Образовательные программы

Радиотехника, электроника и телекоммуникации в METU

Данные актуальны на ноябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B06201 Радиотехника, электроника и телекоммуникации в METU

Основной целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области радиотехники, электроники и телекоммуникации. Помимо этого, программа также ставит перед собой задачу развития у студентов личностных качеств и формирования общекультурных и профессиональных компетенций, которые помогут им успешно работать в выбранной сфере.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Методы научных исследований. Целью дисциплины является получение обучающимся теоретических и прикладных знаний по методам научного исследования проблем в профессиональной сфере. В результате обучающийся освоит понятийно-терминологический аппарат, теоретические и эмпирические основы науки, основы методологии, ключевые функции современной науки, этапы проведения научного исследования, что позволит выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями.
  2. Основы антикоррупционной культуры. Целью дисциплины является выявление в студенческой среде понятия государственной антикоррупционной политики и основных понятий, определяющих особенности данного термина. В результате полученных знаний о правовой системе РК, правовых отношений и ответственность субъектов позволят студентам выявлять нарушения, а система знаний антикоррупционной культуры приведет к морально-нравственной и правовой ответственности во избежание коррупционных правонарушений.
  3. Экология и безопасность жизнедеятельности. Целью дисциплины является формирование у обучающихся представления об экологии как научной дисциплины и ее роли в поддержании устойчивого развития природы и общества. В результате обучения обучающийся научится разрабатывать и реализовывать методы и программы в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, стратегии устойчивого развития экосистем и общества, экологизация производства и охрана окружающей среды.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Введение в специальность. Целью дисциплины является сформирование у студентов базового представления о развитии техники и технологии, научных достижений в соответствии с выбранной образовательной программой. Дисциплина дает студентам системное представление о текущем состоянии и тенденциях развития пищевой, перерабатывающей, промышленности, аграрно-промышленного комплекса, включая возможности новых информационно-коммуникационных технологий. Изучение основного понятия в области стандартизации и сертификации, законы РК о техническом регулировании, стандартизации, систем менеджмента, новые методы и практика СМК. В результате изучения дисциплины студент получит теоретические и практические навыки по организации выполнения поставленной задачи, а также постановке и решению высокомотивированных нестандартных профессиональных задач, проблем и соблюдению этики профессиональной деятельности.
  2. Инженерная и компьютерная графика. Целью дисциплины является формирование у обучающегося навыков по созданию и редактированию растровых и векторных изображений с помощью прикладных программ, учитывая современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологии в своей профессиональной деятельности. Изучение чертежей, схем, текстовых технических документов, отвечающих требованиям стандартов. Теоретическая основа построения технических чертежей, графические модели конкретных инженерных изделий. В результате обучения студент будет способным выполнять инженерные проекты применяя элементами начертательной геометрии, инженерной графики, применять современные программные средства выполнения и редактирования графических, чертежных материалов.
  3. Инфраструктура облачных вычислений. Целью дисциплины является формирование у студентов представления об облачных технологиях, как современного средства предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа к вычислительным ресурсам, и о технологиях виртуализации. После окончания курса студент будет владеть знаниями об основных понятиях облачных технологий, о разработке программного обеспечения для облачных систем, пользоваться методами облачного программирования, знать архитектуру и сервисы облачных вычислений для информационных систем предприятий.
  4. Математика I. Целью дисциплины является формирование у обучающихся знаний о математическом аппарате, помогающего моделировать, анализировать и решать практические задачи с приложениями. Дисциплина формирует у обучающихся представление о современной математике и навыки применения основных закономерностей математики. В результате обучения обучающийся освоит основы математической логики, способности расширить область применения законов математической логики в социальной общенаучной сфере.
  5. Математика II. Целью дисциплины является формирование у студента основных понятий законов и теорий разделов высшей математики, а также практические навыки использовать изученные приемы и методы для решения конкретных практических задач реальных процессов.
  6. Методы и средства измерений в телекоммуникационных системах. Целью дисциплины является формирование у студента навыков о современном состоянии измерений в телекоммуникационных системах связи, изучение изложения основных вопросов нормирования, принципов и технических средств, а также практики проведения измерений параметров передач для цифровых сетей и стыков всех уровней, металлических и волоконно-оптических кабелей. В результате обучения студент приобретет практические навыки измерения, будет способным проводить анализ, тестировать, проводить мониторинг и контроль телекоммуникационных систем.
  7. Профессионально-ориентированный иностранный язык. Целью дисциплины является формирование у студентов коммуникативных и профессиональных компетенций. В составе коммуникативной компетенции на интегративной основе формируются лингвистическая (языковая), дискурсивная (речевая) компетенции. Курс конкретизируется в требованиях к коммуникативным умениям во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письма связанных с профессиональной деятельностью студента. Практический курс рассматривается в программе как дисциплина, призванная удовлетворить потребности будущего специалиста в приобретении знаний и умений, которые позволят ему понимать устную и письменную речь в пределах профессиональной деятельности. Изучение систематизации концептуальных основ понимания коммуникативных намерений партнера, авторов текстов на данном уровне, закономерности развития иностранного языка, изучение стилистического своеобразия.
  8. Радиотехнические материалы. Целью данной дисциплины является получение студентами базовых знаний об общем строении радиотехнических материалов и их видах. При изучении дисциплины акцент делается на наиболее универсальные методы и свойства основных классов радиотехнических материалов и в дальнейшем студент будет способным их применять для изготовления деталей и устройств радиоэлектронной аппаратуры.
  9. Теория электрических цепей. Целью дисциплины является ознакомление с качественными и количественными закономерностями электромагнитных процессов в линейных электрических цепях. Дисциплина изучает методы расчета установившихся режимов линейных электрических цепей постоянного тока при гармонических и периодических несинусоидальных воздействиях. В результате обучения студент будет способным проводить самостоятельно расчет электрических цепей постоянного тока и однофазного синусоидального тока, резонанса в электрических цепах, в цепи при периодических несинусоидальных воздействиях, индуктивно-связанные и нелинейные электрические цепи постоянного тока.
  10. Физика I. Целью дисциплины является применение полученных теоретических и практических навыков по основным законам и теориям, принципам физики, физическим методам исследований, а также умение проводить эксперименты, работать с измерительными приборами, обрабатывать полученные результаты.
  11. Физика II. Целью дисциплины является формирование у студентов знаний по механике, электричеству и магнетизму, колебаниям и волнам, квантовой и ядерной физике, статистической физике и термодинамике. Изучение основ термодинамики, электричества и магнетизма, электростатики, постоянного тока, магнитного поля, магнитных свойств вещества, основ теории Максвелла, оптических приборов и использования их в технологических производствах, атомной и ядерной физики. При изучении дисциплины акцент делается на наиболее универсальные методы, законы и модели современной физики, демонстрируется специфика рационального метода познания окружающего мира, сосредоточены усилия на формировании у студентов ключевых и предметных компетенций, а также общего физического мировоззрения и развитии физического мышления.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Беспроводные сети и системы связи. Целью дисциплины является формирование у студентов базового знания об элементах сетей сотовой связи, функциональных схемах системы сотовой связи, сетях персонального радиовызова, стандартизации в области телекомуникации. Дисциплина формирует у студентов представление о современной беспроводной технологии, которые служат для передачи информации между двумя и более точками на расстоянии, не требуя проводной связи. Для передачи информации могут использоваться радиоволны, а также инфракрасное, оптическое или лазерное излучение.
  2. Линии связи. Целью дисциплины является формирование у обучающихся теоретических знаний об общих принципах построения сетей связи. В период обучения студент получает знания о конструкциях и характеристиках основных видов линий. В результате обучения студент демонстрируя знания o влиянии между симметричными цепями, уравнениям влияния, первичным и вторичным параметрам влияния, применять меры защиты, проектировать основные этапы, организовавыть работы по строительству линейных сооружений электросвязи и телефонной кабельной канализации.
  3. Магистральные сети. Целью дисциплины является изучения основ пакетной коммутации и принципы коммутации. В результате обучения студент демонстрируя знания и представления по классификации коммутаторов, сможет проводить инженерные задаи по строению пакетных коммутаторов, коммутаторов с общей средой, коммутаторов с общей памятью, одноканальных коммутаторов и многоканальных коммутаторов.
  4. Многоканальные телекоммуникационные системы. Целью освоения дисциплины является изучение цифровых методов передачи информации, принципы построения многоканальных цифровых систем передачи, аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, оборудования временного группообразования, линейных трактов, основных принципы и закономерности помехоустойчивого и защищенного обмена информацией и метода их реализации в многоканальных телекоммуникационных системах передачи информации.
  5. Мобильные телекоммуникации. Целью дисциплины является формирование у студентов базового представления по эксплуатации беспроводных систем передачи, используемых в различных мобильных системах связи и телекоммуникациях, В результате изучения дисциплин судент будет способным принимать участие и проводить эксплуатацию при построении мобильных телекоммуникаций и систем передачи, различных устройств оборудования, внедрять новые технологии в телекоммуникационные сети.
  6. Направляющие системы элетросвязи. Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с закономерностями построения электросвязи. Дисциплина содержит важные разделы по конструкции, электрических, оптических и физико-механических характеристик линий связи, их проектирование, строительство и технические эксплуатации. В результате обучения студент развивает комптетенцию будущего инженера-связиста, владеющий современной технологией построения волоконно-оптической линии связи.
  7. Передача дискретных сообщений. Целью дисциплины является изучение различных каналов и линии связи в виде устройств, систем и сетей для единичного,группового, регионального и глобального информационного обмена, включающая разработку, проектирование и эксплуатацию сетей и устройств, обеспечивающих обмен информацией с абонентами. Дисциплина содержит важные разделы по техническим и технологическим разработкам сетей, системам и устройствам телекоммуникаций различного типа, радиотехнические, волоконно-оптические и др. В результате обучения студент будет способным самостоятельно решать инженерные вопросы по построению беспроводных систем связи.
  8. Построение и эксплуатация инфокоммуникационных сетей. С целью курса является формирования навыков у обучающихся по моделированию сети передачи данных, разработки и создания информационно-коммуникационной сети, подключения оборудования к точкам доступа, настройки, адресации и работы в сетях различной топологии, конфигурирования сетевого оборудования, аппаратных коммутаторов, маршрутизаторов, шлюзов, программных и аппаратных телефонов. В результате изучения дисциплины у студентов будет сформированы знания по конструированию и исполнению маршрутизаторов и команды конфигурирования, предоставления услуг связи средствами сетей высокоскоростного абонентского доступа, принципы построения сетей NGN, 4 и 5G и принципы организации сетевых потоков.
  9. Построения сетей абонентского доступа. Целью дисциплины является формирование у студентов базового знания об общих принципах построения сетей связи. Дисциплина содержит важные разделы по современным сетям связи, доступам пользователей и абонентов к узлам связи транспортных сетей для предоставления телекоммуникационных услуг. В результате изучения дисциплин судент будет способным оказывать услуги и использовать разные технологии, такие как xDSL,HDSL, ADSL, VDSL.
  10. Приемо-передающие радиоустройство. Целью дисциплины является формирование знаний о принципах работы радиоприемных и передающих устройств различного назначения, их блоков и узлов. В результате обучения студент приобретает практические навыки по разработке структурных схем радиоприемных и передающих устройств, будет способным проводить расчеты отдельных узлов, использовать методы контроля параметров радиоприемного и передающего устройства.
  11. Программное обеспечение в телекоммуникациях. Целью дисциплины является формирование теоретических знаний по развитию программных технологий для функционирования телекоммуникационных систем. В резултате обучения студент будет способным разрабатывать программное обеспечение, анализировать цикл разработки, тестировать программное обеспечение, применять практические навыки по объектно-ориентированному программированию, создавать масштабируемые решение, вводить необходимую информацию в базу данных и информационные системы, SQL, обрабатывать транзакционные данные.
  12. Радиорелейные и спутниковые системы передачи. Целью дисциплины является формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков по способам построения радиорелейных и спутниковых систем передачи информации различного назначения. В дисциплине делается акцент на изучение дальности действия, диапазону частот радиорелейных и спутниковых систем передачи. В результате обучения студент будет способным использовать методики проектирования, проводить оценку показателей качества радиорелейных и спутниковых систем передачи.
  13. Радиотехнические цепи. Целью дисциплины является формирование у студентов базового представления о сущности физических процессов в линейных, нелинейных и параметрических цепях. Дисциплина формирует у студента теоретические знания по основным методам анализа типовых радиотехнических сигналов и методам их описания. В результате обучения студент будет способным применять основные методы исследования преобразований сигналов в линейных, нелинейных и параметрических цепях, исследовать характеристики детерминированных и случайных сигналов, анализировать методы преобразования аналоговых и дискретных сигналов.
  14. Сверхширокополосные методы передачи информации. Целью дисциплины является формирование практических навыков у студента по сверхширокополосной связи с применением СВЧ радиосигналов, беспроводной технологии связи, передачи информации на малых расстояниях при низких затратах энергии использующая в качестве несущей сверхширокополосные сигналы с крайне низкой спектральной плотностью мощности. В результате изучения дисциплины студент получит теоретические и практические навыки по высокочастотным импульсам с малой энергией, сверхширокополосным частотам.
  15. Системы излучения и приема сигнала в инфотелекоммуникационных сетях. Целью дисциплины является изучение вопросов передачи электромагнитных волн для решения задач радиотехники, электроники и телекоммуникаций; типы антенн при использовании в системах радиорелейной, космической связи и в других системах радиосвязи по заданному диапазону частот и рельефу местности с учетом распространения радиоволн на радиотрассе. В результате обучения студент будет способным выполнять расчеты и проводить измерения основных характеристик антенн, выполнять настройку и регулировку антенно-фидерного тракта при эксплуатации системы.
  16. Системы спутниковой навигации и зондирование. Целью дисциплины является формирование у студентов базового представления о принципах действии и особенности антенн и сверхвысокочастотных устройств. В результате обучения студент демонстрируя знания по способам формирования необходимых распределений полей излучения, основам антенных измерений, выполнять инженерные задачи по методам расчета излучающих систем и сверхвысокочастотных устройств.
  17. Творческий проект. Целью курса является развитие мотивации и подготовка к научно-исследовательской, проектной деятельности обучающегося. В ходе прохождения курса студенты осваивают методологию научного познания, методы научных исследований, искусство презентации, основные подходы к работе в научной группе. Особое внимание уделяется совместной работе обучающегося и научного руководителя, самостоятельной работе студентов в процессе обучения. В результате обучения обучающийся будет способным разрабатывать и реализовывать на практике собственные творческие проекты, работать в команде при выполнении комплексной задачи.
  18. Творческий проект. Целью курса является развитие мотивации и подготовка к научно-исследовательской, проектной деятельности обучающегося. В ходе прохождения курса студенты осваивают методологию научного познания, методы научных исследований, искусство презентации, основные подходы к работе в научной группе. Особое внимание уделяется совместной работе обучающегося и научного руководителя, самостоятельной работе студентов в процессе обучения. В результате обучения обучающийся будет способным разрабатывать и реализовывать на практике собственные творческие проекты, работать в команде при выполнении комплексной задачи.
  19. Творческий проект. Целью курса является развитие мотивации и подготовка к научно-исследовательской, проектной деятельности обучающегося. В ходе прохождения курса студенты осваивают методологию научного познания, методы научных исследований, искусство презентации, основные подходы к работе в научной группе. Особое внимание уделяется совместной работе обучающегося и научного руководителя, самостоятельной работе студентов в процессе обучения. В результате обучения обучающийся будет способным разрабатывать и реализовывать на практике собственные творческие проекты, работать в команде при выполнении комплексной задачи.
  20. Телевизионные технологии. Целью дисциплины является формирование у студентов базового знания об основных направлениях развития современного телевидения при формировании, передаче и приеме телевизионного сигнала, а также о методах совершенствования этих процессов. В результате обучения студент будет способным выполнять монтажные работы, эксплуатировать телевизионные сети.
  21. Телекоммуникационные сети и системы коммутации. Целью дисциплины является обучить студентов принципам построения коммутационных систем различных типов и распределения информации на сетях. В результате обучения студент демонстрируя знания и практические навыки по принципам аналоговой и цифровой коммутации, принципам коммутации при интеграции разных видов информации будет способным выполнять принципы нумерации планирования, проектировать и эксплуатировать цифровые системы коммутации.
  22. Технологии цифровой связи. Целью дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков по передачи цифровых сигналов. Дисциплина изучает научные основы и современное состояние технологии цифровой связи, дает представление о возможностях и естественных границах реализации цифровых систем передачи и обработки, объясняет закономерности, определяющие свойства устройств передачи данных и задачи их функционирования. В результате обучения студент будет способным применять элементы систем цифровой связи, каналы связи и анализировать их характеристики, применять методы синхронизации в цифровых системах связи, методы и устройства помехоустойчивого кодирования.
  23. Электродинамика электромагнитных волн. Целью дисциплины является формирование у обучающихся практических навыков использования основных теоретических методов описания и исследования электромагнитных явлений. Дисциплина дает углубленные знания студентам по фундаментальным законам электродинамики. В результате обучения студент будет способным самостоятельно выполнять постановку задач и находить правильное решение задач классической электродинамики.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Автоматизация компьютерных систем и сетей. Целью дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков у студентов в области создания и применения баз данных в автоматизированных системах управления, приобретение необходимых компетенций по проектированию логической структуры базы данных, интерфейсов работы с базой данных. Дисциплина изучает сетевые протоколы, архитектуры, технологии и приложения, компьютерные сети, ISO OSI и TCP/IP, а также, автоматизацию и управление систем и сетей; моделирование локальных сетей; Ethernet, Token Ring, FDDI, беспроводные сети.
  2. Бизнес – планирование по отраслям. Курс направлен на изучение сущности бизнес-планирования по отраслям с использованием прикладных программных средств, в том числе структур и функции бизнес-планов; требования инвесторов к разработке бизнес-планов; методики бизнес – планирования. В результате освоения курса обучающиеся будут разрабатывать бизнес-план и другие внутрифирменные планы, рас-считывать, анализировать и интерпретировать основные экономические показатели предприятия
  3. Блокчейн-технологии. Целью дисциплины является формирование у обучающихся способностей применять современные цифровые инструменты и технологии для повышения результативности процессов управления, планирования и развития деятельности организации, в том числе разработки, внедрения и управления проектами. В результате изучения дисциплины обучающиеся получат знания об особенностях использования технологии блокчейн, приобретут навыки и умения выбора, наиболее подходящих для инвестирования криптовалют, а также развитие новых подходов построения информационных систем на основе распределенных реестров.
  4. Информационная безопасность. Целью дисциплины является формирование у студентов основополагающих знаний об основных угрозах и каналах утечки информации, а также методах и средствах обеспечения защиты и безопасности информации на правовом, организационном, программном, аппаратном уровнях. В результате изучения дисциплины студенты получат систематизированные знания об угрозах и каналах утечки информации, принципах, методах и средствах обеспечения защиты и безопасности информации на различных уровнях.
  5. Предпринимательство. Целью изучения дисциплины является формирование системы знаний у обучающихся о роли предпринимательской деятельности с учетом лидерских качеств на определенном рынке бизнес-среды на основе изучения теоретических и практических основ ведения предпринимательства. В результате обучения, обучающийся освоит теорию и практику ведения предпринимательской деятельности, основы государственного регулирования предпринимательской деятельности и его объектов.
  6. Промышленная безопасность (МООК>MOODLE). Целью изучения дисциплины является получение теоретических и практических знаний обучающимися в обеспечении промышленных производств, принятии инженерных решений по улучшению условий труда и организации безопасной работы. В результате обучения обучающийся получит теоретические и практические знания в обеспечении производств, инженерные решения по улучшению условий труда, организации безопасной работы с технологическим и механическим оборудованием на основе законодательства РК.
  7. Системы связи в робототехнике. Целью данной дисциплины является формирование знаний у студентов по приему и передаче информации, связи с ускоренным созданием роботизированных систем в производственных технологических процессах и в сфере обслуживания. В результате обучения студент будет способным применять современные системы связи, коммуникации в роботизированных автоматизированных системах.
  8. Управление проектами (МООК>MOODLE). Курс направлен на формирование у обучающихся знаний о методологии управления проектами в различных сферах деятельности и созданию условий для внедрения новых информационных технологий в сферу выполнения проектов. В результате изучения дисциплины, обучающиеся овладеют методами управления проектами, практическими подходами к решению управленческих проблем на различных этапах жизненного цикла согласно международным стандартам в области управления проектами
  9. Электротехника и электроника. Целью дисциплины является изучение электрических цепей и переходных процессов, четырехполюсников, электрических фильтров и цепей с распределенными параметрами, а также методов расчета нелинейных цепей при постоянных токах. Полученные навыки позволят студенту исследовать установившиеся режимы в линейных электрических цепях с распределенными параметрами, применять теорию четырехполюсников, электрические фильтры типа «К»., рассчитывать и проектировать электронные устройства, характеристики основных полупроводниковых приборов, усилителей.

Компоненты по выбору

  1. Волоконно-оптические системы передачи. Целью дисциплины является изучение принципов действия и структуры технических устройств волоконно-оптических систем передачи информационного сигнала. Рассматриваются конструкции источников, приемников лазерного оптического излучения, оптических усилителей, пассивных оптоэлектронных компонентов волоконно-оптических систем передачи. В результате обучения студент будет способным проектировать и настраивать волоконно-оптических систем передачи информационного сигнала, получит знания и навыки по сервисному обслуживанию и настройке блоков, компонентов и узлов волоконно-оптических систем передачи информационных сигналов.
  2. Оптоволоконные системы в телекоммуникациях. Целью данной дисциплины является изучения принципов передачи сигналов волоконно-оптические линии связи. В результате ообучения студент будет способным принимать участие в построении оконечной станции, промежуточной станции, настраивать передачи сигналов по волоконным световодам, проводить монтажные работы по проведению оптических волокон, передающие оптоэлектронные компоненты, анализировать источники излучения, лазерные диоды, основные параметры источников излучения, приемные оптоэлектронные компоненты.
  3. Прикладная теория массового обслуживания в телекоммуникации. Цель курса является формирования знаний, практического опыта применения теории массового обслуживания и информационной системы для принятия управленческих решений в организации производственно–технологической деятельности телекоммуникационной компании. В результате изучения дисциплины у студентов будет сформированы знания по постановке задач для систем массового обслуживания, строит содержательную модель рассматриваемого объекта (процесса), решать задачи с помощью математического аппарата теории массового обслуживания, оценить полученные результаты на адекватность первоначальной модели и позиционирования результатов исследования для повышения эффективности управления производственными процессами в телекоммуникации.
  4. Творческий проект. Целью курса является развитие мотивации и подготовка к научно-исследовательской, проектной деятельности обучающегося. В ходе прохождения курса студенты осваивают методологию научного познания, методы научных исследований, искусство презентации, основные подходы к работе в научной группе. Особое внимание уделяется совместной работе обучающегося и научного руководителя, самостоятельной работе студентов в процессе обучения. В результате обучения обучающийся будет способным разрабатывать и реализовывать на практике собственные творческие проекты, работать в команде при выполнении комплексной задачи.
  5. IP и цифровое телевидение. Цель курса является формирование устойчивых знаний, умений и владений в области теории и основных принципов действия, методов и способов получения, преобразования, хранения, передачи и приёма аудиовизуальной информации в телевизионных системах. В результате изучения дисциплины у студентов будет сформированы знания по принципам организации структуры сети IPTV, методами передачи трафика в IP-сети, основные принципы мониторинга IPTV сети передачи данных, принципы передачи и приёма аудиовизуальной информации в телевизионных системах.