Образовательные программы

Журналистика в университете Туран

Описание образовательной программы 6B03201 Журналистика в университете Туран

Целью данной образовательной программы является формирование компетентных специалистов, обладающих не только высоким интеллектуальным развитием, но и глубокими знаниями в сфере современных медиа. Основной задачей программы является подготовка кадров, способных успешно осуществлять профессиональную деятельность в этой области, при этом имеющих высокий уровень культуры и этики.

Языки обучения: русский, казахский, английский.
Стоимость обучения: 1 115 500 тенге/на 2024-2025 учебный год
Срок обучения: 4 года.

Общеобразовательная программа

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Лидерство в предпринимательстве. Дисциплина направлена на овладение общекультурными и профессиональными компетенциями в области эффективного управления феноменами лидерства на индивидуальном, групповом, организационном уровнях, навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды.
  2. Методы научных исследований. Дисциплина нацелена на подготовку специалиста, умеющего вести самостоятельное академическое исследование в рамках определенной научной сферы. Обучающийся научится отличать всеобщие (диалектический, метафизический) и общенаучные (анализ, синтез и т.д.) методы. Приобретет навык применения эмпирического и теоретического методов для решения научных задач. Освоит навыки анализа, классификации, синтеза, сопоставления, написание научного обзора, презентации. Форма контроля — защита результатов исследования с применением постерного доклада.
  3. Основы антикоррупционной культуры. Данная дисциплина дает знания об эстетических понятиях и категориях, содержании и особенностях, сущности антикоррупционной культуры, способах предупреждения и предупреждения профессионально-нравственной деформации, особенностях культуры нетерпимости к коррупции, ее основных нормах и функциях; умении оценивать факты и явления, соблюдении нравственных правил и норм поведения в реальных жизненных ситуациях
  4. Основы права. Цель данного курса — изучение основ общей теории государства и права и основных отраслей права, таких как: конституционное право, гражданское право, уголовное право, семейное право, трудовое право и т.д. Курс позволит студентам ориентироваться в правовом пространстве, иметь представление о механизме действия права, о нормотворчестве, законодательстве и действии норм права, о формах права и его реализации, о правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности, а также о других вопросах, по которым личность, общество и государство регулярно обращаются к праву.
  5. Основы экологии и безопасности жизнедеятельности. Данной дисциплине рассматриваются основные экологические понятия и закономерности функционирования природных систем, задачи экологии как науки, основные её разделы (аут экология, популяционная экология, социальная экология). Управление в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. Мониторинг окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Юридические и экономические санкции к производствам, загрязняющим среду. Правовые аспекты охраны природы
  6. Основы экономики. Дисциплина направлена на получение базовых знаний по основам экономики, для проведения анализа и оценки различных процессов, происходящих в экономической жизни общества. Курс предназначен для формирования системного взгляда и понимания общих проблем функционирования экономических систем; особенностей функционирования рыночного механизма; основных целей бюджетно-налоговой и денежно- кредитной политики государства; сущности систем мирового хозяйства и основных принципов международного разделения труда.

Вузовские компоненты — перечень базовых учебных дисциплин для освоения образовательной программы.

  1. Академическое письмо. Цель дисциплины — усвоение принципов создания письменных текстов академического характера (эссе, аннотация, реферат, статья, тезисы и др.) и приобретение навыков их написания. Курс нацелен на приобретение опыта библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов, оформления собственных письменных работ, публичного представления и обсуждения научных работ, ведение дискуссии и защиты собственной позиции
  2. Введение в журналистику. В курсе рассматривается журналистика, ее роль в обществе, функции, журналистика и творческая деятельность. Свобода прессы и журналистики. Эффективность и результативность журналистики. Журналист – субъект СМИ. Сбор, обработка, предоставление информации журналистом. Интеллектуальный труд журналистики и культура творчества.
  3. Выпуск газет/журналов и медиадизайн. На практике отрабатывается процесс подготовки газетного номера, от предложения сюжетов, производства полос и до выхода в печать. Подготовка газетного текста. Формы подачи журналистских материалов. Виды правки. Работа по написанию репортажей, редактированию, оформлению полосы и ее выпуску. Макетирование номера, его приемы. Характер и источники новостной информации. Выпуск журнала «СТУДиЯ».
  4. Жанры в современной журналистике. Курс рассматривает палитру жанров. Время и пространство: информационный поток в современных изданиях. Информационные жанры. Виды аналитических жанров. Принцип охвата темы в аналитическом жанре. Фельетон и памфлет – сатирические жанры. Классификация жанров с учетом функционирования интернет-журналистики. Трансформация жанров.
  5. История казахской журналистики. Курс предполагает освоение следующих тем: древний рунический алфавит, происхождение и виды информации, начало появления отечественной журналистики – протожурналистика, историческое значение первых изданий, газеты «Казахстан», журнал «Айкап» и его идеологические направление, развитие казахстанской журналистики до сегодняшних дней.
  6. Креативное мышление. Применение креативного мышления в разных сферах: различных видах искусства, науке, технике и изобретательстве, производстве, предпринимательстве. Курс предлагает изучение этапов творческого процесса: генерация идей, их развитие и воплощение. Вы узнаете, что такое вдохновение и как его достичь, как появляются новые идеи, как раскрыть в себе творческий потенциал, как относиться к возможным неудачам и превращать их в преимущества.
  7. Лингвобезопасность медиатекста. Курс рассматривает законы, влияющие на журналистов и СМИ, механизмы, регулирующие деятельность прессы, законы и международные инструменты, которые ограничивают или дают возможность для журналистской свободы выражения. Иски к СМИ и журналистам по защите чести, достоинства и деловой репутации. Дела по оскорблению и клевете, о признании информационных материалов экстремистскими. Виды ненадлежащей рекламы.
  8. Медиа-этика. Этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Это юридически не оформленные, но известные и чётко прописанные правила, принятые в СМИ и одобренные обществом. Речь о правдивости информации, её точности и объективности. Существенный фактор — сведение к минимуму возможного репутационного ущерба для объектов публикации.
  9. Организация PR проектов. Цель и задачи курса — дать студентам целостное представление о проектной деятельности в сфере PR, обучить искусству ведения PR-кампаний для создания имиджа, укрепления репутации, продвижения на рынок нового продукта. Студенты обретут навыки реализации PR-проекта с момента его задумки до полного завершения с учетом постинформационного сопровождения.
  10. Правовые основы СМИ. Цель курса – раскрыть сущность и роль права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с деятельностью средств массовой информации, созданием и использованием материалов средств массовой информации, их ответственностью, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций средств массовой информации, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов в РК и зарубежных странах; влияние международной и отечественной судебной практики на деятельность средств массовой информации.
  11. Телерадиожурналистика. Дисциплина включает следующие темы: место телевизионной журналистики в информационном пространстве, история развития телевизионной журналистики, ее жанры, формы и формат. Профессии на телевидении. Сценарий на телевидении. Этика на экране: имидж телеканала и тележурналиста. Радио как СМИ. Современные форматы вещания, развитие радио сегодня.
  12. Фактчекинг. Фактчекинг предполагает ручной и автоматизированный способ проверки достоверности информации. Данной компетенцией, учитывая распространение фекйковых новостей, важно обладать современному журналисту, претендующему на создание качественных публикаций. Для освоения компетенции необходимо внимательно относиться к качеству предлагаемой новости, анализировать ее авторство и уровень грамотности написания, а также обладать критическим мышлением. Фактчекинг входит в систему медийно-информационной грамотности
  13. Язык и стиль массовой коммуникации. Рассматриваются особенности газетно-публицистического стиля и их основания. Понятие смысла, проблемы понимания и причины разнообразия интерпретаций, интертекстуальность, взаимосвязь языка и культуры и её проявление. Образные ресурсы речи и их применение в текстах СМИ: тропы, синтаксические фигуры, иносказание, ирония, языковая игра и т.д. Стилистические средства журналистского текста. Язык и стиль интернет-СМИ, конвергентных СМИ.

Компоненты по выбору – перечень базовых учебных дисциплин, которые можно выбрать самостоятельно.

  1. Аналитическая журналистика. В рамках курса расматривается: Аналитическая журналистика и ее роль в обществе, аналитический способ отражения действительности в журналистике, предметные особенности анализа в журналистике, виды анализа в журналистских текстах. жанры аналитической журналистики., оперативное комментирование, прогнозирование, обозрение, статья. Аналитическое интервью – методы и приемы ведения беседы. Аналитико-расследовательские структуры в системе масс-медиа. Журналистское расследование.
  2. Арт-журналистика. Арт-журналистика в современном понимании. Объекты арт-журналистики. Традиции арт-журналистики прошлого. Современная арт-журналистика: востребованность, целевая аудитория, значение и проблемы. Тексты, тиражирующие стереотипы массовой культуры. Качества и компетенции, необходимые журналисту данного направления. Виды искусства и различные тематические направления в арт-журналистике. Роль арт-журналистики в освещении государственной политики в области искусства и культуры.
  3. Бестселлеры мировой литературы. Курс обобщит в системе основные направления и течения мировой литературы, творчества наиболее выдающихся авторов и произведений от древнего мира до экзистенциализма. Особое внимание уделяется литературе второй половины 20 века и современной литературе.
  4. Бизнес анализ. Методы экономического анализа для исследования бизнес процессов в предпринимательской деятельности и развитие практических навыков аналитической деятельности. В рамках дисциплины изучаются теория и практика экономического анализа для разработки управленческих решений по развитию бизнеса, системного мышления при анализе финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, современный инструментарий бизнес-анализа
  5. Бизнес-журналистика. Курс знакомит студентов с отечественными и зарубежными деловыми, экономическими изданиями, с принципами их работы. Курс – это изучение сложившихся типов и методов бизнес-журналистики. Основные цели курса – анализ, осмысление и получение практического навыка в использовании принципов и методов как зарубежной, таки отечественной бизнес-журналистики – в газете и журнале, на радио, ТВ и Интернет-ресурсах.
  6. Введение в предпринимательство (minor). Дисциплина рассматривает сущность и виды предпринимательства, основные навыки и роль предпринимателя, дизайн-мышление, инновации в предпринимательстве, организационные основы бизнеса, управление финансами в предпринимательстве, анализ рыночной среды бизнеса, культура предпринимательской деятельности, имидж предпринимателя. Дисциплина направлена на формирование знаний, умений и навыков по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях рынка
  7. Зарубежная журналистика. В курсе раскрывается сущность международных стандартов журналистики стран Запада и Востока, исторические вехи, особенности становления и функционирования журналистики за рубежом. Рассматриваются модернизационные процессы, протекающие в различных формах. Это оказывает существенное влияние на развитие СМИ и коммуникации, их идеологическое наполнение, применение в политическом процессе.
  8. Маркетинговые инструменты в предпринимательстве (minor). Практические навыки по применению инструментов и принципов маркетинга в предпринимательской деятельности. В рамках дисциплины изучаются маркетинговая среда бизнеса; выявляется сегмент рынка, определяются ключевые характеристики поведения потребителей, основы товарной и ценовой политики; программы продвижения товаров и услуг; разрабатывается brand book,формирование программ управления репутацией предпринимателя;, проведение мини-маркетинговых исследований по бизнес проблеме, маркетинг в социальных сетях (SMM).
  9. Маркетинговый анализ (minor). Разработка маркетинговой концепции для предпринимательской деятельности: исследования рынка, разработка маркетингового плана, понимание социального медиа-маркетинга и его использование, формирование ценовой политики. В рамках дисциплины изучаются различные виды маркетингового анализа, выявление ниш и рыночных возможностей, аналитика в ритейле, конкурентная разведка, аналитическая система маркетинга и представление результатов, управление лояльностью потребителя, разработка маркетинговых решений.
  10. Мифы в информационном пространстве. В курсе рассматривается понятие мифа, неомифологизм в современной культуре, что дает понимание, как используются мифологические образы и сюжеты в разных видах искусства (изобразительных, литературе, театре, кино, анимации, музыке и шоу-бизнесе, компьютерных играх), прикладных искусствах, дизайне, строительстве, производстве предметов потребления, сфере сервиса и рекламе. Рассматриваются образы мифологии в политтехнологиях и информационных войнах.
  11. МО и СМИ. Курс дает целостное представление об истории международных отношений и их отражении в СМИ. Тематика курса охватывает важнейшие проблемы истории международных отношений, начиная с 1945 года и до современной эпохи начала ХХI столетия. Дисциплина вырабатывает навыки анализа и понимания всей неоднозначности, сложности и разнообразия функционирования международного сообщества и отражение этого процесса в СМК.
  12. Организация бизнеса (minor). Цель дисциплины: обеспечение готовности студентов к инновационно-предпринимательской деятельности. Курс направлен на изучение теории бизнеса, его форм, условий существования, а так же формирует навыки адаптивности, работы в режиме частичной неопределенности, аргументации и самостоятельности принятия решений.
  13. Правовое регулирование предпринимательской деятельности (minor). Предпринимательское право определяет правовые условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.
  14. Продюсирование на ТВ. Содержание курса: сущность телевизионного продюсирования, его влияние на экономические показатели работы телекомпаний; выработка оптимальной технологии, позволяющей при минимальных затратах получить максимально качественный аудиовизуальный продукт, принципы и методы эффективной работы продюсеров в условиях отечественного телевизионного рынка. Производство медиапродукта: от идеи до воплощения (брейнсторминг, предпродакшн (креативный, финансовый и организационный), производственный процесс, постпродакшн.
  15. Расследовательская журналистика. Умение анализировать и преподносить информацию до потребителя. Студент Должен знать: сущность журналистского расследования как жанр в СМИ; предмет и задачи журналистского расследования; методику журналистского расследования. Должен уметь: разрабатывать планы различных видов журналистского расследования; ориентироваться в особенностях расследовательской журналистики. Должен владеть: технологией подготовки журналистского расследования в соответствии с производственным процессом в СМИ.
  16. Страхование предпринимательской деятельности. После завершения курса обучающиеся будут обладать практическими подходами и методами в оценке рисков предпринимательской деятельности, их управлении и минимизации, в страховании, его направлениях и деятельности страховых компаний и иных субъектов риск-менеджмента и страхования. Обучающиеся смогут анализировать и выбирать оптимальную модель страхования действующего бизнеса, применять современные финансовые инструменты хеджирования рисков. Используемые методы обучения – «мозговой штурм», кейсы, деловые игры
  17. Финансовое сопровождение бизнеса. После завершения курса обучающиеся будут способны выбирать и применять эффективные методы финансирования бизнеса, формировать финансовую стратегию компании в зависимости от организационно-правовой формы и категории бизнеса, построить оптимальную модель финансирования бизнес-проекта и оценить возможные риски. Обучающиеся смогут определить источники формирования капитала компании, использовать современные финансовые инструменты поддержки и развития предпринимательства. Используемые методы обучения – «мозговой штурм», кейсы, деловые игры
  18. Художественная продукция как средство пропаганды. Курс научит анализировать литературное произведение с точки зрения его идейного содержания и художественных достоинств. Знание разных видов драмы. Знание наиболее известных экранизаций литературных произведений, понимание специфики литературы, театра и кино как видов искусства. Умение распознавать скрытые пропагандистские послания в литературных текстах, театральных постановках, кинофильмах и анимационных фильмах.
  19. Юридическое сопровождение бизнеса (minor). Юридическое сопровождение бизнеса регулирует общественные отношения, связанные с ведением бизнеса. Обучающиеся знакомятся с законодательством в сфере бизнеса, его поддержкой и развитием в Республике Казахстан, субъектами правоотношений, с формами, правоспособность юридических лиц, правового регулирования сделок и договоров, обязательственным правом
  20. Data-журналистика. Дата-журналистика –направление, в основе которого лежит обработка данных и их использование для создания журналистского материала. Данные могут служить инструментом для раскрытия определенной журналистской истории и ее источником. Журналистика данных связана с как информатикой, дизайном и статистикой и призвана обеспечивать информационные потребности предпринимательства, печатая материалы с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса.

Дисциплины по профилю

Вузовские компоненты

  1. Журналистское мастерство. Курс подготовит к разработке, написанию, составлению и ведению новостей, программ и записыванию интервью для телевещания. Научит, как минимизировать субъективность или предвзятость. Даст навыки подготовки репортажей и редактирования на телевидении.
  2. Мастер-класс по журналистике. Умение самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, писать стендапы и делать синхроны, применять на практике методы режиссерского анализа литературных произведений и сценариев, писать сценарии, монтировать отснятый материал. Умение и готовность работать над замыслом документального фильма, развитием сюжетных линий и обогащением его в сотрудничестве с другими участниками съемочной группы.
  3. Профессионально-ориентированный иностранный язык. Данный курс способствует углубленному изучению иностранного языка, расширению языковых, лингвистических знаний, увеличению диапазона понимания текстов по специальности, обогащение активного словарного запаса по общественно-политической лексике.
  4. Профессиональный казахский (русский) язык. Основной целью курса является формирование коммуникативной компетенции, достаточной для адекватного профессионального общения в будущей трудовой деятельности. Студент обретет умение решать проблемы, возникающие в процессе профессионального общения.

Компоненты по выбору

  1. Английский (турецкий) язык — I. Данный курс направлен на то, что обучающиеся будут совершенствовать произношение, наращивать лексический запас (до 1200 единиц общеупотребительных слов и выражений), читать и переводить оригинальную литературу со словарем и без словаря для передачи информации, принимать участие в устном и письменном общении на иностранном языке.
  2. Английский (турецкий) язык — II. Обучающиеся освоят 1500 высоко употребительных лексических единиц разговорного и публицистического стилей. Особое внимание обращается на безэквивалентную и фоновую лексику для использования во всех видах речевой деятельности в рамках указанных сфер общения и речевой тематики. Обучающиеся будут совершенствовать навыки понимания звучащей речи, перевода специальной литературы и газетного текста, выступать на публике с докладом, вести переговоры.
  3. Блоггинг. Блогинг: понятие, культура, правовая сторона. Изменение структур новостных организаций технологиями. Как отношения с аудиторией могут быть переведены в более интерактивную связь с Интернетом и другими сетевыми структурами СМИ; этические проблемы, возникающие с новыми технологиями. Использование цифровых камер при создании контента . Написание текстов блогов, продвижение ресурса, социальные факторы. Создание видеоблогов.
  4. Инфографика и визуализация. Возможность экспериментировать с аудио и видео на мультимедийных устройствах, выполнять интерактивные проекты; рассматривать влияние мобильных технологий и визуальную сторону подачи информации (инфографика и видеоконтент); учиться применять современные технологии в области компьютерной графики и визуализации данных. Производство и публикация текстов, фотографий, аудио и видеоматериалов.
  5. Искусство интервью. Курс научит выстраивать интервью, беседовать на различные темы, уметь «перестраивать» разговор по ходу интервью, тактично его прерывать и добиваться ответа на поставленные вопросы. Специфика искусства интервью в казахстанских СМИ. Освоение конкретных способов межличностного взаимодействия поможет обрести гибкость во взаимоотношениях, выработать собственное кредо профессиональной деятельности, обнаружить ресурсы творческого решения профессиональных задач.
  6. Личный брендинг журналиста. Принципы и технологии персонального брендинга. Бренд как система: искусство применения «принципа рычага» и работы на чужих ресурсах. Идея собственного бренда. Принципы и технологии лидерского позиционирования персонального бренда. Работающий персональный миф. Одежда бренда. В курсе рассматриваются в качестве примеров публицистические статьи видных авторов. Студенты научатся вырабатывать свой стиль, развивать аналитические навыки.
  7. Стилистика и культура речи. Дисциплина включает четыре аспекта культуры речи: 1) учение о нормах литературного языка; возможность выбора одного варианта из нескольких; 2) учение о функциональных стилях языка; необходимость грамотно и уместно использовать языковые средства в зависимости от ситуации. 3) этический аспект предписывается правилами речевого этикета; 4) риторический аспект включает учение о риторике или ораторском искусстве.
  8. Сторителлинг. Целью изучения дисциплины «Сторителлинг» является: развитие у студентов навыков сбора, анализа, структурирования информации для подготовки и реализации проекта; развитие навыков работы со специальным оборудованием и программными средствами во время производства проектов на разных платформах. В результате освоения дисциплины студент должен: знать процессы и технологии разработки, подготовки и создания мультимедийных проектов; уметь разрабатывать идею проекта, обоснованно выбирать инструменты для рассказывания истории (мультимедийные и интерактивные), представлять и защищать готовый мультимедийный проект; иметь навыки создания мультимедийных проектов с интерактивными элементами, построения коммуникации внутри команды проекта и его аудиторией, представления и защиты медиапроекта