Образовательные программы

Психология в академии Кайнар

Описание образовательной программы 6B03101 Психология в академии Кайнар

Цель программы заключается в создании образовательной среды, которая гарантирует приобретение полноценного и высококачественного профессионального образования в области психологии. Это обеспечивает развитие профессиональной компетенции, которая является важной составляющей всего комплексного научного понимания о человеке.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

  • Интегрированный модуль «Междисциплинарный синтез». Междисциплинарный синтез — интегрированная программа по дисциплинам цикла ООД, имеющие междисциплинарный характер и направленные на формирование у обучающихся компетенций в области экономики и права, основы антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, методов научных исследований.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Введение в психологию личности. Изучение данной дисциплины познакомит обучающихся с разными гипотезами о природе и механизмах развития личности. Этот курс пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. На занятиях будут рассматривать такие вопросы как: Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретённый? Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности? Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные или бессознательные?
  2. Введение в специальность. «Введение в специальность» – одна из первых и важных дисциплин в процессе подготовки студентов по ОП «Психология», поскольку знакомит со спецификой данной профессии. В связи с этим данная дисциплина направлена на изучение предмета, цели, задач, принципов, методов и техник ОП «Психология».
  3. Дифференциальная психология. Дифференциальная психология изучает психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Под индивидуальными различиями понимают особенности протекания психических процессов, возникновения и динамики психических состояний, эмоциональных процессов, а также такие общие феномены как темперамент, характер, способности субъекта.
  4. История психологии. Этот курс знакомит студентов с историей возникновения основных психологических школ и направлений, наиболее значимыми теориями, разработанными в отечественной и зарубежной психологии. Изучение данного курса дает понимание студентами места и роли психологических школ в структуре отечественной и зарубежной психологии, осознание связи предшествующих и последующих научных идей и открытий, их значение в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
  5. Общая психология 1. Общая психология – одна из фундаментальных отраслей психологической науки, имеющая свой предмет и методы исследования, длительную историю развития. В предмет общей психологии входят также проблемы методологии психологической науки, ее собственного строения и междисциплинарных связей; индивидуально-типологические особенности личности; законы функционирования и развития психических процессов.
  6. Общая психология 2. Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия. Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), исполнительные функции, психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические явления (эмоции и чувства).
  7. Профессионально-ориентированный иностранный язык. Профессионально-ориентированный иностранный язык выступает как средством, так и целью обучения, т.к. подборка и изучение специализированного материала ориентированы, во-первых, на использование студентами профессиональных знаний, а во-вторых, на успешное овладение языком. Курс является продолжением курса базового английского языка, изучаемого в школьной программе, а также в рамках цикла общеобязательных дисциплин (ООД).
  8. Профессиональный казахский (русский) язык. Дисциплина направлена на формирование и развитие навыков коммуникативной компетенции на казахском и русском языках и обеспечение профессионально-ориентированной языковой подготовки компетентной личности, способной адекватно выстраивать общение в профессионально значимых ситуациях. Практическая задача курса – привитие навыков теоретически обоснованного анализа текстов, стратегии и тактики речевой коммуникации в профессиональной сфере.
  9. Психологическое консультирование-1. Чем отличаются разные виды психологической работы с пациентами, каковы цели и задачи, методы и способы этого вида психотерапии — обо всем этом в курсе «Основы психологического консультирования». Теоретический материал, изложенный в лекциях, подкреплен практическими упражнениями и разбором типичных ситуаций, что помогает закрепить полученные знания и опробовать их применение на примерах из реальной практики.
  10. Психология развития. Психология развития направлена на изучение возрастных закономерностей развития психики в онтогенезе и связана со смежными отраслями знания: общей, педагогической, социальной психологией, педагогикой и др. В ней представлены современные научные данные об источниках и движущих силах психического развития возраста. Большое внимание уделяется на развитие психики в онтогенезе.
  11. Социальная психология. Курс «Социальная психология» является одной из дисциплин профессионального цикла. Она ориентирована на последовательное изучение теоретико-методологических основ дисциплины, социально-психологических закономерностей общения и взаимодействия людей, психологии больших и малых групп, проблемы личности в социуме, а также основных направлений практического приложения социальной психологии в современных условиях.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Аналитическая психология. Изучение курса «Аналитическая психология» знакомит студентов с понятием коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, а также с работами ученых по направлению аналитической психологии и применению данных исследовательских работ в прикладной психологии. Изучают особенности определения структуры личности по Юнгу, типологии личности и такие понятия в психологии как: самость, тень, архетипы, толкование сновидений.
  2. Арт терапия. Целями освоения дисциплины «Арт-терапия» являются создание условий для постижения сущности процесса психологической помощи с использованием языка изобразительной экспрессии, формирование готовности к использованию здоровьесберегающих технологий, знакомство с базовыми понятиями и методами арт-терапии, современными направлениями, концепциями, видами и формами арт-терапии.
  3. Введение в HR- менеджмент (MINOR 2). Дисциплина дает возможность знакомства с процессами управления персоналом как системы, знания требований к службе персонала, знание механизма стимулирования персонала, ознакомление будущих специалистов с процессом планирования персонала, понятиями построения карьеры.
  4. Возрастная психология. Возрастная психология – дисциплина, занимающаяся изучением процесса развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости). В результате изучения дисциплины «Возрастная психология» студенты должны знать основные категории и понятия возрастной психологии; основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе; уметь видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью на разных возрастных этапах; применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях.
  5. Девиантология. В результате освоения данной курса формируются представления о сущности девиантного поведения личности, способах его профилактики и коррекции в системе социальной работы. Обучающиеся знакомятся с основными направлениями и подходами рассмотрения причин возникновения девиантного поведения, изучают особенности и специфику социальных норм, определяющих поведение личности в социуме.
  6. Индивидуальная психология. Изучение данного курса знакомит студентов с таким направлением психологии как Индивидуальная психология. Это теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность как наделенную творчеством, ответственностью индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы.
  7. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Программа дисциплины направлена на ознакомление с теоретическими и практическими основами логотерапии и экзистенциального анализа, а также на развитие навыков консультирования, изучение основных базовых психологических категорий в логотерапии и экзистенциальном подходе.
  8. Менеджмент (MINOR 1). Формирование системы знаний, умений и практических навыков, необходимых для управления современной организацией на разных уровнях управления, развитие способности и готовности эффективно использовать их для достижения целей организации.
  9. Методика преподавания психологии. Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.
  10. Нейрофизиология. Нейрофизиология — междисциплинарное направление, изучающее нейрофизиологические механизмы психических процессов и состояний. Рассмотрение нейрофизиологических механизмов сочетается с изучением клеточных и молекулярных механизмов, позволяющих студентам глубже понять закономерности развития и проявления психических процессов.
  11. Организация психологической службы в системе образования. Цель дисциплины – дать знания, необходимые для успешной практической деятельности в качестве психолога и подготовить студентов к профессионально и юридически грамотной работе во всех звеньях образовательного пространства страны (от детских садов, школ, интернатов, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ и колледжей до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней)
  12. Педагогическая психология. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными направлениями, понятиями и категориями педагогической психологии; концепциями педагогического процесса и обучения, изучают особенности воспитательного и образовательного процессов, формы и технологии их реализации, изучают психологические закономерности педагогической деятельности учителя и педагогического воздействия на разных этапах образовательного процесса; специфику выявления психологических основ деятельности учителя, его профессиональных и личностных качеств, стилей педагогической деятельности и педагогического общения, имеют представления о структуре учебной деятельности и ее зависимости от уровня психического развития обучающихся и их личностной и мотивационной сферы.
  13. Практикум консультирования в различных модальностях. Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с основными подходами к психологическому консультированию, сложившимися в зарубежной и отечественной психологии в разных модальностях, его структурой, и техниками работы с клиентом. Студент познакомится с основными теоретическими направлениями консультативной практики.
  14. Психодиагностика. Психологическая диагностика является психологической дисциплиной, разрабатывающей методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Она обеспечивает сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика является также и областью психологической практики, работы психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
  15. Психологическое консультирование-2. Изучение данного курса позволит студентам овладеть знаниями и навыками по применению психоконсультативных и психокоррекционных методик и технологий, ознакомит студентов с многообразными подходами психологического консультирования и психокоррекции с оценкой сильных и слабых их сторон. Практическая направленность данного курса позволит студентам освоить и усовершенствовать техники психологического консультирования и коррекции в ситуациях реальной практической работы с личностно-значимыми запросами и проблемами.
  16. Психология воспитания. В данном курс рассматриваются основные закономерности психологии воспитания в семье такие как: детско-родительские отношения, семейные отношения, и личностные особенности детей. Теоретическая и практическая ценность данной дисциплины определяется тем, что она формирует систему психологических взглядов о воспитании и развитии человека в процессе деятельности. Обеспечивает студентов методологическими основаниями, теориями, технологиями, являющимися базовыми для проведения научно-исследовательской и практической деятельности.
  17. Психология общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь применять техники и приемы эффективного общения, использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
  18. Психология рекламы. Курс «Психология рекламы» предполагает знакомство с психологическими основами создания рекламных образов. Курс ориентирован на освоение теоретических основ и практических методов формирования рекламы. Многие темы курса включают ознакомление с различными психотехнологиями создания рекламы, что делает усвоение материала более интересным, облегчает его понимание и запоминание.
  19. Психология эмоций. На данном курсе студенты будут изучать и систематизировать знания о закономерностях развития эмоциональной сферы, о роли эмоций в жизни человека и методах управления эмоциями. Данный курс раскрывает сложность и многогранность эмоциональной сферы человека, ее диагностики, регуляции и саморегуляции.
  20. Психофизиология и анатомия человека. Данный курс формирует комплексное представление о психофизиологии как междисциплинарной дисциплине, изучает физиологические механизмы психических процессов и состояний. Рассмотрение физиологических механизмов в сочетании с изучением клеточных и молекулярных механизмов позволит студентам глубже понять закономерности развития и проявления психических процессов
  21. Семейная психология. В результате освоения дисциплины «Семейная психология» студент должен знать основные предметные области психологии семейных отношений, основы супружеских, детско-родительских отношений в семье, основные механизмы поведения человека в семье, уметь строить первичные модели психологической помощи семье, иметь навыки диагностики стиля супружеских отношений, детско-родительских отношений, ролевых ожиданий в браке.
  22. Теория и практика коррекционной психологии. Данный курс знакомит студентов с целью и основами коррекционной психологии, с формами психологической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые не соответствуют «оптимальной» норме как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза».
  23. Техники профессионального общения. Содержание курса – ознакомление с особенностью выстраивания профессиональных коммуникаций психолога, а также этическими вопросами реализации общения. Рассматривается комплекс знаний, умений и навыков будущих специалистов психологов в ракурсе социально-психологической компетентности.
  24. Тренинг самосознания. Курс ориентирован на освоение закономерностей и механизмов технологии тренинговой работы путем исследования психологических проблем «Я-концепции» участников группы и оказания помощи в их решении, улучшения субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья, изучения психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия; развития способностей к практической работе в рамках режима тренинга с ориентацией на личностную психотерапию.
  25. Экспериментальная психология. Данный курс знакомит с основными экспериментальными методами психологического исследования. Обучает планированию эксперимента. Дает представление об основных этапах организации и проведения экспериментального исследования. Показывает перспективу применения основных методов в психологическом исследовании.
  26. Юридическая психология и медиация. Основной целью предмета «Юридическая психология и медиация» является формирование основных представлений о сфере взаимодействия психологии и права, раскрытие структуры и основного содержания юридической психологии, ее основных понятий и методов, основных направлений правовой психологии. Предмет также направлен на формирование у студентов базовых знаний о медиации, других альтернативных методах разрешения споров, разрешении конфликтов, процедурах медиации, овладение практическими навыками участия в процедуре медиации в качестве медиатора, сторон (представителей сторон).

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  • Медицинская и клиническая психология. Данная дисциплина изучает психологические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение, психические проявления различных болезней, нарушения развития психики, характер отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой, психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Компоненты по выбору

  1. Введение в научное исследование. Данный курс дает представление об ученых степенях и ученых званиях. Формулируется понятие науки и классификация наук. На данном курсе студенты будут знакомиться с тем, что такое научное исследование. Будут изучать понятия, характеристики, структуру, методологический аппарат, этапы научного исследования. Будут исследовать управление в сфере науки, подготовку научных кадров.
  2. Конфликтология. Цель изучения данной дисциплины – обеспечить усвоение студентами необходимых теоретических знаний в области конфликтологии, способствовать формированию навыков конструктивного разрешения и предотвращения конфликтов в профессиональной и педагогической деятельности.
  3. Лидерство в управлении и командообразование (MINOR 3). Дисциплина способствует целостному представлению о сущности лидерства и корпоративного менеджмента. Изучение дисциплины должно позволить обучающимся овладеть навыками управления взаимодействием в различных отраслях, приемами и методами анализа современных актуальных проблем в области лидерства.
  4. Математические методы в психологии. Изучение данной дисциплины позволит студенту овладеть теоретико-методологическими основами данной дисциплины. Познакомятся с основными методами количественного описания психологических факторов и закономерностей. Будут разбирать основные математические понятия и статистические методы используемые в психологических исследованиях.
  5. Методы и средства управления (MINOR 4). Дисциплина позволяет приобрести знания по комплексному взаимодействию и изучению различных сторон деятельности предприятия, выявить на этой основе бизнес-проблемы и разработать обоснования для решения проблем при помощи внедрения бизнес-инжиниринга. Получить навыки руководителей предприятий в различных сферах деятельности для работы с современными технологиями и моделями, компьютерными системами, используемыми для поддержки принятия решений.
  6. Политическая психология. Освоение дисциплины «Политическая психология» позволит систематизировать знания будущих психологов в политологии. Познакомит студентов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами политической психологии на уровне личности, малых, больших социальных групп и масс.
  7. Практикум научного исследования. На данном курсе студенты будут знакомиться с тем, что такое научное исследование. Будут изучать понятия, характеристики, структуру, методологический аппарат, этапы научного исследования, на занятиях будут обсуждать психолого-педагогические исследования, профессионально-этические требования к проведению исследования.
  8. Психологическое консультирование — 3 (ТА). Целью данного курса является ознакомить студентов с исходными теоретическими положениями трансакционного анализа и формировать навыки психологического консультирования с позиций трансакционного анализа. На курсе студенты будут учиться анализировать и понимать проблемы сценарий жизни личчности, эго-состояние и родительских приказов. Также будут изучать понятия здоровых отношений, с точки зрения теорий «Треугольник Картмана» и манипуляций.
  9. Психологическое консультирование — 4 (ТОП). Курс телесно-ориентированной психологии представляет собой сочетание лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы. На занятиях студенты ознакомятся с элементами психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений это будет ведущим компонентом в освоении изучаемой дисциплины, что обеспечит студентов определенными знаниями и умениями необходимыми для профессиональной деятельности.
  10. Психология аномального развития личности. Данный курс знакомит студентов с с клиническими проявлениями различных физиологических нарушений в развитии человека. В современной психологии основными задачами психологии аномального развития являются: психологическая диагностика, коррекция отклонений поведения, вне врачебная помощь.
  11. Психология бизнеса. Цель дисциплины «Психология бизнеса»: ознакомить обучающихся с базовыми понятиями и теориями психологии бизнеса, с методологией и методами экономико-психологического исследования, дать представление о становлении этой научной дисциплины, заложить основы для диагностической, научно-исследовательской, консультативной и экспертной деятельности будущего специалиста психолога в сфере бизнеса. .Психология бизнеса — современная отрасль психологии, которая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием процессов социального и экономического развития общества. Становление этого нового направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед представителями малого и среднего бизнеса и требующие участия профессиональных психологов.
  12. Психология управления. Курс «Психология управления» направлен на углубление и расширение ранее полученных психологических знаний и представлений о психологических особенностях поведения человека в организации, о закономерностях функционирования управленческих систем. Основной целью его является формирование системы знаний об основных методологических и теоретических аспектах психологии управления как отрасли социальной психологии. В процессе изучения теоретических вопросов данная дисциплина должна показать значение личности человека и его психологических особенностей как главного звена управленческой деятельности.
  13. Психотренинг. Основная цель курса «Психотренинг» состоит в том, чтобы студенты приобрели базовые теоретические знания по основам конструирования тренингов и овладели практическими навыками работы их проведения в зависимости от поставленной задачи и состава тренинговой группы.
  14. Специальная психология. Курс направлен на ознакомление студентов с психологическими особенностями детей, имеющих различные аномалии психического развития или находящихся в пограничном состоянии. Студенты будут изучать особенности психического развития ребенка, соответствие уровня сформированности знаний, умений, навыков, развития познавательных процессов, личностных образований и межличностных особенностей возрастным ориентирам и требованиям общества, а также диагностику, коррекцию и профилактику различного рода отклонений в поведении и развитии ребенка. Рассматривается психологическая помощь в обеспечении интеграции детей с отклонениями в социуме.
  15. Теория, методология и практика научного исследования. Данный курс включает в себя философские аспекты, методологические основы научного познания, изучение структуры и основных этапов научно-исследовательских работ. На этом курсе студенты будут изучать методы теоретического исследования, вопросы моделирования в научных исследованиях.
  16. Этнопсихология. Данный курс знакомит с этнопсихологией как с междисциплинарной отраслью знания, изучающий этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.