Образовательные программы

Обслуживание воздушного движения в АГА

Данные актуальны на декабрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B07103 Обслуживание воздушного движения в АГА

Целью образовательной программы «Обслуживание воздушного движения» является подготовка высококвалифицированного специалиста, который отвечает требованиям современного общества и обладает высоким уровнем социально-гражданской ответственности, социально-личностными, экономико-управленческими и профессиональными компетенциями. Он осуществляет профессиональную деятельность по следующим направлениям:

— Готовность к экономичному и безопасному обслуживанию воздушного движения как в воздухе, так и на земле;

— Способность к самосовершенствованию и профессиональному росту;

— Способность критически переосмысливать накопленный опыт и изменять профиль своей профессиональной деятельности при необходимости;

— Осознание социальной значимости своей будущей профессии и высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

— Способность анализировать условия полета летательных аппаратов, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения.

По окончанию обучения выпускнику Академии гражданской авиации присваивается квалификация «бакалавр» по направлению «Инженерия и инженерное дело» с кодом 6B071.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Правила полетов. Дисциплина дает теоретические и практические знания по вопросам полетов и обслуживания полетов в ожидаемых условиях и некоторых особых ситуациях и действия диспетчера при обеспечении безопасного обслуживания воздушного движения.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Авиационное законодательство.
  2. Авиационное оборудование и системы авионики воздушных судов. Изучает типовые и перспективные конструкторские решения в авиаприборостроении, архитектуру и современный интерфейс приборных комплексов и систем авионики.
  3. Высшая математика. Дисциплина изучает основные теоретические положения классической и дискретной математики, методы математического исследования с применением дифференциального исчисления для решения теоретических и практических задач в процессе профессиональной деятельности при эксплуатации ВС
  4. Концепция и технологии CNS/ATM (Communication, Navigation, surveillance/ Air Traffic Management). Изучение основных направлений и перспектив развития концепции и технологии CNS/ATM(Communication, Navigation, surveillance/ Air Traffic Management). Дисциплина направлена на подготовку к постепенном внедрению CNS/ATM
  5. Обеспечение эффективности и безопасности воздушного движения. Изучение современных методов, теоретических и практических основ обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте; безопасности перевозочного процесса в различных условиях, реализация действующих технических регламентов и стандартов в области управления воздушным движением
  6. Общий авиационный английский язык. Часть 1. Вырабатывает умение передавать сведения, информировать собеседника; интересоваться, запрашивать информацию, опрашивать, расспрашивать; советовать, рекомендовать; убеждать, предостерегать. Составлять базовые документы безопасной эксплуатации ВС, а также повседневной деятельности в авиационной отрасли.
  7. Общий авиационный английский язык. Часть 2. Дисциплина знакомит со специальными терминами и выражениями по тематике: движение ВС и других транспортных средств, различные виды работ и условия в районе аэродрома, сокращения и коды. Изучает настоящее простое и длительное время, артикли, а так же описание погодных условий, элементы, включаемые в сводку погоды. Формы будущего времени. Структурные элементы речи и связки. Административные проблемы и специальные мероприятия. Модальные глаголы. Фразовые глаголы. Инциденты в зоне маневрирования и на перроне. Прошедшее простое и длительное время. Столкновение воздушного судна. Сближение. Несанкционированные маневры воздушного судна. Настоящее простое и длительное перфектное время. Пожар. Приводнение. Системы воздушного судна. Проблемы шасси. Пассивный залог. Разгерметизация. Столкновение с птицами. Дезинфекция воздушного судна. Условные предложения. Акт незаконного вмешательства. Проблемы, связанные с таможней, пограничным кон��ролем, грузом. Степени сравнения прилагательных. Квантификаторы. Медицина в авиации. Герундий и инфинитив. Ошибки в работе пилота и диспетчера. Человеческий фактор. Косвенная речь.
  8. Организация обслуживания воздушного движения 1. Изучение динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения , организации потоков воздушного движения и воздушного пространства , осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом, путём предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.
  9. Организация обслуживания воздушного движения 2. Изучение динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения (ОВД), организации потоков воздушного движения (ОПВД) и воздушного пространства (ВП), осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом, путём предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.
  10. Профессиональный английский язык. Изучение дисциплины позволит эффективно использовать лексические трансформации при переводе технических текстов, уметь синтезировать, анализировать информацию на английском языке, составлять обобщение и делать выводы на языке, самостоятельно находить способы решения лингвистических задач, используя информационные источники.
  11. Технология обслуживания воздушного движения 1. Изучает технологию работы диспетчера обслуживающего район полетной информации, технологию работы диспетчера местного диспетчерского пункта,технологию работы диспетчерского пункта руления, технология работы диспетчера старта, технология диспетчера вылета.
  12. Управление безопасностью. Дисциплина изучает положения Приложения 19 ИКАО, Doc 9859 AN/474, государственную программу по управлению безопасностью полетов , изучает принципы безопасности полетов, эволюцию процесса обеспечения безопасности полетов причинность происшествий и культуру безопасности. Безопасность полетов при обслуживании воздушного движения, системы управления безопасностью полетов при обслуживании воздушного движения, изменение процедур и оценка риска, связанного с процедурами обслуживания воздушного движения.
  13. Физика. Программа данного модуля предусматривает: -представлений о физическом явлений, как обобщении наблюдений практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне; об основных методах наблюдения, измерения и экспериментирования в физике, о применении физических явлений и законов в современной технике.
  14. Фразеология радиообмена на английском языке. Изучается специфическая лексика, стандартная фразеологии радиообмена, а также будет дан общий грамматический и разговорный курс на примерах, необходимых в ходе работы.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Авиационная метеорология. Дает представление о строении и составе атмосферы, опасных явлениях погоды и их влиянии на эксплуатацию ВС, а также учит получать и правильно интерпретировать метеорологическую информацию и аэросиноптический материал при подготовке и проведении полетов.
  2. Авиационная метеорология и метеообеспечение международных полетов. Дает представление о строении и составе атмосферы, явлениях погоды и их влиянии на эксплуатацию ВС, а также дает представление о метеобеспечении полетов
  3. Авиационные приборы. Изучает типовые и перспективные конструкторские решения в авиаприборостроении, архитектуру и современный интерфейс приборных комплексов Воздушного Судов
  4. Автоматизированные системы управления воздушным движением. Изучает средства автоматизации управления воздушным движением. Знания и навыки, полученные при изучении этой дисциплины, позволят специалисту по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения и использованию воздушного пространства квалифицированно эксплуатировать средства автоматизации и автоматизированные системы Управление Воздушного Движения, применяемые в настоящее время, а также быстро осваивать те системы, которые будут вводиться в эксплуатацию в будущем.
  5. Автоматизированные системы управления на транспорте. Изучает принципы работы и состав автоматизированных систем на транспорте, возможности системы при увеличении нагрузки на диспетчера по обеспечению безопасности транспортных процессов, порядок использования функций системы на различных этапах работы и получение рекомендаций при возникновении конфликтных ситуаций.
  6. Аэродинамика. Изучает физическую сущность явлений обтекания основных элементов летательного аппарата и летательного аппарата в целом потоком несжимаемой и сжимаемой жидкости (газа), для понимания движения летательных аппаратов в воздухе.
  7. Аэродромы. Формирует знания по функционированию аэродрома и аэропорта как сложной ком-плексной системы обеспечения полетов и осуществления воздушных перевозок на воздушном транспорте.
  8. Аэродромы, аэропорты и вертолетные площадки. Формирует знания по функционированию аэродрома и аэропорта как сложной ком-плексной системы обеспечения полетов и осуществления воздушных перевозок на воздушном транспорте.
  9. Аэронавигационная информация. Изучает и включает в себя построение схем вылета и захода на посадку, обеспечение аэронавигационной информацией (картами и другими документами), выполнение предполётных расчётов (курса, времени полёта, топлива и т.п.), создание электронных баз аэронавигационных данных для автоматизированного выполнения полётов и многое другое.
  10. Аэронавигационное обеспечение. Изучает и включает в себя построение схем вылета и захода на посадку, обеспечение аэронавигационной информацией (картами и другими документами), выполнение предполётных расчётов (курса, времени полёта, топлива и т.п.), создание электронных баз аэронавигационных данных для автоматизированного выполнения полётов и многое другое.
  11. Безопасность авиационной системы. Дисциплина дает знания об обеспечение безопасности авиационных систем на основе управления рисками возникновения неблагоприятных событий с учетом требований к надежности изделий, человеческим ресурсам и уровню подготовки авиационного персонала.
  12. Безопасность полетов и расследование авиационных происшествий. Изучаются основополагающие документы по безопасности полетов, инструкции экипажу в особых случаях полета, документы по расследованию катастроф и инцидентов с ВС
  13. Введение в специальность. Предусматривает: — знание базовых основ работы авиационной техники, в том числе летательного аппарата и наземного оборудования — знание принципов взаимодействия частей авиационно — транспортной системы; — знание видов летательных аппаратов и авиационных двигателей и принципа их работ; — знание теории полетов, скоростного полета и аэродинамика несущего винта, терминология; — владение основами структурных систем, общей концепцией;
  14. Навигация. Общая навигация Основы навигации. Магнетизм и компасы. Карты. Расчетный метод навигации. Навигация в полете.
  15. Основы авиации. Дает понимание авиации, основных законов аэродинамики, описывает конструкцию летательных аппаратов. Формирует навык использования имеющихся знаний в процессе изучения специализирующих дисциплин.
  16. Основы аэродинамики самолетов и вертолетов. Дает базовые знания по теоретическим и прикладным основам аэродинамики и динамики полета самолета и вертолета для безопасной и экономичной эксплуатации воздушных судов.
  17. Основы воздушной навигации. Дисциплина дает знания о Земле и основных географических понятиях, основы авиационной картографии, определение основных навигационных элементов полета. Курсы полета и перевод курсов. Учит использованию навигационной линейки НЛ-10М, определению высота полета,методам измерения высоты, правилам расчета безопасных высот полета, навигационныем расчетам, связанным с движением воздушных судов ГА.
  18. Основы теории принятия решений. методы принятия решений, наиболее часто используемые в практике инженерных и научно-технических расчётов, и их теоретическое обоснование, для выбора оптимальных путей для решения поставленных профессиональных задач.
  19. Правила ведения радиообмена и фразеологии. Изучает термины, обозначения и базовую фразеологию радиообмена между экипажами воздушных судов и органами обслуживания воздушного движения.
  20. Правила ведения радиообмена и фразеологии. Изучает термины, обозначения и базовую фразеологию радиообмена между экипажами воздушных судов и органами обслуживания воздушного движения.
  21. Приборное оборудование воздушных судов. Дисциплина изучает различные модификации авиационных приборов и систем как самолетов так и вертолетов, их тактико-технические характеристики, погрешности и возможности для понимания диспетчером информации получаемой пилотом в полете.
  22. Психология стресса и стрессоустойчивого поведения. Изучает трехфазную природу стресса, виды стресса, механизмы детерминации психических состояний, современную терминологию, используемую в современной психологии состояний человека, а также факторы стрессоустойчивости, позволяющие повысить защитные механизмы организма, стимулировать профессиональную деятельность и снижать травматическое действие стресса.
  23. Радиообмен. Изучает термины, обозначения и базовую фразеологию радиообмена между экипажами воздушных судов и органами обслуживания воздушного движения., основные коммуникационные формы, кодовые слова , использование алфавита, правила передачи чисел и т.д.
  24. Радиосвязь. Изучает типовые средства связи и РТО, их общие эксплуатационные характеристики, порядок управления и настройки, фразеологию и действия при потере связи, процедуры срочности и бедствия
  25. Радиотехническое обеспечение полетов. Дисциплина изучает элементы вычислительных систем, общие сведения о радиотехнических средствах ОВД ,организации авиационной электросвязи, средства проводной связи, средства радиосвязи, приводные радиостанции-радиомаяки, автоматические радиопеленгаторы, радиотехнические системы ближней навигации, радиомаячные системы посадки. Их тактико-технические характеристики и возможные неполадки.
  26. Руководство и конфликтология. Формирование умений и навыков познания, анализа и прогнозирования конфликтологических аспектов профессиональной деятельности; приобретение практических навыков и умений поведения в конфликтных ситуациях, а также правильной оценки, прогнозирования, профилактики конфликтов, оптимальных средств и способов их разрешения и управления конфликтными ситуациями.
  27. Светотехническое оборудование аэродромов. Формирует систематизированные знания по светотехническим системам аэродромов и электрическому оборудованию аэродромов, для использования светотехнических систем и автономных источников питания аэродрома в нештатных ситуациях с учетом эксплуатационных возможностей воздушных судов
  28. Светотехническое оборудование аэродромов и вертолетных площадок. Формирует систематизированные знания по светотехническим системам аэродромов и электрическому оборудованию аэродромов, для использования светотехнических систем и автономных источников питания аэродрома в нештатных ситуациях с учетом эксплуатационных возможностей воздушных судов
  29. Теория и практика полета. Дает базовые знания по теоретическим и прикладным основам аэродинамики и динамики полета самолета и вертолета для безопасной и экономичной эксплуатации Воздушных Судов.
  30. Управление персоналом. Дисциплина изучает задачи, функции, их взаимосвязи, роли и места в управлении персоналом, осуществляемым менеджментом и службами управления персоналом хозяйственных организаций независимо от их размера и формы собственности.
  31. Человеческий фактор. Изучает психические закономерности деятельности человека-оператора с целью их учета при подготовке к деятельности, в в условиях опасности, формирует способность к организация работы в коллективе с высокой эффективностью взаимодействия, готовит к деятельности по профилактике и предупреждению авиационных происшествий, связанных с «человеческим фактором».
  32. Человеческий фактор (включая контроль факторов угроз и ошибок). Изучает методологические основы выявления причинно-следственных связей развития неблагоприятных авиационных событий и методов предупреждения авиационных происшествий и инцидентов, анализа состояния безопасности полетов, выработки управленческих решений по предупреждению инцидентов и факторов опасности.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Авиационная безопасность. Изучаются основополагающие документы ИКАО и инструкции по авиационной безопасности полетов, инструкции экипажу и действиях в особых случаях полета,
  2. Авиационный английский язык. Углубление навыков диалогической и монологической речи, умение свободно читать, переводить авиационную литературу на языке носителей. Углубленное лексико-грамматическое освоение минимума для овладения основными видами и формами речевой деятельности, основанного на коммуникативно-ориентированной направленности усвоения базового и технического подъязыка.
  3. Планирование воздушного пространства. Изучает методы и инструменты планирования безопасного и эффективного движения в воздушном пространстве, принципы и правила разработки новых авиационных маршрутов.
  4. Технология обслуживания воздушного движения 2. Изучает технологию работы диспетчера, диспетчерского пункта посадки, диспетчера по обслуживанию воздушного движения при обеспечении литерных и подконтрольных рейсов и других видов работ
  5. Факторы угроз и ошибок. Дисциплина изучает составляющие управления опасными факторами и ошибками, опасные факторы, ошибки , нежелательные состояния воздушного судна, потенциальные результаты и меры противодействия.

Компоненты по выбору

  1. Менеджмент на воздушном транспорте. Обучение формулированию бизнес-идеи и разработке бизнес-планов по созданию нового продукта, направления деятельности, авиационного предприятия. Умению анализировать поведение потребителей и формировать спрос Высчитывать и анализировать себестоимость услуги, разрабатывать маркетинговую стратегию организации
  2. Проблемы экологии на воздушном транспорте. Изучает виды загрязнений при авиатранспортных процессах методы принципы, способы экологической безопасной эксплуатации авиационного транспорта, инфраструктуры, современные системы очистки выбросов в окружающую среду авиапредприятий от загрязняющих веществ
  3. Экология. Изучаючает теоретические основы экологически безопасных промышленных производств, реализации инженерно-экологических решений по рациональному природопользованию, загрязнению и защите окружающей среды
  4. Эффективность профессиональной деятельности. Дисциплина дает возможность научиться разрабатывать стратегии управления кадрами в авиационной отрасли, планировать и контролировать работу подразделений, команд и организации в целом, проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать потребность в персонале, а так же разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников