Образовательные программы

Организация аэропортовой деятельности в АГА

Описание образовательной программы 6B07117 Организация аэропортовой деятельности в АГА

Цель образовательной программы заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов наземного обслуживания для воздушного транспорта, которые полностью отвечают требованиям работодателей и всегда востребованы на рынке труда.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Менеджмент, лидерство и управление изменениями. Предусматривает сформировать систему знаний о принципах и методах менеджмента и лидерства в современных условиях. Изучение современных подходов к управлению организационными изменениями, формирование навыков работы с сопротивлением персонала, а также формирования стратегий и планов проведения организационных изменений.
  • Основы антикоррупционной культуры. Дисциплина раскрывает комплексные знания о сущности, особенностях и факторах коррупции, ее различных проявлениях. Развивает правовую культуру личности, способствующую противодействию коррупции и вырабатывает навыки и умение критического анализа коррупционных явлений
  • Основы предпринимательства. Дисциплина рассматривает понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности, их особенностей, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики, ознакомление с инструментальной поддержкой предпринимательства и государственного регулирования предпринимательской деятельности.
  • Религиоведение. Дисциплина даёт знание общих черт основных мировых религий, различия в исходных принципах науки и религии, особенности вероучений и культов основных национальных и мировых религий, особенности религиозного взгляда на мир и место человека в нем, нравственные нормы, закрепленные в религиях мира

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Аварийное и поисково-спасательное обеспечение полетов. Целью освоения дисциплины является: структура системы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов. Концепция «критической зоны», категорирование аэродромов по уровню требуемой противопожарной защиты (УТПЗ). Стандарты и рекомендуемая практика организации АСОП на аэродроме (вертодроме). Силы и средства АСОП и их оперативная готовность к проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома
  2. АвиаГСМ и топливообеспечение. Целью освоения дисциплины являются: формирование знаний, умений и владея знаниями о свойствах и характеристиках горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, необходимых для успешной профессиональной деятельности выпускника в области технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей.
  3. Авиационная безопасность. Дисциплина определяет знания основ организации и обеспечения авиационной безопасности; — нормы, правила и процедуры обеспечения авиационной безопасности; — принципы, методы, меры и средства обеспечения авиационной безопасности и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации; — цели и задачи программ обеспечения авиационной безопасности;
  4. Высшая математика. Дисциплина дает основные понятия и общие принципы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач. Изучение дисциплины позволит студентам самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе, связанной со специальностью.
  5. Инфраструктура аэропорта. Целью освоения дисциплины «Инфраструктура аэропорта» является ознакомление студентов с составом комплекса сооружений аэропорта, осуществляемыми в нём технологическими процессами, требованиями к объектам аэропорта, обеспечивающим безопасность и регулярность полётов, с расчётами параметров основных сооружений аэропорта в зависимости от типов обслуживаемых судов и интенсивности полётов.
  6. Казахстанское и международное авиационное законодательство (М10RK). Изучение дисциплины предусматривает приобретение знаний об особенностях нормативно-правовых актов международных организаций и национальных органов управления, применение полученных знаний о различных документах регулирующих авиационную деятельность. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency EASA PART-66.
  7. Общий курс воздушного транспорта. Дисциплина дает обучающимся представление о будущей профессии, о международных и внутренних перевозках, основополагающих международных и республиканских документах, регулирующих деятельность гражданской авиации, знакомит с историей развития авиации и парками воздушных судов.
  8. Организация и технология работы производственно-диспетчерской службы аэропорта. Цель изучения дисциплины: дать понятия об основных технологических процессах, происходящих в аэропорту при его функционировании на основе нормативно-правовой и нормативно-методической базы, принятой на национальном и международном уровнях в области управления ГА.
  9. Орнитологическое обеспечение полетов. Целью освоения дисциплины является знание основ авиационной орнитологии, характера угроз полетов птиц (субъектов живой природы) функционированию воздушного транспорта, требований руководящих документов по организации орнитологического обеспечения на аэродромах ГА, системы орнитологического обеспечения на аэродромах ГА, средств мониторинга полетов птиц, методов и устройств, применяемых для снижения концентрации птиц на аэродромах ГА и прилегающих территориях.
  10. Основы научно-исследовательской деятельности. Дисциплина предназначена для обучения студентов основным нормам производства научно-исследовательских работ с учетом основных этапов, элементов и ключевых методов производства исследований в данной отрасли.
  11. Охрана и безопасность труда на предприятиях ГА. Дисциплина изучает теоретические и практические знания по выбору наиболее надежных способов по защите от природных и техногенных опасных факторов при выборе любого решения в научных проблемах
  12. Противообледенительная обработка ВС. Изучения дисциплины позволяет обучающимся ознакомиться со стандартами и рекомендациями ICAO, IATA, EASA, FAA и и процедурами противообледенительной обработки воздушных судов. Формирует и координирует оперативный сезонный план взаимодействия между авиакомпаниями, поставщиками услуг по противообледенительной обработке ВС и администрацией аэропорта
  13. Радиотехнические средства обеспечения полетов. Дисциплина рассматривает комплекс организационно-технических мероприятий направленных на поддержание объектов и средств РТОП и связи в постоянной готовности в целях выполнения воздушных перевозок и других авиационных работ для обеспечения безопасности и регулярности движения воздушных судов.
  14. Управление персоналом. Дисциплина изучает задачи, функции, их взаимосвязи, роли и места в управлении персоналом, осуществляемым менеджментом и службами управления персоналом хозяйственных организаций независимо от их размера и формы собственности.
  15. Физика. Дисциплина предусматривает представления о физических явлениях, как обобщении наблюдений практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне, об основных методах наблюдения, измерения и экспериментирования в физике, о применении физических явлений и законов в современной технике.
  16. Человеческий фактор в гражданской авиации. Дисциплина знакомит с основами мировых стандартов и требований, явлений и процессов, происходящих в области авиации по обеспечению авиационной безопасности гражданской авиации. Ознакомление с основами человеческого фактора: его основными понятиями, определениями и создание теоретической базы для последующего развития профессиональных качеств
  17. Экономика гражданской авиации. Дисциплина дает представления о особенностях воздушного транспорта как отрасли производства и способов их использования в практической деятельности, исследование специфики организационной структуры воздушного транспорта, взаимодействия с другими видами транспорта и отраслями экономики страны; Специфика планирования, организации труда, формирования транспортных издержек; выработка у студентов экономического мышления на основе изучения механизма функционирования предприятий транспорта в условиях рынка.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Автоматизированные системы управления производственно-технологическими процессами в аэропортах. Цель освоения дисциплины являются формирование у обучающихся комплекса профессиональных знаний,умений и практических навыков применения автоматизированных систем управления в аэропортовой деятельности предприятий в гражданской авиации.
  2. Аэронавигационная информация. Изучение дисциплины позволит обучающимся осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, изучать и применять на практике руководства по эксплуатации, содержащие сведения о конструкции.
  3. Безопасность жизнедеятельности и экология. Дисциплина раскрывает теоретические и практические навыки защиты самого себя и населении и объектов хозяйствования и территории от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера изысканиях, конструкторских проектах, организации производства и управления.
  4. Безопасность полетов. Стандарты и рекомендуемые практики ИКАО и РК по обеспечению авиационной безопасности гражданской авиации. Ознакомление основными понятиями, определениями и создание теоретической базы для последующего развития профессиональных качеств.
  5. Безопасность технологических процессов и производств. Дисциплина предусматривает правильное обслуживание РТС аэропорта и связанные с ними меры предосторожности. Освоение основных понятий и показателей надежности технических систем. Основы технической эксплуатации и диагностики авиационной техники.
  6. Информационные технологии на транспорте. Цель дисциплины сформировать у студентов назначения, видов, характеристики и сферы применения систем и средств связи на транспорте; структуры, уровней построения и функций АСУ на транспорте; принципы информационного обеспечения транспортного процесса; технического и информационного обеспечения АСУ; информационные потоки в транспортных системах, их взаимосвязи с глобальной системой передачи, хранение и обработка информации.
  7. Конструкция воздушных судов. Цель дисциплины: Формирование знаний по каждой функциональной системе, назначение, состав и принцип работы систем, её эксплуатация в ожидаемых условиях и особых ситуациях полета.
  8. Механизация и автоматизация технологических процессов. Дисциплина изучает комплекс мероприятий, предусматривающих широкую замену ручных операций машинами и механизмами, внедрение автоматических станков, отдельных линий и производств.
  9. Обслуживание воздушного движения. Изучение дисциплины предусматривает: — изучение о порядке использования воздушного пространства и о методах управления полетами; — изучение нормативные документы, определяющие обслуживание воздушного движения в Республике Казахстан; — осваивание правила полетов и организацию работы диспетчеров различных зон и районов обслуживания согласно требованиям ICAO.
  10. Организация метеорологического обеспечения полетов. Изучение дисциплины позволит обучающимся сформировать общие представления и понимания знание по организации метеорологического обеспечения полетов и орнитологического обеспечения на аэродромах гражданской авиации, организация работы метеоспециалисты на аэродромах и лица, ответственные за орнитологическое обеспечение.
  11. Органическая химия. Дисциплина изучает особенности строения и характерные свойства основных классов органических соединений, методы их идентификации; стереохимические особенности органических соединений и влияние этих особенностей на биологические свойства грузов.
  12. Орнитологическое обеспечение полетов. Целью освоения дисциплины является знание основ авиационной орнитологии, характера угроз полетов птиц (субъектов живой природы) функционированию воздушного транспорта, требований руководящих документов по организации системы орнитологического обеспечения на аэродромах гражданской авиации.
  13. Основы проектирования и строительства аэродромов. Цель учебной дисциплины — формирование комплекса знаний, умений и навыков в области проектирования и строительства аэродромов. В процессе изучения данной дисциплины студент расширяет и углубляет следующие компетенции: — знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест.
  14. Пожарная и промышленная опасность производственных объектов ГА. Цель дисциплины являются: формирование теоретических знаний и практических навыков в области обеспечения пожарной безопасности в части методов оценки и способов снижения пожарных рисков. Детальный расчет пожарных рисков в точном соответствии с требованиями этих и иных документов, относящихся к оценке пожарного риска и пожарной опасности на производстве.
  15. Производство полетов. Дисциплина предназначена для изучения производство полетов включает комплекс мероприятий: организация полетов; полеты; разбор полетов. Подготовку к полетам летного состава, лиц ГРП (группы руководства полетами), ИТС, личного состава частей обеспечения, воздушных судов, аэродромов, полигонов, площадок, средств управления и обеспечения полетов.
  16. Профессиональный казахский (русский) язык. При изучении предмета «Профессиональный казахский (русский) язык» студенты формируют необходимые знания в области профессиональных и методических вопросов; Профессиональные языковые навыки на всех уровнях казахского языка, моделей и типов речи, усваивает правильный ответ, используя имеющиеся словарные ресурсы по заданным вопросам, при изучении дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» научит формировать речевые навыки; и выучат авиационные термины на профессиональном казахском языке.
  17. Сертификация аэродромов и аэропортов. Цель дисциплины является изучение нормативно — правовых основ сертификации, правил и процедур сертификации аэропортов и аэродромов гражданской авиации в РК. Изучение основных элементов аэродрома, методов проектирования и состава работ по строительству; формирование умений работы с нормативно-технической литературой при решении задач проектирования и строительства аэродромов; формирование навыков правильного и обоснованного расчета отдельных элементов аэродрома.
  18. Системы управления безопасностью полетов. Целями освоения дисциплины являются: — дать студентам систематические знания базовых концепций управления безопасностью полетов; — дать студентам систематические знания по основам управления безопасностью полетов; — прививать студентам навыки системного мышления, основанного на знаниях основных процессов управления безопасностью полетов
  19. Устранение условий, привлекающих птиц на аэродромы. Дисциплина «Устранение условии привлекающих птиц на аэродромы « позволит освоить методику работы по устранению птиц с территории аэропорта, а также условии привлекающих птиц на аэродромы. Рассмотрена сопоставительная оценка международного опыта по проблеме и ее решению.
  20. Химия. Дисциплина дает знание физико-химических свойств опасных грузов неорганического и органического происхождения Изучение методов контроля качества, безопасности хранения, транспортировки опасных веществ, используемых в авиационной отрасли Обеспечение максимальной живучести системы приема, хранения, выдачи опасных грузов и исключение опасности возникновения пожара
  21. Эксплуатация аэродромов. Дисциплина поясняет основные вопросы аэродромной службы подготовки к эксплуатации, содержание и текущий ремонт летного поля и искусственных покрытий, дренажно-водосточных систем, подъездных и внутри аэродромных дорог, а также всех сооружений СТТ. Правила эксплуатации и своевременный ремонт увеличивающий срок службы аэродромных сооружений и снижающий вероятность аварии самолетов при взлете или посадки
  22. Эксплуатация беспилотных авиационных систем. Целью дисциплины является изучение основных типов конструкции беспилотных авиационных систем самолетного типа; порядок подготовки к эксплуатации беспилотной авиационной самолетного типа, станции внешнего пилота; планера беспилотного воздушного судна, комплект бортового оборудования (радиолиния управления, пилотажно-навигационный комплекс; наземные комплексы транспортировки, обеспечения взлета, посадки и управления полетом).
  23. Эксплуатация спецтехники. Цели освоения дисциплины: Эксплуатация наземной авиационной техники, использование спецтехники по назначению, транспортировка, хранение и техническое обслуживание. Срок эксплуатации до списания и утилизации зависит от условий, в которых используется техника. Дорожные условия аэропортов; климатические условия аэропортов; нагрузочный режим работы. Условии влияющих на разработку эксплуатационных правил для каждого вида спецмашин.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Вертодромы. Цель освоения дисциплины являются изучение вертодромы и посадочные площадки для вертолетов. Основные определения и общие требования. Постоянные вертодромы. Летные полосы, полосы воздушных подходов, плоскости ограничения препятствий.
  2. Опасные грузы. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающегося необходимых теоретических знаний и практических навыков для выполнения ими функциональных обязанностей в области организации, обеспечения и перевозки опасных грузов воздушным транспортом. Общие принципы перевозки опасных грузов; нормативную базу организации и проведения перевозок опасных грузов по воздуху; знаки опасности и маркировку; ограничения при перевозке ОГ; способы распознавания необъявленных опасных грузов; положения, касающиеся опасных грузов, перевозимых пассажирами и членами экипажа; требования к обеспечению авиационной безопасности опасных грузов; порядок действий в аварийной обстановке.
  3. Перронное (наземное) обслуживание воздушных судов. Дисциплина являются изучение выполнения работ по организации и контролю наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа и груза; организации и контролю наземного обслуживания; применение дополнительных мер при возникновении чрезвычайных ситуаций; выполнение работ внешними поставщиками услуг по наземному обслуживанию с учетом требований настоящего Руководства и стандартов качества Авиакомпании.
  4. Профессионально-ориентированный английский язык. Дисциплина дает знания о социокультурной специфике англоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно специальности «Организация перевозок на и логистика»; умение выделять общее и профессиональное; -достижение уровня В1 владения английским языком, позволяющего студентам общаться в устной и письменной формах как с носителями английского языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; – способствование умению использовать профессиональный английский язык как средство для получения информации из англоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
  5. Профессиональный английский язык. Дает знания повышения предыдущего уровня владения профессиональным английским языком, и овладения студентами уровнем С1 для решения социально-коммуникативных и профессиональных задач по профилю, при общении с зарубежными партнерами, при подготовке научных работ, а также для дальнейшего самообразования. — формирование социокультурной компетенции и поведенческих стереотипов, необходимых для успешной адаптации выпускников на рынке труда — содействие становлению профессиональной компетентности специалиста, определяющей его способность решать профессиональные задачи
  6. Технология наземного обслуживания воздушных судов. Цель дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области организации процессов наземного обслуживания воздушных судов в аэропорту, способности принимать обоснованные технические и технологические решения.
  7. Управление качеством и метрология. Цель дисциплины являются формирование знаний, умений, навыков для успешной профессиональной деятельности в области управления качеством на основе международного и национального опыта, изучение и освоение основных принципов, инструментов и методов управления качеством, требований к системе менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000, оценка возможности её разработки и внедрения на предприятиях гражданской авиации.
  8. Эксплуатация зданий и сооружений аэропорта. Дисциплина формирует требования к эксплуатационным качествам зданий и сооружений гражданской авиации; методики обследования зданий и сооружений гражданской авиации по эксплуатационной пригодности; рекомендаций по совершенствованию эксплуатационных качеств зданий и сооружений аэропортов.
  9. Электросветотехническое обеспечение полетов. Цель освоения дисциплины являются изучение разделов курса электротехнического и светотехнического оборудования, необходимых для формирования общего представления о системе производства, передачи и распределения электроэнергии; развитие у студентов навыков анализа процессов в электротехнических и светотехнических устройствах аэродрома.