Образовательные программы

Психологическое консультирование в Нархозе

Описание образовательной программы 6B03102 Психологическое консультирование в Нархозе

Цель образовательной программы заключается в подготовке специалистов в области психологического консультирования и психологии служебной деятельности, которые будут осуществлять практическую деятельность в этих областях.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа
Компоненты по выбору

  1. Введение в экономику. Курс направлен на формирование экономического мышления у обучающихся, дает общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Содержание курса включает изучение экономических категорий, экономических законов и механизма хозяйствования, регулирующих отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении на различных структурных уровнях экономической системы. Студенты в ходе изучения курса смогут приобрести практические навыки анализа ситуаций на рынках товаров и ресурсов, а также научатся выявлять проблемные ситуации на микро-макроэкономическом уровне.
  2. Основы права и антикоррупционного законодательства. Курс направлен на формирование у обучающихся знания основ права и законодательства, в том числе антикоррупционного, системы источников права, понятия, элементов и содержания правовых отношений, сущности юридической ответственности, а также основ отраслевого законодательства (административного, уголовного, гражданского и т.п.). Студенты путем анализа различных практических ситуаций и решения правовых кейсов приобретут навыки оперирования правовыми категориями, составления обращений и заявлений, направленных на обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и организаций, применения норм законодательства. По результатам изучения курса студенты смогут ориентироваться в основных тенденциях политики государства по предупреждению и противодействию коррупции, применять нормы антикоррупционного законодательства в борьбе с коррупционными правонарушениями.
  3. Экология и устойчивое развитие. Студенты овладеют основными понятиями экологии, техногенного воздействия и принципами устойчивого развития. Выполняя практические задания студенты описывают признаки основных веществ биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества. Работая в группах, студенты составляют характеристику глобального, государственного, регионального и локального уровней устойчивого развития, опираясь на статистические материалы международных организаций.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Академические исследования в социальных науках. Изучение курса направлено на развитие и совершенствование базовых компетенций в проведении научных исследований социальной, социологической и психологической направленности. Также студенты приобретут навыки работы и создания научного текста, научатся работать с литературными источниками, осуществлять поиск статей с высоким индексом цитируемости и ознакомятся со специфичными методами исследования социальных наук. По итогу курса студенты должны предоставить самостоятельную исследовательскую работу с применением методов, характерных для социальных исследований.
  2. История психологии. Курс направлен на изучение истории психологии от античности до наших дней, критический анализ основных периодов развития психологии, как науки, а также актуальных проблем современной психологии, для использования в практической деятельности. Студенты овладеют навыками работы с первоисточниками, на базе которых они выстроят суждения в форме эссе, презентаций, дискуссий.
  3. Общая психология. Курс направлен на изучение фундаментальных концепций и теорий общей психологии о психических процессах и свойствах личности. Студенты ознакомятся с закономерностями развития и функционирования психики, особенностями когнитивных процессов, свойствами личности, изучат методы психологии, механизмы общения и взаимодействия людей. Освоение курса будет происходить посредством использования ситуационных психологических задач, локальных кейсов, деловых игр, направленных на оценку психических процессов и свойств личности.
  4. Основы прикладной математики. Включает основы математической логики и математического моделирования, статистики, теории вероятностей, финансовой математики, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением математических моделей и применением программного обеспечения и смарт технологий. Основное внимание уделяется работе с программными продуктами для решения задач из всех сфер жизнедеятельности.
  5. Практикум по социально-психологическому тренингу. Цель курса — развитие навыков организации и проведения социально-психологических тренингов. В рамках курса изучается теория и методология социально-психологического тренинга. Студенты изучат общие теоретические и практические основы организации и проведения тренинговой работы психолога. Приобретут навыки составления программы группового психологического тренинга, проведения и анализа тренинговых занятий.
  6. Предпринимательство. Дисциплина включает изучение: понятие кто такие предприниматели; инструменты для поиска бизнес идей, формы малого бизнеса, планирование и управление малым бизнесом, поиск финансирования, развитие стратегии согласно возможностям внутренней и внешней среды, базовое финансовое планирование, а также написание бизнес плана для представления потенциальным инвесторам. Студенты смогут критически оценить свои бизнес идеи, и в команде развить стратегию в функционирующий бизнес через выполнение проектной работы
  7. Психологическое консультирование. Цель курса — приобретение навыков выстраивания консультативного процесса на основе изучения базовых концепций и теорий. Курс содержит основные теории психологического консультирования, методы практической психологии. Используя материалы реальных кейсов, участвуя в психологических тренингах, гостевых онлайн и офлайн мастер-классах практикующих психологов, студенты приобретут навыки организации процедуры консультирования и овладеют технологиями консультативного процесса.
  8. Психология личности. Цель курса — формирование практических навыков использования теории личности при решения профессиональных задач. В рамках курса студенты изучат отечественные и зарубежные теории личности, сформируют собственное представление о психологии личности, ее истории, определят закономерности развития и функционирования психологии индивидуума, методы работы с личностью, механизмы общения и взаимодействия людей. Студенты примут участие в социально-психологических тренингах, семинарах с участием практикующих психологов на базе психологических центров и социальных организаций партнеров, где приобретут навыки оказания психологической помощи для решения личностных проблем.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Дифференциальная психология личности. Цель курса — изучение основных факторов развития индивидуальности и дифференциально-психологических подходов к психике человека. Курс содержит подходы и методы дифференциальной психологии для оказания социально-психологической помощи с учетом индивидуально-типологических и гендерных различий личности. Используя психологическое тестирование, психодиагностические методики студенты овладеют навыками выявления индивидуально-психологических различий.
  2. Иностранный язык (английский В1). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой половины материала уровня B1 — базовой достаточности академической подготовки по языку. Задачами курса являются: подготовка студентов к обучению на английском в академической среде. Курс развивает языковые навыки – с помощью чтения академических текстов, академического письма, прослушивания лекций, – а также общеучебные навыки, критическое мышление, умение работать с первоисточниками, анализировать и обобщать информацию, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  3. Иностранный язык (английский В2). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой части материала уровня B2 — базовой стандартности академической подготовки по языку. Курс дает обзор современных исследований в области английского языка для академических целей, предлагает практические задания для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности. Задачами курса являются совершенствование необходимых навыков и академический язык для учащихся, которые готовятся учится на английском языке. Курс содержит: аутентичный материал, интегрированные навыки и академический язык, прогрессивный охват всех 4 навыков в академическом контексте.
  4. Иностранный язык (Введение в мир бизнеса). Курс направлен на развитие языковых навыков на уровне В2 и выше эффективной международной коммуникации современного конкурентоспособного специалиста. Целью курса является формирование устойчивых навыков, применяемых в будущей профессиональной деятельности в условиях современного мирового рынка, а также овладение необходимыми языковыми компетенциями для общения на уровне делового языка, и умение правильно строить общение в соответствии с ожиданиями коллег по бизнесу, партнеров и по отношению к членам сообщества.Курс способствует развитию критического мышления, навыков анализа и коммуникации в различных нестандартных деловых ситуациях.Содержание курса включает в себя работу над практическими заданиями по деловой письменной переписке, прагма-профессиональными и типичными ситуациями в бизнес сфере.
  5. Иностранный язык (Ораторское искусство и навыки проведения презентаций). Курс помогает овладеть навыками эффективного публичного выступления, а также формирует культуру составления презентаций. Студенты развивают собственный стиль общения с разнообразными типами аудитории, проявляя лидерские способности, аналитическое мышление и умение работать в команде. Курс ориентирован на использование языковых навыков убеждения собеседника и ведения результативных переговоров в профессиональной сфере на уровне В2 и выше. Основной целью курса является обеспечение условий, при которых студенты смогут преодолеть страх публичных выступлений, а также освоить основные приемы ораторского искусства. Курс предлагает живую языковую модель, вызывающую у них искренний интерес благодаря уникальности и реалистичности идей. Особое внимание при этом уделяется активизации навыков устной публичной речи.
  6. Иностранный язык (Социально-культурные проблемы). Курс для усовершенствования навыков свободного выражения мнения на английском языке на уровне В2 и выше, по различным темам современных социальных, культурных проблем и устойчивого развития, посредством выполнения письменных заданий и участия в устном обсуждения, исходя из пройденного материала и личного опыта студентов, где за основу берется содержание аутентичных текстов различных форм (публицистических и художественных) и подкастов. Предполагается, что студенты будут проводить содержательные тематические исследования; критически анализировать и интерпретировать содержание изучаемого материала, предоставлять и получать развернутый отзыв от слушателей и преподавателя, выполняющего роль посредника; выполнять различные типы письменных работ.
  7. Иностранный язык (IELTS Foundation). Курс направлен на формирование знаний и практических навыков, необходимых для прохождения академического вида международного теста IELTS. Курс предлагает комплексное введение в текст и охватывает все четыре основных навыка: разговорная речь, аудирование, чтение и письмо на уровне В2 и выше. Каждый раздел этого курса включает в себя мультимедийные презентации, в которых рассматриваются ключевые навыки, стратегии и методы прохождения теста. В каждом разделе студентам будет предоставлена информация о формате теста, а также рекомендации и советы о методах и стратегиях, которые будут полезны при прохождении теста.
  8. Конфликтология и девиантология. Дисциплина дает системные основы конфликтологии и девиантного поведения. В ходе практических занятий, студенты освоят навыки избегания, выхода из, модерации и управления конфликтными ситуациями, а также методы определения девиантов и предупреждения девиантного поведения через деловые игры и анализ кейсов. В рамках изучения предмета предусмотрено привлечение независимых медиаторов из казахстанских организаций и специализированных центров.
  9. Педагогическая психология. Цель курса — формирование навыков применения методов психологического воздействия, психопрофилактики, психокоррекции и консультирования в условиях учебно-воспитательного процесса. Курс содержит концепции и теории психологических закономерностей процесса обучения и воспитания, педагогического процесса, психологии личности педагога и обучаемого. Изучив курс студенты будут ориентироваться в психологических механизмах успешного обучения, получат навыки эффективной организации образовательного процесса.
  10. Переговоры и медиация. Цель курса — освоение теории и практики эффективной медиативной деятельности и ведения переговоров. Курс фокусируется как на теории, так и на практике ведения переговоров и медиации в отношении конфликтов. Обучающиеся проанализируют широкий круг вопросов, касающихся переговоров, включая различные теории переговоров, процессы переговоров, психологическую динамику, влияющую на переговоры, и оценят эффективные коммуникационные стратегии, роль языка, культуры и власти в переговорах, а также роль третьих лиц на переговорах. Важная часть занятий будет посвящена освоению навыков ведения переговоров и медиации. С этой целью обучающиеся проведут симуляции переговоров и ролевые игры, связанные с различными кейсами и видами переговоров.
  11. Поведение потребителей. В курсе изучается поведение потребителей через призму клиентоориентированности: процесс принятия решения о покупке; мотивация, восприятие, ценности и стиль жизни потребителей; методы исследования, типы и модели покупательского поведения; формирование потребительской лояльности и защита прав потребителя. Студенты изучат зарубежные и отечественные кейсы, таких как «Amazon», «Volvo», «T-MOBILE USA» и др., разработают и представят, индивидуально и в команде, стратегии повышения степени удовлетворенности и лояльности для различных типов предприятий и услуг на основе самостоятельных исследований в организациях и предприятиях.
  12. Практикум по общей психологии. Цель курса — формирование практических навыков исследования психических процессов, состояний и свойств личности. Студенты освоят методики психологического консультирования, проведут исследование памяти, внимания, мышления, воображения, эмоций различными психодиагностическими методами. Студенты получат навыки анализа свойств личности: направленности, темперамента, характера, способностей. Освоение идет через использование психодиагностических методов, ситуационных психологических задач, деловых игр, тренингов.
  13. Профессиональная этика и психология делового общения. Цель курса — повысить компетентность в области психологии делового общения, а также сформировать теоретические знания и практические навыки по психологии делового общения. Курс содержит теоретические и практические основы этики и психологии делового общения, специфику служебной деятельности и психологические закономерности взаимодействия субъектов общения. В ходе тренинговых занятий студенты приобретут разнообразные практические навыки психологического сопровождения делового общения в различных областях.
  14. Психология стресса и стрессоустойчивого поведения. Цель курса — формирование навыков предотвращения и управления стрессом. В рамках курса студенты изучат теорию стресса и дистресса, понятия «стрессоустойчивость», «адаптация», механизмы приспособления к стрессу и пути их преодоления. В ходе практических занятий, семинаров, тренингов студенты овладеют методами профилактики и коррекции отрицательных стрессовых состояний, методами саморегуляции.
  15. Психология управления. Цель курса — развитие профессиональной компетентности в сфере решения управленческих задач на основе психологических знаний. Курс содержит психологические теории управленческой деятельности; психологические теории лидерства и руководства, психологические основы коммуникации в организации; психологию менеджера; психологические аспекты управления персоналом. Студенты изучат психологические механизмы, обеспечивающие эффективность деятельности управленческих систем, научатся анализировать и планировать процессы управленческой деятельности.
  16. Управление человеческими ресурсами. Цель курса — формировании навыков использования основных технологий в области управления человеческими ресурсами в организациях. Дисциплина рассматривает: роли корпоративной культуры, прогнозирование потребности в персонале, построение кадровой политики, подбор и найм персонала, подготовка персонала к проведению изменений, проведение мероприятий по оценке и аттестации персонала, участие в разработке компенсационных пакетов, роли корпоративной социальной ответственности в управлении персоналом. Студенты освоят эти виды деятельности через анализ кейс стади, решение ситуационных задач, работы в группах и написание эссе
  17. Юридическая психология. Цель курса — формирование навыков, позволяющих эффективно решать психологические задачи в правовой сфере. Курс содержит базовые концепции о направлениях психологического обеспечения юридической деятельности, в том числе правоохранительной деятельности, криминальной психологии, психологии предварительного расследования, судебного процесса, о социально-психологических предпосылках преступного поведения. В ходе проведения семинаров, тренингов студенты овладеют навыками психологического анализа ситуаций, возникающих в процессе юридической деятельности для эффективного решения практических задач в правовой сфере.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Возрастная психология. Цель курса — изучение закономерностей онтогенеза и возрастных норм развития. В рамках дисциплины студенты проанализируют возрастные и индивидуально-психологические особенности развития личности, используя теории возрастной периодизации и типологии Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона, З. Фрейда. Предполагается участие студентов в психологических тренингах и мастер-классах приглашенных практиков-психологов. Студенты приобретут навыки диагностики возрастных особенностей и составления программ психологической коррекции.
  2. Математические методы в психологии. Цель курса — формирование навыков использования математической обработки данных для интерпретации и представления результатов психологического исследования. Дисциплина содержит основы математического моделирования, математической статистики, визуализации данных. Студенты освоят математические методы обработки статистической информации, коэффициенты и критерии для определения статистических связей между психологическими параметрами, технологии расчетов. Курс завершится математической обработкой результатов, полученных студентами посредством проведения экспериментальных исследований.
  3. Медицинская психология. Цель курса — приобретение навыков диагностики и консультирования по вопросам нормы и патологии психического здоровья. Курс содержит концепции психосоматики, повышения адаптивных ресурсов человека, саморегуляции, охраны здоровья, преодоления негативных состояний, диагностики, коррекции и реабилитации. Студенты приобретут навыки оказания психологической помощи на основе анализа особенностей психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях личности.
  4. Организационная психология. Цель курса — приобретение навыков психологического анализа различных организационных проблем в условиях современной социальной реальности.В рамках курса студенты изучат психологические аспекты работы с персоналом организации, психологические особенности личности руководителя и психологические закономерности совместной деятельности людей по достижению организационных целей. В ходе занятий, решения кейсов, деловых игр студенты приобретут практические навыки решения психологических проблем, позволяющих повысить эффективность управления персоналом.
  5. Основы психологической коррекции и специальной психологии. Цель курса — формирование знаний, умений в области психокоррекционной деятельности психолога и представления о сущности аномального развития, основных видах нарушений психического развития, а так же о принципах и содержании психологической коррекции. Данная дисциплина формирует у студентов целостное представление о процессе психологической коррекции, ее содержании, направлениях и методах. Студенты приобретут навыки использования коррекционных методов на практике и научатся разрабатывать психокоррекционные программы поведения личности в служебной деятельности.
  6. Основы психотерапии. Цель курса — формирование навыков применения психотерапевтических методов, техник и приемов. Изучив курс, студенты овладеют теорией и практикой основных форм и методов психотерапевтического воздействия, стандартными базовыми процедурами оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий психотерапии. Студенты будут решать реальные психологические кейсы и задачи, участвовать в тренингах и консультациях по психотерапии, смогут различать консультационные и клинические состояния и определять необходимость направлять клиента к психотерапевту и психиатру.
  7. Основы семейной психологии. Цель курса — приобретение навыков диагностики и консультирования по вопросам семьи и брака. Курс содержит теоретические и практические основы психологии семьи и брака, методы работы с семейными проблемами, в концепции эволюции и сущности брачно-семейных отношений, особенности их возникновения, становления семьи и брака в историческом, социально-психологическом контекстах. В рамках курса студенты приобретут навыки индивидуального консультирования по решению семейной проблематики.
  8. Психодиагностика. Цель курса — формирование навыков корректного построения психодиагностического обследования. Курс содержит теоретические и практические основы психодиагностики, методы психодиагностики (наблюдение, тесты, эксперимент, опросники и т.д.), классические и современные психодиагностические методики и их интерпретации, таких когнитивных процессов, как ощущение и восприятие, память, внимание, мышление, воображение, а также свойств и состояний личности. Студенты овладеют навыками психодиагностики эмоциональной сферы с помощью применения таких проективных методик, как метафорические ассоциативные карты, рисуночные тесты и т.д.
  9. Социальная психология. Цель курса — изучение социально-психологических явлений и процессов, их структуры, генезиса и функционирования. Данный курс изучает методологические, теоретические и прикладные основы социальной психологии, механизмы общения и взаимодействия людей, а также психологию малых и больших социальных групп, психологию толпы. Студенты приобретут навыки оказания психологической помощи различным социальным группам населения, управления психологией больших и малых социальных групп.

Компоненты по выбору

  1. Психология труда. Цель курса — формирование навыков применения методов психологии в решении практических задач повышения эффективности труда. Курс содержит теоретико-методологические подходы, применяемые при анализе психологических характеристик трудовой деятельности, изучает психологические механизмы выбора профессии и профконсультирования. В ходе проведения дискуссионных занятий, деловых игр, решения кейсов студенты овладеют навыками проведения социологических и психологических исследований в организации, составления профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности, навыками реализации программ организации, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности и профилактики профессионального выгорания.
  2. Экономическая психология. Цель курса — изучение психологических особенностей и механизмов экономического поведения. Курс содержит теоретические и практические основы экономической психологии, студенты изучат психологию предпринимательской деятельности. В ходе проведения дискуссионных занятий, мозгового штурма, деловых игр студенты овладеют методами и технологиями консультирования в условиях профессионально-трудовой деятельности, приобретут умение анализировать психологические основы экономического поведения людей.
  3. Этническая психология. Цель курса — изучение психологических особенностей различных этнических групп и межэтнического взаимодействия. Курс содержит фундаментальные теории и концепции о закономерностях возникновения и развития этнокультурных групп; специфике психологических явлений и процессов в различных этнокультурных группах; особенности развития личности в конкретной этнокультурной среде. Студенты приобретут навыки анализа влияния этнической культуры на психическое развитие личности, смогут проводить этнопсихологический анализ социальных ситуаций, овладеют методами диагностики и прогнозирования этнических процессов и явлений.