Образовательные программы

Журналистика в КазУМОиМЯ

Описание образовательной программы 6B03201 Журналистика в КазУМОиМЯ

Цель образовательной программы «6в03201 — журналистика» заключается в формировании нового поколения высококвалифицированных журналистов, которые владеют навыками работы с большими объемами информации и современными коммуникативными технологиями. Программа также направлена на создание креативных специалистов универсального типа, которые способны создавать и модерировать актуальный контент, самостоятельно ставить и решать задачи в своей профессиональной сфере и адекватно реагировать на условия быстро меняющегося общества.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  • Лидерство и персональное развитие. Данная дисциплина направлена на изучение и исследование вопросов формирования лидерских качеств у студентов, направленных на личностный рост и выработки у обучающихся компетенций в области экономики и права, основ антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, лидерства, восприимчивости к инновациям, что позволит в будущем им успешно реализовывать свой личностный потенциал в трудовой и возможно научной деятельности.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Базовый иностранный язык. Цель дисциплины заключается в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции, которая предполагает умение общаться на различные темы, строить диалоги и формулировать коммуникативные задачи на уровне В2.
  2. Деловой иностранный язык и деловая переписка. Дисциплина направлена на совершенствование иностранного языка как средства для делового общения, на формирование умений ведения деловой e-mail переписки в соответствии с нормами и правилами, общепринятыми в современном деловом сообществе.
  3. Медиаэтика. Дисциплина направлена на формирование навыков анализа этических стандартов на примере медиа текстов и конкретных актуальных ситуаций, связанных с практикой СМИ, с точки зрения медиа этики зарубежных стран и РК.
  4. Общественно- политическая лексика. Дисциплина способствует более глубокому изучению английского языка. Она знакомит студентов с особенностями социально-политического словарного запаса, основными социально-политическими понятиями на русском и английском языках, основными проблемами перевода общественно-политического словарного запаса.
  5. Правовые основы журналистики. Дисциплина направлена на изучение правовых принципов и регулятивных основ медиа-коммуникации в мире и Казахстане
  6. Профессионально-иноязычно-коммуникативный практикум. Дисциплина направлена на обучение студентов профессиональному иностранному языку в рамках коммуникативных ситуационных практических задач, углубление теоретической и практической подготовки будущих журналистов и специалистов по связям с общественностью в их профессиональной сфере на основе социально-личностной компетенции.
  7. Профессионально-ориентированный иностранный язык. Дисциплина формирует профессионально-ориентированную межкультурно- коммуникативную компетенцию, которая предполагает способность осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватные ситуации общения по проблемам СМИ
  8. Профессиональный иностранный язык. Дисциплина направлена на формирование профессиональной иноязычной компетенции в предметной сфере журналистики в формате профессиональных ситуаций общения на иностранном языке, требующих четкой формулировки задач отраслевого метаязыка.
  9. Профессиональный казахский (русский) язык. Дисциплина формирует межкультурно-коммуникативную компетенцию, способность осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватные ситуации общения, готовность анализировать и творчески использовать лингвокультурологическую информацию в условиях межкультурного общения.
  10. Специализированный иностранный язык. Дисциплина направлена на обучение устной речи на основе формирования необходимых речевых навыков, на развитие техники чтении и умения понимать английский текст, содержащий ранее усвоенную лексику и грамматику, а также на развитие навыков письменной речи.
  11. Теория аргументации и риторика. Дисциплина направлена на формирование навыков убедительной аргументации и ораторского искусства при публичных выступлениях и выражении собственного мнения

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Введение в журналистику. Дисциплина нацелена на изучение функций, роли, категорий взаимодействия и закономерностей функционирования журналистики как социального института, общие принципы журналистской этики и механизмов для работы с принципами объективного и субъективного мышления; знакомит с формами и методами сбора, отбора, компоновки, интерпретации и распространения массовой информации.
  2. Жанровые формы и функции современной журналистики. Дисциплина направлена на изучение традиционной системы жанров журналистики, направления новых жанров и форм журналистики, а также на формирование навыков журналистского мастерства, грамотного оформления своих мыслей.
  3. История мировой литературы. Дисциплина направлена на изучение языковой и терминологической специфики творчества известных публицистов. За основу градации взят территориально-географический признак.
  4. История отечественной и зарубежной журналистики. Дисциплина направлена на формирование мировоззрения будущего журналиста при изучении истории развития отечественной и зарубежной прессы, исторической жанровой классификации, внешней формы и внутреннего содержания исторических изданий, а также на изучение истории газет, журналов, информационных агентств, особенностей возникновения развития телевидения и радио зарубежных стран. За основу градации взят территориально-географический признак
  5. Медиакритика. Дисциплина направлена на формирование навыков определения критериев для анализа общих и различных тенденций в медийной критике
  6. Медиапублицистика. Дисциплина направлена на формирование навыков самостоятельной оценки медийных произведений, написание публицистических произведений.
  7. Мультимедийная журналистика. Дисциплина направлена на формирование у студентов комплекса навыков, необходимых для практического использования интернет-технологий и контента в онлайн пространстве, на развитие творческого мышления в сфере веб-журналистики, на усвоение форм и методов деятельности интернет-СМИ Казахстана, мира на современном историческом этапе, на овладение навыками мультимедийного журналиста.
  8. Основы теории коммуникации. Дисциплина нацелена на изучение теории коммуникации, а также знакомство с видами, моделями и способами коммуникации.
  9. Продюсирование и режиссура в телевидении. Дисциплина направлена на изучение основ продюсирования, формирование навыков осуществления предэфирной подготовки и выпуск в эфир различных продуктов телепроизводства.
  10. Профситуационный иноязычно-коммуникативный практикум. Дисциплина нацелена на формирование межкультурно- коммуникативной и профессиональной компетенций студентов, а также в углублении и расширении их навыков использования иностранного языка и применения его в будущей работе. Дисциплина предполагает учет потребностей обучаемых в ориентации в ситуациях, диктуемых особенностями профессии. Студентам предлагается набор ситуаций для проведения мероприятий масс-медиа
  11. Современные контент-технологии в массовых коммуникациях. Дисциплина направлена на формирование навыков подготовки различного вида контента для новых медиа
  12. Специфика жанров медиа-продукции и технология их презентации. Дисциплина направлена на формирование навыков подготовки медиаматериалов различного жанра с учетом особенностей канала коммуникации
  13. Специфика межкультурной коммуникации в жанрах журналистики. Дисциплина направлена на формирование навыков подготовки медиа материалов различного жанра с учетом особенностей межкультурных коммуникаций, а также навыков успешного общения в ситуации межкультурных коммуникаций
  14. Сценарное мастерство. Дисциплина направлена на изучение специфики сценарного мастерства и подготовки режиссерского (журналистского) сценария
  15. ТВ документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Дисциплина направлена на изучение форм, средств и методов режиссерской работы, на формирование способности разрабатывать общую концепцию документальных телепередач и телефильмов
  16. Pабота теле- и видеооператора (Основы композиции, создание сценария, принципы постановки света, основы фотоискусства). Дисциплина направлена на изучение работы теле-, видеооператора с использованием методов и приемов ведения фото- и видеосъемки во время творческого процесса при создании видеоряда, сценарного плана и при работе над композицией видеосюжета.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Выпуск газет, журналов, телерадиопередач. Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков использования технологий производства информационных, научно-популярных и развлекательных программ и печатной продукции.
  2. Медиаменеджмент. Дисциплина направлена на развитие у студентов способности принимать решения при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д., а также на формирование навыков проектирования организационных структур медиа и механизмов функционирования СМИ.
  3. Модуль профессиональной цифровизации. Изучение инструментов для анализа тенденций в медиа и программных обеспечении в сфере журналистики.
  4. Телерадиожурналистика. Дисциплина направлена на изучение особенностей функционирования телевизионного и радиовещания в информационном пространстве, а также формирование навыков производства теле-радиопродукции.
  5. Язык и стиль массовых коммуникаций. Дисциплина направлена на повышение языковой и речевой культуры журналистов с целью подготовки и передачи ими информации для СМИ, на закрепление практических навыков анализа медиатекстов, создания, редактирования текстов различных жанров с использованием разнообразных стилистических средств

Компоненты по выбору

  1. Бизнес-журналистика в экономической системе. Дисциплина направлена на формирование навыков анализа экономических процессов и явлений с целью отражения их в сфере бизнес-журналистики.
  2. Иноязычный профкоммуникативный ситуационный практикум. Дисциплина направлена на развитие у студентов иноязычной коммуникативной компетенции для решения социальных, профессиональных и коммуникативных задач в ПР деятельности и способности эффективно общаться на английском языке, как в устной, так и в письменной формах.
  3. Копирайтинг в рекламе. Дисциплина направлена на ознакомление студентов с процессом копирайтинга, улучшение их навыков письма и убеждения
  4. Креативные разработки в рекламе. Дисциплина направлена на анализ креативной системы в рекламе, формирование навыков создания изобразительной части рекламного обращения, креативных разработок рекламного продукта для основных медиаканалов и директ-мейл.
  5. Масс-медиа и международные отношения. Дисциплина направлена на формирование навыков глубокого анализа и понимания остроты, сложности и многообразия динамики международного сообщества с 1945 года до 21 века и их применения при освещении международных событий в СМИ.
  6. Политическая коммуникация. Дисциплина направлена на формирование навыков анализа основных тенденций и перспектив развития современной политики, основных политических макро технологий, а также на развитие компетенций, позволяющих студентам осуществлять практическую деятельность в области политической коммуникации.
  7. Рекламная деятельность в коммуникационном процессе. Дисциплина направлена на изучение специфики маркетинговых коммуникаций, на формирование навыков анализа эффективности рекламных коммуникаций, организации рекламной деятельности в коммуникационном процессе.
  8. Управление бизнес-коммуникациями. Дисциплина направлена на формирование навыков анализа факторов эффективности бизнес-коммуникаций, особенностей национальных культур и их влияния на поведение людей в международном и транснациональном менеджменте, осуществлять, а также на формирование навыков коммуникационного менеджмента в современном обществе, в организационной корпоративной культуре.