Образовательные программы

Журналистика в академии Кайнар

Данные актуальны на ноябрь 2024 г.

Описание образовательной программы 6B03201 Журналистика в академии Кайнар

Цель образовательной программы заключается в подготовке специалистов в сфере информации, которые будут востребованы и конкурентоспособны на медиа рынке. Они будут обладать не только необходимыми универсальными и профессиональными компетенциями, но и осознают свою социальную ответственность.

Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.

  • Интегрированный модуль «Междисциплинарный синтез». Междисциплинарный синтез — интегрированная программа по дисциплинам цикла ООД, имеющие междисциплинарный характер и направленные на формирование у обучающихся компетенций в области экономики и права, основы антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, методов научных исследований.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Блоговая журналистика. Целью изучения дисциплины дать представление об организации работы блоговой журналистики, о практике блоговой деятельности, используя отечественный и зарубежный опыт, направлениях развития блогосферы, видах социальных сетей, а также языковых и стилистических особенностях блоговой журналистики.
  2. Введение в журналистику. Курс нацелен на формирование системных теоретических знаний о базовых категориях журналистской деятельности, на особенность роли журналистики в обществе, на организацию деятельности и структуре современной периодической печати, электронную прессу и интернет-СМИ; дает представление о профессиональных, правовых, социальных и этических нормах журналистской деятельности; осваивает комплекс основных критериев оценки информационных продуктов, деятельность редакций газет и эфирного вещания. Студенты анализируют особенности национальных медиа-моделей и реалии функционирования казахстанских СМИ. В процессе обучения студенты используют орфографию и пунктуацию, навыки по определению условий орфограммы и пунктограммы и создают устные и письменные тексты в соответствии с нормами литературного языка, редактируют печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал.
  3. Жанровые формы и функции современной журналистики. Дисциплина основана на изучении информационных текстов в соответствии с особенностями и спецификой жанров и функций журналистики; раскрывает содержание в профессиональной деятельности; использует жанровые форм журналистики, полемики, оценочное мышление, принципы выборки фактов; развивает жанровое своеобразие, диалектику изменения сбора, формы и подачи материала. На практических занятиях студенты применяют метод сбора информации, ее проверки и анализа с целью выявления их социально значимого содержания, анализируют медиа-тексты и вычленяет в художественных текстах и артефактах общественную проблематику.
  4. Журналистское мастерство. Целью курса является изучение основных правил функционирования массовой информационной деятельности, основополагающих жанров, видов журналистики, получение и обработку устойчивых навыков создания информационно-аналитического продукта в рамках заданных обстоятельств. Объективно оценивает собственное творчество, творчество своих коллег и признанных мастеров журналистского цеха; повышает общий культурный уровень студентов за счет творческого общения в рамках творческой мастерской. На практических занятиях студенты разрабатывают локальный авторский медиапроект, анализируют телепрограммы, фильмы, телеспектакли; применяют художественный прием и метод телевизионной публицистики при создании телепередач (телефильмов).
  5. Законодательство СМИ и этика. Дисциплина направлена на изучение основных документов, регулирующих поведение представителей журналистского корпуса; практики законодательства о СМИ зарубежных стран; комплексного понимания принципов и норм правового регулирования в сфере массовой информации; формирование представления о моральных принципах и ценностей в журналистике; целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущего казахстанского законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности СМИ; гражданского воспитания личности. Впоследствии студенты будут способны применять правовые знания; методику журналистских текстов с соблюдением профессиональной этики; комментировать публикации в профессиональных изданиях на тему морали, материалы судебных разбирательств по вопросам журналистских выступлений.
  6. Зарубежная журналистика. Дисциплина изучает основополагающие этапы развития зарубежной журналистики и публицистики, истории книги и книгопечатания, газет и журналов, радиовещания, документальное кино, телевидение, электронные газеты и другие СМИ в Интернете, анализ наследия выдающихся журналистов и публицистов; хронологическую последовательность с теоретическими и практическими аспектами коммуникационных процессов в мировой журналистике. Осваивают навыки составлять исторический анализ становления журналистики, связи журналистики с философскими, научными, религиозными идеями и определение ее места в пространстве мировой культуры; способны анализировать опыт зарубежной журналистики, ориентироваться на лучшие образцы и применять в своей работе журналиста.
  7. Интернет-журналистика. Дисциплина знакомит студентов со спецификой сетевой журналистики, историей возникновения и развития интернета, с методом работы в сети, с творческим процессом создания веб-страниц, с системой управления сайтами, жанры и формы сетевой публикации, профессионально-этическими правилами и нормами веб-журналиста. Представляет специфику работы над материалами для интернет-проектов, учит создавать читаемые тексты и заголовки. Создает тексты, адаптированные для поисковых машин. Способен использовать программное обеспечение для веб-журналиста; программные инструменты веб-издания; проектирует структуру сайта; создает гипертексты, привлекательные заголовки. Применяет инструменты поиска; работает с системой администрирования учебного веб-издания, контент-редактором (добавляет информацию на сайт и редактирует ее в интернет-пространстве), оформляет дизайн вебсайтов, оценивает качество публикации в сети; оптимизирует тексты для поисковых систем.
  8. Искусство публичного выступления. Курс направлен на изучение теории и на повышение речевой культуры, коммуникативной компетентности; позволяет обоснованно выбирать различные языковые средства для деятельности (коммуникативно-речевые, типологические); формирование практических навыков ораторского искусства, актерского мастерства и публичных выступлений; норм официально-деловой письменной речи. На практических занятиях студенты подбирают материал для сообщений на заданную тему и выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы по теме; обсуждают профессиональные проблемы, оратор отстаивает свою точку зрения, объясняет сущность явлений, события, процессы, делает выводы, дает аргументированный ответ.
  9. История казахской журналистики. Дисциплина основана на предпосылках возникновения казахской периодической печати конца 19 в., развития до 1917 года; особенности становления и развития казахстанской журналистики; взаимосвязь истории казахстанской журналистики с тенденциями исторического развития страны; специфику деятельности СМИ; развитие жанрового своеобразия, диалектику изменения сбора, формы и подачи материала. При мозговом штурме студенты анализируют произведения публицистов, правильно определяют истоки развития журналистики Казахстана в конкретный исторический период и работают с архивными материалами. Делают выводы по определению специфики жанров и форм материала определенного периода журналистики Казахстана
  10. Правовые основы журналистики. Дисциплина обучает нормативно-правовым аспектам деятельности журналиста, принципам регулирования свободы слова и печати; истокам информационного права, международным правовым актам в сфере массовой информации; правовым основам СМИ в Казахстане и странах Запада; повышает правовую грамотность журналистов; правовой статус субъектов информационных отношений, законодательство РК о рекламе в СМИ и государственное регулирование информационных отношений. При тренинге студенты выражают активную позицию гражданина демократического и правового государства, защищают свою точку зрения, анализируют нормативно правовые акты в области информационных отношений, определяет права и обязанности журналиста, главного редактора, учредителя, дают определение цензуре СМИ, злоупотреблению свободой СМИ; юридический анализ международно-правовым и внутригосударственным мерам регулирования деятельности СМИ.
  11. Профессионально-ориентированный иностранный язык. Цель курса профессионально-ориентированного обучения иностранному языка заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирование профессионально значимых качеств личности. В процессе обучения студенты практикуют профессиональную деятельность в лингвистическом, социолингвистическом, информационно-аналитическом и коммуникативных аспектах, применяя проектные задания.
  12. Профессиональный казахский (русский) язык. Курс формирует у обучающихся коммуникативные и профессиональные компетенции, прививает навыки во всех видах речевой деятельности на государственном, русском языках для восприятия специальных текстов, а также формирует у студентов навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыки деловой письменной и устной речи, навыки публичной и научной речи в рамках профессиональной деятельности, применению наиболее эффективных и успешных методов и средств для повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. Впоследствии, при дискуссиях студенты применяют систему языковых и профессиональных знаний для расширения задач профессионального общения, владеет грамматикой и стилистикой казахского, русского языков, мастерства публичного выступления, качественной характеристики ораторской речи.
  13. Техника и технология СМИ. Дисциплина знакомит студентов с современным аппаратным редакционно-издательским оборудованием и программным обеспечением, базовыми технологиями, применяющимися в полиграфии, объясняет необходимость учета важнейших полиграфических параметров конкретного издания еще на стадии допечатной подготовки, возможность хранения и передачи информации, используя различные цифровые носители и каналы связи. Целью курса является овладение студентами профессиональной терминологией и выработка у них первичных навыков труда газетного работника, фотокорреспондента и радио.
  14. Фотожурналистика. Дисциплина обучает студентов основам фотожурналистики как составной части массовых информационных процессов, проходящих посредством печати, телевидения, Интернета;. формирует у студентов знания в области истории возникновения фотографии и применения нового технического средства визуальной коммуникации в изобразительном искусстве, кино- и теледокументалистике; формирует способности определять выразительные и изобразительные возможности самой фотографии в отличие от смежных искусств и вербальных средств массовой коммуникации, нахождение синтеза слова и изображения. Владеют навыками теоретического исследования общих социально-эстетических принципов получения, сохранения и тиражирования визуальной информации в изобразительном искусстве и фотографии в отличие от кино- и теледокументалистики, способны применять фотокамеру, современную техническую базу, цифровые технологий; готовить газетно-журнальные публикации в жанрах фотожурналистики; создавать фоторепортажи, фото историю.
  15. Язык и стиль массовых коммуникаций. Дисциплина нацелена на культурно-языковые основы коммуникации, приемы речевого воздействия, специфические свойства языка газеты, радио, телевидения, рекламы, Интернет; соотношение содержания и формы высказывания, взаимодействие в коммуникации языковых и экстралингвистических факторов; формирует языковые компетенции, предполагающее владение нормами литературного языка и средствами его выразительности. Дисциплина нацелена на речевое самоопределение профессиональных журналистов; вырабатывает навыки анализа особенностей текста СМИ. В процессе обучения студенты осваивают нормы и ресурсы возможностей русского литературного языка, различные формы речевого поведения и общения, нормы русского литературного этикета; применяют теоретические знания на языковой практике; преодолевают речевые ошибки и нейтрализует коммуникативные помехи.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Аудио, видео, компьютерный монтаж. Курс нацелен на принципы создания аудио, видео и компьютерного монтажа; систему телевизионного наблюдения, оцифровки видео, обработку аудиоинформации, подготовку видео- и аудиопрограммы на различных носителях; обучает причинам возникновения наводок и помех, рассматривает стандарты и нормативные документы, регламентирующие работы в этой области; знакомит с принципами восприятия медиатекста, составлением сценария и способом его оформления, структурными единицами экранного произведения. После окончания курса студент способен проводить видео и компьютерный монтаж; монтаж на движение; монтировать аудио звук; создавать сюжеты или авторские программы с использованием различных монтажных приемов; применять средства получения, хранения, переработки информации для работы с компьютером. Разрабатывает концепцию и создает аудиовизуальное произведение, сценарий, описывающий структуру, сюжет и все элементы будущего фильма, (видео, иллюстрации, анимацию, титры, звук, музыкальное и звуковое сопровождение). Применяет искусство видеомонтажа, программные средства для обработки звука, переносит цифровой материал на видеокассеты, CD или DVD диски, размещают в Web, интегрирует его в проектах других программ.
  2. Введение в HR- менеджмент (MINOR 2). Дисциплина дает возможность знакомства с процессами управления персоналом как системы, знания требований к службе персонала, знание механизма стимулирования персонала, ознакомление будущих специалистов с процессом планирования персонала, понятиями построения карьеры.
  3. Инфографика на ТВ. Дисциплина изучает основы инфографики, создает у студентов систему знаний в области современной инфографики в СМИ, распространяет информационную графику, технологию обработки информационных данных, трансформацию в информационные графические продукты, категориальный аппарат современной инфографики; средства и программы для создания инфографических проектов. Курс дает знания использования современных технических платформ и новейших цифровых технологий в медиасфере. Разрабатывает инфографики для решения профессиональных задач; применяет технологии и методику производства современной инфографики для распространения на различных печатных и электронных площадках.
  4. Информационное радио. Дисциплина знакомит с основными типологическими признаками, структурой репортажа, особенностями монтажа на радио; организационными принципами государственных и коммерческих радиостанций, работой с радио-текстами для совершенствования мастерства журналиста, формирует навык сбора и обработки информационных материалов для радио, создает материалы в разных жанрах, радио-сценарий; определяет формат радиостанции; разрабатывает концепцию радиопрограмм. Способен подготовить текст для репортажа; записывать стендап на месте событий; создавать материалы в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальные, фото, аудио, видео, графические). Применяет навыки ораторского и актерского мастерства, общения со слушателями, интервьюирования собеседника; диалогового и монологового ведения эфира, дискуссии в семинарских группах. Работает со студийной аппаратурой, в прямом эфире. Редактирует тексты радиосообщений в реальный медиа-продукт форме радиопрограммы.
  5. История публицистики и жанров. Дисциплина знакомит с основными закономерностями развития жанров, классификацией их назначения: цель, информативность, особенность; формами передачи службы информации, форматами информационного государственного и коммерческого (FM-формата) вещания. Студенты изучают информационные жанры публицистики: хроникальный репортаж, информационная заметка, обзор прессы, радио отчет, оперативный рассказ у микрофона, информационное интервью и хроникальный репортаж.
  6. Конфликтология. В процессе изучения данной дисциплины ключевыми вопросами являются: понятие конфликта и предметная область конфликтологии, генезис представлений о конфликте, представление о конфликте как явлении социальной жизни, методы конфликтологии, динамика различных видов конфликтов, теоретические направления исследования и практическая деятельность по урегулированию конфликтов, переговоры как средство урегулирования конфликтов, социально-психологические технологии разрешения конфликтов.
  7. Культура журналистской речи. Цель дисциплины «Культура журналистской речи» заключается в формировании культуры журналистской речи, навыков соблюдения языковых, коммуникативных и этических норм. Студенты обучаются диалогической форме общения, ораторскому мастерству, умению применять стилистически правильные речевые средства, разнообразные коммуникативные тактики, соблюдать этические нормы в профессиональной деятельности на конкретных примерах из печатных и электронных СМИ.
  8. Медиаменеджмент и медиареклама. Дисциплина изучает основы медиаменеджмента и медиарекламы в условиях рыночных отношений; роль общественного мнения в современном менеджменте, роль медиа между организацией и обществом; социо-психологические аспекты управления предприятием; методы рекламной деятельности, технологии менеджмента и выбора рекламных носителей, основные методы бюджетирования и финансового анализа, используемые в медиа-компаниях при управлении портфелем медиа-холдинга; методы и особенности управления правами на контент в различных средах.
  9. Медиаэтика. Цель курса направлена на проблемы этики в сфере массовых коммуникаций и указывает на пути решения этических проблем, возникающих в деятельности средств массовой информации. Дисциплина обучает студентов заострять внимание на трудностях в работе, возникающих в области рекламы и новостных медиа и на многих других обстоятельствах повседневной жизни. Формирует общие профессиональные компетенции в сфере организации взаимодействия между организацией и средствами массовой информации; вырабатывает навыки создания PR-текстов, предназначенных для прессы; вырабатывает навыки проведения мероприятий для журналистов; подготовки и проведения публичных мероприятий, адресованных различным целевым аудиториям.
  10. Менеджмент (MINOR 1). Формирование системы знаний, умений и практических навыков, необходимых для управления современной организацией на разных уровнях управления, развитие способности и готовности эффективно использовать их для достижения целей организации.
  11. Мультимедийная журналистика. Дисциплина знакомит студентов с особенностями создания мультимедийного СМИ, мультимедийной логикой журналиста, мультимедийным текстом; выявлением преимуществ мультимедийного подхода к СМИ, особенностям их функционирования, процессом конвергенции различных видов средств массовой информации, мульти-медизацию. Раскрывает специфику и работу мультимедийного журналиста. Обучает производить сбор, анализ, структурирование информации для подготовки различного рода информационных материалов; создавать информационные, текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, применяет индивидуальные и групповые работы над информационными материалами. Способен к разработке, анализу и коррекции, хранению, переработке информации, восприятию информации, локальных авторских медиа-планов в цифровой среде. Создает пользовательский, аудиовизуальный медиа-контент; сайты и дизайн для них; ищет компромисс для какого рода СМИ подходит материал, тема. Применяет новейшие средства коммуникации (вербальные, аудио-, видео-, фото-, графику); обрабатывает полученную информацию с помощью редакторов цифровой обработки, конструирует медиа-сообщения на целевую аудиторию. Использует методы стилистической правки текста, сохраняя его индивидуально-авторскую особенность.
  12. Основы издательского дела. Дисциплина направлена на изучение основ издательского дела. Изучает систему, концепции, должностные обязанности сотрудников, систему взаимоотношения между отделами и редакциями, издательством и автором; принципы планирования, деятельность по распространению продукции; правила оценки и редактирования рукописей, направления, понятие верстки; правила верстки в издательской системе Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign, Adobe Illustrator; формирует представления о технологии издательского процесса, продвижении печатной продукции, о типологии издательской продукции. Развивает самостоятельность; работу с текстом разных стилистических типов и жанров; повышает речевую и письменную грамотность, редактирует текст. Студенты умеют готовить собственную публикацию и работу с другими участниками медиапроизводства; организовать индивидуальную и коллективную деятельность; выполнить текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую).
  13. Подготовка журналов, газет и телепередач. Дисциплина включает в себя изучение типологии журналистики; теории и методики журналистского творчества; показывает особенности труда и планирования журналистских материалов. Знакомит с некоторыми журналистскими приёмами добывания и её использования в правовом поле; раскрывает технологические и экономические возможности эффективной работы; формирует профессиональные приемы и репортерские навыки, которые обусловливают успешную работу теле- и радиожурналиста в прямом эфире. После освоения курса студент способен самостоятельно разрабатывать концепцию издания; редактировать сообщение различного рода, работать с аналитическим материалом. Ведет технологию сбора сведений, проверку достоверности фактов, поиска источника информации. Анализирует содержательно-тематическую и композиционно-графическую модель издания. Применяет технические средства радио- и тележурналистику; редакционно-издательскую технику.
  14. Психология общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь применять техники и приемы эффективного общения, использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
  15. Стилистика и литературное редактирование. Курс дает представление о стилевой системе языка; о редактировании в двух взаимосвязанных аспектах редакционной деятельности, об окончательной подготовке журналистом собственных материалов для СМИ (само-редактирование); изучает теоретические основы процесса редактирования, методы и приемы редакторского анализа, текста, критерии оптимального выбора языковых средств в тексте. Рассматривает уникальность и развития различных видов языковой нормы и правила ее применения в СМИ; профессиональные, этические и психологические аспекты редакторской деятельности; приемы синонимичных языковых вариантов; употребление экспрессивно-выразительных средств языка в текстах СМИ; редактирует материалы других авторов основанных на использовании новых технологий.
  16. Теория и практика PR. Дисциплина основана на изучении модели производства рекламных и PR текстов; структуру составления и создание текстов, пути достижения поставленной цели; Изучает характеристику рекламы и PR-тексты; законодательство, нормативную документацию в области производства рекламы и PR текстов в РК; Рассматривает композиционные и стилистические особенности текстовых и графических, рабочих и презентационных материалов и их использование в деятельности специалиста по рекламе и PR. Способен анализировать публичные тексты; креативные, языково-стилистические характеристики текстов. Разрабатывает рабочие и презентационные материалы в рамках публичных коммуникаций; редактирует тексты различной стилистики; оценивает традиционные и современные коммуникативные технологии и выделяет их преимущества. Организовывает работу по реализации коммуникационных кампаний и мероприятий. Разрабатывает креативные коммуникационные концепции и создает рекламные и PR тексты.
  17. Техника и технология подготовки телепередач. Курс знакомит студентов с современной техникой и технологиями подготовки телепередач; со специальным оборудованием, радио и Интернет, использующиеся в сфере печати, телевидения и медиа-отрасли. Изучает специфику работы в условиях мультимедийной среды, помогает владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) создавать вербальные тексты, аудио- и видеоинформацию, инфографику; объединять различные компоненты в рамках одного конвергентного текста; создавать материал в зависимости от типа СМИ в различных жанрах, форматах, редактировать различные материалы для СМИ, используя современные технологии. В результате освоения курса студент способен применять современную техническую базу: цифровые и IT-технологии, основные операционные системы, программные обеспечения; обрабатывать тексты, визуальные, аудио- и аудиовизуальные информации, ввод текста, графические; используя систему передачи и обмена информации; заголовочные формы, анонсирование, метод композиционного монтажа газетной-журнальной полосы, подачу и продвижения материала. Редактирует различные материалы для СМИ.
  18. Технология создания радиопрограмм. Дисциплина знакомит с современными формами деятельности радиожурналиста, техникой и технологией создания радиопрограмм; спецификой медиа-текстов в радиожурналистике. Формирует навыки сбора и обработки информационных материалов для радио; письменной и устной речи, строит связную речь, обучает выявлению в тексте главной мысли, созданию материала в разных жанрах радиожурналистики. Знакомит с современными технологиями: работе со звуком и видео, формату видео- и звукозаписи; стандартам телевизионного сигнала. Обучает организации, проведению и созданию радиопередач. По окончанию курса студент способен создавать радиопрограммы разных жанров и направлений, медиа-тексты. Осуществляет анализ общественного мнения и использует в ходе создания радиопрограмм взаимодействие с аудиторией. Также компетентен создавать радиопрограмму аудиовизуального производства с использованием компьютерных технологий и применять аудиовизуальную программу в практической работе. Способен оценивать техническое и художественное качество аудиовизуальных программ.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Мастерство телерадиоведущего. Дисциплина основана на главных аспектах и этапах формирования имиджа в различных социальных сферах; технологии самопрезентации; особенности индивидуально-творческой (авторской) журналисткой работы, технологии и техническое сопровождение, принципы работы с источниками информации; определяет профиль аудитории, личности, организации, разрабатывает тактику формирования имиджа организации, личности, товара; работает с почтой, откликами, обращениями в редакцию, участвует в организации общественных обсуждений, дискуссий, подготовки материалов и передач с участием аудитории, интерактивными коммуникационными проектами. В последствии, студенты применяют метод сбора информации (технологию интервью, наблюдения, работу с документами и т.п.); средство выразительности; риторики; анализируют тексты СМИ, свои журналистские материалы с целью их совершенствования; навыки общения с гостями и аудиторией в студии.
  2. Методология написания научных работ. Данная дисциплина позволяет студентам ознакомиться с современными методологическими принципами и подходами к написанию научной работы, а также формирует у них навыки подготовки, написания, оформления и представления научных работ.
  3. Практикум написания сценариев. Цель курса направлена на изучение теоретических основ драматургии и сценарного мастерства, формирование навыков самостоятельного написания сценариев разнообразных мероприятий; законов монтажа как способа смыслового построения сценария; методики разработки сценарного плана; специфики композиционного построения сценарной драматургии; с разнообразными типами сценариев; разрабатывает сценарный замысел современного теле- и видеофильма, программы; развивает и обогащает его в сотрудничестве с другими участниками творческого процесса. Способен разрабатывать и создавать сценарий теле- и видеофильм телевизионной программы в сотрудничестве с другими участниками творческого процесса в ра��ной тематической или жанровой направленности (формата) по собственному замыслу на основе литературного сценария; оценивает техническое и художественное качество телевизионного сценария.
  4. Профессионально-творческий практикум на радио и телевидении. Курс нацелен на закрепление навыков работы в любых видах СМИ, практическую наработку в изучении различий печатных изданий и электронных носителях; усовершенствование творческих приемов журналистики при подготовке материалов к публикации/выходу в эфир; повышение уровня журналистских навыков по созданию информационных, информационно-аналитических и художественно-публицистических произведений в печать, электронные средства массовой информации. На практике студенты применяют технику воздействия на аудиторию СМИ, манипулирования массовым сознанием СМИ; сегментирования аудитории СМИ; технологию; производства журналистских программ; монтажа компьютерных программ для радио, телевидения (Sound Forge, Vegas, Audition, Adobe Premiere) и другие программы.
  5. Публицистика и политика. Дисциплина изучает основные этапы развития публицистики и политики и средств массовой информации в Казахстане. Цель предмета – выявление особенностей политической публицистики в деловых СМИ Казахстана и зарубежья и всесторонний анализ их возможного влияния на аудиторию. Определить характерные черты и функции политической публицистики в СМИ, и особенно деловых изданиях; провести сравнительный анализ публицистических текстов политической тематики в деловых СМИ Казахстана; определить жанрово-тематическую направленность публицистических произведений в исследуемых изданиях; определить ведущих публицистов в деловых СМИ; выявить методы и степень влияния политической публицистики в деловых СМИ на их аудиторию. Систематизировать изучаемые явления; отстаивать собственные позиции по различным проблемам общественно-политической и литературно-критической мысли в казахстанской журналистике.
  6. Телерадиожурналистика. Дисциплина направлена на изучение современной системы СМИ, новые тенденции профессионального журналистского творчества в области телевизионной и радиожурналистики, творческие профессии на телевидении и на радио, круг профессиональных обязанностей журналиста; метод оптимизации практической деятельности; учит создавать журналистские материалы, базироваться на знаниях в коллективной и индивидуальной журналистской работе. На практических занятиях студенты разрабатывают концепцию теле- или радиопрограммы и создают теле- или радио-сценарий; используют различные программные средства, базы данных, в Интернете, применяет поисковые системы, работают с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Компоненты по выбору

  1. Аналитическая журналистика. Целью изучения дисциплины является ознакомленипе студентов со спецификой аналитической журналистики, историей возникновения и развития журналистики, с методом работы, с творческим процессом, с системой управления, жанрами и формами сетевой публикации, профессионально-этическими правилами и нормами журналиста. Представляет специфику работы над материалами для проектов, учит создавать читаемые тексты и заголовки. Создает тексты, адаптированные для поисковых машин.
  2. Лидерство в управлении и командообразование (MINOR 3). Дисциплина способствует целостному представлению о сущности лидерства и корпоративного менеджмента. Изучение дисциплины должно позволить обучающимся овладеть навыками управления взаимодействием в различных отраслях, приемами и методами анализа современных актуальных проблем в области лидерства.
  3. Медиа и журналистика. Дисциплина знакомит с историей становления и развития медиа и журналистики; с современной газетной и журнальной техникой, со средством и приемом оформления различных типов газет и журналов; дизайнерскими технологиями, принципами создания дизайна, фирменным стилем. После освоения курса студент способен работать с компьютерными программами для дизайна: РМ, Corel DRAW, Adobe Photoshop. Разрабатывает и использует шрифты в процессе дизайнерской работы над рекламными проектами, дизайнерские элементы, фирменные эмблемы, лейблы, дизайн рекламной и печатной продукции, медиа- и арт-фотографии, графический интерфейс, веб-дизайн и инфографику. Составляет макет полосы заданного формата графическим способом с использованием компьютера.
  4. Методы и средства управления (MINOR 4). Дисциплина позволяет приобрести знания по комплексному взаимодействию и изучению различных сторон деятельности предприятия, выявить на этой основе бизнес-проблемы и разработать обоснования для решения проблем при помощи внедрения бизнес-инжиниринга. Получить навыки руководителей предприятий в различных сферах деятельности для работы с современными технологиями и моделями, компьютерными системами, используемыми для поддержки принятия решений.
  5. Написание журналистского текста и редактирование. Цель курса дает представление о стилевой системе языка; о редактировании в двух взаимосвязанных аспектах редакционной деятельности, об окончательной подготовке журналистом собственных материалов для СМИ (само-редактирование); изучает теоретические основы процесса редактирования, методы и приемы редакторского анализа, текста, критерии оптимального выбора языковых средств в тексте. Рассматривает уникальность и развития различных видов языковой нормы и правила ее применения в СМИ; профессиональные, этические и психологические аспекты редакторской деятельности; приемы синонимичных языковых вариантов; употребление экспрессивно-выразительных средств языка в текстах СМИ; редактирует материалы других авторов, основанных на использовании новых технологий.
  6. Основы публицистики. Дисциплина знакомит студентов с многообразием жанровой палитры публицистического творчества; системой жанров в современной журналистике, с социальной ролью и общественной миссией журналистики и журналиста в демократическом обществе, функциями и принципами СМИ, опытом исторических, современных отечественных и зарубежных СМИ; с развитием современной публицистики; интеграционным процессом, модификацией жанровой системы. Формирует ориентир на отечественную и мировую журналистику, и произведения в жанрах аналитической журналистики и художественной публицистики, отвечающие требованиям времени.