Образовательные программы

Техническая эксплуатация систем авионики летательных аппаратов в АГА

Описание образовательной программы 6B07102 Техническая эксплуатация систем авионики летательных аппаратов в АГА

Образовательная программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области технического обслуживания воздушных судов. Целью программы является оснащение студентов теоретическими знаниями, интеллектуальными и практическими навыками, необходимыми для успешной работы в этой сфере. Кроме того, она направлена на развитие личностных компетенций, соответствующих международным требованиям, которые предъявляются к специалистам по техническому обслуживанию систем авионики воздушных судов. Результатом этой программы будет формирование квалифицированного персонала, способного эффективно выполнять задачи технического обслуживания воздушных судов и обеспечивать их безопасность.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.

  • Безопасность жизнедеятельности и экология. Дисциплина раскрывает способы безопасного взаимодействия человека со средой обитания, раскрывает поражающие факторы современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера, их влияние на человека и экологию.
  • Основы антикоррупционной культуры. Дисциплина дает комплексные знания о сущности, особенностях и факторах коррупции, ее различных проявлениях. Развивает правовую культуру личности, способствующую противодействию коррупции. Вырабатывает навыки и умение критического анализа коррупционных явлений а также вооружает знаниями, умениями и навыками по противодействию коррупции
  • Основы предпринимательства. Дисциплина рассматривает понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности, их особенностей, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики, ознакомление с инструментальной поддержкой предпринимательства и государственного регулирования предпринимательской деятельности.
  • Религиоведение. Дисциплина даёт знание общих черт основных мировых религий, различия в исходных принципах науки и религии, особенности вероучений и культов основных национальных и мировых религий, особенности религиозного взгляда на мир и место человека в нем, нравственные нормы, закрепленные в религиях мира

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Авиационный английский язык. Часть 1 (ICAO 4). Отражает способы овладения компетенциями, необходимыми для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 4 (Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  2. Авиационный английский язык. Часть 2 (ICAO 4). Содержание курса направлено на понимание общих, конкретных, и связанных с профессиональной деятельностью тем. Адаптация понимания к акцентам собеседников, но нужда в разъяснении некоторых нюансов (если встречаются неизвестные идиомы и другие сложные выражения речи). Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 4 (Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  3. Базовая аэродинамика (М8). Дисциплина изучает физику внешней среды, основы аэродинамики (обтекание тел воздушным потоком, виды слоев и т.д.), теории полета, стабильности и механики полета. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  4. Базовый авиационный английский язык. Часть 1 (ICAO 3). Изучение курса позволит развить словарный запас, достаточный для общения на общие, конкретные или связанные с работой темы; когда используемый диалект, или акцент, в достаточной мере понятен международному сообществу. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение общим и авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 3 (Pre-Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  5. Базовый авиационный английский язык. Часть 2 (ICAO 3). Включает в себя овладение профессионально-ориентированным английским языком, необходимого для применения в производственной деятельности и проведении научных исследований. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение общим и авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 3 (Pre-Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
  6. Высшая математика 1 (М1). Дисциплина дает основные понятия и общие принципы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач. Изучение дисциплины позволит студентам самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе, связанной со специальностью.
  7. Казахстанское и международное авиационное законодательство (М10RK). Изучение дисциплины предусматривает приобретение знаний об особенностях нормативно-правовых актов международных организаций и национальных органов управления, применение полученных знаний о различных документах регулирующих авиационную деятельность. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency EASA PART-66.
  8. Концепция и технологии CNS/ATM (Communications, Navigation, Surveillance/Аir Traffic Management). Дисциплина изучает новые технологии связи, навигации и наблюдения, а также спутниковой навигации и наблюдения и влияние этих технологий на Организацию Воздушного Движения.
  9. Основы научно-исследовательской деятельности. Дисциплина предназначена для обучения студентов основным нормам производства научно-исследовательских работ с учетом основных этапов, элементов и ключевых методов производства исследований в данной отрасли.
  10. Основы электроники (М4). Часть 1. Изучение дисциплины позволит освоить принципы работы полупроводников, проводников, электронных компонентов (характеристики и свойства), а также сервомеханизмов. Описана работа и функционирование логических и линейных схем. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART 66.
  11. Основы электроники (М4). Часть 2. Изучение дисциплины позволит освоить принципы работы транзисторов, основных электронных приборов и схем, так же основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме. Разбор функционирования и работы конденсатора, электродвигателей, трансформаторов, фильтров и генераторов, их характеристики и свойства. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART 66.
  12. Основы электротехники (М3). Дисциплина изучает статическое электричество и проводимость, выработку электроэнергии и т.д. В данной дисциплине рассматриваются электрические машины (асинхронные, синхронные, двигатели и генераторы), которые являются основой большей части электрических авиационных приборов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  13. Практика технического обслуживания (М7). Часть 1. Данный предмет изучает влияние эксплуатационно – технических характеристик воздушного судна на процессы и режимы технического обслуживания и ремонта. Позволит обеспечить безопасное выполнение технического обслуживания и ремонта, контроля и стандартных операций в соответствии с руководством по техническому обслуживанию и ремонту. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  14. Практика технического обслуживания (М7). Часть 2. Изучает предосторожности при выполнении технического обслуживания, порядок технического обслуживания; применение методов и технологии демонтажа, проверки, ремонта и сборки; владение основными принципами и стратегией технического обслуживания и ремонта воздушного судна различных типов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency EASA PART-66.
  15. Практика технического обслуживания (М7). Часть 3. Данный курс направлен на изучение комплекса ремонтных работ авиационной техники, порядка проведения ремонта и причины поступления авиационной техники в ремонт. Применение технологии демонтажа, проверки, ремонта и сборки; овладение основными принципами и стратегиями ремонта воздушного судна различных типов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  16. Системы приборов цифровой техники/электроники (М5) Часть 1. Содержание курса направлено на изучение систем электронного, измерительного и приборного оборудования. Работа с преобразованием данных. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  17. Системы приборов цифровой техники/электроники (М5) Часть 2. Дает представление о системах электронных приборов, систем счисления, преобразовании данных, типовых электронных/цифровых авиационных системах. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66
  18. Теоретические основы радиолокации и радионавигации. Дисциплина изучает теоретические основы и физические принципы радионавигационных и радиолокационных измерений, методы оценки радионавигационных параметров, анализ точности определения местоположения летательных аппаратов в навигационном пространстве.
  19. Физика 1 (М2). Изучение разделов механики: статика, кинетика и гидродинамика. Ознакомление с термодинамикой: первым и вторым законом термодинамики. Изучение понятий об оптике, волновом движении и звуке. Соответствует модулю 2 European Aviation Safety Agency (EASA) PART 66.
  20. Физика 2. Дисциплина изучает физические явления, как обобщение наблюдений практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне; основные методы наблюдения, измерения и экспериментирования в физике. Исследование физических явлений и законов в современной технике.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Авиационная безопасность и безопасность полетов. Дисциплина описывает и анализирует факторы, оказывающие влияние на уровень безопасность полетов, и мероприятий направленных на его поддержание и улучшение.
  2. Введение в специальность. Дисциплина описывает основы аэродинамики, динамики полета, движение центра масс летательного аппарата, конструкции ЛА. Рассматривается авиационно-транспортная система и ее составляющие.
  3. Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию воздушного судна (М9А). Дисциплина изучает основы мировых стандартов и требований, явлений и процессов, происходящих в области авиации по техническому обслуживанию и инспекции воздушных судов. Развитие умений самостоятельно выполнять задания и контролировать эмоционально- волевые состояния (стрессоустойчивость, ответственность и т.д.). Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency EASA PART-66.
  4. Высшая математика. Высшая математика включает аналитическую геометрию, элементы высшей и линейной алгебр, дифференциальные и интегральные исчисления, дифференциальные уравнения, теорию множеств, теорию вероятностей и элементы математической статистики.
  5. Инженерная и компьютерная графика. Дисциплина изучает концептуальные основы теории отображения объектов на плоскостях, готовность к использованию теоретических положений и компьютерной техники в профессиональной практике.
  6. Метеорологические приборы и оборудования. Содержание дисциплины направлено на изучение технических средств, используемых в практике наблюдений за погодой и получения количественных характеристик состояния атмосферы. Основные виды наблюдений за метеорологическими условиями взлёта и посадки летательного аппарата и полёта их по маршруту.
  7. Обслуживание воздушного движения и правила полетов. Содержание дисциплины направлено на изучение основ организации воздушного движения в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации, а также структура и содержание основных нормативных правовых документов, касающихся использования воздушного пространства и организации воздушного движения.
  8. Основы метеорологии. Изучение дисциплины предоставит возможность получения знаний о метеорологических величинах, физической сущности атмосферных явлений и процессов, протекающих в атмосфере, а также правил установки простейших метеорологических приборов, их эксплуатации и принципов измерения метеовеличин. Теоретические основы составления метеорологических карт и предоставления метеосводок для выполнения полётов согласно международным стандартам ГА (SIGMET; AIRMET; TAF; SPECI; METAR)
  9. Основы программирования. Дисциплина даёт изучить методики использования программных средств, для решения практических задач, получение знаний и навыков программирования на языке высокого уровня.
  10. Пилотажно — навигационные системы и комплексы. Знания об автопилоте (основы автоматической бортовой системы управления полетом), а также физических основах работы, назначении, принципах действия, устройстве, конструкциях и схемах, особенностях эксплуатации пилотажно – навигационных систем и комплексов будущего специалиста по эксплуатации оборудования.
  11. Приемные и передающие устройства. Дисциплина изучает радиопередающие устройства, функциональные преобразования над сигналами, радиоприемные устройства и их функциональные узлы, вычислительные техники в устройствах передачи и приема радиосигналов, основы моделирования устройств передачи и приема радиосигналов.
  12. Радиотехнические системы обслуживания воздушного движения и АС УВД (автоматические системы управления воздушным движением). Содержание дисциплины направлено на изучение назначения, принципов работы, устройств, основных характеристик, порядке эксплуатации современных и вводимых в эксплуатацию в гражданской авиации Республики Казахстан средств автоматизации управления воздушным движением.
  13. Радиотехнические цепи и сигналы базовый курс в системе подготовки современного инженера – авионика. Дисциплина изучает фундаментальные закономерности связанных с получением сигналов, их передачей по каналам связи, обработкой и преобразованием в радиотехнических цепях. Подробно рассматриваются методы анализа сигналов и радиотехнических цепей используют математический аппарат.
  14. Система Авионики (электро-радио и приборное оборудование). Изучение дисциплины предусматривает рассмотрение приборного оборудования, которое предназначено для управления самолетными системами на всех этапах полета, визульного контроля параметров полета, параметров различных систем и агрегатов. А также электро – радио оборудование, бытовое оборудование и системы управления полетом.
  15. Система безопасности авиации. Содержание дисциплины знакомит студентов с системой управления безопасностью полетов и их операционной деятельностью. А также описывает существующие процессы выявления опасных факторов с целью устранения или уменьшения рисков в деятельности до наименьшего практически возможного уровня.
  16. Теоретические основы авиационной техники. Содержание дисциплины дает представление об авиации, принципах работы частей авиационно-транспортной системы, об основных видах летательных аппаратов, основах по авиационным двигателям и наземному оборудованию и принципах их работы.
  17. Теория вероятностей и математическая статистика. Дисциплина предусматривает изучение основных понятий и общих принципов математического аппарата, необходимых для решения теоретических и практических задач и готовность применения теоретических, расчетных и экспериментальных методов исследований, методов математического и компьютерного моделирования в процессе профессиональной деятельности.
  18. Техническое обслуживание метеорологических систем оборудования. Содержание дисциплины направлено на изучение организации эксплуатации метеооборудования на аэродромах гражданской авиации, планирование технической эксплуатации, ввод в эксплуатацию, проведение технического обслуживания и ремонта метеорологических систем оборудования, организацию метрологического контроля и поверки средств измерений.
  19. Установка и мониторинг работы метеорологических систем оборудования. Дисциплина изучает физические основы методов дистанционных измерений и параметров состояния атмосферы, методы пассивной и активной локации, вертикальное строение атмосферы и условия распространения радиоволн, в том числе теория распространения электромагнитных волн (ЭМВ) в атмосфере. Получения количественных характеристик состояния атмосферы предоставляет сведения об устройстве приборов для метеорологического обеспечения полётов согласно «Правилам Метеорического Обеспечения Гражданской Авиации» от 14 июня 2017 года №345.
  20. Человеческий фактор (включая принципы контроля факторов угроз и ошибок). Изучает методологические основы выявления причинно-следственных связей развития неблагоприятных авиационных событий и методов предупреждения авиационных происшествий и инцидентов, анализа состояния безопасности полетов, выработки управленческих решений по предупреждению инцидентов и факторов опасности.
  21. Эксплуатация электросветотехнического оборудования аэропортов и аэродромов. Содержание дисциплины направлено на изучение основ и тенденций развития электротехнического оборудования аэропортов и аэродромов, взаимоотношения между различными ее звеньями. Рассматривается порядок электросветотехнического обеспечения полетов, техническая эксплуатация электроустановок в организациях гражданской авиации.
  22. Электроснабжение и система бесперебойного питания. Содержание дисциплины направлено на изучение таких вопросов, как:установкуа и эксплуатации батарей; генерация питания постоянного и переменного тока; генерация аварийного питания; регулирование напряжения; распределение электроэнергии; инвертеры, трансформаторы, выпрямители; защиту цепи, а также внешнее/аэродромное питание.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Воздушное судно — аэродинамика, структура и системы (М13). Часть 1. Изучение основ систем конструкции; Системы опознавания зон и радиостанций; Электрическое соединение; Положение о защите от разрядов молнии. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  2. Воздушное судно – аэродинамика, структура и системы (М13). Часть 2. Изучение основных вопросов теории электромагнитного поля, физических процессов излучения и распространения радиоволн, особенностей конструкций и принципа действия антенно-фидерных устройств. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  3. Воздушное судно – аэродинамика, структура и системы (М13). Часть 3. Предусматривает изучение: Установку и эксплуатацию батарей; Генерацию питания постоянного и переменного тока; Генерацию аварийного питания; Регулирование напряжения; Распределение электроэнергии; Инвертеры, трансформаторы, выпрямители; Защиту цепи; Внешнее/аэродромное питание. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  4. Материалы и детали (М6). Часть 1. Изучение современных материалов (металлических, неметаллических, композиционных и т.д.), физико-механических свойств и структур. Знакомство с процессами коррозии и трансмиссии на воздушных судах. Освоение разновидностей соединений и стопорений, разновидностей заклепок, труб, пружин и подшипников, используемых в конструкции воздушных судов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  5. Материалы и детали (М6). Часть 2. Изучение структуры, технологии получения, области применения сплавов на основе железа, цветных металлов, неметаллических, композиционных материалов. Подборка типов материалов, соединений, тросов, кабелей в зависимости от области применения, оценка возможности коррозионных повреждений на них. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
  6. Надежность авиационной техники. Изучает научные принципы, методы и технические приёмы обеспечения надежности изделий. Производиться разбор физических причин появления и развития отказов. Описывается возможность применения эффективных методов и средств эксплуатационного контроля и технического обслуживания изделий.
  7. Силовая установка (М14). Предлагает простое в понимании содержание принципов реактивной движущей силы и четырех основных типов газотурбинных двигателей. Подробно представлены принципы и работа систем индикации двигателя для контроля технического состояния двигателя. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART 66.
  8. Системы приборов цифровой техники/электроники (В2,М5) Часть 3. Данный курс направлен на изучение типовых электронных/цифровых систем воздушных судов, таких как Aircraft Communications Addressing and Reporting System – Arinc Communications – система связи; Electronic Centralized Aircraft Monitoring; Flight management system; Еlectronic flight instruments system. Работа, проверка работоспособности, замена блоков и расположение в кабине экипажа. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.