Психология в академии Кайнар
Данные актуальны на ноябрь 2024 г.
Описание образовательной программы 6B03101 Психология в академии Кайнар
Цель программы заключается в создании образовательной среды, которая гарантирует приобретение полноценного и высококачественного профессионального образования в области психологии. Это обеспечивает развитие профессиональной компетенции, которая является важной составляющей всего комплексного научного понимания о человеке.
Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.
- Интегрированный модуль «Междисциплинарный синтез». Междисциплинарный синтез — интегрированная программа по дисциплинам цикла ООД, имеющие междисциплинарный характер и направленные на формирование у обучающихся компетенций в области экономики и права, основы антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, методов научных исследований.
Базовые дисциплины
Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.
- Введение в психологию личности. Изучение данной дисциплины познакомит обучающихся с разными гипотезами о природе и механизмах развития личности. Этот курс пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. На занятиях будут рассматривать такие вопросы как: Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретённый? Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности? Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные или бессознательные?
- Введение в специальность. «Введение в специальность» – одна из первых и важных дисциплин в процессе подготовки студентов по ОП «Психология», поскольку знакомит со спецификой данной профессии. В связи с этим данная дисциплина направлена на изучение предмета, цели, задач, принципов, методов и техник ОП «Психология».
- Дифференциальная психология. Дифференциальная психология изучает психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Под индивидуальными различиями понимают особенности протекания психических процессов, возникновения и динамики психических состояний, эмоциональных процессов, а также такие общие феномены как темперамент, характер, способности субъекта.
- История психологии. Этот курс знакомит студентов с историей возникновения основных психологических школ и направлений, наиболее значимыми теориями, разработанными в отечественной и зарубежной психологии. Изучение данного курса дает понимание студентами места и роли психологических школ в структуре отечественной и зарубежной психологии, осознание связи предшествующих и последующих научных идей и открытий, их значение в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
- Общая психология 1. Общая психология – одна из фундаментальных отраслей психологической науки, имеющая свой предмет и методы исследования, длительную историю развития. В предмет общей психологии входят также проблемы методологии психологической науки, ее собственного строения и междисциплинарных связей; индивидуально-типологические особенности личности; законы функционирования и развития психических процессов.
- Общая психология 2. Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия. Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), исполнительные функции, психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические явления (эмоции и чувства).
- Профессионально-ориентированный иностранный язык. Профессионально-ориентированный иностранный язык выступает как средством, так и целью обучения, т.к. подборка и изучение специализированного материала ориентированы, во-первых, на использование студентами профессиональных знаний, а во-вторых, на успешное овладение языком. Курс является продолжением курса базового английского языка, изучаемого в школьной программе, а также в рамках цикла общеобязательных дисциплин (ООД).
- Профессиональный казахский (русский) язык. Дисциплина направлена на формирование и развитие навыков коммуникативной компетенции на казахском и русском языках и обеспечение профессионально-ориентированной языковой подготовки компетентной личности, способной адекватно выстраивать общение в профессионально значимых ситуациях. Практическая задача курса – привитие навыков теоретически обоснованного анализа текстов, стратегии и тактики речевой коммуникации в профессиональной сфере.
- Психологическое консультирование-1. Чем отличаются разные виды психологической работы с пациентами, каковы цели и задачи, методы и способы этого вида психотерапии — обо всем этом в курсе «Основы психологического консультирования». Теоретический материал, изложенный в лекциях, подкреплен практическими упражнениями и разбором типичных ситуаций, что помогает закрепить полученные знания и опробовать их применение на примерах из реальной практики.
- Психология развития. Психология развития направлена на изучение возрастных закономерностей развития психики в онтогенезе и связана со смежными отраслями знания: общей, педагогической, социальной психологией, педагогикой и др. В ней представлены современные научные данные об источниках и движущих силах психического развития возраста. Большое внимание уделяется на развитие психики в онтогенезе.
- Социальная психология. Курс «Социальная психология» является одной из дисциплин профессионального цикла. Она ориентирована на последовательное изучение теоретико-методологических основ дисциплины, социально-психологических закономерностей общения и взаимодействия людей, психологии больших и малых групп, проблемы личности в социуме, а также основных направлений практического приложения социальной психологии в современных условиях.
Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
- Аналитическая психология. Изучение курса «Аналитическая психология» знакомит студентов с понятием коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, а также с работами ученых по направлению аналитической психологии и применению данных исследовательских работ в прикладной психологии. Изучают особенности определения структуры личности по Юнгу, типологии личности и такие понятия в психологии как: самость, тень, архетипы, толкование сновидений.
- Арт терапия. Целями освоения дисциплины «Арт-терапия» являются создание условий для постижения сущности процесса психологической помощи с использованием языка изобразительной экспрессии, формирование готовности к использованию здоровьесберегающих технологий, знакомство с базовыми понятиями и методами арт-терапии, современными направлениями, концепциями, видами и формами арт-терапии.
- Введение в HR- менеджмент (MINOR 2). Дисциплина дает возможность знакомства с процессами управления персоналом как системы, знания требований к службе персонала, знание механизма стимулирования персонала, ознакомление будущих специалистов с процессом планирования персонала, понятиями построения карьеры.
- Возрастная психология. Возрастная психология – дисциплина, занимающаяся изучением процесса развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости). В результате изучения дисциплины «Возрастная психология» студенты должны знать основные категории и понятия возрастной психологии; основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе; уметь видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью на разных возрастных этапах; применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях.
- Девиантология. В результате освоения данной курса формируются представления о сущности девиантного поведения личности, способах его профилактики и коррекции в системе социальной работы. Обучающиеся знакомятся с основными направлениями и подходами рассмотрения причин возникновения девиантного поведения, изучают особенности и специфику социальных норм, определяющих поведение личности в социуме.
- Индивидуальная психология. Изучение данного курса знакомит студентов с таким направлением психологии как Индивидуальная психология. Это теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность как наделенную творчеством, ответственностью индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы.
- Логотерапия и экзистенциальный анализ. Программа дисциплины направлена на ознакомление с теоретическими и практическими основами логотерапии и экзистенциального анализа, а также на развитие навыков консультирования, изучение основных базовых психологических категорий в логотерапии и экзистенциальном подходе.
- Менеджмент (MINOR 1). Формирование системы знаний, умений и практических навыков, необходимых для управления современной организацией на разных уровнях управления, развитие способности и готовности эффективно использовать их для достижения целей организации.
- Методика преподавания психологии. Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.
- Нейрофизиология. Нейрофизиология — междисциплинарное направление, изучающее нейрофизиологические механизмы психических процессов и состояний. Рассмотрение нейрофизиологических механизмов сочетается с изучением клеточных и молекулярных механизмов, позволяющих студентам глубже понять закономерности развития и проявления психических процессов.
- Организация психологической службы в системе образования. Цель дисциплины – дать знания, необходимые для успешной практической деятельности в качестве психолога и подготовить студентов к профессионально и юридически грамотной работе во всех звеньях образовательного пространства страны (от детских садов, школ, интернатов, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ и колледжей до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней)
- Педагогическая психология. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными направлениями, понятиями и категориями педагогической психологии; концепциями педагогического процесса и обучения, изучают особенности воспитательного и образовательного процессов, формы и технологии их реализации, изучают психологические закономерности педагогической деятельности учителя и педагогического воздействия на разных этапах образовательного процесса; специфику выявления психологических основ деятельности учителя, его профессиональных и личностных качеств, стилей педагогической деятельности и педагогического общения, имеют представления о структуре учебной деятельности и ее зависимости от уровня психического развития обучающихся и их личностной и мотивационной сферы.
- Практикум консультирования в различных модальностях. Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с основными подходами к психологическому консультированию, сложившимися в зарубежной и отечественной психологии в разных модальностях, его структурой, и техниками работы с клиентом. Студент познакомится с основными теоретическими направлениями консультативной практики.
- Психодиагностика. Психологическая диагностика является психологической дисциплиной, разрабатывающей методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Она обеспечивает сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика является также и областью психологической практики, работы психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
- Психологическое консультирование-2. Изучение данного курса позволит студентам овладеть знаниями и навыками по применению психоконсультативных и психокоррекционных методик и технологий, ознакомит студентов с многообразными подходами психологического консультирования и психокоррекции с оценкой сильных и слабых их сторон. Практическая направленность данного курса позволит студентам освоить и усовершенствовать техники психологического консультирования и коррекции в ситуациях реальной практической работы с личностно-значимыми запросами и проблемами.
- Психология воспитания. В данном курс рассматриваются основные закономерности психологии воспитания в семье такие как: детско-родительские отношения, семейные отношения, и личностные особенности детей. Теоретическая и практическая ценность данной дисциплины определяется тем, что она формирует систему психологических взглядов о воспитании и развитии человека в процессе деятельности. Обеспечивает студентов методологическими основаниями, теориями, технологиями, являющимися базовыми для проведения научно-исследовательской и практической деятельности.
- Психология общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь применять техники и приемы эффективного общения, использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
- Психология рекламы. Курс «Психология рекламы» предполагает знакомство с психологическими основами создания рекламных образов. Курс ориентирован на освоение теоретических основ и практических методов формирования рекламы. Многие темы курса включают ознакомление с различными психотехнологиями создания рекламы, что делает усвоение материала более интересным, облегчает его понимание и запоминание.
- Психология эмоций. На данном курсе студенты будут изучать и систематизировать знания о закономерностях развития эмоциональной сферы, о роли эмоций в жизни человека и методах управления эмоциями. Данный курс раскрывает сложность и многогранность эмоциональной сферы человека, ее диагностики, регуляции и саморегуляции.
- Психофизиология и анатомия человека. Данный курс формирует комплексное представление о психофизиологии как междисциплинарной дисциплине, изучает физиологические механизмы психических процессов и состояний. Рассмотрение физиологических механизмов в сочетании с изучением клеточных и молекулярных механизмов позволит студентам глубже понять закономерности развития и проявления психических процессов
- Семейная психология. В результате освоения дисциплины «Семейная психология» студент должен знать основные предметные области психологии семейных отношений, основы супружеских, детско-родительских отношений в семье, основные механизмы поведения человека в семье, уметь строить первичные модели психологической помощи семье, иметь навыки диагностики стиля супружеских отношений, детско-родительских отношений, ролевых ожиданий в браке.
- Теория и практика коррекционной психологии. Данный курс знакомит студентов с целью и основами коррекционной психологии, с формами психологической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые не соответствуют «оптимальной» норме как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза».
- Техники профессионального общения. Содержание курса – ознакомление с особенностью выстраивания профессиональных коммуникаций психолога, а также этическими вопросами реализации общения. Рассматривается комплекс знаний, умений и навыков будущих специалистов психологов в ракурсе социально-психологической компетентности.
- Тренинг самосознания. Курс ориентирован на освоение закономерностей и механизмов технологии тренинговой работы путем исследования психологических проблем «Я-концепции» участников группы и оказания помощи в их решении, улучшения субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья, изучения психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия; развития способностей к практической работе в рамках режима тренинга с ориентацией на личностную психотерапию.
- Экспериментальная психология. Данный курс знакомит с основными экспериментальными методами психологического исследования. Обучает планированию эксперимента. Дает представление об основных этапах организации и проведения экспериментального исследования. Показывает перспективу применения основных методов в психологическом исследовании.
- Юридическая психология и медиация. Основной целью предмета «Юридическая психология и медиация» является формирование основных представлений о сфере взаимодействия психологии и права, раскрытие структуры и основного содержания юридической психологии, ее основных понятий и методов, основных направлений правовой психологии. Предмет также направлен на формирование у студентов базовых знаний о медиации, других альтернативных методах разрешения споров, разрешении конфликтов, процедурах медиации, овладение практическими навыками участия в процедуре медиации в качестве медиатора, сторон (представителей сторон).
Дисциплины по профилю
Вузовские компоненты
- Медицинская и клиническая психология. Данная дисциплина изучает психологические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение, психические проявления различных болезней, нарушения развития психики, характер отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой, психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Компоненты по выбору
- Введение в научное исследование. Данный курс дает представление об ученых степенях и ученых званиях. Формулируется понятие науки и классификация наук. На данном курсе студенты будут знакомиться с тем, что такое научное исследование. Будут изучать понятия, характеристики, структуру, методологический аппарат, этапы научного исследования. Будут исследовать управление в сфере науки, подготовку научных кадров.
- Конфликтология. Цель изучения данной дисциплины – обеспечить усвоение студентами необходимых теоретических знаний в области конфликтологии, способствовать формированию навыков конструктивного разрешения и предотвращения конфликтов в профессиональной и педагогической деятельности.
- Лидерство в управлении и командообразование (MINOR 3). Дисциплина способствует целостному представлению о сущности лидерства и корпоративного менеджмента. Изучение дисциплины должно позволить обучающимся овладеть навыками управления взаимодействием в различных отраслях, приемами и методами анализа современных актуальных проблем в области лидерства.
- Математические методы в психологии. Изучение данной дисциплины позволит студенту овладеть теоретико-методологическими основами данной дисциплины. Познакомятся с основными методами количественного описания психологических факторов и закономерностей. Будут разбирать основные математические понятия и статистические методы используемые в психологических исследованиях.
- Методы и средства управления (MINOR 4). Дисциплина позволяет приобрести знания по комплексному взаимодействию и изучению различных сторон деятельности предприятия, выявить на этой основе бизнес-проблемы и разработать обоснования для решения проблем при помощи внедрения бизнес-инжиниринга. Получить навыки руководителей предприятий в различных сферах деятельности для работы с современными технологиями и моделями, компьютерными системами, используемыми для поддержки принятия решений.
- Политическая психология. Освоение дисциплины «Политическая психология» позволит систематизировать знания будущих психологов в политологии. Познакомит студентов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами политической психологии на уровне личности, малых, больших социальных групп и масс.
- Практикум научного исследования. На данном курсе студенты будут знакомиться с тем, что такое научное исследование. Будут изучать понятия, характеристики, структуру, методологический аппарат, этапы научного исследования, на занятиях будут обсуждать психолого-педагогические исследования, профессионально-этические требования к проведению исследования.
- Психологическое консультирование — 3 (ТА). Целью данного курса является ознакомить студентов с исходными теоретическими положениями трансакционного анализа и формировать навыки психологического консультирования с позиций трансакционного анализа. На курсе студенты будут учиться анализировать и понимать проблемы сценарий жизни личчности, эго-состояние и родительских приказов. Также будут изучать понятия здоровых отношений, с точки зрения теорий «Треугольник Картмана» и манипуляций.
- Психологическое консультирование — 4 (ТОП). Курс телесно-ориентированной психологии представляет собой сочетание лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы. На занятиях студенты ознакомятся с элементами психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений это будет ведущим компонентом в освоении изучаемой дисциплины, что обеспечит студентов определенными знаниями и умениями необходимыми для профессиональной деятельности.
- Психология аномального развития личности. Данный курс знакомит студентов с с клиническими проявлениями различных физиологических нарушений в развитии человека. В современной психологии основными задачами психологии аномального развития являются: психологическая диагностика, коррекция отклонений поведения, вне врачебная помощь.
- Психология бизнеса. Цель дисциплины «Психология бизнеса»: ознакомить обучающихся с базовыми понятиями и теориями психологии бизнеса, с методологией и методами экономико-психологического исследования, дать представление о становлении этой научной дисциплины, заложить основы для диагностической, научно-исследовательской, консультативной и экспертной деятельности будущего специалиста психолога в сфере бизнеса. .Психология бизнеса — современная отрасль психологии, которая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием процессов социального и экономического развития общества. Становление этого нового направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед представителями малого и среднего бизнеса и требующие участия профессиональных психологов.
- Психология управления. Курс «Психология управления» направлен на углубление и расширение ранее полученных психологических знаний и представлений о психологических особенностях поведения человека в организации, о закономерностях функционирования управленческих систем. Основной целью его является формирование системы знаний об основных методологических и теоретических аспектах психологии управления как отрасли социальной психологии. В процессе изучения теоретических вопросов данная дисциплина должна показать значение личности человека и его психологических особенностей как главного звена управленческой деятельности.
- Психотренинг. Основная цель курса «Психотренинг» состоит в том, чтобы студенты приобрели базовые теоретические знания по основам конструирования тренингов и овладели практическими навыками работы их проведения в зависимости от поставленной задачи и состава тренинговой группы.
- Специальная психология. Курс направлен на ознакомление студентов с психологическими особенностями детей, имеющих различные аномалии психического развития или находящихся в пограничном состоянии. Студенты будут изучать особенности психического развития ребенка, соответствие уровня сформированности знаний, умений, навыков, развития познавательных процессов, личностных образований и межличностных особенностей возрастным ориентирам и требованиям общества, а также диагностику, коррекцию и профилактику различного рода отклонений в поведении и развитии ребенка. Рассматривается психологическая помощь в обеспечении интеграции детей с отклонениями в социуме.
- Теория, методология и практика научного исследования. Данный курс включает в себя философские аспекты, методологические основы научного познания, изучение структуры и основных этапов научно-исследовательских работ. На этом курсе студенты будут изучать методы теоретического исследования, вопросы моделирования в научных исследованиях.
- Этнопсихология. Данный курс знакомит с этнопсихологией как с междисциплинарной отраслью знания, изучающий этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.