Образовательные программы

Радиотехника, электроника и телекоммуникации в МТГУ

Данные актуальны на декабрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B06200 Радиотехника, электроника и телекоммуникации в МТГУ

Цель данной программы обучения заключается в подготовке студентов, которые смогут успешно выполнять профессиональные задачи в одной или нескольких сферах деятельности, а также будут осведомлены о ключевых тенденциях развития теории и практики в области радиотехники, электроники и телекоммуникаций.

Язык обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Основы научных исследований. Дисциплина формирует общие представлений о теоретико-методологических основах научно-исследовательской деятельности, правилах выполнения научно-исследовательской деятельности, приобретение навыка владения методами оформления и порядком представления результатов различных исследовательских работ и использование этих навыков в написании курсовой работы и дипломного исследования, а также для будущей профессиональной деятельности.
  2. Основы право и антикоррупционной культуры. Дисциплина представляет собой междисциплинарную систему знаний, объединяющую основные отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.), а также формирование системы знаний и гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явлению, которая дает понятие о роли определенных правовых норм и рассматриваются конкретные юридические вопросы и проблемы.
  3. Основы экономики и предпринимательства. Дисциплина формирует у будущих специалистов основы экономики и ведения предпринимательского дела в рыночных условиях. Предметом изучения дисциплины является применение методов предпринимательского дела, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, организационных и финансовых основ бизнеса, государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики.
  4. Рухани жаңғыру. Дисциплина включает в себя проблемы национальной культуры, традиции и обычаев в общеисторическом контексте, раскрытие студентам историчности и содержания духовного мира казахского народа, закономерностей и тендений в культурном развитии казахского народа, вызваны объективно назревшими потребностями совершенствования университетской системы преподавания истории в направлении междисциплинарной интеграции, гуманизации.
  5. Экология и безопасность жизнедеятельности. Дисциплина изучает основные подходы к решению экологических проблем, источники и виды загрязнения окружающей среды предприятиями транспорта, методы снижения вредного воздействия на окружающую среду. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их причины способы профилактики и защиты. Проведение спасательных и других неотложных работ, правила поведения людей при чрезвычайных ситуациях

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Алгоритмизация и програмирование. Дисциплина изучает основы теории алгоритмов; анализа эффективности алгоритмов; алгоритмического мышления; основные формы записи и типов алгоритмов; языки программирования и методы трансляции; системного и прикладного программирования; базы данных и экспертных систем. Формирует навыки программирования, основанных на использовании методов вычислительной математики.
  2. Антенно-фидерные устройства. Дисциплина изучает принципы расчёта и проектирования антенных устройств, а также волноводы и различные устройства соединения антенн с приёмниками или передатчиками различных видов беспроводной связи.
  3. Волоконно оптические системы передачи. Дисциплина изучает особенности проектирования и эксплуатации волоконно-оптических систем передачи, расчётные методы и принципы конструирования современных пассивных и активных волоконно-оптических устройств, особенности функционирования узлов оконечных станций, цифровую систему передачи и методы мультиплексирования, формирует у студентов готовность разрабатывать техническую документацию и методические материалы, предложения и мероприятия по эффективному использованию.
  4. Высшая математика I. Дисциплина формирует основные понятия высшей математики, как универсального языка науки и мощного инструмента для решения инженерных задач. Задачи:обучение основным математическим понятиям и методам, необходимым для анализа и моделирования экономическим проблем при поиске рациональных решений в сложных условиях; развитие аналитических способностей, необходимых для решения научных и практических задач; формирование личности студентов, развитие их интеллекта и способностей к логическому и алгоритмическому мышлению. Охватывает следующие разделы: элементы линейной алгебры и аналитической геометрии; введение в математический анализ; дифференциальные исчисление функций одной переменной
  5. Высшая математика II. Дисциплина формирует основные понятия высшей математики, как универсального языка науки и мощного инструмента для решения инженерных задач. Охватывает следующие разделы: интегральное исчисление функций одной переменной, функции многих переменных, числовые и функциональные ряды
  6. Основы радиотехники и телекоммуникаций. Дисциплина изучает диапазоны используемых частот, принципы построения устройств и систем радиосвязи; принципы построения многоканальных телекоммуникационных систем с частотным, временным и кодовым мультиплексированием; основные тенденции современного развития телекоммуникационных и радиосистем.
  7. Основы электронной и измерительной техники. Дисциплина изучает устройства и принцип действия электроизмерительных и радиоизмерительных приборов; вопросы по оценке измерений, обработке результатов измерений, сигналов, современную конструкцию построения электроизмерительной техники, измерительных информационных систем и комплексов, использование и применение средств измерений в различных практических условиях.
  8. Радиометрология. Дисциплина изучает основные этапы развития радиометрологии и радиоизмерений, их роль в научных исследованиях, технике и промышленном производстве, особенности развития радиоизмерений на современном этапе.
  9. Теория передачи электромагнитных волн. Дисциплина изучает характеристики и параметры электромагнитных волн, распространение электромагнитных волн в изотропных средах и на границе раздела двух сред, излучения электромагнитных волн, электромагнитные волны в направляющих источниках, электромагнитные волны в объемных резонаторах, распространение электромагнитных волн на земной поверхности.
  10. Теория электрических цепей I. Дисциплина изучает общие теории формирования цепей; методы анализа и вычисления линейно-параллельных цепей в установленном режиме при воздействии на них обычных и синусоидальных сигналов; воздействие на линейные электрические цепи несинусоидальных последовательностей сигналов; гармонические ожидания в резистивных, индуктивных и емкостных цепях; гармонические зависимости в цепи при последовательном и параллельном соединении R,L,C элементов.
  11. Теория электрических цепей II. Дисциплина знакомит обучающихся с определением значений электрических цепей, с линейными и нелинейными цепями, нелинейные электрические цепи; нелинейные цепи с источниками напряжения и тока; цепи с распределенными параметрами; уравнения передачи однородной линии; переходные процессы в обычных цепях; переходный, установленный, свободный режимы; применение метода преобразования Лапласа к анализу процессов в обычных цепях; четырехполюсники и активные цепи; цепи с распределенными параметрами.
  12. Теория электрической связи. Дисциплина изучает о способах построения модемов, кодирующих и декодирующих устройств, приемники информации и другие преобразователи сигналов; синтез оптимальных фильтров; направлениях развития способов и систем передачи.
  13. Физика I. Дисциплина изучает простейшие, также наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Курс отражает кинематику, основные уравнения динамики, уравнения движения, границы применимости классической механики, устойчивое время, момент времени и энергии, статическую физику и термодинамику, электричество и магнетизм.
  14. Физика II. Дисциплина дает упор на термодинамику, электричество, магнетизм и оптику. В рамках дисциплины обучающиеся изучат: кинетическую теорию газов, термодинамические процессы, волны, электрические поля, поток и силу, электричество, цепи, магнетизм, электромагнитные взаимодействия, индуцированные токи, линзы и зеркала. Обучающиеся смогут применять физические законы и принципы к практическим задачам, относящимся к нескольким научным областям. Кроме того учащийся поймет, как наблюдение и эксперименты создают проверяемые научные теории и, таким образом, предлагают прочную основу для стратегий решений проблем
  15. Цифровые устройства и микропроцессоры. Дисциплина изучает арифметические основы цифровой техники, логические основы цифровой техники, комбинационные цифровые устройства, сумматоры, дешифраторы, шифраторы, коды преобразователей, последовательностные цифровые устройства, основные виды триггеров, запоминающие устройства, статические запоминающие устройства, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, организацию обмена информацией.
  16. Электроника и схематехника аналоговых устройств. Дисциплина изучает построения схем аналоговых и цифровых электронных устройств, фильтрация, генерацию и обработку сигналов, аналого-цифровые и цифро-аналоговые устройства.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Дисциплина 1. Согласно по каталогу дополнительной образовательной программы (Minor)
  2. Дисциплина 2. Согласно по каталогу дополнительной образовательной программы
  3. Компьютерные сети в телекоммуникации. Дисциплина рассматривает постановку и решение практических задач в телекоммуникациях, изучение правил их решения на компьютере; учит применять методы и приемы программной обработки систем телекоммуникаций; прививает навыки программирования алгоритмических языков высокого уровня в телекоммуникациях, подчиняясь множеству закономерностей для разработки прикладных программ и структуры систем программирования.
  4. Линии связи. Дисциплина изучает линий связи; каналы связи; кабели, их транспортирование и планирование; оптические кабели; виды электроснабжения; частотные диапазоны направляющих систем.
  5. Моделирование систем телекоммуникации. Дисциплина изучает методологию построения математических моделей систем телекоммуникаций; моделирование сигналов на основе преобразования Лапласа; основы математического программирования; постановка задачи линейного программирования; импульсную переходную характеристику; дифференциальные уравнения линейных цепей; математические модели функционирования узлов систем телекоммуникаций; метод Эйлера-Коши.
  6. Направляющие системы электросвязи. Дисциплина изучает конструкции, электрические, оптические, физико-механические характеристики линий связи, методы их проектирования, строительства и технической эксплуатации. Учить применять меры защиты и воздействия внешних электромагнитных полей в цепи связи с рассмотрением мер взаимодействия и защиты в линиях связи, знакомит с коррозией оболочек кабелей и использовать их в системе электросвязи.
  7. Основы сетевых технолгий. Дисциплина изучает процесс создания основных технологий сетей, планирования сети, их сохранения, работы с ними, создания и работы с глобальными сетями. Описаны основные характеристики принципов работы коммутаторов и маршрутизаторов, приведены примеры технологий настройки устройств, их проверки и отладки, а также обучение их применению в области радиотехники.
  8. Радиотехнические материалы. Дисциплина изучают общие сведения о строении вещества, виды связей в веществе. кристаллические и аморфные тела, процессы кристаллизации и плавления, анализ структуры материалов; микро- и макроструктуры строения металлов, виды кристаллических решеток и кристаллов, анизотропию и квазиизотропию свойств кристаллов и поликристаллов, дефекты кристаллов, полиморфизм или аллотропию в различных видах материалов, проводниковые материалы и сплавы различного применения, материалы для подвижных контактов, материалы высокого сопротивления, пленочные резистивные материалы, припои, флюсы, контактолы.
  9. Сети телекоммуникаций. Дисциплина изучает следующие вопросы: современные технические и программные средства взаимодействия с ЭВМ; теоретические основы архитектурной и системотехнической организации вычислительных сетей, построения сетевых протоколов, основы Интернет-технологий; методы обработки информации; современные сетевые технические и программные средства; модели и структуры информационных сетей, оценки их эффективности.
  10. Системы видеонаблюдения и видеоконтроля. Дисциплина изучает следующие вопросы: историю развития систем видеонаблюдения; цифровую регистрацию; передачу видео на расстояние; основные компоненты систем видеонаблюдения; классификацию и выбор компонентов системы видеонаблюдения для оборудования объектов; требования к каналам передачи видеосигнала.
  11. Системы сотовой связи. Дисциплина изучает следующие вопросы: классификацию современных систем мобильной радиосвязи; организационную систему мобильных систем радиосвязи; состав и структурные элементы системы мобильной связи; систему базовых станций; антенное оборудование систем мобильной связи; особенности распространения радиоволн в системах мобильной связи; функционирование систем сотовой мобильной радиосвязи; радио планирование систем сотовой мобильной радиосвязи; физические и логические каналы GSM; основы теории трафика.
  12. Телевидение оброботка изображений. Дисциплина изучает: основы схемотехники и элементную базу современных телевизионных приемников, основные методы и приемы преобразования сигналов и телевизионной техники; принципы построения антенно-фидерных систем на телевидении, устройство черно-белого телевизионного сигнала; цветное телевидение; систему цветного телевидения; приемные телевизионные устройства; светосигнальные преобразователи; электронно — лучевые трубки.
  13. Телекоммуникационные системы и сети связи. Дисциплина обучает принципам построения, структурам взаимосвязанной сети связи; основным тенденциям развития телекоммуникационных систем; изучает телекоммуникационные системы и сети методы передачи данных и виды связи мультиплексирования частотного распределения; коммутацию аналоговых и цифровых систем (связь); системы аналоговой передачи и связи (коммутация) системы цифровой передачи и связи (коммутация); затухание сигнала, волновое сопротивление сети; теоретические основы технической эксплуатации оборудования сотовой связи принципы работы сотовой связи, аналоговую, цифровую сотовую связь; стандарты сотовой связи; особенности GSM 900.
  14. Технология беспроводной связи. Дисциплина изучает следующие вопросы: размещение широкополосных сетей Wi-Fi; выбор беспроводных сетей; приложения на платформе NXP Jennic; системы оптимизации сетевой инфраструктуры; повышение надежности беспроводных сетей в условиях дистанционного управления; частотное планирование, проектирование городских широкополосных беспроводных сетей и систем операторского класса; управление качеством сетей городского масштаба, оценка их показателей; автоматизация проектирования сетей Wi-Fi; моделирование зоны покрытия сети; выбор и установка беспроводного оборудования.
  15. Технология цифровой связи. Дисциплина изучает следующие вопросы: современные цифровые системы связи; обработка сигналов в цифровых источниках связи; кодирование источника информации; низкочастотная модуляция и демодуляция; характеристики канала связи; кодирование информации при передаче по каналу связи; помехоустойчивое кодирование; шифрование и дешифрование; линия связи «точка-точка»; методы множественного доступа.
  16. Электротехнические материалы. Дисциплина изучает следующие вопросы: строение металлов, виды кристаллических решеток и кристаллов, классификация электротехнических материалов по электрическим свойствам; классификация проводников, физические процессы в проводниках; проводящие материалы и сплавы различного применения; материалы с высоким сопротивлением; диэлектрики; пленкостойкие материалы.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Многоканальные телекоммуникационные системы. Дисциплина изучает следующие вопросы: основные принципы построения транспортных сетей, реализованных на основе цифровых систем передачи (кабельных оптических, радио); овладение студентами сущности явлений, происходящих при передачи информации, принципов действия технических устройств, аппаратуры и технологий PDH, SDH, WDM, CWDM, DWDM, NGSDH, MPLS; умение правильно рассчитывать, анализировать и решать проблемы, относящиеся к многоканальной цифровой передаче информации, навыков эксплуатации МТС.
  2. Основы IP телефонии. Дисциплина изучает следующие вопросы: современные сети и реакции IP-телефонии; базовые архитектуры сетей IP-телефонии; основные услуги, реализуемые с использованием технологий VoIP; архитектура распределённого шлюза; основы построения NGN; методы измерения объемного потребления; кодирование информации; протоколы RTP/RTC; особенности эволюции сетей связи.
  3. Охрана интеллектуальной собственности и патентоведение. Дисциплина формирует у обучающих базовые знания о методах и средствах защиты интеллектуальной собственности, а также способность квалифицированно вступать в общественные отношения, в области защиты прав авторов и патентного права. Задачи: приобретение обучающимися знаний о формах интеллектуальной собственности и ее защиты, основных понятий авторского и патентного права; расширение мировоззрения студентов в области защиты интеллектуальной собственности и знаний патентоприобретения.
  4. Охрана труда. Дисциплина предназначена для изучения основных сведений по охране труда, представление об основных источниках опасных и вредных факторов производственной среды, характере их воздействия на человека и предельно допустимых уровнях этого воздействия, методы и средства защиты человека, создания комфортных условий в рабочей зоне, основные причины травмирования на производстве, организационные, законодательные и экономические методы управления охраной труда.
  5. Передача дискретной информации. Дисциплина изучает следующие вопросы: теоретические основы систем передачи дискретной информации, сетей передачи данных, методов коммутации; каналообразующего оборудования и аппаратуры передачи данных, оконечных устройств передачи информации, видов сигналов, обнаружения; получение навыков выполнения расчетов основных функциональных блоков, анализ различных проявлений работоспособности средств связи; осуществление анализа основных цифровых параметров связи.
  6. Проектирование телекоммуникационных систем. Дисциплина изучает следующие вопросы: общие принципы проектирования; большие системы и методы их анализа; современное состояние телекоммуникационных систем; моделирование больших систем; задача синтеза централизованной сети; задача распределения каналов на некоммутируемой сети; САПР, причины и цели создания; виды САПР
  7. Радиопередающие и радиоприемные устройства. Дисциплина изучает: радиорелейную, тропосферную и космическую связь, радиолокацию и радионавигацию, свет и его свойства; зрительную систему человека; оптические системы; структуру сигнала черно-белого телевидения; цветное телевидение; систему цветного телевидения; приемные телевизионные устройства; электронно-лучевые трубки.
  8. Цифровые коммутационные системы. Дисциплина изучает: общие вопросы построения сетей и систем; операционную систему ;протоколы сообщений; физический уровень сетевых моделей; канальный уровень сетевой модели OSI; сетевой уровень модели OSI; адресация в IP-сетях; формирование подсетей; транспортный уровень моделей OSI, TCP/IP; уровень приложений; средства массовой информации для межсетевого взаимодействия
  9. Частотно-территориальное планирование сетей сотовой связи. Дисциплина изучает основы частотно-территориального планирования сетей сотовой связи; принципы распределения частотных диапазонов, а также эффективного расположения сот, и определения наиболее эффективных подходов к решению задачи оптимального покрытия сотовой связью.
  10. Экономика предприятия. Дисциплина изучает деловые и предпринимательские навыки и опыт которые влияют на склонность обучающихся становиться предпринимателями с вероятностью их успеха. Рассматриваются проблемы деловых и предпринимательских навыков и компетенций тесно связанных с более широкими вопросами, квалифицированной рабочей силы, миграцией и отношением к предпринимательству. Дисциплина помогает развить предпринимательское мышление, и обучение студентов предпринимательским навыкам и критическому мышлению способствующему к принятию инновационных решении.

Компоненты по выбору

  1. Спутниковые радионавигационные системы передачи. Дисциплина изучает следующие вопросы: основные принципы генерирования и формирования радиосигналов при современных цифровых методах модуляции, используемых в современных системах радиосвязи и радиодоступа; причины нестабильности параметров излучаемых сигналов; расчёт параметров режимов генерации и формирования радиосигналов.
  2. Теоретические основы системы связи с подвижными объектами. Дисциплина изучает: системы связи с подвижными объектами; способы организации радиосвязи; правила построения связи в системе подвижной радиосвязи; виды мобильных телефонов; трафика и емкости системы сотовой связи; расчета количества каналов; методов многоканального доступа; кодового разделения каналов; системы GSM.