. Дисциплина предназначена для обучения студентов основным нормам производства научно-исследовательских работ с учетом основных этапов, элементов и ключевых методов производства исследований в данной отрасли.
  19. Основы электротехники (М3). Дисциплина изучает статическое электричество и проводимость, выработку электроэнергии и т.д. В данной дисциплине рассматриваются электрические машины (асинхронные, синхронные, двигатели и генераторы), которые являются основой большей части электрических авиационных приборов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  20. Правила и фразеология радиобмена при выполнении полетов. Дисциплина изучает твердые знания, навыки и умения в области практического применения правил и фразеологии радиообмена при выполнении полетов в стандартных, нестандартных ситуациях в том числе, в особых случаях и условиях полета при сложных метеоусловий. Дисциплина также изучает правила и фразеологию радиообмена, разработанных в соответствии с воздушным законодательством и требованиям, стандартами и рекомендуемой практикой международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  21. Профессиональный казахский (русский) язык. При изучении предмета «Профессиональный казахский (русский) язык» студенты формируют необходимые знания в области профессиональных и методических вопросов; Профессиональные языковые навыки на всех уровнях казахского языка, моделей и типов речи, усваивает правильный ответ, используя имеющиеся словарные ресурсы по заданным вопросам, при изучении дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» научит формировать речевые навыки; и выучат авиационные термины на профессиональном казахском языке.
  22. Теория и практика полета (Основы аэродинамики, конструкции летательных аппаратов и летно-технические характеристики воздушных судов). Дисциплина изучает основополагающие понятия и идеи законов аэродинамики, исследования траекторий движения, устойчивости и управляемости воздушных судов с целью обеспечения безопасности и регулярности их полетов, а также высоких экономических показателей авиационных перевозок.
  23. Техника речи и дикция в Авиации. Дисциплина изучает следующие темы: Голос, его свойства. Профессиональные качества голоса. Что такое «голос». Свобода звучания голоса и ее связь с дыханием. Физиологические свойства голоса: тембр, сила, высота, диапазон. Регистры голоса. Резонирование голоса. Профессиональные качества голоса как результат целенаправленной систематической тренировки речевого аппарата.
  24. Физика. Дисциплина предусматривает представления о физических явлениях, как обобщении наблюдений практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне, об основных методах наблюдения, измерения и экспериментирования в физике, о применении физических явлений и законов в современной технике.
  25. Фразеология радиообмена на английском языке. Изучается специфическая лексика, стандартная фразеологии радиообмена, а также будет дан общий грамматический и разговорный курс на примерах, необходимых в ходе работы
  26. Человеческий фактор (включая принципы контроля факторов угроз и ошибок). Изучает психические закономерности деятельности человека-оператора с целью их учета при подготовке к деятельности, в в условиях опасности, формирует способность к организация работы в коллективе с высокой эффективностью взаимодействия, готовит к деятельности по профилактике и предупреждению авиационных происшествий, связанных с «человеческим фактором».

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Авиационные средства связи. Дисциплина назначение, технические характеристики, принципы работы, органы управления, порядок и правила эксплуатации средств авиационной электросвязи и передачи данных. Студент будет уметь: включать, настраивать, выбирать нужный режим работы, контролировать работоспособность, грамотно эксплуатировать и осуществлять техническое обслуживание средств авиационной электросвязи и передачи данных, а также анализировать влияние внешних дестабилизирующих факторов на качество их функционирования и эксплуатационные характеристики, а также владеть: методами расчета основных характеристик, методами и процедурами технического обслуживания средств авиационной электросвязи и передачи данных.
  2. Антикризисный финансовый менеджмент. Формирование у студентов комплексных знаний в сфере возникновения и развития кризисных ситуаций, явлений и процессов на различных уровнях социально-экономических систем и их элементов, а также профессиональных навыков антикризисного управления в различных формах и видах, включая антикризисное управление организацией в состоянии банкротства (несостоятельности)
  3. Аэродромы и аэропорты. Дает изучение теоретических основ эксплуатации аэродромов (взлетнопосадочных полос (Вии ), рулежных дорожек (РД), перронов, мест стоянок (МС) воздушных судов (ВС), площадок специального назначения в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания аэродромов; — освоение методов диагностики и оценки состояния сооружений аэродромов с использованием современных технических средств; — освоение методов назначения и технико-экономического обоснования комплекса работ по ремонту сооружений аэродромов; — изучение современных и перспективных технологий и способов организации ремонта сооружений аэродромов;
  4. Безопасность жизнедеятельности и экология. Дисциплина раскрывает теоретические и практические навыки защиты самого себя и населении и объектов хозяйствования и территории от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера изысканиях, конструкторских проектах, организации производства и управления.
  5. Воздушные перевозки и авиационные работы. Дисциплина формирует у обучающихся систематизированные знания по организации и технологии воздушных перевозок на внутренних и международных авиалиниях, организацию и выполнение авиационных работ и услуг, технологий обслуживания пассажиров в агентствах, аэровокзалах и в полете, обслуживанию грузовых перевозок на воздушном транспорте, методов анализа эффективности и оптимизации технологии производственных процессов организации перевозок.
  6. Методы анализа и моделирования процессов обслуживания воздушного движения. Цель дисциплины – дать студентам инженерные знания, позволяющие при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства РК переработать применительно к местным условиям диспетчерской зоны. Задачи дисциплины  изучить факторы, влияющие на результаты деятельности диспетчера;  научить навыкам моделирования деятельности диспетчера при УВД;  уметь анализировать и оценивать воздушную обстановку и находить способы перевода конфликтную в бесконфликтную ситуацию.
  7. Микро и макроэкономические основы рыночного ценообразования. Раскрыть зарождение и основные этапы развития экономической теории как науки; предмет экономической теории; методы познания экономических процессов и их классификацию; экономические категории, законы и принципы; функции экономической теории; роль экономической теории как теоретико методологической базы других экономических дисциплин.
  8. Организация работы службы движения гражданской авиации. Цель дисциплины формирование у студентов знания принципов, основных методов и средств организации работы службы движения гражданской авиации, управления воздушным движением и осуществляющая воспитание чувства коллективной ответственности за обеспечение требуемого уровня безопасности полетов.
  9. Охрана и безопасность труда на предприятиях ГА. Дисциплина изучает теоретические и практические знания по выбору наиболее надежных способов по защите от природных и техногенных опасных факторов при выборе любого решения в научных проблемах
  10. Правовое регулирование оценочной деятельности в РК, стандарты оценки. Дисциплина изучает основным положениям и по оценочной деятельности и оценке стоимости имущества предприятий; изучить законодательную базу оценочной деятельности, а так же вопросы правового регулирования оценочной деятельности; правового обеспечения и правового регулирования обращения собственности; прав собственника и их охрану; освоить методологические основы финансовой оценки и инструментарий оценочной деятельности; основные виды, подходы и методы оценки. Также изучают эволюцию развития теории и практики оценочной деятельности, основные понятия. Стандарты оценочной деятельности. Государственное регулирование оценочной деятельности.
  11. Правовые основы антикризисного управления. Сформировать целостное представление о концепции антикризисного управления в рыночной экономике на основе изучения закономерностей развития экономических систем, теоретических основ антикризисного управления, методологии распознавания, диагностики, принятия и реализации управленческих решений по предотвращению или преодолению кризиса организации.
  12. Психология руководства. Формирование у студентов знаний о психологии управления в области государственного и муниципального управления и умений применять психологические методы в конкретных профессиональных управленческих ситуациях, связанных с человеческими взаимоотношениями.
  13. Психология управлением персонала-HRM. Дисциплина изучает подготовка в области управленческих знаний, позволяющая выпускнику, благодаря предметно – специализированным компетенциям быть социально мобильным, психологически компетентным специалистом и пользоваться устойчивым спросом на рынке труда, формирование социально – личностных качеств студентов, трудолюбия и толерантности, готовности к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач с коллективом и партнерами; способности проявлять высокую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней.
  14. Радиотехнические средства обеспечения полетов. Дисциплина рассматривает комплекс организационно-технических мероприятий направленных на поддержание объектов и средств РТОП и связи в постоянной готовности в целях выполнения воздушных перевозок и других авиационных работ для обеспечения безопасности и регулярности движения воздушных судов.
  15. Системы спутниковой навигации. Дисциплина изучает следующее: — принципы построения и функционирования спутниковых систем, национальной системы ГЛОНАСС; — системы координат и времени используемые в современных и перспективных спутниковых системах; — принципы кодовых и фазовых измерений, состав и структуру навигационного сообщения; — принципы построения и функционирования многосистемной спутниковой аппаратуры; — факторы влияющие на точность определения координат спутниковыми методами позиционирования; — задачи решаемые спутниковыми методами позиционирования; — методы и технологии, применяемые при производстве работ с помощью геодезической спутниковой аппаратуры, типы современной аппаратуры.
  16. Теория и практика психологического консультирования. Дисциплина изучает : создание условий для постижения сущности процесса психологического консультирования; раскрытие общей логики развития консультативного взаимодействия клиента и консультанта через освоение основных этапов и процедур психологического консультирования; осмысление основных этических принципов профессиональной деятельности психолога-консультанта и требований, предъявляемых к его личностным качествам, теоретическим знаниям, опыту и практическим навыкам; овладение базовыми методами психологического консультирования; знакомство с современными концепциями, видами, формами и моделями психологического консультирования для более успешной ориентации в существующем разнообразии направлений деятельности психолога; формирование умения совершать адекватный выбор инструментария и способов решения различных консультативных задач.
  17. Теория и практика психологического тренинга. Ознакомить студентов с основами ведения социально-психологических тренингов, дать представления о разнообразии тренингов, сферах их применения, затронуть вопросы личности тренера, возможных ролевых позициях тренинга, групповой динамике, стратегии построения тренингов. Изучение и применение студентами социального поведения и возможность комфортной адаптации в условиях многозадачности и стрессовой рабочей обстановки. Сформировать у студентов представления о концептуальных основах и технологиях организации тренинговых программ в образовании, сформировать необходимые навыки работы в тренинге и обеспечить получение опыта участия в тренинге.
  18. Communications, Navigation, Surveillance/Air traffic managenent (CNS/ATM). Целью дисциплины является изучение основных направлений и перспектив развития концепции и технологии CNS/ATM(Communication, Navigation, surveillance/ Air Traffic Management Дисциплина обеспечивает базовую подготовку специалистов гражданской авиации различного профиля в области CNS/ATM. и направлена на подготовку к постепенному внедрению CNS/ATM,

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Автоматизированные системы управления воздушным движением. Изучает средства автоматизации управления воздушным движением. Знания и навыки, полученные при изучении этой дисциплины, позволят специалисту по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения и использованию воздушного пространства квалифицированно эксплуатировать средства автоматизации и автоматизированные системы Управление Воздушного Движения, применяемые в настоящее время, а также быстро осваивать те системы, которые будут вводиться в эксплуатацию в будущем.
  2. Аэронавигационная информация (Аэронавигационное обеспечение полетов). Изучает и включает в себя построение схем вылета и захода на посадку, обеспечение аэронавигационной информацией (картами и другими документами), выполнение предполётных расчётов (курса, времени полёта, топлива и т.п.), создание электронных баз аэронавигационных данных для автоматизированного выполнения полётов и многое другое.
  3. Аэронавигационные карты. Изучает и включает в себя построение схем вылета и захода на посадку, обеспечение аэронавигационной информацией (картами и другими документами), выполнение предполётных расчётов (курса, времени полёта, топлива и т.п.), создание электронных баз аэронавигационных данных для автоматизированного выполнения полётов и многое другое.
  4. Обслуживание воздушного движения. Изучение дисциплины предусматривает: — изучение о порядке использования воздушного пространства и о методах управления полетами; — изучение нормативные документы, определяющие обслуживание воздушного движения в Республике Казахстан; — осваивание правила полетов и организацию работы диспетчеров различных зон и районов обслуживания согласно требованиям ICAO.
  5. Проектирование воздушного пространства/летных процедур. Дисциплина изучает методы и инструменты планирования безопасного и эффективного движения в воздушном пространстве, принципы и правила разработки новых авиационных маршрутов.
  6. Радиоэлектронные средства навигации и наблюдения. Цель дисциплины систематизировать знания студентов о назначении, роли и эксплуатационно-технических характеристиках (ЭТХ) радиотехнических средств навигации и управления воздушным движением; предоставить обучающимся систематические знания о принципах действия, структуре, особенностях построения радиотехнических средств навигации и управления воздушным движением, радиотехнического оснащения аэродромов и воздушных трасс, а также о перспективах развития радиоэлектронных систем гражданской авиации;
  7. Технология обслуживание воздушного движения. Изучает технологию работы диспетчера обслуживающего район полетной информации, технологию работы диспетчера местного диспетчерского пункта,технологию работы диспетчерского пункта руления, технология работы диспетчера старта, технология диспетчера вылета.