Техническая эксплуатация систем авионики летательных аппаратов в АГА
Данные актуальны на декабрь 2024 г.
Описание образовательной программы 6B07102 Техническая эксплуатация систем авионики летательных аппаратов в АГА
Образовательная программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области технического обслуживания воздушных судов. Целью программы является оснащение студентов теоретическими знаниями, интеллектуальными и практическими навыками, необходимыми для успешной работы в этой сфере. Кроме того, она направлена на развитие личностных компетенций, соответствующих международным требованиям, которые предъявляются к специалистам по техническому обслуживанию систем авионики воздушных судов. Результатом этой программы будет формирование квалифицированного персонала, способного эффективно выполнять задачи технического обслуживания воздушных судов и обеспечивать их безопасность.
Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.
Общеобразовательная программа
Вузовский компонент — обязательная общеобразовательная дисциплина.
- Безопасность жизнедеятельности и экология. Дисциплина раскрывает способы безопасного взаимодействия человека со средой обитания, раскрывает поражающие факторы современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера, их влияние на человека и экологию.
- Основы антикоррупционной культуры. Дисциплина дает комплексные знания о сущности, особенностях и факторах коррупции, ее различных проявлениях. Развивает правовую культуру личности, способствующую противодействию коррупции. Вырабатывает навыки и умение критического анализа коррупционных явлений а также вооружает знаниями, умениями и навыками по противодействию коррупции
- Основы предпринимательства. Дисциплина рассматривает понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности, их особенностей, раскрытие тенденции развития и роли предпринимательства в современном мире, ознакомление с анализом рыночной конъюнктуры, механизмами функционирования рыночной экономики, ознакомление с инструментальной поддержкой предпринимательства и государственного регулирования предпринимательской деятельности.
- Религиоведение. Дисциплина даёт знание общих черт основных мировых религий, различия в исходных принципах науки и религии, особенности вероучений и культов основных национальных и мировых религий, особенности религиозного взгляда на мир и место человека в нем, нравственные нормы, закрепленные в религиях мира
Базовые дисциплины
Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.
- Авиационный английский язык. Часть 1 (ICAO 4). Отражает способы овладения компетенциями, необходимыми для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 4 (Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
- Авиационный английский язык. Часть 2 (ICAO 4). Содержание курса направлено на понимание общих, конкретных, и связанных с профессиональной деятельностью тем. Адаптация понимания к акцентам собеседников, но нужда в разъяснении некоторых нюансов (если встречаются неизвестные идиомы и другие сложные выражения речи). Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 4 (Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
- Базовая аэродинамика (М8). Дисциплина изучает физику внешней среды, основы аэродинамики (обтекание тел воздушным потоком, виды слоев и т.д.), теории полета, стабильности и механики полета. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Базовый авиационный английский язык. Часть 1 (ICAO 3). Изучение курса позволит развить словарный запас, достаточный для общения на общие, конкретные или связанные с работой темы; когда используемый диалект, или акцент, в достаточной мере понятен международному сообществу. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение общим и авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 3 (Pre-Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
- Базовый авиационный английский язык. Часть 2 (ICAO 3). Включает в себя овладение профессионально-ориентированным английским языком, необходимого для применения в производственной деятельности и проведении научных исследований. Дисциплина направлена на приобретение компетенций, включающие в себя владение общим и авиационным английским языком в соответствии с требованиями к уровню 3 (Pre-Operational) по шкале Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
- Высшая математика 1 (М1). Дисциплина дает основные понятия и общие принципы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач. Изучение дисциплины позволит студентам самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе, связанной со специальностью.
- Казахстанское и международное авиационное законодательство (М10RK). Изучение дисциплины предусматривает приобретение знаний об особенностях нормативно-правовых актов международных организаций и национальных органов управления, применение полученных знаний о различных документах регулирующих авиационную деятельность. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency EASA PART-66.
- Концепция и технологии CNS/ATM (Communications, Navigation, Surveillance/Аir Traffic Management). Дисциплина изучает новые технологии связи, навигации и наблюдения, а также спутниковой навигации и наблюдения и влияние этих технологий на Организацию Воздушного Движения.
- Основы научно-исследовательской деятельности. Дисциплина предназначена для обучения студентов основным нормам производства научно-исследовательских работ с учетом основных этапов, элементов и ключевых методов производства исследований в данной отрасли.
- Основы электроники (М4). Часть 1. Изучение дисциплины позволит освоить принципы работы полупроводников, проводников, электронных компонентов (характеристики и свойства), а также сервомеханизмов. Описана работа и функционирование логических и линейных схем. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART 66.
- Основы электроники (М4). Часть 2. Изучение дисциплины позволит освоить принципы работы транзисторов, основных электронных приборов и схем, так же основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме. Разбор функционирования и работы конденсатора, электродвигателей, трансформаторов, фильтров и генераторов, их характеристики и свойства. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART 66.
- Основы электротехники (М3). Дисциплина изучает статическое электричество и проводимость, выработку электроэнергии и т.д. В данной дисциплине рассматриваются электрические машины (асинхронные, синхронные, двигатели и генераторы), которые являются основой большей части электрических авиационных приборов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Практика технического обслуживания (М7). Часть 1. Данный предмет изучает влияние эксплуатационно – технических характеристик воздушного судна на процессы и режимы технического обслуживания и ремонта. Позволит обеспечить безопасное выполнение технического обслуживания и ремонта, контроля и стандартных операций в соответствии с руководством по техническому обслуживанию и ремонту. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Практика технического обслуживания (М7). Часть 2. Изучает предосторожности при выполнении технического обслуживания, порядок технического обслуживания; применение методов и технологии демонтажа, проверки, ремонта и сборки; владение основными принципами и стратегией технического обслуживания и ремонта воздушного судна различных типов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency EASA PART-66.
- Практика технического обслуживания (М7). Часть 3. Данный курс направлен на изучение комплекса ремонтных работ авиационной техники, порядка проведения ремонта и причины поступления авиационной техники в ремонт. Применение технологии демонтажа, проверки, ремонта и сборки; овладение основными принципами и стратегиями ремонта воздушного судна различных типов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Системы приборов цифровой техники/электроники (М5) Часть 1. Содержание курса направлено на изучение систем электронного, измерительного и приборного оборудования. Работа с преобразованием данных. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Системы приборов цифровой техники/электроники (М5) Часть 2. Дает представление о системах электронных приборов, систем счисления, преобразовании данных, типовых электронных/цифровых авиационных системах. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66
- Теоретические основы радиолокации и радионавигации. Дисциплина изучает теоретические основы и физические принципы радионавигационных и радиолокационных измерений, методы оценки радионавигационных параметров, анализ точности определения местоположения летательных аппаратов в навигационном пространстве.
- Физика 1 (М2). Изучение разделов механики: статика, кинетика и гидродинамика. Ознакомление с термодинамикой: первым и вторым законом термодинамики. Изучение понятий об оптике, волновом движении и звуке. Соответствует модулю 2 European Aviation Safety Agency (EASA) PART 66.
- Физика 2. Дисциплина изучает физические явления, как обобщение наблюдений практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне; основные методы наблюдения, измерения и экспериментирования в физике. Исследование физических явлений и законов в современной технике.
Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
- Авиационная безопасность и безопасность полетов. Дисциплина описывает и анализирует факторы, оказывающие влияние на уровень безопасность полетов, и мероприятий направленных на его поддержание и улучшение.
- Введение в специальность. Дисциплина описывает основы аэродинамики, динамики полета, движение центра масс летательного аппарата, конструкции ЛА. Рассматривается авиационно-транспортная система и ее составляющие.
- Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию воздушного судна (М9А). Дисциплина изучает основы мировых стандартов и требований, явлений и процессов, происходящих в области авиации по техническому обслуживанию и инспекции воздушных судов. Развитие умений самостоятельно выполнять задания и контролировать эмоционально- волевые состояния (стрессоустойчивость, ответственность и т.д.). Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency EASA PART-66.
- Высшая математика. Высшая математика включает аналитическую геометрию, элементы высшей и линейной алгебр, дифференциальные и интегральные исчисления, дифференциальные уравнения, теорию множеств, теорию вероятностей и элементы математической статистики.
- Инженерная и компьютерная графика. Дисциплина изучает концептуальные основы теории отображения объектов на плоскостях, готовность к использованию теоретических положений и компьютерной техники в профессиональной практике.
- Метеорологические приборы и оборудования. Содержание дисциплины направлено на изучение технических средств, используемых в практике наблюдений за погодой и получения количественных характеристик состояния атмосферы. Основные виды наблюдений за метеорологическими условиями взлёта и посадки летательного аппарата и полёта их по маршруту.
- Обслуживание воздушного движения и правила полетов. Содержание дисциплины направлено на изучение основ организации воздушного движения в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации, а также структура и содержание основных нормативных правовых документов, касающихся использования воздушного пространства и организации воздушного движения.
- Основы метеорологии. Изучение дисциплины предоставит возможность получения знаний о метеорологических величинах, физической сущности атмосферных явлений и процессов, протекающих в атмосфере, а также правил установки простейших метеорологических приборов, их эксплуатации и принципов измерения метеовеличин. Теоретические основы составления метеорологических карт и предоставления метеосводок для выполнения полётов согласно международным стандартам ГА (SIGMET; AIRMET; TAF; SPECI; METAR)
- Основы программирования. Дисциплина даёт изучить методики использования программных средств, для решения практических задач, получение знаний и навыков программирования на языке высокого уровня.
- Пилотажно — навигационные системы и комплексы. Знания об автопилоте (основы автоматической бортовой системы управления полетом), а также физических основах работы, назначении, принципах действия, устройстве, конструкциях и схемах, особенностях эксплуатации пилотажно – навигационных систем и комплексов будущего специалиста по эксплуатации оборудования.
- Приемные и передающие устройства. Дисциплина изучает радиопередающие устройства, функциональные преобразования над сигналами, радиоприемные устройства и их функциональные узлы, вычислительные техники в устройствах передачи и приема радиосигналов, основы моделирования устройств передачи и приема радиосигналов.
- Радиотехнические системы обслуживания воздушного движения и АС УВД (автоматические системы управления воздушным движением). Содержание дисциплины направлено на изучение назначения, принципов работы, устройств, основных характеристик, порядке эксплуатации современных и вводимых в эксплуатацию в гражданской авиации Республики Казахстан средств автоматизации управления воздушным движением.
- Радиотехнические цепи и сигналы базовый курс в системе подготовки современного инженера – авионика. Дисциплина изучает фундаментальные закономерности связанных с получением сигналов, их передачей по каналам связи, обработкой и преобразованием в радиотехнических цепях. Подробно рассматриваются методы анализа сигналов и радиотехнических цепей используют математический аппарат.
- Система Авионики (электро-радио и приборное оборудование). Изучение дисциплины предусматривает рассмотрение приборного оборудования, которое предназначено для управления самолетными системами на всех этапах полета, визульного контроля параметров полета, параметров различных систем и агрегатов. А также электро – радио оборудование, бытовое оборудование и системы управления полетом.
- Система безопасности авиации. Содержание дисциплины знакомит студентов с системой управления безопасностью полетов и их операционной деятельностью. А также описывает существующие процессы выявления опасных факторов с целью устранения или уменьшения рисков в деятельности до наименьшего практически возможного уровня.
- Теоретические основы авиационной техники. Содержание дисциплины дает представление об авиации, принципах работы частей авиационно-транспортной системы, об основных видах летательных аппаратов, основах по авиационным двигателям и наземному оборудованию и принципах их работы.
- Теория вероятностей и математическая статистика. Дисциплина предусматривает изучение основных понятий и общих принципов математического аппарата, необходимых для решения теоретических и практических задач и готовность применения теоретических, расчетных и экспериментальных методов исследований, методов математического и компьютерного моделирования в процессе профессиональной деятельности.
- Техническое обслуживание метеорологических систем оборудования. Содержание дисциплины направлено на изучение организации эксплуатации метеооборудования на аэродромах гражданской авиации, планирование технической эксплуатации, ввод в эксплуатацию, проведение технического обслуживания и ремонта метеорологических систем оборудования, организацию метрологического контроля и поверки средств измерений.
- Установка и мониторинг работы метеорологических систем оборудования. Дисциплина изучает физические основы методов дистанционных измерений и параметров состояния атмосферы, методы пассивной и активной локации, вертикальное строение атмосферы и условия распространения радиоволн, в том числе теория распространения электромагнитных волн (ЭМВ) в атмосфере. Получения количественных характеристик состояния атмосферы предоставляет сведения об устройстве приборов для метеорологического обеспечения полётов согласно «Правилам Метеорического Обеспечения Гражданской Авиации» от 14 июня 2017 года №345.
- Человеческий фактор (включая принципы контроля факторов угроз и ошибок). Изучает методологические основы выявления причинно-следственных связей развития неблагоприятных авиационных событий и методов предупреждения авиационных происшествий и инцидентов, анализа состояния безопасности полетов, выработки управленческих решений по предупреждению инцидентов и факторов опасности.
- Эксплуатация электросветотехнического оборудования аэропортов и аэродромов. Содержание дисциплины направлено на изучение основ и тенденций развития электротехнического оборудования аэропортов и аэродромов, взаимоотношения между различными ее звеньями. Рассматривается порядок электросветотехнического обеспечения полетов, техническая эксплуатация электроустановок в организациях гражданской авиации.
- Электроснабжение и система бесперебойного питания. Содержание дисциплины направлено на изучение таких вопросов, как:установкуа и эксплуатации батарей; генерация питания постоянного и переменного тока; генерация аварийного питания; регулирование напряжения; распределение электроэнергии; инвертеры, трансформаторы, выпрямители; защиту цепи, а также внешнее/аэродромное питание.
Дисциплины по профилю
Вузовские компоненты
- Воздушное судно — аэродинамика, структура и системы (М13). Часть 1. Изучение основ систем конструкции; Системы опознавания зон и радиостанций; Электрическое соединение; Положение о защите от разрядов молнии. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Воздушное судно – аэродинамика, структура и системы (М13). Часть 2. Изучение основных вопросов теории электромагнитного поля, физических процессов излучения и распространения радиоволн, особенностей конструкций и принципа действия антенно-фидерных устройств. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Воздушное судно – аэродинамика, структура и системы (М13). Часть 3. Предусматривает изучение: Установку и эксплуатацию батарей; Генерацию питания постоянного и переменного тока; Генерацию аварийного питания; Регулирование напряжения; Распределение электроэнергии; Инвертеры, трансформаторы, выпрямители; Защиту цепи; Внешнее/аэродромное питание. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Материалы и детали (М6). Часть 1. Изучение современных материалов (металлических, неметаллических, композиционных и т.д.), физико-механических свойств и структур. Знакомство с процессами коррозии и трансмиссии на воздушных судах. Освоение разновидностей соединений и стопорений, разновидностей заклепок, труб, пружин и подшипников, используемых в конструкции воздушных судов. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Материалы и детали (М6). Часть 2. Изучение структуры, технологии получения, области применения сплавов на основе железа, цветных металлов, неметаллических, композиционных материалов. Подборка типов материалов, соединений, тросов, кабелей в зависимости от области применения, оценка возможности коррозионных повреждений на них. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.
- Надежность авиационной техники. Изучает научные принципы, методы и технические приёмы обеспечения надежности изделий. Производиться разбор физических причин появления и развития отказов. Описывается возможность применения эффективных методов и средств эксплуатационного контроля и технического обслуживания изделий.
- Силовая установка (М14). Предлагает простое в понимании содержание принципов реактивной движущей силы и четырех основных типов газотурбинных двигателей. Подробно представлены принципы и работа систем индикации двигателя для контроля технического состояния двигателя. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART 66.
- Системы приборов цифровой техники/электроники (В2,М5) Часть 3. Данный курс направлен на изучение типовых электронных/цифровых систем воздушных судов, таких как Aircraft Communications Addressing and Reporting System – Arinc Communications – система связи; Electronic Centralized Aircraft Monitoring; Flight management system; Еlectronic flight instruments system. Работа, проверка работоспособности, замена блоков и расположение в кабине экипажа. Результаты обучения направлены на выполнение требований стандарта European Aviation Safety Agency (EASA) PART-66.