Журналистика в академии Кайнар
Данные актуальны на ноябрь 2024 г.
Описание образовательной программы 6B03201 Журналистика в академии Кайнар
Цель образовательной программы заключается в подготовке специалистов в сфере информации, которые будут востребованы и конкурентоспособны на медиа рынке. Они будут обладать не только необходимыми универсальными и профессиональными компетенциями, но и осознают свою социальную ответственность.
Языки обучения: русский, казахский.
Срок обучения: 4 года.
- Интегрированный модуль «Междисциплинарный синтез». Междисциплинарный синтез — интегрированная программа по дисциплинам цикла ООД, имеющие междисциплинарный характер и направленные на формирование у обучающихся компетенций в области экономики и права, основы антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, методов научных исследований.
Базовые дисциплины
Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.
- Блоговая журналистика. Целью изучения дисциплины дать представление об организации работы блоговой журналистики, о практике блоговой деятельности, используя отечественный и зарубежный опыт, направлениях развития блогосферы, видах социальных сетей, а также языковых и стилистических особенностях блоговой журналистики.
- Введение в журналистику. Курс нацелен на формирование системных теоретических знаний о базовых категориях журналистской деятельности, на особенность роли журналистики в обществе, на организацию деятельности и структуре современной периодической печати, электронную прессу и интернет-СМИ; дает представление о профессиональных, правовых, социальных и этических нормах журналистской деятельности; осваивает комплекс основных критериев оценки информационных продуктов, деятельность редакций газет и эфирного вещания. Студенты анализируют особенности национальных медиа-моделей и реалии функционирования казахстанских СМИ. В процессе обучения студенты используют орфографию и пунктуацию, навыки по определению условий орфограммы и пунктограммы и создают устные и письменные тексты в соответствии с нормами литературного языка, редактируют печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал.
- Жанровые формы и функции современной журналистики. Дисциплина основана на изучении информационных текстов в соответствии с особенностями и спецификой жанров и функций журналистики; раскрывает содержание в профессиональной деятельности; использует жанровые форм журналистики, полемики, оценочное мышление, принципы выборки фактов; развивает жанровое своеобразие, диалектику изменения сбора, формы и подачи материала. На практических занятиях студенты применяют метод сбора информации, ее проверки и анализа с целью выявления их социально значимого содержания, анализируют медиа-тексты и вычленяет в художественных текстах и артефактах общественную проблематику.
- Журналистское мастерство. Целью курса является изучение основных правил функционирования массовой информационной деятельности, основополагающих жанров, видов журналистики, получение и обработку устойчивых навыков создания информационно-аналитического продукта в рамках заданных обстоятельств. Объективно оценивает собственное творчество, творчество своих коллег и признанных мастеров журналистского цеха; повышает общий культурный уровень студентов за счет творческого общения в рамках творческой мастерской. На практических занятиях студенты разрабатывают локальный авторский медиапроект, анализируют телепрограммы, фильмы, телеспектакли; применяют художественный прием и метод телевизионной публицистики при создании телепередач (телефильмов).
- Законодательство СМИ и этика. Дисциплина направлена на изучение основных документов, регулирующих поведение представителей журналистского корпуса; практики законодательства о СМИ зарубежных стран; комплексного понимания принципов и норм правового регулирования в сфере массовой информации; формирование представления о моральных принципах и ценностей в журналистике; целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущего казахстанского законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности СМИ; гражданского воспитания личности. Впоследствии студенты будут способны применять правовые знания; методику журналистских текстов с соблюдением профессиональной этики; комментировать публикации в профессиональных изданиях на тему морали, материалы судебных разбирательств по вопросам журналистских выступлений.
- Зарубежная журналистика. Дисциплина изучает основополагающие этапы развития зарубежной журналистики и публицистики, истории книги и книгопечатания, газет и журналов, радиовещания, документальное кино, телевидение, электронные газеты и другие СМИ в Интернете, анализ наследия выдающихся журналистов и публицистов; хронологическую последовательность с теоретическими и практическими аспектами коммуникационных процессов в мировой журналистике. Осваивают навыки составлять исторический анализ становления журналистики, связи журналистики с философскими, научными, религиозными идеями и определение ее места в пространстве мировой культуры; способны анализировать опыт зарубежной журналистики, ориентироваться на лучшие образцы и применять в своей работе журналиста.
- Интернет-журналистика. Дисциплина знакомит студентов со спецификой сетевой журналистики, историей возникновения и развития интернета, с методом работы в сети, с творческим процессом создания веб-страниц, с системой управления сайтами, жанры и формы сетевой публикации, профессионально-этическими правилами и нормами веб-журналиста. Представляет специфику работы над материалами для интернет-проектов, учит создавать читаемые тексты и заголовки. Создает тексты, адаптированные для поисковых машин. Способен использовать программное обеспечение для веб-журналиста; программные инструменты веб-издания; проектирует структуру сайта; создает гипертексты, привлекательные заголовки. Применяет инструменты поиска; работает с системой администрирования учебного веб-издания, контент-редактором (добавляет информацию на сайт и редактирует ее в интернет-пространстве), оформляет дизайн вебсайтов, оценивает качество публикации в сети; оптимизирует тексты для поисковых систем.
- Искусство публичного выступления. Курс направлен на изучение теории и на повышение речевой культуры, коммуникативной компетентности; позволяет обоснованно выбирать различные языковые средства для деятельности (коммуникативно-речевые, типологические); формирование практических навыков ораторского искусства, актерского мастерства и публичных выступлений; норм официально-деловой письменной речи. На практических занятиях студенты подбирают материал для сообщений на заданную тему и выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы по теме; обсуждают профессиональные проблемы, оратор отстаивает свою точку зрения, объясняет сущность явлений, события, процессы, делает выводы, дает аргументированный ответ.
- История казахской журналистики. Дисциплина основана на предпосылках возникновения казахской периодической печати конца 19 в., развития до 1917 года; особенности становления и развития казахстанской журналистики; взаимосвязь истории казахстанской журналистики с тенденциями исторического развития страны; специфику деятельности СМИ; развитие жанрового своеобразия, диалектику изменения сбора, формы и подачи материала. При мозговом штурме студенты анализируют произведения публицистов, правильно определяют истоки развития журналистики Казахстана в конкретный исторический период и работают с архивными материалами. Делают выводы по определению специфики жанров и форм материала определенного периода журналистики Казахстана
- Правовые основы журналистики. Дисциплина обучает нормативно-правовым аспектам деятельности журналиста, принципам регулирования свободы слова и печати; истокам информационного права, международным правовым актам в сфере массовой информации; правовым основам СМИ в Казахстане и странах Запада; повышает правовую грамотность журналистов; правовой статус субъектов информационных отношений, законодательство РК о рекламе в СМИ и государственное регулирование информационных отношений. При тренинге студенты выражают активную позицию гражданина демократического и правового государства, защищают свою точку зрения, анализируют нормативно правовые акты в области информационных отношений, определяет права и обязанности журналиста, главного редактора, учредителя, дают определение цензуре СМИ, злоупотреблению свободой СМИ; юридический анализ международно-правовым и внутригосударственным мерам регулирования деятельности СМИ.
- Профессионально-ориентированный иностранный язык. Цель курса профессионально-ориентированного обучения иностранному языка заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирование профессионально значимых качеств личности. В процессе обучения студенты практикуют профессиональную деятельность в лингвистическом, социолингвистическом, информационно-аналитическом и коммуникативных аспектах, применяя проектные задания.
- Профессиональный казахский (русский) язык. Курс формирует у обучающихся коммуникативные и профессиональные компетенции, прививает навыки во всех видах речевой деятельности на государственном, русском языках для восприятия специальных текстов, а также формирует у студентов навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыки деловой письменной и устной речи, навыки публичной и научной речи в рамках профессиональной деятельности, применению наиболее эффективных и успешных методов и средств для повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. Впоследствии, при дискуссиях студенты применяют систему языковых и профессиональных знаний для расширения задач профессионального общения, владеет грамматикой и стилистикой казахского, русского языков, мастерства публичного выступления, качественной характеристики ораторской речи.
- Техника и технология СМИ. Дисциплина знакомит студентов с современным аппаратным редакционно-издательским оборудованием и программным обеспечением, базовыми технологиями, применяющимися в полиграфии, объясняет необходимость учета важнейших полиграфических параметров конкретного издания еще на стадии допечатной подготовки, возможность хранения и передачи информации, используя различные цифровые носители и каналы связи. Целью курса является овладение студентами профессиональной терминологией и выработка у них первичных навыков труда газетного работника, фотокорреспондента и радио.
- Фотожурналистика. Дисциплина обучает студентов основам фотожурналистики как составной части массовых информационных процессов, проходящих посредством печати, телевидения, Интернета;. формирует у студентов знания в области истории возникновения фотографии и применения нового технического средства визуальной коммуникации в изобразительном искусстве, кино- и теледокументалистике; формирует способности определять выразительные и изобразительные возможности самой фотографии в отличие от смежных искусств и вербальных средств массовой коммуникации, нахождение синтеза слова и изображения. Владеют навыками теоретического исследования общих социально-эстетических принципов получения, сохранения и тиражирования визуальной информации в изобразительном искусстве и фотографии в отличие от кино- и теледокументалистики, способны применять фотокамеру, современную техническую базу, цифровые технологий; готовить газетно-журнальные публикации в жанрах фотожурналистики; создавать фоторепортажи, фото историю.
- Язык и стиль массовых коммуникаций. Дисциплина нацелена на культурно-языковые основы коммуникации, приемы речевого воздействия, специфические свойства языка газеты, радио, телевидения, рекламы, Интернет; соотношение содержания и формы высказывания, взаимодействие в коммуникации языковых и экстралингвистических факторов; формирует языковые компетенции, предполагающее владение нормами литературного языка и средствами его выразительности. Дисциплина нацелена на речевое самоопределение профессиональных журналистов; вырабатывает навыки анализа особенностей текста СМИ. В процессе обучения студенты осваивают нормы и ресурсы возможностей русского литературного языка, различные формы речевого поведения и общения, нормы русского литературного этикета; применяют теоретические знания на языковой практике; преодолевают речевые ошибки и нейтрализует коммуникативные помехи.
Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.
- Аудио, видео, компьютерный монтаж. Курс нацелен на принципы создания аудио, видео и компьютерного монтажа; систему телевизионного наблюдения, оцифровки видео, обработку аудиоинформации, подготовку видео- и аудиопрограммы на различных носителях; обучает причинам возникновения наводок и помех, рассматривает стандарты и нормативные документы, регламентирующие работы в этой области; знакомит с принципами восприятия медиатекста, составлением сценария и способом его оформления, структурными единицами экранного произведения. После окончания курса студент способен проводить видео и компьютерный монтаж; монтаж на движение; монтировать аудио звук; создавать сюжеты или авторские программы с использованием различных монтажных приемов; применять средства получения, хранения, переработки информации для работы с компьютером. Разрабатывает концепцию и создает аудиовизуальное произведение, сценарий, описывающий структуру, сюжет и все элементы будущего фильма, (видео, иллюстрации, анимацию, титры, звук, музыкальное и звуковое сопровождение). Применяет искусство видеомонтажа, программные средства для обработки звука, переносит цифровой материал на видеокассеты, CD или DVD диски, размещают в Web, интегрирует его в проектах других программ.
- Введение в HR- менеджмент (MINOR 2). Дисциплина дает возможность знакомства с процессами управления персоналом как системы, знания требований к службе персонала, знание механизма стимулирования персонала, ознакомление будущих специалистов с процессом планирования персонала, понятиями построения карьеры.
- Инфографика на ТВ. Дисциплина изучает основы инфографики, создает у студентов систему знаний в области современной инфографики в СМИ, распространяет информационную графику, технологию обработки информационных данных, трансформацию в информационные графические продукты, категориальный аппарат современной инфографики; средства и программы для создания инфографических проектов. Курс дает знания использования современных технических платформ и новейших цифровых технологий в медиасфере. Разрабатывает инфографики для решения профессиональных задач; применяет технологии и методику производства современной инфографики для распространения на различных печатных и электронных площадках.
- Информационное радио. Дисциплина знакомит с основными типологическими признаками, структурой репортажа, особенностями монтажа на радио; организационными принципами государственных и коммерческих радиостанций, работой с радио-текстами для совершенствования мастерства журналиста, формирует навык сбора и обработки информационных материалов для радио, создает материалы в разных жанрах, радио-сценарий; определяет формат радиостанции; разрабатывает концепцию радиопрограмм. Способен подготовить текст для репортажа; записывать стендап на месте событий; создавать материалы в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальные, фото, аудио, видео, графические). Применяет навыки ораторского и актерского мастерства, общения со слушателями, интервьюирования собеседника; диалогового и монологового ведения эфира, дискуссии в семинарских группах. Работает со студийной аппаратурой, в прямом эфире. Редактирует тексты радиосообщений в реальный медиа-продукт форме радиопрограммы.
- История публицистики и жанров. Дисциплина знакомит с основными закономерностями развития жанров, классификацией их назначения: цель, информативность, особенность; формами передачи службы информации, форматами информационного государственного и коммерческого (FM-формата) вещания. Студенты изучают информационные жанры публицистики: хроникальный репортаж, информационная заметка, обзор прессы, радио отчет, оперативный рассказ у микрофона, информационное интервью и хроникальный репортаж.
- Конфликтология. В процессе изучения данной дисциплины ключевыми вопросами являются: понятие конфликта и предметная область конфликтологии, генезис представлений о конфликте, представление о конфликте как явлении социальной жизни, методы конфликтологии, динамика различных видов конфликтов, теоретические направления исследования и практическая деятельность по урегулированию конфликтов, переговоры как средство урегулирования конфликтов, социально-психологические технологии разрешения конфликтов.
- Культура журналистской речи. Цель дисциплины «Культура журналистской речи» заключается в формировании культуры журналистской речи, навыков соблюдения языковых, коммуникативных и этических норм. Студенты обучаются диалогической форме общения, ораторскому мастерству, умению применять стилистически правильные речевые средства, разнообразные коммуникативные тактики, соблюдать этические нормы в профессиональной деятельности на конкретных примерах из печатных и электронных СМИ.
- Медиаменеджмент и медиареклама. Дисциплина изучает основы медиаменеджмента и медиарекламы в условиях рыночных отношений; роль общественного мнения в современном менеджменте, роль медиа между организацией и обществом; социо-психологические аспекты управления предприятием; методы рекламной деятельности, технологии менеджмента и выбора рекламных носителей, основные методы бюджетирования и финансового анализа, используемые в медиа-компаниях при управлении портфелем медиа-холдинга; методы и особенности управления правами на контент в различных средах.
- Медиаэтика. Цель курса направлена на проблемы этики в сфере массовых коммуникаций и указывает на пути решения этических проблем, возникающих в деятельности средств массовой информации. Дисциплина обучает студентов заострять внимание на трудностях в работе, возникающих в области рекламы и новостных медиа и на многих других обстоятельствах повседневной жизни. Формирует общие профессиональные компетенции в сфере организации взаимодействия между организацией и средствами массовой информации; вырабатывает навыки создания PR-текстов, предназначенных для прессы; вырабатывает навыки проведения мероприятий для журналистов; подготовки и проведения публичных мероприятий, адресованных различным целевым аудиториям.
- Менеджмент (MINOR 1). Формирование системы знаний, умений и практических навыков, необходимых для управления современной организацией на разных уровнях управления, развитие способности и готовности эффективно использовать их для достижения целей организации.
- Мультимедийная журналистика. Дисциплина знакомит студентов с особенностями создания мультимедийного СМИ, мультимедийной логикой журналиста, мультимедийным текстом; выявлением преимуществ мультимедийного подхода к СМИ, особенностям их функционирования, процессом конвергенции различных видов средств массовой информации, мульти-медизацию. Раскрывает специфику и работу мультимедийного журналиста. Обучает производить сбор, анализ, структурирование информации для подготовки различного рода информационных материалов; создавать информационные, текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, применяет индивидуальные и групповые работы над информационными материалами. Способен к разработке, анализу и коррекции, хранению, переработке информации, восприятию информации, локальных авторских медиа-планов в цифровой среде. Создает пользовательский, аудиовизуальный медиа-контент; сайты и дизайн для них; ищет компромисс для какого рода СМИ подходит материал, тема. Применяет новейшие средства коммуникации (вербальные, аудио-, видео-, фото-, графику); обрабатывает полученную информацию с помощью редакторов цифровой обработки, конструирует медиа-сообщения на целевую аудиторию. Использует методы стилистической правки текста, сохраняя его индивидуально-авторскую особенность.
- Основы издательского дела. Дисциплина направлена на изучение основ издательского дела. Изучает систему, концепции, должностные обязанности сотрудников, систему взаимоотношения между отделами и редакциями, издательством и автором; принципы планирования, деятельность по распространению продукции; правила оценки и редактирования рукописей, направления, понятие верстки; правила верстки в издательской системе Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign, Adobe Illustrator; формирует представления о технологии издательского процесса, продвижении печатной продукции, о типологии издательской продукции. Развивает самостоятельность; работу с текстом разных стилистических типов и жанров; повышает речевую и письменную грамотность, редактирует текст. Студенты умеют готовить собственную публикацию и работу с другими участниками медиапроизводства; организовать индивидуальную и коллективную деятельность; выполнить текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую).
- Подготовка журналов, газет и телепередач. Дисциплина включает в себя изучение типологии журналистики; теории и методики журналистского творчества; показывает особенности труда и планирования журналистских материалов. Знакомит с некоторыми журналистскими приёмами добывания и её использования в правовом поле; раскрывает технологические и экономические возможности эффективной работы; формирует профессиональные приемы и репортерские навыки, которые обусловливают успешную работу теле- и радиожурналиста в прямом эфире. После освоения курса студент способен самостоятельно разрабатывать концепцию издания; редактировать сообщение различного рода, работать с аналитическим материалом. Ведет технологию сбора сведений, проверку достоверности фактов, поиска источника информации. Анализирует содержательно-тематическую и композиционно-графическую модель издания. Применяет технические средства радио- и тележурналистику; редакционно-издательскую технику.
- Психология общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь применять техники и приемы эффективного общения, использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
- Стилистика и литературное редактирование. Курс дает представление о стилевой системе языка; о редактировании в двух взаимосвязанных аспектах редакционной деятельности, об окончательной подготовке журналистом собственных материалов для СМИ (само-редактирование); изучает теоретические основы процесса редактирования, методы и приемы редакторского анализа, текста, критерии оптимального выбора языковых средств в тексте. Рассматривает уникальность и развития различных видов языковой нормы и правила ее применения в СМИ; профессиональные, этические и психологические аспекты редакторской деятельности; приемы синонимичных языковых вариантов; употребление экспрессивно-выразительных средств языка в текстах СМИ; редактирует материалы других авторов основанных на использовании новых технологий.
- Теория и практика PR. Дисциплина основана на изучении модели производства рекламных и PR текстов; структуру составления и создание текстов, пути достижения поставленной цели; Изучает характеристику рекламы и PR-тексты; законодательство, нормативную документацию в области производства рекламы и PR текстов в РК; Рассматривает композиционные и стилистические особенности текстовых и графических, рабочих и презентационных материалов и их использование в деятельности специалиста по рекламе и PR. Способен анализировать публичные тексты; креативные, языково-стилистические характеристики текстов. Разрабатывает рабочие и презентационные материалы в рамках публичных коммуникаций; редактирует тексты различной стилистики; оценивает традиционные и современные коммуникативные технологии и выделяет их преимущества. Организовывает работу по реализации коммуникационных кампаний и мероприятий. Разрабатывает креативные коммуникационные концепции и создает рекламные и PR тексты.
- Техника и технология подготовки телепередач. Курс знакомит студентов с современной техникой и технологиями подготовки телепередач; со специальным оборудованием, радио и Интернет, использующиеся в сфере печати, телевидения и медиа-отрасли. Изучает специфику работы в условиях мультимедийной среды, помогает владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) создавать вербальные тексты, аудио- и видеоинформацию, инфографику; объединять различные компоненты в рамках одного конвергентного текста; создавать материал в зависимости от типа СМИ в различных жанрах, форматах, редактировать различные материалы для СМИ, используя современные технологии. В результате освоения курса студент способен применять современную техническую базу: цифровые и IT-технологии, основные операционные системы, программные обеспечения; обрабатывать тексты, визуальные, аудио- и аудиовизуальные информации, ввод текста, графические; используя систему передачи и обмена информации; заголовочные формы, анонсирование, метод композиционного монтажа газетной-журнальной полосы, подачу и продвижения материала. Редактирует различные материалы для СМИ.
- Технология создания радиопрограмм. Дисциплина знакомит с современными формами деятельности радиожурналиста, техникой и технологией создания радиопрограмм; спецификой медиа-текстов в радиожурналистике. Формирует навыки сбора и обработки информационных материалов для радио; письменной и устной речи, строит связную речь, обучает выявлению в тексте главной мысли, созданию материала в разных жанрах радиожурналистики. Знакомит с современными технологиями: работе со звуком и видео, формату видео- и звукозаписи; стандартам телевизионного сигнала. Обучает организации, проведению и созданию радиопередач. По окончанию курса студент способен создавать радиопрограммы разных жанров и направлений, медиа-тексты. Осуществляет анализ общественного мнения и использует в ходе создания радиопрограмм взаимодействие с аудиторией. Также компетентен создавать радиопрограмму аудиовизуального производства с использованием компьютерных технологий и применять аудиовизуальную программу в практической работе. Способен оценивать техническое и художественное качество аудиовизуальных программ.
Дисциплины по профилю
Вузовские компоненты
- Мастерство телерадиоведущего. Дисциплина основана на главных аспектах и этапах формирования имиджа в различных социальных сферах; технологии самопрезентации; особенности индивидуально-творческой (авторской) журналисткой работы, технологии и техническое сопровождение, принципы работы с источниками информации; определяет профиль аудитории, личности, организации, разрабатывает тактику формирования имиджа организации, личности, товара; работает с почтой, откликами, обращениями в редакцию, участвует в организации общественных обсуждений, дискуссий, подготовки материалов и передач с участием аудитории, интерактивными коммуникационными проектами. В последствии, студенты применяют метод сбора информации (технологию интервью, наблюдения, работу с документами и т.п.); средство выразительности; риторики; анализируют тексты СМИ, свои журналистские материалы с целью их совершенствования; навыки общения с гостями и аудиторией в студии.
- Методология написания научных работ. Данная дисциплина позволяет студентам ознакомиться с современными методологическими принципами и подходами к написанию научной работы, а также формирует у них навыки подготовки, написания, оформления и представления научных работ.
- Практикум написания сценариев. Цель курса направлена на изучение теоретических основ драматургии и сценарного мастерства, формирование навыков самостоятельного написания сценариев разнообразных мероприятий; законов монтажа как способа смыслового построения сценария; методики разработки сценарного плана; специфики композиционного построения сценарной драматургии; с разнообразными типами сценариев; разрабатывает сценарный замысел современного теле- и видеофильма, программы; развивает и обогащает его в сотрудничестве с другими участниками творческого процесса. Способен разрабатывать и создавать сценарий теле- и видеофильм телевизионной программы в сотрудничестве с другими участниками творческого процесса в ра��ной тематической или жанровой направленности (формата) по собственному замыслу на основе литературного сценария; оценивает техническое и художественное качество телевизионного сценария.
- Профессионально-творческий практикум на радио и телевидении. Курс нацелен на закрепление навыков работы в любых видах СМИ, практическую наработку в изучении различий печатных изданий и электронных носителях; усовершенствование творческих приемов журналистики при подготовке материалов к публикации/выходу в эфир; повышение уровня журналистских навыков по созданию информационных, информационно-аналитических и художественно-публицистических произведений в печать, электронные средства массовой информации. На практике студенты применяют технику воздействия на аудиторию СМИ, манипулирования массовым сознанием СМИ; сегментирования аудитории СМИ; технологию; производства журналистских программ; монтажа компьютерных программ для радио, телевидения (Sound Forge, Vegas, Audition, Adobe Premiere) и другие программы.
- Публицистика и политика. Дисциплина изучает основные этапы развития публицистики и политики и средств массовой информации в Казахстане. Цель предмета – выявление особенностей политической публицистики в деловых СМИ Казахстана и зарубежья и всесторонний анализ их возможного влияния на аудиторию. Определить характерные черты и функции политической публицистики в СМИ, и особенно деловых изданиях; провести сравнительный анализ публицистических текстов политической тематики в деловых СМИ Казахстана; определить жанрово-тематическую направленность публицистических произведений в исследуемых изданиях; определить ведущих публицистов в деловых СМИ; выявить методы и степень влияния политической публицистики в деловых СМИ на их аудиторию. Систематизировать изучаемые явления; отстаивать собственные позиции по различным проблемам общественно-политической и литературно-критической мысли в казахстанской журналистике.
- Телерадиожурналистика. Дисциплина направлена на изучение современной системы СМИ, новые тенденции профессионального журналистского творчества в области телевизионной и радиожурналистики, творческие профессии на телевидении и на радио, круг профессиональных обязанностей журналиста; метод оптимизации практической деятельности; учит создавать журналистские материалы, базироваться на знаниях в коллективной и индивидуальной журналистской работе. На практических занятиях студенты разрабатывают концепцию теле- или радиопрограммы и создают теле- или радио-сценарий; используют различные программные средства, базы данных, в Интернете, применяет поисковые системы, работают с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Компоненты по выбору
- Аналитическая журналистика. Целью изучения дисциплины является ознакомленипе студентов со спецификой аналитической журналистики, историей возникновения и развития журналистики, с методом работы, с творческим процессом, с системой управления, жанрами и формами сетевой публикации, профессионально-этическими правилами и нормами журналиста. Представляет специфику работы над материалами для проектов, учит создавать читаемые тексты и заголовки. Создает тексты, адаптированные для поисковых машин.
- Лидерство в управлении и командообразование (MINOR 3). Дисциплина способствует целостному представлению о сущности лидерства и корпоративного менеджмента. Изучение дисциплины должно позволить обучающимся овладеть навыками управления взаимодействием в различных отраслях, приемами и методами анализа современных актуальных проблем в области лидерства.
- Медиа и журналистика. Дисциплина знакомит с историей становления и развития медиа и журналистики; с современной газетной и журнальной техникой, со средством и приемом оформления различных типов газет и журналов; дизайнерскими технологиями, принципами создания дизайна, фирменным стилем. После освоения курса студент способен работать с компьютерными программами для дизайна: РМ, Corel DRAW, Adobe Photoshop. Разрабатывает и использует шрифты в процессе дизайнерской работы над рекламными проектами, дизайнерские элементы, фирменные эмблемы, лейблы, дизайн рекламной и печатной продукции, медиа- и арт-фотографии, графический интерфейс, веб-дизайн и инфографику. Составляет макет полосы заданного формата графическим способом с использованием компьютера.
- Методы и средства управления (MINOR 4). Дисциплина позволяет приобрести знания по комплексному взаимодействию и изучению различных сторон деятельности предприятия, выявить на этой основе бизнес-проблемы и разработать обоснования для решения проблем при помощи внедрения бизнес-инжиниринга. Получить навыки руководителей предприятий в различных сферах деятельности для работы с современными технологиями и моделями, компьютерными системами, используемыми для поддержки принятия решений.
- Написание журналистского текста и редактирование. Цель курса дает представление о стилевой системе языка; о редактировании в двух взаимосвязанных аспектах редакционной деятельности, об окончательной подготовке журналистом собственных материалов для СМИ (само-редактирование); изучает теоретические основы процесса редактирования, методы и приемы редакторского анализа, текста, критерии оптимального выбора языковых средств в тексте. Рассматривает уникальность и развития различных видов языковой нормы и правила ее применения в СМИ; профессиональные, этические и психологические аспекты редакторской деятельности; приемы синонимичных языковых вариантов; употребление экспрессивно-выразительных средств языка в текстах СМИ; редактирует материалы других авторов, основанных на использовании новых технологий.
- Основы публицистики. Дисциплина знакомит студентов с многообразием жанровой палитры публицистического творчества; системой жанров в современной журналистике, с социальной ролью и общественной миссией журналистики и журналиста в демократическом обществе, функциями и принципами СМИ, опытом исторических, современных отечественных и зарубежных СМИ; с развитием современной публицистики; интеграционным процессом, модификацией жанровой системы. Формирует ориентир на отечественную и мировую журналистику, и произведения в жанрах аналитической журналистики и художественной публицистики, отвечающие требованиям времени.