Образовательные программы

Психология в МТГУ

Данные актуальны на октябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B03103 Психология в МТГУ

Цель образовательной программы заключается в обучении студентов всем необходимым знаниям для становления полноценных и компетентных профессионалов в области психологии, которая является частью широких научных теорий о человеке.

Язык обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Основы научных исследований. Дисциплина формирует общие представления о теоретико-методологических основах научно-исследовательской деятельности, правилах выполнения научно-исследовательской деятельности, приобретение навыка владения методами оформления и порядком представления результатов различных исследовательских работ и использование этих навыков в написании самостоятельной работы и дипломного исследования, а также для будущей профессиональной деятельности.
  2. Основы права и антикоррупционной культуры. Дисциплина представляет собой междисциплинарную систему знаний, объединяющую основные отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.), а также формирование системы знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явлению, которая дает понятие о роли определенных правовых норм и рассматриваются конкретные юридические вопросы и проблемы.
  3. Основы экономики и предпринимательства. Дисциплина формирует у будущих специалистов знания по экономике и ведения предпринимательского дела в рыночных условиях. Предметом изучения дисциплины является применение методов предпринимательского дела, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, организационных и финансовых основ бизнеса, государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики.
  4. Рухани жаңғыру. Дисциплина включает в себя проблемы национальной культуры, традиции и обычаев в общеисторическом контексте, раскрытие студентам историчности и содержания духовного мира казахского народа, закономерностей и тендений в культурном развитии казахского народа, вызваны объективно назревшими потребностями совершенствования университетской системы преподавания истории в направлении междисциплинарной интеграции, гуманизации.
  5. Экология и безопасность жизнедеятельности. Дисциплина изучает основные подходы к решению экологических проблем, источники и виды загрязнения окружающей среды предприятиями транспорта, методы снижения вредного воздействия на окружающую среду. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их причины способы профилактики и защиты. Проведение спасательных и других неотложных работ, правила поведения людей при чрезвычайных ситуациях

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Введение в профессию. Дисциплина знакомит студентов со спецификой данной профессии, направленной на гармонизацию внутреннего мира человека, формирует у студентов научное представление о природе психики человека, проявляемой в различных ее формах: процессах, состояниях и свойствах
  2. Возрастная психология. Дисциплина включает изложение отечественных и зарубежных теорий, многообразный эмпирический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии. Возрастная психология изучает факторы и закономерности развития человека в условиях возрастной динамики становления его психики
  3. Деловое общение и делопроизводство. Дисциплина повышает уровень коммуникативной компетентности обучающихся и приобретение ими представления об особенностях формирования и развития систем делового общения и делопроизводства на государственном языке, которые являются важной частью ведения дел предприятия, организации, фирмы. Задачами дисциплины являются: повышение эффективности труда путем налаживания деловых и творческих контактов среди различных групп персонала, деловыми партнерами; получения знаний, позволяющих каждому обучающемуся сориентироваться в сложных вопросах протокола, этикета и технологии делового общения; развитие умения строить речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи в профессиональной сфере; представления о содержании, формах и межкультурных особенностях в области деловой коммуникации; понимание устных и письменных стратегий делового общения; выработать практические навыки для оформления организационно-распорядительных документов.
  4. Дифференциальная психология. Дисциплина изучает закономерности варьирования психических функций, состояний и свойств, фиксируемых в индивидуальных различиях психики индивидов и групп людей, исследует природу, источники и последствия таких различий с учетом целостнообразующих факторов организации функциональных систем и их влиянии на сколь угодно важные особенности психики
  5. Зоопсихология. Дисциплина представляет введение в основные разделы современной зоопсихологии, дает представление об эволюционных истоках психической деятельности человека. Дисциплина изучает психики животных в целях выявления предпосылок развития психики человека, проведение сравнительного анализа психики животных и психики человека в процессе эволюции; сопоставление психосоциальных явлений у человека и животных. Формирование представлений о спонтанном (инстинктивном) поведении человека. Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к анализу эволюционных корней психических процессов у человека
  6. История психологии. Дисциплина необходима для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только погружение в исторический контекст позволяет понять их сущность, раскрыть их первоначальные позиции, оценить истинное Открытие и понять их исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания сложившейся ситуации в психологической науке, формирования новых взглядов с учетом традиций и достижений прошлого. Для освоения дисциплины» История психологии «студенты используют знания, умения, сформированные на входе изучения предшествующих предметов, в том числе дисциплин» История»,» Анатомия и возрастная физиология»,»теория обучения и воспитания»
  7. Общая психология. Дисциплина является базовой дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Курс рассчитан на один семестр, читается студентам первого курса и представляет собой одну из основных учебных дисциплин по уровню подготовки бакалавра. Общая психология, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, служит фундаментом для всех специальных отраслей достаточно разветвленной современной психологической науки. Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностей человека, эмоционально волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека
  8. Основы конфликтологии. Дисциплина эта отрасль прикладной социальной психологии, изучающая закономерности возникновения и развития конфликтов, методах их разрешения и предотвращения. Существует закономерная связь между уровнем знаний по конфликтологии, как репрезентации в сознании социально накопленного опыта в этой области, и уровнем применения их в реальной практике решения проблем, возникающих в жизненных ситуациях. Изучение основных направлений конфликтологии позволит успешно выявить скрытые внутренние причины конфликтов; владеть искусством управления конфликтным процессом и коррекции своего поведения в конфликте; разумно использовать на практике психологические методики профилактики и разрешения конфликтов.
  9. Основы психодиагностики. Дисциплина позволяет понять специфику психодиагностики как практической деятельности и научной дисциплины, познакомиться с принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике программами обследования
  10. Практикум по общей психологии. Дисциплина знакомит студентов-психологов с качественными и количественными методами исследования, используемыми в профессиональной деятельности, формирует навыки их практического применения. В рамках курса анализируется специфика применения качественных и количественных методов в диагностических, научных и клинических обследованиях
  11. Проективные методы изучение личности. Дисциплина вводит студентов в историю, теорию и методологию проективного исследования, предполагает формирование первоначальных базовых навыков в организации проективного исследования и анализа его результатов. Анализируются основные проективные техники (ТАТ, тест Роршаха, «Рисунок человека» и др.) с точки зрения как общепсихологического, так и прикладного их значения в области клинической психологии. Особое внимание уделяется методическому анализу структуры проективного метода и технике его проведения наряду с изучением различных подходов к анализу и интерпретации проективной продукции
  12. Современные теории личности. Дисциплина формирует у студентов системы знаний о психологии личности как особой методологии и практики современной психологии, а также как отрасли психологического знания, выделившейся изначально из общей психологии и приобретающей в настоящее время междисциплинарный статус в связи с необходимостью объединения усилий многих дисциплин для понимания и объяснения феномена личности, его возникновения и развития в историческом генезе и онтогенезе. Современные теории личности состоит в овладении знаниями об основных фундаментальных понятиях, проблемах психологии личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания
  13. Социальная психология. Дисциплина предназначена для того, чтобы дать теоретические знания и привить практические навыки для применения теоретических знаний в области социальной психологии. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является дать теоретические знания и привить практические навыки для применения теоретических развитию научно-гуманистического мировоззрения, необходимого для данного уровня деятельности, профессиональной культуры, сформированности профессиональной самооценки, социальной ответственности за результаты труда, информационной и коммуникативной культуры
  14. Трудовое право. Дисциплина рассматривает такие общественные отношения, которые складываются в процессе использования наемного труда работников, а также ряд других отношений, тесно связанных с трудовыми. Целью дисциплины является получение обучающимися знаний в области трудового законодательства Республики Казахстан; овладение навыками работы с законодательством, в области регулирования труда, умение ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих на практике, владеть навыками применения полученных знаний.
  15. Экономическая теория. Дисциплина изучает этапы развития экономической мысли, формирование спроса на товар или услугу, практическое применение законов спроса и предложения, исследует особенности поведения фирм и потребителей на различных видах рынка, практическое применение показателей эластичности спроса и предложения по цене и доходу, рассматривает законы Госсена, Маршалла, Энгеля и др., а также их использование в деятельности компаний.
  16. Юридическая психология. Дисциплина рассматривает человека как субъекта и объекта правоотношений в качестве объекта исследования, а также разнообразные формы психологической детерминации реализуемого им правового или противоправного поведения и деятельности в качестве предмета изучения студентами – психологами

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Клиническая психология. Дисциплина способствует овладению знаниями по теории, методологии и практике клинической психологии, изучает возможности клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации
  2. Организационная психология. Дисциплина ориентирована на формирование профессиональных компетенций бакалавров, необходимых для осуществления деятельности психолога в организации. Организационная психология относится к современной области человекознания и в настоящее время занимает особое место в подготовке специалистов-психологов. Это определяется тем, что в современных условиях психологическое сопровождение системы управления человеческими ресурсами становится важным инструментом обеспечения успешной деятельности организаций. Организационная психология тесно связана с социальной психологией, политической психологией, психологией труда, психологией управления, акмеологией
  3. Патопсихология. Дисциплина формирует у студентов представления о патопсихологических синдромах, психологических механизмах психических расстройств и возможностях коррекции и реабилитации психических нарушений
  4. Психология девиантного поведения. Дисциплина призвана сформировать у студентов научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы девиантного поведения личности, осветить причины и истоки девиантного поведения детей и подростков, подготовить студентов к решению практических проблем, возникающих в современных условиях при работе с трудными детьми и подростками. Психология девиантного поведения — научная дисциплина, предметом исследования которой является психология лиц с отклоняющимся поведением, т.е. людей, психические процессы которых характеризуются нехваткой психологических ресурсов для преодоления возникающих трудностей и решения жизненных проблем
  5. Психология зависимости. Дисциплина «Психология зависимости» — это наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации. В настоящее время значительно увеличивается число пациентов с аддиктивным (зависимым) поведением, требующим расширения границ наркологии за счет привлечения новых знаний в смежных дисциплинах (психологии, психотерапии, биомедицинской этике и др.). Целью освоения дисциплины «Психология зависимости» является обеспечение студентов системой теоретических знаний из области психологии, физиологии, психотерапии, медицины; содействие формированию у студентов представлений в области аддиктологии
  6. Психология мышления. Дисциплина рассматривает функции и специфические особенности мышления по сравнению с другими познавательными процессами, основные подходы к изучению мышления, методология и методы, используемые в исследованиях психологии мышления, основные результаты и выводы, полученные в этих исследованиях
  7. Психология паблик-рилейшнз. Дисциплина предоставляет знания студентам о теоретических аспектах и организационно- методических основах формирования связей с общественностью в системе управления рыночной деятельностью организации. Задачи дисциплины «Психология паблик рилейшнз» – формировать у студентов стойкие системные знания о теоретических основах связей с общественностью, основных принципах, механизмах планирования, организации и проведения ПР-кампаний; научить студентов применять современные коммуникативные и информационные технологии для практического использования связей с общественностью и обоснования их развития в деятельности организаций, а также проводить анализ и оценку эффективности ПР-кампаний и использовать полученные результаты в системе управления рыночной деятельностью организации
  8. Психология рекламы. Дисциплина отражает систему социально-психологического воздействия рекламы на потребителей и психологические механизмы такого воздействия
  9. Психология эмоциональных и стрессовых зависимостей. Дисциплина формирует основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучает разнообразные формы проявления стресса, современные методы оценки уровня стресса и способствует формированию навыков саморегуляции
  10. Социально-психологические механизмы регуляции поведения в профессиональной деятельность. Дисциплина включает все средства воздействия — внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления. К понятию психической саморегуляции личности в социальном поведении, интегрирующий современные знания о месте саморегуляции в общей системе психического функционирования, структурных особенностях и механизмах психической саморегуляции, а также возможностях современной практической психологии в психологическом сопровождении лиц с проблемами психической саморегуляции социального поведения

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Когнитивная психология. Дисциплина обеспечивает понимание студентами закономерностей психического, механизмы обучения и воспитания, специфику нарушений психического развития, образование профессиональных знаний, умений и навыков
  2. Медицинская психология. Дисциплина содержит систематизированные научные знания о влиянии психологических и социальных факторов на развитие той или иной болезни человека; этиологии, патогенезе, специфической профилактике, терапии и коррекции патологических состояний, обусловленных реакцией индивида на болезнь вследствие прекращения функционирования механизмов психологической защиты
  3. Организация научно-психологического исследования. Дисциплина является методологической дисциплиной, определяющей реализацию естественнонаучного подхода в современной психологии. Изучение данной дисциплины расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач, а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, для квалифицированного рецензирования экспериментальных исследований в области психологии
  4. Основы психологического консультирования. Дисциплина позволяет студентам приобрести базовые установки организации и проведения консультативной беседы с клиентом, умения анализировать сущность явлений и проблем, связанных с процессом оказания психологической помощи, используя концепции и методы современной практической психологии
  5. Охрана интеллектуальной собственности и патентоведение. Дисциплина формирует у обучающих базовые знания о методах и средствах защиты интеллектуальной собственности, а также способность квалифицированно вступать в общественные отношения, в области защиты прав авторов и патентного права. Задачи: приобретение обучающимися знаний о формах интеллектуальной собственности и ее защиты, основных понятий авторского и патентного права; расширение мировоззрения студентов в области защиты интеллектуальной собственности и знаний патентоприобретения.
  6. Психодиагностический практикум. Дисциплина направлена на овладение студентами практическими знаниями в сфере психодиагностики, формирование навыков грамотного применения основных методов и процедур психологической диагностики, анализа и интерпретации полученных данных, написания психологического заключения и рекомендации
  7. Психологическая служба в организациях. Дисциплина нацелена на усвоение студентами основных теоретических положений и принципов, на которых строится система социально-психологических диагностических и исследовательских процедур в организациях
  8. Технологии социально-психологического тренинга. Дисциплина знакомит с теорией психологического тренинга, позволяет приобрести навыки тренерской работы. Теоретическая подготовка в рамках данного предмета дает возможность студентам сформировать профессиональную позицию по ряду важных вопросов для любого практикующего психолога

Компоненты по выбору

  1. Диагностика и оценка персонала в организации. Дисциплина представляет собой курс, направленный на формирование у студентов понимания системы норм деятельности организационного психолога (ее целей, средств, результатов и типичных ошибок), логики ее планирования, факторов, влияющих на реализацию этой деятельности, критериев оценки, возможности развития
  2. Основы арт-терапии. Дисциплина знакомит студентов с классическими и современными арт- техниками, используемыми в различных направлениях и видах деятельности психолога, с психодиагностическими и психотерапевтическими возможностями творчества
  3. Основы психотерапии. Дисциплина направлена на изучение основ психотерапии, как специфичной формы профессиональной деятельности психолога и психотерапевта, принципов и закономерностей психотерапии, ее отношений и взаимосвязью и различиями с обучением, воспитанием, с консультированием, тренинговой и другими формами работы в помогающих профессиях, направленных на личностный рост, развитие, коррекцию и изменение личности и жизненной ситуации человека
  4. Психология безопасности. Дисциплина знакомит студентов с основами психологической безопасности, представлениями об источниках психологических угроз, способах противодействия психологическим влияниям и развития психологической устойчивости в различных критических обстоятельствах
  5. Психология управления. Дисциплина позволяет углубить и расширить ранее полученные психологические знания и представления о психологических особенностях поведения человека в организации, о закономерностях функционирования управленческих систем
  6. Психология экстремальных ситуаций. Дисциплина связана с изучением особенностей психического функционирования в кризисе, диагностикой психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства