Образовательные программы

Социология в Нархозе

Описание образовательной программы 6B03103 Социология в Нархозе

Основная цель образовательной программы заключается в подготовке специалистов в области социологии, которые обладают как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, необходимыми для проведения социологических исследований, посвященных проблемам, касающимся городов и территорий.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа
Компоненты по выбору

  1. Введение в экономику. Курс направлен на формирование экономического мышления у обучающихся, дает общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Содержание курса включает изучение экономических категорий, экономических законов и механизма хозяйствования, регулирующих отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении на различных структурных уровнях экономической системы. Студенты в ходе изучения курса смогут приобрести практические навыки анализа ситуаций на рынках товаров и ресурсов, а также научатся выявлять проблемные ситуации на микро-макроэкономическом уровне.
  2. Основы права и антикоррупционного законодательства. Курс направлен на формирование у обучающихся знания основ права и законодательства, в том числе антикоррупционного, системы источников права, понятия, элементов и содержания правовых отношений, сущности юридической ответственности, а также основ отраслевого законодательства (административного, уголовного, гражданского и т.п.). Студенты путем анализа различных практических ситуаций и решения правовых кейсов приобретут навыки оперирования правовыми категориями, составления обращений и заявлений, направленных на обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и организаций, применения норм законодательства. По результатам изучения курса студенты смогут ориентироваться в основных тенденциях политики государства по предупреждению и противодействию коррупции, применять нормы антикоррупционного законодательства в борьбе с коррупционными правонарушениями.
  3. Экология и устойчивое развитие. Студенты овладеют основными понятиями экологии, техногенного воздействия и принципами устойчивого развития. Выполняя практические задания студенты описывают признаки основных веществ биосферы, объясняют глобальную роль живого вещества. Работая в группах, студенты составляют характеристику глобального, государственного, регионального и локального уровней устойчивого развития, опираясь на статистические материалы международных организаций.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Академические исследования в социальных науках. Изучение курса направлено на развитие и совершенствование базовых компетенций в проведении научных исследований социальной, социологической и психологической направленности. Также студенты приобретут навыки работы и создания научного текста, научатся работать с литературными источниками, осуществлять поиск статей с высоким индексом цитируемости и ознакомятся со специфичными методами исследования социальных наук. По итогу курса студенты должны предоставить самостоятельную исследовательскую работу с применением методов, характерных для социальных исследований.
  2. История социологии. Курс рассматривает историю социологии от античности до 20 века, дает критический анализ основных периодов развития социологии как науки, ее направлений и школ. Студенты проведут критический анализ первоисточников, на базе чего выстроят суждения в форме эссе, презентаций, дискуссий. На основе работ выдающихся социологов и просветителей, работая самостоятельно и в группах над кейсами и заданиями, студенты будут аргументировано отстаивать устно и письменно собственное мнение по поводу различных направлений социологии, в том числе социологии города.
  3. Методология социологических исследований. Дисциплина рассматривает комплекс методов сбора социологической информации, проблем построения методологии эмпирических исследований, критериев составления программ социологических исследований. Работая в малых группах, студенты получат опыт разработки и оценки инструментария для проведения самостоятельного научного проекта на заданную тему, а также приобретут практические навыки сочетания методологий и методов исследования. Предполагается проведение гостевых лекций с участием практикующих социологов «Brif», «Bisam Central Asia», а также участие в проведении реальных социологических исследований.
  4. Основы прикладной математики. Включает основы математической логики и математического моделирования, статистики, теории вероятностей, финансовой математики, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением математических моделей и применением программного обеспечения и смарт технологий. Основное внимание уделяется работе с программными продуктами для решения задач из всех сфер жизнедеятельности.
  5. Предпринимательство. Дисциплина включает изучение: понятие кто такие предприниматели; инструменты для поиска бизнес идей, формы малого бизнеса, планирование и управление малым бизнесом, поиск финансирования, развитие стратегии согласно возможностям внутренней и внешней среды, базовое финансовое планирование, а также написание бизнес плана для представления потенциальным инвесторам. Студенты смогут критически оценить свои бизнес идеи, и в команде развить стратегию в функционирующий бизнес через выполнение проектной работы
  6. Современные социологические теории. Курс содержит ключевые аспекты развития социологической мысли во второй половине ХХ века (основные школы, течения, теоретики социологии указанного периода). В содержании особый акцент направлен на связь современных теорий с «классической» социологией. Работая в малых группах, студенты составят и защитят презентации результатов аналитического разбора работ современных теоретиков социологии, сформируют и будут отстаивать свое мнение относительно различных проблем современного общества. Методика перевернутого класса позволит оперативно выстраивать взаимодействие со студентами, предоставляя полную обратную связь.
  7. Социально-экономическая статистика и математические методы. Включает основы социально-экономической статистики и математического моделирования, статистики, теории вероятностей, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением различных математических моделей (численное моделирование, нечеткое моделирование, обратные задачи, теория графов,теория игр, построение «агентных» моделей, корреляционный, регрессионный анализ и др.). Студенты при изучении дисциплины будут применять основные принципы разработки систем статистических показателей, формировать первичные навыки определения необходимых статданных для конкретных эмпирических исследований и работы с официальными и альтернативными источниками данных, а также их первичной обработки. Основное внимание уделяется работе с программными продуктами для решения задач из всех сфер городской жизни. Для проверки математических моделей будет применяться программа для обработки статистических данных в социальной сфере (SPSS), а также пакет анализа данных Excel и др.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Гендерная социология. Дисциплина изучает социологические теории гендера, динамику изменений категории гендера как основы социальной стратификации, феминистские теории. Студенты примут участие в исследованиях Центра гендерных исследований и научатся применять основные исследовательские стратегии по оценке социальных аспектов гендерного неравенства в письменных аналитических работах, в том числе в выпускном дипломном проекте.
  2. Иностранный язык (английский В1). Курс английского для академических целей предназначен для изучения первой половины материала уровня B1 — базовой достаточности академической подготовки по языку. Задачами курса являются: подготовка студентов к обучению на английском в академической среде. Курс развивает языковые навыки – с помощью чтения академических текстов, академического письма, прослушивания лекций, – а также общеучебные навыки, критическое мышление, умение работать с первоисточниками, анализировать и обобщать информацию, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  3. Иностранный язык (английский В2). Курс английского для академических целей предназначен для изучения второй части материала уровня B2 — базовой стандартности академической подготовки по языку. Курс дает обзор современных исследований в области английского языка для академических целей, предлагает практические задания для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности. Задачами курса являются совершенствование необходимых навыков и академический язык для учащихся, которые готовятся учится на английском языке. Курс содержит: аутентичный материал, интегрированные навыки и академический язык, прогрессивный охват всех 4 навыков в академическом контексте.
  4. Иностранный язык (Введение в мир бизнеса). Курс направлен на развитие языковых навыков на уровне В2 и выше эффективной международной коммуникации современного конкурентоспособного специалиста. Целью курса является формирование устойчивых навыков, применяемых в будущей профессиональной деятельности в условиях современного мирового рынка, а также овладение необходимыми языковыми компетенциями для общения на уровне делового языка, и умение правильно строить общение в соответствии с ожиданиями коллег по бизнесу, партнеров и по отношению к членам сообщества.Курс способствует развитию критического мышления, навыков анализа и коммуникации в различных нестандартных деловых ситуациях.Содержание курса включает в себя работу над практическими заданиями по деловой письменной переписке, прагма-профессиональными и типичными ситуациями в бизнес сфере.
  5. Иностранный язык (Ораторское искусство и навыки проведения презентаций). Курс помогает овладеть навыками эффективного публичного выступления, а также формирует культуру составления презентаций. Студенты развивают собственный стиль общения с разнообразными типами аудитории, проявляя лидерские способности, аналитическое мышление и умение работать в команде. Курс ориентирован на использование языковых навыков убеждения собеседника и ведения результативных переговоров в профессиональной сфере на уровне В2 и выше. Основной целью курса является обеспечение условий, при которых студенты смогут преодолеть страх публичных выступлений, а также освоить основные приемы ораторского искусства. Курс предлагает живую языковую модель, вызывающую у них искренний интерес благодаря уникальности и реалистичности идей. Особое внимание при этом уделяется активизации навыков устной публичной речи.
  6. Иностранный язык (Социально-культурные проблемы). Курс для усовершенствования навыков свободного выражения мнения на английском языке на уровне В2 и выше, по различным темам современных социальных, культурных проблем и устойчивого развития, посредством выполнения письменных заданий и участия в устном обсуждения, исходя из пройденного материала и личного опыта студентов, где за основу берется содержание аутентичных текстов различных форм (публицистических и художественных) и подкастов. Предполагается, что студенты будут проводить содержательные тематические исследования; критически анализировать и интерпретировать содержание изучаемого материала, предоставлять и получать развернутый отзыв от слушателей и преподавателя, выполняющего роль посредника; выполнять различные типы письменных работ.
  7. Иностранный язык (IELTS Foundation). Курс направлен на формирование знаний и практических навыков, необходимых для прохождения академического вида международного теста IELTS. Курс предлагает комплексное введение в текст и охватывает все четыре основных навыка: разговорная речь, аудирование, чтение и письмо на уровне В2 и выше. Каждый раздел этого курса включает в себя мультимедийные презентации, в которых рассматриваются ключевые навыки, стратегии и методы прохождения теста. В каждом разделе студентам будет предоставлена информация о формате теста, а также рекомендации и советы о методах и стратегиях, которые будут полезны при прохождении теста.
  8. Общество и технологии. Курс содержит основные теории изучения общества, и ключевые категории, которые объясняют происходящие в обществе процессы с точки зрения современных технологии. В ходе индивидуальной исследовательской работы, студенты будут оценивать влияние различных технологий на общественные процессы (ИКТ, цифровизации и др.) Предполагается проведение гостевых лекций с участием специалистов в области общественного развития города.
  9. Основы менеджмента. Основной целью курса является знакомство студентов с современными понятиями менеджмента, формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в сфере менеджмента организации. В ходе изучения курса студенты освоят: необходимость и природу управления; уровни управления и виды разделения труда; требования к профессиональной компетенции менеджеров в свете направлений развития современного бизнеса и предпринимательства; основные функции, их взаимосвязь и значимость для достижения целей организации; различные виды организационных структур; связующие процессы менеджмента и основные понятия связанные с управлением человеческими ресурсами. Смогут определять цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; применять навыки принятия управленческих решений. В ходе обучения студенты приобретут навыки по основным аспектам менеджмента посредством решения кейс-стади, дискуссий, обсуждений, групповых и индивидуальных работ, составлением презентаций.
  10. Оценка социальных программ. В результате изучения дисциплины студенты приобретут навыки формирования критериев социальных проектов, их оценивания, анализа, обоснования в контексте зарубежной и казахстанской практики. Для этого студенты проведут экспертную оценку реальных социальных программ из местной и международной практики. Результатом обучения будет защита группового либо индивидуального проектов, включающих создание и оценку жизнеспособных социальных программ
  11. Профессиональный Excel. Курс рассматривает сбор и обработку данных, манипулирование и проверку данных (Validation), работа с большими и сводными таблицами, применение встроенных функций, использование аналитических инструментов, получение промежуточных итогов, создание шаблонов отчетов, визуальное отображение данных. Используя расширенные функциональные возможности студенты осуществят анализ и визуализацию данных, создание отчетов и проведение сложных расчетов для финансового моделирования, автоматизации учета и т.д.
  12. Психология деловых коммуникаций. Целью курса является формирование необходимых навыков ведения деловых переговоров, выстраивания эффективных межличностных отношений с деловыми партнерами. Курс направлен на ознакомление студентов с основами психологических теорий деловых коммуникаций, включая психологические теории лидерства и руководства, психологические основы коммуникации в организации; психологию менеджера; психологические аспекты построения деловых коммуникаций. Изучив курс, студенты приобретут навыки работы с разными категориями населения, а также смогут овладеть эффективными навыками и методами делового общения. Студенты освоят техники активного слушания, манипулятивные технологии в общении, вербальные и невербальные техники и приемы воздействия в деловом общении. Успешное освоение предмета планируется через применение реальных и современных кейсов из зарубежной и местной практики, деловых игр, и тренингов с участием практикующих психологов.
  13. Психология личности. Цель курса — формирование практических навыков использования теории личности при решения профессиональных задач. В рамках курса студенты изучат отечественные и зарубежные теории личности, сформируют собственное представление о психологии личности, ее истории, определят закономерности развития и функционирования психологии индивидуума, методы работы с личностью, механизмы общения и взаимодействия людей. Студенты примут участие в социально-психологических тренингах, семинарах с участием практикующих психологов на базе психологических центров и социальных организаций партнеров, где приобретут навыки оказания психологической помощи для решения личностных проблем.
  14. Психология труда. Цель курса — формирование навыков применения методов психологии в решении практических задач повышения эффективности труда. Курс содержит теоретико-методологические подходы, применяемые при анализе психологических характеристик трудовой деятельности, изучает психологические механизмы выбора профессии и профконсультирования. В ходе проведения дискуссионных занятий, деловых игр, решения кейсов студенты овладеют навыками проведения социологических и психологических исследований в организации, составления профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности, навыками реализации программ организации, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности и профилактики профессионального выгорания.
  15. Социальная оценка. В рамках данной дисциплины студенты приобретуту навыки и умения социально-психологической диагностики и классификации стандартных и нестандартных проблем, формирования алгоритмов решения задач, социального картирования с опорой на государственные и неправительственные организации. Проведение занятий предполагает проведение тренингов на базе организаций- партнеров ОП.
  16. Социальная психология. Цель курса — изучение социально-психологических явлений и процессов, их структуры, генезиса и функционирования. Данный курс изучает методологические, теоретические и прикладные основы социальной психологии, механизмы общения и взаимодействия людей, а также психологию малых и больших социальных групп, психологию толпы. Студенты приобретут навыки оказания психологической помощи различным социальным группам населения, управления психологией больших и малых социальных групп.
  17. Социальная структура и социальная стратификация. Курс посвящен методологическим подходам и понятийному аппарату анализа социальной структуры общества, сущности и функциям социальной стратификации; особенностям социальной структуры казахстанского общества. Студенты получат навыки первичного анализа социальной структуры общества путем участия в деловых играх, составленных на основе городских программ, реализуемых администрацией города Алматы и результатов социологических исследований по проблемам социальной стратификации.
  18. Социология религии и политики. Курс структурирует основы социологии религии и политики, включая классификации религии, политической организации обществ и государств, специфику проведения подобных социологических исследований общественных объединений. Работая в малых группах, студенты получат опыт организации и проведения эмпирического исследования политических и религиозных настроений жителей города. Предполагается проведение гостевых лекций с участием опытных политологов, религиоведов и теологов.
  19. Социология семьи и брака. Данный курс изучает основные теоретические и практические подходы к изучению семьи и брака, в которых семья рассматривается как основной институт социализации человека. Изучив дисциплину, студенты смогут определять тип семейных отношений, диагностировать проблемные семейные ситуации, определять действенность функций института семьи как социального института. Студенты примут участие в решениях кейс-задач, разработанных на основе реальных ситуаций, в практических тренингах с участием гостевых лекторов партнеров ОП.
  20. Статистика. Дисциплина содержит методологию исследования и обработки статистических данных, таких как методы группировок, средних величин, индексов, показателей вариации и другие методы анализа данных, характеризующих экономическое и социальное развитие общества. Студенты проведут сбор и анализ фактических статистических данных, представляя в виде проектов, на основе проведенных индивидуальных либо групповых исследований, формулируя результаты с целью дальнейшего принятия решений
  21. Управление проектами. Дисциплина включает: знания и практические навыки на основе процессного и ситуационного подхода в области управления проектами. Студент сможет участвовать в работе проектов через использование цифровых технологий (MSProject), интерпретировать и представлять управленческую информацию по проекту, выявлять оптимальное использование проектных ресурсов и соблюдение временных рамок для эффективной реализации проектов. Студенты освоят эти виды деятельности через создание группового проекта, приближенного к практике
  22. Экономическая социология. Курс содержит принципы и закономерности функционирования социально-экономической сферы городской жизни, поведение участников социально-экономических отношений города и территорий. В ходе поисковых и дискуссионных работ, студенты учатся анализировать информацию об экономике города и населенных пунктов, и применять полученные знания для составления проектов городских программ и вынесения рекомендаций по их реализации.
  23. Этническая социология. Курс содержит основные концепции этничности, наций и национализма и ключевых категорий, которые объясняют межэтнические отношения и эффекты этнической политики в поликультурном обществе. В ходе индивидуального исследовательского задания, студенты применят на практике механизмы изучения общественной жизни, моральных, правовых норм и ценностных установок представителей разных национальностей и этнических общностей. Для закрепления материала студенты будут взаимодействовать с Ассоциацией народов Казахстана и участвовать в исследованиях по изучению межэтнической ситуации.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Городские исследования. Курс посвящен сущности, общим закономерностям развития и функционирования города как элемента целостной социальной системы, социально-пространственной организации общества. Выполняя практические задания в группах, студенты научатся видеть город как объект комплексного изучения, как единство объектных и субъектных структур жизнедеятельности человека. Студенты освоят эмпирические методы городских исследований, принимая участие в реализации проектов Управления городского планирования и урбанистики г. Алматы и в других прикладных исследованиях, связанных с исследованиями функционирования городской жизни.
  2. Качественный анализ данных в социологии. Дисциплина содержит стратегии и методы качественного исследования, сбора и анализа данных, включая глубинное интервью, экспертное интервью, контент-анализ. Также курс содержит методы обработки данных, в том числе правила и алгоритмы открытого, осевого и избирательного кодирования качественных данных. В ходе практических занятий, студенты освоят основные понятия осевого кодирования: каузальные условия, феномен, контекст, промежуточные условия, стратегии действия/взаимодействия, следствия, модель парадигмы. Работая над индивидуальными и групповыми проектами, студенты смогут определить специфику применения качественных методов в эмпирических исследованиях, а также способах использования аналитических техник качественной социологии, таких как «теория нечетких множеств», «обоснованная теория», «дискурс-анализ», «методы визуального анализа», «методология мягких систем».
  3. Количественный анализ данных в социологии. Курс содержит теоретические и практические основы количественного анализа данных, включая основные приемы, методы и подходы количественного замера и анализа социальной информации в прикладных социологических исследованиях. В ходе изучения дисциплины студенты освоят методы и приемы анализа и интерпретации количественных данных в социологии. Для анализа данных в ходе решения кейсов будет использовано программное обеспечение SPSS и среда R. Планируется привлечение и участие студентов к проведению социологических исследований.
  4. Макро и микросоциология. Курс содержит как макроуровень социологической мысли (анализ масштабных социальных систем и исторических процессов), так и микроуровень (исследование общества через социальные взаимодействия людей), а также прикладное значение теорий и подходов каждого уровня в исследовании проблем развития городского пространства. Решая ситуационные задачи на базе казахстанских реалий, студенты научатся определять и применять необходимый уровень социологического анализа. Освоение курса идет в формате деловых игр и привлечения гостевых лекторов Управления городского планирования и урбанистики г. Алматы, которые в процессе моделирования реальных, актуальных городских ситуаций оценят решения студентов.
  5. Организация, подготовка и презентация социологических исследований. Курс содержит информацию о способах выбора темы исследований, постановки исследовательской проблемы, формулирования основного исследовательского вопроса, функциях и структурных элементах литературного обзора, а также навыках работы с ним. Проведя самостоятельное социологическое исследование, студенты освоят навыки эффективной презентации результатов исследования в виде научной статьи и приобретут навыки защиты результатов исследования в виде открытой научной дискуссии. Планируется работа в малых группах. Защиту проектов планируется провести с участием практикующих социологов.
  6. Социальное проектирование в городской среде. В результате изучения дисциплины студенты приобретут навыки создания городских проектов, их оценивания, анализа, обоснования в контексте зарубежной и казахстанской практик. Студенты имеют право выбрать один конкретный город либо другой населенный пункт, провести анализ, используя количественные и качественные методы сбора информации. С возможным применением статистического /математического анализа и программного обеспечения обработки данных SPSS, R, MaxQDA. Результатом обучения будет защита группового либо индивидуального проекта, включающих создание и оценку жизнеспособных городских программ.
  7. Социология города. Курс содержит закономерности социальных отношений в процессе управления городом; принципы, технологии и методы управления городскими процессами; факторы, влияющие на управленческие решения; процессы модернизации и препятствия к прогрессивному развитию города. Исследуя реальные ситуации, студенты определят необходимые методы управления городскими пространствами и используют методики прогнозирования эффекта городского управления. Решая реальные рабочие кейсы, проводя деловые игры, студенты продемонстрируют овладение управленческим инструментарием – организационно-распорядительными, социально-психологическими, экономическими методами управления. Предусмотрены мастер-классы с участием представителей городской администрации, бизнес-структур и некоммерческих организаций, направленных на решение проблем города.
  8. Социология девиации. Курс содержит классические и современные теории девиантного поведения, дает характеристику социальных норм и форм социального контроля, включая особенности их трансформации. В ходе практических занятий, студенты освоят методы определения девиантного поведения, а также методы предупреждения такого поведения через деловые игры и анализ кейсов. В рамках изучения курса предусмотрено привлечение независимых медиаторов из казахстанских организаций и специализированных центров.
  9. Социология потребления и социология труда. Курс содержит социологические теории и подходы к изучению потребления и труда; анализ потребительского поведения жителей города и территорий; изучение моделей и динамики изменения потребительского поведения под влиянием процессов глобализации, урбанизации, а также трендов экологической культуры и ответственности. Освоение дисциплины идет в формате деловых игр и решения кейс-задач, которые помогут студентам объяснить и интерпретировать потребительское поведение горожан и ситуацию на рынке труда с позиции социологии. Предполагается организация гостевых лекций с участием специалистов, имеющих опыт работы в городских программах занятости и казахстанских исследовательских организациях.
  10. Социология цифровых технологий. Дисциплина содержит теоретические и практические подходы к изучению социальных последствий трансформации медиа институтов и медиа потребления в условиях развития цифровых технологий, а также цифровизации медиасреды современного общества. Студенты научатся анализировать и формировать направления социологических исследований цифровых медиа, роли социологической информации в медиабизнесе и возможностях ее использования в профессиональной деятельности социолога как медиаменеджера. Студенты смогут использовать полученные знания в различных городских общественных приемных, таких как Open Almaty.