Образовательные программы

Востоковедение в КазУМОиМЯ

Описание образовательной программы 6B02201 Востоковедение в КазУМОиМЯ

Цель образовательной программы заключается в подготовке высококвалифицированных бакалавров в области востоковедения, которые обладают владением языком изучаемой страны, а также английским языком в качестве международного языка общения. Они также должны обладать глубокими знаниями по истории, культуре, политике и экономике стран востока. Помимо этого, они должны быть способны выражать свою личностную позицию в профессиональной деятельности и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии.

Факультет Востоковедения Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана готовит специалистов востоковедов по 6 восточным языкам: арабский, турецкий, персидский, китайский, корейский и японский.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  • Основы персонального развития. Формирование у студентов понимания основных направлений экономики и права основ антикоррупционной культуры самоуправления роли и значения экологии и безопасности жизнедеятельности а также лидерских качеств, методов научных исследований.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Базовый восточный язык (А1). Дисциплина направлена на обучение основам фонетики и грамматики изучаемого языка, овладение необходимым объемом лексического запаса и приобретение студентами первоначальных практических навыков общения на уровне А1.
  2. Базовый восточный язык (А2). Дисциплина направлена на освоение теоретических и практических основ грамматики восточного языка, которые предусматривают все виды речевой деятельности и обеспечивают общение соответствующий уровню А2.
  3. Базовый восточный язык (В1). Дисциплина обеспечивает овладение иноязычной речью, понимание устной речи на слух, развитие иноязычного общения без предварительной подготовки, и охватывает грамматико-лексический материал, соответствующий уровню В1.
  4. Базовый восточный язык (В2). Дисциплина направлена на решение коммуникативных задач в различных областях бытовой и культурной деятельности, развивает навыки устной и письменной речи, соответствующий уровню В2, которые предполагают написание эссе и сочинений, подготовку выступлений и диалогов на определенные тематики.
  5. Восточный язык для специальных целей (С1). Дисциплина направлена на овладение устной и письменной коммуникацией в рамках специальной терминологии, на освоение лексических и грамматических конструкций, используемых в профессиональных текстах с целью поиска и сбора информации в области профессиональной деятельности на восточном языке.
  6. Делопроизводство и деловое общение на государственном языке. Дисциплина позволяет будущим специалистам при поступлении на должность, в рамках иных деловых отношений а) грамотно писать необходимые документы б) представлять себя работодателю в качестве квалифицированного специалиста б) развивать потенциал, чтобы зарекомендовать себя среди абитуриентов на вакансию в) максимально использовать возможности, деловые компетенции будущего специалиста г) быстро интегрироваться в коллектив и выстраивать правильную стратегию и тактику в ходе деловых коммуникаций с будущими коллегами.
  7. Дипломатическая и консульская служба стран Востока. Дисциплина рассматривает основы дипломатической и консульской службы, историю становления дипломатических отношений, описывает закономерности развития дипломатических отношений в странах Востока, изучает основные методы и приемы дипломатии.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Введение в специальность. Курс направлен на создание у студентов целостного представления об избранной специальности и призван ввести студентов в курс общих понятий, вопросов и методов востоковедения. Вместе с этим, курс вводит студентов в востоковедческую проблематику, объясняет им, чем занимаются востоковеды.
  2. Второй иностранный язык (английский). Дисциплина рассматривает содержание лингвокультурологических и страноведческих тем в различных ситуациях общения, и содержит необходимый лексический и грамматический материал, используемый для решения учебных и профессиональных задач.
  3. История изучаемой страны в древности и средневековье. Дисциплина отражает характерные особенности развития восточных обществ и государств в древности и средневековье, рассматривает исторические процессы, повлиявшие на политическое, экономическое и культурное развитие изучаемой страны.
  4. История изучаемой страны в новое и новейшее время. Дисциплина направлена на изучение исторических закономерностей и особенностей политического и социально-экономического развития изучаемой страны в новое и новейшее время. В рамках дисциплины рассматривается процесс становления независимых восточных государств и их современное состояние.
  5. Источниковедение и историография стран Востока. Дисциплина направлена на определение достоверности и объективности исторических источников, места и роли источниковедения и историографии в системе востоковедческих наук, классификации и систематизации источников на восточном языке. Рассматривает исторические источники, основные методы исторического и источниковедческого исследования для оценки исторической действительности.
  6. Классическое и современное востоковедение. Дисциплина предусматривает изучение структуры, основных компонентов Востоковедения, как академической и прикладной науки, рассматривает концепции, теории и школы классического и современного востоковедения. Особое внимание уделяется истории становления и развития востоковедения в мире и Казахстане.
  7. Литература стран Востока. Дисциплина рассматривает эволюцию развития литературы стран Востока, выявляет особенности традиционной и современной литературы изучаемой страны, определяет основные особенности национально-литературного наследия прошлого и его роль в развитии современной литературы.
  8. Общественно-политическая мысль стран Востока. Дисциплина рассматривает процессы становления и формирования социально-политической мысли народов Востока и ее трансформации в исторических условиях нового и новейшего времени под влиянием внутренних и внешних факторов.
  9. Политическая и экономическая география стран Востока. Дисциплина рассматривает особенности географического положения Восточных стран и влияние имеющихся природных ресурсов на внутриполитические и внешнеполитические ориентиры стран Востока. Раскрывает значимость географических, политических и экономических факторов в геополитике мира.
  10. Профситуационно-коммуникативный иноязычный практикум. Дисциплина направлена на изучение социальных, профессиональных и коммуникативных ситуаций на восточном языке, как устно, так и письменно; предусматривает работу с различными источниками информации на изучаемом языке (пресса, радио и телевидение, документы, специальная и справочная литература).
  11. Теоретическая и практическая грамматика иностранного языка (восточные языки). Дисциплина рассматривает грамматический строй изучаемого восточного языка как систему, части которой связаны определенными взаимоотношениями различной степени сложности. Теоретический раздел знакомит студентов с основными понятиями и терминами грамматики, с методами грамматического анализа, с закономерностями функционирования грамматического строя изучаемого языка. В рамках теоретического раздела изучаются фонетическая лексическая, морфологическая и синтаксическая система изучаемого языка.
  12. Этнические и культурные традиции стран Востока. Курс рассматривает этнические, духовные, материальные ценности народов Востока в современном культурном пространстве. Дисциплина направлена на изучение понятий «этнос», «этническая культура», культурно-этническое своеобразие стран Востока, знаний, верований и видов народного искусства стран Востока.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Восточный язык для специальных целей (С2). Дисциплина позволяет систематизировать отраслевую терминологию активного профессионального словарного запаса. В рамках дисциплины студенты обучаются свободно и эффективно использовать языковые средства для общения в профессиональной сфере; правильно формулировать мысли, выражать мнение и поддерживать дискуссию с другими участниками беседы; писать тексты, доклады, используя специальные термины.
  2. Казахстан и страны Востока. Дисциплина рассматривает факторы, влияющие на формирование и развитие внешней политики Республики Казахстан по отношению к странам Востока, определяет роль внутренней и внешней политики РК в мировом политическом процессе, в международных и региональных организациях.
  3. Общественно-политическая лексика восточного языка. Дисциплина рассматривает наиболее актуальные аспекты общественно-политической терминологии изучаемого языка, предусматривает формирование необходимого запаса лексики для работы с материалами оригинальной прессы на восточном языке, отражающими общественно – политическую жизнь изучаемой страны.
  4. Региональные организации Востока. Дисциплина рассматривает интеграционные процессы на Востоке, регионализацию стран Востока, межгосударственные объединения, их состав, мотивы образования, цели и направления деятельности, проблемы и перспективы развития, определяет роль региональных организаций в развитии международных многосторонних взаимоотношений.
  5. Теория и практика академического письма. Дисциплина рассматривает теоретические особенности различных жанров академического письма, таких как эссе, реферат, курсовая работа, дипломная работа и т.д. А также включает в себя теоретическую часть практическую часть, которая позволяет студентам отработать навыки написания академических текстов.
  6. Этноконфессиональные конфликты в странах. Востока и пути их урегулирования Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций конфликтологии, выявление специфики конфликтов на Ближнем и Дальнем Востоке, отражает причины, структуру и динамику современных конфликтов и их урегулирование и предотвращение.

Компоненты по выбору

  1. Ресурсный потенциал Зарубежной Азии.. Дисциплина раскрывает экономические возможности ресурсного потенциала Зарубежной Азии, выявляет уровень конкурентоспособности в масштабах региона и всего мира, отражает ресурсообеспеченность стран Зарубежной Азии, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
  2. Бизнес-модели и деловая культура стран Востока. Дисциплина изучает модели деловых культур, специфики бизнес моделей и деловой культуры народов стран Востока, классифицирует и раскрывает культурные национальные особенности при ведении переговоров, сравнивает менталитет народов Востока и Запада, вырабатывает рекомендации по технике ведения деловых переговоров с учетом кросс-культурных различий.
  3. Геополитическая и геоэкономическая трансформация стран Востока. Дисциплина рассматривает процессы экономической и политической трансформации стран Востока в условиях изменения мировой геополитики и геоэкономики. Дисциплина изучает внешнеполитические и внешнеэкономические интересы стран Востока, регионализацию, условия стабильности и безопасности региона.
  4. Диалог Запада и Востока. Дисциплина рассматривает Западную и Восточную цивилизацию, раскрывает концепции и подходы к проблеме Запада и Востока, определяет особенности культуры и менталитета народов с учетом исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем, выявляет механизмы сотрудничества между Европой и Востоком и определяет роль Казахстана во взаимодействии стран.
  5. Креативные индустрии Востока. Дисциплина рассматривает становление и развитие креативных индустрий стран Востока и направлена на определение и оценивание роли цифровых технологий в креативном секторе экономики Восточных стран, раскрывает значение цифровой безопасности в экономике стран Востока.
  6. Тенденции развития АТР. Дисциплина рассматривает содержание и специфику крупных общерегиональных интеграционных проектов, процессы экономического регионализма и многостороннего сотрудничества по вопросам политики и безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе, объективные возможности АТР и препятствия на пути их реализации, важные тенденции развития международной обстановки в АТР, приоритеты основных субъектов его экономики и политики, их мотивацию при подключении к различным форматам и проектам многостороннего сотрудничества.
  7. Цифровизация профессиональной деятельности. Дисциплина рассматривает различные аспекты влияния цифровизации на социально-экономическую жизнь общества, проблематику государственного регулирования и поддержки цифровой экономики, цифровую трансформацию деятельности современных компаний и основы обработки информации по вопросам Востоковедения.