Образовательные программы

Окружающая среда и устойчивое развитие в Нархозе

Описание образовательной программы 6B05202 Окружающая среда и устойчивое развитие в Нархозе

Цель образовательной программы заключается в подготовке специалистов, которые смогут анализировать текущее состояние окружающей среды с целью обеспечения устойчивого развития. Они будут обладать навыками предоставления предложений по оптимизации взаимодействия между природой и обществом, а также способностью прогнозировать динамику развития различных компонентов земной системы.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа
Компоненты по выбору

  1. Введение в экономику. Курс направлен на формирование экономического мышления у обучающихся, дает общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Содержание курса включает изучение экономических категорий, экономических законов и механизма хозяйствования, регулирующих отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении на различных структурных уровнях экономической системы. Студенты в ходе изучения курса смогут приобрести практические навыки анализа ситуаций на рынках товаров и ресурсов, а также научатся выявлять проблемные ситуации на микро-макроэкономическом уровне.
  2. Лидерство и инновации. Данный курс охватывает основные теории лидерства и инноваций и способствует развитию глобальных навыков, которые ищут работодатели. Курс также ознакомит с новейшими инструментами для стимулирования инноваций в организации, в том числе с методами проведения исследований и применением исследований для выработки инноваций. Мероприятия (такие как мозговой штурм, командные задания и др.) обеспечат контекст для проведения и представления мини-исследовательского проекта, чтобы предложить способ решения инновационной задачи и способы использования лидерских навыков для ее воплощения в жизнь.
  3. Основы права и антикоррупционного законодательства. Курс направлен на формирование у обучающихся знания основ права и законодательства, в том числе антикоррупционного, системы источников права, понятия, элементов и содержания правовых отношений, сущности юридической ответственности, а также основ отраслевого законодательства (административного, уголовного, гражданского и т.п.). Студенты путем анализа различных практических ситуаций и решения правовых кейсов приобретут навыки оперирования правовыми категориями, составления обращений и заявлений, направленных на обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и организаций, применения норм законодательства. По результатам изучения курса студенты смогут ориентироваться в основных тенденциях политики государства по предупреждению и противодействию коррупции, применять нормы антикоррупционного законодательства в борьбе с коррупционными правонарушениями.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Академические исследования в естественных науках. Изучение дисциплины позволит студентам рассмотреть понятийный аппарат исследования и поможет определиться с выбором объекта, темой исследования, правильно и детально составить дневник исследования. Во время практических занятии студенты овладеют навыками работы с научными базами данных и подбора необходимых библиографических публикаций по теме исследования. Студенты ознакомятся с конструкцией научного рассуждения: доказательством, опровержением, объяснением, интерпретацией, возражением, подтверждением, сравнением.
  2. Основы прикладной математики. Включает основы математической логики и математического моделирования, статистики, теории вероятностей, финансовой математики, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением математических моделей и применением программного обеспечения и смарт технологий. Основное внимание уделяется работе с программными продуктами для решения задач из всех сфер жизнедеятельности.
  3. Сохранение биоразнообразия наземных и водных экосистем. Дисциплина рассматривает биоразнообразие различных экосистем, основные принципы его сохранения на современном этапе в контексте обеспечения безопасности, устойчивого взаимодействия природной среды и человека. Студенты освоят индексы биоразнообразия, ключевые элементы бета-разнообразия. Будут объяснять причины современного распространения организмов по поверхности Земли. Во время практических и лабораторных занятий студенты самостоятельно проведут классификацию природных сообществ и установят факторы, определяющие временные изменения разнообразия биоты.
  4. Социальная экология и устойчивое развитие. Предмет расширяет и углубляет спектр социально — экологических проблем, раскрываются причинно-следственные связи при влиянии человека на социальную и природную среду. Студенты проводят обработку, визуализацию статистической информации, анализ научных работ по основным социальным проблемам (ликвидация нищеты, демографический кризис).
  5. Экологическая биогеография. Курс посвящен закономерностям географического распространения и размещения сообществ растений, животных и других организмов. Студенты объясняют причины современного распространения организмов и их сообществ по поверхности Земли, причины изменений в видовом составе сообществ. На практических занятиях составляют кадастрово-справочные карты ареалов и выявляют возможные места обитания живых организмов по их внешним признакам.
  6. Экологическая культура и образование. Курс посвящен изучению современных проблем экологической культуры и концепции воспитания и направлен на изучение современных трендов непрерывного ноосферного образования. Студенты проанализируют и исследуют альтернативные модели экологического образования с объяснением экоцентрического типа экологического сознания и технологий реализации преемственности экологического образования.
  7. Экология и устойчивое развитие. Студенты овладеют основными понятиями экологии, техногенного воздействия и принципами устойчивого развития. Выполняя практические задания студенты описывают признаки основных веществ биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества. Работая в группах, студенты составляют характеристику глобального, государственного, регионального и локального уровней устойчивого развития, опираясь на статистические материалы международных организаций.
  8. Экорынок и продовольственная безопасность. Дисциплина изучает и систематизирует внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности, ее особенности и сегменты экорынка, современные возможности экологического бизнеса. Студенты разработают экологические продукты и бизнес-проекты, анализируя информацию в целях управления спросом и предложением на рынке экологических услуг для внутренних и внешних заинтересованных сторон.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Бизнес английский язык. Курс направлен на развитие языковых навыков и эффективной международной коммуникации современного конкурентоспособного специалиста. Целью курса является формирование устойчивых навыков, применяемых в будущей профессиональной деятельности в условиях современного мирового рынка, а также овладение необходимыми языковыми компетенциями для общения на уровне делового языка, и умение правильно строить общение в соответствии с ожиданиями коллег по бизнесу, партнеров и по отношению к членам сообщества. Курс способствует развитию критического мышления, навыков анализа и коммуникации в различных нестандартных деловых ситуациях. Содержание курса включает в себя работу над практическими заданиями по деловой письменной переписке, прагма-профессиональными и типичными ситуациями в бизнес сфере
  2. Геоэкология. Предмет рассматривает геоэкологические особенности функционирования, динамики и эволюции географической среды и ее компонентов, происходящих в ходе естественных и антропогенных воздействий. Студенты анализируют и оценивают степень антропогенной измененности геоэкологических комплексов в различных регионах посредством полевых и экспериментальных геоэкологических исследований, включающих в себя картирование (геоэкологическую съемку) и геоэкологический мониторинг.
  3. Иностранный язык (английский A2). Курс развивает 4 основных навыка: Говорение, Аудирование, Чтение и Письмо на достаточном уровне владения английским языком А2. Курс рассчитан на повторение и закрепление знаний полученных на уровне А1. На данном уровне словарный запас расширится до 1500 слов и выше, и включает в себя такие темы как: еда, друзья, развлечения, семья, хобби, путешествия, новости, животные и т.д. Эти знания станут своеобразной лексической платформой для запоминание более сложных слов, специализированных тем для работы, бизнеса. На ряду с коммуникативным применяются такие интерактивные методы как Case Study, Role-playing, Project work.
  4. Иностранный язык (английский В2). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой части материала уровня B2 — базовой стандартности академической подготовки по языку. Курс дает обзор современных исследований в области английского языка для академических целей, предлагает практические задания для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности. Задачами курса являются совершенствование необходимых навыков и академический язык для учащихся, которые готовятся учится на английском языке. Курс содержит: аутентичный материал, интегрированные навыки и академический язык, прогрессивный охват всех 4 навыков в академическом контексте.
  5. Иностранный язык (английский B1). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой половины материала уровня B1 — базовой достаточности академической подготовки по языку. Задачами курса являются: подготовка студентов к обучению на английском в академической среде. Курс развивает языковые навыки — с помощью чтения академических текстов, академического письма, прослушивания лекций, — а также общеучебные навыки, критическое мышление, умение работать с первоисточниками, анализировать и обобщать информацию, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  6. Нанотехнология окружающей среды. В результате прохождения курса студенты смогут ориентироваться в терминологии и направлениях нанотехнологии. Рассмотрят биологические и технологические методы, применяемые при изучении наночастиц, наноструктур, наноматериалов, наносоединений для управления процессом жизнедеятельности организмов, обеспечивающих нормальную функциональную жизнь в природной среде. В формате командной работы проанализируют основные достижения и перспективы развития нанотехнологий, и выполнять творческие задания, отстаивая собственную точку зрения.
  7. Основы менеджмента. Основной целью курса является знакомство студентов с современными понятиями менеджмента, формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в сфере менеджмента организации. В ходе изучения курса студенты освоят: необходимость и природу управления; уровни управления и виды разделения труда; требования к профессиональной компетенции менеджеров в свете направлений развития современного бизнеса и предпринимательства; основные функции, их взаимосвязь и значимость для достижения целей организации; различные виды организационных структур; связующие процессы менеджмента и основные понятия связанные с управлением человеческими ресурсами. Смогут определять цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; применять навыки принятия управленческих решений. В ходе обучения студенты приобретут навыки по основным аспектам менеджмента посредством решения кейс-стади, дискуссий, обсуждений, групповых и индивидуальных работ, составлением презентаций.
  8. Почвоведение. Содержание дисциплины: факторы и основные процессы почвообразования, строение, состав и свойства почв. Студенты объяснят и дадут оценку современному состоянию почвенного покрова. На практических и лабораторных занятиях студенты определят различные свойства почв, проведут их анализ на выявления разнообразных загрязнителей, пользуясь лабораторным оборудованием, измерительными приборами, химической посудой и реактивами, применяемыми в аналитической практике при исследовании почвенных образцов.
  9. Психология деловых коммуникаций. Целью курса является формирование необходимых навыков ведения деловых переговоров, выстраивания эффективных межличностных отношений с деловыми партнерами. Курс направлен на ознакомление студентов с основами психологических теорий деловых коммуникаций, включая психологические теории лидерства и руководства, психологические основы коммуникации в организации; психологию менеджера; психологические аспекты построения деловых коммуникаций. Изучив курс, студенты приобретут навыки работы с разными категориями населения, а также смогут овладеть эффективными навыками и методами делового общения. Студенты освоят техники активного слушания, манипулятивные технологии в общении, вербальные и невербальные техники и приемы воздействия в деловом общении. Успешное освоение предмета планируется через применение реальных и современных кейсов из зарубежной и местной практики, деловых игр, и тренингов с участием практикующих психологов.
  10. Развитие карьеры. Дисциплина направлена на ориентацию обучающихся в рамках выбранной программы. Обучающиеся приобретут навыки составления резюме; путем освоения специфики работы и анализа поисковых платформ смогут проводить исследование рынка труда, сформировать и подать заявку на интересующую позицию; посредством тайм менеджмента и техник личностного развития, сформируют навык подготовки к собеседованию и самопрезентации, а также усилят навыки делового общения.
  11. Статистика. Дисциплина содержит методологию исследования и обработки статистических данных, таких как методы группировок, средних величин, индексов, показателей вариации и другие методы анализа данных, характеризующих экономическое и социальное развитие общества. Студенты проведут сбор и анализ фактических статистических данных, представляя в виде проектов, на основе проведенных индивидуальных либо групповых исследований, формулируя результаты с целью дальнейшего принятия решений
  12. 23 Статистический анализ рисков. Дисциплина содержит методологию статистического анализа рисков на основе решений в риск-менеджменте. Студент сможет оценить уровни рисков, выявить риски в разных ситуациях, и оценить воздействие принятых решений на снижение рисков. На практических занятиях студенты оценят вероятность появления неблагоприятных событий, выявят связь между внешними и внутренними факторами среды, проведут прогнозирование будущих рисков на основе качественных и количественных методов.
  13. Управление отходами производства и потребления. Дисциплина рассматривает: механизм управления отходами, основные принципы безотходного производства, инновационную технологию в сфере обращения с отходами. Студенты оценят состояние инфраструктуры; проанализируют и предложат решение проблемы управления отходами; разработают экологические проекты для реабилитации отходов; составят отчетность. Предусмотрено участие в экологических акциях по управлению отходами, в гостевых лекциях и выездных занятиях.
  14. Управление проектами. Дисциплина включает: знания и практические навыки на основе процессного и ситуационного подхода в области управления проектами. Студент сможет участвовать в работе проектов через использование цифровых технологий (MSProject), интерпретировать и представлять управленческую информацию по проекту, выявлять оптимальное использование проектных ресурсов и соблюдение временных рамок для эффективной реализации проектов. Студенты освоят эти виды деятельности через создание группового проекта, приближенного к практике
  15. Экологическое право. Целью преподавания дисциплины является изучение системы правовых норм, регулирующих экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования природной среды и ресурсов для настоящего и будущих поколений, обеспечения благоприятного качества окружающей среды и организации рационального природопользования, снижения загрязнения окружающей среды и техногенного воздействия для биосферы и человека, правовой охраны окружающей среды и естественного биологического механизма регулирования состояния окружающей среды. Решая задачи по экологическому праву, выполняя творческие задания по проблемам экологического права, в том числе путем подготовки презентаций, студент приобретет навыки по защите субъектов предпринимательства, в том числе путем оценки правовых последствий решений принятых по вопросам требований безопасности, представлению аргументов и проведению исследований.
  16. Экологическое ресурсоведение. Дисциплина посвящена глобальным проблемам использования природных ресурсов (истощению природных ресурсов и их загрязнению), причинам данных проблем, их основным негативным последствиям. Студенты, работая в команде, решат задачи по выявлению возможностей ресурсосбережения и энергосбережения, проанализируют состояние природно-ресурсного потенциала и экологические последствия размещения отдельных видов природных ресурсов.
  17. Экоменеджмент. Дисциплина содержит принципы управления природопользованием, поддерживающие стандарты ISO 14000 и 9001 на предприятии, в соответствии с парадигмой устойчивого развития. Студенты изучат инструменты внедрения и организации экоменеджмента, экологическую политику предприятия, систему управления качеством окружающей среды, экологические аспекты деятельности предприятия, решат реальные кейсы по проведению экоаудита. Предусмотрены гостевые лекции экспертов по проведению экоаудита и стандарту ISO 19011

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Комплексное использование водных ресурсов. Курс изучает интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР), подходы к их рациональному использованию и оценке эффективности. Студенты оценят полноту реализации принципов ИУВР в регионе, критически проанализируют состояние водных ресурсов, водопользования в РК и водного законодательства стран ШОС. В разрезе бассейнов трансграничных рек оценят динамику политических, экономических, институциональных и технологических показателей ИУВР.
  2. Основы индустриально-инновационного развития регионов. Казахстана Дисциплина рассматривает инновационный и технический прогресс по эффективному использованию минерально-сырьевых ресурсов регионов Казахстана. Студенты изучат развитие национальной инновационной системы Казахстана. Работая в команде, студенты решат задачи по развитию специальных экономических и индустриальных зон, задачи по повышению энергоэффективности в экономике Казахстана. Проанализируют состояние природно-ресурсного потенциала и экологические последствия размещения отдельных видов природных ресурсов. Рассмотрят привлечение инвестиций в приоритетные сектора экономики. Курс завершится защитой командных проектов, оценивающих продвижение не сырьевого экспорта, развития транспортной логистики
  3. Проектное исследование. Курс обеспечит знания структуры научно-исследовательского проекта, поможет развить умения выбирать методы решения научных проблем и разрабатывать план реализации проектов, будет также способствовать формированию аргументированно представлять результаты научно-исследовательской деятельности на студенческих конференциях любого уровня. На практических занятиях студенты научатся умению проектировать индивидуальные и групповые проекты по теме исследования.

Компоненты по выбору

  1. «Зеленая» экономика и устойчивое предпринимательство. Данный курс рассматривает историю возникновения и развития «зеленой» экономики, изучая курс студенты будут использовать методы и инструменты «зеленой» экономики в научных исследованиях. Овладеют навыками оценки и смогут провести анализ состояния окружающей среды с учетом требований «зеленой» экономики.
  2. Альтернативные источники энергии. Предмет охватывает нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, технологии и их использования, расчёты рентабельности, а также принципы управления «зеленой» экономикой. Студенты проведут расчеты параметров различных альтернативных установок (гидротурбин, ветровых установок, солнечных коллекторов), их экономического эффекта, выявят риски. В формате командной работы определят и оценят эколого-экономические критерии целесообразности реальных проектов по использованию альтернативной энергии
  3. Глобальное партнерство в интересах устойчивого развития. Дисциплина рассматривает виды партнерства, изучает глобальные ассоциации, которые формируют важные направления глобальной повестки в области устойчивого развития. Студенты выявляют техники и инструменты длительных партнерских отношений глобальных организаций: ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, они изучат отчетности, мониторинги и программы в области развития, построят также сценарии сетей центров сотрудничества, чтобы способствовать достижению странами одной из задач ЦУР. Во время практических занятий студенты получат навыки ведения переговоров на высоком уровне, заключение глобальных соглашений и изучат навыки ведения многосторонних партнерств.
  4. Изменение климата и техногенные риски. Дисциплина содержит теории, представляющие систему климатических процессов, их связь с глобальными процессами, методы изучения и прогнозирования их влияния на окружающую среду и природопользование. Студенты проведут SWOT, PESTEL и другие виды анализа экологической и управленческой информации, выявят экологические опасности и техногенные риски в условиях изменения климата, построят климатические сценарии, используя статистический анализ данных.
  5. Компьютерные технологии в экологии. В ходе дисциплины студенты изучают методики проведения эколого-экономических расчетов загрязнения с применением компьютерной программы ЭРА. Студенты с помощью компьютерной обработки оценивают результаты расчетного наблюдения за состоянием воздушного бассейна города, почвенных и водных ресурсов. На основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами) дают оценку воздействия на окружающую среду, которую представляют в форме индивидуального или группового отчёта.
  6. Основы жизнеобеспечения и организация здравоохранения. Дисциплина рассматривает теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения, формирует знания о состоянии и закономерностях развития общественного здоровья. Студенты выявляют медико-демографические показатели, характеризующие общественное здоровье, определяют его уровень и динамику, посредством обсуждений в группе и выполнения письменных и устных заданий. Во время практических занятий студенты определят и сравнят факторы риска, оказывающие влияние на состояние здоровья в различных регионах мира.
  7. Природоохранная деятельность и экотуризм в Казахстане. Содержание курса: принципы сохранения биоразнообразия, правовые и организационные аспекты работы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и основы экотуризма.Проведя индивидуальную или командную исследовательскую работу в заповедных территориях РК, студенты проанализируют и опишут приоритеты и механизмы функционирования ООПТ, определят допустимые нормы рекреационной нагрузки, проведут зонирование территорий, и предложат мероприятия по обустройству туристских троп и объектов
  8. Продвижение равенства в неравноправном мире. Этот курс предназначен для обучения студентов принципам социальной, экономической и политической интеграции в сравнении с неравенством (на национальном и глобальном уровнях). Курс будет охватывать значение прав на землю, собственность и природные ресурсы, влияние неравенства на людей, неравенство в заработной плате социальное неравенство в национальной и глобальной политике. Студенты рассмотрят теоретические и практические меры, предлагаемые для преодоления неравенства доходов .По окончании курса студенты будут знать различные аспекты неравенства, их взаимосвязь и применимые статистические данные, индикаторы, которые измеряют и описывают неравенство, применять меры для преодоления неравенства, и смогут планировать, реализовывать и оценивать стратегии по сокращению неравенства.
  9. Промышленная экология. Дисциплина рассматривает экологическую сущность процессов и использование основных экологических принципов в производственно-технологической деятельности. Студенты проанализируют влияние технических параметров процессов на условия образования вредных выбросов, посредством владения расчётом ПДК и максимальных приземных концентраций вредных веществ в окружающей среде в экологических лабораториях. Курс завершится защитой командных проектов, оценивающих экологический ущерб от отраслей промышленности.
  10. Устойчивые города. Дисциплина представляет концептуальные основы экологической составляющей города как особой искусственной системы со сложными закономерностями развития во взаимосвязи с окружающей природной средой. Участвуя в лекциях приглашённых практиков, воркшопах Центра развития города Алматы, студенты изучают инструменты управления урбоэкологией, анализируют и оценивают факторы, влияющие на экологию жилища городского человека и тенденции мирового процесса урбанизации. Итоговая работа курса — защита группового проекта.
  11. Устойчивый транспорт. Дисциплина рассматривает основные задачи развития устойчивого транспорт, транспортное планирование, критерии устойчивости транспортной системы. Во время практических занятий студенты определят и сравнят традиционный и устойчивый транспорт и построят модель устойчивого транспорта Казахстана.
  12. Экологическая экспертиза и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) Содержание: правовая и нормативно-методическая основа экологической экспертизы и экологического обоснования намечаемой деятельности. Студенты составят номенклатуру НПА РК, международных соглашений и стандартов, относящихся к ОВОС; проведут сравнительный анализ, выявляя общеобязательные нормативы. Реальные кейсы, содержащие виды документации предприятий, предоставляемых в соответствующие надзорные органы в ходе экспертиз по экологической безопасности, послужат основой для составления портфолио.
  13. Экологический мониторинг. Содержание курса: организация и структура экологического мониторинга, и его виды. Студенты участвуют в практических полевых исследованиях, проводят измерения загрязненности атмосферного воздуха, почвы, воды, с последующей химической обработкой образцов в экологических лабораториях. Используя шаблоны, применяемые на реальных промышленных объектах, составляют различные виды отчетности по экологическим показателям, опираясь на результаты проведенного мониторинга и нормативы качества окружающей среды.
  14. Эколого-экономические аспекты. Центрально-Азиатского региона Курс охватывает проблемы региональной экологической безопасности, гласность информации об охране окружающей среды, возмещение ущерба здоровью или имуществу в результате экологических правонарушений. Студенты примут участие в полевых исследованиях и экспедициях (Арал, Байконур, Ферганская долина), а также в мастер-классах экспертов реальных проектов. Проведут анализ экономических, экологических, демографических и социальных показателей и определят возможные пути для устойчивого развития региона.
  15. Экономика окружающей среды. В ходе курса студенты изучат принципы эколого-экономического анализа и применят методы экономико-математического моделирования для решения практических кейсов. В том числе, оценят стоимость экологических благ и природных ресурсов, рассчитают риски неустойчивости финансового рынка, падение цен на сырье и т.д. Выполняя групповой проект, студенты предложат конкретные механизмы эколого-экономического регулирования и представят доклады в формате круглого стола.