Образовательные программы

Психология в университете Туран

Описание образовательной программы 6B03103 Психология в университете Туран

Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области научно-практической психологии. Программа направлена на развитие студентов, которые будут способны творчески и профессионально заниматься научно-исследовательской, экспертно-диагностической, коррекционно-развивающей и организационно-управленческой деятельностью. Главная цель состоит в том, чтобы выпускники программы могли успешно решать важные профессиональные задачи в различных областях, таких как образование, бизнес и здравоохранение, которые имеют значимость для общества.

Языки обучения: русский, казахский.
Стоимость обучения: 1 115 500 тенге/на 2024-2025 учебный год
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Основы антикоррупционной культуры. Дисциплина направлена на получение теоретических знаний об эстетических понятиях и категориях, содержании и особенностях, сущности антикоррупционной культуры. Курс формирует приобретение навыков работы с законодательством в области противодействия коррупции, и вырабатывает гражданскую позицию к данному явлению. Данная дисциплина направлена на совершенствования антикоррупционной культуры и формирование морально-нравственной и правовой ответственности за коррупционные правонарушения. В период освоения курса студенты составляют тесты, решают ситуационные задачи с применением интерактивного метода «мозговой штурм». Рубежный контроль предполагает составление и решений ситуационных задач, дисциплина завершается экзаменом в виде тестирования.
  2. Основы экологии и безопасность жизнедеятельности. Дисциплина направлена на получение теоретических знаний в области экологии и безопасности жизнедеятельности человека, формирование целостного представления об основных закономерностях устойчивого развития общества и окружающей среды. Курс предназначен для формирования общего системного взгляда и понимания современных представлений об экологии и окружающей среде, основных экологических понятий и закономерностей функционирования природных систем, динамике изменения окружающей среды и влияния на биосферу, а также о роли и месте человека в биосфере, техносфере и социосфере. В программе курса обобщены знания и практические достижения в области экологии и безопасности жизнедеятельности человека в биосфере, изложены основные сведения по охране труда, экологической и радиационной безопасности, чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне. Предусматривается изучение вопросов об источниках и значимости вредных факторов среды обитания, реакции человека на негативные воздействия, о законодательных и нормативных актах Республики Казахстан по вопросам охраны природной среды, экологической безопасности, чрезвычайных ситуациях, о мерах и средствах индивидуальной и коллективной защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Практические занятия предусматривают разбор и решение различных ситуационных задач, кейсов, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем в области экологии, устойчивого развития, безопасности жизнедеятельности. Рубежный контроль предполагает защиту индивидуального проекта по разработке программы экологической безопасности с учетом ресурсов Казахстана в современных условиях. В рамках дисциплины обучающиеся могут пройти дополнительно онлай-курс на платформе «Coursera» в соответствии с темами дисциплины (https://www.coursera.org/search?query=ecology). Дисциплина завершится экзаменом, состоящим из блока теоретических вопросов и ситуационных задач.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Академическое письмо. Цель дисциплины: освоение культуры письменной и устной речи, принципов создания письменных текстов академического характера (эссе, аннотация, реферат, статья, тезисы и др.) и приобретение навыков их написания. Курс нацелен на приобретение опыта библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов, оформления собственных письменных работ, публичного представления и обсуждения научных работ, ведение дискуссии и защиты собственной позиции.
  2. Дифференциальная психология. Цель дисциплины: изучение индивидуально-типологических различий психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. В рамках данной дисциплины изучаются базовые понятия, критерии и методы диагностики, факторы (культурные, социальные, психологические, биологические) формирования , основные методологические подходы и технологии диагностики и оптимизации индивидуальных различий.
  3. История психологии. Цель дисциплины: формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и отечественной истории, о различных направлениях и этапах развития психологической науки и о закономерностях развития научного психологического знания. Дисциплина направлена на изучение кризисных периодов в развитии психологической науки; основных научных школ в их взаимодействии на определенном историческом этапе; основных линий влияния психологических идей прошлого на современную науку и практику.
  4. Медицинская психология. «Цель дисциплины: изучение общих и частных психологических закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития; влияния психических факторов на возникновение течение и преодоление болезней и других состояний дезадаптации. Дисциплина направлена на освоение студентами основ медицинской психологии и выработке методологических навыков диагностики социопсихосоматических и психопатологических состояний и расстройств, общения и отношений с пациентами, проведения экспертной и психокоррекционной работы.»
  5. Нейропсихология. Цель дисциплины: изучение теоретических основ общей и клинической нейропсихологии, нейропсихологической феноменологии и методов нейропсихологической диагностики. Дисциплина направлена изучает теоретические основы, методы нейропсихологии, основные нейропсихологические синдромы нарушения высших психических функций и лежащих в основе этих синдромы поврежденных нейропсихологических факторов.
  6. Общая психология I. Цель дисциплины: получение студентами фундаментальных знаний в области психологии человека и подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. В процессе изучения дисциплины студенты получают знания об истории и теории общей психологии, ее предмете и методологии, проблемах и задачах, психических процессах личности.
  7. Общая психология II. Цель дисциплины: получение студентами фундаментальных знаний в области психологии человека и подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. В процессе изучения дисциплины студенты получают знания об истории и теории общей психологии, ее предмете и методологии, проблемах и задачах, состояниях и свойствах личности.
  8. Ораторское мастерство. Цель дисциплины: изучение основных положений классической и современной риторики, развития навыков и умений общения, убеждения, подготовки и произнесения публичной речи с учетом специфики деятельности. Дисциплина практико-ориентированный характер и предполагает формирование ораторских навыков, умения выступать перед аудиторией, подготовка содержания речи, умение использовать вербальные и невербальные средства на слушателя, умение получать обратную связь от аудитории, навыки формирования психологического состояния оратора.
  9. Основы критического мышления. Цель дисциплины: изучение феномена критического мышления, его психологическую сущность и технологий его развития. Дисциплина способствует активному освоению навыков критического мышления, техник принятия решений, аргументированию своей позиции и развитию психологической культуры студентов.
  10. Основы психодиагностики. Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами проведения психодиагностического исследования. Курс направлен на развитие практических умений организации психологического исследования, подбора диагностических методик в соответствии с принципам экономичности и целесообразности, развития компетенций в области решения практических диагностических задач.
  11. Психология личности. Цель дисциплины: сформировать у студента систему научных понятий о личности, об основных тенденциях в развитии современных психологических теорий личности. Дисциплина раскрывает историю исследований личности, классические и современные теории личности, ориентирует студентов в освоении аналитического подхода к современным зарубежным концепциям психологии личности, к практике применения психодиагностического инструментария.
  12. Психология развития и возрастная психология. Цель дисциплины: формирование компетенций в области изучения и применения знаний о закономерностях, источниках, условиях, движущих силах психического развития в онтогенезе. Дисциплина создаёт целостное представление о психическом развитии человека в онтогенезе. Ориентирована на применение психологических концепций развития, понимание предпосылок и последствий онтогенетических изменений, деформаций, кризисов в развитии личности.
  13. Социальная психология. Цель дисциплины: формирование научного подхода к объяснению психологических явлений социальной жизни людей и развитие компетенций для практической реализации социально-психологических знаний в различных сферах деятельности. Курс даёт представления о фактах, закономерностях и механизмах поведения, общения и деятельности людей, а также других факторов, влияющих на социальную жизнь, таких как социальный статус, роль и социальный класс.
  14. Экспериментальная психология. Цель дисциплины: освоение студентами знаний в области экспериментальной психологии, понятий и методов анализа эмпирических исследований. Курс направлен на изучение теории и практики психологического исследования: экспериментальные планы и эмпирические процедуры; методы анализа и оценки эффективности экспериментальных методов.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Введение в предпринимательство (minor). Цель дисциплины: формирование знаний, умений и навыков по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях рынка. Дисциплина рассматривает сущность и виды предпринимательства, основные навыки и роль предпринимателя, дизайн-мышление, инновации в предпринимательстве, организационные основы бизнеса, управление финансами в предпринимательстве, анализ рыночной среды бизнеса, культура предпринимательской деятельности, имидж предпринимателя.
  2. Маркетинговые инструменты в предпринимательстве (minor). Цель дисциплины — научить практическим навыкам по применению инструментов и принципов маркетинга в предпринимательской деятельности. В рамках дисциплины изучаются маркетинговая среда бизнеса; выявляется сегмент рынка, определяются ключевые характеристики поведения потребителей, основы товарной и ценовой политики; программы продвижения товаров и услуг; разрабатывается brand book,формирование программ управления репутацией предпринимателя;, проведение мини-маркетинговых исследований по бизнес проблеме, маркетинг в социальных сетях (SMM).
  3. Маркетинговый анализ (minor). Цель дисциплины: формирование компетенций в области анализа и оценки психологических аспектов маркетинга и рекламы. В рамках дисциплины изучаются различные виды маркетингового анализа, выявление ниш и рыночных возможностей, аналитика в ритейле, конкурентная разведка, аналитическая система маркетинга и представление результатов, управление лояльностью потребителя, разработка маркетинговых решений.
  4. Методы математической и статистической обработки в психологии. Цель дисциплины: формирование умений использования методов математической обработки результатов экспериментальных и научно-практических исследований, а также навыков обработки и анализа экспериментальных данных. Курс направлен на освоение основных методов математической и статистической обработки, наиболее широко применяемых в психологических исследованиях.
  5. Организационная психология. Цель дисциплины: обеспечение готовности студентов к изучению организации, ее культуры и развития, власти и лидерства как групповых феноменов; формирование компетенций проектирования и прогнозирования процессов взаимодействия личности и организации. Дисциплина ориентирует на профессиональное решение организационно-психологических проблем, на психологическую деятельность в организациях на основе практических методов и методик.
  6. Организация бизнеса (minor). Цель дисциплины: обеспечение готовности студентов к инновационно-предпринимательской деятельности. Курс направлен на изучение теории бизнеса, его форм, условий существования, а так же формирует навыки адаптивности, работы в режиме частичной неопределенности, аргументации и самостоятельности принятия решений.
  7. Организация и интерпретация научно-практических исследований. Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о сущности, принципах, методологии, специфике и организации процесса проведения научно-практических исследований. Данный курс имеет целевую теоретическую и практическую направленность для получения будущими специалистами профессиональных знаний в сфере организации и осуществления научно-практических исследований, систематизирует нормы, правила, требования по организации и интерпретации научно-практических исследований.
  8. Основы клинической психологии. Цель дисциплины: формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации. Курс направлен на интегративный подход к изучению достижений смежных наук и дает представление о деятельности клинических психологов.
  9. Педагогическая психология. Цель дисциплины: студентов со спецификой профессиональной педагогической деятельности, в том числе взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса. В данном курсе рассматриваются основополагающие психологические проблемы образования, педагога и учащегося как субъектов педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения.
  10. Персональная эффективность предпринимателя (minor). Цель дисциплины: изучить и способствовать развитию у студентов ключевых личных и межличностных компетенций, необходимых для эффективной организации и ведения предпринимательской деятельности. В рамках курса изучаются и осваиваются на практике качества и навыки, определяющие успех в предпринимательской деятельности: целеустремленность, инициативность, стрессоустойчивость, умение вести за собой, умение убеждать, умение работать с конфликтами.
  11. Правовое регулирование предпринимательской деятельности (minor). Цель дисциплины: формирование комплексного представления о правовом регулировании предпринимательской деятельности, систематизация знаний о формах, видах и средствах государственного регулирования, целях и способах осуществления государственного контроля за предпринимательской деятельностью. Полученные в ходе изучения курса знания, навыки и умения необходимы для успешной работы в бизнес-структурах.
  12. Психологическое сопровождение инклюзивного образования. Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение лиц при различных нарушениях и аномалиях развития в различных институциональных условиях. Курс направлен на изучение особенностей психологического сопровождения детей с особыми потребностями, учителей, сверстников и родителей, умение диагностировать уровень социальной адаптации, мотивации, познавательных функций, определять сильные и слабые стороны обучающихся. Студенты будут иметь навыки использования психодиагностического инструментария, оформления заключений, подготовки индивидуальных программ, построения индивидуального психологического профиля ребенка.
  13. Эмоциональный и социальный интеллект (minor). Цель дисциплины: формирование умений и навыков проведения исследования по изучению и развитию эмоционального и социального интеллекта, с использованием диагностирующего материала и тренинговых упражнений. Курс предполагает изучение научных представлений об эмоциональном и социальном интеллекте, закономерностях развития эмоционального и социального интеллекта, диагностики и применение полученных знаний на практике.
  14. Юридическое сопровождение бизнеса (minor). Цель дисциплины: формирование компетенций, необходимых для управления проектами, организации и руководства работой команды, выработки командной стратегии, совершения юридических действий и юридической квалификации фактов и обстоятельств. Курс предполагает знакомство с законодательством в сфере бизнеса, его поддержкой и развитием в Республике Казахстан, субъектами правоотношений, с формами, правоспособностью юридических лиц, правового регулирования сделок и договоров, обязательственным правом.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Введение в профессию. Цель дисциплины: формирование представления о специфике профессиональной деятельности и профессионального становления будущего психолога в системе университетского образования, а также применение этих знаний на практике в соответствии с этическим кодексом психолога. Дисциплина ориентирована на развитие позитивного и заинтересованного отношения к изучению психологических дисциплин для необходимого и успешного овладения специальностью и последующего профессионального становления в должности психолога.
  2. Кросс-культурная психология. Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о предмете кросс-культурной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях национальных особенностей поведения личности и различных этнических групп. В данном курсе рассматриваются общие проблемы кросскультурных исследований, национальная проблема и проблема национального самосознания, качества и свойства личности, способствующие национальной самоидентификации.
  3. Общий психологический практикум. Цель дисциплины: формирование компетенций классификации и применения психологических методов . Дисциплина изучает методы исследований психических процессов, свойств и состояний личности и направлена формирование умений и навыков проведения экспериментально-психологических исследований и анализа их результатов.
  4. Практикум психологического консультирования. Цель дисциплины: формирование у студентов профессиональных знаний о психологии консультационной работы, практических навыков эффективного оказания психологической помощи и обоснования оптимальных рекомендаций в процессе психологического консультирования клиентов, имеющих личностные, профессиональные, социально-психологические трудности и другие проблемы психологического плана. Изучение дисциплины позволит обучающимся реализовывать общепрофессиональные и профессиональные компетенции в деятельности психолога
  5. Психологическое консультирование. Цель дисциплины: ознакомление с современными методами и техниками психологического консультирования и основными направлениями консультативной работы. В рамках курса рассматриваются теоретические подходы и этические принципы психологического консультирования, виды и способы деятельности, необходимые для решения практических задач психологического консультирования, развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.
  6. Психология кризисов и экстремальных состояний. Цель дисциплины: освоение теоретических и практических основ психологической помощи при переживании человеком экстремальных состояний (стресс, кризис, острое горе и др.). Курс предполагает формирование навыков оказания консультативной помощи и коррекционной работы в данных ситуациях.
  7. Психология переговорного процесса. Цель дисциплины: формирование научно обоснованного, целостного представления о теории конфликта, социально-психологических технологиях проведения переговоров, овладение методами ведения переговоров в различных ситуациях, аргументирования своей позиции, овладение теоретическими знаниями и необходимыми практическими навыками в деловых коммуникациях, включая личную коммуникативную культуру.
  8. Психология семьи и брака. Цель дисциплины: дать студентам знания о важнейших особенностях становления и функционирования семьи как психологической системы, причинах нарушения ее жизнедеятельности и формировании семейных ценностей. Курс дает представление о целостном подходе к изучению семьи; создаёт профессиональные ориентации на диагностику, консультирование и сопровождение семейно- брачных отношений.
  9. Психофизиология и психогенетика. Цель дисциплины: формирование у студентов фундаментальных знаний о роли и взаимосвязи наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека. Дисциплина направлена на изучение знаний о физиологических процессах человека и их связях с психическими процессами в организме, о роли наследственности и изменчивости в реализации психологических и психофизиологических признаков в норме и при патологии.
  10. Технология дипломного исследования. Цель дисциплины: формирование комплексных теоретических знаний в области управления человеческими ресурсами современной организации; приобретение практических навыков применения различных методик на практике. Курс рассматривает теоретические и практические основы в области менеджмента и управления человеческими ресурсами.

Компоненты по выбору

  1. Групповая психотерапия. Цель дисциплины: систематизация и оптимизация знаний по методологическим основам организации групповой психотерапии, получение навыков участника и их трансформация в практическую плоскость — переход от позиции участника к позиции тренера-организатора психотерапевтических групп.
  2. Диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра. Цель дисциплины: усвоение знаний, формирование умений и навыков работы с детьми с особыми потребностями. Важное место в структуре курса занимают вопросы реабилитации высших психических функций и разработка программ восстановительного обучения. В рамках данного курса изучаются нейропсихологические закономерности онтогенеза психической деятельности, а также особенности развития психики в онтогенезе расстройств аутистического спектра.
  3. Коммуникативные психотехнологии. Цель дисциплины: формирование, углубление фундаментальных представлений о сущности и специфике феномена общения, его месте и роли в системе современного гуманитарного знания и жизнедеятельности как личности, так и социума. Дисциплина направлена на изучение особенностей коммуникативного процесса в профессиональной деятельности, детерминант эффективного процесса общения, владение культурой речи.
  4. Основы патопсихологии. «Цель дисциплины: формирование знаний по теории, методологии и практике патопсихологии, представлений о возможностях патопсихологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации. Курс направлен на изучение современных клинико-психологических представлений о нарушениях психических процессов и структуры личности при различных психических заболеваниях. «
  5. Основы психосоматики. Цель дисциплины: ознакомление студентов с основными проблемами психосоматики и историей их изучения; возможностями применения современных теоретических концепций зарубежной и отечественной клинической психологии для понимания причин и сущности психосоматических явлений. Курс предполагает изучение теоретических основ оказания психологической помощи и освоение навыков работы клинического психолога в психосоматической клинике, позволяющих профессионально участвовать в практической прикладной деятельности.
  6. Психологические аспекты суицидального поведения. Цель: формирование целостного представления о суицидологии как области практических психологических знаний и теоретических обоснований, сочетающих психологические, социальные и медицинские аспекты; навыков оценки суицидального риска, проведения превентивных мероприятий и оказания психологической помощи суицидентам и их семьям
  7. Психология девиантного поведения. Цель дисциплины: формирование научно обоснованного, целостного представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности и навыков применения этих знаний в профессиональной деятельности. Курс направлен на получение представления о причинах, специфике проявления девиантного поведения; о типологии и моделях девиантного поведения; о наиболее распространенных формах отклоняющегося поведения; о методах профилактики, диагностики и коррекции.
  8. Психология менеджмента. Цель дисциплины: формирование комплексных теоретических знаний о сущности управленческой деятельности: основные направления, характеристики и функции; специфические признаки и роли руководителя. Курс предполагает приобретение практических навыков и применение различных методик на практике в области менеджмента и управления человеческими ресурсами.
  9. Современные HR-технологии. Цель дисциплины: формирование системы знаний, навыков и аналитических умений по основным направлениям и формам работы с персоналом предприятий и организаций. Курс готовит к самостоятельной постановке и осмысленному решению практических проблем в работе с человеческими ресурсами.
  10. Социально-психологический тренинг. Цель дисциплины: сформировать общие представления, умения и навыки в области психологических тренингов. Учебный курс формирует навыки применения простейших приемов тренинговой технологии. Дисциплина направлена на изучение: категорий, понятий, истории тренингового подхода; основных видов тренингов; базовых приемов работы с тренинговой группой.