Образовательные программы

Организационная психология в Каспийском университете

Описание образовательной программы 6B03106 Организационная психология в Каспийском университете

Целью образовательной программы «Подготовка психологов в области организационной психологии, управления персоналом, психологического обеспечения эффективности деятельности и личностного благополучия человека» является формирование высококвалифицированных специалистов, способных эффективно применять знания и навыки в сфере организационной психологии, управления персоналом, а также создания системы психологической поддержки для обеспечения эффективности деятельности и личностного благополучия людей.

Программа направлена на обучение студентов основным теоретическим и практическим аспектам организационной психологии, управления персоналом и психологического обеспечения деятельности. В процессе обучения студенты получают необходимые знания о принципах организации и функционирования организаций, а также о особенностях взаимодействия людей в рабочих коллективах.

Основное внимание уделяется формированию навыков работы с персоналом, разработке и реализации психологических программ для повышения эффективности деятельности. Студенты изучают современные методы управления персоналом, такие, как психологический анализ, адаптации и мотивации персонала, управление конфликтами и стрессом, а также психологическую диагностику и коррекцию в рабочих коллективах.

Важной частью программы является психологическое обеспечение эффективности деятельности и личностного благополучия человека. Студенты изучают принципы психологической поддержки в работе с различными категориями людей, такими, как сотрудники организаций, руководители, а также разрабатывают программы по личностному росту и развитию.

Образовательная программа предоставляет студентам возможность приобрести все необходимые знания и навыки для успешной карьеры в области организационной психологии, управления персоналом и психологического обеспечения эффективности деятельности и личностного благополучия человека.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Экология и право. Формировать компетенции в области права и усвоение основ антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности. Позволяет сформировать навыки самостоятельного подхода к решению различных производственно-хозяйственных ситуаций, принятию правильных, эффективных и сбалансированных решений в деловой среде.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Введение в специальность. Изучает специфику профессии психолога и особенности его становления; основные профессиональные и этические принципы деятельности психолога, отличительные особенности специализации психолога в зависимости от предмета деятельности и инструментария; изучение динамики становления специалиста психолога и требований к его личности
  2. Дифференциальная психология. Исследует различия между индивидами и группами людей по психологическим характеристикам, а также диапазон, природу, причины этих различий и их влияние на различные сферы жизни людей. Изучает ключевые понятия базовых разделов дифференциальной психологии, теоретические подходы к объяснению причин и факторов, определяющих вариации человеческой психики, современные представления об источниках индивидуальных и групповых различий, а также наиболее известные типологии индивидуальности.
  3. История психологии. Изучает закономерности формирования и развития подходов к психике на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса через многообразные связи с различными областями науки и культуры
  4. Математическая статистика в психологии и цифровое моделирование. Изучает практическое применение математических теоретико-вероятностных и статистических методов обработки данных математического моделирования, понятия экспериментальных планов, независимых, зависимых и дополнительных переменных, уровни измерения и шкалирования показателей, характеристики шкал наименований, порядка, равных интервалов и равных отношений, понятия валидности и надежности измерения, основные методы одномерной, двухмерной и многомерной обработки данных, описательной статистики и вычисления параметров распределений, оценки достоверности различий с помощью параметрических и непараметрических критериев, выявления взаимосвязей между показателями, вычисления корреляций, основ дисперсионного, регрессионного, факторного, дискриминантного и кластерного анализа, возможности стандартных пакетов компьютерных программ статистической обработки данных
  5. Модуль личностного развития (Академическое письмо, Дизайн мышления). Академическое письмо — формирует умение выражать и обосновывать свои мысли посредством краткого, при этом достаточно убедительного научного текста. Оно является одним из важных аспектов успешного обучения в вузе и дальнейшей научно-исследовательской деятельности, в том числе на международном уровне. Дизайн мышления — формирует комплекс взаимосвязанных знаний, формирующих у студентов умения излагать мысли в научных работах в сжатой и доступной форме, использовать метод и процесс решения конкретных задач, который помогает понять пользователя, осмыслить его проблему, найти альтернативные решения.
  6. Общая психология. Изучает основные принципы психологии, понятия и теории, а также методы исследования, сущность и структуру целостного психологического процесса, характеристики психических процессов и их проявлений, специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов. Способствует формированию у студентов предварительного и цельного представления о психологии как науки
  7. Основы и технологии организационной психологии. Изучает множество аспектов, связанных с работой людей в организациях. В частности, это включает в себя изучение принципов мотивации, лидерства и коммуникации внутри организаций. Кроме того, данная дисциплина занимается исследованием механизмов формирования коллективной идентичности, конфликтологии, психологии организационных изменений и адаптации к ним. Важным направлением является исследование механизмов формирования организационной культуры, а также выявление технологий управления изменениями
  8. Основы конфликтологии. Изучает основные теории конфликтов, различные аспекты конфликтов и их разрешение. В рамках этой дисциплины студенты изучают причины, виды, функции, этапы становления и последствия конфликтов, а также различные методы управления и разрешения конфликтов
  9. Основы психодиагностики. Изучает основные методы психологической диагностики и тестирования, их возможности и ограничения. Способсьвует выработки у студентов практическихнавыков организации исследований, составления исследовательских программ, формированияпсиходиагностической батареи, овладение умением обобщать и анализировать психологические явления и применять полученные знания на практике. Изучает специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса, историю возникновения одного из основных видов профессиональной деятельности психолога, психодиагностической диагностики, а также изучает психологические тесты, опросники, методики и их применение.
  10. Основы психологического консультирования. Изучает системы представлений об общих закономерностях процесса психологической консультации, целях, задачах и методах психологической помощи личности, основных направлениях психоконсультативной работы
  11. Основы психологической коррекции. Изучает теоретические основы и некоторые методики, способствующие полноценному психическому и личностному развитию личности, а также методики коррекции отклонений в психическом развитии (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.)
  12. Основы семейной психологии. Изучает отношения между членами семьи, их динамику, роль каждого члена в семейном коллективе, проблемы, возникающие внутри семьи, способы решения конфликтов, установление общения и взаимодействия между супругами, родителями и детьми. Важным направлением в дисциплине является изучение влияния семейных обстоятельств на эмоциональное и психическое состояние членов семьи, последствий, которые они могут иметь на дальнейшее развитие личности и взаимоотношений
  13. Планирование и организация научных исследований. Изучает закономерности планирования и организации исследований, формирование знаний об эксперименте и экспериментальном исследовании, а также должный уровень подготовки для проведения научного исследования
  14. Практикум. Основы тренинга и групповой работы Изучает принципы и методы разработки и ведения тренинга, рекомендуемую структуру тренинга, способы управления групповой динамикой, эффективной работы со сложными группами и участниками. В ходе выполнения практических заданий осваивают основные умения тренера, способы разработки, организации и проведения ролевых игр, дискуссий, решения кейсов
  15. Профессиональный казахский (русский) язык. Нацелена на обеспечение реализации принципа профессиональной направленности обучения, формирование коммуникативной компетенции, необходимой для адекватного профессионального общения в сфере деятельности. Формирует навыки коммуникативной и языковой компетенции на основе языка специальности, совершенствование профессиональной подготовки.
  16. Психология бизнеса и рекламы. Изучает, как психологические факторы, влияющие на поведение потребителей, а также на процессы управления в организациях. В рамках этой дисциплины изучаются принципы эффективной рекламы и маркетинга, методы продажи продукции и услуг, а также техники управления персоналом и создания здоровой организационной культуры. Главные направления — исследование потребительского поведения, мотивации покупателей, техник воздействия на потребителя с помощью рекламных сообщений и упаковки товаров, исследование рынка и анализ конкурентной среды
  17. Психология профессионального стресса. Изучает различные подходы психологического анализа стресса и дистресса, диагностический инструментарий для изучения различных видов стресса, теоретические подходы к решению проблемы купирования стресса, основные факторы, вызывающие, провоцирующие и поддерживающие состояние посттравматического стресса, обоснования возможностей коррекции данного состояния с позиций различных теоретических подходов. Развитие психологической готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной профессиональной деятельности модели и теории психологического стресса
  18. Психология развития. Изучает теоретическое и прикладное образование в области психологии развития и психологии возрастных различий и личные практические навыки, необходимые для деятельности современного психолога, а также выполнения практических задач в учреждениях здравоохранения
  19. Психология труда и современный консалтинг. Изучает психологические особенности любого труда в концепции современного консультирования личности сотрудника любой организации, применение методов консультирования в ситуации профессионального труда
  20. Социальная психология. Изучает теоретико-методологические основы социального взаимодействия в различных ситуациях, закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп; фундаментальные принципы социального мышления, социального влияния и социального поведения, а также разнообразные эксперименты и актуальные исследования.
  21. Экспериментальная психология. Изучает теоретические и практические знания об эксперименте и экспериментальном исследовании, правилах его проведения, а также методы анализа и математической обработки результатов экспериментального исследования
  22. Этнопсихология. Изучает фундаментальные концепции, описывающие закономерности возникновения и развития этнокультурных групп; особенности развития личности в конкретной этнокультурной среде. Раскрывает этнические особенности психики людей в качестве детерминант определенных сторон психической жизни субъекта и процессов, происходящих в этносах в периоды их функционирования и взаимодействия.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Введение в профайлинг (MINOR). Изучает психологические методики оценки и прогнозирования поведения человека, осуществляемые путем анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, вербального и невербального поведения, технологии, которые используются в профайлинге, позволяют спрогнозировать динамику поведения и намерения человека на основе набора закономерных признаков
  2. Основы человеческих ресурсов (MINOR). Изучает основы управления человеческими ресурсами, проблемы адаптации, мотивации и оценки персонала, основы теоретических и методологических знаний, а также особенности по стратегическому управлению человеческими ресурсами планированию и комплектованию штата в свете стратегических приоритетов,обучение и развитие персонала через призму стратегии и разработки новых структур службы управления HR и управления эффективностью персонала организации
  3. Практикум Технологии современной коммуникации и ораторства (MINOR). Изучает концепции и теории лингвистики, а также овладение коммуникативными технологиями подготовки и практического использования профессиональной риторики в различных целевых аудиториях, решение коммуникативных и речевых задач в конкретной ситуации общения, применение полученных знаний в новых условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации
  4. Практикум Технология оценки карьерного роста и развития (MINOR). Изучает методы и способы подготовки студентов к самостоятельному поиску работы, взаимодействию с работодателем, адаптации к рынку труда и формирование компетенций, необходимых для трудоустройства и построения карьеры
  5. Психологический менеджмент в социальных сферах (MINOR). Изучает управление, процесс воздействия человека (субъекта управления) на организационную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления), побуждающий к определенным действиям для достижения желаемых результатов.
  6. Психология лжи и безопасности (MINOR). Изучает: психология лжи — анализ методов выявления лжи в ситуациях межличностного общения, а также подробное изучение встречающихся в поведении признаков, которые могут свидетельствовать об обмане; психология безопасности — психологические закономерности жизни и деятельности человека, связанные с обеспечением безопасного существования и развития
  7. Психология личности. Изучает личность, ее различные индивидуальные процессы становления и развития, динамические аспекты душевной жизни. Согласовывает картину личности в её взаимосвязях с миром, социумом, жизненными процессами.
  8. Психология социальной работы (MINOR). Изучение навыков и умений, необходимых при оказании психосоциальной помощи людям, формирование у студентов соответствующих профессиональных и личностных качеств социального работника
  9. Современные технологии и стандарты работы профориентатора (MINOR). Изучает методы выявления профессиональных интересов, определения профессиональной пригодности, проведения отбора и профессиональной ориентации
  10. Теории личности. Изучает методологический, теоретический и эмпирический уровни психологии личности, которые являются базовыми категориями, теориями и знаниями психолога в консультативной практике, а также совокупность предположений о предпосылках и способах личностного развития.
  11. Этика и технологии работы профайлинга (MINOR). Изучает способы считывания психологического состояния личности, определение особенностей поведения, определение мотивов поведения наблюдаемого лица, определение динамики развития психических состояний и принятие решений в оперативном порядке

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Коучинг в организации. Изучает индивидуальное консультирование для достижения значимых целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата. Эта методика предназначена для расширения возможностей людей, осознавших потребность в изменениях и ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. Она может быть направлена на реализацию планов в самых различных областях жизни: бизнесе, карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях и семье
  2. Кризисная психология. Изучает психические состояния, поведения людей в экстремальных ситуациях. Психологические механизмы адаптации к стрессовым ситуациям. Современные классификации кризисов. Травматический стресс и его последствия. Особенности психологической диагностики ПТСР и методы, направленные на обнаружения в анамнезе испытуемого травматического события. Особенности травматического стресса и методы диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей
  3. Организация службы управления персоналом. Изучает принципы и практики управления персоналом в организации. Эта дисциплина охватывает широкий спектр тем, включая процессы выявления потребностей в персонале, рекрутинг, найм, обучение и подготовку кадров, оценку эффективности работы сотрудников, управление конфликтами и переговорами, управление производительностью, мотивацию, управление изменениями, продвижение по карьерной лестнице и развитие персонала.Кроме того, организация службы управления персоналом также изучает особенности исследования и анализа персональных данных, вопросы дискриминации на рабочем месте, а также социальные и культурные факторы, которые могут влиять на работу персонала

Компоненты по выбору

  1. Диагностика и психологическое сопровождение групп поведенческого риска (MINOR). Изучает технологии психологического сопровождения детей и подростков группы риска; комплексный поведенческий анализ, включающий наблюдение за эмоциональным состоянием, внешним видом, интересами и изменениями интернет-профилей молодых людей, позволяет своевременно выявить лиц, находящихся в группе риска
  2. Научный проект по майнеру. Исследовать реалии и отношения, современные проблемы и противоречия с целью их разрешения с учетом современных приемов, правил и методов, научных достижений, в любой сфере деятельности: от экономики и управления до образования, медицины, промышленности и пр. НИР по выбранному майнеру предполагает практическую работу по систематизации существующих в данном направлении современных достижений науки и технологии их применения в психологической практике.
  3. Практикум Психология успеха (MINOR). Изучает способы формирования у студентов образа успешного человека и методы выявления собственных лидерских качеств. Ознакамливает обучающихся с понятиями лидерства и харизмы, предоставляет современные знания по теориям лидерства
  4. Практикум Современные технологии работы профайлера (MINOR). Изучает методы формирования способности составлять психологический профиль сотрудника, выявлять признаки лжи на этапе собеседования и при общении с действующими сотрудниками, анализировать особенности характера по профилю человека в социальных сетях, подготавливать сценарий общения с кандидатом на ту или иную должность
  5. Преддипломный/Предпроектный анализ. Изучает психологию преддипломного анализа, актуальные проблемы, изучаемых в дипломных проектах, их методологию, а также психологическое экспериментальное исследование и закономерности написания дипломных проектов
  6. Профессиональный отбор и рекрутинг (MINOR). Изучает основные этапы процесса рекрутинга, принципы построения эффективных процессов рекрутинга в компании, виды каналов распространения информации о кандидатах и методики оценки кандидатов в применении к задачам должности
  7. Психологическая помощь и кризисная интервенция (MINOR). Изучает понятие и сущность кризисной терапии, программу и алгоритм кризисного вмешательства, методы кризисной психотерапии. Знакомит с алгоритмом оказания экстренной психологической помощи человеку находящемуся в состоянии кризиса
  8. Психология спорта. Изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований, изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях; разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и подготовки к соревнованиям
  9. Современные технологии бизнеса и предпринимательства. Изучает формирование необходимого профессионального мышления будущих специалистов, освоение экономического механизма предпринимательства, а также получение необходимых базовых знаний и умений, позволяющих слушателям начать и успешно развивать предпринимательскую деятельность
  10. Супервизия и профессиональное развитие специалиста (MINOR). Изучает возможности использования супервизии как метода развития профессионального самосознания специалистов разных профессий. Объектом исследования является профессиональное самосознание как психологический феномен, предметом супервизия как метод развития профессионального самосознания специалистов разных профессий
  11. Эмоциональный интеллект. Изучает эмоциональный интеллект и организационную культуру. Понятие группового коэффициента эмоционального интеллекта. Эмоциональный менеджмент. Эмоциональный интеллект и создание эффективных команд. Развитие эмоционального интеллекта персонала. Системный подход к внедрению эмоционального интеллекта в Казахстанских и зарубежных организациях: создание эмоционально разумной системы мотивации персонала, формирование командного духа, управление конфликтами, процедура обратной связи
  12. Юридическая психология. Изучает отражение в сознании людей правовой стороны общественных процессов и психологическое восприятие людьми применяемого права и законотворческих инициатив, т. е. индивидуальное и социальное правопонимание. Правопониманием принято называть представление о том, что представляет собой право как теоретически, так и практически