Образовательные программы

Операторское искусство в университете Туран

Описание образовательной программы 6B02102 Операторское искусство в университете Туран

Образовательная программа «Операторское искусство» создана с целью подготовки и формирования конкурентоспособных, высококвалифицированных и компетентных специалистов в области кино и телевидения. Программа предоставляет студентам необходимые практические и технические навыки для успешной работы в современном кинопроизводстве и создания впечатляющих художественных образов.

Одним из ключевых преимуществ данной программы является возможность получения практического опыта в оборудованных учебных студиях. Благодаря им, студенты имеют уникальную возможность освоить всех аспекты операторского искусства и отточить свои навыки, работая в условиях, близких к реальным профессиональным съемкам.

Кроме того, программа операторского искусства предлагает студентам ознакомиться с последними достижениями в сфере кинопроизводства и внедрить их в свою работу. Программа помогает развить творческий потенциал студентов и выработать у них уникальный стиль и подход к созданию экранных образов.

Программа нацелена на подготовку настоящих профессионалов, способных оперативно адаптироваться к новым требованиям индустрии и выдавать результаты высочайшего качества.

Языки обучения: русский.
Срок обучения: 4 года.
Стоимость обучения: 1 115 500 тенге/на 2024-2025 учебный год

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Введение в кинопроизводство. Цель курса- познакомить студентов с кинопроизводством, которое включает в себя художественно- творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства, продвижение на рынке. В течение курса студенты на примерах познакомятся с каждым этапом.
  2. Лидерство в предпринимательстве. Дисциплина направлена на овладение общекультурными и профессиональными компетенциями в области эффективного управления и феноменами лидерства в предпринимательстве на индивидуальном, групповом, организационном уровнях, навыками использования основных теорий мотивации, власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды.
  3. Методы научных исследований. Дисциплина нацелена на подготовку специалиста, умеющего вести самостоятельное академическое исследование в рамках определенной научной сферы. Обучающийся научится отличать всеобщие (диалектический, метафизический) и общенаучные (анализ, синтез и т.д.) методы. Приобретет навык применения эмпирического и теоретического методов для решения научных задач. Освоит навыки анализа, классификации, синтеза, сопоставления, написание научного обзора, презентации. Форма контроля — защита результатов исследования с применением постерного доклада.
  4. Основы антикоррупционной культуры. Дисциплина направлена на получение теоретических знаний об эстетических понятиях и категориях, содержании и особенностях, сущности антикоррупционной культуры. Курс формирует приобретение навыков работы с законодательством в области противодействия коррупции, и вырабатывает гражданскую позицию к данному явлению. Данная дисциплина направлена на совершенствования антикоррупционной культуры и формирование морально-нравственной и правовой ответственности за коррупционные правонарушения. В период освоения курса студенты составляют тесты, решают ситуационные задачи с применением интерактивного метода «мозговой штурм». Рубежный контроль предполагает составление и решений ситуационных задач, дисциплина завершается экзаменом в виде тестирования.
  5. Основы права. Цель данного курса — изучение основ общей теории государства и права и основных отраслей права, таких как: конституционное право, гражданское право, уголовное право, семейное право, трудовое право и т.д. Курс позволит студентам ориентироваться в правовом пространстве, иметь представление о механизме действия права, о нормотворчестве, законодательстве и действии норм права, о формах права и его реализации, о правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности, а также о других вопросах, по которым личность, общество и государство регулярно обращаются к праву.
  6. Основы экологии и безопасность жизнедеятельности. Дисциплина направлена на получение теоретических знаний в области экологии и безопасности жизнедеятельности человека, формирование целостного представления об основных закономерностях устойчивого развития общества и окружающей среды. Курс предназначен для формирования общего системного взгляда и понимания современных представлений об экологии и окружающей среде, основных экологических понятий и закономерностей функционирования природных систем, динамике изменения окружающей среды и влияния на биосферу, а также о роли и месте человека в биосфере, техносфере и социосфере.
  7. Основы экономики. Дисциплина направлена на получение базовых знаний по основам экономики, для проведения анализа и оценки различных процессов, происходящих в экономической жизни общества. Курс предназначен для формирования системного взгляда и понимания общих проблем функционирования экономических систем; особенностей функционирования рыночного механизма; основных целей бюджетно-налоговой и денежно- кредитной политики государства; сущности систем мирового хозяйства и основных принципов международного разделения труда.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Авторское право в медиапространстве. Цель курса – формирование правового мышления и навыков поведения субъектов права в области производства аудиовизуальной продукции. В рамках курса студенты освоят специфику правового регулирования в медиапространстве; освоят систему законодательства в области интеллектуального права.
  2. Искусство кинооператора – I. Данная дисциплина служит для закрепления и углубления студентами теоретических знаний о процессе кино-телепроизводства, на всех этапах и приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности, подготовка студентов к самостоятельной производственной деятельности и профессиональной работе по созданию аудиовизуальных произведений различных видов и направлений.
  3. Искусство кинооператора – II. Данная дисциплина служит для углубления практических навыков и компетенций в сфере профессиональной производственной деятельности и подготовка студентов к самостоятельной профессиональной работе по съемкам аудиовизуальных произведений различных жанров и стилей; -приобретения мотивационной готовности к работе оператора в сфере кино и телевидения.
  4. Конструктивное операторское искусство – I. Советская школа кинооператоров-документалистов. Кинорепортаж. Кинохроника. Съемка документальных фильмов. Основные задачи телевидения. Съемка событийных репортажей. Особенности съемки спортивных репортажей. Съемка телевизионных фильмов.
  5. Конструктивное операторское искусство – II. Особенности съемочно-постановочной работы над фильмами основных жанров. Особенности творческо-производственной работы над фильмами для телевидения (телефильмами, сериалами). Основные виды и жанры кинофильмов и особенности творческой и производственной работы кинооператора хроникально-документальных, научных и учебных фильмов.
  6. Мастерство оператора I. Новые киноматериалы для производства фильмов. Современный комплекс цифровых систем кинематографа: широкий ассортимент выбора, надежность технического состояния материала, свойства цвето коррекции.
  7. Мастерство оператора II. Новейшая электронно-компьютерная технология за контролем обработки цифрового киноматериала, сенситометрии, цветопередачи и копировального процесса.
  8. Основы операторского искусства – I. Оператор, в зависимости от поставленных перед ним творческих задач, выбирает кинотелесъёмочную аппаратуру, оптику, подсобную операторскую технику, осветительные приборы, киноматериалы или видеоматериалы для фиксации изображения, руководит работой своих ассистентов, механиков, светотехников. От активности оператора на съёмочной площадке, его профессионализма и производственной квалификации во многом зависит организация и экономика кино- и телепроизводства, темп работы съёмочной группы, качество продукции.
  9. Основы операторского искусства – II. Цель курса – обучение основам композиционного построения кадра, формирование основ операторского мышления и индивидуального стиля операторской работы. В рамках курса студенты освоят искусство и технику художественного освещения и художественной портретной фотосъёмки; приобретут умения и навыки разрабатывать световые и цветовые решения павильонных и натурных кадров, технику репортажной фотографии. Под руководством мастеров-практиков приступят к работе с профессиональным техническим оборудованием.
  10. Творческая лаборатория — II. Цели дисциплины: изучение сущности и специфики режиссуры мультимедиа как нового вида творческой деятельности, овладение основным понятийным аппаратом режиссуры сценических и экранных искусств, умениями и навыками творческой организации всех составляющих элементов мультимедиа с целью создания целостного интерактивного художественного произведения.
  11. Творческая лаборатория — III. Курс формирует основы профессиональных знаний и навыков у будущих операторов для создания ярких визуальных образов при съемках кинопродуктов документального характера
  12. Творческая лаборатория — V. Дисциплина формирует знания и умения квалифицированно ориентироваться в функциях кинооборудования , ее аксессуаров при съемках аудиовизуальных произведений.
  13. Творческая лаборатория – I. Курс призван заложить основы креативного мышления будущих операторов и смежных с ними творческих профессий
  14. Творческая лаборатория – IV. Дисциплина служит для обучения основам формирования изображения в оптических системах – объективах. Изучаются виды объективов, характер оптического рисунка, влияние каждого параметра объектива на характер изображение и умения оператора разбираться в широком арсенале кинооптики и ее аксессуаров для кино-телесъемок.
  15. Творческая лаборатория – VI. Дисциплина учит оптимизировать съемочный процесс, осуществляя общее руководство творческими и технологическими аспектами киносъемки.
  16. Творческая лаборатория – VII. Целью курса является формирование профессиональных навыков анализа творческого выбора киноматериала и освоения различных видов и типов съемки. На практических занятиях используются различные технологии съемки, включая уникальное съемочное оборудование.
  17. Творческая лаборатория VIII. Данная дисциплина является завершающей и подразумевает закрепление всех знаний, полученных за период обучения.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Введение в кинопроизводство — II. Цель дисциплины — научить студентов пользоваться навыками разработки оригинальных творческих концепций с учетом опыта конкурентов, воплощения авторского замысла аудиовизуальными средствами на основе современных цифровых технологий.
  2. Введение в предпринимательство. Практические навыки по применению инструментов и принципов маркетинга в предпринимательской деятельности. В рамках дисциплины изучаются маркетинговая среда бизнеса; выявляется сегмент рынка, определяются ключевые характеристики поведения потребителей, основы товарной и ценовой политики; программы продвижения товаров и услуг; разрабатывается brand book,формирование программ управления репутацией предпринимателя;, проведение мини-маркетинговых исследований по бизнес проблеме, маркетинг в социальных сетях (SMM)
  3. История изобразительного искусства. Знания в данной области, расширяют горизонты культуры и повышают творческую квалификацию будущего кинематографиста, дают возможность глубже осмыслить изобразительные возможности современного кинематографа. Курс формирует научные представления о природе, истории и сущности изобразительного искусства, занимающего важнейшее положение в системе мировой художественной культуры, дает необходимые знания по истории мировой живописи, скульптуры, архитектуры.
  4. История казахского кино. Основные задачи — осмысление общих и индивидуальных особенностей функционирования кинематографа в рамках национальных кинематографий; формирование умения применять знания при создании собственных творческих проектов.
  5. История кино СССР. Цели курса- формирование у студентов системы знаний и представлений об основных этапах развития кинематографа, школах, стилях и направлениях, сложившихся в процессе эволюции кино СССР
  6. История литературы. Цель курса – изучение основных закономерностей развития мировой и казахской литературы, выработка целостных представлений о сущности литературного процесса, знаний о творчестве писателей, особенностях их художественного мастерства, овладение навыками критического осмысления художественных произведений. В рамках курса студенты сформируют навыки самостоятельной работы с литературным материалом с целью его инсценировки (сценической постановки), экранизации или иного использования в театре (в кино).
  7. История театра. Содержание курса «История театра» определяется спецификой подготовки обучающихся и включает в себя информацию об искусстве театра. Это дополняет картину развития художественной культуры, делает ее более целостной.
  8. Кинодраматургия. Цель курса — раскрытие общих закономерностей построения драматического произведения, специфики работы режиссера с литературным текстом для воспроизведения его на экране. Студент должен приобрести умение перелагать специфически литературные образы в кинематографические, в сценариях короткометражных фильмов должно ощутимо выразиться своеобразие индивидуального авторского почерка, умение художественно осваивать окружающую действительность.
  9. Мастерство актера. Учение К.С. Станиславского. Элементы системы К.С. Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие и др.
  10. Мастерство режиссера. Цель курса – всесторонний анализ творческого союза режиссера и оператора на всех этапах создания фильма, выявление общего и индивидуального в работе; ознакомление с ролью каждого участника создания фильма, взаимосвязи и взаимодействия оператора с каждым из них; ознакомление с основными способами воплощения режиссерского сценария для понимания сути профессии режиссера.
  11. Нелинейный монтаж I. Монтаж межкадровый и внутрикадровый. Мизанкадр. Эволюция монтажных форм и стилей. Исследования Л. Кулешова., С.Эйзенштейна., Д. Вертова., Э. Шуб., В. Пудовкина., А. Тарковского. Новые возможности нелинейного компьютерного монтажа.
  12. Нелинейный монтаж II. Цель курса — передать технологию создания и обработки цифрового визуального и аудиовизуального материала посредством использования возможностей нелинейного монтажа для создания определённого киноповествования.
  13. Основы драматургии. Цель курса – творческое развитие драматургических способностей студента, подготовка к самостоятельной работе над сценариями творческих проектов, литературной и редакционной работе в области кино и телевидения путем выполнения сценарных заданий и изучением лучших сценариев к фильмам.
  14. Сценарный тренинг. Цель дисциплины: познакомить студентов с основами сценарного творчества, сформировать у них знания о структуре сценариев и развить навыки написания сценариев художественных произведений для дальнейшей работы над литературным и режиссёрским сценариями.
  15. Теория и практика монтажа — I. Цель курса – обучение основным монтажным концепциям, основным принципам и законам монтажа кинофильмов, сложившиеся в мировой аудиовизуальной культуре. В рамках курса студенты научаться самостоятельно монтировать отснятый материал, как эпизоды, так и в целом все кинематографическое произведение, вне зависимости от того, на каком носителе осуществляется монтажная сборка, освоят навыки использовать классические схемы монтажа.
  16. Теория и практика монтажа – II. Курс позволит освоить творческие возможности существующих монтажных программ, провести анализ монтажных соединений в кино и на телевидении, позволит выработать собственный «монтажный почерк». В рамках курса студенты приобретут навыки применения творческих особенностей монтажа, навыки монтажа, как на пленке, так и на видео, включая линейный и нелинейный монтаж, навыки монтажного мышления. Курс находит практическое применение при работе над учебными, курсовыми и дипломными работами.

Дисциплины по профилю

Компоненты по выбору

  1. Грим в театре и кино. Цель курса – приобретение студентами знаний в области истории и теории грима, а также освоение практических навыков по созданию средствами грима художественного образа. В рамках курса студенты освоят основные технические приёмы гримирования; студенты овладеют навыками создания художественного образа самостоятельно разрабатывая и выполняя грим для исполняемой роли в фильме или в спектаклях учебного театра.
  2. Изобразительное искусство I. Дисциплина ориентирована на изучение особенностей развития изобразительного искусства, понимание логики смены стилей и направлений изобразительного искусства цивилизаций от Древнего Востока, Античного мира.
  3. Изобразительное искусство II. Цель дисциплины: освоить научно-теоретические основы изобразительного искусства, способствовать формированию конструктивного, пространственного, художественно-образного мышления у студентов. Научить студентов применять художественно-изобразительную структуру в производстве кинофильмов.
  4. История музыки. Данная дисциплина предусматривает изучение основных этапов развития музыкального искусства с учетом принципа историзма от древнейших времен по ХХ век. Данный курс формирует у студента установку на осознание музыкально-исторического процесса как целостного явления, в основе которого лежит смена исторических систем мышления, проявляющаяся в смене художественных стилей и методов.
  5. Киноведение. Рождение кинематографа. Художественные направления в кино Европы: французский авангард, сюрреализм, поэтический реализм, неореализм, «новая волна», постмодернизм. Классики мирового кино: Феллини, Бергман, Бунюэль и др.
  6. Кинокритика. Цель курса – изучение истории развития и сложившейся на сегодняшний день жанровой системы мирового кинематографа. Уметь анализировать своеобразие конфликта, композиции, доминирующей эмоции, героя, степени условности в произведениях каждого из традиционных жанров. Знать новые тенденции как в современной теории, так и в художественной практике отечественного и мирового кино.
  7. Костюм в театре и кино. Цель курса – раскрытие взаимосвязи между режиссёрским замыслом фильма и его визуальным воплощением через разработку и конструирование костюма. В рамках курса студенты изучат законы и правила композиции и семиотическую природу костюма; особенности работы художника по костюмам в фильмопроизводстве; использование основных методов разработки конструкции и технологии изготовления костюма для кино.
  8. Международное продвижение аудиовизуальных произведений. Цели дисциплины — раскрытие специфики фестивальной дистрибуции аудиовизуальных произведений. Студенты изучат суть фестивальной дистрибуции аудиовизуальных произведений; особенности функционирования кинодистрибьюторов в настоящее время; особенности выхода на вторичные рынки сбыта фестивальной кинопродукции; законодательные и иные нормативно-правовые акты; основные мировые кинофестивали и кинопремии; освоят планирование кинофестивалей и навыки публичного выступления.
  9. Монтаж звука в кино. Специфика создания звукового решения фильма (звуки, музыка, спецэффекты, шумы и т.п.) Разработка компилятивного музыкального решения. Разработка оригинального музыкального решения. Работа со звукорежиссером и композитором.
  10. Музыка в фильме. Цели дисциплины — ознакомление с этапами освоения музыки кинематографом, с различными подходами к киномузыке в ведущих национальных киношколах и с уникальными примерами применения музыки в авторском кинематографе, изучение роли и значения музыки в режиссерском решении фильма, анализ работы выдающихся кинокомпозиторов, рассмотрение положения основных теоретических исследований по теме музыки в кинематографе.
  11. Пластический грим. Создание средствами грима и пастижа внешних образов персонажей фильма. Соблюдение единства портретной характеристики. Художник-гример определяет все необходимые пастижерские изделия и материалы для грима.
  12. Продюсирование в кино и на телевидении. Цель курса – формирование у студентов комплекса знаний и умений в сфере организации продюсирования в медиаиндустрии. Студенты изучат порядок заключения и исполнения договоров; ознакомятся с творческими административными и производственно-технологическими особенностями разных видов съемок; осваивают методы планирования и управления творческо-производственным процессом в кинематографе.
  13. Работа со звуком. Цели дисциплины – ознакомить с основными компонентами звукового решения фильма; дать понимание звуковой драматургии кино; проследить эволюцию системы средств звуковой художественной выразительности, ознакомить студентов с современными технологиями и методиками звукового решения фильма — от сценария, режиссерской разработки и звуковой экспликации до перезаписи картины.
  14. Рисунок I. Цель дисциплины – графическое осмысление как конкретно изображаемых объектов, так и всего окружающего и внутреннего мира в целом. Задачи дисциплины – изучить основы рисунка как дисциплины, определяющей всю творческую деятельность творца. В основе занятий лежит выработка понимания формы и светотени как средства передачи объема в пространстве.
  15. Рисунок II. Цель дисциплины — изучение основополагающих проблем, характеризующих искусство художественного кинематографа и особенности процесса, в котором оно создается. Студенты изучат методологические основы понимания сущности работы художника кино; познакомятся с различными этапами развития кинодекорационного искусства в Казахстане; изучат основные стилистические тенденции развития выразительных средств кинематографа и творчества художника кино. Умение создавать раскадровки.
  16. Семиотика кино. Данная дисциплина дает системное представление о сущности семиотики киноискусства, понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах, методологическом своеобразии и закономерностях развития.
  17. Сценография. Цель дисциплины познакомить студентов с механизмом работы над художественной постановкой и процессом работы над художественным образом фильма; изучить творческий путь художников-постановщиков в современном кино и процесс их работы в киноиндустрии.
  18. Теория кино. Цели курса – знакомство обучающихся с достижениями современного кинематографа, стремительно развивающимися тенденциями киноискусства, сформировать навыки самостоятельного анализа драматургии кинематографического произведения. Осуществляются просмотр и обсуждение драматургической основы фильмов известных сценаристов и режиссеров, произведений, удостоившихся особого внимания критики, актуальных новинок сегодняшнего кинорынка, фильмов молодых мастеров кино, новинок авторского и жанрового кино.
  19. Управление проектами. Курс имеет своей целью дать представление о современной технологии управления проектами и познакомить студентов с принципами использования проектного управления в задачах своей будущей профессиональной деятельности.
  20. Фестивальная дистрибуция аудиовизуальных произведений. Курс направлен на изучение теоретических основ управления в области искусства и общих принципов системы менеджмента, а также приобретение практических навыков деятельности управления организациями в области культуры, ознакомление с современными условиями культурной деятельности, работы с творческими проектами, изучение маркетинговых, финансовых, управленческих особенностей в области арт-индустрии.