Образовательные программы

Предпринимательство в инженерии в АУЭС

Данные актуальны на декабрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B07107 Предпринимательство в инженерии в АУЭС

Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных специалистов в области предпринимательства в теплоэнергетике, которые обладают не только теоретическими и практическими знаниями, но и необходимыми умениями и бизнес-навыками для успешной профессиональной деятельности. Кроме того, они должны соответствовать требованиям как отечественного, так и мирового рынков интеллектуального труда.

Язык обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Модуль вузовского компонента ООД (Основы этики и антикоррупционной культуры, экология и безопасность жизнедеятельности). Учебный курс, позволяющий помочь студенту получить знания о государственных мерах противодействия коррупции, дает возможность понимания сущности современных мировоззренческих проблем, их источников и теоретических вариантов решения, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Изучает воздействие технологических процессов на состояние окружающей среды, виды и источники загрязнений, способы и методы очистки, категорирование экологической опасности производства и санитарно-защитных зон, а также параметры и характеристики чрезвычайных ситуаций различного характера, прогнозирование их последствий, методику определения количества и структуры потерь.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Дискретные структуры. Курс дискретных структур охватывает следующие темы: множества, функции, отношения, логики высказываний, подсчет, методы доказательства. Булевы алгебры и соответствующие модели, такие как логические элементы и схемы.
  2. Дифференциальное и интегральное исчисление I. Курс дает знания и навыки работы с пределами и непрерывными функциями; вводит студента в дифференциальное и интегральное исчисление функций одной переменной, как использовать аппарат производных для исследования свойств функций, а также применений производной и интеграла для решения практических задач.
  3. Дифференциальное и интегральное исчисление II. Курс предоставляет знания и навыки использования основ последовательностей и рядов; дифференциального и интегрального исчисления многих переменных и их применений в задачах оптимизации и естественных науках.
  4. Дифференциальные уравнения. Курс предназначен изучение базовых понятий теории дифференциальных уравнений и освоение основных приемов решения практических задач по темам дисциплины.
  5. Иностранный язык 3. Основным содержанием дисциплины является отработка основных коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного ведения профессиональной деятельности, связанной с поиском, обработкой и передачей технической информации на иностранном языке.
  6. Интеллектуальная собственность и предпринимательское право. В рамках изучения дисциплины сформировать у студентов знаний нормативно-правовой базы, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности и защиты интеллектуальной собственности, развитие умений и навыков использования основных правовых инструментов в этих областях.
  7. Линейная алгебра. Цель курса дать элементарное ведение в основные темы линейной алгебры: матричное исчисление систем линейных уравнений, векторные пространства и линейные отображения, собственные значения и вектора и т.д.
  8. Математический анализ комплексного переменного. Курс включает знание основных понятий теории функции комплексного переменного, таких как: комплексные числа, функции комплексного переменного, аналитические функции, ряды аналитических функций, теория вычетов, преобразование Лапласа и операционное исчисление.
  9. Метрология, стандартизация и управление качеством в теплотехнологиях. Дисциплина направлена на приобретение навыков, позволяющих обеспечить высокую надежность, безотказность работы теплотехнологического оборудования на основе стандартизации и управления качеством. Изучается сертификация, управление качеством и метрологическое обеспечение теплотехнологических процессов, государственная система стандартизации. На практике рассматриваются средства измерения технических величин и их погрешности, классификация технических измерений, статистическая обработка результатов технических измерений.
  10. Основы научного исследования и академическое письмо. Дисциплина представляет собой комплекс теоретического материала и практических примеров, необходимых для освоения принципов и способов представления данных в академическом письме. Уделено особое внимание на алгоритм действий для написания научных статей и научно-исследовательских работ. Отрабатываются такие навыки, как постановка целей и задач, описание методик исследования, описание статистической информации, графиков и диаграмм, формулирование выводов исследования, реферирование научной литературы, оформление ссылок на источники и другие.
  11. Подготовка к тестам. Содержание курса нацелено на развитие компетенции студентов, необходимых для прохождения стандартизованных тестов на английском языке. Курс включает основные стратегии развития навыков аудирования и чтения в объеме международных требований, изучения грамматики, расширения словарного запаса, совершенствования навыков письма.
  12. Стратегический менеджмент. В рамках изучения дисциплины сформировать у студентов понимание о многообразии стратегических альтернатив развития организации и влияния стратегического выбора на успешность деятельности организации. Приобретение навыков использования аналитического инструментария стратегического менеджмента, в области управления организацией в условиях реализации стратегических изменений
  13. Теоретическая экономика и экономическая практика. Формировать систему знаний о явлениях, процессах экономической жизни общества. Изучить основные экономические категории, законы; механизмы функционирования рынка; особенности поведения экономических агентов в современных условиях; анализировать основные микро-макроэкономические показатели, интерпретировать результаты экономической политики государства, оценивать их влияние на повышение производственного потенциала и благосостояния общества. Решать экономические задачи, применяя Microsoft Excel,Case-study.
  14. Теоретические основы электротехники. Цепи постоянного и синусоидального тока. Режимы в трехфазных цепях. Переходные процессы в электрических цепях. Законы Ома и Кирхгофа. Расчет цепей постоянного, синусоидального, несинусоидального тока, классический, операторный и спектральный методы расчета переходных процессов и интеграл Дюамеля. Основные законы теории электромагнитного поля. Расчет магнитных цепей.
  15. Теплоэнергетические установки. В рамках изучения дисциплины сформировать у студентов систему знаний в области потребления и распределения тепла, необходимых для подготовки бакалавра, способного к эффективному решению практических задач теплообеспечения муниципальных образований.
  16. Учет и аудит. Изучает и рассматривает теоретические и практические основы бухгалтерского учета и аудита применительно к условиям функционирования современных организаций. Формирует твердые теоретические знания и практические навыки по организации бухгалтерского учета предпринимательской деятельности, подготовке и представлению финансовой информации различным пользователям для выработки, обоснования и принятия решений в области финансовой аналитики.
  17. Физика. Дисциплина изучает физические объекты, модели исследуемых объектов и явлений, идеальные объекты описываются на языке физических величин. Устанавливаются связи между явлениями природы и выражаются в форме физических законов. Анализируются закономерности и параметры, физические теории, позволяющие объяснить изучаемые явления на основе представлений о строении тел, веществ, взаимодействие между их составными частями.
  18. Эконометрика. В рамках освоения дисциплины студенты формируют навыки количественного и качественного анализа статистической информации, а также навыки построения моделей, описывающих финансовые, организационно-управленческие и экономические процессы. Приобретут опыт эффективного практического применения инструментов и приемов математической статистики, а также современных информационных технологий, в области своей будущей профессиональной деятельности.
  19. Экономика предприятия. Изучение предприятия – основного звена экономики, источников финансирования; основных фондов; оборотного капитала,трудовых ресурсов; расчет издержек производстваисебестоимости.Освоение ценообразования; планирования; качества продукциии, конкурентоспособности, стратегии развития. Организация деятельности предприятиясмоментавыбораорганизационно-правовойформы, регистрациидоорганизациипроизводства, управления, реализациипродукции, анализарезультатов. Расчет показателей ликвидности, оценка финансовой устойчивости предприятия

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Аналитика больших данных в экономике. Изучение и освоение современных технологии создания и обслуживания больших данных; методологии и методики прогнозирования, способность оценить влияние технологий больших данных на деятельность организаций, разрабатывать новые модели информационной инфраструктуры предприятия с учетом возможностей технологий больших данных, внедрение аналитического инструментария и решений для управления большими данными, способных оценить экономическую эффективность проектов, управлять данными предприятия.
  2. Навыки ведения переговоров и эффективные коммуникации. Изучение и освоение совершенствования компетенций в сфере коммуникации, управления поведением, технологии эффективных переговоров и презентаций. Основные стили ведения переговоров и презентаций, тактики поведения при ведении переговоров. Дисциплина представляет собой квинтэссенцию эффективных коммуникаций и ориентирована на техничность, прагматизм и результативность деловых коммуникаций.
  3. Minor 1. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить.
  4. Minor 2. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить.
  5. Minor 3. Дисциплины свободного выбора дают возможность для каждого из студентов изучать не только основную программу, на которую он поступал, но и выбирать совершенно другую сферу, которую ему интересно освоить.
  6. Project Management, Agile и другие методы управления проектами. Рассматривается методы управления проектами, которые могут управлять временем и ресурсами на примере Project Management. Сущность гибкого итеративно-инкрементального подхода к управлению проектами и продуктами, ориентированного на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп. Различные методы, базирующиеся на идеях Agile – Scrum и Kanban.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Предпринимательские проекты: риски, управление и реализация. Курс «Предпринимательские проекты и стартапы», призванным дать знания и навыки начинающим предпринимателям по разработке бизнес-планов, оценке рисков и основам управления в ходе реализации проектов. Целью данного курса является детальная проработка всех аспектов реализуемых учащимися стартапов, а также их завершение и последующая оценка полученных результатов.
  2. Проектная аналитика — Инвестиции и инвестиционные решения. Целью изучения дисциплины является структура современного инвестиционного рынка; методология системного анализа инвестиций; сущность и основные виды инвестиций; источники финансирования инвестиционных проектов, инструменты финансового рынка; нормативные документы, регламентирующие инвестиционную деятельность на рынке; принципы, способы и методы оценки и анализа активов, инвестиционных проектов и организаций
  3. Теплоэнергетические системы и энергоиспользование. Изучение состава, структуры теплотехнологического производства, характеристик теплопотребления промышленного предприятия; систем производства, распределения энергоносителей, навыков в выборе рациональных схем систем производства, выработка умения выполнять расчеты тепло-, массообменных аппаратов; изучение тепловых, теплотехнологических и конструктивных схем различных установок, основ энергосберегающей технологии; изучение основ проектирования топливно-транспортного хозяйства, их правильной эксплуатации, механизации и автоматизации.
  4. Digital маркетинг: основы и инструменты. Основы и тренды SMM. Изучение и освоение методов анализа эффективности и аналитики инструментов, этапов работ при реализации маркетинговых задач в цифровой среде. Разработки стратегии Digital-маркетинга и выбора каналов цифровых коммуникаций для выполнения задач маркетинговой стратегии. Основы и тренды SMM. Цифровая бизнес-постановка в социальных медиа: аудитории социальных платформ, сегментирование и таргетирование аудитории. Курс рассматривает возможности SMM для бизнес-коммуникаций. Инструменты брендинга и PR.

Компоненты по выбору

  1. Автономные системы ВИЭ и распределенная генерация. В рамках изучения дисциплины сформировать у студентов понимания актуальности развития малой генерации, как дополнение к существующей централизованной энергетике. Целесообразность эксплуатации объектов с учетом климатических особенностей страны. Рассмотреть эффективность управления ЭЭС и роль сетевых накопителей энергии (СНЭ).
  2. Дизайн мышления и инновации. В рамках изучения дисциплины будут сформированы компетенции в области инновационного предпринимательства, позволяющее грамотно ставить технические задачи на основании имеющихся рыночных предпочтений, декомпозировать существующие технические объекты и технологии с целью выявления в них слабых мест, зон излишних затрат, формирования умения и навыков выдвижения и оценки предложений по развитию объектов, прогнозированию их развития.
  3. Инвестиционное планирование и ценообразование. Изучение основных принципов ценообразования в энергетике, его современного состояния, зарубежного опыта. Анализ системы тарифов на электроэнергию, их видов и сопоставление с зарубежными ценами. Определение себестоимости электроэнергии на различных типах станций, сравнение предельных отпускных тарифов, действующих в Казахстане. Освоение мероприятий по снижению цен у конечных потребителей, путей снижения тарифов на электроэнергию.
  4. Инженерные системы и сети промпредприятий. Изучение и освоение основ проектирования и технической эксплуатации внутренних инженерных систем зданий и сооружений, которые включают в себя системы электроснабжения, теплоснабжения, вентиляция, водоснабжения и водоотведения с учетом особенностей архитектурностроительных решений.
  5. Международные стандарты бизнес-аналитика. В рамках изучения дисциплины сформировать у студентов теоретические основы бизнес-анализа данных на основе когнитивных методов, формирование навыков разработки моделей анализа данных, использования программных средств бизнес-аналитики. Умение анализировать большие массивы данных, статистического моделирования, предсказательной аналитики и оптимизации, способных применять современные методы и инструменты для анализа и принятия решений, основанных на данных.
  6. Механика. Целями освоения дисциплины является знакомство с физическими явлениями, обусловленными относительными перемещениями тел в пространстве, формирование у студентов представлений об понятиях, законах и методах классической механики, выработке навыков построения физических моделей, проведении простейших практических расчетов и решения физических задач, а также экспериментальной работы в лаборатории.
  7. Налоги и налогообложение. Экономическая сущность, содержание налогов. Налоговая политика государства. Налоговое администрирование и контроль.Налог на добавленную стоимость в РК. Акцизы, порядок их взимания.Налог на прибыль организаций.Налоги за пользование природными ресурсами. Налогообложение имущества организаций и физических лиц. Сборы и государственная пошлина. Налоговый учет. Международные стандарты. Цифровая экономика и налогообложение.
  8. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. В рамках изучения дисциплины сформировать у студентов знаний в области перспектив развития и имеющегося мирового и отечественного опыта освоения источников энергии, альтернативных по отношению к традиционным, применяемым в теплоэнергетике; обучение технологии использования солнечной энергии, тепловой энергии океана, геотермальных вод, энергии биомассы и других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
  9. Основы предпринимательства. Предпринимательство: понятие, сущность, основные виды и организационные формы. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Риски, финансирование, кадровое обеспечение в предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Предпринимательская тайна и способы ее защиты. Ответственность субъектов, анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности Культура и этика предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательства и инфраструктура. Прекращение предпринимательской деятельности.
  10. Основы цифровой экономики. Цифровая экономика. Цели, задачи и базовые направления развития. Основные технологические составляющие цифровой экономики. Организационные основы и структура цифровой экономики. Цифровая безопасность. Функции государства и правовое обеспечение перехода к цифровой экономике. Опыт зарубежных стран и стран СНГ по развитию цифровой экономики. Перспективные направления и сервисы цифровой экономики.
  11. Основы ESG и устойчивого развития. Курс направлен на формирование фундаментальных знаний о современных тенденциях устойчивого развития и ESG-трансформации в мире и в Казахстане. Слушатели познакомятся с основополагающими концепциями в области экологического, социального и корпоративного управления, изучат лучшие практики реализации стратегий устойчивого развития в компаниях, рассмотрят стандарты интегрированной отчетности, а также получат практические навыки интеграции ESG-факторов в проектную деятельность.
  12. Системы производства и распределения энергоносителей. В рамках изучения дисциплины сформировать у студентов понимания, видов и способов использования энергоносителей на промышленных предприятиях, а также их эффективность при решении задач энергосбережения. Изучение системы технического водоснабжения промышленных предприятий, системы воздухоснабжения промышленных предприятий, системы снабжения промышленных предприятий твердым и жидким топливом.
  13. Тарифы и тарифная политика. Определение себестоимости электроэнергии на различных типах станций, сравнение предельных отпускных тарифов, действующих в Казахстане. Освоение мероприятий по снижению цен у конечных потребителей, путей снижения тарифов на электроэнергию.
  14. Финансовая аналитика. Целью изучения дисциплины является определение целей, задач и значения финансового анализа в деятельности предприятия; знакомство с логикой проведения углубленного финансового анализа; применение инструментов финансового анализа в принятии управленческих решений. Оценка видов финансовых рисков в предпринимательстве, методы управления финансовыми рисками, критерий финансового и операционного левериджа – как одного из способов спасения от финансового банкротства.
  15. Финансовый менеджмент. Овладение дисциплиной «Финансовый менеджмент» обеспечивает достаточные знания студентов в области экономической теории, дифференциального исчисления, регрессионного анализа, корреляционного анализа, нечисловых методов решения нелинейных уравнений, математического программирования, Microsoft Excell, Microsoft Project, финансового учета.
  16. Экономика изменения климата. В рамках изучения дисциплины сформировать у студентов понимания тесной взаимосвязи между экономической деятельностью человека и изменениями климата, необходимости внедрения «зеленой» экономики; развитие навыков принятия решений в области обеспечения устойчивого развития и качественного экономического роста на микро- и макроуровнях
  17. Экономический анализ и оценка рисков. Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с методологией экономического анализа и предсказания кризисов. Дается навык правильной оценки кризисных ситуаций на основе нескольких моделей, которые помогают более достоверно и детально проанализировать происходящую ситуацию, рассмотрению рисков и их страхованию.
  18. Электротехника и электроника. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний, умений и навыков в области современной радиоэлектроники, знакомство с физическими процессами, протекающими в радиоэлектронных цепях, методами расчета цепей постоянного и переменного тока, физическими свойствами, характеристиками и параметрами полупроводниковых диодов, транзисторов, интегральных схем, их применений в аналоговых, импульсных, цифровых радиоэлектронных устройствах, знакомство с методами повышения надежности, энергоэффективности и безопасности систем электроснабжения.