Образовательные программы

Плодоовощеводство и агропочвоведение в METU

Описание образовательной программы 6B08103 Плодоовощеводство и агропочвоведение в METU

Основной целью образовательной программы является подготовка специалистов в сфере сельского хозяйства, которые обладают углубленными знаниями и навыками в плодоовощеводстве и агропочвоведении, и способны успешно решать современные научные и практические задачи в области агропромышленного комплекса.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Методы научных исследований. Целью дисциплины является получение обучающимся теоретических и прикладных знаний по методам научного исследования проблем в профессиональной сфере. В результате обучающийся освоит понятийно-терминологический аппарат, теоретические и эмпирические основы науки, основы методологии, ключевые функции современной науки, этапы проведения научного исследования, что позволит выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями.
  2. Основы антикоррупционной культуры. Целью дисциплины является выявление в студенческой среде понятия государственной антикоррупционной политики и основных понятий, определяющих особенности данного термина. В результате полученных знаний о правовой системе РК, правовых отношений и ответственность субъектов позволят студентам выявлять нарушения, а система знаний антикоррупционной культуры приведет к морально-нравственной и правовой ответственности во избежание коррупционных правонарушений.
  3. Экология и безопасность жизнедеятельности. Целью дисциплины является формирование у обучающихся представления об экологии как научной дисциплины и ее роли в поддержании устойчивого развития природы и общества. В результате обучения обучающийся научится разрабатывать и реализовывать методы и программы в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, стратегии устойчивого развития экосистем и общества, экологизация производства и охрана окружающей среды.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Автоматизация технологических процессов и производств. Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся основ знаний и умений по автоматизации технологических процессов и производств, овладение ими методами построения функциональных устройств и систем контроля, регулирования и управления технологическими объектами и системами, приобретение студентами навыков по инженерным методам исследования объектов, управляющим алгоритмам и программам, проверке их работоспособности на ЭВМ. В результате изучения дисциплины обучающиеся получат навыки практического применения комплекса технических средств интегрированных и распределенных систем технологическими процессами.
  2. Бизнес – планирование по отраслям. Курс направлен на изучение сущности бизнес-планирования по отраслям с использованием прикладных программных средств, в том числе структур и функции бизнес-планов; требования инвесторов к разработке бизнес-планов; методики бизнес – планирования. В результате освоения курса обучающиеся будут разрабатывать бизнес-план и другие внутрифирменные планы, рас-считывать, анализировать и интерпретировать основные экономические показатели предприятия
  3. Введение в специальность. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с сформированными компетенциями по рациональному использованию пахотных земель, овладение особенностями выращивания отдельных культур видов, сортов и сортов растений с учетом их биологических особенностей. В результате изучения дисциплины студент получит теоретические и практические навыки по организации выполнения поставленной задачи.
  4. Воспроизводство почвенного плодородия органоминеральными удобрениями. Целью дисциплины является обучение студентов повышать плодородие почв, формировать знания в области плодородия почв органическими удобрениями, необходимые для рационального и эффективного использования. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками и знакомится с полевыми опытами и производственными условиями для оценки эффекта от использования возобновляемых ресурсов агробиоценозов совместно с минеральными и органоминеральными удобрениями.
  5. Инженерная и компьютерная графика. Целью дисциплины является формирование у обучающегося навыков по созданию и редактированию растровых и векторных изображений с помощью прикладных программ, учитывая современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологии в своей профессиональной деятельности. Изучение чертежей, схем, текстовых технических документов, отвечающих требованиям стандартов. Теоретическая основа построения технических чертежей, графические модели конкретных инженерных изделий. В результате обучения студент будет способным выполнять инженерные проекты применяя элементами начертательной геометрии, инженерной графики, применять современные программные средства выполнения и редактирования графических, чертежных материалов.
  6. Математика I. Целью дисциплины является формирование у обучающихся знаний о математическом аппарате, помогающего моделировать, анализировать и решать практические задачи с приложениями. Дисциплина формирует у обучающихся представление о современной математике и навыки применения основных закономерностей математики. В результате обучения обучающийся освоит основы математической логики, способности расширить область применения законов математической логики в социальной общенаучной сфере.
  7. Математика II. Целью дисциплины является формирование у студента основных понятий законов и теорий разделов высшей математики, а также практические навыки использовать изученные приемы и методы для решения конкретных практических задач реальных процессов.
  8. Неорганическая и аналитическая химия. Целью дисциплины является формирование базы теоретических знаний в области синтеза и анализа наиболее важных неорганических соединений и продуктов органического и нефтехимического синтеза. В результате обучения студент будет способным объективно оценивать эффективность существующих методов получения изделий различного назначения с учетом таких показателей как: рациональность, энергозатратность, экологичность и экономичность.
  9. Обработка и хранение продукции растениеводства. Описаны обработка и хранение продукции растениеводства и методы оценки качества, технологии после-уборочной обработки и хранения продукции растениеводства с учетом их физических и биохимических свойств. Изложены сведения по количест-венно-качественному учету, а также приведены технологии переработки растениеводческой продукции.
  10. Организация проведения полевых опытов. Цель дисциплины — ознакомление студентов с основными методами агрохимического исследования (полевым, вегетационным, лизиметрическим и лабораторным), так как они позволяют оценить плодородие почв, эффективность удобрений, вынос урожаем элементов питания и коэффициенты использования их, потери и в конечном итоге баланс элементов питания по конкретным культурам.
  11. Почвоведение. Цель дисциплины – изучение физических и физико-химических, водно-воздушных и тепловых режимов, а также их агрохимические свойства и генезис основных типов почв РК и СНГ.
  12. Профессионально-ориентированный иностранный язык. Целью дисциплины является формирование у студентов коммуникативных и профессиональных компетенций. В составе коммуникативной компетенции на интегративной основе формируются лингвистическая (языковая), дискурсивная (речевая) компетенции. Курс конкретизируется в требованиях к коммуникативным умениям во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письма связанных с профессиональной деятельностью студента. Практический курс рассматривается в программе как дисциплина, призванная удовлетворить потребности будущего специалиста в приобретении знаний и умений, которые позволят ему понимать устную и письменную речь в пределах профессиональной деятельности. Изучение систематизации концептуальных основ понимания коммуникативных намерений партнера, авторов текстов на данном уровне, закономерности развития иностранного языка, изучение стилистического своеобразия.
  13. Система применения удобрений. Дисциплина обучает студентов теоретическим основам и практическим навыкам рационального применения удобрений при интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур в разных организационных структурах сельскохозяйственного производства с учетом типов и видов севооборотов различных почвенно-климатических зон страны, величины планируемой урожайности культур, повышения или сохранения плодородия почвы, получения продукции надлежащего качества, соблюдения эколого-защитных мероприятий, а также экономического обоснования разработанной проектной документации.
  14. Физика. Целью дисциплины является изучение физических явлений, внешних признаков явления и условий его протекания, величины и законы. В результате обучения студент будет способным применять полученные теоретические и практические навыки по основным законам и теориям, принципам физики, физическим методам исследований, а также умения проводить физический эксперименты, работать с измерительными приборами, рассчитывать и обрабатывать полученные результаты.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Агрохимия и агропочвоведение. Целью освоения дисциплины «Физиология питания растений» является предоставление студентам базовых знаний о физиологических процессах, связанных с питанием растений и применением удобрений. Основной акцент делается на изучении механизмов поглощения и переноса питательных веществ из почвы в растения, их транспорте в растительных органах и использовании для обеспечения жизнедеятельности растений. Студенты также осваивают понятия о физиологических потребностях растений в различных питательных элементах и об их функциях в растительном организме. Кроме того, изучаются принципы использования удобрений для повышения урожайности и качества растений, а также преобразования этих удобрений в формы, доступные для поглощения растениями. Овладение дисциплиной «Физиология питания растений» позволяет студентам обоснованно подходить к проблемам питания растений и использованию удобрений в сельском хозяйстве и садоводстве. Это важно для обеспечения высокой продуктивности растений и оптимального использования ресурсов, а также для смягчения негативного влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
  2. Биотехнология растений. Целью освоения дисциплины является ознакомление с основными достижениями биотехнологии в сельском хозяйстве на сегодняшнем этапе ее развития, с главными направлениями разработок в области генетической, клеточной инженерии, а также прикладными аспектами использования данных методов. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками и усвоение основных методов и приѐмов, аминокислот, ферментов, препаратов для растениеводства, создание биоудобрений, биопрепаратов, новых сортов растений, устойчивых к различным факторам, усвоение достижений методов биотехнологии при переработке сельскохозяйственных отходов.
  3. Вредители и болезни с/х культур. Целью освоения дисциплины является сформировать у обучающихся знания, практические умения и навыки по развитию у студентов естественно-научного мировоззрения и приобретения ими современных представлений о защите сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней, а также применения этих знаний при решении задач, возникающих в их последующей профессиональной деятельности в соответствии с формируемыми компетенциями. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками и изучение биологических особенностей вредителей и возбудителей болезней растений и приобретение знаний по курсу защита растений и применение их к конкретным сельскохозяйственным проблемам. Полученные знания студент может использовать дальнейшем при написании дипломной работы, подготовке научных статей, докладов и презентаций исследовательских работ, в практической и исследовательской деятельности.
  4. Генезис и география почв. Цель изучения дисциплины – раскрыть закономерности географического распространения региональных особенностей почвенного покрова, показать свойства и экологические связи почв, обратить внимание на произошедшие в них антропогенные изменения и, как следствие, необходимость дифференцированного подхода к хозяйственному освоению и рациональному использованию.
  5. Земледелие. Целью освоения дисциплины является сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в соответствии с формулируемыми компетенциями по рациональному использованию пахотных земель, повышению их плодородия и защите от эрозии. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками и научных основ земледелия и изучение агротехнических основ защиты земель от эрозии и дефляции. Полученные знания студент может использовать дальнейшем при написании дипломной работы, подготовке научных статей, докладов и презентаций иледовательских работ, в практической и исследовательской деятельности.
  6. Материаловедение и технология новых материалов. Целью дисциплины является формирование теоретических знаний у студента о строении, физических, механических, химических и технологических свойствах металлов и неметаллических материалов. Изучение основных видов материала. Физико-химические свойства материалов. Используемые новые материалы для производства продукции. В результате обучения студент будет способным применять современные методы термической и химико-термической обработки материалов в перерабатывающей промышленности.
  7. Машиноиспользование в сельском хозяйстве. Целью освоения дисциплины является сформировать у обучающихся знания, умения и формирование практических навыков в области механизации процессов в растениеводстве и овощеводстве, назначение классификацию, маркировку, устройство базовых тракторов и автомобилей, принципы работы их агрегатов узлов и механизмов. В результате изучения дисциплины студент осваивает систему организационных, технических, технологических и других мероприятий, осуществляемых при эксплуатации парка машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве.
  8. Мелиорация с осн. Гидрологии. Целью освоения дисциплины является сформировать у обучающихся знания, умения и формирование практических навыков в области общие сведения о методах и особенностях проектирования, строительства различных мелиоративных объектов и систем их эксплуатации, научиться оценивать мелиоративное состояние любых территорий, их влияние на окружающую среду. В результате изучения дисциплины студент осваивает составлять схемы размещения оросительной и осушительной сети, водораспределения, определять виды орошения.
  9. Овощеводство. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по выращиванию овощей в защищенном грунте, которые опираются на глубокое изучение биологии овощных растений и технологии их возделывания. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками и общее представление о происхождение и хозяйственно-биологические особенности видов, сортов плодовых и овощных культур, получить теоретические и практические знания по технологии размножения, закладке садов и возделыванию плодовых и овощных культур. Полученные знания студент может использовать дальнейшем при написании дипломной работы, подготовке научных статей, докладов и презентаций исследовательских работ, в практической и исследовательской деятельности.
  10. Растениеводство. Целью освоения дисциплины является научить студентов применять научно-обоснованные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, позволяющих получение максимального урожая с единицы площади. В результате изучения дисциплины студент приобретает навыки и изучения всех видов, сортов, форм и сортов культурных растений как основных средств сельскохозяйственного производства.
  11. Стандартизация и технические измерения. Целью дисциплины является изучение развития стандартизации, метрологии, их роли в повышении качества продукции, контроля качества, а также формирование у студентов понимания роли стандартизации, и технического измерения в обеспечения безопасности и качества технологического процесса и продукции.
  12. Творческий проект. Целью курса является развитие мотивации и подготовка к научно-исследовательской, проектной деятельности обучающегося. В ходе прохождения курса студенты осваивают методологию научного познания, методы научных исследований, искусство презентации, основные подходы к работе в научной группе. Особое внимание уделяется совместной работе обучающегося и научного руководителя, самостоятельной работе студентов в процессе обучения. В результате обучения обучающийся будет способным разрабатывать и реализовывать на практике собственные творческие проекты, работать в команде при выполнении комплексной задачи.
  13. Тепличное производство овощей. Целью освоения дисциплины является обучение студентов формированию теоретических знаний об особенностях биологии овощных культур, организационно-экономических особенностях защищенного грунта и практических навыков по созданию и использованию технологий их возделывания в условиях различных культурных структур. В результате изучения дисциплины студент приобретает навыки и подготавливает студентов к проведению производственных и научно-исследовательских работ в тепличном хозяйстве как сфере сельского хозяйства.
  14. Физиология растений. Целью дисциплины является научить студентов освоение теоретических знаний в области физиологии растений, приобретение умений их применять на практике или в ситуациях, имитирующих эту деятельность. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками и сформировать у студентов систему знаний о физиологических процессах у растений, развивать умения и навыки исследовательской деятельности в процессе изучения физиологии растений.
  15. Физическая и коллоидная химия. Целью дисциплины является развитие естественнонаучного мировоззрения обучающихся и получение современных представлений о строении веществ и химических процессов на основе законов термодинамики и кинетики, а также формирование знаний, практических навыков и умений по применению этих знаний при решении задач, возникающих в их последующей профессиональной деятельности в соответствии со сложившимися компетенциями. В результате студент имеет представление об основах физико-химических методов исследования, используемых для анализа качества почвы и сельскохозяйственной продукции.
  16. Экспертиза качества плодоовощной продукции. Целью дисциплины является обучение студентов овладению теоретическими знаниями и практическими навыками в области экспертизы фруктов, овощей и продуктов их переработки, формирования теоретических знаний и практических навыков по вопросам сохранения качества и снижения потерь продукции на всех этапах товародвижения, оптимизации условий транспортировки, хранения и реализации продукции. В результате изучения дисциплины студент овладевает умениями и формирует качество продукции-способность определять совокупность свойств, выражающих пищевую, потребительскую и технологическую цену продукции, определяемую определенными показателями. Показатели качества продукции соответствуют республиканским стандартам.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Агрометрология. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов навыков учета и оценки агроклиматических ресурсов района, прогнозирования опасных метеорологических явлений и использование полученных результатов в своей профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины студент осваивает новые метеорологические факторы и прогноз погоды по результатам их наблюдений, состав и структуру атмосферы, основные составляющие радиационного баланса, методы исследования энергетических потоков и путей эффективного использования солнечной радиации, температурный и водный режим почвы, воздуха, методы их измерения, метеорологические явления и погоду, опасные для сельского хозяйства. владеет мерами борьбы с ними, климатом и его оценкой. Полученные знания студент может использовать дальнейшем при написании дипломной работы, подготовке научных статей, докладов и презентаций исследовательских работ, в практической и исследовательской деятельности.
  2. Агроэкология. Целью освоения дисциплины является обучение студентов формированию навыков экологического познания, получению глубоких знаний об основах устойчивого развития природы и общества, теоретическим и практическим знаниям по рациональному использованию природных ресурсов и современным методам охраны окружающей среды. В результате изучения дисциплины студент изучает закономерности взаимоотношений организмов на всех уровнях организации с окружающей средой, роль сельского хозяйства в загрязнении биосферы, особенности экологического кризиса, способы и методы сохранения современной биосферы.
  3. Плодоводство. Целью освоения дисциплины является обучение студентов формированию знаний и умений по биологическим и технологическим основам производства плодово-ягодной продукции и формирование навыков развития интенсивных технологий возделывания и выращивания плодово-ягодных культур. В результате изучения дисциплины студент овладевает теоретическими основами современных интенсивных технологий производства фруктов и ягод, закономерностями роста, развития и плодоношения плодовых и ягодных растений, биологическими особенностями и морфологическими признаками плодовых и ягодных растений.
  4. Предпринимательство. Целью изучения дисциплины является формирование системы знаний у обучающихся о роли предпринимательской деятельности с учетом лидерских качеств на определенном рынке бизнес-среды на основе изучения теоретических и практических основ ведения предпринимательства. В результате обучения, обучающийся освоит теорию и практику ведения предпринимательской деятельности, основы государственного регулирования предпринимательской деятельности и его объектов.
  5. Промышленная безопасность. Целью изучения дисциплины является получение теоретических и практических знаний обучающимися в обеспечении промышленных производств, принятии инженерных решений по улучшению условий труда и организации безопасной работы. В результате обучения обучающийся получит теоретические и практические знания в обеспечении производств, инженерные решения по улучшению условий труда, организации безопасной работы с технологическим и механическим оборудованием на основе законодательства РК.
  6. Технология хранения и переработки плодов и овощей. Основы переработки овощей, плодов и ягод; Общие принципы консервирования плодоовощной продукции; Основы переработки плодов и овощей; Консервирование сахаром; Микробиологически е методы консервирования; Сушка; Консервирование быстрым замораживанием; Химические методы переработки плодов и овощей; Теоретические основы хранения; Методы хранения плодов и овощей; Технологии хранения плодов и овощей; Хранение плодовых культур; Хранение овощных культур.
  7. Управление проектами. Курс направлен на формирование у обучающихся знаний о методологии управления проектами в различных сферах деятельности и созданию условий для внедрения новых информационных технологий в сферу выполнения проектов. В результате изучения дисциплины, обучающиеся овладеют методами управления проектами, практическими подходами к решению управленческих проблем на различных этапах жизненного цикла согласно международным стандартам в области управления проектами

Компоненты по выбору

  1. Виноградарство. Целью изучения дисциплины является освоение теоретических и практических знаний, и приобретение умений, и навыков в области виноградарства для производственно-технологической профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками и методами подготовки посадочного материала, обрезки сортов винограда, ухода за виноградником, навыками организации территории виноградника, понятийным аппаратом, необходимым для профессиональной деятельности.
  2. Картография и ГИС-технологии. Цель изучения дисциплины-овладение способами составления карт почв и теоретическими основами почвенной картографии, а также способами применения почвенных карт в различных отраслях производства.
  3. Методы стационарного изучения почв. Целью освоения дисциплины является обучение студентов методам твердой и жидкой фазы почвы, в том числе изучению органических веществ, химического состава, почвенного раствора, а также современным инструментальным методам исследования почвенных и почвенных процессов. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками и изучение морфологического строения почвенного профиля в целом и на разных иерархических уровнях его организации. Для каждого уровня организации почв используются свои особые методы исследования. Полученные знания студент может использовать дальнейшем при написании дипломной работы, подготовке научных статей, докладов и презентаций исследовательских работ, в практической и исследовательской деятельности.
  4. Плодородие почв. Целью освоения дисциплины является обучение студентов изучению происхождения, состава и свойств органической и минеральной части почвы, ее абсорбционной способности, основ кислотности и окислительных процессов, экологических функций. В результате изучения дисциплины студент овладевает навыками анализа и оценки состояния плодородия почв, определения направлений улучшения плодородия почв антропогенно загрязненных, малопродуктивных, мелиорируемых, эрозионных, пахотных почв, разработки комплекса мероприятий и требований по охране почв.